туального потенциала персонала организации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2010. - Т. 13. - № 2. - С. 250-261.
6. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 7. -С. 2-8.
7. Власова В.К., Кирилова Г.И., Михайлов В.Ю. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -с. 66-74.
8. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной
среде // Информатика и образование. -2008. - № 9. С. 102-104.
9. Насибуллин Э.Н. Автоматизированная система управления средним профессиональным учебным заведением // Ученые записки ИИО РАО. - 2003. - № 8. -С. 243-247.
10. Галеев И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13. - № 3. -С. 285-292.
11. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2008. - Т. 11. - № 4. -С. 297-305.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К. Н. Фадеева
Готовность целесообразно и осознанно использовать ИКТ в профессиональной деятельности является одним из наиболее важных требований, предъявляемых современным обществом к будущим специалистам сферы сервиса. В статье рассмотрено содержание компонентов готовности студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, сфера сервиса, подготовка, компоненты готовности.
Formation of readiness of students of service specialities to use of information and communication technologies. Willingness to intelligently and knowingly use information and communications technology in professional activities is one of the most important requirements for modern societies to future professionals. The article reviewed the contents of the components of readiness of students in service professions to use information and communication technologies.
Key words: information and communication technologies, service sphere, preparation, readiness components.
Мировые тенденции современной стадии развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуются стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и используются в том числе и в сфере сервиса. Интенсивное внедрение ИКТ в сферу обслуживания улучшает качество предоставления услуг, создаёт значительные конкурентные преимущества сервисной фирме, заключающиеся в улучшении качества и скорости обслуживания, предложении большего выбора услуг потребителям. При этом совершенствуют методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия специалистов сферы сервиса.
Специальности сферы сервиса, согласно классификатора специальностей, выделены в самостоятельную группу, это специальности: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110 «Домоведение», 100101 «Сервис», 010502 («Прикладная информатика (в сфере сервиса)», 080502 «Экономика и управление на предприятиях сферы обслуживания» [1].
На основе анализа сервисной деятельности (активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг; деятельность по удовлетворению потребностей человека) были обозначены её основные специфические черты в аспекте использования ИКТ: разнообразие (предложение большего выбора услуг, в том числе информационных); изменчивость видов сервисной деятельности (использование ИКТ в целях оперативного реагирования на
появление новых и трансформация существующих услуг в соответствие с уровнем информатизации сервисного предприятия и развития общества); направленность на индивидуальные потребности клиентов (персонификация клиента при удовлетворении его потребностей в условиях использования ИКТ); создание привлекательных для клиентов условий предоставления услуг (уменьшение времени и стоимости обслуживания), воспроизводимость услуги (заинтересованность работников сервиса в повторном обращении клиентов и привлечении новых клиентов за счет оперативного выполнения запросов клиентов на основе ИКТ).
На рынке программных продуктов представлено достаточное количество информационных систем, позволяющих комплексно автоматизировать деятельность предприятий сферы сервиса. Как правило, эти системы обеспечивают ведение справочных баз данных, учет платежей, прием заказов, формирование выходных документов и т. д. Типичными примерами являются программы автоматизации деятельности туристских фирм, гостиниц, ресторанов и других предприятий сферы сервиса. Разработки специализированных программных продуктов для туристского бизнеса в настоящее время ведут несколько российских фирм: «Мегатек» (программа «Мастер-Тур»); «Арим-Софт» (программы TurWin, «Чартер», «Овир»); «Само-Софт» (программа «Само-Тур», «Туристские технологии», программа комплексной автоматизации «Туристский офис»); «Интур-Софт» (программа «Ин-тур-Софт»); «ANT-Group» (система ANT-
Group); «Рек-Софт» (комплекс «Эдельвейс», «Барсум», «Реконлайн») и др.
Другими примерами автоматизации сервисной деятельности являются специализированные программы, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства -это программы следующих фирм: ООО «КомпАС-IT» (комплексная автоматизированная система КомпАС-ЖКХ); инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ (автоматизированная информационная система «Жилищно-Коммунальное Хозяйство» с развернутым модулем для расчета мер социальной поддержки населения); компания Эллис (программный комплекс «ЭЛЛИС-ЖКХ»); компания "Стек" (программный комплекс «Стек-ЖКХ»); ЗАО «Компания радиоэлектронных и охранных систем - КРОС-НИАТ» (система сетевого диспетчерского контроля ССДК, автоматизированное рабочее место диспетчера лифтовой службы АРМ-ЛИФТ, автоматизированное рабочее место диспетчера аварийно-диспетчерской службы АРМ-АДС); компания «Градочет» (информационная система «Жилищный фонд»); «Легпромсофт» (программный комплекс «Домовладелец», включает подсистемы: «Жилищный фонд», «Паспортный стол», «Расчеты с жителями», «Расчеты с арендаторами»; программный комплекс «Расчет субсидий»). Представленные программные продукты позволяют вести расчеты по нескольким домами одновременно, формировать сметы расходов, автоматически рассчитывать тарифы текущих платежей на покрытие расходов по коммунальным
услугам, автоматически рассчитывать ежемесячные платежи жильцов за потребляемые коммунальные и эксплуатационные услуги, учитывать льготы и субсидии, автоматически формировать квитанции на коммунальные платежи, контролировать задолженности жильцов.
