Научная статья на тему 'Социокультурная сущность спорта как объект познания естественных и социально-гуманитарных наук'

Социокультурная сущность спорта как объект познания естественных и социально-гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ОБЩЕСТВО / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / НАУКА / КУЛЬТУРА / ПОЛИТИКА / ФИЛОСОФИЯ СПОРТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоровская М.Ю.

Существенная доля определений спорта как в зарубежных, так советских и современных российских научных источниках представлены преимущественно эмпирически (носит описательно-формальный подход, ибо базируется на изучении и обобщении спортивных состязаний и соревновательной деятельности как таковой), оставляя при этом вне поля зрения его глубинную социокультурную сущность, имеющую комплексный характер. Исследование спорта в качестве системообразующего явления с позиций многих наук, особенно философии спорта, дает возможность раскрыть такие фундаментальные позиции, как социально-культурную и общественно-политическую сущность спорта, относительную автономность спортивной сферы, находящейся во взаимодействии с другими сферами общества непрерывной динамике и взаимосвязи ее компонентов (трансформация направлений спортивной деятельности, видов и дисциплин спорта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная сущность спорта как объект познания естественных и социально-гуманитарных наук»

Социокультурная сущность спорта как объект познания естественных и социально-гуманитарных наук

Федоровская Мария Юрьевна,

ответственный секретарь Общероссийская общественная организация «Союз конькобежцев России» Российская Федерация, mariasport@list.ru

Существенная доля определений спорта как в зарубежных, так советских и современных российских научных источниках представлены преимущественно эмпирически (носит описательно-формальный подход, ибо базируется на изучении и обобщении спортивных состязаний и соревновательной деятельности как таковой), оставляя при этом вне поля зрения его глубинную социокультурную сущность, имеющую комплексный характер. Исследование спорта в качестве системообразующего явления с позиций многих наук, особенно философии спорта, дает возможность раскрыть такие фундаментальные позиции, как социально-культурную и общественно-политическую сущность спорта, относительную автономность спортивной сферы, находящейся во взаимодействии с другими сферами общества непрерывной динамике и взаимосвязи ее компонентов (трансформация направлений спортивной деятельности, видов и дисциплин спорта). Ключевые слова: спорт, общество, состязательность, наука, культура, политика, философия спорта.

Глобальные социально-экономические и духовно-политические перемены в мире и России за последние десятилетия оказали существенное влияние на функционирование такой важнейшей подсистемы жизнедеятельности социума как спорт, радикально трансформируя его характер и отдельные черты. Бытуя многие столетия, спорт как социокультурный и политический феномен цивилизации и в нынешних условиях выступает в качестве одного из ведущих факторов развития любой державы (страны) - достижения рекордных спортивных результатов, приобщения больших слоев населения к систематическим занятиям физической культурой, совершенствования их физического мастерства, укрепления здоровья и организации свободного времени.

Понятие спорт амбивалентно - носит двойственный характер [3, С. 12-13]. Это обусловлено и разнообразным содержанием многочисленных видов и форм спортивной деятельности, связанных с термином спорт (например, рекреационный досуговый спорт либо профессиональный спорт высших достижений), и невозможностью его стандартизации (имея в виду оздоровительную, рекреационную, досуговую, профессиональную, специализированную и т.д.) деятельность, вызванную международным словоупотреблением.

Спорт - часть обширной и многогранной области физической культуры, в которой сосредоточены главным образом состязательные, игровые составляющие. Стержнем спорта, вершиной спортивной деятельности служит соревнование, одна сторона которого - состязание в выносливости, ловкости, силе, скорости, эмоционально-волевых качеств; другая сторона - общественное предназначение спорта - его общественный статус и общественные функции (роль и значение как состязания). Спортивное соревнование было и будет общественным -социально-культурно-политическим отношением, принимаемым специфическую форму, что позитивно влияет на свободное развитие и совершенствование человека в спорте [6].

Спорт - социальный феномен современности, органически связанный с культурой человечества, в том числе и культурой тела (телесной культурой). Именно телесно-двигательная деятельность служит основой развития и совершенствования физических сил и духовных качеств личности.

в У X

ДА

>

0-X

т т А о п т т;

о

т о т; О

и Д

о

-о О ГО 0-Я

Вместе с тем спорт одновременно и антропологический феномен (происхождение человека, его существование в природной и культурной среде, биологические данные человека - вес, рост, цвет кожи и глаз и т.п.) общества, главный признак которого - тело человека: реальная личность во все времена в первую очередь - телесный человек.

