Научная статья на тему 'Этнопедагогический фестиваль как средство социализации иностранных студентов в Российской образовательной среде'

Этнопедагогический фестиваль как средство социализации иностранных студентов в Российской образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ETHNOCULTURAL FESTIVAL / ETHNIC PEDAGOGY / INTERNATIONAL STUDENTS / ETHNIC AND PEDAGOGICAL FESTIVALS / RUSSIAN UNIVERSITIES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Павел Юрьевич

В статье рассматривается технология создания этнопедагогического фестиваля, направленного на создание благоприятных условий для социализации иностранных студентов, обучающихся в России по педагогическим специальностям. Выделены принципы создания такого фестиваля, в числе которых: мультикультурность, интерактивность, многодейственность и многоплощадность, наличие событийной основы, консолидация нескольких организаторов и поддерживающих организаций, поддержка фестивалей авторитетными государственными структурами и этнокультурными общественными организациями, пропаганда идей толерантности, дружбы, мира, богатства культурного многообразия, наличие у фестиваля собственной целевой направленности, направленность фестиваля на конкретную целевую аудиторию. Технология создания фестиваля включает решение ряда специфических задач. Первая анализ реализованных этнокультурных фестивалей с целью извлечения опыта создания межкультурного диалога в рамках фестиваля. Вторая разработка содержания фестиваля, удовлетворяющего таким требованиям, как его профессиональная (педагогическая) направленность, доступность, зрелищность, массовость, творческая активность участников. Третья поиск событийной основы фестиваля как дополнительного фактора, усиливающего внутреннюю потребность к активному участию студентов в этнокультурном фестивале. Четвертая разработка формы фестиваля, адекватной его содержанию и событийной основе. Технология создания такого мероприятия рассматривается на примере фестиваля этнопедагогического наследия народов мира «Новый день». Особое внимание уделяется обоснованию Дня весеннего равноденствия как событийной основе фестиваля. Потребность в тщательном обосновании вызвана тем, что у большинства жителей уральского региона этот день ассоциируется с мусульманским праздником Навруз. В конце статьи приведена количественная и качественная оценка фестиваля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-REDAGOGICAL FESTIVAL AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF FOREIGN STUDENTS STUDYING IN RUSSIA

The article describes the technology of holding an ethno-pedagogical festival, which is aimed at better socialization of foreign students studying in Russia for teaching professions. The principles of the festival include multiculturalism, interactivity, multi-activity and performance on different stages, the presence of event-driven framework, consolidation of several organizers and sponsors, authoritative state bodies and ethno-cultural community organizations, promotion of the ideas of tolerance, friendship, peace, wealth, cultural diversity, the presence of its own focus of the festival, and the focus of the festival on a specific target audience. To plan the festival it is necessary to solve several specific tasks. The first task includes analysis of ethno-cultural festivals which have already been held to learn the experience of creating intercultural dialogue in the framework of the festival. The second task is the development of the content of the festival, satisfying such requirements as professional (pedagogical) orientation, accessibility, entertainment, mass and creative activity of the participants. The third task is the search for the event framework of the festival as an additional factorto motivate students to take part in the ethnic and cultural festival. The fourth task is development of the form of the festival, adequate to its content. The technology of organizationof such an event is exemplified by the festival of ethno-pedagogical heritage of the peoples of the world "A New Day". Special attention is paid to justification of the vernal equinox being the event-basis of the festival. The need for careful justification is caused by the fact theat most of the residents of the Ural region associate this day with the Muslim holiday of "Navruz". At the end of the article quantitative and qualitative evaluation of the festival is povided

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический фестиваль как средство социализации иностранных студентов в Российской образовательной среде»

