Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СМОЛЕНСКОЙ ДВОРЯНКИ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ)'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СМОЛЕНСКОЙ ДВОРЯНКИ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ / ДВОРЯНСКИЙ УКЛАД / Е.Н. ВОДОВОЗОВА / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Дарья Александровна

Данная статья посвящена изучению жизни российской провинции середины XIX века на примере поэтического, биографического произведения смоленской дворянки Елизаветы Николаевны Водовозовой. Актуальность работы связана с возрастающей популярностью в последние годы изучения происхождения фамилий, родов, целых династий, приводящих к интересу неравнодушных любителей истории к социальной и культурной жизни общества прошлых веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СМОЛЕНСКОЙ ДВОРЯНКИ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ)»



SCIENCE TIME

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СМОЛЕНСКОЙ ДВОРЯНКИ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ)

Зайцева Дарья Александровна, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

E-mail: meztatel.dear@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена изучению жизни российской провинции середины XIX века на примере поэтического, биографического произведения смоленской дворянки Елизаветы Николаевны Водовозовой. Актуальность работы связана с возрастающей популярностью в последние годы изучения происхождения фамилий, родов, целых династий, приводящих к интересу неравнодушных любителей истории к социальной и культурной жизни общества прошлых веков.

Ключевые слова: социокультурная жизнь российской провинции, дворянский уклад, Е.Н. Водовозова, образование в России.

С началом нового века расширяются границы возможностей, раскрываются горизонты, людей начинает манить все неисследованное, то что казалось ранее невозможным, фантастичным, и в дальнейшем такие изменения приводят к неизбежной смене привычных устоев общества. В этом случае, опираясь на социокультурный аспект, изучая особенности и содержание повседневного быта жителей, можно увидеть полную картину прошлого. Так на примере поэтического, биографического произведения смоленской дворянки Елизаветы Николаевны Водовозовой можно рассмотреть жизнь российской провинции середины XIX века.

Елизавета Николаевна Водовозова-Семевская, в девичестве Цевловская -одна из талантливых женщин России XIX века, первая в плеяде выдающихся русских педагогов, автор многочисленных работ по педагогике, книжек для детей, отразившая всю свою жизнь в мемуарных очерках «На заре жизни» (1911). Произведения, написанные по великолепной памяти смоленской дворянки, имеют высокую историческую ценность, так как в них сохранились сведения о частых неоднократно повторявшихся беседах в кругу родных о разных знаменательных, забавных событиях в собственной семье или в жизни

I

1 SCIENCE TIME 1

соседей-помещиков. Помимо этого, есть необходимая опора на подлинные документы того времени - на дневник старшей сестры Александры Николаевны Цевловской, которая являлась хроникой домашнего и сельского быта [1].

В изучении провинциального быта России XIX века важное значение имеет одно из произведений Водовозовой - «История одного детства», написанное для детей. «В этой книге я хочу рассказать все, что помню о себе и о своем детстве, о своей семье, о том, как я росла и училась. Я расскажу не только то, что помню сама, но и то, что мне приходилось слышать от моих родных и близких» - писала Елизавета Николаевна [2, с. 3]. Описывая свое детство в имении Погорелое Пореченского уезда Смоленской губернии, Водовозова повествует не только о семейном быте, она уделяет особое внимание воспитанию, без всякого снисхождения, сурово обличая барство [3].

Помещичья усадьба ее родителей была необычной - у них имелся редкий по тем временам домашний театр, семья хранила интересные обычаи, высказывала мнения на обыденные вещи, отличавшиеся от взглядов других дворян.

В первую очередь интересны воспоминания писательницы об отце и его театральном детище. Отец Елизаветы организовал домашний театр, но его содержание было слишком затратным, не по карману большой семье. Но театр служил своей основной цели - прививал детям чувство прекрасного, развивал навыки театрального искусства. Таким способом отец проявлял свою заботу о маленьких детях, желал, чтобы его дочери и сыновья выросли полезными и образованными людьми. Не забывал уделять внимание и старшим - преподавал им иностранный язык, переводил с французского пьесы, помогал разучивать роли для спектаклей. Инвентарь театра был самодельным, сестры под наблюдением горничных шили костюмы, мастерили вещи. Следующим этапом развития театра и воспитания детей стал переезд семьи Цевловских в маленький городок Поречье. «В городе было легче доставать книги и проживало больше образованных людей. Отец покупал комедии Фонвизина и Грибоедова и разыгрывал их дома с детьми» [2, с. 5]. - вспоминала маленькая Елизавета. Идиллия спокойной жизнь их семьи была нарушена вспышкой холеры весной 1848 года, слег отец. В последние минуты жизни, матушке были переданы все хозяйственные дела, узнали и о больших долгах отца, которые он старательно пытался скрыть жалованием, положение семьи оказалось затруднительным. Практически сразу после смерти отца холера поразила и детей, болезнь унесла жизни четырех детей из семьи Цевловских. Матушка Елизаветы понимая тяжесть ситуации, решается продать городской дом купцу Сидорову и переехать в деревенскую усадьбу навсегда.

