Научная статья на тему 'Предпринимательская культура: проблема репрезентации понятия и построения стратегии научного поиска'

Предпринимательская культура: проблема репрезентации понятия и построения стратегии научного поиска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общество / культура / предпринимательская культура / социологический анализ / семантика понятия / индикаторы / гносеологические проблемы / society / culture / entrepreneurial culture / sociological analysis / semantics of the concept / indicators / epistemological problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко О. П.

В статье отмечается, что современная социология проявляет значительный интерес к анализу предпринимательской культуры российского общества. Вместе с тем, познавательные возможности социологической науки оказываются серьезно ограничены вследствие семантической неопределенности понятия «предпринимательская культура». Гносеологическая проблема обостряется по причине существования противоречий в теоретико-методологических конструкциях различных общественных наук, в сферу интересов которых входит предпринимательская культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial culture: the problem of representation of the concept and the construction of a scientific search strategy

The article notes that modern sociology shows considerable interest in the analysis of the entrepreneurial culture of Russian society. At the same time, the cognitive capabilities of sociological science are seriously limited due to the semantic uncertainty of the concept of “entrepreneurial culture”. The epistemological problem is aggravated due to the existence of contradictions in the theoretical and methodological constructions of various social sciences, whose sphere of interests includes entrepreneurial culture.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская культура: проблема репрезентации понятия и построения стратегии научного поиска»

Шевченко О.П.

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

Предпринимательская культура: проблема репрезентации понятия и построения стратегии научного поиска*

Аннотация. В статье отмечается, что современная социология проявляет значительный интерес к анализу предпринимательской культуры российского общества. Вместе с тем, познавательные возможности социологической науки оказываются серьезно ограничены вследствие семантической неопределенности понятия «предпринимательская культура». Гносеологическая проблема обостряется по причине существования противоречий в теоретико-методологических конструкциях различных общественных наук, в сферу интересов которых входит предпринимательская культура.

Ключевые слова: общество, культура, предпринимательская культура, социологический анализ, семантика понятия, индикаторы, гносеологические проблемы.

Shevchenko O.P.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University.

Entrepreneurial culture: the problem of representation of the concept and the construction of a scientific search strategy

Abstract. The article notes that modern sociology shows considerable interest in the analysis of the entrepreneurial culture of Russian society. At the same time, the cognitive capabilities of sociological science are seriously limited due to the semantic uncertainty of the concept of «entrepreneurial culture». The epistemological problem is aggravated due to the existence of contradictions in the theoretical and methodological constructions of various social sciences, whose sphere of interests includes entrepreneurial culture.

Key words: society, culture, entrepreneurial culture, sociological analysis, semantics of the concept, indicators, epistemological problems.

Российская предпринимательская культура выступает перспективным объектом социологического анализа.

среди современных исследователей не наблюдается консенсуса по поводу содержательной сути понятия «предпри-

* © Шевченко о.П., 2022.

Предпринимательская культура: проблема репрезентации понятия и построения стратегии научного поиска

нимательская культура». Вследствие возникших разногласий семантическое поле оказалось заполнено множеством вариантов трактовок понятия, прямо или косвенно связанного с социокультурной системой координат предпринимательского сообщества. При этом уровень неопределенности по отношению к месту и роли предпринимательской культуры в системе культуры российского общества оказался весьма высок, что снижает в целом эффективность социологических исследований.

С.Г. Михнева и Е.В. Малышева определяют предпринимательскую культуру как «органическое целое: с одной стороны, предпринимательская культура ориентирована на достижение определенных целей (максимизация прибыли, минимизация издержек, риск, инновационность), а с другой стороны, нормы и ценности, заложенные в национальной культуре, позволяют определить цену, которую готово заплатить общество при достижении данных целей» [1].

В специализированном социологическом словаре речь идет об «определенной социетальной культуре, в рамках которой особо ценятся такие качества, как индивидуальная инициатива, энергичность и уверенность в собственных силах» [2, с. 238]. В данном случае позиционирование предпринимательской культуры связано, прежде всего, с профессиональными признаками, качествами ее носителей. В то же время исследователи связывают предпринимательскую культуру и с «интегративной способностью личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализа-

цию» [3, с. 13-25]. Несмотря на то, что данное определение в большей мере апеллирует к социокультурной составляющей, все же следует обратить внимание на взаимосвязь с толкованием предпринимательской культуры в социально-профессиональной (шире - социально-экономической) системе координат. Такие трактовки предпринимательской культуры можно признать в целом несколько узкими, не отражающими в полной мере духовный мир предпринимателей, их мировоззрение, социальное настроение и т.п.

Исследователи также считают, что предпринимательская культура - это «определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [4, с. 90-98]. Подобное позиционирование предпринимательской культуры в большей мере деятель-ностное, где во главу угла выносится социально-профессиональная составляющая и соответствующие поведенческие практики, а другие элементы, прежде всего, непосредственно социокультурные, отходят на второй план. Такое концептуальное видение было характерно в большей мере именно для классического этапа развития социологической науки, однако в XXI в. может быть поставлено под сомнение.