УДК 378.147 ББК Ч448.44

ГРНТИ 14.43.47

Код ВАК 13.00.05

Ежов Павел Юрьевич,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурные фестивали; этнопедагогика; иностранные студенты; этнопе-дагогические фестивали; российские вузы; социализация студентов.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается технология создания этнопедагогического фестиваля, направленного на создание благоприятных условий для социализации иностранных студентов, обучающихся в России по педагогическим специальностям. Выделены принципы создания такого фестиваля, в числе которых: мультикультурность, интерактивность, многодейственность и многоплощад-ность, наличие событийной основы, консолидация нескольких организаторов и поддерживающих организаций, поддержка фестивалей авторитетными государственными структурами и этнокультурными общественными организациями, пропаганда идей толерантности, дружбы, мира, богатства культурного многообразия, наличие у фестиваля собственной целевой направленности, направленность фестиваля на конкретную целевую аудиторию. Технология создания фестиваля включает решение ряда специфических задач. Первая - анализ реализованных этнокультурных фестивалей с целью извлечения опыта создания межкультурного диалога в рамках фестиваля. Вторая - разработка содержания фестиваля, удовлетворяющего таким требованиям, как его профессиональная (педагогическая) направленность, доступность, зрелищность, массовость, творческая активность участников. Третья - поиск событийной основы фестиваля как дополнительного фактора, усиливающего внутреннюю потребность к активному участию студентов в этнокультурном фестивале. Четвертая - разработка формы фестиваля, адекватной его содержанию и событийной основе. Технология создания такого мероприятия рассматривается на примере фестиваля этнопедагогического наследия народов мира «Новый день». Особое внимание уделяется обоснованию Дня весеннего равноденствия как событийной основе фестиваля. Потребность в тщательном обосновании вызвана тем, что у большинства жителей уральского региона этот день ассоциируется с мусульманским праздником Навруз. В конце статьи приведена количественная и качественная оценка фестиваля.

Yezhov Pavel Yurievich,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ETHNO-REDAGOGICAL FESTIVAL AS A MEANS

OF SOCIALIZATION OF FOREIGN STUDENTS STUDYING IN RUSSIA

KEYWORDS: ethnocultural festival; ethnic pedagogy; international students; ethnic and pedagogical festivals; Russian universities; socialization.

ABSTRACT. The article describes the technology of holding an ethno-pedagogical festival, which is aimed at better socialization of foreign students studying in Russia for teaching professions. The principles of the festival include multiculturalism, interactivity, multi-activity and performance on different stages, the presence of event-driven framework, consolidation of several organizers and sponsors, authoritative state bodies and eth-no-cultural community organizations, promotion of the ideas of tolerance, friendship, peace, wealth, cultural diversity, the presence of its own focus of the festival, and the focus of the festival on a specific target audience. To plan the festival it is necessary to solve several specific tasks. The first task includes analysis of ethno-cultural festivals which have already been held to learn the experience of creating intercultural dialogue in the framework of the festival. The second task is the development of the content of the festival, satisfying such requirements as professional (pedagogical) orientation, accessibility, entertainment, mass and creative activity of the participants. The third task is the search for the event framework of the festival as an additional factorto motivate students to take part in the ethnic and cultural festival. The fourth task is development of the form of the festival, adequate to its content. The technology of organizationof such an event is exemplified by the festival of ethno-pedagogical heritage of the peoples of the world "A New Day". Special attention is paid to justification of the vernal equinox being the event-basis of the festival. The need for careful justification is caused by the fact theat most of the residents of the Ural region associate this day with the Muslim holiday of "Navruz". At the end of the article quantitative and qualitative evaluation of the festival is povided.

зателей эффективности и, соответственно, международной привлекательности вуза. число иностранных студентов. По большей Большинство студентов-иностранцев испы-

части в Россию приезжают учиться граж- тывают трудности социализации в россий-

дане стран Азии и СНГ. Наличие иностран- ской студенческой среде, связанные с язы-

ных студентов позволяет высшему учебно- ковым барьером, их культурными особен-

му заведению получить дополнительный ностями и интолерантным отношением со

источник дохода и является одним из пока- стороны других студентов [7].

© Ежов П. Ю., 2017

Решение вышеперечисленных проблем может способствовать привлечению большего количество студентов из других стран и повышению уровня приобретенного ими образования в вузах России.

