УДК 373.51
САМСОНОВА Александра Владимировна Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕМАТИКА ГИМНАЗИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
В статье анализируются особенности тем школьного сочинения конца XIX - начала XX в., зафиксированные в известных сборниках сочинений и методических пособиях данного периода. Несмотря на то, что сочинение рубежа веков функционировало исключительно как форма работы по русскому языку и словесности, в нем использовалась, кроме литературного материала, широкая социально-культурная проблематика. Значительное количество тем социально-культурной направленности сохранялось и в курсе словесности старших классах гимназии, где заканчивался курс грамматики и начиналось непосредственное изучение русской классики. Такое положение определялось в известной степени тем, что общие цели изучения словесности в школе связывались, прежде всего, с овладением стилистическими и грамматическими нормами русского языка, а не с исключительно литературным анализом, как это сложилось впоследствии в ХХ в. В процессе анализа методических трудов и тематических классификаций сочинений автор приходит к выводу о том, что историко-литературная тематика сочинений не была доминантной в рамках предмета «русский язык и словесность» на данном историческом отрезке. В модели русской школы, включая старшие классы гимназии, присутствовал широкий пласт публицистических тем сочинений, имеющих прямое отношение к культурному и социальному опыту ученика. Наряду с историко-литературной тематикой, содержание школьных сочинений рубежа XIX-XX вв. было тесно связано с социологическими, историческими, культурологическими проблемами, занимающими ключевое место в общественном дискурсе данного исторического периода.
Ключевые слова: словесность, школьное сочинение, тематические классификации, социокультурная тематика, тематический дуализм
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141
Aleksandra V. SAMSONOVA Postgraduate Student Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia samalvad111 @mail.ru
SOCIO-CULTURAL THEMES OF HIGH-SCHOOL WRITINGS AT THE TURN OF 19-20th CENTURIES
The article analyzes the features of the school essays at the late 19th - early 20th century, recorded in the well-known collections of essays and manuals of this period. Despite the fact that the essay at the turn of the centuries functioned exclusively as a form of work in the Russian language and literature, it used, in addition to literary material, a wide socio-cultural problematic. A significant number of socio-cultural orientation topics continued in the high school, when the grammar course finished and close study of the Russian classics began. This situation was determined to a certain extent by the fact that the General goals of studying literature at school were associated primarily with mastering the stylistic and grammatical norms of the Russian language, rather than the depths of literary analysis, as it developed later in the 20th century. In the process of methodical works analysis and thematic classification of works the author comes to the conclusion that the historical and literary theme of the essays was not dominant in the subject "Russian language and literature" in this historical segment. In the model of the Russian school, including the senior classes of the gymnasium, there was a wide range of socio-cultural themes of essays related to the student's cultural and social experience. Along with historical and literary themes, the content of school essays at the turn of the 19-20th centuries was closely connected with sociological, historical, cultural problems, which occupy a key place in the public discourse of this historical period.
Keywords: literature, school essay, thematic classifications, socio-cultural themes, thematic dualism
В русской школе рубежа XIX-ХХ вв. социально-культурная тематика сочинений занимала значительный объем в общем числе письменных работ учащихся. Данные темы никак не противопоставлялись историко-литературным темам, входя в различные классификации, созданные методистами-словесниками. В то же время термин «социокультурная тематика» не был распространен в исследуемый временной период. На рубеже Х1Х-ХХ вв. данную функцию исполняли «полуотвлеченные» темы сочинений. История методики не сохранила конкретных дефиниций для данной тематики; тем не менее методические подходы к написанию, характер и содержание подобных сочинений широко отражены в известной работе С.С. Ларионова «Некоторые вопросы методики сочинения»
(1912), где приводятся статистические данные о предпочтениях гимназистов Тифлисского учебного округа относительно тематики школьного сочинения за 1912 год.
