Научная статья на тему 'Усадебный мир детства Александра Шаховского: к биографии драматурга'

Усадебный мир детства Александра Шаховского: к биографии драматурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХОВСКОЙ / УСАДЬБА / БЫТ / АТМОСФЕРА / ФОРМИРОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НОВЫЙ РАКУРС / SHAKHOVSKOY / ESTATE / HOUSEHOLD / ATMOSPHERE / FORMATION / IDEOLOGY / NEW PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппова А.А.

В статье на основе неопубликованных ранее документов, писем, воспоминаний и имеющихся немногочисленных исследований биографии А.А. Шаховского восстанавливаются некоторые сведения о раннем периоде жизни, реставрируется атмосфера усадебного быта, сформировавшего характер, мировоззрение, театрально-драматургический талант известнейшего в начале XIX века представителя культуры и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANOR ALEXANDER SHAKHOVSKY WORLD OF CHILDHOOD: THE BIOGRAPHY OF THE PLAYWRIGHT

On the basis of previously published documents, letters, memoirs and biographies few studies available AA Shakhovsky restored some information about early life, the atmosphere is restored manor life that generated character, outlook, theatrical and dramatic talent of the famous at the beginning of the XIX century representative of culture and literature.

Текст научной работы на тему «Усадебный мир детства Александра Шаховского: к биографии драматурга»

УДК 10.01.00

УСАДЕБНЫЙ МИР ДЕТСТВА АЛЕКСАНДРА ШАХОВСКОГО: К БИОГРАФИИ ДРАМАТУРГА

Филиппова А.А.

В статье на основе неопубликованных ранее документов, писем, воспоминаний и имеющихся немногочисленных исследований биографии А.А. Шаховского восстанавливаются некоторые сведения о раннем периоде жизни, реставрируется атмосфера усадебного быта, сформировавшего характер, мировоззрение, театрально-драматургический талант известнейшего в начале XIX века представителя культуры и литературы.

Ключевые слова: Шаховской, усадьба, быт, атмосфера, формирование, мировоззрение, новый ракурс.

MANOR ALEXANDER SHAKHOVSKY WORLD OF CHILDHOOD: THE BIOGRAPHY OF THE PLAYWRIGHT

Filippova A.A.

On the basis of previously published documents, letters, memoirs and biographies few studies available AA Shakhovsky restored some information about early life, the atmosphere is restored manor life that generated character, outlook, theatrical and dramatic talent of the famous at the beginning of the XIX century representative of culture and literature. Keywords: Shakhovskoy, estate, household, atmosphere, formation, ideology, new perspective.

В 2016-2017 гг. литературная общественность будет отмечать памятные даты, связанные с именем известного и значимого деятеля русского искусства и литературы начала XIX века Александра Александровича Шаховского: в 2016 году - 170 лет со дня смерти писателя, в 2017 году - 240 лет со дня его рождения. Жизнь и творчество этого художника за прошедшие 200 лет не достаточно полно освещены в научной литературе, поэтому каждая новая «реплика» может дополнить, обогатить, дать новый ракурс в понимании и оценке истории формирования личности художника, его характера, места в культурном процессе эпохи, а также внести лепту в возможную «Летопись жизни и творчества А.А. Шаховского». Здесь мы ставим задачу на основе неопубликованных ранее документов, писем, воспоминаний и имеющихся немногочисленных исследований биографии художника слова восстановить некоторые сведения о раннем периоде его жизни, реставрировать атмосферу усадебного быта Смоленской губернии, сформировавшую его мировоззрение и определившую творческие интенции.