Цель данной статьи - представить технологические основания создания профессионального (педагогического) фестиваля этнокультурного наследия, позволяющего создать благоприятные условия для межкультурного диалога российских и иностранных студентов в образовательном пространстве педагогического университета.

Решение обозначенных выше проблем возможно на основе разработанной нами технологии и предполагает выполнение следующих этапов.

1. Анализ реализованных этнокультурных фестивалей с извлечением общей для них методологической основы.

2. Разработка содержания фестиваля, которое должно удовлетворять следующим критериям: его профессиональной педагогической направленности, доступности, зрелищности, массовости, творческой активности участников и уважения к иной культуре.

3. Обоснование событийной основы фестиваля как дополнительного фактора, усиливающего внутреннюю потребность активного участия студентов в этнокультурном фестивале.

4. Предложение формы фестиваля, адекватной его содержанию и событийной основе.

В качестве примера предлагаем ознакомиться с материалами проведенной нами работы.

Для контент-анализа были выбраны Фестиваль национальных культур «Мы вместе» для студентов медицинских профессий (2016 г., Свердловский областной медицинский колледж) [14], V открытый региональный фестиваль «Выжы кыл» - «Родовое слово уральских удмуртов» (2016 г., Свердловская областная общественная организация «Удмуртское национально-культурное общество "Эгес"») [1], День народов Среднего Урала (2016 г., Министерство культуры Свердловской области) [3], Фестиваль Российско-Казахской песенной культуры «Алтын куз - Золотая осень», посвященный 25-летию образования СНГ и «Год Российского кино» (2016 г., Свердловская региональная общественная организация «Евразия - Казахстан», Детско-юношеский центр «Вариант») [2] и другие.

Такой набор и тематика фестивалей позволила проанализировать опыт проведения фестивалей, инициируемых государственными, региональными, областными, муниципальными структурами и обще-

ственными организациями, рассчитанных на участие представителей разных возрастных групп, сфер деятельности (в том числе образовательной), представляющих различные сектора этнокультурного наследия коренных жителей уральского региона и иностранных культур. При отборе фестивалей немаловажными критериями также стали такие, как возможность личного посещения фестиваля, широкое освещение в средствах массовой информации и сети Интернет, вызванный положительный общественный отклик.

Анализ показал, что исследуемые фестивали имеют ряд общих черт, а их отличия связаны с функциональным предназначением данных мероприятий (см. ниже пункты 8 и 9).

Были выявлены следующие основные характеристики исследуемых фестивалей.

1. Мультикультурность. На фестивалях представлены песенный, танцевальный, игровой, речевой, пищевой, ремесленно-прикладной фольклор и другие сектора этно-культуры.

2. Интерактивность. Функционирование в рамках фестиваля предполагает активное вовлечение широкой аудитории в происходящее действие.

3. Многодейственность и многопло-щадность. Различные виды фестивального действия проходили на разных площадках.

4. Наличие событийной основы. Фестивали в своей основе имели социально значимое событие.

5. Консолидация нескольких организаторов и поддерживающих фестиваль организаций.

6. Поддержка фестивалей авторитетными государственными структурами и этнокультурными общественными организациями.

7. Пропаганда идей толерантности, дружбы, мира, богатства культурного многообразия.

8. Наличие у фестиваля собственной целевой направленности.

9. Направленность фестиваля на конкретную целевую аудиторию.

Анализ опыта этнокультурных фестивалей был использован при разработке содержания и адекватных ему форм реализации фестиваля этнопедагогического наследия народов Евразии.

Разработчики фестиваля Э. П. Байба-тырова, С. А. Днепров, П. Ю. Ежов, Р. Х. Исхаков определили сверхзадачу фестиваля как привлечение студентов разных национальностей, в основном иностранцев, к изучению и пропаганде своей этнической педагогической культуры и создание благоприятных условий для межкультурной коммуникации. Цель мероприятия была сформулирована как привлечение

внимания педагогической общественности к необходимости изучения и использования этнокультурного педагогического наследия народов Евразии и этногрупп Уральского региона.

