Научная статья на тему 'Социокультурное содержание предпринимательской культуры: эмпирические аспекты'

Социокультурное содержание предпринимательской культуры: эмпирические аспекты Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / культура / предпринимательская культура / социокультурный облик предпринимателей / социокультурное содержание / эмпирический анализ / глубинные интервью / society / culture / entrepreneurial culture / socio-cultural image of entrepreneurs / socio-cultural content / empirical analysis / in-depth interviews

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шевченко О. П.

В статье отмечается, что российская предпринимательская культура характеризуется наличием ряда признаков, формирующих ее актуальный социокультурный облик. Структура российской предпринимательской культуры весьма сложна и противоречива. Среди различных методологий и методов социологической науки, применяемых для анализа социокультурного содержания предпринимательской культуры, в наибольшей мере подходит именно качественная стратегия. Автором был проведено качественное социологическое исследование российских предпринимателей (глубинные интервью), позволившее систематизировать первичную информацию об основных содержательных элементах предпринимательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural content of entrepreneurial culture: empirical aspects

The article notes that the Russian entrepreneurial culture is characterized by the presence of a number of features that form its current socio-cultural appearance. The structure of Russian entrepreneurial culture is very complex and contradictory. Among the various methodologies and methods of sociological science used to analyze the socio-cultural content of entrepreneurial culture, it is the qualitative strategy that is most suitable. The author conducted a qualitative sociological study of Russian entrepreneurs (in-depth interviews), which allowed to systematize primary information about the main content elements of entrepreneurial culture.

Текст научной работы на тему «Социокультурное содержание предпринимательской культуры: эмпирические аспекты»

Шевченко О.П.

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

Социокультурное содержание предпринимательской культуры: эмпирические аспекты*

Аннотация. В статье отмечается, что российская предпринимательская культура характеризуется наличием ряда признаков, формирующих ее актуальный социокультурный облик. Структура российской предпринимательской культуры весьма сложна и противоречива. Среди различных методологий и методов социологической науки, применяемых для анализа социокультурного содержания предпринимательской культуры, в наибольшей мере подходит именно качественная стратегия. Автором был проведено качественное социологическое исследование российских предпринимателей (глубинные интервью), позволившее систематизировать первичную информацию об основных содержательных элементах предпринимательской культуры.

Ключевые слова: общество, культура, предпринимательская культура, социокультурный облик предпринимателей, социокультурное содержание, эмпирический анализ, глубинные интервью.

Shevchenko O.P.

Candidate of Economics, Associate Professor of the Kuban State University, Krasnodar.

Socio-cultural content of entrepreneurial culture: empirical aspects

Abstract. The article notes that the Russian entrepreneurial culture is characterized by the presence of a number of features that form its current socio-cultural appearance. The structure of Russian entrepreneurial culture is very complex and contradictory. Among the various methodologies and methods of sociological science used to analyze the socio-cultural content of entrepreneurial culture, it is the qualitative strategy that is most suitable. The author conducted a qualitative sociological study of Russian entrepreneurs (in-depth interviews), which allowed to systematize primary information about the main content elements of entrepreneurial culture.

Key words: society, culture, entrepreneurial culture, socio-cultural image of entrepreneurs, socio-cultural content, empirical analysis, in-depth interviews.

Предпринимательская культура играет важную роль в системе культуры российского общества. В научной лите-

ратуре представлены различные точки зрения относительно содержания понятия «предпринимательская культура».

* © Шевченко О.П., 2022.

Социокультурное содержание предпринимательской культуры: эмпирические аспекты

По мнению О.Ю. Ожерельевой, «предпринимательская культура - это часть совершенно конкретной культуры с ее специфическим языком и стилем мышления, позволяющими воспроизводить и читать только ей присущий социокод, опираясь при этом на системы ценностей как ментального, так и прагматичного характера. В тоже время она включает специфические регуляторы жизнедеятельности в виде норм, систем отношений, социокультурных механизмов, имеющих свое социокультурное пространство проявления, которое порождается характером взаимодействия всей совокупности общественных отношений» [1, с. 8].

В.Г. Макеева считает, что предпринимательская культура представляет собой «совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени» [2, с. 90-98]. Некоторые исследователи полагают, что предпринимательская культура - «духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идейное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия» [3, с. 59].