Основой для первых биографических работ (Саитов В. Очерк жизни и деятельности кн. А.А. Шаховского.// Сочинения К.Н. Батюшкова. - СПБ: 1886. Т.3;.Гаршин Е. Один из забытых писателей // Исторический вестник. 1883. Т.13. № 7; Сиротинин А. Князь А.А. Шаховской // Русский архив. 1896. № 4; Ярцев А.А. Очерк жизни и деятельности кн. А.А. Шаховского.// Ежегодник Императорских театров 1894 -1895 гг.; Ярцев А.А. К жизнеописанию князя А.А. Ша-

ховского // Русский архив. 1896. № 3.) о А.А. Шаховском послужили письма и записки самого князя, мемуары его современников, некрологи, помещенные в различных изданиях обеих столиц России в 1846 году [16, c.576], а также жизнеописание Р.М. Зотова [5], написанное со слов самого драматурга.

Как отмечает А.А. Ярцев, «биограф князя Шаховского поставлен в очень неблагоприятные условия при своей работе. Самых важных материалов, - документальных,- он не доищется; другие,- литературные, бесконечно разбросаны, и надо рыться в сотнях книг, выбирая иногда из каждой лишь по одной строчке. Из произведений Шаховского напечатана едва ли пятая часть». [24, с. 104]. В работе этого одного из первых биографов подчеркнуто, что период детства и юности драматурга «приходится проходить молчанием», хотя известно, что «среди биографических материалов данные о детстве занимают, конечно, важное место: знать, как прошло детство человека, какие семена были положены в основу будущего существования, значит объяснить себе многое в его последующей жизни» [24, с. 106].

Недостаточность документов, сведений очевидцев о детстве и юности личностей творческих, в нашем случае таких, например, как Грибоедов и Баратынский, братья Глинки и Хомяковы, Ширинский-Шихматов и др. - особенность многих биографий современников Шаховского, живших на рубеже XVIII-XIX веков. Необходимо отметить: все вышеназванные писатели, поэты имеют непосредственное отношение к смоленскому краю, т.е. смоленское «культурное

гнездо» сыграло немаловажную роль в их становлении, что даёт нам основание видеть в уездном быте смоленских дворян важную составляющую в формировании мировосприятия будущих талантов.

К настоящему времени появился целый ряд документов и публикаций, позволяющих по-новому взглянуть на ранний период жизни А.А. Шаховского, его родословную и дружеское окружение в смоленском крае, позже ставшее связующим звеном между столичным театралом и смоленскими провинциальными интеллигентами. Нам представляется важным ввести в научный оборот неопубликованные ранее материалы из центральных и областных архивов[4; 15], записи «Дневника» личного секретаря императрицы Екатерины II А.В. Храповицкого [6], мемуары смоленских дворян — современников драматурга [1, 8, 11]. Эти источники помогут внести ясность в некоторые уже известные факты, обогатив их новыми подробностями.

Необходимо отметить, что до сих пор факты жизни, проведенной будущим драматургом в Смоленской губернии; о его домашнем образовании и годах обучения в Московском благородном пансионе не всегда конкретны и довольно скудны. Так, например, нигде не удаётся обнаружить сведения о причинах благосклонного отношения к юноше государя, хотя, как отмечает Ярцев, доходило «до того, что строгий в делах службы Павел прощал Шаховскому некоторые ошибки против военной дисциплины, относя их к забавной рассеянности» [24, с. 115]. Описывая детские годы писателя, все биографы чаще всего ограничиваются кратким сообщением о месте рождения, называя имена родителей, иногда пишут о влиянии матери на художественный дар мальчика. Все эти сведения восходят к письму А.А. Шаховского к родственнице и наследнице его архива Павле Михайловне Бакуниной [22, с.41-44].

