Научная статья на тему 'Социокультурная значимость фестиваля в межкультурной коммуникации и социализации иностранных студентов в вузе'

Социокультурная значимость фестиваля в межкультурной коммуникации и социализации иностранных студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
371
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
festival / socialization / inter-cultural communication / adaptation / national culture.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a students’ festival which is a special form of cultural exchange. An expanded definition of a festival is proposed here – that of an innovation means of forming the poly-cultural environment for adaptation and socialization of foreign students in a new environment, as it contributes to involving of foreigners into various creative activities and informal communication by establishing inter-cultural links and upbringing tolerant attitude of students of various nations to each other. Tasks and socio-adaptive functions of an ethnopedagogic festival are identified.

Текст научной работы на тему «Социокультурная значимость фестиваля в межкультурной коммуникации и социализации иностранных студентов в вузе»

Евтюгина Алла Александровна, доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой русского и иностранных языков, Российский профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Abstract

The article is devoted to a students' festival which is a special form of cultural exchange. An expanded definition of a festival is proposed here - that of an innovation means of forming the poly-cultural environment for adaptation and socialization of foreign students in a new environment, as it contributes to involving of foreigners into various creative activities and informal communication by establishing inter-cultural links and upbringing tolerant attitude of students of various nations to each other. Tasks and socio-adaptive functions of an ethno-pedagogic festival are identified.

Keywords: festival, socialization, inter-cultural communication, adaptation, national culture.

Современное общество характеризуется процессами глобализации и интеграции, а изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность.

Интернационализация образовательного процесса, происходящая за счет привлечения в высшие профессиональные учебные учреждения иностранных студентов, формирует потребность в готовности к осуществлению межкультурных коммуникаций на основе уважения, человеческого достоинства, открытости к взаимодействию с другими культурами. Поэтому в вузах и колледжах, сегодня все больше характеризующихся существованием межкультурной среды обучения, особое внимание должно уделяться адаптации и социализации иностранных студентов.

С момента пребывания иностранных студентов в стране обучения возникает необходимость их социализации, под которой мы понимаем сложный, многосторонний процесс вхождения человека в новую социокультурную среду, «усвоение обязательного минимума культуры общества» [6, 12], взаимодействие с представителями различных культур при сохранении чувства личной и культурной идентичности, участие в социокультурной жизни нового социума.

Адаптационный процесс иностранных студентов к новым социальным, культурным, бытовым условиям, безусловно, связан с социализацией, поскольку адаптация или «вхождение» студента в общество отражает его взаимоотношения с принимающей стороной, с другими иностранцами, в ходе которых он активно включается в различные виды совместной деятельности.

Эффективным инструментом адаптации, социализации иностранных студентов, на наш взгляд, являются творческие мероприятия, а именно фестивали. По определению фестиваль - «массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-нибудь видов искусства» [2, 822]. «Периодически устраиваемые общественные празднества, на которых показываются достижения музыкального, театрального и другого искусства» [1, 1324]. «Общественное празднество, сопровождающееся показом, смотром каких-нибудь видов искусства» [3, 841]. Таким образом, под фестивалем понимаются события самые разные по масштабу, жанрам и форматам, главной чертой которых является проведение в жизнь определенных социокультурных идей.

В данной статье организация студенческого фестиваля рассматривается не только как способ представления культуры, но прежде всего как новаторское средство формирования поликультурной среды для адаптации, социализации, межкультурной коммуникации иностранных студентов.

Фестивали в настоящее время стали платформой для взаимопроникновения культур, обмена творческим опытом, налаживания взаимодействия между различными группами культурной деятельности; стали формой культурного обмена и межнационального общения. На сегодняшний день известно большое количество разновидностей фестивалей: кинофестиваль, музыкальный фестиваль, театральный фестиваль, научный фестиваль, литературный фестиваль и пр. Проведение фестиваля является желанием сделать каждое событие запоминающимся, выходящим за рамки традиционной практики, отвечающим социальным потребностям в обновлении творческих и коммуникативных процессов.

Проблема социализации, адаптации иностранных студентов выбрана не случайно и обусловлена увеличением потока мигрантов в страну, социально-культурными преобразованиями последних лет, происходящими в современной России, направленными на улучшение культуры межнационального общения, воспитания толерантности к разным народам. В вузах России обучается большое количество иностранных студентов, представляющих особую группу студенческого сообщества. Каждый носитель языка всегда является носителем культуры и традиций своего народа, а языковые знаки, как известно, выполняя культурную функцию, передают основные установки культуры. Следовательно, все иностранные студенты воспринимают чужую культуру через призму культуры своего народа. Обучаясь в России, они должны находить между собой и с россиянами общие точки соприкосновения, общие интересы, учиться строить конструктивный диалог. Вышесказанное определяет актуальность рассмотрения вопроса межкультурной адаптации, социализации данной категории обучающихся в образовательных учреждениях.