Анализ различных определений понятия «предпринимательская культура», оно трактуется весьма неоднозначно. объединяющим семантическим элементом для большинства определений выступает передача социально-профессионального духовно-нравственного опыта от старших поколений предпринимателей к младшим. В духовно-нравственной сфере предприни-

мательская культура аккумулирует ценности, традиции, обычаи, нормы, идеалы и др. элементы социокультурного пространства.

Следует отметить, что социологический анализ культуры как социального института сопряжен с рядом серьезных гносеологических проблем, связанных с междисциплинарной отраслью научного познания, возникающим несовпадением методологий, как следствие, терминологической путаницей, непроясненностью индикаторов эмпирического анализа явлений и процессов в сфере культуры. Существующие теоретико-методологические подходы к анализу культуры как элемента социальной системы нередко противоречат друг другу. Более того, среди исследователей нет единства по поводу содержания понятия «культура», а также относительно специфики ее взаимодействия с социальной системой. На протяжении веков продолжаются дискуссии на эту тему. Все вышеизложенное оказывает воздействие и на процесс социологического анализа предпринимательской культуры как элемента системы культуры российского общества XXI в.

Относительно определения понятия «предпринимательская культура» мнения исследователей существенно расходятся. Достаточно перспективным выглядит ее представление как системы взглядов, воззрений, установок предпринимателей относительно своего места в экономической и социальной системе, что, в свою очередь, формирует специфику их экономического поведения и жизнеощущения. Среди различных точек зрения относительно структуры предпринимательской культуры сложно выделить какую-либо доминирующую. В этой связи предложено авторское видение структуры предпринимательской культуры как

состоящей из двух элементов: внутреннего и внешнего уровней.

Предпринимательскую культуру современного российского общества целесообразно позиционировать в качестве локальной культурной формы, не тождественной субкультурам или контркультурам (они отличаются большей сплоченностью - поведенческой и духовной) своих членов. Однако сходство предпринимательской культуры и субкультур состоит не только в том, что они вступают интегральным элементом системы культуры российского общества, но и наличием доктринально ядра - упорядоченной системы ценностей, норм, идей, идеалов, мировоззрения и т.п., что позволяет эффективно осуществлять пресс социокультурной интеграции членов объединения. Именно доктринальное ядро предпринимательской культуры выступает основой процессов социализации и инкультурации, оказывает существенное воздействие на сознание и поведение бизнесменов.

наряду с теоретическим изучением предпринимательской культуры весьма перспективно и эмпирическое направление социологического поиска. Сложный многоуровневый объект как предпринимательская культура, очевидно, требует симбиоза количественной и качественной стратегии эмпирического исследования. Кроме того, эмпирический социологический анализ предпринимательской культуры был бы неполным без всестороннего учета ее структуры, познания особенностей взаимосвязи ее основных элементов. В научной литературе в этой связи отмечается, что предпринимательская культура складывается из следующих элементов:

- материальные элементы;

- духовные элементы;

- личностные элементы;

- институциональные элементы [4].

Многоуровневая, порой противоречивая, структура предпринимательской культуры ставит весьма серьезные задачи перед социологом-исследователем. Учет различных элементов, понимание характера взаимосвязей тех или иных подсистем предпринимательской культуры требует составления качественной программы социологического исследования, где центральным элементом выступает интерпретация и операци-онализация основных понятий, способствующая фиксации системы эмпирически наблюдаемых индикаторов. Именно эмпирический уровень социологического поиска, как представляется, обладает наибольшим эвристическим потенциалом применительно к анализу предпринимательской культуры.

В целях получения подробной, глубокой информации о предпринимательской культуре российского общества был осуществлен качественный социологический анализ. Для достижения этих целей была проведена серия глубинных интервью с российскими предпринимателями. общее число интервью - 16. Сфера деятельности опрошенных - малый и средний бизнес, возраст от 18 лет и старше.