Ключевым для дальнейшего описания провинциальной жизни общества середины XIX века, является последнее наставление отца жене: «Дай детям образование. Сделай это, даже если тебе придется для этого продать все имущество» [2, с. 9].

1 SCIENCE TIME 1

Обращая особое внимание на предсмертный завет отца писательницы, примечательно рассматривать место и воспитание детей в российской провинции того времени. В те времена, воспитанию детей уделялось мало внимания, как таковой близости между детьми и родителями почти не было. Дети и родители обменивались за весь день только приветствиями: «Поутру дети подходили «к ручке» родителей и желали доброго утра, после еды опять целовали ручку и благодарили за обед или ужин. Прощаясь перед сном, желали друг другу спокойной ночи» [2, с. 20]. Обязанность следить за детьми возлагалась на гувернанток и нянечек. Не грешились и причинять физический вред, за любой пустячный проступок награждали подзатыльниками, стегали плеткой, секли розгами. Зимой детей не выводили на улицу почти никогда, даже не имели понятия, что свежий воздух необходим для здоровья.

Но больше всего, нас современных жителей, ужасают условия проживания, они были гораздо хуже, чем у взрослых «господ»: под спальни всех младших отводились одна-две комнаты, выделили самые темные и невзрачные комнаты, почти никогда они не проветривались, стояла постоянная духота. Спали на высоко взбитых перинах, которые никогда не сушились, не проветривались. В доме находились полчища тараканов, занимались нарочным их разведением, в то время существовало поверье «черные тараканы приносят счастье и скорое замужество», помимо этого в изобилии водились клопы и блохи.

С положительной стороны, по мере прочтения «Истории одного детства», мы видим обстановку в семье Цевловских: «Благодаря моему отцу, горячо любившему детей, наше положение в доме не было таким печальным. Наша семья была культурнее других помещичьих семейств в нашей местности» [2, с. 20]. Но в целом семье писательницы тоже жилось не сладко - приходилось экономить свечи, несмотря на то обстоятельство, что свечи не покупали, а приготовляли самостоятельно из сала домашних животных. Особенно болезненным маленькой Елизавете и другим детям казались разговоры о сладком - приходилось экономить с крупчаткой и сахаром, и не когда было его готовить. Из меда и патоки заготовляли на зиму варенье, из местных ягод делали сиропы, но часть заготовок неизбежно портилась. «В таком случае испорченное давалось детям, и вот по целым неделям и месяцами мы ежедневно ели паточное или медовое варенье, прокисшее так сильно, что от него по комнате шел запах кислятины» [2, с. 21].

В помещичьей семье Цевловских имелись и особые традиции - за стол садились в строго определенный час, без опозданий, если кто-то не успевал и приходил ко второму и третьему блюду, то пропущенных блюд уже не подавали. В этом аспекте интересно рассмотреть и питание помещиков того времени, в зависимости от достатка: провизия на дальние поездки (готовые бисквиты, жареные гуси, курицы и цыплята, пирожки с морковью, с картофелем, мясным фаршем); обед у состоятельного крестного (закуски: соленые и маринованные грибы, рыба, холодная свинина; десерты: варенья, домашний мармелад из

1 SCIENCE TIME 1

сушенных и свежих фруктов, орехи, варенные в меду, а если было лето, то и огурцы с медом).

Обстановку, раскрывающую с примечательной стороны образование российской провинции середины XIX века, мы видим в воспоминаниях мемуаристки о сестренке Саше.

«Когда мы жили в Поречье, с Сашей занимался отец, ходили к ней и учительницы. Она свободно читала, писала и порядочно говорили по-немецки и по-французски. Под руководством отца она прочла на трех языках многие произведения классиков и усердно упражнялась в письменных сочинениях на этих языках» - вспоминала Елизавета.

