Научная статья на тему 'Специализированный курс по обучению научной работев гуманитарной деятельности на примере освоения проблем развития интеллектуальной собственности в сфере социокультурного образования в контексте инновационного развития России: синтез отечественного и зарубежного опыта'

Специализированный курс по обучению научной работев гуманитарной деятельности на примере освоения проблем развития интеллектуальной собственности в сфере социокультурного образования в контексте инновационного развития России: синтез отечественного и зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарук А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специализированный курс по обучению научной работев гуманитарной деятельности на примере освоения проблем развития интеллектуальной собственности в сфере социокультурного образования в контексте инновационного развития России: синтез отечественного и зарубежного опыта»

Гончарук А.Ю. ©

Д.п.н., проф., эксперт ЮНЕСКО, Российский государственный социальный университет

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КУРС ПО ОБУЧЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЕ В ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: СИНТЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Политические, экономические, социокультурные преобразования, охватившие все сферы нашей жизнедеятельности, обуславливают возрастающую роль развития интеллектуальной собственности системы университетского образования, творчества в формирования демократичного общества в его гармоничном становлении и совершенствовании. В сегодняшних условиях решения актуальных проблем разработки теоретико-методологических основ стратегии, инновационных технологий тактик гарантированного обеспечения саморазвивающегося единства интеллектуальной собственности России необходимы целостные, разносторонне-гармоничные подходы сохранения, преумножения, технологического саморазвития профессиональных компетенций студенчества в системе социокультурных ценностей в контексте метафизики креативности, что невозможно без сочетания классически-традиционных, современных и потенциально-перспективных подходов, создаваемых лишь в системе коммуникативно-творческих комплексов стратегии и тактики отечественного образования. В целостном, многоплановом образовательном процессе первостепенное значение приобретает развитие коммуникативно-технологического комплекса компетенций современного студента в социокультурно-образовательном отношении к потенциально качественно новой действительности эпохи инновационных информационных технологий постиндустриального мира в системе именно метафизики креативности. В настоящее время очевидна высокая степень расхождения между насущной потребностью системы образования России в социокультурно-педагогических идеях в области коммуникативно-технологических компетенций нравственно-эстетического развития интеллектуальной собственности образования, творчества студента и - результатами соответствующих исследований. Его методологические аспекты целостно не рассмотрены сегодня ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике университетского образования. Экспериментально не изучена совокупность педагогических условий, благоприятствующих (либо препятствующих) разностороннему, гармоничному развитию интеллектуальной собственности студента средствами аудиовидеоискусств. Именно педагогическое использование лучших произведений художественного творчества принципиально важно в эпоху информационных технологий: оно открывает перед молодым россиянином наиболее доступный способ получения элементарных начал эстетических знаний. С другой стороны, - засилье в аудиовидеопрокате и на театральных подмостках американизированной массовой попсубкультуры чревато не только опасностью самоутверждения примитивного кругозора «кассетного» человека-нар -комана среди нашей молодёжи, но и способно приводит её к мысли о том, что подобные суррогаты и есть настоящее искусство. Автор проанализировал совокупность педагогических условий развития коммуникативно-технологических компетенций в контексте нравственно-эстетического отношения студентов-культурологов РГСУ и Академии права и управления (института) к действительности их интеллектуальной собственности в контексте прогресса социокультурной системы нынешнего университетского содружества, взятой в её генезисе, самовоспроизводстве как целостное понятие процессуального эволюционно-демократичного и меритократичного характера. Геополитическая реальность, закономерно выдвигающая в современной мире на передний план прогресса человечества и каждой отдельной личности именно социокультурный контекст, обуславливает ведущую роль в нём образования, искусств, нравственно-эстетического творчества. Только они в состоянии в потенциаль -но постиндустриальную эпоху естественно органично взаимодействовать с экономической, политической, общественной и другими сферами жизнедеятельности субъектов эволюционно-демократичного развития земной цивилизации XXI столетия, обеспечивая благоприятное гармоничное самосовершенствование структуры каждого из этих закономерно объективных диалектических процессов. Педагоги, работающие в системе базового, дополнительного университетского образования, преподаватели воспитательных заведений на разных ступенях общественной «иерархии» испытывают насущ -ную потребность в системном обновлении фундаментальных мировоззренческих основ своего профессионального инструментария, эффективном внедрении прогрессивных подходов в комплексный процесс разностороннего развития личности сегодняшнего студента - потенциального гражданина

© Гончарук А.Ю., 2012 г.