В результате проведенного исследования были получены данные о том, что для изучаемого сообщества характерно двуполярное восприятие бизнес-среды. Она дифференцируется на «нормальных», «моральных», «правильных» и т.п. предпринимателей и «ненормальных», «аморальных», «подлых», «агрессивных», «излишне жадных» и др. Первых - явное большинство, с точки зрения респондентов, и они охотно себя идентифицируют с такими. «Мои ожидания в целом по поводу морали бизнесменов оправдались,

большинство - вполне нормальные, вменяемые люди, с которыми приятно иметь дело и общаться» (жен., 44 года). Вторые - составляют меньшинство, но действия этого меньшинства настолько резонансные для предпринимательского сообщества, что имеет далеко идущие последствия. «Из-за одного, скажем так, мутанта теперь обо всех предпринимателях начинаешь плохо думать» (муж., 34 года).

В ходе глубинных интервью мнения предпринимателей разделились при ответе на этот вопрос. Часть из них полагает, что в целом предпринимательская среда достаточно дифференцирована и какого-либо единства со стороны предпринимательского сообщества не ощущается. В качестве аргументов они обычно апеллируют к тому, что когда кого-то из бизнесменов необоснованно преследуют правоохранительные органы, за него никто из «коллег» не заступается. «Если кого-то из нас ни за что посадят, поверьте, ни один человек не выйдет на его защиту, слова даже не скажет» (жен., 44 года). Другая часть опрошенных бизнесменов, напротив, указывает, что, несмотря на отсутствие явных публичных выступлений в случае «атак» на бизнес, поддержка все же имеет место. «Семьи поддерживают, в сложных ситуациях деньги людям занимают без всяких оформлений - такое сплошь и рядом встречается, об этом тоже нужно говорить» (муж., 34 года). Как показало исследование, в целом уровень сплоченности российских предпринимателей весьма средний, а крайние оценки встречаются все же реже.

При ответе на вопрос: «Можно ли говорить о духовном единстве российских предпринимателей? В чем оно может находить выражение?», оказалось, что на обыденном уровне

сознания предприниматели редко задумываются о чем-то подобном. Для них «это высшие категории, которые только работать мешают» (жен., 44 года). В большей мере, они говорят о моральном единении. «Да, моральная поддержка чувствуется, особенно против государственного произвола, с которым мы нередко встречаемся - все не понаслышке это знают» (муж., 38 лет). По остальным критериям оценки духовного единства респонденты затрудняются ответить более содержательно. Согласно их комментариям, религия или идеология, иные элементы духовной регуляции не могут в современном российском обществе быть объединяющим началом для предпринимателей. По мнению опрошенных, предпринимателей объединяет скорее образ и стиль жизни, специфика профессиональной занятости. Часть респондентов указали на то, что «у многих таких же, как я предпринимателей, совпадают жизненные идеалы, то, к чему мы стремимся» (муж., 29 лет). Однако более глубоко этот вопрос они в своем сознании не подвергают оценке. Для целей более детального изучения этого аспекта респондентам был задан дополнительный вопрос.

Как показало проведенное качественное исследование, опрошенные (в силу особого социально-профессионального статуса) характеризуются наличием специфических жизненных целей («терминальные ценности» в терминологии М. Рокича). Отвечая на вопрос интервьюера, направленный на детализацию подобных ценностей, респонденты упоминали: 1) достижение успеха в бизнесе, под которым они понимают «высокий уровень богатства», «существенное превышение доходов над расходами» и т.д.; 2) достижение особого состояния свободы, когда че-

ловек имеет все необходимые жизненные блага и ему не нужно прилагать усилий для их последующего достижения; 3) благосостоянием своей семьи / ближайшего окружения, отсутствие необходимости «добывать средства для существования». Как показало исследование, в целом все терминальные ценности опрошенных российских предпринимательской укладываются в систему «собственное материальное благосостояние, а также своей семьи и близких». При этом свобода выступает для исследуемой среды в качестве некоей «производной» именно от материального достатка, т.е. позиционируется ими как следствие материального, а не духовного благополучия. именно в материальных акцентах проявляется специфика современной российской предпринимательской культуры (например, в отличие от протестантского бизнеса, оказавшегося в центре внимания классика мировой социологии М. Вебера). Однако окончательные выводы по данному аспекту оценки предпринимательской культуры можно будет сделать только на основании репрезентативных количественных исследований (в целях верификации выдвинутой теоретической гипотезы).