Это значит, что в спорте как соревновательной деятельности первостепенное значение имеет синтез антропологических и социокультурных индивидуальных характеристик, что предопределяет освещение теоретико-методологических проблем спорта как социально-культурно-политического явления современного социума, и его места и роли во всех сферах жизнедеятельности человека и общества вообще и личности спортсмена в частности.

Многочисленные исследования общественного мнения показывают, что в настоящее время спорт в России - значимое социокультурное и политическое явление, особенно в связи с успешно прошедшими зимними Олимпийскими играми 2014 года в Сочи и Чемпионатом мира по футболу в 2018 году (отрицательно отношение было лишь у каждого десятого из числа опрошенных жителей). При этом возрастает число организуемых в стране спортивных состязаний международного уровня, что свидетельствует о его признании, важности и популярности в современном российском социуме. Начиная с ХХ1 столетия из года в год, особенно по сравнению с концом 1990-х годов, неуклонно увеличивается количество занимающихся в спортивных группах и секциях и спортивно-оздоровительных клубах [5, С. 125], число новых объектов спорта [5, С. 124].

Спорт - объект познания многих естественных и социально-гуманитарных наук современности -теории спорта, спортивной медицины, спортивной педагогики, психологии спорта, философии спорта, политологии спорта, культурологии спорта, истории спорта, экономики спорта и других областей знания. Отсюда разнообразие существующих концепций спорта, и это совершенно естественно, ибо они соответствуют реальным объективным выражениям спортивной деятельности, ее социокультурного оформления на уровне практики, а также обусловливает наличие многочисленных вариантов их субъективного понимания и изложения. Поэтому глубинное теоретическое исследование спорта требует анализа уникальной универсальной социокультурной специфики спортивной деятельности.

В частности, философия спорта (глубоко и полно методически и теоретически обоснован-„ ная система социально-гуманитарного знания), с преимущественно востребованная в англоязыч-© ных научных кругах, сформировалась в середа дине 1950-х годов, сущность которой заключается ся в следующих положениях [2].

Прежде всего, большинство мыслителей не 2 обращали внимания и не придавали значения

физкультурно-спортивным практикам, хотя в работах как античных (Сократ, Платон, Аристотель), так и современных западных (Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггера, П. Сартр) философов отражено позитивное отношение к спорту (игре).

Далее, социально-философское видение и изучение спорта - философия спорта сложились на базе ранее сформированной области физической культуры и физического воспитания. Но в отличие от традиционного подхода, акцентирующего внимание на анализе магистральных направлений - предпочтительно (большей частью) медицинской (физиологической) и педагогической сторон многообразных форм спортивной деятельности (соревновательная составляющая) и телесно-двигательной (физической) активности, современный подход делает ставку на социально-гуманитарное знание, используя культурно-историческую и социально-философскую оценку такого сложного явления современности, как спорт.

Наконец, во второй половине ХХ столетия ситуация существенно изменилась - социально-философские работы Э. Метени «Движения и значения» и Г. Слашера «Человек, спорт и существование» [8] представили обширное исследование феномена спорта с исторических, культурологических и социально-философских позиций. В дальнейшем философия спорта сформировала надежную теоретико-методологическую и концептуальную базу, а сфера спорта стала объектом социально-философского интереса со стороны такого авторитетного журнала по философии, как Man and World и Philosophy Today; издается монография философа США П. Вейса «Спорт: философское исследование» [7]; в 1972 году создается «Философское общество по изучению спорта» (Philosophie Society for the Study of Sport), выпускающее с 1974 года «Журнал по философии спорта» (Journal of Philosophy of Sport) и переименованное в 1999 году в «Международную ассоциацию философии спорта» (International Association for the Philosophy of Sport) [1].

В результате, философия спорта исследует сущность спорта как сложного и многогранного социокультурного феномена современного социума, рост его политического влияния и авторитета в мировом масштабе, а также связанные с ним социально-политические конфликты и кризисные положения в обществе.

Следует признать, что значительная часть представленных в отечественной и зарубежной литературе дефиниций спорта имеет формально-описательный характер (сформулированы эмпирически), и отображают только общую для всех (либо подавляющего большинства) спортивных деяний форму, тогда как теоретический уровень предполагает выявление имманентной, внутренней системообразующей сущности спорта и не может ограничиться лишь анализом спортивных мероприятий. Это позволит сосредоточиться на системном сущностном (а не на структурно-функциональном) понимании спорта, включающем в себя такие ведущие положения:

- социокультурная и политическая сущность системоформирующего мотиватора спорта;

- относительная самостоятельность сферы спорта как организованной системы, пребывающей в процессе непрерывной взаимной зависимости (влияния и обмена) с системой социума в целом и другими социальными сферами общества в частности;

- постоянные количественные и качественные преобразования структуры и состава подси-стемных формирований спорта: дисциплин, видов, направлений.