Статистика выбора учащимися тех или иных тем приводит методиста к мысли о том, что главным предпочтением гимназистов являлись темы «полуотвлеченного или обобщающего характера, основанные на определенном фактическом материале» [5, с. 10]. Несмотря на то, что в данной трактовке полуотвлеченных тем не значится присутствие литературного материала, анализ труда С.С. Ларионова показывает: данные темы непременно содержали как материал из личного опыта ученика, так и знание курса литературы. Выбрав из предпочтений учащихся Тифлисского учебного округа 54 самые востребованные темы сочинений, С.С. Ларионов обнаруживает, что подавляющее большинство тем носит полуотвлеченный характер. Яркими образцами подобных тем являются следующие сочинения: «Значение типа Обломова», «Возвышенные мысли и чувства, вызываемые в нас художественными произведениями литературы», «Любовь к ближним как необходимая основа деятельности человека, по данным литературы» [См.: 5, с. 17-18]. В приведенных темах социокультурный и историко-литературный аспект гармонично дополняют друг друга, помогая учащемуся формировать свое мировоззрение и нравственный облик. Гармония, на наш взгляд, определялась тем, что темы сочинений оптимально объединяли в себе баланс фактического и литературного материала и вызывали непосредственный интерес учащихся. Требования к характеру тем сочинения, сформулированные на основе изучения С.С. Ларионовым предпочтений и высказываний учащихся, методист трансформировал в четыре основных пункта:
1. Тема не должна опираться исключительно на литературный материал;
2. Она должна давать учащимся возможность проявить свое общее развитие, высказать собственные, индивидуальные взгляды;
3. Тематика сочинений должна по возможности действовать не только на ум, но и на сердце ученика;
4. Лучшим видом работ являются сочинения на темы полуотвлеченного характера [См.: 5, с. 19].
Выстраивая темы сочинений в соответствии с иерархией предпочтений учащихся, С.С. Ларионов опосредованно предлагал определенную тематическую классификацию школьных сочинений. Следует отметить, что проблема тематических классификаций, включающих сочинения различного характера (не только историко-литературного), регулярно актуализировалась в методических трудах рубежа Х1Х-ХХ вв. В то же время унифицированной, принятой всем методическим сообществом системной классификации не существовало. Этому препятствовали следующие факторы: прежде всего, огромное разнообразие тем, их значительные жанровые различия и, что самое важное, целевая направленность сочинений. Одни из них расширяли культурный кругозор учащегося, другие углубляли географические познания, третьи представляли собой критический анализ художественного текста и т.д.
Интерес к тематической классификации школьных сочинений данного периода с точки зрения современной методики обусловлен возможностью сопоставления тематики современного итогового сочинения с гимназическими сочинениями исторической модели. Современное итоговое сочинение не привязано напрямую к историко-литературному материалу и имеет широкий спектр тем социально-культурного характера. Наша цель - предложить для сопоставления и последующего использования в современной школе исторически сложившихся подходов к формулировке тем школьного сочинения.
Как уже отмечалось, тематика школьных сочинений в последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия ХХ в. отличалась широким разнообразием и не ограничивалась, также как и в современной школе, историко-литературной направленностью даже в выпускном классе гимназии. Ярким свидетельством такого разнообразия является классификация С.В. Фарфоровского (1910), основанная на анализе сочинений для старших классов. Методист делит весь объем распространенных тем на четыре категории. К первой категории он относит так называемые общие темы и темы отвлечённого характера [См.:
7, с. 6]. Чтобы развернуто раскрыть их, учащиеся должны были продемонстрировать интерес к различным сферам культурной и социальной жизни. С точки зрения С.В. Фарфоровского, такие темы представляли для учащихся определенные трудности, так как в них могли доминировать поверхностные рассуждения без опоры на серьезные аргументы и знания, поэтому продуктивность тематики четвертой категории, по мнению методиста, была крайне невысокой. С нашей точки зрения, «общие» темы в курсе русского языка и словесности были обусловлены главным целеполаганием изучения предмета - знать свой родной язык; следовательно, темы социального и культурного характера гармонично сочетались с данной целью и были необходимы в гимназическом курсе. Остальные категории С.В. Фарфоровский связывал с историко-литературным материалом, дифференцируя их по доминантам работы над текстом:
1) по принадлежности к творчеству одного писателя;
2) по обзорному принципу анализа материала;
3) по интерпретации одного, конкретного произведения.
Сочинения, в которых разбиралось творчество одного писателя, предлагались учащимся после изучения очередной монографической темы. Например, «Гуманные мотивы в творчестве Тургенева» [7, с. 5]. В подобных темах С.В. Фарфоровским предполагалось детальное знакомство с произведениями, умение оперировать частностями из художественных текстов в процессе создания широких обобщений и знание идейного содержания всего творчества писателя.
Вторая категория (обзорные темы) касалась в основном содержательных доминант того или иного обширного историко-литературного периода. В частности, предлагалась тема «Гуманность как основная тенденция русской литературы XIX века» [7, с. 4]. В рамках обзорной тематики учащийся должен был продемонстрировать не только знание всех произведений данного периода, но и проявить самостоятельность в суждениях, а также показать степень своего литературного развития.
