Научная статья на тему 'Социокультурная толерантность педагога'

Социокультурная толерантность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIO-CULTURAL TOLERANCE / MULTI-CULTURAL / COMPONENTS / TEACHER / COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина И. А.

Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов социокультурной толерантности педагогических работников. Приведены сущность и содержание социокультурной толерантности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural Tolerance of a Teacher

The article deals with a research into psychological and pedagogical aspects of socio-cultural tolerance of teachers. The essence and components of socio-cultural tolerance of teachers are also given

Текст научной работы на тему «Социокультурная толерантность педагога»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА SOCIO-CÜLTÜRAL TOLERANCE OF A TEACHER

УДК 37.011.31

И.А. СЕЛИНА

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов социокультурной толерантности педагогических работников. Приведены сущность и содержание социокультурной толерантности педагогов.

Ключевые слова: социокультурная толерантность, поликультурный, компоненты, педагог, взаимодействие.

I.A. Selina, Teacher of the Chair of Foreign Languages, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article deals with a research into psychological and pedagogical aspects of socio-cultural tolerance of teachers. The essence and components of socio-cultural tolerance of teachers are also given.

Keywords: socio-cultural tolerance, multi-cultural, components, teacher, counteraction.

Социально-культурный контекст современной действительности в нашей стране, как и в иных многонациональных и многокультурных обществах, всегда характеризовался неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп.

На современном этапе развития высшего профессионального образования одним из важнейших направлений деятельности МВД России является подготовка специалистов, способных осуществлять сложные задачи в условиях разноуровневой, социально детерминированной среды. Вопросы подготовки кадров для российской полиции коррелируют с проблемами кадрового обеспечения учебных заведений педагогическими работниками, поскольку их профессиональная деятельность существенно отличается от среды деятельности гражданских служащих. В этой связи особую актуальность приобретают способности педагогов системы МВД России успешно преодолевать трудности, связанные с особыми условиями культурного окружения.

Исследованию профессионально значимых качеств педагогических работников, их профессиональной культуре посвящено много исследований отечественных и зарубеж-

ных авторов (Бухбергер Ф., Зиновьев Д.В., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Сластенин В.А., Фрай К., Шиянов Е.Н. и др.).

Одной из характерных особенностей деятельности педагогических работников является то, что она протекает в условиях, характеризующихся существенной степенью неопределенности: непредсказуемостью ситуаций общения с обучающимися, особенностями психологического склада и психической организации индивидуумов, неявно выраженными признаками принадлежности к той или иной культурной сообщности, субкультурной группе и т.д. Поэтому особую важность, на наш взгляд, приобретают способности педагога успешно преодолевать негомогенность учебной среды, и в этой связи нам импонирует тезис Н.В. Кругловой о том, что «толерантность к неопределенности лежит в основе всей культурогенетической активности человека, преодоление неопределенности, создание проекта по определению ее есть проявление когнитивных, креативных и эвристических способностей человека, позволяющих направить культурогенез по пути не только трансформационного, но и преимущественно инновационного развития» [5].

Подтверждение этого положения автор видит в естественной терпимости членов общества друг к другу, в универсальности

данного социального феномена в любой исторической эпохе. И именно толерантность как культурная универсалия, обеспечивающая стабильность, целостность, ресурс приспособления и выживания общества, лежит в основании развития любых общественных отношений [6, с. 109-112].

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [9].

Исследуя полиэтнический состав народов Кавказа с точки зрения социального взаимодействия представителей различных культурно-этнических групп, М.М. Зязиков отмечает, что социокультурная толерантность может быть представлена в качестве многомерной, многоплановой философской категории, сложность формирования и понимания которой зависит от состояния общества и межкультурных коммуникаций внутри этого общества. Автор указывает на необходимость изучения социокультурной толерантности не только в рамках самостоятельного проблемного поля, но и в рамках концепции национальной безопасности, что несомненно представляется важным в отношении процесса социализации и профессионального становления будущих специалистов органов внутренних дел России [4, с. 14].

Разделяя точку зрения А.Г. Асмолова и соавторов о трактовке толерантности с точки зрения активной жизненной позиции личности [1], некоторые исследователи (И.П. Шкуратова и др.) полагают, что толерантность начинается уже с нейтрального отношения к людям, при этом выделяют признаки толерантного мышления:

- способность встать на чужую точку зрения, т.е. децентрация в противоположность инфантильному эгоцентризму;

- способность выделять в оцениваемом объекте существенные и второстепенные признаки;

- способность к амбивалентному восприятию объекта, при котором человек может видеть одновременно как положительные,

так и отрицательные характеристики, в противоположность черно-белому унивалентно-му восприятию;

- способность устанавливать сходство и различия между одними и теми же объектами по разным основаниям, образуя разные их группировки;

- гибкость мышления, состоящая в готовности изменить свои представления об объекте в связи с поступившей новой информацией, в противоположность ригидности [10, с. 44-51].

Что касается педагогических работников, то социокультурная толерантность по отношению к этой категории служащих рассматривается учеными как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям независимо от их этнической, национальной, культурной принадлежности, взглядов и привычек. Это форма цивилизованного восприятия действительности, цивилизованного отношения ко всему «иному», «чужому», к инакомыслию. Она проявляется по отношению к особенностям различных культурных групп и их представителей и выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления методами разъяснения и убеждения [3].

