Гончарук А.Ю. ©
Доктор педагогических наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО, Российский государственный социальный университет
СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭМОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЕТЕ АВТОРСКОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация
Мы рассматриваем в рамках университетской научной школы искусств и художественного творчества теоретико-методологические основы и технологические тенденции авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной, апробированной совершенствуемой нами в 1969 - 2016 гг., являющейся связующим звеном между дошкольным периодом и всей последующей жизнедеятельностью детей, родителей - всех членов современного искусствознания - на базе главных общечеловеческих ценностей Человека: его Жизни и Здоровья.
Ключевые слова: университетская научная школа, авторская система, искусство и художественное творчество, общечеловеческие ценности.
Keywords: university research school, authoring system, аг1^-сгеайуку studies, universal values.
Экономические, политические, общественные изменения, происходящие в отечественных искусствоведении и художественном творчестве в XXI столетии, обусловлены взаимодействием в их традиционном, современном, потенциально-перспективном контекстах усилий государства, социума, каждой отдельной личности в природо-, культуросообразном и самодеятельностном принципиальных подходах, сформулированных основоположниками педагогической науки Я.А.Коменским, Й.Г.Ф.Песталоцци и Ф.А.В.Дистервегом. О роли нравственно-эстетического воспитания писали выдающиеся российские педагоги К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.И.Мечников, Д.Б.Эльконин и многие другие учёные.
Контент-анализ многообразных источников позволил констатировать, проанализировать и решить в процессуальных результатах наших монографических исследований проблему необходимости преодоления противоречия между насущной потребностью современного отечественного образования в синтезе теоретико-методологических основ искусствоведения, художественноо творчества и - отсутствием в разработках воинствующего большинства авторов прошлого, настоящего его фундаментальных эмоционально-образных первооснов. Без решения данной глобально-общечеловеческой проблемы разносторонне-гармоничное совершенствование, саморазвитие современных искусств, художественного творчества отечественной семьи в их целостном, прогрессивно-творческом понимании, - представляется в информационную эру постиндустриального развития общества нереальным, - по определению .
Абсолютно поверхностно в научно-педагогической литературе представлены социокультурно-педагогические аспекты геронтологической андрагогики, нравственно-эстетические возможности преодоления кризисных явлений в саморазвитии современного отечественного искусствознания. Проигнорированы возможности решения этих судьбоносных задач средствами зрелищных, аудиовидеоискусств. Мы рассматриваем в авторских научных трудах результаты завершенного кафедрального монографического
© Гончарук А.Ю., 2016 г.
исследовании теоретико-методологические основы авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной, апробированной совершенствуемой нами в 1969 - 2016 гг.. Это является связующим звеном в настоящей исследовании между дошкольным периодом и всей последующей жизнедеятельностью детей, родителей - всех членов современной нравственно-эстетического содружества - на базе главных общечеловеческих ценностей Человека: его Жизни и Здоровья. В России данные процессы в условиях реформирования общества (с начала 90-х гг. XX в.) усугубляются массовым материальным обнищанием семей, безработицей, разрушением системы детских учреждений, культурно-досуговых, спортивных центров и коммерциализацией их, т.е. превращением данных организаций из массовых в элитарные образования, доступные лишь богатым семьям. Опасна финансовая недоступность высокой духовности, в частности, - содержательной и красочно оформленной книги, - для рядовой семьи, а следовательно, - формируется отчуждение от неё социокультурно-педагогических ценностей и, как следствие, - происходит нравственно-эстетическая деградация личности. Терпят крайнее ухудшение жилищно-бытовые условия семьи, в силу высокой оплаты коммунальных услуг; налицо отсутствие возможности для учащейся молодежи приобрести собственное жилище; крайне высока стоимость детской одежды, книг, игрушек, питания; коммерциализация образования, медицины приводит к резкому ухудшению здоровья взрослых и детей, росту их смертности.
Таким образом, в авторском исследовании в рамках университетской научной школы мы предприняли актуальную попытку решения выделенной нами проблемы, реально способствуя теоретико-методологическому и технологическому преодолению породивших её объективных и субъективных противоречий.
Необходимость создать авторскую концептуальную модель организации эффективной апробации комплекса экспериментально созданных благоприятных социокультурных условий развития нравственно-эстетического отношения личности студента к действительности его семьи средствами зрелищных искусств (театра, кино, цирка), аудиовидеоискусств была продиктована как недостаточностью систематичной разработанности коммуникативных основ методологии исследуемого процесса, так и острой потребностью социума в "оживлении" жизнедеятельности современных учащихся высшей университетской школы конкретными видами их художественной активности в сотворчестве с наиболее компетентными педагогами-энтузиастами. Нам удалось определить развивающие тенденции системы зрелищных, аудиовидеоискусств в свете концептуальной теории педагогической эмотивации с акцентом на экспериментальном изучении взаимосвязи эмоционально-образных факторов с мировоззренческим потенциалом данного процесса в условиях каждой отдельной современной российской молодежи. Мы понимали под моделированием (франц. modele - образец) воспроизведение характеристик объекта исследования (развивающих систем, явлений действительности, предусматривающих преодоление негативных факторов в воспитании слушателя; концептуальных разработок в современной отечественной и зарубежной культурологии, направленных на качественно-эффективное преобразование условий организации процесса педагогии зрелищных, аудиовидеоискусств нравственно-эстетическими средствами) в положительно эмотивированных перспективных изменениях субъектов - собственно каждого из студентов экспериментальных групп.
