Научная статья на тему 'Социокультурная трансформация религиозного опыта в системе «Антирелигиозной пропаганды» 20-30-х гг. На примере советских праздников'

Социокультурная трансформация религиозного опыта в системе «Антирелигиозной пропаганды» 20-30-х гг. На примере советских праздников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОПАГАНДА / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / АТЕИЗМ / ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Молостова Е. С.

В статье рассматривается социокультурная трансформация религиозного опыта в советский период в рамках атеистической пропаганды в период 20-30-х — гг. ХХ века. Представлены формы и методики по атеизации населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная трансформация религиозного опыта в системе «Антирелигиозной пропаганды» 20-30-х гг. На примере советских праздников»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

УДК 271.2:316.3:793 (47+57)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ «АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ» 20-30-Х ГГ. НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ1

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Е.С. МОЛОСТОВА

В статье рассматривается социокультурная трансформация религиозного опыта в советский период в рамках атеистической пропаганды в период 20-30-х - гг. ХХ века. Представлены формы и методики по атеизации населения.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: советская культура, пропаганда, советский период, религиозность, атеизм, праздники.

ХХ столетие в жизни человека характеризуется значительными политическими, социокультурными и религиозными трансформациями, на современном этапе вырабатываются новые культурные эталоны и образцы ценностных ориентаций. Все актуальнее становится изучение ретроспективного опыта советской культуры в рамках атеистической пропаганды в целом и конкретно - сатирической карнавализации традиционных религиозных праздников в повседневных практиках советского человека. С точки зрения советских обществоведов: «решающим условием становления массового атеизма в стране явилась победа Великой Октябрьской социалистической революции, которая вызвала коренной переворот в мировоззрении людей, открыла путь к знаниям широким слоям трудящихся, положила начало массовому отходу от религии и церкви, формированию сознания миллионов людей в духе научного материалистического мировоззрения». 2 В этих словах отражены не только идеологические установки, но и реалии нашей истории. Изначально, атеистическая пропаганда, проводившаяся под руководством коммунистической партии, была отнесена к наиважнейшей задаче исследования классового (позже -общественного, массового) сознания советского общества с целью его кардинальной трансформации (атеизации).

Первые «стихийные» акции атеистической пропаганды начали проводиться уже в начале 1918 года («Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви»). Так в постановлении пленума ЦК РКП (б) от 19 мая 1918 г. «Об агитации духовенства» отмечалось: «Выясняется, что в последнее время усилилась агитация духовенства против советской власти. Решено провести против духовенства решительную письменную агитацию» 3.

Письменная агитация (книги, листовки, брошюры и.т.д.) не могла оказывать значительного влияния на население по причине низкого уровня грамотности большинства. Документы Всероссийской переписи 1897 г. показывают: почти юо-миллионная масса народа не умела читать и писать4, и за 20 последующих лет что-то кардинально поменяться не могло. В связи с этим огромный размах приобретает наглядная агитация и пропаганда. Ярким примером стали акции по вскрытию святых мощей с последующей широкой антирелигиозной «рекламой». Так «12 апреля 1919 года за время заседания Совнаркома Владимир Ильич получил от П.А. Красикова сообщение о том, что при вскрытии «святых мощей» Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре в присутствии представителей от населения, врачей, монахов была снята кинолента. Тогда В.И. Ле-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ Белгородскому государственному национальному исследовательскому университету на 2012 год (номер проекта 6.1239.2011.

2 Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. - Л.: Лениздат, 1983. - С. 5.

3 Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937 гг-)- Л., 1973. - С.16.

4 Куманев В.А. Революция и просвещение масс. — М., 1973. - С. 51.

274 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ВЯ Серия Философия. Социология. Право.

2012. №8(127). Выпуск 20

нин пишет поручение секретарю: «Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино во всей Москве» 5.

В 1918 году была отменена религиозная присяга в армии и суде, и ВЦИК утвердил новую «Красную присягу». В том же 1918 году из всех советских учреждений были удалены иконы, кресты и другие религиозные эмблемы. 13 мая 1918 года Ленин торопит Луначарского подготовить цитаты и надписи для украшения ими общественных зданий. Так же с фронтона здания Московского университета была сбита надпись «Свет Христов просвещает всех» и заменена словами «Наука - трудящимся». На здании Мосфинотдела, появился знаменитый лозунг: «Религия - опиум для народа», позднее замененного еще более сильными тезисами: «Через безбожие - к ленинизму» и «Борьба против религии -борьба за социализм» 6.