всемирного содружества людей середины несущегося в грядущее столетия. По существу, эта цель представляет собой реальный образовательный ценностный ориентир педагогики искусств, нравственно-эстетического творчества как вероятностно-перспективных функций эмоционально-образных факторов-регуляторов социокультурной энергетики рассматриваемого диалектического процесса, акцентуируемого гармоничными доминантами геополитического контекста соразвития общества и личности homo noospherukus. По данным нашей экспертизы ЮНЕСКО, стилистика нравственно-эстетического отношения современных землян к действительности их интеллектуальной собственности в области образования и творчества дифференцируется на следующие системы подходов: а) авторитарно-диктаторскую (около 40%); б) либерально-попустительскую; и в) демократическую (примерно 10%). Преимущественно из потенциально-перспективных «ядер» более последней, менее первых двух, - формируются оптимально-прогрессивные инновационные образовательные технологии; это - эволюционно-демократичный и меритократичный (от лат. meritus + cratos = «власть по заслугам, достоинству») - подходы. Разработка фундаментальных педагогических исследований, по-свящённых проблемам естественно-гармоничного «вхождения» растущей личности в эволюционно-демократичный, меритократичный социум потенциальной ноосферы, ориентирована в прогрес -сивных развивающих системах на культурно-образовательные стандарты, единые эстетически-разно -сторонние пространства и коммуникативно-общечеловеческий художественно-творческий язык. Несмотря на частоту употребления термина, в зарубежных и отечественных общественных науках, ещё методологически не выработан комплекс фундаментальных педагогических понятий, отражающих специфику развития нравственно-эстетического отношения (его объективной основы, структуры, функций, качественно результативной формы) в социокультурном контексте современной российской университетской школы. Это и затрудняет раскрытие специфики нравственно-эстетического отношения студенчества к реальности его интеллектуальной собственности в сегодняшних педагогиче -ских условиях как социокультурного образовательно-развивающего феномена. В контексте педаго -гической науки высшей школы, мы понимаем под нравственно-эстетическим отношением совокупность целостных системно-коммуникативных взаимосвязей личности учащегося со всеми объектами интеллектуальной собственности современной ему действительности, порождаемых эмоционально-образной спецификой идеальных художественно-духовных ориентиров прогрессивного мировоззренческого, социокультурного самосовершенствования общества и профессионально реализуемых в комплексном процессе разностороннего образования сегодняшнего студента - субъекта-носителя рассматриваемого гражданского отношения. В методологическом смысле, нравственно-эстетическое отношение индивида к действительности всегда опосредовано общественными системами и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными личностью, то есть воспринятыми как её собственные. Действительно, целесообразен именно педагогический анализ, опирающийся на логическую реконструкцию процесса развития рассматриваемого отношения. Он позволяет конкретно интерпретировать классические, нравственно-эстетически воспитывающие личность возможности развития интеллектуальной собственности высшей научной школы России дня завтрашнего. Большинство педагогических разработок ориентировано сегодня на технологические, но не на поис -ковые инновационные компоненты развивающего процесса; лишь единицы прогрессивных исследований направлены на то, чтобы воспитывающийся сегодня человек XXI века, попадая в поле «другой» культуры, не терялся, но самореализовывался гармонично и творчески. В нынешнюю эпоху, в начале нового тысячелетия всемирной истории, педагогические аспекты формирования информационной цивилизации образования, настоящего, будущего его интеллектуальной собственности нравственно-эстетическими, мировоззренчески-отношенческими средствами становятся особенно актуальными. Тем более, необходимы исследование, разрешение инновационных проблем развития нравственно-эстетического отношения студента к действительности для нашей страны, сделавшей за пре -дыдущее столетие невиданный в истории скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобразовательного типа, но в наши дни столкнувшейся с угрозой разрушения образования, обще -доступного обучения как социокультурного феномена и резкого падения уровня художественной вос -питанности своих молодых сограждан. Пессимистически-упадочнические утверждения отдельных учёных, многих учителей-практиков о непрестижности, «вторичности» культуры, образования, нрав -ственно-эстетического развития интеллектуальной собственности в сфере творчества носят, как правило, критиканский (но не критичный) характер, «гася» при этом ростки и намётки новых образовательных систем, по существу, «на корню».

