Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / менталитет / повседневность / толерантное сознание / социокультурное конструирование / механизмы / принципы / философия толерантности / поликультурное общество / конструктивный диалог / межэтническое взаимодействие / tolerance / mentality / everyday life / tolerant consciousness / socio-cultural construction / mechanisms / principles / philosophy of tolerance / multicultural society / constructive dialogue / interethnic interaction

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Т.Н. Боярчук

Исследованы особенности социокультурного конструирования толерантности в современном обществе. Обоснована актуальность осмысления толерантности в социокультурном конструировании мира. Приведен теоретический анализ понятия «толерантность» в междисциплинарном подходе исследования, тем самым определена многоаспектность данного феномена, что объясняет наличие разнообразных исследовательских концепций и подходов. Проанализированные основные теоретические источники позволяют рассматривать сущность толерантности в контексте взаимодействия различных субъектов поликультурного общества. Автор исследования подчеркивает, что толерантность в современном социокультурном пространстве представляет собой не столько теоретическое понятие, а реальное проявление отношений и взаимодействий людей в социуме. Выявлены основные механизмы и принципы реализации социокультурного конструирования толерантности, способствующие устойчивому развитию современного социума. Представлены выводы о том, что для конструирования толерантности в поликультурном мире необходимы такие условия, которые способствуют реализации конструктивного диалога, взаимовыгодному сотрудничеству субъектов взаимодействия, согласованности их действий, а также признанию самоценности и самодостаточности друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONSTRUCTION OF TOLERANCE: MECHANISMS AND PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION

The article presents an analysis of aspects of the sociocultural construction of tolerance in modern society. The introduction of the article substantiates the relevance of understanding tolerance in the sociocultural construction of the world. The main part of the article presents a theoretical analysis of the concept of “tolerance” in an interdisciplinary research approach, thereby defining the multidimensionality of this phenomenon, which explains the presence of various research concepts and approaches. The analyzed main theoretical sources allow us to consider the essence of tolerance in the context of the interaction of various subjects of a multicultural society. The author of the study emphasizes that tolerance in the modern sociocultural space is not so much a theoretical concept, but a real manifestation of the relationships and interactions of people in society. In this regard, the presented work identifies the main mechanisms and principles for the implementation of the sociocultural construction of tolerance, contributing to the sustainable development of modern society. At the conclusion of the article, the author presents the conclusions that in order to construct tolerance in a multicultural world, conditions are necessary that contribute to the implementation of constructive dialogue, mutually beneficial cooperation of the subjects of interaction, the consistency of their actions, as well as recognition of each other’s self-worth and self-sufficiency.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 316.647.5 Б01 10.52928/2070-1640-2023-40-2-105-111

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Т.Н. БОЯРЧУК

(Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) ORCID https://orcid.org/0009-0006-6426-172X

Исследованы особенности социокультурного конструирования толерантности в современном обществе. Обоснована актуальность осмысления толерантности в социокультурном конструировании мира. Приведен теоретический анализ понятия «толерантность» в междисциплинарном подходе исследования, тем самым определена многоаспектность данного феномена, что объясняет наличие разнообразных исследовательских концепций и подходов. Проанализированные основные теоретические источники позволяют рассматривать сущность толерантности в контексте взаимодействия различных субъектов поликультурного общества. Автор исследования подчеркивает, что толерантность в современном социокультурном пространстве представляет собой не столько теоретическое понятие, а реальное проявление отношений и взаимодействий людей в социуме. Выявлены основные механизмы и принципы реализации социокультурного конструирования толерантности, способствующие устойчивому развитию современного социума. Представлены выводы о том, что для конструирования толерантности в поликультурном мире необходимы такие условия, которые способствуют реализации конструктивного диалога, взаимовыгодному сотрудничеству субъектов взаимодействия, согласованности их действий, а также признанию самоценности и самодостаточности друг друга.

Ключевые слова: толерантность, менталитет, повседневность, толерантное сознание, социокультурное конструирование, механизмы, принципы, философия толерантности, поликультурное общество, конструктивный диалог, межэтническое взаимодействие.