В концепцию фестиваля была заложена «открытость», выражающаяся в приглашении к участию в фестивале не только студентов собственного вуза, но и обучающихся и сотрудников образовательных и иных организаций, фольклорных и этнических коллективов без ограничения возраста. Данное положение позволяет создать «сборную» команду, поскольку студенты-иностранцы, приезжающие на Урал, часто становятся членами национально-культурных объединений. Консолидация с другими участниками такого объединения, не обязательно студентами, может способствовать более глубокому представлению своей эт-нокультуры. Рекомендация относительно числа участников команды (десять человек) способствует доминированию в фестивале группового творчества.

При разработке направлений и блоков фестиваля (его содержания) разработчики руководствовались данными анализа этнокультурных фестивалей, концепцией «культурологического подхода к содержанию образования» [12, с. 3] и положениями «Этно-педагогики» [3; 4], согласно которым образование рассматривается как передача педагогически адаптированного социального опыта человечества, и фольклорные культурные формы в большей или меньшей степени обладают образовательным потенциалом. Поэтому направления и блоки в проекте положения о проведении фестиваля были сформулированы следующим образом.

Культурно-просветительский блок включает в себя три задания. В первом задании «Представление национальной культуры» командам предлагается представить национальную культуру (численность, территорию, обычаи, традиции, историю и т.д.). Приветствуется использование мультимедийных ресурсов (фильмов, презентаций, слайд-фильмов). Во втором задании «Народный эпос и педагогическое наследие народа» командам предлагается сценическое представление (инсценировка): либо фрагмента национального обряда, который может проиллюстрировать цели и задачи воспитания на определенном возрастом этапе; либо народной эпической формы (сказа, легенды, мифа, баллады и т.д.); либо элемента этнопедагогического наследия (пословицы, поговорки, потешки и т.д.). Приветствуются интерактивные формы представления. В третьем задании командам предлагается представить национальный танец.

Во втором блоке командам предлагается обустроить «Народное подворье» с интерактивной демонстрацией предметов быта, декоративно-прикладного искусства народа, национальных костюмов, национальной кухни, организовать проведение народных игр, провести мастер-классы по народным промыслам.

В третьем блоке «Фотовыставка» участники могут представить фотоработы по теме «Этнофото», отражающие природу родного края, культурные традиции, национальные праздники, быт народа и т.д.

При выборе даты фестиваля его разработчики рассматривали события, являющиеся значимыми для участников-представителей разных народов. В качестве событийной основы был выбран День весеннего равноденствия. Однако первоначально появилось сомнение о возможности рассмотрения «природной весны» как события, имеющего социальную значимость для участников - представителей разных национальностей. Проведенный среди студентов опрос показал, что у большинства опрашиваемых День весеннего равноденствия ассоциируется исключительно с мусульманским праздником Навруз.

В Уральском регионе празднование мусульманами Навруза широко освещается средствами массовой информации. Навруз также является официальным первым днем нового года в Иране и Афганистане. Навруз празднуется в Азербайджане, Албании, Индии, Казахстане, Киргизии, Македонии, Таджикистане, Турции, Узбекистане и некоторых регионах России (Башкортостане, Крыму, Северном Кавказе, Татарстане) [13].

Более глубокое изучение традиций разных народов, связанных с празднованием «природной весны», позволило найти общие черты в оценке значения этого события.

Исследователь Ж. Б. Исомитдинов пишет, что Навруз считается одним из древнейших праздников в истории человечества. Резюмируя исследования генезиса праздника, Исомитдинов отмечает, что почитание Дня весеннего равноденствия на территориях Передней и Центральной Азии начинается с поселения и перехода к производящему виду хозяйства арийских и индоиранских племен (Х-У1 тысячелетия до н.э.). Культ прихода календарной весны развивается в Священном учении «Авеста», которое предписывает «отмечать появление жизни на земле». Позднее на территориях современного Ирана и Ирака в Государстве Сасанидов (220-651 гг.) Навруз приобретает статус официального новогоднего праздника и отмечается весьма пышно [8, с. 162].