На основании публикации Р.М. Зотова, который, как считает А.А. Ярцев, пользовался документальными источниками, А.А. Шаховской родился 24 апреля 1777 года в смоленском имении Беззаботы Ельнинского уезда [24, с.104 - 105]. В то же время князь Долгорукий в своей «Родословной книге» относит день рождения Шаховского к 24 февраля. [8, с.175]. Можно предположить, что это незначительное несовпадение в два месяца объясняется различными датами записи о факте рождения в сельце Беззаботы и записи о крещении младенца в церкви одного из близлежащих сел. В XIX в. А.А. Ярцев пытался разыскать метрики о рождении, предполагая, что Шаховского крестили в церкви села Ивонина. Но крещение могло пройти и в других ближайших церквях: или в приходской церкви села Нежода, к примеру, если опираться на описание окрестных сёл в записях Государственного архива Смоленской области [4, л.27], к которой

была приписана ивонинская домовая церковь, или в других окрестных сельских церквях, т.к. к настоящему времени известно, что все они принадлежали деду и бабке А.А. Шаховского по материнской линии [15, ч.2, л.5; 21; 27].

Многие биографы А.А. Шаховского сообщают, что смоленское имение, в котором прошли детские годы будущего писателя, принадлежало отцу драматурга [См. 16; 24; 25], но это не соответствует действительности. Архивные документы свидетельствуют, что имение Беззаботы было устроено в середине XVIII века дедом будущего драматурга по матери поручиком Ф.Б. Пассеком (1713 - 1770 гг.) [21, с. 44], представителем старинного дворянского рода, происходившего из Богемии, переселившегося позже в княжество Литовское, а затем перешедшего на службу в Россию [2, с.93].

Федор Богданович Пассек приходился родным братом генерал-аншефу Петру Богдановичу Пассеку (1736-1804) и вместе с ним принимал участие в дворцовом перевороте, в результате которого взошла на престол Екатерина II. Она не забывала верных подданных; как свидетельствует запись в Государственном архиве Смоленской области, «Федор Богданович Пассек, способствовавший восшествию на престол императрицы, имел массу имений, подаренных Екатериной (Ивонино, Язвень, Беззаботы, Яковлевичи, Дарвино)» [4, л. 80об.). Описания усадеб, принадлежавших деду А.А. Шаховского в Ельнинском уезде, помогают воссоздать усадебную среду второй половины XVIII- начала XIX вв. в родных пенатах юного Шаховского. В селе Крашневе у Пассеков был деревянный господский дом, «большой сад с беседками, киосками, мостиками, множеством цветов и теплицей» [11, с.152], в Яковлевичах были «довольно большая библиотека и Ланкастерская школа для крестьянских мальчиков на 30 человек» [11, с.152]. Почти каждую из усадеб украшала церковь. Село Язвино на холмистой возвышенности на берегу речки Хмары среди имений Ф.Б. Пассека являлось как бы центральным и по культурному развитию, и по занимаемому месту [4, л. 71об.].

Здесь необходимо сказать несколько слов о родословной Шаховского, поскольку известные и властные родичи, несомненно, оказали серьезное влияние на формирование характеров, воспитание и образование младших членов семьи. Ф.Б. Пассек был женат на княжне Наталье Алексеевне Шаховской, предки которой вписали не одну славную страницу в историю Российского государства [26]. Яркую характеристику бабке Шаховского дает жительница Ельнинского уезда М.С. Николева, родственница известного литератора, драматурга XVIII века Н.П. Николева, в своих мемуарах: «Эта старуха-самодур позволяла себе многое, что другим бы не прошло даром: но у нея было

при хорошем состоянии громадное родство, смотревшее на нее как главу и корень. Чуть ли не половина губернии приходилась ей родней, и у нея собиралось большое общество» [11, с. 151].

