СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДОМОВЕДЕНИЯ
Ю.А. Сыромятникова ЮУрГУ
В статье рассматриваются функции социокультурного пространства в формировании профессиональной компетентности специалиста домоведення.
Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетентности, включающие не только и не столько систему знаний и умений самих по себе, сколько набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, профессиональной и других сферах деятельности.
Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации профессиональной подготовки показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишо-ва, А.В. Хуторского и др.
Большинством отечественных исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки; и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность [1,3 и др.].
Компетентность специалиста, на наш взгляд, следует рассматривать как интегративное качество личности включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению профессиональной деятельности, требующее наличия определенных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и про-фессионально-личностных качеств, с другой.
Подготовка кадров для сферы сервиса относится к важнейшим проблемам, эффективное решение которых обеспечивает успешное развитие сервиса как составной части эконо-
мики. В отечественной системе образования в 1994 г. был впервые сформирован ряд сервисных специальностей, имеющих социокультурную направленность. Одним из этих сервисных направлений стала новая для российской образовательной системы специальность
- домоведение.
Домоведение - это вид сервисной деятельности, включающий совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. Сфера деятельности специалиста домоведения относится к типу профессий «человек-человек». Это специалист, владеющий знаниями, которые направлены на удовлетворение потребностей. К сфере компетентности специалиста домоведения мы отнесем следующие объекты: человек, его телесное, духовное и социальное развитие; процессы и структуры общества; институты социального обеспечения.
Менеджер по специальности 100110 «Домоведение» в соответствие с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: сервисная, организационно-
управленческая, научно-исследовательская и образовательная.
Для решения профессиональных задач менеджер домоведения должен овладеть определенными компетенциями. К таким компетенциям можно отнести:
- владение методами сбора, хранения, обработки и анализа информации, информационно-методического обеспечения в области профессиональной деятельности;
- умение анализировать и оценивать со-циально-культурную, сервисную, организационно-управленческую деятельность, рынки
Сыромятникова Ю.А.
Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетентности...
социально-культурных и бытовых услуг, продвижение и доведение услуг до потребителей;
- умение прогнозировать результаты со-циально-культурной и организационно-управленческой деятельности, конъюнктуру рынков и номенклатуру услуг;
- владение методами проектирования номенклатуры социально-культурных и бытовых услуг, процессов их продвижения и реализации на рынке, разработки стратегии социально-культурной, сервисной, организационно-управленческой деятельности;
- умение организовывать и планировать деятельность организации по комплексному обслуживанию клиентов (потребителей) с целью удовлетворения потребностей в услугах социально-культурного сервиса и домоведения;
- умение применять нормативно-право-вые документы, регламентирующие деятельность организации (предприятия) социальнокультурного сервиса и домоведения;
- владение культурой межличностного общения, методами разрешения конфликтов;
- умение формировать и управлять процессами социально-культурного сервиса, осуществлять реализацию проектов и планов, их продвижение и реализацию на рынке услуг;
- умение пользоваться системами моделирования процессов социально-культурного сервиса и домашней среды, выбирать (проектировать) модели инновационных технологий с учетом вида профессиональной деятельности.
Анализируя работы, близкие по проблематике и предлагающие варианты структуры профессиональной компетентности, мы на основе системно-деятельностного и культурологического подходов определили наличие следующих компонентов в структуре профессиональной компетентности.
Мотивационный компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста домоведения характеризует его профессиональную готовность к реализации профессиональных ценностей.
Когнитивный компонент предполагает совокупность общепрофессиональных и специальных знаний.
Когнитивные умения и навыки специалиста домоведения включают в себя следующие компоненты: умение анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; умение анализировать и выявлять проблемы и проблемные ситуации; умение применять на практике свои знания и понимание проблем; умение
применять на практике исследовательские находки.
Поведенческий компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста домоведения выступает основополагающим компонентом, выражается в умениях и способностях личности.
Ценностно-смысловой компонент отражает отношение к содержанию профессиональной деятельности и объекту ее приложения. Ориентация студентов на профессионально-познавательные ценности осуществляется на основе изучения системы учебных предметов и практической деятельности, имеющих профессиональную направленность.