В период распространения ислама Навруз приобретает мусульманскую окрас-

ку. Однако в сознании народов он продолжает ассоциироваться с весной и пробуждением природы [11, с. 65].

В странах Западной Европы в настоящее время пышно празднуется католическая Пасха, с народными гуляниями и карнавалами. Изучение корней европейских весенних праздников позволило найти сходства с традициями весенних праздников славянских народов. Народы дохристианской Западной Европы устраивали ритуальные праздники в честь богини весны и плодородия Остары в день весеннего равноденствия. Этот день древние кельты и германцы считали Днем прихода весны. С. А. Токарев, ответственный редактор серии коллективных монографий «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы», в первом томе «Исторические корни и развитие обычаев» делает вывод, что этот праздник исторически выступает в качестве «разлома», встречи старого времени с новым, как начало нового года [9, с. 50]. В Средневековье, не в силах полностью искоренить народные традиции и верования, церковь была вынуждена принять их праздничные формы, несколько скорректировав содержание. Так, дата католической пасхи устанавливается в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.

День, когда «Луна равна солнцу», празднуют в Китае (праздник «Чуньфэнь»), [5] и в Японии (буддийский обрядовый праздник «Хиган») [6].

У славян традиции Дня весеннего равноденствия своими корнями уходят к языческим весенним аграрным обрядам, которые отмечались как «Комоедица». По мнению большинства исследователей, Комое-дица стала прообразом народной Масленицы. Ритуальные действия этого события были направлены на «пробуждение и размножение» всего живого, освобождение от зимних тягот и встречу весны [15, с. 3]. Этот день считался пограничным, отделяющим зиму от весны. На рубеже XIX-XX вв. масленичные действия начинают приобретать развлекательный характер. Масленица праздновалась во всех городах и деревнях, всеми жителями России [10, с. 97].

Анализ традиций празднования Дня весеннего равноденствия в разных странах позволил группе разработчиков окончательно остановиться на выбранной дате в качестве событийной основы фестиваля, поскольку данное природное явление воспринималось большинством народов Евроазиатского континента (в том числе народов, представляющих население России в общем и Уральского региона в частности) как значимое событие, олицетворяющее «возрождение природы и человека», нача-

ло нового витка жизни. Буквальный перевод (Навруз - новый день) также показался разработчикам вполне отражающим тему мероприятия.

Фестиваль этнопедагогического наследия народов мира «Новый день» был реализован 21 марта 2017 г. на базе Культурно-образовательного центра Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Для подготовки и поддержки фестиваля удалось привлечь не только внутренние организационные структуры университета (кафедра профессиональной педагогики, первичная профсоюзная организация работников, отдел воспитательной работы, профсоюз студентов и аспирантов, культурно-образовательный центр), но и ассоциацию национально-культурных объединений Свердловской области «Дом народов Урала», Свердловский государственный областной дворец народного творчества.

Фестиваль не предполагал конкурсной основы и был реализован в форме фестиваля-праздника. На праздник были приглашены преподаватели и студенческие группы, в составе которых обучаются студенты-иностранцы. Различные виды действия фестиваля были организованы на трех площадках: в концертном зале, фойе и на улице (внутреннем дворе университета).

Культурно-просветительский блок проходил в концертном зале. В финале сценической части с участниками фестиваля был проведен «обряд единения и дружбы». Участникам были выданы разноцветные ленты. Связывая ленты, участники сформировали «круг дружбы». Внутри круга организовался танцевальный флешмоб. Музыкальной основой флешмоба стали фрагменты национальной музыки.

Далее интерактивное действие переместилось в фойе в рамках блоков «Народное подворье» и «Фотовыставка».

Финал фестиваля проходил во дворе университета. На глазах участников фестиваля был приготовлен плов в больших казанах. Во время приготовления плова участники проводили с собравшимися народные игры. Затем все желающие угощались лепешками, пловом и горячим чаем.