Н.А. Шаховская еще до брака с Фёдором Богдановичем Пассеком, освящённом только в 1748 г., родила от него четверых детей, (по тем временам смелый поступок) в том числе и будущую мать литератора. «О Наталье Пассековой, рожд. княжною Шаховскою, сказано, что была опасна во время Им.(ператрицы - автор ст.) Е.(лизаветы - автор ст.); ибо та имела слабость ей верить», - писал в своем «Дневнике» личный секретарь Екатерины II смоленский дворянин А. В. Храповицкий [6, с. 17]. Бескомпромиссный характер бабки драматурга проявился, к примеру, в 80 - е гг. XVIII в. Юному Александру было уже 7 лет, когда она «писала Екатерине письма, в кот. просила о дозволении объявить важное дело. Для ее допроса отправлен был в Москву, в октябре 1784 года Шешковский, которому она и открыла: будто, по словам многих приезжавших к ней лиц, Московское смятение 1771 года, произошло по наущениям гр. П.И. Панина, замышлявшего через то возвести на престол в. кн. Павла» [6, с. 554]. В «Дневнике» Храповицкого на этот счет есть следующие записи: «Она была бы при Анне высечена, при Елизавете сидела бы в Тайной, есть такие письма, кои надлежало сжечь и не можно было отдать Шешковскому»; «говорено о Пас.(ек- автор ст.): она стоит того, чтобы ее запереть, но по старости ея лет, пусть свой век доживает...» [6, с. 51, 55].

О матери А.А. Шаховского известно немного: Анастасия Федоровна Пассек родилась в 1741 году [8, с.175], большую часть времени проводила в родительских имениях и, как видно из воспоминаний А.А. Шаховского, имела большую склонность к литературному творчеству, мечтала о литературной карьере старшего сына. По замечанию А.А. Ярцева, на зародившийся в юном Александре дар стихотворства, мать его, - «сама беседовавшая с музой поэзии», по-видимому, возлагала надежды, на славу сына [24, с. 11]. Зять Фёдора Богдановича и Натальи Алексеевны Пассеков — Александр Иванович Шаховской, прямой потомок третьей ветви старшей линии рода и дальний родственник бабки драматурга по матери [см. 26]. Женившись на Анастасии Федоровне Пассек, он получил за женой в приданое сельцо Беззаботы Ельнинского уезда, где проживал почти безвыездно [см. 25], но, по-видимому, только до смерти жены. В Беззаботах был построен каменный господский дом и разведён обширный парк [21, с. 44]. От этого брака родились сыновья - Александр, Владимир (1778 - 1845 гг.) и Лев (1782 - 1831) [см. 26]. Таким образом, первенец этой

четы через бабушку и отца объединил две ветви старинного княжеского рода, а младшие братья Александра вошли в ближайший родственный круг в ельнинских поместьях и, конечно, стали первыми товарищами по занятиям, играм и развлечениям.

В смоленский родственный круг, кроме родителей, дедушки и бабушки Пассеков входили родные тетки и сестры писателя по матери: Надежда Федоровна, в замужестве Гедеонова; Александра Федоровна, в замужестве Рахманова; Елизавета Федоровна, в замужестве Энгельгардт [21, с. 44]. Ближайшими соседями и дальними родственниками Пассеков были представители таких уважаемых смоленских фамилий, как Повало-Швейковские, Ширинские-Шихматовы, Николевы, Потемкины, Барышниковы и др. [см. 17]

А.А. Шаховской, вспоминая о своем детстве в Без-заботах, называя себя «сельским баричем», охарактеризовал свое воспитание как типичное для смоленских детей из дворян в последней трети XVIII века [22, с. 41-44]. Как и в других семьях поместных дворян, у Александра был воспитатель из народа. В автобиографических заметках А.А. Шаховского сохранилось имя «дядьки Емелья-ныча», «неизменного спутника и слуги русских баричей старинного завета», который сопровождал Шаховского в Петербург [24, с.110]. В описаниях церквей в имениях Ф.Б. Пассека, выполненных приходскими священниками в XIX в., сохранились выразительные характеристики крестьян господ Пассеков («с грубым языком» и суевериями) и их дворовых людей, воспринявших «привычки» своих владельцев. «Бывшие кучера и лакеи» обучали крестьян игре в карты и выражались на «господский манер»: «фарсон» (фасон); «мечтально» (моментально); «андеи» (идеи); «залхон» (балкон) и пр. [см. 4]. Но, конечно, не это окружение формировало мир будущего драматурга, а общая творческая атмосфера в имении.