Введение. Современный поликультурный мир представляет собой многообразный конгломерат этнических, национальных и конфессиональных социальных групп людей, которые в процессе своего исторического формирования и постепенного конструирования социума на сегодня сформировались как единый конструкт. Однако следует понимать, что единство в многообразии при наличии собственных позиций, норм культуры, ценностей и традиций может способствовать конфронтации и непониманию субъектов взаимодействия. Соответственно, для того чтобы достичь единства действий и мирного сосуществования, необходимы определенные условия и готовность каждого представителя социума принимать отличия друг друга при согласованности как других, так и своих позиций и действий. Мирному межэтническому и поликонфессиональному взаимодействию способствует толерантность, которая подразумевает принятие разнообразных культурных отличий, норм и ценностей, понимание и конструктивный диалог. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проанализировать сущность такого феномена современного социума, как толерантность, и обосновать ее необходимость реализации в поликультурном многообразии мира.

Анализ толерантности и факторов, способствующих ее социокультурному конструированию, является одной из актуальных тем как теоретического обоснования, так и практической реализации в процессе межэтнического и поликонфессионального взаимодействия людей. Теоретический анализ толерантности невозможен без междисциплинарного подхода таких научных направлений, как философия, история, социология, культурология, социальная и кросс-культурная психология. В статье будет предпринята попытка интегрировать многообразие теорий и концепций для обоснования сущности сложного феномена «толерантность», предполагающей реализацию конструктивного диалога в повседневной деятельности людей. Тем самым необходимо выявить предпосылки формирования, механизмы и принципы социокультурного конструирования толерантности.

Цель исследования - эксплицировать сущность основных механизмов и принципов реализации толерантности в современном социуме повседневной жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач: 1) теоретическое осмысление социокультурного конструирования феномена толерантности; 2) систематизация и концептуализация исследований толерантности, предполагающей реализацию конструктивного диалога в повседневности, способной обеспечить комфортное взаимодействие различных субъектов социума; 3) выявление основных механизмов и принципов реализации толерантности в условиях поликультурного социума.

Основная часть. Представления о социокультурном конструировании толерантности не могут быть просто внесены в массовое сознание извне. Они должны быть обнаружены в менталитете народа, где они до сих пор проявляются как нерефлексируемые, «самоочевидные» жизненные ценности. Этот менталитет должен быть понят не как сам по себе существующий, а как исторически обусловленный, и, следовательно, допускающий изменения в новой исторической ситуации. Толерантность действительно представляет собой следствие признания общечеловеческих ценностей, которые могут быть обнаружены в менталитете каждого из народов мира. Осознание их как

«своих», имеющих собственные корни, давнюю историческую традицию и современные формы существования, исключает реакцию отторжения и сопротивления.

Формирование различных этнических и конфессиональных групп в пространстве поликультурного мира -объект познания в теоретическом и прикладном аспектах рассмотрения поставленной проблемы настоящего исследования. Анализ сущностных характеристик и проявления толерантности способствует конструктивному развитию современного поликультурного общества. Для того чтобы выявить механизмы и принципы реализации толерантности при анализе ее социокультурного конструирования, необходимо теоретически прояснить сущность данного феномена из многообразия имеющихся концепций и подходов в социогуманитарном знании, сформулировав авторское понимание толерантности. При этом, посредством теоретического обоснования толерантности, необходимо раскрыть механизмы и принципы ее проявления в практической, реализуемой повседневно жизни социума. Для эксплицирования сущности практически реализуемой толерантности необходим анализ особенностей формирования толерантного мировоззрения, сознания и поведения субъектов взаимодействия в быту, гражданско-правовой, политической, экономической и в целом, социокультурной, сфере жизни общества.