В 20-30-х гг. ХХ века особую актуальность и значимость приобретает разработка и практика внедрения советских традиций и обрядов, которые должны были стать альтернативой религиозной обрядности. В связи с этим интересной представляется публикация от 15 ноября и 13 декабря 1922 года в газете «Правда», в которой партийный философ И.И. Скворцов-Степанов публикует статьи «Комсомольское рождество, или Почему бы нам не справлять религиозные праздники», «Еще о комсомольских святках». В них он предложил «усвоить религиозные праздники», но при этом изменить их смысл и содержание. Он призвал молодежь выйти на улицы в день Рождества и устроить потеху. В сани усадить идолов, вавилонских, египетских и буддийских богородиц с новорожденными младенцами Мардуком, Озирисом и Буддой. Лекторы, восседающие в тех же санях, должны были выступить непременно в облачении языческих жрецов. «Веселая» языческая фантазия Скворцова-Степанова увлекла комсомольцев и молодых партийцев. Они вышли на улицы многих крупных городов и действительно устроили потеху с шествиями, ритуальным сожжением богов, пением частушек, бравурной музыки, плясками и ряжеными. Сами комсомольцы плясали не в костюмах языческих богов, как предлагал Скворцов-Степанов, а в облачениях служителей церкви, изображали священников.

В это же время прошло второе совещание Центральной комиссии при политпросвете ЦК РКСМ по проведению «комсомольской пасхи» 5 февраля 1922 г. Во-первых, было решено срочно созвать совещание «специалистов-театралов» Третьякова, Асеева, Городецкого и Мейерхольда для разработки программы будущего праздника. Во-вторых, участники совещания признали нецелесообразным устраивать особый комсомольский праздник в дни еврейской пасхи. В-третьих, было решено раскладку общей сметы средств, необходимых на проведение «комсомольской пасхи», произвести на такие мощные организации, как ВЦСПС7, Главполитпросвет, ПУР РККА8 и МК РКП (б)9. В заключение был поставлен вопрос о дополнительных денежных средствах и перед Агитпром ЦК РКП (б) секретарь антипасхальной комиссии Б. Менис (он же уполномоченный организатор по связи с прессой) доложил о предпринимаемых ЦК РКСМ мерах по развертыванию в стране движения по вытеснению христианских праздников новыми советскими праздниками и обрядами10.

Как отмечает Степанов Ю.С. «Приходит время, когда изменяются те естественные и бытовые условия, при которых образовалось это понятие или установился этот образ действий; тогда прежнее представление становится освященным преданьем, поверьем, а образ действий — обрядом»11.

5 Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 50. - С. 279.

6 Какая философия нам нужна?: размышления о философии и духовных проблемах нашего общества / Сост.: Ю.Н. Солонин. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 156.

7 Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) — орган профессиональных союзов СССР, осуществлявший руководство всей их деятельностью в промежутках между съездами профсоюзов СССР. Избирался съездом сроком на 4 года в составе, им определяемом, и состоял из членов и кандидатов в члены ВЦСПС.

8 ПУР РККА - Политическое управление Рабоче-крестьянской Красной армии

9 МК РКП(б) - Московский комитет Российской коммунистической партии (большевиков)

10 Там же. - С. 157.

11 Степанов Ю.С. Концепт // Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-47 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //philologos.narod.ru/ concept/stepanov-concept.htm

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Одновременно поднимается вопрос об отмене религиозных праздников как всеобщих выходных дней, в связи с этим все сильнее актуализируется процесс замены религиозной обрядности, гражданскими традициями. Важно отметить, что организаторы атеистической пропаганды не могли сразу противопоставить религиозным традициям новые, советские праздники и гражданские обряды, хотя «аналогов» праздников было предостаточно: «первой борозды», «дня урожая», «русской березки» и т.д., как предостаточно было и созданных гражданских ритуалов: октябрины, красные свадьбы, гражданские похороны. Инверсионный принцип бинарного сознания, проявляется в этих примерах достаточно наглядно. Как мы видим, здесь работает тот же принцип смены ценностей по принципу уничтожения одних другими и занятия места прежних ценностей в мировоззренческой картине мира. Так было при принятии православия, вытеснявшего язычество в процессе полного уничтожения и издевательства над чувствами людей и насаждения новой святости, так было и в советский период обратного движения от религиозности к атеизму и замены символики на противоположную12.