Замечание А.А. Шаховского о том, что он «наследовал дар авторства от матери, которой долговременная болезнь помешала сделаться истинным поэтом, но она зародила в мою душу искру творческого огня» [22, с. 41-44], — позволяет сделать вывод, что воспитание в Беззаботах не ограничивалось негативным свидетельством Н. Страхова, приведенного В. Покровским: «Недавно дворянские дети выучивали не далее букваря, а с псалтыря навеки расставались с чтением книг» [13, с. 56]. Детство младших членов дворянских семей в XVIII - первой трети XIX вв. чаще всего проходило в усадьбах. Позже образование под руководством домашних учителей и родителей восполнялось образованием в столичных учебных заведениях. Просвещенность, хотя бы видимая, была в большой моде у смолян; мемуаристы сообщают, что

многие ельнинские помещики, не получив сами «достаточного образования, старались всеми силами» [11, с. 154] дать его своим детям в зависимости от имеющихся средств. Одни, как родители А.А. Шаховского, имели возможность обучать своих детей в Московском университете или Благородном пансионе, другим (например, С.Н. Глинке) приходилось учиться в казенных учебных заведениях: в Морском кадетском или Шляхетском корпусе. Большинство смоленских дворян находили возможность записать своих несовершеннолетних детей в Преображенский полк с последующей службой в нем. Цель служебной карьеры виделась им не только в получении чина, должности. Очень значимой для большинства представителей дворянского общества была забота о репутации, немаловажное место в обретении и поддержании которой занимало образование, оказывавшее среди прочего большое влияние на мировоззрение молодых людей.

Мировидение будущего поэта и драматурга Шаховского формировалось в традиционной патриархальной и религиозной атмосфере. Воспитанная в нескольких поколениях твердая вера в устои православного христианства не раз побуждала его предков и родных на богоугодные дела. Их фамилия не раз встречается среди списков устроителей и жертвователей сельских храмов [см. 4]. Александр Шаховской, проведший детство в Беззаботах, а позже приезжавший в имение на летние вакации из Московского Благородного пансиона, мог наблюдать за возведением храмов и присутствовать на их освящении. В 1787 г. стараниями деда писателя в селе Язвино на месте обветшавшей была возведена новая деревянная Покровская церковь и «рядом второй престол во имя Одигитрии Божией Ма-тери»[4, л. 80об.-81]. По преданию, Фёдор Богданович Пассек построил ее в благодарность «за совершившееся с ним перерождение после отступления тяжелой болезни, последовавшей после того, как он, зараженный духом неверия и вольнодумства, за свое легкомыслие, сказанное им в кафедральном соборе пред Чудотворным образом Божией матери, поражен был вдруг этою болезнью»[4, л.80об.—81]. В воспоминаниях смолян — современников А.А. Шаховского есть немало примеров обязательного воспитания с детских лет любви к православной религии. Так, смоленский дворянин А.И. Барышников, хороший знакомый А.С. Грибоедова, описывая своё детство, вспоминает сцены ежедневных занятий с матушкой, когда ему приходилось по многу раз повторять молитву Богородице, трудно запоминавшуюся в пятилетнем возрасте [см.1]. Совершение религиозных обрядов с соблюдением старинных обычаев параллельно со следованием народ-

ным традициям и суевериям в семьях ельнинских дворян вспоминает смолянка М.С. Николева. [см.11] В «Записках» родственницы Грибоедовых А.И. Коле-чицкой описываются детские впечатления о встречах с монахами, совершавшими паломнические путешествия, рассказывается о воспитании детей по православным христианским канонам, о торжественных богослужениях по поводу освящения домовой церкви в смоленской усадьбе Казулино [см. 9]. Все эти примеры позволяют воссоздать религиозную атмосферу, в которой формировалось религиозное сознание Шаховского. Отмечая несколько периодов «в истории личных религиозных воззрений князя», А.А. Ярцев писал: «судя по одному намеку в автобиографическом письме к Бакуниной о своих годах, можно думать, что религиозные основы были заложены в душу Шаховского еще с детства» [24, с. 16].

