i 1 diacourbb-p я ft
Шскурс ш
УДК 101.1:316 DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10406
спорт в системе внутри-и внешнеполитической деятельности государства в мире и россии
Иванько Наталья Анатольевна,
Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты», кандидат философских наук, ученый секретарь, Химки, Россия,
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2019, принята к публикации 10.02.2020
Для цитирования: Иванько Н.А. Спорт в системе внутри- и внешнеполитической деятельности государства в мире и России // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 4 (37). С. 97-107. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10406
Аннотация
Современная спортивная деятельность представляет собой многоликий и структурно сложный феномен, и выражает не только состязательность, как ядро спортивной деятельности, но и множество других подсистем и областей, связанных с финансово-экономическими, духовно-политическими и нравственно-правовыми отношениями, включенными в глобальный процесс трансформации мира и человечества. Вследствие чего характер взаимоотношений спорта с другими элементами общественной структуры носит нелинейный и разноуровневый характер.
Отношения спорта и политики выстраиваются под влиянием как политических, так и неполитических факторов. Политические факторы возникают при взаимодействии спортивной сферы со структурами власти и управления. Особую роль в этом процессе играет государство и осуществляемый им протекционизм, который заключается в установлении публично-правого статуса физкультурно-спортивных общественных организаций, включая целенаправленное покровительство организационно-юридических и социально-экономических основ спортивной деятельности.
Другим каналом политического влияния выступают политические партии и движения, которые могут распространять на спортивную сферу пропаганду положительного (лояльного) либо отрицательного (неодобрительного) поведения и от-
ношения к государственным и муниципальным образованиям, другим политическим, в частности оппозиционным, формированиям.
Заинтересованность политических субъектов в спортивной сфере не случайна, поскольку последняя, обладая качеством «мягкой силы», может служить эффективным каналом решения внешних и внутренних проблем общества и его слоев, социально-политических объединений и общностей.
Процессы взаимодействия политики и спорта находят непосредственное выражение в основополагающих направлениях деятельности государств, политической элиты, партий и общественно-политических движений через организацию, подготовку и проведение многочисленных и широкомасштабных спортивных соревнований. Таким образом, спорт превращается в кардинальный политический, социокультурный и финансово-экономический феномен.
Ключевые слова:
спорт, политика, общество, государство, политические функции спорта.
UDC 101.1:316 DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10406
sport in the system of domestic and foreign government activity in the world and russia
Ivan'ko Natalya Anatolyevna,
Federal training and methodology association of enlarged group of specialities and directions 51.00.00 «Culturology and socio-cultural projects», PhD (Philosophy), Academic Secretary, Khimki, Russia,
E-mail: [email protected]
Article received on December 2, 2019, accepted on February 10, 2020
To cite this article: Ivan'ko, N.A. (2019). Sport v sisteme vnutri- i vneshnepoliticheskoj deyatel'nosti gosudarstva v mire i Rossii [Sport in the system of domestic and foreign government activity in the world and Russia]. Scientific Journal ".Discourse-P", 4(37), 97-107. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10406
Abstract
Modern sport activity is a multi-imaged and structurally complex phenomenon and expresses not only contentiousness, as a kernel of sport activity, but many other subsystems and brunches, connected with financial and economical, religious and politi-
cal and ethical and law, included into global process of world and human transformation. Inconsequence of this the character of interaction of sports with other elements of social structure has a nonlinear and different-levels character.
Sport and politics relations are built under the influence of both political and non-political factors. Political factors appear under the interaction of sports sphere with government and authority. A special role in this process is given to the government and protection realized by it, which is in determination of public and juridical status of physical education and sport public organizations, including target protection of organizational and legal, social and economical bases of sport activity.
Another channel of political influence are considered political parties and movements, which can distribute on sports sphere propaganda of either positive (loyal) or negative (disapproving) behavior and attitude to government and municipal formations, specifically oppositional formations.