Наглядным примером представляется публикация по материалам газеты «Безбожник» от 15 июня 1923 года, описанная в статье Савельева С.Н. «Советский атеизм -религия для несовершеннолетних», в которой группа молодых парней-комсомольцев из Томского уезда опубликовала свою программу борьбы с религией: «Деревенская молодежь, пробужденная к новой жизни, сама берется за искоренение старого зла. Простым, чисто житейским путем идет она по дороге к свету, ведя за собой и отстающих. Парни села Пачи, ребята сплошь неверующие, придумали ловкий маневр борьбы с религиозностью девушек. С теми из девушек, которые ходят в церковь, они решили не гулять. И они строго выполняют принятое решение. Девкам остается два выхода - или поумнеть, или ... идти в монастырь. Пожалуй, на последнее охотниц не найдется». Авторы, выступавшие от лица этой антирелигиозной группы - «Деревенская молодежь» («Дермо»), руководствовались самыми добрыми намерениями13.

В газете «Правда» от 28 июля 1923 года описывается, как на заводе имени Яко-венко в Москве сыграли свадьбу «без попа и самогона», по-новому, по советскому: «Пыхтит, песенки поет самовар, молодая чай разливает, а молодой с преважным видом улыбается. Поднял чашку с чаем, коммунист Нетус, речь держит:

- Привет от коммунистов вам, молодые: вы первые из беспартийных нашего завода порвали сети религиозного дурмана. Так рвите же до конца их. На стене висят у вас боги-деревяшки. Растопите печку ими. Надейтесь на себя и свои силы. В учении с Марксом с Ильичом найдете понимание жизни. Наперебой бросились молодые стаскивать иконы. Достали коммунисты портреты К. Маркса и В. Ленина, вручили молодым с наказом:

- Исполняйте заветы вождей пролетариата!» Итак, крещение заменялось «октяб-ринами» (в дальнейшем - «торжественной регистрацией рождения»), венчание - красной свадьбой «по-новому, по советскому» (позже - комсомольскими свадьбами во дворцах бракосочетания), отпевание - «гражданской панихидой», иконы в «красном углу» и в общественных зданиях сменили портреты «вождей пролетариата»14.

Большую роль в пропаганде играли проводимые безбожниками, музыкальные антирелигиозные вечера. Задача вечера: показать в музыке, песне отражение художественного оформления религиозных и безбожных настроений и ту борьбу, которая происходит между старым эксплуататорским укладом жизни и мощными ростками новой жизни, вызванными Октябрьской революцией. Задача вечера заключается еще в том, чтобы показать нарастание в старом искусстве настроений, чуждых религии, новых исканий, вылившихся в пооктябрьском искусстве в безбожные формы. Соответственно этим задачам программа вечера делилась на три отделения. Музыкальные номера первого отделения демонстрировали всю примитивность веры и религиозных настроений масс в искусстве и народном творчестве. В заговорах, гаданиях, заклинаниях, в многочисленных суе-

12 Климова, С.М. Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания [Текст] / Климова С.М. // Человек. - 2006. - № 3. - С. 62-71.

13 Какая философия нам нужна?: размышления о философии и духовных проблемах нашего общества / Сост.: Ю.Н. Солонин. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 152.

14 Там же. - С. 160.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

вериях отражается сущность религии как беспомощного состояния и зависимости человека от природы и неорганизованного хозяйства. В этом отношении выразительны следующие музыкальные произведения: 1) «Заклинание средних веков», слова Брюсова, муз. Василенко; 2) «Гадание», ария Марфы из оперы «Хованщина», муз. Мусоргского. Содержание второго отделения вечера, в дореволюционном искусстве, наряду с преобладанием в народном творчестве религиозных мотивов, встречаются проявления и других, уже чуждых религии, настроений. Противоречия между проповедью и жизнью попов и монахов, процветающие в их среде безнравственность и разврат подрывают в народной массе доверие к церкви и ее служителям; появляется насмешливое отношение к церкви и внутреннему быту. Характерными музыкальными произведениями, отражающими и эти религиозные блуждания и шатания масс, являются: 1) Дуэт Хиври и поповича из оперы «Сорочинская ярмарка», муз. Мусоргского; 2) юмористическая сценка «Про дьяка», муз. Корчмарева; з) «Песня дьячка» из оперы «Черевички», муз. Чайковского; 4) «Семинарист» муз. Мусоргского. Третье и последнее отделение вечера: мощный отклик этим исканиям дает Октябрьская революция. Масса окончательно отшатнулась от религии в сторону науки и безбожия. Этот колоссальный сдвиг отразился в народных песнях, частушках, в произведениях Демьяна Бедного. Ими и наполняется содержание третьего отделения: 1) Басни Демьяна Бедного «В монастыре», «Богомолка», «Стара- помирать пора» и др. 2) музыкальная сцена «Поп или ЗАГС», муз. Лазарева; з) дуэт «Красная частушка», муз. Потоцкого... Знаменуя грядущую гибель религии и торжество безбожия, вечер заканчивается использованием «Красного Марша», (музыка Лобачева) 15.

