Научная статья на тему 'Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетентности специалиста домоведения'

Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетентности специалиста домоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыромятникова Ю. А.

В статье рассматриваются функции социокультурного пространства в формировании профессиональной компетентности специалиста домоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетентности специалиста домоведения»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДОМОВЕДЕНИЯ

Ю.А. Сыромятникова ЮУрГУ

В статье рассматриваются функции социокультурного пространства в формировании профессиональной компетентности специалиста домоведення.

Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетентности, включающие не только и не столько систему знаний и умений самих по себе, сколько набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, профессиональной и других сферах деятельности.

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации профессиональной подготовки показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишо-ва, А.В. Хуторского и др.

Большинством отечественных исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки; и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность [1,3 и др.].

Компетентность специалиста, на наш взгляд, следует рассматривать как интегративное качество личности включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению профессиональной деятельности, требующее наличия определенных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и про-фессионально-личностных качеств, с другой.

Подготовка кадров для сферы сервиса относится к важнейшим проблемам, эффективное решение которых обеспечивает успешное развитие сервиса как составной части эконо-

мики. В отечественной системе образования в 1994 г. был впервые сформирован ряд сервисных специальностей, имеющих социокультурную направленность. Одним из этих сервисных направлений стала новая для российской образовательной системы специальность

- домоведение.

Домоведение - это вид сервисной деятельности, включающий совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. Сфера деятельности специалиста домоведения относится к типу профессий «человек-человек». Это специалист, владеющий знаниями, которые направлены на удовлетворение потребностей. К сфере компетентности специалиста домоведения мы отнесем следующие объекты: человек, его телесное, духовное и социальное развитие; процессы и структуры общества; институты социального обеспечения.

Менеджер по специальности 100110 «Домоведение» в соответствие с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: сервисная, организационно-

управленческая, научно-исследовательская и образовательная.

Для решения профессиональных задач менеджер домоведения должен овладеть определенными компетенциями. К таким компетенциям можно отнести:

- владение методами сбора, хранения, обработки и анализа информации, информационно-методического обеспечения в области профессиональной деятельности;

- умение анализировать и оценивать со-циально-культурную, сервисную, организационно-управленческую деятельность, рынки

Сыромятникова Ю.А.

Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетентности...

социально-культурных и бытовых услуг, продвижение и доведение услуг до потребителей;

- умение прогнозировать результаты со-циально-культурной и организационно-управленческой деятельности, конъюнктуру рынков и номенклатуру услуг;

- владение методами проектирования номенклатуры социально-культурных и бытовых услуг, процессов их продвижения и реализации на рынке, разработки стратегии социально-культурной, сервисной, организационно-управленческой деятельности;

- умение организовывать и планировать деятельность организации по комплексному обслуживанию клиентов (потребителей) с целью удовлетворения потребностей в услугах социально-культурного сервиса и домоведения;

- умение применять нормативно-право-вые документы, регламентирующие деятельность организации (предприятия) социальнокультурного сервиса и домоведения;

- владение культурой межличностного общения, методами разрешения конфликтов;

- умение формировать и управлять процессами социально-культурного сервиса, осуществлять реализацию проектов и планов, их продвижение и реализацию на рынке услуг;

- умение пользоваться системами моделирования процессов социально-культурного сервиса и домашней среды, выбирать (проектировать) модели инновационных технологий с учетом вида профессиональной деятельности.

Анализируя работы, близкие по проблематике и предлагающие варианты структуры профессиональной компетентности, мы на основе системно-деятельностного и культурологического подходов определили наличие следующих компонентов в структуре профессиональной компетентности.

Мотивационный компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста домоведения характеризует его профессиональную готовность к реализации профессиональных ценностей.

Когнитивный компонент предполагает совокупность общепрофессиональных и специальных знаний.

Когнитивные умения и навыки специалиста домоведения включают в себя следующие компоненты: умение анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; умение анализировать и выявлять проблемы и проблемные ситуации; умение применять на практике свои знания и понимание проблем; умение

применять на практике исследовательские находки.

Поведенческий компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста домоведения выступает основополагающим компонентом, выражается в умениях и способностях личности.