Письменные работы, посвященные отдельному литературному произведению (третья категория), по замыслу методиста представляли собой годовые задания-проекты. В качестве примера автор приводил тему «Гуманные идеи в "Записках охотника"» [7, с. 4]. Раскрытие темы в данной категории предполагало активное погружение в идею, в содержание художественного текста, а также знакомство с литературной критикой.
Если сравнивать социально-культурные и историко-литературные темы сочинений по количественному принципу, то доминирование «полуотвлеченной» тематики будет очевидным: в известных на тот период тематических сборниках историко-литературный пласт составлял не более 25% [См.: 1; 2; 8; 9]. Так, в сборнике И.В. Гаврилова (1876) из 60 предложенных тем к строго историко-литературным можно отнести только 14; причем многие из них имеют широкий историко-социальный контекст. Так, например, тема «Черты быта русского народа по летописным сказаниям X века» связывает вместе исторические, литературные и этнографические реалии русского мира Х века [См.: 2, с. 55]. Такие темы из сборника И.В. Гаврилова, как «Значение слова "народ"» [2, с. 26], «Влияние мореплавания на развития человечества» [2, с. 39], «Великих нет, но подвиги их живы» [2, с. 69], расширяют в первую очередь общую культуру учащегося, относятся к историческим и естественно-научным областям знаниям, актуализируют его гражданскую позицию; иными словами, они относятся к социальной и культурной жизни общества, несмотря на то, что являются сочинениями в рамках предмета «словесность». Тема «Привычка и обычаи» из сборника Л.И. Шумиловского (1910) также основывается, скорее, на житейском опыте гимназиста, при этом не исключает использования художественного материала [См.: 8, с. 87].
Анализируя сборники тем сочинений конца XIX - начала ХХ в., следует отметить, что отнюдь не в каждом тематические классификации предлагались эксплицитно. Редкое исключение из этого правила - работа Л.И. Шумиловского «Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений» (1910). В классификации методиста темы делятся на историко-культурные, полуотвлеченные, исторические, географические, ав-
тобиографические, литературные. В исследовании современного методиста Е.В. Гетманской подчеркивается, что «отсутствие тем сочинений, связанных с историей отечественной литературы, отражает динамику становления исторического подхода к изучению литературы, когда он уже декларируется, но еще не входит в практику» [4, с. 15]. Мы согласны с оценкой методиста в том, что историко-литературная тематика школьных сочинений не доминировала в школе на рубеже Х1Х-ХХ вв.: так, в классификации Л.И. Шумиловского из представленных 236 тем историко-литературных - 92, то есть только 38,9%, несмотря на то, что все темы сформулированы в рамках предмета «словесность». Следует отметить, что темы, представленные в классификации Л.И. Шумиловского, предназначались для старших классов гимназии. Многие историко-литературные темы из нее имели связи с историей, социологией, этнографией, например темы «Пётр Великий в изображении Пушкина» и «Русская жизнь и природа в романе "Евгений Онегин"» [См.: 8, с. 28-29]. Возвращаясь к оценкам социально-культурной тематики сочинений в современной методике, отметим, что отнесение «отвлеченной» темы к тому или иному разряду внутри классификации, порой не отличалось точностью. По мнению Е.В. Гетманской, тему «Польза стекла» (из классификации Л.И. Шумиловского), внесенную в разряд историко-культурных, следовало, скорее, отнести к естественно-научным, а тема «Возрождение» не могла быть безоговорочно отнесена к историческому разделу, она, скорее, имела культурно-историческое прочтение [См.: 4, с. 20]. Но в данном случае для нас важен сам факт постоянного присутствия в классификациях сочинений по русской словесности значительного пласта социокультурной тематики. Сопоставляя социокультурные темы рубежа Х1Х-ХХ вв. с тематикой современного итогового сочинения, можно утверждать, что в современной школе мы не видим тем исторического характера, а также прямых связей с античной культурой и литературой. Внимание к темам из античной культуры в тематике сочинений столетней давности, на наш взгляд, вполне объяснимо: «В педагогическом сообществе продолжали оставаться сильными идеи эллинизированной школы: на этапе вступительных экзаменов главными предметами историко-филологических факультетов оставались классические языки» [3, с. 261].