Современные руководители университетских научных школ различных типов - как привычных, так и вновь возникающих, - в погоне за модернизацией учебного процесса повсеместно вводят в качестве обязательных предметов основы рыночной экономики, электронной и вычислительной тех-

ники, предпринимательской деятельности, менеджмента, маркетинга и т.п. Однако, всё более вовлекаемые во взрослую, подчас спонтанно и агрессивно коммерциализирующуюся жизнедеятельность студент, достаточно болезненно, в основном, вопреки собственной природе, бывает искусственно оторван от эмоционально-образного «эмбриона» системы органически естественного, эволюционно -го саморазвития. Как следствие - теряются оптимальные мировоззренческие, ценностно-художественные ориентиры подлинного нравственно-эстетического творчества, психологическая комфортность, которые современный учащийся не в силах ощутить в условиях нестабильной образовательной ситуации, не обеспечивающей своим субъектам уверенности в завтрашнем дне, благополучии своей семьи, народа и страны (как бы эти понятия ни представлялись кому-то «устаревающими», оттесняясь изначально инородной воинствующе-американизированной в нравственно-эстетическом отношении марко- и микросоциокультурной средой. Бесспорно, перечисленные здесь аспекты подготовки потенциальных предпринимателей, экономистов, электронщиков, финансовых работников важны не только в узкоспециализированном применении во, всё еще, непривычных для большинства студентов рыночных условиях, но и в общеобразовательном, «ликбезовском» плане необходимы как «новым русским», так и традиционно воспитываемым на классически-гуманитарной основе юным гражданам духовно, производственно качественно-эволюционно обновляющейся интеллектуальной собственности России. При всём изобилии, кажущемся разнообразии экономических, политических, социокультурных процессов, все они диалектически взаимосвязаны между собой не только во времени-пространстве, но и в эстетически-отношенческой сути объективно функционирующей, осмысливаемой субъективно-современной и потенциально-перспективной действительности интеллектуальной собственности образования, творчества обозримого будущего России.

Справедливо отказываясь от былого всевластия единственно допустимой диалектико-матери-алистической методологии, прессинга приказов «сверху», авторитарного диктата, подавления уникальности личности по идентификации с прочими «средними» такими же «колёсиками-винтиками» партократического государства, избирая оптимальную эволюционно-демократичную общественно-политическую ориентацию, организаторы образовательных структур университетов XXI столетия не в состоянии, в большинстве случаев, избежать неразберихи в тактических проблемах изучения в ВУ -Зах основ, скажем, религиозных знаний. Повсеместное принудительно-неукоснительное введение Закона Божьего в расписания занятий без ведома, желания, интереса к религии со стороны студентов, их родителей, методической подготовленности преподавателей превращается в формально «обновлённый», но содержательно-поверхностный и одновременно насильственный, подавляющий свободное развитие личности диктат. Бесспорно, основы религиозных учений, отечественной и зарубежной духовной культуры должны быть естественно освоены растущей студенчеством, но лишь в добровольной, природосообразно-потребностной форме. В нашем исследовании доказывается, что этот процесс может быть значительно модернизирован и облегчён средствами аудиовидеоискусств, имеющих оригинальные взаимосвязи как с художественно-творческими, так и с духовно-религиозными ас -пектами взаимоотношений растущей личности с действительностью её интеллектуальной собственности в системах образования и творчества.