Каковы же основные компоненты толерантности, позволяющие успешно выполнять профессиональную деятельность в учебном заведении? Основные психологические составляющие толерантности - эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие своего мировосприятия и принятие «мира» других людей. Толерантность как составляющая психологической культуры человека способствует спокойному усвоению знаний и корректному, бесконфликтному участию в коммуникации на любом уровне межличностного взаимодействия.

Однако многие исследователи отмечают, что на практике педагогические работники «чаще демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний. В сознании накапливаются безличные формы поведения» [2, с. 127]. Необходимо отметить, что выработка толерантного

ПРАКТИКА.

отношения к собеседнику, к обучающемуся как субъекту профессиональной деятельности, успешность толерантного общения и взаимодействия достигаются не столько при помощи психотехники и тренингов, а тем, насколько педагог осознает глубину и сложность проблемы и способен ее проанализировать.

Рассматривая проблематику толерантного взаимодействия в пространстве полиэтнической школы, Т.Б. Михеева отмечает, что толерантность учителя может проявляться, по крайней мере, в двух аспектах - деятельностном (в формах поведения, действиях людей по отношению друг к другу) и коммуникативном (в формах межличностного, межнационального, межгруппового общения). Коммуникативный аспект толерантности - способность личности и общества в целом к нормативному, этикетному, бесконфликтному, гармонизирующему общению; формирование у всей лингвокультурной общности в целом умения слушать собеседника и уважать его мнение, сохранять спокойствие в споре и конфликте; умение спокойно и этично вести межличностный спор и публичную дискуссию [7].

Становление российской демократии и гражданского общества, интеграция в

мировое культурное и образовательное пространство, усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнической и конфессиональной нетерпимости являются важнейшими социальными предпосылками становления системы, позволяющей целенаправленно формировать толерантность сотрудников полиции.

Процесс реформирования правоохранительной системы выявляет необходимость внедрения новых подходов к профессиональной подготовке сотрудника полиции современного типа, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях динамично изменяющейся социокультурной среды [8, с. 11].

Эти факторы требуют повышения роли преподавателя как носителя и пропагандиста толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса, способного адекватно, без использования принуждения и иных форм нетерпимости реагировать на современные вызовы поликультурной среды жизнедеятельности. Только толерантность как норма общественных отношений в полиэтническом обществе позволит достичь согласия, обеспечит продуктивное взаимодействие в многонациональных, поликуль-турных коллективах.

Литература

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова ЛА. О смыслах понятия «толерантность» // Век

толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. С. 8-18.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2003.

3. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Красноярск, 2000.

4. Зязиков М.М. Опыт кавказской цивилизации: толерантность, а не цивилизационные раз-

ломы // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 12-24.

5. Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): автореф. дис. ... докт. философ. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011.

6. КругловаН.В. Этапы становления толерантности как социокультурной нормы // Мир науки,

культуры, образования. 2011. №4 (29). С. 109-112.

7. Михеева Т.Б. Профессиональная толерантность учителя (на примере деятельности учи-

теля русского языка полиэтнической школы) // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 42-45.

8. Селин Б.Н., Селина ИА. Соблюдение условий формирования поликультурной компетентности на занятиях по иностранному языку // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 1. С. 11-13.

9. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-спра-

вочник. 2005.

10. Шкуратова И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления // Век то-лерантности.2003. № 5. С.44-51.

References

1. Asmolov A.G., Soldatova G.U., Shaigerova LA. On meanings of “tolerance” // Age of tolerance: Research Papers. - M.: MSU, 2001. P.8-18.

2. Bezuyleva G.V., Shelamova G.M. Tolerance: idea, search, solution. - M.: Verbum-M, 2003.

3. ZinoveivD.V. Improvement of pedagogical skills of future teacher on the basis of socio-cultural tolerance composition: Candidate Dissertation. Krasnoyarsk, 2000.

4. Zyazikov M.M. Experience of Caucasian civilization: tolerance, not civilization break-up // Socio-humanitarian knowledge. 2005. № 4. P. 12-24.

5. Kruglova N.V. Tolerance as a socio-cultural standard (West-European practices). Abstract of Doctor of Philosophy. Saint-Petersburg State University, 2011.

6. Kruglova N.V. Stages of tolerance formation as a socio-cultural standard // Science, Culture, Education World. 2011. №4 (29). P.109-112.

7. Mikheeva T.B. Vocational tolerance of a teacher (Russian language teacher in poly-ethnic school) // Humanitarian vector. 2011. № 1 (25). P. 42-45.

8. CelineB.N., CelineIA. Compliance with the conditions of formation of multicultural competence

in the classroom for foreign language // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. Of 2013. №1. P. 11-13.

9. Tolerance // Security, theory, paradigm, concept, culture. - Reference Vocabulary. -2005.

10. Shkuratova I.P. Cognitive complexity as a foundation of tolerant reasoning // Age of tolerance. 2003. № 5. P. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.