Научная статья на тему 'Социокультурно-педагогические эмотивационные основы семьеведения в свете авторской системы университетской научной школы'

Социокультурно-педагогические эмотивационные основы семьеведения в свете авторской системы университетской научной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / АВТОРСКАЯ СИСТЕМА / СЕМЬЕВЕДЕНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / UNIVERSITY RESEARCH SCHOOL / AUTHORING SYSTEM / UNIVERSAL VALUES / FAMILY-STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук А.Ю.

Мы рассматриваем в рамках университетской научной школы семьеведения теоретико-методологические основы и технологические тенденции авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной, апробированной совершенствуемой нами в 1969 2015 гг., являющейся связующим звеном между дошкольным периодом и всей последующей жизнедеятельностью детей, родителей всех членов современной семьи на базе главных общечеловеческих ценностей Человека: его Жизни и Здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарук А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурно-педагогические эмотивационные основы семьеведения в свете авторской системы университетской научной школы»

Г ончарук А.Ю.,

Доктор педагогических наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО Российский государственный социальный университет

Аннотация

Мы рассматриваем в рамках университетской научной школы семьеведения теоретико-методологические основы и технологические тенденции авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной, апробированной совершенствуемой нами в 1969 - 2015 гг., являющейся связующим звеном между дошкольным периодом и всей последующей жизнедеятельностью детей, родителей - всех членов современной семьи - на базе главных общечеловеческих ценностей Человека: его Жизни и Здоровья.

Ключевые слова: университетская научная школа, авторская система, семьеведение, общечеловеческие ценности.

Keywords: university research school, authoring system, family-studies, universal values.

СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭМОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ В СВЕТЕ АВТОРСКОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Экономические, политические, общественные изменения, происходящие в отечественной семье в XXI столетии, обусловлены взаимодействием в её традиционном, современном, потенциально-перспективном контекстах усилий государства, социума, каждой отдельной личности в природо-, культуросообразном и самодеятельностном принципиальных подходах, сформулированных основоположниками педагогической науки Я.А.Коменским, Й.Г.Ф.Песталоцци и Ф.А.В.Дистервегом. О роли семейного воспитания писали выдающиеся российские педагоги К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, психологи Л.С.Выготский,

В .В. Давыдов, Л.И.Мечников, Д.Б.Эльконин и многие другие учёные.

Контент-анализ многообразных источников позволил констатировать, проанализировать и решить в процессуальных результатах монографического исследования проблему необходимости преодоления

1

противоречия между насущной потребностью современного отечественного образования в синтезе теоретико-методологических основ семьеведения и -отсутствием в разработках воинствующего большинства авторов прошлого, настоящего его фундаментальных эмоционально-образных первооснов. Без решения данной глобально-общечеловеческой проблемы разностороннегармоничное совершенствование, саморазвитие современной отечественной семьи в её целостном, прогрессивно-творческом понимании, - представляется в информационную эру постиндустриального развития общества нереальным, - по определению .

Абсолютно поверхностно в научно-педагогической литературе представлены социокультурно-педагогические аспекты геронтологической андрагогики, нравственно-эстетические возможности преодоления кризисных явлений в саморазвитии современного отечественного семьеведения. Проигнорированы возможности решения этих судьбоносных задач средствами зрелищных, аудиовидеоискусств. Мы рассматриваем в авторской главе завершенного кафедрального монографическом исследовании теоретико-методологические основы авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной,

апробированной совершенствуемой нами в 1969 - 2015 гг., являющейся связующим звеном в настоящей главе между дошкольным периодом и всей последующей жизнедеятельностью детей, родителей - всех членов современной семьи - на базе главных общечеловеческих ценностей Человека: его Жизни и Здоровья. В России данные процессы в условиях реформирования общества (с начала 90-х гг. XX в.) усугубляются массовым материальным обнищанием семей, безработицей, разрушением системы детских учреждений, культурно-досуговых, спортивных центров и коммерциализацией их, т.е. превращением данных организаций из массовых в элитарные образования, доступные лишь богатым семьям. Опасна финансовая недоступность высокой духовности, в частности, -содержательной и красочно оформленной книги, - для рядовой семьи, а следовательно, - формируется отчуждение от неё социокультурно-