Авторская система, исходя из анализа теоретических основ художественного развития школь -ника, студента базируется на авторской концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной на фундаменте классических и инновационных педагогических идей с учётом реалий интеллектуальной собственности XXI столетия в современной жизни. Первоначальное теоретическое оформление концепции авторской системы инновационных эмотивационных техноло -гий образования, культуры творчества восходит к аристотелевыи понятиям «мимезиса» - подражания искусства действительности - и калокагатии, в которых педагогические категории воспитания этиче -ски «хорошего» и эстетически прекрасного диалектически взаимосвязаны. Органично адаптировать к проблематике работы идеи художественной культуры России «золотого» и «серебряного» веков позволила современная интерпретация автором теоретических идей, изложенных в диссертации Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.).

Апробация велась в 1969 - 2010 гг., охватывающих весь учительский, Вузовский стаж педагогической деятельности автора. В настоящее время исследование проводится на кафедре культуроло -гии и социокультурной деятельности социально-гуманитарного факультета Российского государ -ственного социального университета. В лонгитюдном исследовании, которое охватывало нравственно-эстетическое развитие участников экспериментальной деятельности на протяжении разных возрастных периодов их жизни (от дошкольного детства через отрочество и юность к взрослости в 25 -37 лет), актуальность, эффективность применения авторской системы получила реальной подтвер-

ждение в контексте её интеллектуальной собственности, ценности в конкретике университетского об -разования и творчества.

Привлечение психолого-педагогических идей о сущности нравственно-эстетического развития личности студента, структуре и свойствах её социокультурного отношения к реальности её интеллектуальной собственности, понимание эмоционально-образной природы художественного творчества - позволяет реализовывать идеи концептуального образовательного моделирования проектируемых учёными педагогических условий и процессов в конкретных воспитывающих научную молодёжь формах и методах. Так субъективные факторы развития интеллектуальной собственности нравственно-эстетического отношения студенчества к действительности в конкретных формах-содер -жаниях лучших произведений аудиовидеоискусств объективируются в теоретически-концептуальном моделировании и инструментальных разработках, направленных на творческое преобразование исследуемого экспериментаторами процесса. Это становится весьма актуальным при изучении нами ме -ханизмов совместного соуправления преподавателем и студентом динамикой, интенсивностью и «знаковостью» развития нравственно-эстетического отношения последнего к реальности его интеллектуальной собственности. Тем самым, социокультурные, нравственно-эстетические концепции соотносятся с возникающими проблемными ситуациями имеющих материалов наших исследований, что обеспечивает аналогизацию концептуальной модели педагогической эмотивации и психолого-пе -дагогических модулей организации системно-комплексного развития эстетической культуры учащей -ся молодёжи, в целом. В ходе культурологической практики мы пока ещё чисто теоретически, но уже и профессионально-сознательно уяснили: эстетико-развивающий эксперимент, проведённый в базовых экспериментальных контрольных студенческих группах всех факультетов РГСУ, обеспечивает диалогичное соотнесение фундаментальных разработок теоретиков с практически-исследуемым объектом-учащимся как самостной личностью. Осуществляется «перенос» общеметодологических идей, ранее выдвинутых педагогикой аудиовидеоискусств, на конкретную действительность мира университетского образования. Наблюдается сужение проблематики теоретического исследования через две зафиксированные учёными и учителями тенденции:

- ограничение средств педагогического взаимодействия по нравственно-эстетическому отношению к общему предмету развития интеллектуальной собственности; и

- оформление результативной стороны процесса при изучении разнообразных социаль -но-культурных средств данного взаимодействия.