Предмет авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации в современном отечественном образовательном искусствоведении представляет собой, в настоящее время, сферу пристального внимания прогрессивных учёных, политиков и широкой общественности: это происходит не спонтанно-случайно. Теоретико-методологические основы апробированной, совершенствуемой и прогрессивно-потенциально жизнеутверждающих технологий являются одной из фундаментальных форм полноценного функционирования как отдельного человека, так и общества, в целом. Традиционную российскую социокультурную педагогику изучают многие науки: философия, социология, психология, педагогика, культурология, этнография, история и др.
На их базе в современных условиях складывается комплексный предмет образовательного искусствознания, исследующий рассматриваемый нами социокультурно-педагогический феномен как особое общественно-воспитывающее процессуальное явление в диалектичном единстве его истории, внутренней структуры, внешних функций просветительного континуума, места в жизни отдельного человека, современного состояния и путей его дальнейшего саморазвития.
Эмоционально-образные первоосновы теоретических и методологических социокультурно-педагогических характеристик воспитывающей жизнедеятельности современной российской молодежи разноплановы, неоднозначны, многолики: это целый микрокосмос антропологических и креационистских фундаментальных идеологий, в котором заключены базальные характеристики всех форм активизации прикладных форм самокоррекции смыслообразующих тенденций в системе общечеловеческих ценностей. Поэтому, определений воспитывающих потенциалов эмоционально-образной жизнедеятельности современной отечественной молодежи мы используем много, и каждое из таких определений выражает отдельный концепт (или контексты) социокультурно-педагогического искусствознания. Исторически нравственно-эстетический контекст мы определяем как первичную социокультурно-педагогическую общность, и здесь она адекватна наследственности, родовой жизни человека, генетической необходимости её продолжения. Непрерывная смена поколений и образует социокультурно-педагогическую жизнедеятельность учащегося в университетео человека: взаимосвязь духовно-нравственных традиций и эмотивных характеристик воспитывающих основ рассматриваемой в монографическом исследовании теоретико-методологической системы органична. Для нашего социокультурно-педагогического исследования современных российских нравственно-эстетических взаимоотношений представлялась полезной характеристика различных познавательных процессов, данная Р.Карнапом в концептах вероятностной логики детерминизма и причинности эволюции человеческого сознания как существенного фактора саморазвития материальной и духовной жизнедеятельности homo sapiens noospherikus, прогнозируемого современными учёными и объективно-потенциальным нравственно-эстетического контекстом первой половины нынешнего, XXI века. Р. Карнап, в своё время, методологически оригинально развенчал "реалистические попытки" онтологизации языковых символов: "Большинство утверждений науки являются синтетическими потому, что они содержат нечто большее, чем значения, предписываемые их терминами. Они что-то говорят нам о природе мира". Созданию автором настоящей главы коллективной кафедральной монографии по традиционному российскому семьеведению, вслед за эмотивистами-теоретиками, - реальной концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, как уже отмечалось ранее, - импонировал очевидный эволюционно-развивающий подход лидеров рассматриваемого теоретико-методологического учения к тому, что "наука не должна концентрировать всё своё внимание только на количественный подход, который абсолютно не применим к области духовных явлений» .
В малоизвестном широкой педагогической общественности монографическом исследовании Л.И.Мечникова «Первые шаги сознания убедительно показано, что возникающая (приблизительно, на 26-й неделе ) во внутриутробном развитии ребёнка система чувств (осязание, слух, обоняние, вкус, слух, зрение) практически не изучена психологами-педагогами (о чём шла острая полемика автора со своим французским коллегой Т.Рибо). В то же время, пять органов чувств порождают взаимосвязь растущей, созревающей пра-личности с миром физических и духовных ценностей через систему эмоциональных образов. Наиболее значимым для полноценного разносторонне-гармоничного саморазвития личности является приоритет ведущих постоянный «спор» с негативными позитивных эмоций (по К.Изарду ) любопытства-интереса и радости-счастья. Данные эмоционально-образные характеристики являются основополагающими базальными факторами систем традиционного и современного прогрессивного семейного воспитания, в целом. До 90% эмоционально-образных основ личности закладываются именно в возрасте, вслед за
внутриутробным периодом, от рождения до 3-х лет: только коллегиальное творческое взаимодействие семьи, дошкольного образовательного учреждений и социума в состоянии обеспечивать целостное, гармонично-разностороннее развитие ребёнка на основе заложенных, развитых основоположниками научной педагогики Я.А.Коменским, Й.Г.Песталоцци и Ф.А.В.Дистервегом принципов природо-, культуросообразности и самодеятельности самого нашего любимого малыша-дошкольника.