педагогических ценностей и, как следствие, - происходит нравственноэстетическая деградация личности. Терпят крайнее ухудшение жилищнобытовые условия семьи, в силу высокой оплаты коммунальных услуг; налицо отсутствие возможности для молодой семьи приобрести собственное жилище; крайне высока стоимость детской одежды, книг, игрушек, питания; коммерциализация образования, медицины приводит к резкому ухудшению здоровья взрослых и детей, росту их смертности.

2

Таким образом, в авторском исследовании в рамках университетской научной школы мы предприняли актуальную попытку решения выделенной нами проблемы, реально способствуя теоретико-методологическому и технологическому преодолению породивших её объективных и субъективных противоречий.

Необходимость создать авторскую концептуальную модель организации эффективной апробации комплекса экспериментально созданных

благоприятных социокультурных условий развития эстетического отношения личности студента к действительности его семьи средствами зрелищных искусств (театра, кино, цирка), аудиовидеоискусств была продиктована как недостаточностью систематичной разработанности коммуникативных основ методологии исследуемого процесса, так и острой потребностью социума в "оживлении" жизнедеятельности современных учащихся высшей

университетской школы конкретными видами их художественной активности в сотворчестве с наиболее компетентными педагогами-энтузиастами. Нам удалось определить развивающие тенденции системы зрелищных, аудиовидеоискусств в свете концептуальной теории педагогической эмотивации с акцентом на экспериментальном изучении взаимосвязи эмоционально-образных факторов с мировоззренческим потенциалом данного процесса в условиях каждой отдельной современной российской семьи. Мы понимали под моделированием (франц. modele -образец) воспроизведение характеристик объекта исследования (развивающих систем, явлений действительности, предусматривающих преодоление негативных факторов в воспитании слушателя; концептуальных разработок в современной отечественной и зарубежной культурологии, направленных на качественно-эффективное преобразование условий организации процесса педагогии зрелищных, аудиовидеоискусств нравственно-эстетическими средствами) в положительно эмотивированных перспективных изменениях субъектов - собственно каждого из студентов экспериментальных групп.

Предмет авторской системы социокультурно-педагогической

эмотивации в современном отечественном образовательном семьеведении представляет собой, в настоящее время, сферу пристального внимания прогрессивных учёных, политиков и широкой общественности: это происходит не спонтанно-случайно. Теоретико-методологические основы апробированной, совершенствуемой и прогрессивно-потенциально

жизнеутверждающих технологий являются одной из фундаментальных форм

полноценного функционирования как отдельного человека, так и общества, в

3

целом. Традиционную российскую семью изучают многие науки: философия, социология, психология, педагогика, культурология, этнография, история и др. На их базе в современных условиях складывается комплексный предмет семьеведения, исследующий рассматриваемый нами социокультурнопедагогический феномен как особое социально-воспитывающее процессуальное явление в диалектичном единстве его истории, внутренней структуры, внешних (общественных) функций, места в жизни отдельного человека, современного состояния и путей его дальнейшего саморазвития.