Эмоционально-волевой компонент профессиональной компетентности специалиста домоведения отражает его отношения с окружающим миром, определяющие состояние сознания. Активно-познавательное эмоционально-ценностное отношение к сфере будущей профессиональной деятельности способствует актуализации личностных профессиональных качеств специалистов, а также развитию таких сфер личности как самопознание и самооценка, саморефлексия, саморазвитие, самоутверждение как механизмов творческой самореализации.
В формировании профессиональной компетентности личности специалиста важная роль принадлежит решению проблем расширения социокультурного пространства. По мнению П.С. Гуревича, всякая культура развивается и функционирует во времени и пространстве. Гуманистическая система образования предполагает выход в культуру, социум, расширение жизненного пространства личности. Следовательно, следует вести речь о социокультурном пространстве развития личности вообще и специалиста в частности.
При этом под социокультурным пространством вуза, придерживаясь трактовки
Н.М. Борытко, мы понимаем специально организованную педагогическую сферу, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности студента [2].
Фактором в науке называется причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Между факторами и условиями существует диалектическая взаимосвязь, выражающаяся во взаимопереходах. Поэтому факторы нередко выполняют функции условий. Однако в отличии от фактора, непосредствен-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 8
201
Теория и методика профессионального образования
но порождающего то или иное явление, условие составляет ту среду, в которой явление возникает, существует и развивается.
В контексте изложенного, важными условиями формирования гармоничной личности студента в социокультурном пространстве университета, является ориентация студентов на культурные ценности, учет национальных традиций в воспитании и обучении, создание новой, гуманной, разнообразной и сложной культурной среды, освоение общечеловеческих ценностей мировой, национальной культуры с использованием современных технологий межкультурного взаимодействия.
Проектирование учебного процесса вуза, ориентированного на профессиональное становление специалиста, позволило сконструировать модель процесса формирования профессиональной компетентности специалиста домо-ведения у студентов в рамках социокультурного пространства вуза, которая включает три взаимосвязанных этапа: ценностно-целевой, направленный на приоритетное формирование мотивационного и ценностно-смыслового компонентов профессиональной компетентности специалиста домоведения; информационнокогнитивный, где приоритетным выступает формирование когнитивного компонента; прак-тико-технологический - приоритетным на этом этапе выступает эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.
На первом этапе была поставлена следующая цель: формирование у младших курсов студентов мотивов и ценностей будущей профессиональной деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации через присвоение социокультурных ценностей, сконцентрированных в русской национальной бытовой культуре. Задачами этапа являются осознание целей учебно-познава-тельной и будущей профессиональной деятельности; развитие внутренней мотивации; стимулирование перехода от мотива достижения к мотивам саморазвития и самореализации. Формирование профессиональных мотивов начинается на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Введение в специальность», а также в период учебной практики.
Приоритетным на втором, информационно-когнитивном, этапе было формирование когнитивного компонента профессиональной компетентности менеджера домоведения у студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Основным средством выступают
лекционные и практические занятия блока общепрофессиональных и специальных дисциплин, центром которого мы выбрали курс «Концептуальные основы домоведения», а также интегрированные задания на производственную практику.
Ведущим на третьем, практико-
технологическом, этапе было формирование поведенческого и эмоционально-волевого компонентов профессиональной компетентности специалиста домоведения. Основным средством формирования выступают интегрированные задания, получаемые в процессе прохождения дисциплин специализации и участия студентов во Всероссийской студенческой олимпиаде «Домашние технологии».
Условия этого этапа максимально приближены к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Создаются наибольшие возможности для интеграции психо-лого-педагогических, методических и предметных знаний студентов, формируются умения по всем основным видам деятельности специалиста - менеджера по специальности 100110 «Домоведение».
Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалистов домоведения происходит на основе приобщения студентов к достижениям мировой культуры, овладения духовным богатством современной цивилизации в ее ценностном понимании. В этом контексте возрастает значимость социокультурного пространства университета как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности студента, его готовности к творческому овладению будущей профессии, к самоутверждению, самовыражению и самореализации.
Литература
1. Зимняя, ИА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -198 с.
2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001.
- 445 с.
3. Гребнев, Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. -№ 1.- С. 36-51.