Этнический фестиваль является достаточно успешным средством, поскольку вовлекает

иностранцев в различные виды творческой деятельности, неформальное общение, устанавливая межкультурные связи, воспитывая толерантное отношение студентов различных национальностей друг к другу. Кроме того, он выполняет важную функцию по формированию вторичной языковой личности в межкультурной коммуникации с учетом менталитета народа в живом общении.

В современном мире конференции, конкурсы, фестивали невозможно организовывать без использования компьютерных и интернет-технологий. Необходимая информация, положение, правила проведения фестиваля размещаются на сайте посредствам интернет-связи и электронной почты, отбираются участники и инвесторы мероприятия, осуществляется оценка выступающих с помощью голосов интернет-пользователей, проводится онлайн трансляция события. Сегодня уже существуют интересные интернет-фестивали, например, «Дистанционный интернет-фестиваль», «Золотая Мечта. Онлайн». Возможность использования компьютерных и интернет- технологий позволяет расширить межкультурные способы общения студентов, что в свою очередь ведет к развитию смешанных форм коммуникации. По словам Николаевой П.В., фестиваль «будучи неотъемлемой частью культуры как знаково-коммуникативной системы, ... являет собой уникальный образец разно-уровневого общения, открывает возможности для эффективной межкультурной коммуникации, в результате которой достигается понимание между людьми как представителями разных культур, целыми сообществами, разница между которыми носит, например, социальный, профессиональный, возрастной, этнический и другой характер» [4].

В Российском профессионально-педагогическом университете, это уже стало традицией, ежегодно проводится фестиваль этнопедагогического наследия «Навруз», участниками которого являются иностранные студенты вузов и учащиеся колледжей. Навруз - это праздник Нового года у многих народов Евразии; он также знаменует первый день весны и обновление природы, а его происхождение уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества.

Целью проведения этнопедагогического фестиваля является развитие межнационального взаимодействия студентов, формирование поликультурной среды для адаптации, социализации иностранцев в вузе, в России. А также привлечение внимания общества к проблеме адаптации иностранцев в социуме, с одной стороны, и необходимости понять и переосмыслить народные традиции, повысить уровень знания родной культуры, приобщать к народной культуре подрастающее поколение, с другой. Студенческий фестиваль отличается особой праздничной атмосферой, ориентирован на демонстрацию ценностей и культурных традиций разных народов. Основная задача мероприятия -создание определенных условий, в которых иностранным студентам, прибывшим в Россию для получения образования, будет комфортнее адаптироваться к новым, отличным от их прежней жизни, условиям. Социокультурный педагогический подход дает возможность наладить межкультурное взаимодействие в непосредственном контакте, на практике познакомиться с нормами речевого поведения, правилами этикета, культурой речи; обменяться творческим опытом.

Как известно, культура в любом формате остается социальной, именно человек создает и аккумулирует, сохраняя и передавая культурно-значимую информацию, традиции и обычаи своего народа. Принципиально важным является то, что человек, вливаясь в чужую культуру, изучая другой язык, сохраняет свои национальные культурные особенности: свои ценности, язык, творчество, обычаи, взгляды. Необходимо подчеркнуть, что именно в процессе подготовки фестивалей в вербальном и невербальном общении носителями разных языков проявляются элементы поведения, отражающие национальные традиции, речевой этикет народа; возникают текстовые лакуны в ходе межкультурного речевого взаимодействия на репетициях в неформальных ситуациях. Исполняя народные песни, демонстрируя танцы, декламируя стихи национальных поэтов, студенты представляют культуру свой страны, знакомятся с этнокультурой других народов, овладевают определенными коммуникативными моделями поведения россиян. Освоение чужой культуры является эффективным средством повышения интереса к языку и межкультурной коммуникации. Привлечение фактов культуры другого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, всегда способствуют формированию навыков адекватного понимания и эффективного взаимодействия с партнерами по коммуникации.