Теоретическое осмысление сущности толерантности сформировались в просветительских идеях западноевропейской философской мысли эпохи Нового времени в учениях Дж. Локка [1], Ф. Вольтера [2], Ж.-Ж. Руссо [3], Н. Кузанского [4]. Однако истоки рассуждения о толерантности прослеживаются и в античных философских, этических и педагогических трактатах Сократа [5], Платона [6] и Аристотеля [7]. Дальнейшее обоснование феномен толерантности получает в «философии ненасилия» (Л.Н. Толстой [8], Э. Фромм [9]), в контексте философской аксиологии ценностей «свободы» и «равенства» отдельного человека и социокультурного бытия взаимодействия каждого из субъектов социума (П. А. Сорокин [10], Л.Н. Толстой [11]), диалогической философии повседневности «Я» и «Другой» (М. Бахтин [12]).

Представленный тезисный философско-методологический анализ теоретического осмысления сущности феномена толерантности показывает многообразие трактовок и подходов, что обусловлено сложностью межличностных и в целом социокультурных взаимодействий в обществе и междисцилинарным подходом исследования толерантности.

Философский анализ идеи ненасилия как ценности в контексте социокультурного конструирования толерантности получают также осмысление в работах А. Маслоу [13], К. Роджерса [14] и др. Представители данного направления признают уникальность личности, способной к самостоятельному осмыслению сущности своего бытия и выбора жизненной ситуации. Тем самым в межличностном взаимодействии человек, руководствуясь собственными установками жизненной позиции, должен соизмерять свои поступки в соответствии с действиями других субъектов социума, чему способствует толерантное сознание и поведение. В соответствии с одним из подходов теоретического познания гуманистической психологии «понимание и принятие себя, гармония с собственными переживаниями позволяют жить в согласии с окружающими людьми, устанавливать доверительные отношения» [15, с. 4324]. Таким образом, философия ненасилия выражает стремление человека выстраивать межличностные отношения без открытых и скрытых форм принуждения.

Как выше отмечалось, актуализация толерантности связана с такими потребностями человека, как стремление к свободе, признание ценности и самодостаточности другого человека. Процесс конструирования толерантного отношения к Другому представляет методология экзистенциальной философии. В учениях Н. Бердяева [16], Ж.-П. Сартра [17], М. Хайдеггера [18], К. Ясперса [19] отношение к другому человеку связано с феноменом «свобода». Анализ взглядов представителей экзистенциализма на проблему свободы и сущности Другого показывает, что формирование ценностного отношения человека к Другому связано с конструированием самого себя, собственной способности человека быть свободным. Следовательно, с точки зрения экзистенциализма, «толерантность - это особый принцип существования того мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности бытия и признания неизбежности существования различий. Осознание силы многообразия делает богаче жизнь человека, он стремится быть открытым для сосуществования с другими» [15, с. 4325].

Теоретический анализ междисциплинарного подхода источников по рассматриваемой проблеме социокультурного конструирования толерантности показывает, что данный феномен трактуется также исходя из дихотомии «Я» и «Другой». Так, А.Г. Асмолов рассматривает толерантность как «личностное свойство, означающее принятие другого человека, взаимную помощь и доверие, признание ценности многообразия человеческой культуры» [20, с. 76]; В.А. Лекторский - как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта» [21, с. 48]; Г.У. Солдатова - как «интуитивное восприятие единства человечества, всеобщая взаимосвязь людей и уважение прав другого» [22, с. 126]; Р.Р. Валитова - как «настроенность человека на понимание и диалог с другими» [23, с. 34]; у В. А. Тишкова толерантность - это «привилегия сильных людей продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций» [24, с. 14]; С.К. Бондырева понимает толерантность как «терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию» [25, с. 16].

Новая философская энциклопедия обозначает толерантность «как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности, и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом «иное». Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение права на отличие» [26, с. 75-76].

Также необходимо отметить, что анализ понятия толерантности показывает широкий диапазон интерпретаций и смысловое содержание в зависимости контекста и этимологии. Термин «толерантность» происходит от латинского глагола «tolero», что обозначает «нести», «держать», «терпеть», соответственно, толерантность является своеобразным синонимом «терпимости». В переводе с латинского «tolerantia», английского «tolerance», «toleration», немецкого «toleranz», французского «tolerance» определяется как терпение [20, с. 14]. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория толерантности претерпевает изменения, что является естественным явлением в процессе трансформации общества и системы социальных взаимоотношениях, где формируются различные идеи и принципы.