Эмоционально-образные первоосновы теоретических и

методологических социокультурно-педагогических характеристик воспитывающей жизнедеятельности современной российской семьи разноплановы, неоднозначны, многолики: это целый микрокосмос антропологических и креационистских фундаментальных идеологий, в котором заключены базальные характеристики всех форм активизации прикладных форм самокоррекции смыслообразующих тенденций в системе общечеловеческих ценностей. Поэтому, определений воспитывающих потенциалов эмоционально-образной жизнедеятельности современной отечественной семьи мы используем много, и каждое из таких определений выражает отдельный концепт (или контексты) социокультурно-

педагогического семьеведения. Исторически семью мы определяем как первичную социокультурно-педагогическую общность, и здесь она адекватна наследственности, родовой жизни человека, генетической необходимости её продолжения. Непрерывная смена поколений и образует социокультурнопедагогическую жизнедеятельность семейного человека: взаимосвязь

духовно-нравственных традиций и эмотивных характеристик

воспитывающих основ рассматриваемой в монографическом исследовании теоретико-методологической системы органична. Для нашего социокультурно-педагогического исследования современных российских семейных взаимоотношений представлялась полезной характеристика различных познавательных процессов, данная Р.Карнапом в концептах вероятностной логики детерминизма и причинности эволюции человеческого сознания как существенного фактора саморазвития материальной и духовной жизнедеятельности homo sapiens noospherikus, прогнозируемого современными учёными и объективно-потенциальным нравственноэстетического контекстом первой половины нынешнего, XXI века. Р.Карнап, в своё время, методологически оригинально развенчал "реалистические попытки" онтологизации языковых символов: "Большинство утверждений науки являются синтетическими потому, что они содержат нечто большее,

4

чем значения, предписываемые их терминами. Они что-то говорят нам о природе мира" . Созданию автором настоящей главы коллективной

кафедральной монографии по традиционному российскому семьеведению, вслед за эмотивистами-теоретиками, - реальной концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, как уже отмечалось ранее, -импонировал очевидный эволюционно-развивающий подход лидеров рассматриваемого теоретико-методологического учения к тому, что "наука не должна концентрировать всё своё внимание только на количественный подход, который абсолютно не применим к области духовных явлений» .

В малоизвестном широкой педагогической общественности монографическом исследовании Л.И.Мечникова «Первые шаги сознания убедительно показано, что возникающая (приблизительно, на 26-й неделе ) во внутриутробном развитии ребёнка система чувств (осязание, слух, обоняние, вкус, слух, зрение) практически не изучена психологами-педагогами (о чём шла острая полемика автора со своим французским коллегой Т.Рибо). В то же время, пять органов чувств порождают взаимосвязь растущей, созревающей пра-личности с миром физических и духовных ценностей через систему эмоциональных образов. Наиболее значимым для полноценного разносторонне-гармоничного саморазвития личности является приоритет ведущих постоянный «спор» с негативными позитивных эмоций (по К.Изарду ) любопытства-интереса и радости-счастья. Данные эмоционально-образные характеристики являются

основополагающими базальными факторами систем традиционного и современного прогрессивного семейного воспитания, в целом. До 90% эмоционально-образных основ личности закладываются именно в возрасте, вслед за внутриутробным периодом, от рождения до 3-х лет: только коллегиальное творческое взаимодействие семьи, дошкольного

образовательного учреждений и социума в состоянии обеспечивать целостное, гармонично-разностороннее развитие ребёнка на основе заложенных, развитых основоположниками научной педагогики

Я.А.Коменским, Й.Г.Песталоцци и Ф.А.В.Дистервегом принципов природо-, культуросообразности и самодеятельности самого нашего любимого малыша-дошкольника.

В возрастные периоды детства, развития личности кризисные явления служат естественными со-регуляторами формируемых взрослыми, возникающих в пред-, под-, за-, сверхсознании ценностных ориентаций в контексте триединства антропологического, креационистского, космического

подходов в единстве физического, духовного и астрального контекстов .

5

Древние греки называли это триединством Истины, Добра и Красоты: истины - науки, добра - веры и красоты - эстетики . В важнейшие, судьбоносные эпохи традиционная российская семья играла фундаментально-мировоззренческую роль ячейки общества, подтверждая, что в бесконечном споре западников и славянофилов обе стороны оппонентов как правы, так и недостаточно последовательны в собственной оригинальности. «Русская идея» в лице первооткрывателя систем культурноисторических типов Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и других его последователей (включая плагиатора книги первого «Россия и Европа» создавшего шедевр «Заката Европы» О.Шпенглера, его соавтора по теории циклического саморазвития нациальных ментальностных структур А. Д.Тойнби) настаивала, при всех разночтениях её основных носителей на преемственности, почвенности (Ф.М.Достоевский) и акцентуации

последующей евразийской концепции Н. С. Трубецкого, Л.Н.Гумилёва и её современных учёных-интерпретаторов.