По каждой из сервисных специальностей имеется обширный перечень специализаций. Например, для специальности 100110 «Домоведение» предлагаются следующие специализации: «Управление делами офиса и дома», «Управление презентациями, встречами и приемами», «Домашнее воспитание», «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве». Поэтому при организации профессиональной подготовки необходимо учитывать специализацию, так как именно от неё зависит содержание этой подготовки, в частности выбор специального программного обеспечения, которое должны изучить студенты.
Вышеизложенное, а также то, что одним из наиболее важных требований, предъявляемых современным обществом к будущим специалистам, является их готовность грамотно и осознанно использовать ИКТ, перед вузами в качестве одной из основных выступает задача формирования у студентов знаний, умений и навыков применения ИКТ для решения профессиональных задач. Таким образом, подготовка современных специалистов сферы сервиса невозможна без обучения их использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Однако, как показывает анализ содержания государственных обра-
зовательных стандартов и программ подготовки студентов сервисных специальностей существующая система обучения в аспекте использования ИКТ не позволяет обеспечить в должной степени уровень развития готовности будущих специалистов сферы сервиса к применению ИКТ в профессиональной деятельности. Это связано с тем, что не в полной мере в процессе подготовки рассматриваются проблемы информационной поддержкой деятельности предприятий сферы сервиса (систем поддержки принятия решений, систем автоматизированного учета и контроля, систем автоматизированного проектирования, справочных информационных систем, и множество других систем на базе ИКТ).
В рамках нашего исследования подготовка студентов сервисных специальностей к использованию ИКТ представляет собой процесс освоения теории и практики использования ИКТ для осуществления сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации, а также реализации информационного взаимодействия с целью автоматизации сервисной деятельности. Целью подготовки студентов к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности является формирование готовности к этому виду деятельности, которая определяется нами как интегративное свойство личности, выражающее степень знаний, умений и навыков к использованию ИКТ и проявляется как целостная система, интегрирующая в себе взаимосвязанные мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Раскроем содержание мотивацион-ного, когнитивного и деятельностного
компонентов готовности студентов сервисных специальностей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, которая должна быть сформирована в процессе их подготовки к применению стандартного и специального программно-аппаратного обеспечения.
В содержание мотивационного компонента входят ценностные ориентации, интересы, потребности, мотивации к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, стремления к использованию их в будущей сервисной деятельности.
Когнитивный компонент отражает наличие у студентов знаний о возможностях использования ИКТ в будущей сервисной деятельности. В содержание когнитивного компонента включены базовые знания по ИКТ (понятия «информация», «информатика», «информационные и коммуникационные технологии» системное и прикладное программное обеспечение и др.); знания стандартного программного обеспечения сервисной деятельности (знание операционной системы, интегрированные офисные пакеты, системы управления базами данных, графические редакторы, мультимедиа технологии и др.); знания специального программного обеспечения сервисной деятельности (возможности использования средств автоматизации офисной деятельности, знание систем поддержки принятия решений при планировании и реализации сервисной деятельности, знание сведений о системах электронного документооборота, экспертных, бухгалтерских, геоинформационных систем для решения задач сервисной деятельности и др.).
Уровень сформированности когнитивного компонента отражает теоретическую готовность будущих специалистов сферы сервиса к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент отражает умения и навыки студентов в области ИКТ, а также использование их в профессиональной деятельности. Содержание деятельностного компонента готовности будущего специалиста сферы сервиса к использованию ИКТ в профессиональной деятельности включает следующие умения: пользовательские навыки в области ИКТ (владения стандартными аппаратными и программными средствами на пользовательском уровне); применение стандартного программного обеспечения в сервисной деятельности (навыки работы с файлами, навыки выполнения операций по обработке текстовой информации, умение производить финансовые и экономические расчеты с использованием электронных таблиц, умение создавать компьютерные презентации, навыки выполнения операций по поиску необходимой информации в глобальных и локальных сетях, умение использовать информационно-поисковых систем и др.); применение специального программного обеспечение в сервисной деятельности (использование ИКТ в автоматизации офисной деятельности, использование систем поддержки принятия решений при планировании и реализации сервисной деятельности; использование систем электронного документооборота, экспертных, бухгалтерских и др.).
Формирование выше описанных компонентов готовности реализуется в процессе подготовки студентов
сервисных специальностей по курсу «Использование ИКТ в сервисной деятельности», который имеет модульную структуру. Приведем его краткое содержание.
Модуль 1. Теоретические основы использования ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.
Модуль 2. Практическая реализация возможностей ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.
Модуль 3. Автоматизация информационного обеспечения и организационного управления профессиональной деятельности специалистов сервиса на базе ИКТ.
Мод уль 4. Информационное взаимо -действие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса.
Модуль 5. Возможные негативные последствия использования ИКТ в деятельности специалистов сферы сервиса и меры по их предотвращению.
Модуль 6. Информационная безопасность в профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса.
Таким образом, подготовка студентов сервисных специальностей в аспекте использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности на основе выделенных компонентов готовности (мотивационный, когнитивный и деятельностный) и в соответствии с рассмотренными модулями, позволит сформировать у студентов знаний, умений и навыков применения ИКТ для решения профессиональных задач в современных условиях информатизации общества.
Литература:
1. Сборник инструктивно-информационных материалов учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса / И. П. Соколов и др. -М. : МГУС, 2005. - 86 с.
2. Лавина Т.А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подго-
товки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2006. № 7. С. 105-109.
3. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения // Казанский педагогический журнал. - 2009. № 4. С. 92-96.