Общий анализ этимологии сущности толерантности как терпения показывает, что исходя из ментальных характеристик и мировоззрения социума, данный феномен имеет уникальное смысловое наполнение. Так, в английском языке толерантность в контексте терпения понимается как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском толерантность подразумевает «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [20, с. 15]. Широкий диапазон интерпретаций феномена «толерантности» наряду с терпимостью в процессе социального взаимодействия субъектов поликультурного мира обозначает ее понимание через такие категории, как «допускать» и принимать другие, отличительные от своих нормы, традиции, ценности. Реальное проявление сущности толерантности как в межличностном, так и в социокультурном взаимодействии субъектов возможно только при соблюдении позиции и тактики восприятия других с их уникальностью и отличительными особенностями, но при поддержке единства и взаимообусловленности человеческого социума как единого.

Теоретическая экспликация сущности толерантности показывает, что данный феномен в повседневном быту может проявляться в контексте терпения или терпимости, но, тем не менее, имеет и более активную позицию взаимодействия на конструктивной диалогической основе взаимодействия.

Толерантность в современном социокультурном пространстве представляет собой не просто теоретическую доктрину, а характеристику реального повседневного поведения и взаимоотношений между людьми в социуме, основной базис которого составляют культура согласованности действий, принятие и восприятие иного образа жизни, иной системы норм и ценностей. Выявление сущности и характерных особенностей конструктивной толерантности, сохраняющейся в условиях динамично развивающегося информационно-технологического общества XXI века, должно стать основным предметом осмысления социогуманитарного знания. Также, на наш взгляд, в современном социуме необходима разработка и популяризация новой философии толерантности, которая бы способствовала формированию особой системы жизненных ценностей и приоритетов современного многообразия поликультурного мира на основе мира, согласия и понимания.

Соответственно, в представленном исследовании мы попытаемся проанализировать основные механизмы и принципы социокультурного конструирования толерантности.

Основу механизмов реализации толерантности в процессе коммуникации между различными субъектами взаимодействия составляет согласованность их действий, понимание и принятие отличий Другого. При этом должна учитываться свобода проявления самовыражения этого Другого, уважение и восприятие его действий, несмотря на собственные приоритеты своего «Я». Комплексное видение всех субъектов взаимодействия, а также осознание своего «Я» в контексте восприятия инаковости Другого проявляется в процессе конструирования оптимальной социокультурной коммуникации.

Таким образом, основу социокультурной толерантности обеспечивает механизм координации действий индивидов, интегрированных на основе тех или иных базовых ценностей и норм межличностного взаимодействия в единое сообщество при обоюдном понимании и восприятии друг друга, основанном на согласованности и сотрудничестве. Данный механизм направлен на регулирование и поддержание устойчивого развития социума, где индивидуальные действия субъектов взаимодействия должны быть согласованы между собой для достижения единства и мирного сосуществования.

Российский исследователь Н.В Жукова предлагает четыре основные стадии механизма социокультурного конструирования толерантности:

1) институционализация, под которой понимается процесс формирования единых норм, ценностей и способов поведения, обеспечивающих стабильность социума при взаимодействии различных социокультурных групп общества;

2) профилактика, направленная на предупреждение и предотвращение предпосылок конфронтации и конфликтов между субъектами взаимодействия;

3) контроль, подразумевающий применение мер для реализации стабильности в социуме. Это стадия регламентации и регулирования уже фактического состояния межсубъектного взаимодействия, которое не должно противоречить общепринятым нормам и правилам поведения, тем самым обеспечивая упорядоченность и стабильность;

4) корректировка, которая предполагает процесс и действия, направленные на изменения и исправления негативных проявлений в поведении субъектов [27, с. 87-88].