с точки зрения В.Г. Макеевой, предпринимательская культура представляет собой «совокупность образцов поведения, ценностной системы,

социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени» [10]. Некоторые исследователи полагают, что предпринимательская культура - «духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идейное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия» [5, с. 59].

О.Ю. Ожерельева полагает, что «предпринимательская культура - это часть совершенно конкретной культуры с ее специфическим языком и стилем мышления, позволяющими воспроизводить и читать только ей присущий социокод, опираясь при этом на системы ценностей как ментального, так и прагматичного характера. В тоже время она включает специфические регуляторы жизнедеятельности в виде норм, систем отношений, социокультурных механизмов, имеющих свое социокультурное пространство проявления, которое порождается характером взаимодействия всей совокупности общественных отношений» [6, с. 8]. Это определение понятия «предпринимательская культура» в значительной мере опирается на социокультурный подход, сильной стороной подобного подхода выступает констатация факта тесной взаимосвязи предпринимательской культуры со сложными духовно-нравственными регулятивными элементами, прежде всего, менталитетом. схожая по смыслу трактовка «предпринимательской культуры» как «системы ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и

регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом» предложена и В.Б. Орловым [4]. Данное определение эвристически ценно вследствие репрезентации предпринимательской культуры как «связующей нити» между старшими и младшими поколениями предпринимателей. Подобная культура не просто аккумулирует и передает социально-профессиональный опыт - она наполняет его аксиологическим, мировоззренческим, нормативным, ментальным содержанием.

В.В. Красулина указывает на специфику генезиса предпринимательской культуры как особого социокультурного явления: «погруженность рынка в ментальность общества создает особый вид «рыночного сознания», коммерческий стиль мышления (соотношение выгоды, утилитарности и уравнительности). Все это находит выражение в центральной проблеме этики бизнеса - соотношении предпринимательства и духовной культуры» [7, с. 289-297].

В свою очередь, западные авторы, исследуя проблемы предпринимательской культуры, в основном сосредотачивают внимание на взаимодействии и взаимопонимании, возникающих между представителями разных культур в процессе предпринимательской деятельности, рассматривают особенности организации бизнеса и деловой коммуникации, технику ведения переговоров и торгов, создание эффективной рекламы и обратной связи с потребителем [8, с. 50-56].

По мнению российских исследователей, вполне целесообразно рассматривать предпринимательскую культуру как динамическое соответствие трех уровней: а) внешних условий хо-

зяйствования, б) внутренней организационно-технической структуры и в) социальных связей. В рамках этой точки зрения предпринимательская культура системно рассматривается как конкретизация предпринимательской этики, как ее выражение [11]. Таким образом, в данном ракурсе анализа предпринимательская культура предстает как сложный социокультурный комплекс, состоящий из множества элементов, одним из которых выступают ценности и ценностные ориентации, а также особые социально-профессиональные нормы, в своей совокупности формирующие предпринимательскую этику. Однако именно в рамках предпринимательской культуры оказываются весьма развиты идеологические, мировоззренческие и иные, более глубинные, конструкты, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное воздействие на социальные практики предпринимателей.

Объединяющим семантическим элементом для большинства определений понятия «предпринимательская культура» выступает передача социально-профессионального, духовно-нравственного опыта от старших поколений предпринимателей к младшим. В духовно-нравственной сфере предпринимательская культура аккумулирует ценности, традиции, обычаи, нормы, идеалы и др. элементы социокультурного пространства.

Однако зачастую исследователи характеризуют ее, исходя из «внешних», социально-профессиональных признаков - в результате подобного подхода социологический анализ оказывается неэффективным в исследовании именно духовно-нравственных аспектов предпринимательской культуры. Ряд исследователей, напротив, демонстрирует стремление к систем-

ному изучению предпринимательской культуры, описанию симбиоза ее «внешних» и «внутренних» признаков. Вместе с тем, даже применение подобного подхода не гарантирует всестороннего, концептуального, целостного анализа духовно-нравственных, социокультурных основ предпринимательской культуры, так как ее основные элементы, с одной стороны, весьма подвижны, подвержены воздействию различных факторов, а с другой стороны, особенностью предпринимательской культуры выступает цивилизационное социально-историческое содержание. Проблема осложняется тем, что для эмпирического социологического исследования весьма важно правильно определить индикаторы поиска информации. В противоречивой, неоднозначной трактовке термина предпринимательская культура может быть заложена системная ошибка, которая будет снижать качество эмпирического социологического поиска.

Е.В. Помазкова отмечает, что «источниками формирования и развития предпринимательской культуры являются ценности и нормы национальной культуры, особенности корпоративной организации, а также экономические условия становления и развития предпринимательства в стране. Ценностные ориентиры предпринимателей связаны и в определенной степени зависят от норм и ценностей национальной культуры. Поэтому отношение к богатству и его публичной демонстрации, восприятие общественного долга и обязательств перед гражданами своей страны, приоритеты личным достижениям или коллективным усилиям, отношение к истории страны и своего бизнеса и т.д. имеют явную нацио-

нальную специфику, которую можно связать с культурными изменениями или стандартами, описанными различными кросскультурными моделями» [9, с. 28-33].