Необходимо подчеркнуть, что при данном виде коммуникации, барьеров в межнациональном общении становится меньше, так как фестиваль является площадкой для формирования коммуникативной компетенции в реальных речевых ситуациях. Итак, фестиваль способствует решению коммуникативных, обучающих, социокультурных, адаптационных задач, совмещая коммуникативную функцию языка и задачи культурного воспитания. Проведение этнических, страноведческих фестивалей не только знакомит иностранцев с национальными традициями разных этносов, бытом и культурой, но и включает их в новый культурный контекст, помогает иностранным обучающимся почувствовать себя его непосредственными участниками. Репрезентация творческих достижений каждого студента становится важным аспектом в раскрытии сущности его личности и самопознании. Известно, что общественное «культурное сознание и сознание личности могут развиваться только в ситуации постоянного осмысления культурных реалий. В пространстве фестиваля функция социализации так же, как и самопознания, получает культурно-художественную направленность, можно сказать, что социализация человека происходит не только по отношению к принятию общества в целом, но прежде всего к осознанию его творческого опыта» [5].

Все это, в совокупности, создает благоприятную поликультурную среду для эффективной социализации иностранного студента в новых для него условиях жизни.

Можно сказать, этнофестиваль выполняет важнейшую функцию по организации межкультурных коммуникаций, позитивного межкультурного диалога, поскольку его формат не предполагает ни ассимиляции, ни сепарации отдельных культур. Студенческий фестиваль разных народов, предоставляя каждой культуре возможность показать свое искусство (танец, музыка, костюмы, предметы быта, кухня и т.д.), формирует своеобразное пространство для взаимодействия и коммуникации иностранцев на протяжении достаточно длительного временного периода. Кроме того, поскольку по своей семантике он является

праздником, то настраивает участников и гостей на позитивное восприятие культурной информации, дает возможность получить когнитивно-духовный опыт, пережить творческое содействие ( песни, танцы зрителей в зале, а затем традиционные народные гуляния с восточными угощениями и национальной музыкой).

Подводя итог, перечислим социально-адаптивные функции этнопедагогического фестиваля:

• коммуникативная - установление, развитие и коррекция межкультурного толерантного взаимодействия (вербального и невербального) в общении студентов;

• социализирующая - введение в деятельность иностранных студентов важнейших компонентов полноценной жизни, ускоряющих процесс адаптации;

• развивающая - создание условий для полноценного социокультурного развития иностранных студентов, стимулирование когнитивных и духовных изменений в их личностном развитии, содействие процессам самовыражения креативных способностей;

• защитная - нейтрализация негативных воздействий окружающей среды на личность студента и его развитие, повышение уровня социальной защищенности в условиях их пребывания в вузе и общежитии;

• регулирующая - упорядочение межличностных взаимоотношений студентов и их влияния на формирование личности.

Следовательно, студенческий фестиваль имеет особое значение для более быстрой адаптации и социализации человека в вузе, в чужом обществе, отличается высокой степенью креативности в установлении взаимосвязей студентов разных национальностей, формирует коммуникативную толерантность в процессе межкультурной коммуникации.

Процесс проведения международного студенческого фестиваля способствует познанию человеком самого себя и других, позволяет проанализировать особенности творческих жанров своей страны, сравнить их со спецификой видов визуального искусства другой, создает благоприятную поликультурную среду. Таким образом фестиваль представляет особой коммуникативно-художественный жанр, включающий комплекс мероприятий, разных по формату, направленности, протяженности во времени, но объединённых единой темой и типовой аудиторией, осуществляющий процесс формирования новых культурных ценностей для более быстрой адаптации иностранных студентов.

Список литературы

1. Баженова С.Л., Биржакова Е.Э., Горбачевич К.С. Словарь современного русского

литературного языка. Т 16. М.-Ленинград: Наука, 1964. - 1610 с.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2006. - 944 с.

3. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка /

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. - М.: Эксмо, 2009. - 928 с.

4. Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры

[Электронный ресурс] // Dslib.net: библиотека диссертаций. М., 2007-2016. URL:

http://www.dslib.net/teorja-kultury/semiotika-festivalja-kak-formy-prazdnichnoj-кикигу.ЫтЦдата обращения: 12.02.2017).

5. Паксина Е.Б. Социокультурные функции фестиваля искусств [Электронный ресурс] // Science-education.ru: электронный научный журнал: Современные проблемы науки и образования. М., - 2015. - № 1-1. - С. 1884-1884. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18601 (дата обращения 10.05.2017).

6. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев.М.: Книжный дом «Либрокрм»,2017. -224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.