Научно-методологическое исследование содержания и своеобразия феномена спорта должно принимать во внимание, во-первых, объем, степень, специфику воплощения в спорте социально-политических всеобщих изменений, определяющих его культурно-цивилизационное развитие; во-вторых, диалектическую взаимозависимость (материальное и духовное обогащение) спорта, культуры, политики и экономики, обусловленную активным внедрением спорта в жизнь социума на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Именно разноплановое и многоаспектное рассмотрение спорта в качестве реально действующей социокультурной сферы жизнедеятельности общества в совокупности динамических и статистических показателей позволит определить спорт как сложное динамично развивающееся цивилизационное явление, стремительно набирающее вес и общественно-политический импульс.

Достоверная (глубинная) сущность спорта состоит в его социокультурной и политической природе и в особенностях проявления социальной всеобщности, что выступает в виде гармонии противодействующих друг другу разновидностей совокупных традиций (ритуалов) и религиозно-светских обрядов в рамках их политического выделения, прохождения и укрепления. При этом надо иметь в виду, что диалектическое единство агонально-спортивных обычаев в процессе исторического развития испытало качественные трансформации, вызванные в какой-то мере взаимным проникновением (диффузией) и связанными с ней взаимными замещениями ци-вилизационной и культурной, восточной и западной, христианской и языческой, римской и греческой компонентами спорта [4, С. 130-131].

В исследовании обозначены и обоснованы основополагающие идеи, условия и специфика становления и эволюции спорта, нашедшие отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов, что, полагаем, в свою очередь будет способствовать объяснению и уточнению (конкретизации) его роли в современном социуме.

Литература

1. Интернет-сайт ассоциации -

http://www.iaps.net, на котором располагается и интернет-страница журнала.

2. Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. № 3(54). С. 147-159.

3. Паначев В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности. дисс... канд. социол. наук. Пермь, 2000. 231 с.

4. Передельский А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / А. А. Передель-ский. М.: Спорт, 2016. 417 с.

5. Здравоохранение в России 2017: Стат. сборник / Росстат. М., 2017, 170 с.

6. Хоменков Л. С. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С. 2021.

7. Weiss P. Sport: a Philosophic Inquiry. -Carbondale: Southern Illinois Press, 1969.

8. Metheny Е. Movement and Meaning. - New York: MeGraw-Hill, 1968; Slusher H. Man, Sport, and Existence: a Critical Analysis. - Philadelphia: Lea and Febiger, 1967.

Socio-cultural matter of sports as a cognition object of the

natural science, social sciences and humanities Fedorovskaya M.Y.

Russian Skating Union

In foreign, Soviet and contemporary Russian scientific issues is shown that category of sport defined on the base of empirical method, such as descriptive-formal approach, that made generalization of sport competition and competitive activity. When using this approach, a deep sociocultural entity with a complex character is not explored. The sport survey as a system formation phenomenon from the standpoint of many sciences, especially sports philosophy, makes it possible to reveal fundamental positions. It's can show the sociocultural and sociopolitical essence of sports, the relative autonomy of the sports sphere, which is in interaction with other areas of society. Autor made a conclusion, that this interaction has continuous dynamics character and has interconnection of its components (transformation of sports activities, types and disciplines of sports). Keywords: sport, society, competition, science, culture, politics,

philosophy of sport. References

1. The association's web site is http://www.iaps.net, where the

magazine's webpage is located.

2. Morgan U. Philosophy of sport. Historical and conceptual review

and evaluation of its future // Logos. 2006. No. 3 (54). Pp. 147159.

3. Panachev V.D. Sport as a social institution in the development of

personality. diss ... cand. sociol. sciences. Perm, 2000. 231 p.

4. Peredelsky A. А. Physical culture and sport in reflection of philosophical and sociological sciences. Sociology of sports: a textbook for higher. studies. institutions nat. culture / A. A. Peredelsky. M .: Sport, 2016. 417 p.

5. Healthcare in Russia 2017: Stat. collection / Rosstat. M., 2017,

170 p.

6. Khomenkov L.S. Actual problems in modern sports of the highest achievements // Theory and practice of physical culture. 1993. № 8. S. 20-21.

7. Weiss P. Sport: a Philosophic Inquiry. - Carbondale: Southern

Illinois Press, 1969.

8. Metheny E. Movement and Meaning. - New York: MeGraw-Hill,

1968; Slusher H. Man, Sport, and Existence: a Critical Analysis. - Philadelphia: Lea and Febiger, 1967.

6 У X

ДА

> tr

X

tr m А о п m т;

п о

m о т; О

U Д

о

-о О ГО О-Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.