На основе лекций, семинарских, практических занятий, особенно, на деле: в театре, клубе, культурно-просветительском учреждении, - начинающие культурологи, студенты-старшекурсники могут, при желании, осваивать как надёжные методологические идеи, так и получать, в интерактивной форме, методические рекомендации-тренинги, позволяющие использовать универсальность теории педагогической эмотивации в принципиально любой из форм урочной, внеклассной, внешкольной образовательной деятельности в обычной, специализированной школе или в реальном социуме. Практическое внедрение концептуальной модели педагогической эмотивации, на первый взгляд, тре -бует дополнительных материальных, организационных, интеллектуальных затрат отдельным преподавателем, коллективом педагогов или учёных-исследователей. Однако, пресловутая мотивация как развитие осознанной потребности студенчества в полноценном освоении мира не столько через «пор -нушно-чернушный» сумбур медиакоммуникативных средств с отрицательной эмотивной направленностью, сколько посредством личностно-деятельностного потребления естественно-творческих ценностных ориентаций подлинного нравственно-эстетического самообразования в системе развития интеллектуальной собственности XXI века, - без неопозитивной социокультурной эмотивации также сегодня уже нереальна. Преподавая десятилетиями, скажем, математику или даже историю в одних и тех же классах, преподаватель неотвратимо-искусственно отупляется всей системой однообразных, доведённых до автоматизма знаний, умений, навыков, «провоцируемых» шаблонами, стереотипами «поурочно-многочасовой, потогонной» профессии; он становится примитивным, малотворческим и психологически-закомплексованным урокодателем. Элементы теории педагогической эмотивации, внедряемые в каждый из компонентов образовательного процесса в университетской научной, техно -логической школе, позволяют любому, даже просто исполнительному, самому обычному учителю: и давать учащимся основы общеобразовательной подготовки, и развивать творчески особенно одарённых ребят, и самовоспитываться самому посредством тренингов арттерапии, методик снятия, предот -вращения стрессов, избегания однообразных шаблонов, стереотипов через повседневные новизну и проблемность свого профессионализма. Сегодня интеллектуальной собственности духовно-самообновляющегося образования России, особенно, необходимы неопозитивные эмотивные ориентиры фундаментально-методологических мировоззренческих «опор», на которых будут строиться государ -

ство и общество, внешняя и внутренняя политика, национальные ценности искусств, социально-эко -номический курс, наука и культура. Теория педагогической эмотивации не является «панацеей» от всех бед кризисных процессов в экономической, политической, культурной, собственно образовательной - сферах социума. Однако без её творческого внедрения в университетскую научно-технологическую систему, связанного с подготовкой качественно новых культурологов-эмотиваторов высокоэстетичной жизнедеятельности учащихся и своей собственной - неопозитивный прогресс ни отече -ственной, ни зарубежной систем образования становится нереальным, по определению. Автор уверен, что с годами-десятилетиями не мы, так наши дети - увидят, как эффективное использование данной теории окупится сторицей и в экономическом, и в политическом, и особенно - в духовно-нравственном отношении к интеллектуальной собственности образования, творчества: так, как мы это констатировали во время социокультурно-педагогической практики студентов-прикладников РГСУ, известной технологическими находками своих питомцев и в России, и за её пределами.

Результаты многолетней экспериментальной деятельности автора внедрены в десятках высших университетских школ в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, а также в системе экс -пертизы ЮНЕСКО.

Апробация эффективно системы методолого-теоретических основ стратегии концептуальной инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации констатировала, что авторский комплекс в состоянии органично-естественно внедряться не только в процессы обу -чения, развития, воспитания школьников, студентов, но и в экономические, политические структуры прогрессивных технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая эмотивация изначально, опосредованно повышает производительность труда, тонус занятых практически в любых сферах общественно-экономической жизнедеятельности граждан России, создавая творчески-коммуникативные основы перспективно-потенциальных инновационных технологий в реальности сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.