«Второй основой мировоззрения князя Шаховского» А.А. Ярцев называет искреннюю любовь к Царю и Отечеству, глубинное национальное чувство и народность «в лучшем и точном значении этих слов» [24, с.18]. Истоки патриотизма, несомненно, восходят к происхождению и воспитанию А.А. Шаховского. В «Списках» Смоленской шляхты 1650 - 1727 гг. неоднократно встречаются имена предков драматурга, защитников Отечества - Пан Константин Пашкевич, Данило Пашко, Иван Данилов сын Пассек [см. 19]. Древний род Шаховских также не раз прославил себя на государевой и воинской службе [см. 26]. Среди предков драматурга бояре, царские стряпчие, стольники, камергеры, участники придворных заговоров и военных походов, боев под Смоленском и Измаилом, участники Крымских кампаний и походов в Малороссию. Предания о борьбе с «литвой» и о Смоленских походах, до сих пор бытующие в народе, были знакомы А.А. Шаховскому с детских лет. Недалеко от села Язвень при впадении в речку Добрую безымянного ручья «местность называлась «городище»; здесь, как сообщается в Описании села Язвень, были «остатки укреплений, а крестьяне находят остатки копий и ножей, предметы относятся к периоду владычества Литвы» [4, л. 82об.]. Уже в зрелые годы Александра Шаховского серьезно занимали биография и деяния русских царей, особенно Петра I, так же, как и героическая битва за Смоленск в XVII в., о чём свидетельствуют его письма и произведения.

«Третьей основой мировоззрения Шаховского,— по утверждению А.А. Ярцева, — после религиозных верований и патриотических убеждений, была его любовь к театру и литературе, давшая направление всей его жизни и деятельности» [24, с.23]. Ф.Ф. Вигель отмечает, что А.А. Шаховской был рожден для театра и

«... с малолетства все помышления его к нему стремились, все радости и мучения ожидали его на сцене и в партере» [3, с.126]. В преданиях семьи Шаховских «из рода в род передавалось памятка о театральных представлениях далекой старины». По рассказу самого драматурга, прабабка его, Татьяна Ивановна Ар-сеньева, боярышня Царевны Софьи Алексеевны, представляла Екатерину Мученицу в трагедии, сочиненной самой царевной, и сказывала бабке Шаховского, а своей дочери, что Петр Великий, бывая всегда на театральных зрелищах в теремах своей сестры, прозвал Арсеньеву «Екатериной Мученицей - большие глаза» [10, с. 2].

В усадьбах смоленских помещиков принято было устраивать спектакли. Участвовал ли сам будущий драматург в постановке сцен на усадебном театре мы не знаем, но об одном домашнем народном представлении князь Шаховской сохранил память с ранних детских лет до старости. «В доме его бабки слуги представляли «комедь»: выходили на середину комнаты, — один будто господином, в самом нарядном платье, другой его слугою, в лохмотьях, — и вели комический разговор в насмешку над промотавшимися помещиками» [10, с. 1]. «Домашняя музыка и домашние театры были делом моды, — писал владелец Дорогобужской усадьбы Алексино А.И. Барышников. -...Мать моя, при ее веселом характере, любила удовольствия общественной жизни, а потому у отца моего съезжались часто знакомые и родные, были обеды, танцевальные вечера, завели свой оркестр и даже свой театр». [1, с. 238].