Таким образом, социальный и социокультурный вес предпринимательства объясняется тем, что именно эту социальную группу отличает инициатива, стремление к инновациям, что наряду с производством материальных благ, ресурсов позволяет прямо или косвенно удовлетворять различные фундаментальные потребности общества. Объективные характеристики предпринимателей как социальной группы позволяют выявить у них и сходные социокультурные черты (ценности, мировоззрение, мироощущение, нормы, идеологии и т.п.), что создает основы для особой предпринимательской культуры как элемента системы культуры социума.

Целесообразно рассматривать предпринимательскую культуру как значимый элемент духовной подсистемы современного общества, часть общей системы культуры. При этом предпринимательская культура не является субкультурой или контркультурой (для этих социокультурных объединений характерны другие уровни консолидации совместных действий и идентификации принадлежности, а также наличие непротиворечивой системы социокультурных координат). Предпринимательская культура - это разновидность локальной культуры общества, определенного сегмента внутри системы культуры, который характеризуется общностью ряда социокультурных признаков членов, но, вместе с тем, не предполагает высокого уровня консолидации и унификации.

Предпринимательская культура - локальная культурная форма, не

тождественная субкультурам или контркультурам (они отличаются большей сплоченностью - поведенческой и духовной) своих членов. Однако сходство предпринимательской культуры и субкультур состоит не только в том, что они вступают интегральным элементом системы культуры российского общества, но и наличием доктринально ядра - упорядоченной системы ценностей, норм, идей, идеалов, мировоззрения и т.п., что позволяет эффективно осуществлять пресс социокультурной интеграции членов объединения. Именно доктринальное ядро предпринимательской культуры выступает основой процессов социализации и инкультурации, оказывает существенное воздействие на сознание и поведение бизнесменов.

References

[1] Mikhneva S.G., Malysheva E.V. Economic nature

and essence of entrepreneurial culture // News of higher educational institutions. Volga region. Economic Sciences. 2013. № 1. Р. 50-56.

[2] Abercrombie N., Hill S., Turner B.S. Sociological

Dictionary. Kazan, 1997, p. 238.

[3] Orlov V.B., Mizerova O.G., Orlova E.V. Entrepre-

neurial culture: the essence and content of the concept // Bulletin of the Yugorsk State University. 2009. № 4. Р. 13-25.

[4] Orlov V.B. Essential and content characteristics of the concept of "entrepreneurial culture" // Sciences of Europe. 2016. № 8. Р. 90-98.

[5] Asaul A.N., Voynarenko M.P., Erofeev P.Yu. Or-

ganization of entrepreneurial activity / ed. Doctor of Economics, prof. A.N. Asaula. St. Petersburg: "Humanistika", 2004. P. 59.

[6] Yuzhalina N.S. Mentality as a socio-cultural integrity: dis. ... cand. cultural studies. Chelyabinsk, 2003. p. 8.

[7] Krasulina V.V. Moral determination of entrepreneurial activity // Regionology. 2011. № 4. Р. 289-297.

[8] Mikhneva S.G., Malysheva E.V. Economic nature

and essence of entrepreneurial culture // News of higher educational institutions. Volga region. Economic Sciences. 2013. № 1. Р. 50-56.

[9] Pomazkova E.V. The essence and structure of en-

trepreneurial culture // Bulletin of the Don State Agrarian University. 2020. № 3. Р. 28-33.

[10] Orlov V.B. Essential and content characteristics

of the concept of "entrepreneurial culture" // Sciences of Europe. 2016. № 8. Р. 90-98.

[11] Orlov V.B., Mizerova O.G., Orlova E.V. Entrepreneurial culture: the essence and content of the concept // Bulletin of the Yugorsk State University. 2009. № 4. Р. 13-25.

Список литературы

[1] Михнева С.Г., Малышева Е.В. Экономическая природа и сущность предпринимательской культуры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические наук. 2013. № 1. С. 50-56.

[2] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань, 1997. С. 238.

[3] Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Пред-

принимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. № 4. С. 13-25.

[4] Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // Sciences of Europe. 2016. № 8. С. 90-98.

[5] Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности / под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. С. 59.

[6] Южалина н.С. Менталитет как социокультур-

ная целостность: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2003. С. 8.

[7] Красулина В.В. Нравственная детерминация предпринимательской деятельности // Реги-онология. 2011. № 4. С. 289-297.

[8] Михнева С.Г., Малышева Е.В. Экономическая природа и сущность предпринимательской культуры // известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические наук. 2013. № 1. С. 50-56.

[9] Помазкова Е.В. Сущность и структура предпринимательской культуры // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 3. С. 28-33.

[10] Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // Sciences of Europe. 2016. № 8. С. 90-98.

[11] Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. № 4. С. 13-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.