В возрастные периоды детства, развития личности кризисные явления служат естественными со-регуляторами формируемых взрослыми, возникающих в пред-, под-, за-, сверхсознании ценностных ориентаций в контексте триединства антропологического, креационистского, космического подходов в единстве физического, духовного и астрального контекстов . Древние греки называли это триединством Истины, Добра и Красоты: истины -науки, добра - веры и красоты - эстетики . В важнейшие, судьбоносные эпохи традиционная российская семья играла фундаментально-мировоззренческую роль ячейки общества, подтверждая, что в бесконечном споре западников и славянофилов обе стороны оппонентов как правы, так и недостаточно последовательны в собственной оригинальности. «Русская идея» в лице первооткрывателя систем культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и других его последователей (включая плагиатора книги первого «Россия и Европа» создавшего шедевр «Заката Европы» О.Шпенглера, его соавтора по теории циклического саморазвития нациальных ментальностных структур А.Д.Тойнби) настаивала, при всех разночтениях её основных носителей на преемственности, почвенности (Ф.М.Достоевский) и акцентуации последующей евразийской концепции Н.С.Трубецкого, Л.Н. Гумилёва и её современных учёных-интерпретаторов.
Сравнительная семейная социокультурно-воспитательная наука, а также связанная с ней педагогика образовательной нравственно-эстетической деятельности, стремятся обнаружить фундаментальные структурные различия между этими двумя разновидностями духовно-нравственных ценностей. В соответствии со своими "героическими", индивидуалистическими представлениями, члены современной российской научной, социокультурно-образовательной элиты, которые выдвинулись персонально, склонны видеть сущность общественной дифференцированности духовно-нравственного прогресса современной отечественной семьи в его высочайших качественных взлётах (и падениях !), -высочайших достижениях, шедеврах (и закономерных в творчестве разочарованиях-неудовлетворённости собой даже в часы заслуженных триумфов-успехов). Творения величайших гениев, с их точки зрения, определяют мировоззренческую сущность социокультурно-образовательного развития университетских научных школ, в целом: оно, следовательно, воспринимается не как непрерывный поток коллективных достижений, но как отдельные (более случайные, нежели закономерные) взлёты творческого гения. Иначе специалисты оценивают социокультурно-образовательную активность научно-педагогической элиты, создаваемой коллективным механизмом деятельности интеллигенции в условиях демократии. Отечественные гении желали и стремятся наблюдать в нравственно-духовной деятельности постепенное накопление небольших достижений, некое слияние крошечных ручейков университетской нравственно-эстетической самобытности (упоминавшийся выше Л.И.Мечников) в могучую реку, море или океан общечеловеческих социокультурно-педагогических ценностей.
Антикризисная социокультурно-образовательная деятельность в искусствоведческом контексте - это специфически-общечеловеческий способ отношения к миру; она представляет собой "предметный" процесс, в ходе которого общественный человек творчески преобразует микро-социум своего ближайшего, домашнего окружения, делая, тем самым, себя активным субъектом, а осваиваемые явления действительности - объектом. Как показали наши монографические исследования, социокультурно-образовательная активность обоих видов нравственно-эстетических взаимоотношений в сегодняшней России -исполнительской (репродуктивной) и творческой (продуктивной) не разделимы друг с другом. Чтобы стать создателем собственных материальных или нравственно-духовных
ценностей, современному студенту бакалавриата, магистратуры факультета искусств и социокультурной деятельности как педагогу - необходимо научиться азам профессионально-семьеведческой активности, поначалу повторяющим уже имеющийся комплекс знаний, умений и навыков. Именно материально-преобразующей предметной деятельности, профессиональному труду выпускник университета обязан как своим первоначальным становлением, так и сохранением, развитием в ходе общественно-образовательного процесса всех своих качеств в собственной нынешней или социально-педагогически потенциально-проектируемой, научно-прогнозируемой активности. В творческой нравственно-эстетической активности современный студент РГСУ со-относится нами с каждым гуманитарным предметом специализации искусствоведческого образования не как носитель чуждых данному процессу потребности, цели, но и как художник-творец, адекватный её природе и особенностям, осваивающий объекты действительности, делая их мерой и сущностью своей профессиональной и личной самодеятельности. При этом, молодой социальный педагог-культуролог как homo sapiens novus не просто взаимодействует с триалогом государства, социума в его собственной личности как члене корпоративной университетской «семьи», но постепенно включает, интериоризирует её устои в состав общечеловеческих материальных, духовных социокультурно-образовательных ценностей. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие прогрессивного самоизменения личности студента в нравственно-эстетическом профессионально-педагогическом контексте. В научном социокультурно-образовательном творчестве, даже если оно прямо, сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический, информационный результат в системе ниве6рситетских взаимотношений, -студенты всегда воссоздают самих себя иными, нежели они вошли в данный процесс . Социокультурно-педагогическая деятельность как целостный полилогичный процесс в области переоценки нравственно-эстетических ценностей «малой Родины» социума тесно-органично взаимосвязана с многосторонним со-общением членов университетского содруджества, в своей сущности, коммуникативно-нравственно продолжая активность, адресующую себя выпестовывающим уникальную индивидуальность воспитанников близким родственникам, равно как и растущим и будущим поколениям.