Участниками фестиваля стали более 200 человек, зрителями - более 300 человек. Приняли участие девять образовательных и общественных организаций: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ); Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ); Уральский федеральный университет (УрФУ); Уральский государственный горный университет

(УГГУ); Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ); Екатеринбургский промышлен-но-технологический техникум (ЕПТТ); Свердловский областной медицинский колледж (СОМК); Медицинский колледж УрГУПС (МК УрГУПС); студия восточного танца «Навруз» центра детского творчества «Галактика». На фестивале представлены национальные культуры Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизстана, Азербайджана, Израиля, Китая.

Проведенный после фестиваля опрос студентов-иностранцев и студентов-россиян подтвердил предположение об улучшении отношений в студенческих группах и отношении преподавателей к иностранным студентам. Опрошенные отметили, что студентам-иностранцам удалось показать себя с новых сторон (в качестве творческих людей, артистов, гостеприимных хозяев и т.д.), вызвать интерес у других студентов к своей национальной культуре, а также мотивировать себя к более глубокому изучению российской культуры и предложенной им образовательной программы.

Педагогическая экспертиза итогов фестиваля была осуществлена аналитической группой, в состав которой вошли председатель ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области (Дом

народов Урала) Ф. М. Мирзоев, исполняющая обязанности начальника отдела национальных культур Свердловского государственного областного дворца народного творчества Л. Б. Ушакова, заместитель директора Института психологии Уральского государственного педагогического университета по научной работе Р. А. Валиев

Аналитической группой были выработаны следующие выводы.

1. Фестиваль получился открытым благодаря предоставленной возможности участия обучающихся и специалистов образовательных организаций, фольклорных и этнических коллективов и иных организаций, заинтересованных в развитии межкультурного и межнационального взаимодействия.

2. Фестиваль обеспечил широкий перечень форм участия, что определило его доступность.

3. Бесконкурсная основа, умноженная на принцип взаимного уважения культур, обеспечили политкорректность фестиваля.

4. Фестиваль способствовал богатой межкультурной коммуникации благодаря открытости, доступности, участию представителей разных культур, многообразию форм участия.

5. Результат реализации фестиваля соответствует поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. V Открытый региональный фестиваль удмуртского фольклора «Выжы кыл» - «Родовое слово уральских удмуртов» [Электронный ресурс] // Свердловский государственный областной дворец народного творчества. - Режим доступа: http://sgodnt.ш/info/gallery?a=l48 (дата обращения: 18.02.2017).

2. Алтын куз - золотая осень [Электронный ресурс] // 2012, ГБУ СО «Дом молодежи». - Режим доступа: http://molodost.ru/news/3100 (дата обращения: 18.02.2017).

3. В Екатеринбурге День народов Среднего Урала отметили песнями и национальными угощениями [Электронный ресурс] // ООО «СГП». - Режим доступа: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-451320.html (дата обращения: 18.02.2017).

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

5. День весеннего равноденствия в Китае [Электронный ресурс] // 2012-2015 Daostory. - Режим доступа: http://daostory.com/den-vesennego-ravnodenstviya-v-kitae/ (дата обращения: 18.02.2017).

6. День весеннего равноденствия в Японии [Электронный ресурс] // 2005-2017 Проект «Календарь событий». - Режим доступа: http://www.calend.rU/holidays/0/0/1176/22/ (дата обращения: 18.02.2017).

7. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну [Электронный ресурс] // Уче-ба.ру. - Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/2895 (дата обращения: 18.02.2017).

8. Исомитдинов Ж. Б. К истории и традициям праздника Навруз // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2014. - № 5 (61). - С. 161170.

9. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев / отв. ред. С. А. Токарев. - М. : Наука, 1983. - 226 с.

10. Коргожа И. С. Досуг древних славян: социально-исторические предпосылки и особенности развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1 (2). - С. 91-97.

11. Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. - Душанбе : Дониш, 1989. - 128 с.

12. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. - № 6. -С. 3-14.

13. Праздник Навруз: история и традиции [Электронный ресурс] // АО «Аргументы и Факты». - Режим доступа: http://www.aif.ru/dontknows/file/prazdnik_navruz_istoriya_i_tradicii (дата обращения: 18.02.2017).