При ответе на вопрос: «Ощущается ли у современных российских предпринимателей связь с традициями прошлых поколений?» мнения участников исследования разделились. Часть из них убеждены, что у современных российских предпринимателей сохранились традиции ведения бизнеса, идущие с древних времен. Основная аргументация состоит в том, что «методы и приемы зарабатывания денег сейчас практически ничем не отличаются о тех, что применяли русские купцы тысячу лет назад, поэтому и связь времен очевидна» (жен., 44 года). Респонденты,

входящие в эту группу, также приводят и «отрицательные» доказательства наличия связи времен: «как были раньше коррупционные подряды с государством, почитайте хоть про железные дороги XIX в., так и остались подобные схему и в веке XXI в. - и железные дороги все такие же железные и денежные» (муж., 52 года).

Другие участники исследования, напротив, не согласны с данной точкой зрения и продвигают мысль о том, что у постсоветских предпринимателей оборвалась связь с дореволюционными и именно советская эпоха этому способствовала. «Какие в СССР могли быть предприниматели? Их всех в расход отправили. Именно поэтому наши нынешние бизнесмены никак не связаны с историей бизнеса, это совершенно новый класс коммунистов, решивших стать на рельсы капитализма» (муж., 29 лет).

несмотря на разногласия между различными выразителями мнений предпринимателей, общая тенденция становится довольно очевидной. Разрыв поколений российских предпринимателей был объективно обусловлен более чем 70-летней историей существования советской власти. В этот период времени произошла утрата преемственности предпринимательства, что повлекло за собой и потерю традиций, обычаев, ценностей, идеалов и т.п. Кроме того, существенным образом изменилось и общество в начале XXI в. Этот факт также необходимо принимать во внимание при проведении социологических исследований предпринимательской культуры.

Таким образом, эмпирический анализ показал, что российские предприниматели более дифференцированы, чем интегрированы. Эта тенденция наблюдается по различным показателям:

ценностям, нормам, традициям и обычаям, восприятию истории и современности. (В то же время респонденты ответили на многие четкие вопросы, согласившись с тем, что у них есть предпринимательская культура и они признают эффективность предпринимательского сообщества). В дополнение к существующей дифференцируе-мости внутри предпринимательского общества (что значительно усложняет формирование полноценной предпринимательской культуры), исследование показало, что ситуация осложняется очень значительными противоречиями и довольно высокими конфликтами между самими участниками предпринимательского общества. В результате предпринимательская культура в настоящее время выглядит как «поверхностное» образование, соответствующее «веяниям времени», но не имеющее глубокой социокультурной основы. Это дух полной интеграции российских предпринимателей в пространство особой и уникальной предпринимательской культуры, которая является предметом социологических исследований.

Влияние Интернета в глобальной компьютерной сети на предпринимательскую культуру России также имеет свои особенности. Предприниматели активно используют интернет для ведения бизнеса и создания акаунтов в социальных сетях, но эффекты, связанные с виртуализацией социального пространства. На данный момент влияние глобальных сетей на предпринимательскую культуру России во многом представляется поверхностным, а не ограниченным. именно основное состояние предпринимательской культуры, особенно ее доктрина, создает такую ситуацию.

References

[1] Yuzhalina N.S. Mentality as a socio-cultural integrity: dis. ... cand. cultural studies. Chelyabinsk, 2003. P. 8.

[2] Orlov V.B. Essential and content characteristics of the concept of "entrepreneurial culture" // Sciences of Europe. 2016. № 8. P. 90-98.

[3] Asaul A.N., Voynarenko M.P., Erofeev P.Yu. Or-

ganization of entrepreneurial activity / ed. Doctor of Economics, prof. A.N. Asaula. St. Petersburg: "Humanistika", 2004. P. 59.

[4] https://center-yf.ru/data/ip/predprinimatelska-ya-kultura.php (01.15.2021).

Список литературы

[1] Южалина H.C. Менталитет как социокультур-

ная целостность: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2003. С. 8.

[2] Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // Sciences of Europe. 2016. № 8. С. 90-98.

[3] Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности / под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. С. 59.

[4] https://center-yf.ru/data/ip/predprinimatelskaya-

kultura.php (Дата обращения: 15.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.