Но после смерти отца Саше пришлось посещать занятия местного священника, который часто пренебрегал откровенными высказываниями: «Девочке вовсе не нужно знать столько, ты и без того уже слишком много знаешь, над учеными женщинами смеются» (данное высказывание относится к просьбе Саши рассказать решения арифметических задач) [2, с. 26].

Если девушку посылали на учебу в пансион, то при дочери дворянина должна была находиться собственная горничная (отрывок из воспоминаний учебы Саши в пансионе мадам Котто в Витебске).

О своем обучении Елизавета вспоминает с рассуждениями и ностальгией: «На следующее утро няня попросила Нюту засесть со мной за букварь и ежедневно проходить несколько букв и слогов. В то время обучение азбуке происходило так: мне называли буквы, которые я повторяла, а затем заставляли произносить слоги. В азбуке, по которой я училась, четыре-пять согласных стояли рядом. Дети часто застревали на этих языколомных слогах. Помучившись некоторое время над такой азбукой, они окончательно тупели и так и оставались неграмотными. Когда с великой надсадой и отвращением я покончила с ненавистным букварем, меня начали учить писать, для чтения дали «Священную историю». Ввиду того, что у нас в доме совсем не было детских книг, да и вообще их тогда почти не существовало, я должна была каждый день прочитать один рассказ из «Священной истории» и несколько страниц из Пушкина. Много раз я перечитывала его стихотворения и заучивала их на память. Сестра должна была заниматься со мной арифметикой, а матушка взялась учить меня французскому языку» [2, с. 84].

В произведении «История одного детства» очень широко расписаны разнообразные занятия и увлечения помещиков. Например, помещица Макрина, держала лучший сад в местности, торговала фруктами и ягодами (вишни, яблоки, груши, крыжовник, сливы, малину продавала или чаще выменивала у помещиков на рожь, ячмень, овес, сено и солому), помещик Воинов любил рукоделие, а крестный семьи Цевловских содержал голубятни, сад, при котором был прекрасно обученный садовник, и коллекционировал гробы. В воспоминаниях о поместье Воиновых, Елизавета расписывает занятия детей: «Нам приносили французские книжки с картинками, объясняли прочитанное по-русски, приносили карты для игры в «дурачки», вытаскивали из ящика куклы и лото, читали сказки» [2, с. 41].

1 SCIENCE TIME 1

В книге Водовозовой «История одного детства» можно рассмотреть и привычный домашний вид помещиков: «У себя дома помещики сидели в простых рубашках, в широких халатах и, разваливаясь в креслах, целые дни покуривали из длинных чубуков. Одежда их не отличалась аккуратностью: у одного не хватало пуговиц на рубашке, и видна голая грудь, у другого шнурки и кисти халата были оборваны, и он подвязывался какой-нибудь тесемкой, а то и веревочкой, у третьего все было грязно и засалено».

Были и исключения, так с другой стороны мы оцениваем крестного Цевловских: «всегда выходил аккуратный, надушенный, с хорошо расчёсанными волосами и бородой, с табакеркой в руках»; отличался особой любовью к духам и ароматному мылу - «во всех шкафах и комодах лежали подушечки и красивые бумажные конвертики с сухими духами, в хрустальных мыльницах лежали мыла разного цвета и аромата» [2, с. 61].

Для анализа состояния медицины прошлого интересны описания привычных средств лечения болезней: «растапливали в ложке над зажженной свечкой сахар, и когда он остывал давали сосать эти самодельные леденцы. Поили нагретым молоком, мазали грудь свечным салом, укрывали теплыми одеялами. Ставили к ногам бутылки с кипятком, то прикладывали горчичники, то поили липовым цветом» [2, с. 91].

Таким образом, на примере детских воспоминаний помещицы Елизаветы Николаевны Водовозовой, можно подробно рассмотреть социально-культурный аспект жизни российской провинции в середине XIX века, узнать тонкости о жизни дворянства, проанализировать состояние образования и воспитания в России.

Литература:

1. Водовозова Е.Н. На заре жизни. В 2-х т. T. 1. М.: Худож. лит., 1987. - 511

с.

2. Водовозова Е.Н. История одного детства. Карельское книжное издательство, 1963. - 224 с.

3. Князев Е. Елизавета Водовозова: из сумрака к свету // История российского образования. Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 102-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.