Таким образом, представленный анализ социокультурных механизмов, предлагаемых Н.В. Жуковой, позволяет констатировать тот факт, что при конструировании толерантности необходимы действия, направленные на конструктивность социального процесса

В процессе межэтнического взаимодействия исследователи предлагают такие социальные механизмы, как признание, эмпатия, понимание и принятие. На наш взгляд, перечисленные механизмы, в т.ч. могут влиять и на конструирование межэтнической толерантности в современном поликультурном социуме.

Под признанием в межэтнической толерантности рассматривается «способность видеть в другом человеке носителя других ценностей, других норм поведения» [27, с. 90] и тем самым предоставлять ему возможность проявлять свою инаковость при принятии в конструктивном и согласованном взаимодействии. Эмпатия подразумевает эмоциональный механизм «заинтересованности внутренним миром людей, сопереживании и сочувствии другим» [27, с. 90]. Эмоциональная сторона восприятия инаковости в межэтническом взаимодействии связана с психологической способностью индивида воспринимать и сопереживать чувствам и эмоциям других традиций. Понимание как социокультурный механизм предполагает «умение ориентироваться в мировоззрении и установках других людей, соотнесение Я-образа с образами Я-других людей, готовность принять мир другого этноса и признавать убеждения и взгляды других народов» [27, с. 91]. Данный механизм очень важен в процессе реализации межэтнической толерантности, т.к. подразумевает уже не эмоционально-чувственную, а гносеологическую готовность индивида воспринимать и признавать отличительные особенности иных этнических традиций. Механизм принятия способствует «положительному отношению к отличным от себя людям, этносам, что проявляется в признании прав человека и этнических общностей на собственные позиции и установки, цели, интересы; свойственную их традициям расстановку коммуникативных ролей и правил» [27, с. 92].

Проанализированные механизмы межэтнического взаимодействия, по нашему мнению, имеют обоснование для проявления и практической реализации в социокультурном конструировании межэтнической толерантности современного поликультурного мира.

Помимо механизмов при конструировании и функционировании толерантности необходимо определить принципы ее формирования и реализации в социокультурном пространстве. Выделим несколько основных принципов.

Принцип разнообразия. Действительно, для того чтобы в условиях межкультурного взаимодействия реа-лизовывались такие социальные механизмы, как признание, понимание и принятие, необходимо наличие разнообразных социокультурных кодов, которые присущи своей социальной системе. В диалогизме «Я»-Другой и подразумевается, что «Я» присущи свои оригинальные характеристики (например, идентичность личности, представителя своего этноса или конфессии), которые существенно могут отличаться от Другого. Соответственно, принцип разнообразия позволяет констатировать факт, что для социокультурного конструирования толерантности необходимо сформировать единые нормы и ценности взаимодействия, основанные на сотрудничестве и согласованности действий.

Принцип бесконфликтности, который подразумевает у субъектов взаимодействия отсутствие социальной напряженности, ксенофобии и конфронтации. Важно при межэтническом взаимодействии уходить от ситуации конфликта, который ведет к постоянному социальному напряжению и дестабилизации общества. Механизмы толерантности позволяют избежать конфликтности за счет принятия инаковости и готовности представителей каждой из социальной группы к совместной бесконфликтной деятельности.

Принцип компромисса и консенсуса обозначает достижение согласия и обоюдное признание позиций каждого субъекта взаимодействия. Как компромисс, так и консенсус - это результат разрешения возникшей конфликтной ситуации, возникающей в ситуациях недопонимания и столкновения противоположных позиций в межкультурном взаимодействии. Считается, что компромисс основан на некоторых уступках или частичном отказе от своих позиций каждого из субъектов взаимодействия в пользу так называемого «вынужденного соглашения» для достижения конструктивного диалога. В то же время консенсус подразумевает добровольное признание интересов и позиций различий при отсутствии принципиальных возражений и достижения обоюдного согласия в процессе взаимодействия. Немецкий мыслитель Макс Вебер считал, что «консенсус становится реальной силой, если ожидания относительно поведения других людей таковы, что эти «другие» принимают такие ожидания как значимые для них самих» [28, с. 84]. Безусловно, принцип компромисса и консенсуса существенен в процессе конструирования толерантности, т.к. позволяет разрешать возникающие ситуации недопонимания интересов сторон взаимодействия и совместного достижения бесконфликтности.

