Использованные источники:
1.Дружинин В.Н. Психология семьи/ Москва: Просвещение, 1996. - №5,6. - С. 24 - 26.
2.Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника/ Москва: Просвещение, 1987. - 115 с.
УДК 379.8
Ветчинкина Ю.А. студентка 4 курса ФГБОУВО «ХГУим. Н.Ф. Катанова» Россия, РХ, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А. старший преподаватель кафедры НХТ Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
Россия, г. Абакан СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации социокультурного пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социокультурное пространство, культурно--досуговая деятельность, ограниченные возможности здоровья, творческая реабилитация.
Vetchinkina Y.A. 4ndyearstudent Khakass State University. N.F. Katanova Abakan, Russian Federation Supervisor: Alexandrina V.A.
senior lecturer NHT The art Institute of KSU them. N. F. Katanov,
Russia, Abakan
SOCIO-CULTURAL SPACE FOR PEOPLE WITH RESTRICTED
HEALTH CAPABILITIES
Abstract: The article deals with the organization of socio-cultural space for people with disabilities.
Keywords: sociocultural space, culture-leisure activities, limited health, creative rehabilitation.
В настоящее время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале. Поэтому государственная политика направлена на создание социокультурного пространства, необходимое для развития творческой самореализации и личностного роста людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
htto://forum-nauka.ru
843
задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать условия для их реализации.
В отношении людей с ограниченными возможностямикультурно -досуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.При этом следует:
- создавать щадящие условия (учет психофизических возможностей человека, благоприятные условия для досуговой деятельности, рациональный режим труда и отдыха; использование гибкогоподхода);
- использовать коррекционно-воспитательную направленность работы специалистов;
- положительно стимулировать психоэмоциональную сферу человека с инвалидностью.
Наиболее распространены следующие формы организации культурно-досуговой деятельности:
- клубы по интересам (фотодело, техника, флористика и др.)
- кружки декоративно-прикладного творчества;
- кружки художественного самодеятельного творчества (театральный,вокальный, танцевальный и др.);
- клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов;
- организация фольклорных и календарных праздников, тематических концертов, фестивалей, конкурсов, выставок для людей с ОВЗ;
- постановка спектаклей, игровых программ (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).
Люди с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают организации клубного типа, нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается также во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно -оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.
Одним из направлений деятельности клубов и кружков для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала человека, благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях: приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, эстетического вкуса и др.
Примером клубной работы могут служить следующие направления: «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил, наряду с производственной деятельностью - важные составляющие в жизни каждого человека. Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество.Принимая активное участие в культурно-досуговых мероприятиях, каждый человек с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление к жизни, почувствовать ощущение нужности в социуме.
Участие в фольклорном фестивале для инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение.Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению тревожности, снятию психоэмоционального напряжения.
В досуговой работе целесообразно использовать тематически выдержанный игровой комплекс, состоящий из конкурсной деятельности. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах [1, с. 146].
Например, практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, смогут почувствовать себя нужными, просто создавая что-нибудь собственными руками.
Таким образом, без реализации права на отдых и досуг, жизнь человека с ограниченными возможностями нельзя назвать полноценной. Именно поэтому в последние годы разрабатываются новые методы в социокультурной реабилитации, которые позволяют этой категории людей адаптироваться в обществе. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию трудовой активности.
Использованные источники:
1.Верещак, В.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. -http ://folkro.ru/userfiles/application_vnd.openxmlformats -officedocument.wordprocessingml.document/54ef1b477f0a8.docx
2.Григорьева, О.Е. Люди с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - https://www.coe.int/ru/web/portal/people-with-disabilities
3.Концепция о социокультурной политике в отношении инвалидов в РФ [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/902110985
УДК 534.3
Ветчинкина Ю.А. студентка 4 курса ФГБОУВО «ХГУим. Н.Ф. Катанова» Россия, РХ, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А. старший преподаватель кафедры НХТ Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
Россия, г. Абакан ЗВУК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы влияния звуков на людей. А также содержатся примеры как положительного, так и отрицательного влияния звуков на человека. Дана характеристика звучания некоторых музыкальных инструментов.
Ключевые слова: Звук, колебания, звуковая волна, акустический резонанс, музыка, акустическая терапия, децибелы.
Vetchinkina Y. A. 4ndyearstudent Khakass State University. N.F. Katanova Abakan, Russian Federation Supervisor: Alexandrina V.A.
senior lecturer NHT The art Institute of KSU them. N. F. Katanov,
Russia, Abakan
Abstract: This article discusses the effects of sounds on people. And also contains examples of both positive and negative effects of sounds on a person. The characteristic of the sound of some musical instruments.
Key words: Sound, oscillations, sound wave, acoustic resonance, music, acoustic therapy, decibels.
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
htto://forum-nauka.ru
846