Большую смысловую функцию носила организация детского безбожного досуга в детских дошкольных учреждениях и начальной школе, большое значение имели антирождественские костюмированные карнавалы, остановимся на некоторых детских костюмах.

«Ловец». Для такого костюма не нужно было больших затрат. Костюм попа или другого служителя культа показывается так, чтобы выявить роль служителей культа в отношении воспитания ребят. Церковнику, напр., дается сеть - можно обыкновенный старый бредень или гамак, в который вложены вырезанные из фанеры октябрята или пионеры. Для того чтобы этот костюм был более интересен, ряженный ловцом, бегая по залу (или катаясь по катку, если карнавал на льду), своими действиями привлекает внимание присутствующих к тому, что попы вовсе не так смиренны, как это любят изображать, что они проявляют живейшую активность там, где могут вовлечь ребят в свои сети.

«<Излишний багаж». Школьнику, ничем по своему костюму, не отличающемуся от других, к спине привязываются или прикрепляются каким-либо другим образом, сделанные из тряпок куклы, изображающие различных служителей культов. К ногам привязаны кандалы, состоящие из макетов книжек, изображающих евангелия, библии, молитвенники и т.п16.

Как отмечает Бахтин М.М.: «В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и обновлений. В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью»17.

Одной из базовых идей советской пропаганды была ссылка на науку, как главный антирелигиозный аргумент. «Факты» - вот что должно было разбить дурман религиозного «маркобесия». Поэтому, начиная с наивных размышлений в школьных учебниках и до серьезной аналитики в академических структурах, повсюду выражалась общая установка на союз естествознания и атеизма. Своеобразное проявление эти установки проявились в разработанных методах преподавания химии, физики и пр. наук в школах с целью разоблачения религии. Так особый интерес представляет изучение на уроке химии темы «Горение и окисление». Приведем пример рекомендаций по проведению урока: «В книгах религиозного содержания и в религиозных сказаниях описывается много

15 Антирелигиозник 1927. № 11. - С. 56-58.

16 Антирелигиозник 1929. № 12. - С. 83.

17 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 13-15.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

случаев получения огня чудесным образом: 1) неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что в Иерусалиме патриарх на пасху испрашивал огонь у бога; без спичек, без всякого огня у него загорелись свечи или лампады; 2) египетские жрецы низводили огонь на жертвенниках в храмах. Чудес с огнями очень много. Для разоблачения их химия имеет весьма богатый материал. На основе его учащиеся должны понять, что если бы даже доля правды в этих легендах и имелась, то для объяснения подобных «чудес» незачем прибегать к силе всевышнего. После краткого вводного слова учащимися обычно демонстрировались один-два опыта получения огня без спичек: 1. Фильтровальная бумага, смоченная раствором фосфора в сероуглероде, сама воспламеняется на воздухе (сероуглерод быстро испаряется, остающийся на бумаге фосфор воспламеняется на воздухе, а затем загорается и бумага). 2. От прикосновения к спиртовке стеклянной палочкой, конец которой предварительно был опущен в смесь серной кислоты с марганцево-кислым калием, происходит ее воспламенение (реакция экзотермическая, в результате ее выделяется кислород, поэтому спиртовка и воспламеняется). В заключение проработки темы «горение и окисление» преподаватель проводит краткую, историческую беседу -как люди подошли к современной теории горения. Из сопоставления теории горения Флогистона и теории горения Лавуазье учащиеся должны понять, что развитие научной теории идет через противоречия и отрицания, т.е. их необходимо подводить к пониманию диалектических процессов, к диалектическому мышлению» 18.

На основе научного анализа и обобщения представим систематизацию методик антирелигиозной пропаганды: 1.Письменная агитация, включала в себя широко поставленную издательскую работу - брошюры, журналы и т.д. 2. Вербальная пропаганда -лекции, семинары, кружки и т.д. 3. Просветительская (научная) - работа по созданию антиклерикальной литературы, разоблачение исторических и социальных корней религии (антихристианство), популяризация для широких слоев населения научного знания (наука - главный аргумент в пропаганде атеизма) и т.д. 4. Наглядная (визуальная) агитация — кино, агитпоезда (театр), революционные театры, плакаты, листовки, сатирические карикатуры и др. 5. Аудиальная пропаганда — стихи, частушки, радио, музыкальные антирелигиозные вечера. Наука использовала все доступные способы воздействия на человека: через зрение, слух, эмоции, слово.