Принцип межкультурной компетентности. Знание и информированность отличительных особенностей представителей не своей социальной (в т.ч. этнической, национальной, конфессиональной) группы позволяет понимать и осознавать эти отличия для их позитивного восприятия, что необходимо в процессе социального конструирования толерантности. Именно незнание отличительных характеристик Другого в процессе межкультурного взаимодействия и создает ситуацию конфликтности и непонимания. И для того чтобы данной ситуации избежать, требуется постоянный процесс усовершенствования межкультурной компетенции.

Принцип сотрудничества и диалога обозначает взаимное признание отличий этнического, национального, религиозного характера в процессе межкультурного диалога на основе понимания и уважения самобытности, принятия инаковости каждого субъекта, учитывая их уникальность при сохранении и разнообразии взглядов,

позиций и ценностных установок. Принцип сотрудничества и диалога позволяет реализовывать основные позиции в конструировании толерантности, т.к. основан на совместном понимании, восприятии и принятии различий субъектов взаимодействия. При этом обеспечивается право каждого на сохранение своей самобытности и уникальности при учете своеобразия других.

Принцип равноправия основан на исключении каких-либо ограничений интересов и стремлений каждого из субъектов взаимодействия, учитывая равные права представителей своей этнической либо национальной группы сохранять свою уникальность и самобытность, не подвергаясь дискриминации на самовыражение. При социокультурном конструировании толерантности данный принцип позволяет учитывать равноценность ценностных приоритетов и установок каждого из субъектов взаимодействия при условии их же и принятия в совместном сосуществовании.

Принцип свободы выбора культурной идентичности и самоидентификации. Ситуация межкультурного разнообразия подразумевает и наличие различных культурных идентичностей социума, в котором каждый из представителей имеет право на самоидентификацию в определении своей принадлежности к этносу, нации, конфессии, социальной группе. При этом в процессе конструирования и реализации толерантности необходимы формирование коллективного самопознания и создание единой системы ценностей, не противоречащей интересам каждого из субъектов поликультурного социума. Но наличие права и свободы на выбор своей культурной идентичности социальной группы и сохранение самоидентификации личности не должно противоречить общим, коллективным интересам социума, т.е. необходимо проявлять толерантное отношение к самобытности каждого представителя иной культуры.

Принцип наличия культурных границ. Структурирование процесса межкультурного взаимодействия основано на существовании культурных различий, носители которых имеют свою идентичность, базовые ценностные и нормативные категории этнической или национальной группы, которая существует и удерживается в рамках своей культурной границы, в частности этнической. Здесь границу мы понимаем как психологический конструкт, где отражается внутреннее осознание группой своей уникальности и отличительности от других. В частности, граница в данном контексте понимается как психологическая дистанция не только между этническими или иными социокультурными группами, но и внутри самой группы, реализуясь в практике социокультурного взаимодействия. В процессе социокультурного конструирования толерантности граница выступает как структурирующий принцип межкультурной ситуации, что требует от субъектов взаимодействия немалых усилий в поддержании конструктивного диалога не потерять собственное «Я» и не нарушить границы другого «Я».

Принцип накопления социальных знаний. В результате позитивного и конструктивного обмена в процессе межкультурного взаимодействия происходит постоянный процесс накопления знаний как о собственной, так и контактирующей социальной группе. Обогащение и познание отличительных особенностей другой культуры способствует позитивному восприятию и принятию разнообразий. В результате накопления социальных знаний формируется базис доверия, способствующий достижению взаимоподдержки и согласия во всех сферах взаимодействия в обществе.