Известно, что крепостные театры и оркестры были у многих смоленских помещиков: Лопухиных, Грибоедовых, Карабановых, Лыкошиных, Лысогор-ских. До сорока человек насчитывали крепостной театр, хор и оркестр дорогобужского помещика В.Г. Богдановича в селе Карачарове [см.14]. Любопытно замечание А.А. Филипповой, характеризующее, с одной стороны, относительную волю крепостных артистов, а с другой, — их рабскую зависимость от причуд барина: «Сначала театр был в Петербурге; вследствие пьянства и буйства актеров в столице, В.Г Богданович отправил их в деревню; возвращаясь в Смоленскую губернию, они совершили в свою пользу артистическое турне по России, продолжавшееся около года, и вернулись со сбережениями. За провинности артистов заставляли рыть пруды. Театр прекратил существование в 20 - 30 х гг., когда часть артистов была обращена к практическим занятиям».[20 с. 68]. Одним из самых известных крепостных театров в Ельнинском уезде был театр А.А. Глинки, дяди знаменитого композитора. По воспоминаниям одной из представительниц

этого дворянского рода, крепостных музыкантов дворяне Глинки передавали по наследству из поколения в поколение наряду с усадьбами и земельными угодьями как одно из достояний рода [см. 5]. Упоминание о крепостных музыкантах и «певчих» встречаем и в «Записках» смоленского помещика И.Д. Якушкина: «Покойный дядя мой, после которого досталось мне Жуково, был моим опекуном; при небольшом состоянии были у него разные полубарские затеи, в том числе музыканты и певчие» [23, с. 28].

Позже, «живя в Москве, Шаховской еще мальчиком, бывал в Медоксовом театре и помнил на склоне лет, как он, лет одиннадцати, привезенный в театр в первый раз, разрыдался от разлуки героя и героини трагедии» - упоминает А.А. Ярцев эпизод из письма к П. Бакуниной. [24, с. 122]. Надо сказать, что будущий писатель мог посещать и публичный крепостной театр родственника — князя Б.Г. Шаховского. Первым успехам Шаховского-драматурга в петербургском театре во многом способствовал его смоленские родственники, приближенные ко двору: по материнской линии. В первую очередь, это был П.Б. Пас-сек познакомивший его с известным в своё время писателем Фёдором Эминым, «Тотчас по приезде отправился Шаховской к своему вельможному дедушке Пассеку, тогда уже генерал-аншефу», который рекомендовал его поэту Эмину; «в запасе была еще богатая родня. Двоюродный брат его отца, «истинный образец русского вельможи», принял в Шаховском самое близкое родственное участие». [24, с. 111-112], Н.К. Пиксанов констатировал в своих исследованиях: «И в Москве, и в Петербурге, во Владимире, в Костроме, везде, куда бы ни приезжал смоленский дворянин, он всюду находил гостеприимство и поддержку [12, с.71]. Вероятно, этой поддержке драматург был обязан своему отцу, имевшему знакомства в дворянских кругах, благодаря службе в молодости при дворе Павла.

И всё же, возвращаясь к детству и ранней юности драматурга, отметим, что, возможно, воспоминания о смоленских Беззаботах были еще совсем свежи в памяти Александра Шаховского, когда действием своей комедии «Новый Стерн» он избрал место в пятистах верстах от Москвы в «приятном местоположении; вдали река и мельница, на левой стороне пригорок с растущими на оном соснами» [18, с. 10]. А о смоленских родственниках драматург мог вспомнить при написании комедии «Своя семья или Замужняя невеста»: главный герой комедии — Любим — привозит свою невесту в тот город, где живут все его тетки и дяди.

Сделанные нами наблюдения позволяют утверждать, что на становление религиозного сознания, патриотических убеждений, эстетических предпочтений Александра Александровича Шаховского огромное влияние оказало детство, проведенное им в смоленских

имениях, взрастивших общей этической атмосферой, домашними театральными затеями талант и ум, «живой, здоровый, острый и восприимчивый», извлекающий «пищу для себя из всех явлений жизни» [23, с. 15].