Развёртывание применения антикризисных социокультурно-педагогических технологий предполагает не технократическое стирание формационных, цивилизационных или социокультурно-образовательных особенностей, присущих тем или иным народам, группам учащейся молодёжи и зрелых граждан: идея открытости нравственно-эстетических образовательных ценностей эстетики и искусствознания, их многовариантности несовместима с жёстким представлением о неукоснительном схождении всех государственно-общественно-личностных матриц в некую усреднённую точную нишу, символизирующую дальнейший путь развития духовности всего университетского научного содружества. Навязывание всем молодым людям единого университетского технического или, скажем, информационно-цивилизационного уклада, - существенно обеднило бы многообразие общественной динамики, не позволило бы реализовать глубинный потенциал различных социокультурно-образовательных ценностей. Последовательно проводимая идея форумности социально-образовательных культур, плюрализма истории вовсе не исключает концепции ведущей, державной линии развития человечества, поиска закономерностей развития всемирного искусствоведения и художественного творчества. Она содержит в себе возрастную, дифференцированную, индивидуальную возможности определённой социокультурно-образовательной "резервации", сохранения заповедных зон, внутри которых развёртывается специфичное коммуникативно-нравственное уникальное со-творчество университетскойй молодежи и окружающего её конкретного социума в системах его общечеловеческих ценностей. Не случайно многие учёные-преподаватели, студенты -педагоги художественных дисциплин - так болезненно относятся к всякого рода образовательной экспансии, проводимой далёкими от научных понятий формалистами-чиновниками в кризисные периоды развития и отечественного семьеведения. Преодоление
социокультурно-образовательного кризиса в России многовариантно, принципиально не телеологично ни в базальных глобально-геополитических причинах-факторах, ни в своём общественном движении и/или возможном завершении: стало быть, вполне оправдана концепция нашего бережного отношения к различным нравственно-эстетическим корням, ментальности нравственно-эстетических ценностей каждой отдельной личности студента-гуманитария. Это позволяет надеяться, что многие выпускники кафедры искусств и художественного творчества РГСУ смогут вскоре компетентно-творчески пополнить ныне существующие семь процентов землян, заслуженно, по достоинству, - живущих в, поистине общечеловеческих, - экономических, политических, социальных условиях систем социокультурно-образовательных отношений благодаря разносторонне-гармоничному триалогу их научной компетентности, профессионализма и коммуникативной творческости. Таков предмет наших междисциплинарных исследований в авторской системе теории социокультурно-образовательной эмотивации в контексте традиционного и современного нравственно-эстетического компендиума.
Предстоит продолжать осваивать новейшие системы медиакоммуникативных средств как каналы творческого сотрудничества университетских школ мира, позволяющий учащейся молодёжи, её духовно-нравственным учёным-наставникам - оперативно получать, передавать, усваивать и транслировать социокультурно-педагогическую информацию в художественно-креативностных контекстах.
Литература
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.
2. Бехтель Гр. Boundary Problems. - Сборник, 2014 год.
3. Выготский Л. С. Психология искусства (idem, doc) (idem, pdf) / Общ. ред. В.В.Иванова, коммент. Л.С.Выготского и В.В.Иванова, вступит. ст. А.Н.Леонтьева. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.
4. Гончарук А.Ю. Эмоционально-образные первоосновы современного отечественного семьеведения: В коллект. монографии «Традиционная российская семья: теоретико-методологические аспекты сохранения и развития». - М.: Перспектива, 2015; Goncharuk A.Yu. Vercatile-harmonious upbringing students entertainment facilities and audiovideoarts: Monography. -M.: Perspectiva, 2014; http://goncharuk.ucoz.ru.
5. Зидер Р. Социальная история семьи в Центральной и Западной Европе (конец XVIII-XX вв.) Автор: Райнхард Зидер. - М.: Издательство: Владос, 2007.