Ценностно-смысловой компонент отражает отношение к содержанию профессиональной деятельности и объекту ее приложения. Ориентация студентов на профессионально-познавательные ценности осуществляется на основе изучения системы учебных предметов и практической деятельности, имеющих профессиональную направленность.

Эмоционально-волевой компонент профессиональной компетентности специалиста домоведения отражает его отношения с окружающим миром, определяющие состояние сознания. Активно-познавательное эмоционально-ценностное отношение к сфере будущей профессиональной деятельности способствует актуализации личностных профессиональных качеств специалистов, а также развитию таких сфер личности как самопознание и самооценка, саморефлексия, саморазвитие, самоутверждение как механизмов творческой самореализации.

В формировании профессиональной компетентности личности специалиста важная роль принадлежит решению проблем расширения социокультурного пространства. По мнению П.С. Гуревича, всякая культура развивается и функционирует во времени и пространстве. Гуманистическая система образования предполагает выход в культуру, социум, расширение жизненного пространства личности. Следовательно, следует вести речь о социокультурном пространстве развития личности вообще и специалиста в частности.

При этом под социокультурным пространством вуза, придерживаясь трактовки

Н.М. Борытко, мы понимаем специально организованную педагогическую сферу, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности студента [2].

Фактором в науке называется причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Между факторами и условиями существует диалектическая взаимосвязь, выражающаяся во взаимопереходах. Поэтому факторы нередко выполняют функции условий. Однако в отличии от фактора, непосредствен-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 8

201

Теория и методика профессионального образования

но порождающего то или иное явление, условие составляет ту среду, в которой явление возникает, существует и развивается.

В контексте изложенного, важными условиями формирования гармоничной личности студента в социокультурном пространстве университета, является ориентация студентов на культурные ценности, учет национальных традиций в воспитании и обучении, создание новой, гуманной, разнообразной и сложной культурной среды, освоение общечеловеческих ценностей мировой, национальной культуры с использованием современных технологий межкультурного взаимодействия.

Проектирование учебного процесса вуза, ориентированного на профессиональное становление специалиста, позволило сконструировать модель процесса формирования профессиональной компетентности специалиста домо-ведения у студентов в рамках социокультурного пространства вуза, которая включает три взаимосвязанных этапа: ценностно-целевой, направленный на приоритетное формирование мотивационного и ценностно-смыслового компонентов профессиональной компетентности специалиста домоведения; информационнокогнитивный, где приоритетным выступает формирование когнитивного компонента; прак-тико-технологический - приоритетным на этом этапе выступает эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

На первом этапе была поставлена следующая цель: формирование у младших курсов студентов мотивов и ценностей будущей профессиональной деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации через присвоение социокультурных ценностей, сконцентрированных в русской национальной бытовой культуре. Задачами этапа являются осознание целей учебно-познава-тельной и будущей профессиональной деятельности; развитие внутренней мотивации; стимулирование перехода от мотива достижения к мотивам саморазвития и самореализации. Формирование профессиональных мотивов начинается на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Введение в специальность», а также в период учебной практики.

Приоритетным на втором, информационно-когнитивном, этапе было формирование когнитивного компонента профессиональной компетентности менеджера домоведения у студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Основным средством выступают

лекционные и практические занятия блока общепрофессиональных и специальных дисциплин, центром которого мы выбрали курс «Концептуальные основы домоведения», а также интегрированные задания на производственную практику.

Ведущим на третьем, практико-

технологическом, этапе было формирование поведенческого и эмоционально-волевого компонентов профессиональной компетентности специалиста домоведения. Основным средством формирования выступают интегрированные задания, получаемые в процессе прохождения дисциплин специализации и участия студентов во Всероссийской студенческой олимпиаде «Домашние технологии».

Условия этого этапа максимально приближены к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Создаются наибольшие возможности для интеграции психо-лого-педагогических, методических и предметных знаний студентов, формируются умения по всем основным видам деятельности специалиста - менеджера по специальности 100110 «Домоведение».

Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалистов домоведения происходит на основе приобщения студентов к достижениям мировой культуры, овладения духовным богатством современной цивилизации в ее ценностном понимании. В этом контексте возрастает значимость социокультурного пространства университета как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности студента, его готовности к творческому овладению будущей профессии, к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

Литература

1. Зимняя, ИА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -198 с.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001.

- 445 с.

3. Гребнев, Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. -№ 1.- С. 36-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.