Современная российская семья - не только сфера удовлетворения первичных материальных потребностей человека, но и та общность, в которой человек впервые приобщается к духовной жизни общества, его социально-педагогической культуре. В семье духовные ценности, идеалы превращаются в личностные характеристики, предопределяя дальнейшую духовно-нравственную позицию человека, меру воспитанности его духовности, сопричастности высоким гражданским и социально-культурным идеалам. Как известно, этот процесс приобщения детей к общественнокультурным ценностям иначе называется социализацией. Хотя данный процесс проистекает и за пределами семьи, её микроклимат играет в нём одну из ключевых социокультурно-педагогических ролей. Мы

констатировали, что гендерное социокультурно-педагогическое

семьеведение находится, практически, в его начальной стадии. Опасность дальнейшего сохранения гендерного неравенства в семейных отношениях осознана общественностью крайне слабо. Государственная семейная политика воинствующе-непрофессионально недооценивает гендерные социокультурно-педагогические отношения, равно как и те негативные общественные последствия, которые заключает в себе гендерное неравенство в семье и за её пределами вследствие игнорирования прогрессивной роли всей системы неопозитивных эмоционально-образных факторов.

Актуальность убедительных результатов авторской главы эффективно завершённого лонгитюдного монографического исследования причин

экономических, политических катаклизмов, вызванных противоречивым

6

характером жизнедеятельности современных отечественных государства, общества, каждого гражданина личности, - объективно-закономерно взаимосвязана с возрастанием роль самосовершенствования, в первую очередь, социокультурно-образовательной сферы нравственно-эстетических взаимоотношений всех членов каждой современной отечественной семьи. Проблема, решённая в предпринятом нами комплексном осуществлении широкомасштабного проекта, заключена в прогнозном преодолении существующего противоречия между острой потребностью обозначенного здесь триединства в универсальных концептуально-теоретических основах социокультурно-педагогической деятельности во взаимодействии традиционно-классических, современных, потенциально-перспективных

технологичных подходов, и - наличием конкретных образовательных методик их органичного включения в университетскую практику семейной педагогики дня сегодняшнего и обозримого будущего. Социокультурнообразовательный кризис как естественное стечение обстоятельств обострения общественных, духовно-нравственных, воспитательных

потребностей, реализуемых в технологиях меритократичного преодоления негативных формально-содержательных факторов, по существу, является следствием, но не причиной многосторонне проанализированных выше наиболее актуальных традиционных семейных контекстов в реалиях России XXI столетия. Будучи неотъемлемой компонентой жизнедеятельности семьи вообще, социокультурно-образовательная доминанта данного исследования осуществляет свою общечеловечески разностороннюю, гармоничную роль в любом конкретном случае, проявляясь в соответствии с господствующими в триалоге государства, общества, личности экономическими, политическими отношениями, принципами, нормами, уровнем стабильности

профессионально-функционирующих и неспециализированных институтов, искусств, творчества: успешности в самореализации каждого из членов-субъектов рассматриваемых нами коммуникативных процессов. При авторитарно-диктаторском режиме развития семейных экономики, политики, социокультурно-образовательная сфера официально "обслуживает"

олигархию ("власть кучки"), открыто смиряясь, но подпольно объективно создавая прессинг оппозиционных ростков коммуникативно-нравственных ценностей истинно народных, демократичных, противостоящих тоталитаризму в только им присущей, духовно-нематериальной форме (могут быть и вещественные протесты - прокламации, агитация и пропаганда, мы это тоже и в далёком, и в недавнем прошлом уже проходили).