Принцип социальной стабильности способствует сохранению и поддержанию целостности и устойчивости в обществе. Данный принцип также важен для социокультурного конструирования толерантности, т.к. при наличии разнообразия могут возникать ситуации недопонимания и столкновения взглядов, мнений, позиций, что ведет к конфликтности и дестабилизации. Сохранение и поддержание стабильности позволяет избегать подобных ситуаций и обеспечивает основные механизмы межкультурного взаимодействия, основанные на признании, понимании и согласованности действий при наличии различий.

Анализ основных принципов социокультурного конструирования толерантности позволяет утверждать, что их соблюдение возможно только при осознанном принятии толерантных позиций каждым субъектом взаимодействия, которыми являются как персональные индивиды поликультурного сообщества, так и целые социальные группы. При этом толерантность может выступать как одна из базовых ценностей нравственной позиции отдельного человека и как отличительная особенность социокультурного взаимодействия людей, при котором обеспечивается единство посредством уравновешивания разнообразий и соблюдение интересов каждого. Соответственно, в поликультурном сообществе необходимы достижение согласованности и убеждение каждого из субъектов взаимодействия в понимании необходимости соблюдения взаимоприемлемых условий сосуществования. Способность каждого субъекта взаимодействия к конструктивному диалогу, умению к восприятию, принятию и пониманию другим, отличительным от своих норм и ценностям, - основная сущностная задача современного поликультурного общества.

Эффективность толерантности способна проявляться только при соблюдении основных механизмов и принципов ее реализации, основанных на соблюдении конструктивных и взаимовыгодных отношений, не противоречащих интересам каждого из представителя своей социальной (в т.ч. этнической, национальной, конфессиональной) группы.

Заключение. Проанализировав основные механизмы и принципы социокультурного конструирования толерантности, важно признать: во-первых, при реализации основ толерантности при наличии различий в социуме, где каждый из субъектов уникален и имеет отличительные особенности, каждый из них вправе сохранять и поддерживать свою самобытность, а, соответственно, необходимо согласие с их самоценностью и самодостаточностью.

Во-вторых, в условиях современного поликультурного социума стабильность возможна только через целенаправленное поддержание различных технологий сотрудничества и диалога, где реализуются принципы равноправия субъектов взаимодействия, их взаимовыгодное сотрудничество и открытость к диалогу. Соблюдение взаимопонимания и взаимовосприятия независимо от этнической и религиозной принадлежности каждого из представителей поликультурного пространства способно к достижению и реализации социокультурной толерантности в повседневности. В-третьих, реализация продолжительных взаимоотношений в поликультурных сообществах способствует конструированию и поддержанию позиций активной межэтнической толерантности на основе соблюдения принципов доверия и взаимопонимания каждого субъекта при достижении и реализации согласованности мирного сосуществования различных групп людей, каждая из которых имеет свою идентичность, уникальность и своеобразие.

Механизмы и принципы социокультурного конструирования толерантности в поликультурном обществе необходимо реализовывать в процессе взаимодействия различных народов, наций, религий. В связи с этим актуальным является формирование основ толерантности как по отношению ко всему сообществу людей, так и межэтнической, межнациональной и межконфессиональной толерантности в частности.

В связи с этим, на наш взгляд, в современном поликультурном мире необходима реализация и анализ основных базовых механизмов и принципов социокультурного конструирования толерантности, начиная от социализации человека посредством усвоения им необходимых нравственных норм и ценностей гуманного сообщества при дальнейшем восприятии и принятии отличительных особенностей представителей иных социальных групп. Поэтому важнейшая задача современного поликультурного социума - исключение негативных тенденций социальной напряженности, ксенофобии и конфронтации в сфере межличностных и межсоциальных отношений, что возможно реализовать только посредством конструирования единого общекультурного ареала взаимодействия. Но при этом следует помнить, что в процессе межэтнического или межконфессионального взаимодействия не должен нарушаться принцип проявления человеческой индивидуальности, самодостаточности и самоценности каждого субъекта социума при реализации конструктивного диалога, основанного на механизмах и принципах толерантности.