14. Студенческий фестиваль национальных культур «Мы вместе!» [Электронный ресурс] // Свердловский областной медицинский колледж. - Режим доступа: http://somkural.ru/news/24669/ (дата обращения: 18.02.2017).

15. Татаринцева Е. А. Эмоциональная атмосфера на массовых весенних праздниках у древних народов // Аналитика культурологии. - 2013. - № 27. - С. 143-147.

REFERENCES

1. V Otkrytyy regional'nyy festival' udmurtskogo fol'klora «Vyzhy kyl» - «Rodovoe slovo ural'skikh udmurtov» [Elektronnyy resurs] // Sverdlovskiy gosudarstvennyy oblastnoy dvorets narodnogo tvorchestva. -Rezhim dostupa: http://sgodnt.ru/info/gallery?a=l48 (data obra-shcheniya: 18.02.2017).

2. Altyn kuz -zolotaya osen' [Elektronnyy resurs] // 20l2, GBU SO «Dom molodezhi». - Rezhim dostupa: http://molodost.ru/news/3100 (data obrashcheniya: 18.02.2017).

3. V Ekaterinburge Den' narodov Srednego Urala otmetili pesnyami i natsional'nymi ugoshcheniyami [El-ektronnyy resurs] // OOO «SGP». - Rezhim dostupa: http://www.el.ru/news/spool/news_id-451320.html (data obrashcheniya: l8.02.20l7).

4. Volkov G. N. Etnopedagogika : ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, l999. - l68 s.

5. Den' vesennego ravnodenstviya v Kitae [Elektronnyy resurs] // 2012-2015 Daostory. - Rezhim dostupa: http://daostory.com/den-vesennego-ravnodenstviya-v-kitae/ (data obrashcheniya: 18.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Den' vesennego ravnodenstviya v Yaponii [Elektronnyy resurs] // 2005-20l7 Proekt «Kalendar' sobytiy». - Rezhim dostupa: http://www.calend.ru/holidays/0/0/ll76/22/ (data obrashcheniya: 18.02.2017).

7. Inostrannye studenty v Rossii: kto i zachem priezzhaet v stranu [Elektronnyy resurs] // Ucheba.ru. -Rezhim dostupa: https://www.ucheba.ru/article/2895 (data obrashcheniya: 18.02.2017).

8. Isomitdinov Zh. B. K istorii i traditsiyam prazdnika Navruz // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennykh nauk. - 2014. - № 5 (6l). - S. 161-170.

9. Kalendarnye obychai i obryady v stranakh zarubezhnoy Evropy: istoricheskie korni i razvitie obychaev / otv. red. S. A. Tokarev. - M. : Nauka, l983. - 226 s.

10. Korgozha I. S. Dosug drevnikh slavyan: sotsial'no-istoricheskie predposylki i osobennosti razvitiya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2007. - № l (2). - S. 91-97.

11. Negmati A. Zemledel'cheskie kalendarnye prazdniki drevnikh tadzhikov i ikh predkov. - Dushanbe : Donish, l989. - l28 s.

12. Novikov A. M. Kul'tura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya / / Pedagogika. - 2011. - № 6. - S. 3-14.

13. Prazdnik Navruz: istoriya i traditsii [Elektronnyy resurs] // AO «Argumenty i Fakty». - Rezhim dostupa: http://www.aif.ru/dontknows/file/prazdnik_navruz_istoriya_i_tradicii (data obrashcheniya: 18.02.2017).

14. Studencheskiy festival' natsional'nykh kul'tur «My vmeste!» [Elektronnyy resurs] // Sverdlovskiy oblastnoy meditsinskiy kolledzh. - Rezhim dostupa: http://somkural.ru/news/24669/ (data obrashcheniya: l8.02.20l7).

15. Tatarintseva E. A. Emotsional'naya atmosfera na massovykh vesennikh prazdnikakh u drevnikh narod-ov // Analitika kul'turologii. - 2013. - № 27. - S. 143-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.