Среди различных форм пропаганды атеизма, которые использовались в тот период, также можно назвать «живые газеты», «громкие читки для малограмотных», литературные антирелигиозные вечера, концерты и спектакли, агитсуды над церковной контрреволюцией, вечера вопросов и ответов, организации «красных свадеб» и «октябрин» и т.д. Среди различных методов пропаганды атеизма В.И. Ленин большое внимание уделял индивидуальной работе с верующими. Реализуя этот тезис, главный идеолог атеизма довоенного периода Е.М. Ярославский в 1924 году отмечал: «Атеистическая пропаганда не должна носить отвлеченного характера, она должна быть связана с повседневными явлениями жизни крестьянина, с его бытом. Она должна, выбивая камень за камнем из этого религиозного мировоззрения, заменять его научным мировоззрением. Если вы будете заниматься только разрушительной работой, разрушением теперешних их религиозных воззрений, не давая ничего взамен, то можно сказать наверняка, что крестьянство, выбившись из под грубого поповского обмана, попадет под влияние сектантов, уйдет к баптистам, евангелистам, молоканам, и толстовцам, к кому угодно». 19 Далее он разъясняет: «Каждая религиозная идея, каждый обычай, каждая традиция имеет свое прошлое и должна представать перед верующим в ее историческом объяснении» 20. Н.К. Крупская, например, занимаясь данным вопросом, указывала ученым на необходимость давать четкие ответы на вопросы: «Объяснить, почему в деревне центральной части России (она называет Воронеж, Тамбов и др. области) православные едят из одной миски, а старообрядцы, которые там проживают, каждый имеет свою отдельную посуду. И если кто придет к ним в гости, они свою посуду не дают, а дают особую посуду». Сама она была весьма далека от науки и ее объяснения звучат, мягко говоря, весьма на-

18 Антирелигиозник 1929. № 4. - С. 88.

19 РГАСПИ Фонд 606 Опись 4 ед.хр. 53, л.15.

20 Там же, л.16.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

ивно: «- Во-первых, старики - наиболее зажиточная часть жителей в деревне, они имеют возможность купить отдельные миски и ложки, в то время как православные менее зажиточные, не имеют такой возможности. Во-вторых, там распространен сифилис, поэтому наиболее зажиточная часть и в каком-то отношении более культурная часть населения устранила себя от возможности заболевания, устроила себе [...] свой Наркомздрав, дает каждому отдельную посуду, поэтому заболеваемость среди старообрядцев меньше, чем у православных»21. Однако, несмотря на весь примитивизм объяснительных практик, остается главное: пристальное внимание к каждому человеку, осознание того, что работа с людьми - единственный способ подлинного познания, понимания идей и чувств людей, и следовательно, возможность создания научной и действенной пропаганды.

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990.

2. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. - Л.: Лениздат, 1983.

3. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937 гг.). Л., 1973.

4. Куманев В.А. Революция и просвещение масс. — М., 1973.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 50. - С.279.

6. Какая философия нам нужна?: размышления о философии и духовных проблемах нашего общества / Сост.: Ю.Н. Солонин. - Л.: Лениздат, 1990.

7. Степанов Ю.С. Концепт // Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-47 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm

8. Климова, С.М. Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания [Текст] / Климова С.М. // Человек. - 2006. - № 3. - С. 62-71.

9. РГАСПИ Фонд 606 Опись 4 ед.хр. 53 л.15.

10. РГАСПИ Фонд 606 Опись 4 ед.хр. 53 л.16.

11. РГАСПИ Фонд 606 Опись 4 ед.хр. 53 л.16-17.

Список литературы

SOCIAL-CULTURAL CONVERSION OF THE RELIGIOUS EXPERIENCE IN THE SYSTEM OF «ANTIRELIGIOUS ADVOCACY» IN THE PERIOD OF 1920-30S ON THE PATTERN OF SOVIET HOLIDAYS

Belgorod State National Research University

E.S. MOLOSTOVA

The article is devoted to the problem of social-cultural conversion of the religious experience in the soviet period within the frame of atheistic advocacy in the period of 20-30s in the XXth cen. Forms and methods of imposing atheistic views on people are demonstrated in the paper.

e-mail: [email protected]

Key words: soviet culture, advocacy, soviet period, religiosity,

atheism.

21 РГАСПИ Фонд 6o6 Опись 4 ед.хр. 53 л.16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.