Следующая классификация школьных сочинений методиста В.А. Самсонова, на наш взгляд, также выходит за рамки предмета «словесность». Ее основные составляющие (сочинение-повествование, сочинение-характеристика и сочинение-рассуждение) являются, по сути, строго стилистическими. Классификация В.А. Самсонова в целом не подчиняется алгоритмам анализа исключительно художественного текста и может использоваться при группировке социокультурной, исторической, морально-нравственной тематики сочинений. Сочинением-повествованием В.А. Самсонов называет «...такое сочинение, в котором излагается ряд событий, объединенных данною темой, в хронологическом порядке» [6, с. 13]. Для раскрытия сочинения-повествования методист предлагает брать небольшой рассказ, отличающийся «простотой содержания и доступностью формы». В первую очередь методиста занимает раскрытие логической стороны сочинения, а далее он предлагает рассматривать приемы изложения мыслей, причем крайне важным условием считает возможность разделения всего текста на ряд более мелких повествовательных событий, которые, в свою очередь, и будут предметом разбора. Кроме этого, В.А. Самсонов обращает внимание на основной принцип обучения стилистики, который для него реализуется в воспроизведении образцов, особенно на первоначальной ступени обучения сочинениям-повествованиям. В своей классификации В.А. Самсонов группирует в отдельный раздел сочинения-характеристики, значительную часть данной категории занимают нелитературные характеристики. Они предполагают у человека «известный запас наблюдений над людьми и явлениями жизни, и понимание этих явлений: умение ставить во взаимную связь те или иные события, самостоятельно комбинировать факты, находить причину, следствие, проследить развитие какой-либо черты в ряде событий» [6, с. 78]. В контексте нашей работы выделение нелитературных характеристик и методика работы с ними важны, так как отражают в первую очередь алгоритм работы над социокультурной темой, несмотря на то, что у методиста нет образцов социокультурной тематики сочинений.
Таким образом, в исторической модели русской школы рубежа XIX-ХХ вв. присутствовал широкий пласт публицистических тем сочинения, который был связан с социологическими, культурологическими проблемами и историческим материалом. Рассмотрение социокультурной тематики школьных сочинений, распространенной в русской традиции рубежа XIX-XX вв., приводит нас к выводу о том, что тематический дуализм письменных работ (их разделение на историко-литературные и социокультурные темы), возникший в русской школе позднее, в ХХ в., не был характерен для методики конца XIX - начала ХХ в. Социокультуртные и историко-литературные темы воспринимались методическим сообществом данного периода как целостный объем тем, развивающих личность ученика. В ключевом исследовании С.С. Ларионова, анализирующего тематику сочинений данного периода, подчеркивается, что 85% из общего количества сочинений характеризовались как «полуотвлеченные», где был востребован и личный опыт учащегося, и его историко-литературные знания. Уровень литературного развития учащегося в рамках предмета «словесность» подтверждался не только историко-литературными, но и широкими социокультурными компетенциями. Тематика современного итогового сочинения также апеллирует к социокультурному опыту учащегося. Изучение и анализ в этом контексте методических подходов рубежа XIX-ХХ вв. позволит расширить использование тем социокультурной тематики в итоговом сочинении начала XXI столетия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Воскресенский Е.И. Темы и вопросы для письменных упражнений по русскому языку и литературных бесед. - М.: К.И. Тихомиров, 1895. - 64 с.
2. Гаврилов И.В. Темы, расположения и материалы для сочинений в старших классах. Вып. I. - СПб.: Тип. А.А. Соколова, 1876. - 168 с.
3. Гетманская Е.В. Преемственные связи среднего и высшего литературного образования в российской методической традиции: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Московский педагогический государственный университет. - М., 2013. - 407 с.
4. Гетманская Е.В. Словесность в средней и высшей школе: традиции преемственности (ис-торико-методический очерк): Монография. - М.: Прометей, 2013. - 124 с.
5. Ларионов С.С. Некоторые вопросы методики сочинения, с точки зрения абитуриентов гимназий Кавказского Учебного Округа. (На основании данных опроса). - Тифлис, 1912. - 163 с.
6. Самсонов В.А. Методическое руководство для ведения школьных сочинений. (Применение аналитического метода к занятиям в низших и средних школах) / Сост. В.А.
нов. - СПб.: Изд. Фену и Ко. 1907. - 141 с.
7. Фарфоровский С.В. Русские сочинения в старших классах гимназий и реальных училищ в связи с современной постановкой внеклассного чтения. - Воронеж: Тип. Т-ва Кравцов и К°, 1910. - 6 с.
8. Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть I. Темы историко-культурные и отвлеченные / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмуле-вича, 1910. - 232 с.
9. Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть II. Темы литературные и исторические / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмулевича, 1910. - 259 с.
REFERENCES
1. Voskresenskij E.I. Temy i voprosy dlya pis'mennyh uprazhnenij po russkomu yazyku i litera-turnyh besed. [Topics and questions for written exercises in the Russian language and literary conversations]. M.: K.I. Tihomirov, 1895. 64 p.
Gavrilov I.V. Temy, raspolozheniya i materialy dlya sochinenij v starshih klassah. [Themes, arrangements and materials for essays in high school.]. Vypusk I. Spb., Tip. A.A. Sokolova, 1876. 168 p. Getmanskaya E.V. Preemstvennye svyazi srednego i vysshego literaturnogo obrazovaniya v ros-sijskoj metodicheskoj tradicii. [Successive connections of secondary and higher literary education in the Russian methodical tradition]. dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.02. GOU VPO «Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet». Moskva, 2013. p. Getmanskaya E.V. Slovesnost' v srednej i vysshej shkole: tradicii preemstvennosti (istoriko-metodicheskij ocherk). [literature In secondary and higher education: traditions of continuity (historical and methodological essay)]. Monografiya. M.: Prometej, 2013. 124 p. Larionov S.S. Nekotorye voprosy metodiki sochineniya, s tochki zreniya abiturientov gimnazij Kavkazskogo Uchebnogo Okruga. (Na osnovanii dannyh oprosa). [Some questions of the method of composition, from the point of view of students of Caucasus school District. (Based on survey data)].Tiflis, 1912. 163 p.
Samsonov V.A. Metodicheskoe rukovodstvo dlya vedeniya shkol'nyh sochinenij. (Primenenie analiticheskogo metoda k zanyatiyam v nizshih i srednih shkolah). Sostavil V.A. Samsonov.[ Methodical manual for doing school essays. (Application of the analytical method to classes in lower and middle schools) / Sost. V. A. Samsonov]. Spb.: Izd. Fenu i K0. 1907. p.
Farforovskij S.V. Russkie sochineniya v starshih klassah gimnazij i real'nyh uchilishch v svyazi s sovremennoj postanovkoj vneklassnogo chteniya. [Russian essays in high school gymnasiums and real schools in connection with the contemporary staging of extracurricular reading]. Voronezh: Tip. T-va Kravcov i K°, 1910. 6p.
SHumilovskij L.I. Rukovodstvo k samostoyatel'nomu sostavleniyu uchenicheskih sochinenij. Posobie dlya uchashchihsya, ehksternov, dlya samoobrazovaniya i dlya podgotovki k konkursnym ehkzamenam v special'nye vysshie uchebnye zavedeniya. CHast' I. Temy istoriko-kul'turnye i ot-vlechyonnye.[ Guide to self-preparation of student essays. A manual for students, external students are being prepared for self-learning and for preparation for competitive exams into higher educational institutions]. Sostavil L.I. SHumilovskij. Vtoroe izdanie pererabotannoe i dopolnen-noe. Spb.: Izd. P.K. SHmulevicha, 1910. 232 p.
SHumilovskij L.I. Rukovodstvo k samostoyatel'nomu sostavleniyu uchenicheskih sochinenij. Posobie dlya uchashchihsya, ehksternov, dlya samoobrazovaniya i dlya podgotovki k konkursnym ehkzamenam v special'nye vysshie uchebnye zavedeniya.[ Guide to self-preparation of student essays. A manual for students, external students are being prepared for self-learning and for preparation for competitive exams into higher educational institutions]. CHast' II. Temy literaturnye i istoricheskie. Sostavil L.I. SHumilovskij. Vtoroe izdanie pererabotannoe i dopolnennoe. Spb.: Izd. P.K. SHmulevicha, 1910. 259 p.
Информация об авторе:
Самсонова Александра Владимировна, аспирант, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 06.03.2018
Для цитирования: Самсонова А.В. Социокультурная тематика гимназических сочинений рубежа XIX-XX веков. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2/1. с.136-141. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141.
Information about the author:
Aleksandra V. Samsonova, Postgraduate Student, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]
Received: 06.03.2018
For citation: Samsonova A.V. Socio-cultural themes of high-school writings at the turn of 19-20th centuries. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.2/1. Pp. 136-141. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141. (in Russ)