7

Сравнительная семейная социокультурно-воспитательная наука, а также связанная с ней педагогика образовательной нравственно-эстетической деятельности, стремятся обнаружить фундаментальные структурные различия между этими двумя разновидностями духовно-нравственных ценностей. В соответствии со своими "героическими",

индивидуалистическими представлениями, члены современной российской научной, социокультурно-образовательной элиты, которые выдвинулись персонально, склонны видеть сущность общественной

дифференцированности духовно-нравственного прогресса современной отечественной семьи в его высочайших качественных взлётах (и падениях !), - высочайших достижениях, шедеврах (и закономерных в творчестве разочарованиях-неудовлетворённости собой даже в часы заслуженных триумфов-успехов). Творения величайших гениев, с их точки зрения, определяют мировоззренческую сущность социокультурно-образовательного развития семейных реалий, в целом: оно, следовательно, воспринимается не как непрерывный поток коллективных достижений, но как отдельные (более случайные, нежели закономерные) взлёты творческого гения. Иначе специалисты оценивают социокультурно-образовательную активность

научно-педагогической элиты, создаваемой коллективным механизмом деятельности интеллигенции в условиях демократии. Отечественные гении желали и стремятся наблюдать в нравственно-духовной деятельности постепенное накопление небольших достижений, некое слияние крошечных ручейков семейной нравственно-эстетической самобытности (упоминавшийся в начале главы Л.И.Мечников) в могучую реку, море или океан общечеловеческих социокультурно-педагогических ценностей.

Антикризисная социокультурно-образовательная деятельность в семейном контексте - это специфически-общечеловеческий способ отношения к миру; она представляет собой "предметный" процесс, в ходе которого общественный человек творчески преобразует микро-социум своего ближайшего, домашнего окружения, делая, тем самым, себя активным субъектом, а осваиваемые явления действительности - объектом. Как показало наше монографическое исследование, социокультурнообразовательная активность обоих видов семейных взаимоотношений в сегодняшней России - исполнительской (репродуктивной) и творческой (продуктивной) не разделимы друг с другом. Чтобы стать создателем собственных материальных или нравственно-духовных ценностей,

современному студенту - социальному педагогу - необходимо научиться азам профессионально-семьеведческой активности, поначалу повторяющим уже

8

имеющийся комплекс знаний, умений и навыков. Именно материальнопреобразующей предметной деятельности, профессиональному труду выпускник университета обязан как своим первоначальным становлением, так и сохранением, развитием в ходе общественно-образовательного

процесса всех своих качеств в собственной нынешней или социальнопедагогически потенциально-проектируемой, научно-прогнозируемой семье. В творческой нравственно-эстетической активности современный студент РГСУ со-относится нами с каждым гуманитарным предметом специализации психолого-педагогического образования не как носитель чуждых данному процессу потребности, цели, но и творец, адекватный её природе и особенностям, осваивающий объекты действительности, делая их мерой и сущностью своей профессиональной и личной самодеятельности. При этом, молодой социальный педагог-психолог как homo sapiens novus не просто взаимодействует с триалогом государства, социума в его собственной личности как члене корпоративной университетской «семьи», но постепенно включает, интериоризирует её устои в состав общечеловеческих материальных, духовных социокультурно-образовательных ценностей. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие прогрессивного самоизменения личности студента в семейном профессионально-педагогическом контексте. В научном социокультурнообразовательном творчестве, даже если оно прямо, сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический, информационный результат в системе семейных взаимотношений, - студенты всегда воссоздают самих себя иными, нежели они вошли в данный процесс . Социокультурно-педагогическая деятельность как целостный полилогичный процесс в области переоценки нравственно-эстетических ценностей «малой Родины» социума тесноорганично взаимосвязана с многосторонним со-общением членов семьи, в своей сущности, коммуникативно-нравственно продолжая активность, адресующую себя выпестовывающим уникальную индивидуальность воспитанников близким родственникам, равно как и растущим и будущим поколениям.