Список литературы

1. Барышников А.И. Воспоминания. // Культурные традиции Сафоновской земли: от прошлого к современности. Сборник докладов краеведческой конференции, посвященной 50-летию города Сафоново Смоленской области. - Смоленск: СмолГУ. 2003. С. 230-247

2. Брокгауз Ф.А., И.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь в 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПБ: 18901907. Т. XXXIX. С. 225-228.

3. Вигель Ф.Ф. Записки. - М., 1892. Издание «Русского архива».. Ч. III. 189 с.

4. ГАСО - Государственный архив Смоленской области. Ф. 391. ( И.И. Орловского - преподавателя женского епархиального училища в Смоленске, историка, инициатора и хранителя описаний приходов Смоленской епархии).

5. Деверилина Н.В., Королева Т.К. «Я открою вам сердце мое». - Смоленск: 2004. 160 с.

6. Дневник А.В. Храповицкого.1782 - 1793. - СПБ: 1874. 649 с.

7. Зотов Р.М. Записки // Исторический вестник. 1896. Т.64. № 6; Т.65. № 7-9; Т.66. № 10-12.

8. Князь П. Долгоруков. Российская родословная книга. - СПБ: Тип. Карла Винберга. 1854. Ч. I, 354с.

9. Колечицкая А.И. Мои записки от 1820 года.//Лица. Биографический альманах.- М-СПБ: Феникс.1995. С.291-325.

10. Летопись русского театра. Вступление.// «Репертуар». 1840. № 6. - С.1-3.

11. Николева М.С. -12-Черты старинного дворянского быта. // Русский архив. № 10. 1893. С. 129-196

12. Пиксанов Н.К. Исследования и характеристики - Л: 1934. 336 с.

13. Покровский В. Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. - Москва: 1911. 248 с.

14. По поводу выставки «Крепостной театр». // Сборник общества изучения русской усадьбы. 1928. 15. РГАДА. Ф. 1354 ,Оп. 451,Ч.2.

16. Русский биографический словарь, изданный под наблюдением председателя Императорского русского исторического общества А.А. Половцева. Том: Чаадаев - Швитков. Под. ред. Ф.А. Витберга. СПБ, 1905.Т. 22. С. 571-576.

17. Симакина Г.Ф. Верба у ручья.//Вторая жизнь Хмелиты. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества». - М: Альманах «Памятники Отечества». 1997. С.117-129.

18. Смоленская земля в памятниках русской словесности. - Смоленск, Маджента. 2012. Т.9. А.А. Шаховской. 287 с.

19. Списки шляхты, хранящиеся в Российском Государственном архиве древних актов.// Смоленская шляхта. Под ред. Б.Г. Федорова. М: РЭО, 2006. Т.1 489 с.

20. Филиппова А.А. А.С. Грибоедов и русская усадьба. Хмелитский сборник. Вып. 13. Смоленск: Тип. им. В.И. Смирнова. 2011. 179 с.

21. Чижков А.Б., Гурская Н.Г Смоленские усадьбы. Католог с картой расположения усадеб. - Смоленск: Свиток. 2009. 192 с.

22. Шаховской А.А. Вступление в мое наземное поприще. (Письмо к П.М. Бакуниной).// Журнал «Маяк». 1840. Ч. VI. С. 41-44.

23. Якушкин И.Д. Записки, статьи, письма. - СПБ: Наука. 2007. 754 с.

24. Ярцев А.А. Очерк жизни и деятельности кн. А.А. Шаховского.// Ежегодник Императорских театров 1894 - 1895 гг. Кн. 2-3.

25. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Шаховской, Александр Александрович (доступ на сайт 11.12. 2015 в 15.30)

26. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаховские (доступ на сайт 11.12. 2015 в 15.40)

27. URL: http://temples.ru/tree.php?ID=45( доступ на сайт 11.01. 2015 в 10.40)

Об авторе

Филиппова Альбина Александровна - кандидат филологических наук, заместитель генерального директора по научной работе в музее-заповеднике А.С. Грибоедова «Хмелита», alla.nauka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.