Таким образом, толерантность основана на принципах гуманного взаимодействия, при котором необходимо, прежде всего, восприятие, принятие и адекватное понимание отличительных особенностей своей культуры от других. Социокультурное конструирование толерантности в современном многополярном мире возможно только при осознанном восприятии инаковости субъектов взаимодействия друг другом при адекватном их взаимном признании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Локк Дж. Опыт веротерпимости // Сочинения: в 3 т. - М., 1988. - Т. 3. - С. 66-90.

2. Вольтер Фр. Трактат о терпимости: [пер. с фр.]. - М: Э, 2016. - 128 с.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М.: Юрайт, 2021. - 146 с.

4. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. / пер. с лат. А.Ф. Лосева, В.В. Бибихина, Ю.А. Шичалина; общ. ред. В.В. Соколова и 3.А. Тажуриэиной. - М.: Мысль, 1980. - Т. 2: Философское наследие. - 471 с.

5. Платон. Апология Сократа // Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 70-96.

6. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2017. - 1312 с.

7. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. / общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 294 с.

8. Толстой Л.Н. О веротерпимости // Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.: Художеств. лит, 1952. - Т. 34. -С. 291-298.

9. Фромм Э. Искусство любить / пер. с англ. А.В. Ярхо. - СПб.: Азбука, 2002. - 224 с.

10. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

11. Гельфонд М.Л. Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого. - М.: ИФ РАН, 2009. - 343 с.

12. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - 1984-1985. - М., 1986. - С. 36-39.

13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 2002. - 110 с.

14. Роджерс К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-60 гг. XX в.): Тексты. // ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 200-230.

15. Шустова Л.П. Феномен толерантности в философских и психолого-педагогических науках [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-19. - С. 4324-4328. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37952 (дата обращения: 20.09.2023).

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Юрайт, 2019. - 201 с.

17. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / предисл., примеч. В.И. Колядко. -М.: Республика, 2000. - 639 с.

18. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2006. - 451 с.

19. Ясперс К. Разум и экзистенция. - М.: Канон, 2013. - 336 с.

20. На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

21. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.

22. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.

23. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - 1996. - № 1. -С. 33-37.

24. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция: сб. ст. / под ред. М.Ю. Мартыновой. - М.: РУДН, 2002. - С. 9-31.

25. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч-метод. ст. - 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. Психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 9-19.

26. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предисл. В.С. Степина. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - Т. 4. - С. 75-76.

27. Жукова Н.В. Межэтническое взаимодействие и его механизмы // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. - 2011. - № 617. -С. 85-95.

28. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. - Астрахань: Астрах. ун-т, 2009. - 217 с.

Поступила 11.10.2023

SOCIOCULTURAL CONSTRUCTION OF TOLERANCE: MECHANISMS AND PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION

T. BOYARCHUK (Yanka Kupala State University of Grodno)

The article presents an analysis of aspects of the sociocultural construction of tolerance in modern society. The introduction of the article substantiates the relevance of understanding tolerance in the sociocultural construction of the world. The main part of the article presents a theoretical analysis of the concept of "tolerance " in an interdisciplinary research approach, thereby defining the multidimensionality of this phenomenon, which explains the presence of various research concepts and approaches. The analyzed main theoretical sources allow us to consider the essence of tolerance in the context of the interaction of various subjects of a multicultural society. The author of the study emphasizes that tolerance in the modern sociocultural space is not so much a theoretical concept, but a real manifestation of the relationships and interactions of people in society. In this regard, the presented work identifies the main mechanisms and principles for the implementation of the sociocultural construction of tolerance, contributing to the sustainable development of modern society. At the conclusion of the article, the author presents the conclusions that in order to construct tolerance in a multicultural world, conditions are necessary that contribute to the implementation of constructive dialogue, mutually beneficial cooperation of the subjects of interaction, the consistency of their actions, as well as recognition of each other's self-worth and self-sufficiency.

Keywords: tolerance, mentality, everyday life, tolerant consciousness, socio-cultural construction, mechanisms, principles, philosophy of tolerance, multicultural society, constructive dialogue, interethnic interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.