Развёртывание применения антикризисных социокультурно-

педагогических технологий предполагает не технократическое стирание формационных, цивилизационных или социокультурно-образовательных особенностей, присущих тем или иным народам, группам учащейся молодёжи и зрелых граждан: идея открытости нравственно-эстетических образовательных ценностей семьи, их многовариантности несовместима с жёстким представлением о неукоснительном схождении всех

9

государственно-общественно-личностных матриц в некую усреднённую точную нишу, символизирующую дальнейший путь развития духовности всего университетского научного содружества. Навязывание всем молодым людям единого семейного технического или, скажем, информационноцивилизационного уклада, - существенно обеднило бы многообразие общественной динамики, не позволило бы реализовать глубинный потенциал различных социокультурно-образовательных ценностей. Последовательно проводимая идея форумности социально-образовательных культур,

плюрализма истории вовсе не исключает концепции ведущей, державной линии развития человечества, поиска закономерностей развития всемирного семьеведения. Она содержит в себе возрастную, дифференцированную, индивидуальную возможность определённой социокультурно-

образовательной "резервации", сохранения заповедных зон, внутри которых развёртывается специфичное коммуникативно-нравственное уникальное сотворчество семьи и окружающего её конкретного социума в системах его общечеловеческих ценностей. Не случайно многие учёные-преподаватели, студенты - социальные педагоги так болезненно относятся к всякого рода образовательной экспансии, проводимой далёкими от научных понятий формалистами-чиновниками в кризисные периоды развития и

отечественного семьеведения. Преодоление социокультурно-

образовательного кризиса в России многовариантно, принципиально не телеологично ни в базальных глобально-геополитических причинах-факторах, ни в своём общественном движении и/или возможном завершении: стало быть, вполне оправдана концепция нашего бережного отношения к различным нравственно-эстетическим корням, ментальности семейных

ценностей каждой отдельной личности студента-гуманитария. Это позволяет надеяться, что многие выпускники кафедры социальной и семейной педагогики РГСУ смогут вскоре компетентно-творчески пополнить ныне существующие шесть процентов землян, заслуженно, по достоинству, -живущих в, поистине общечеловеческих, - экономических, политических, социальных условиях систем социокультурно-образовательных отношений благодаря разносторонне-гармоничному триалогу их научной

компетентности, профессионализма и коммуникативной творческости. Таков предмет наших междисциплинарных исследований в авторской системе теории социокультурно-образовательной эмотивации в контексте

традиционного и современного семьеведения.

Предстоит продолжать осваивать новейшие системы медиакоммуникативных средств как каналы творческого сотрудничества

10

университетских школ мира, позволяющий учащейся молодёжи, её духовнонравственным учёным-наставникам - оперативно получать, передавать, усваивать и транслировать социокультурно-педагогическую информацию в семейных контекстах.

Литература (источники)

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

2. Бехтель Гр. Boundary Problems. - Сборник, 2014 год.

3. Выготский Л. С. Психология искусства (idem, doc) (idem, pdf) / Общ. ред. В.В.Иванова, коммент. Л.С.Выготского и В.В.Иванова, вступит. ст. А.Н.Леонтьева. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.

4. Гончарук А.Ю. Эмоционально-образные первоосновы современного

отечественного семьеведения: В коллект. монографии «Традиционная российская семья: теоретико-методологические аспекты сохранения и

развития». - М.: Перспектива, 2015; Goncharuk A.Yu. Vercatile-harmonious upbringing students entertainment facilities and audiovideoarts: Monography. -M.: Perspectiva, 2014; http://goncharuk.ucoz.ru.

5. Зидер Р. Социальная история семьи в Центральной и Западной Европе (конец XVIII-XX вв.) Автор: Райнхард Зидер. - М.: Издательство: Владос, 2007. 11

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.