Interest of political subjects in sports sphere is not circumstantial, as it, having the quality of "merciful power", can be an effective channel of solving domestic and outer problems of society and its stratums, social and political unions and communities.
Processes of interaction politics and sport find their expression in framework directions of government, political aristocracy, parties and social and political movements through organization, preparation and holding of numerous and large-scale sports competitions. Thus, sport is rendered into cardinal political, social and cultural, financial and economical phenomenon.
Keywords:
sport, politics, community, government, political functions of sports.
Взаимосвязь и взаимовлияние спорта и политики осуществляется посредством и политических, и неполитических качеств власти в целом и ее отдельных структур, образований в частности (Гедугова, 2015, с. 44-46).
Симбиоз политики, спорта и предпринимательства сопровождается, с одной стороны, ростом значимости спортивной деятельности в политической и экономической жизни социума, а, с другой, - повышением обязательств органов власти и управления, бизнеса и политического истеблишмента за функциональность и результативность сферы спорта.
Бизнес-элита, политики, государственные и муниципальные служащие активно участвуют в спортивном и олимпийском движении (возглавляют национальные и региональные спортивные клубы и федерации, оказывают организационную, финансово-экономическую, материально-техническую, политико-правовую, духовно-нравственную и информационную поддержку атлетам, спортивным организациям и ассоциациям).
Спортсмены, как правило, после завершения (а иногда и во время) карьеры в спорте начинают плодотворно заниматься бизнесом или политической деятельностью (целый ряд атлетов-чемпионов состязаний высокого ранга, в том числе Олимпийских игр, - представители законодательных и исполнительных властных структур, члены политических партий и движений, политические деятели, руководители и менеджеры спортивных комитетов).
В процессах взаимодействия спорта и политики значительная роль принадлежит гражданскому обществу - системе общественных институтов (организации, движения, некоммерческие сообщества, национально-этнические, религиозные и культурные центры и общности), отстаивающей определенные цели и интересы различных групп, слоев и сфер социума, включая и область спорта. Однако самый весомый вклад в эволюцию спортивного и олимпийского движения, в интерактивность политики и спорта вносит государство (Левин, 2015, с. 123-126).
Государственный протекционизм в отношении спорта связан с деятельностью по следующим ключевым направлениям:
- улучшение материально-технической базы для подготовки атлетов;
- совершенствование профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов, тренеров и специалистов;
- теоретическое, методическое и медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса;
- усиление работы по проведению антидопингового контроля (Федеральная целевая программа ..., 2015).
Реализация обозначенных насущных форм деятельности органов власти и управления, спортивных организаций, ученых, общественных ассоциаций и активистов (болельщики, волонтеры, молодые спортсмены) призвана способствовать всестороннему развитию спортивного и олимпийского движения, достижению наивысшего конкурентного превосходства российских атлетов в мировом спортивном сообществе.
Во многих регионах мира (центральная и восточная Европа, постсоветское пространство) спорт курируют государственные структуры власти, в других странах (Япония, Швеция, Германия) отсутствуют непосредственные управленческие ведомства спорта, но ответственность за его функционирование осуществляют смежные инстанции (чаще всего министерства культуры или образования). В обоих случаях государственное регулирование сферы спорта проходит при обязательном соблюдении относительной самостоятельности спортивных федераций, клубов и организаций. Но есть регионы, где вместо государственного управления спортивной сферой используются законодательные акты пограничных спорту отраслей социально-политической деятельности (например, Соединенные Штаты Америки) (Аль-Гази, 1997, с. 18-29).
Считается (эту точку зрения разделяют и российские, и западные теоретики), что инициатором государственного протекционизма в большом спорте (в центре внимания - деятельность высококвалифицированных атлетов) был Советский Союз (его последователями стали Куба и Китай).
Для современного этапа эволюции социума характерно использование спортивной деятельности в качестве средства влияния на политический процесс жизнедеятельности общества. В нынешних условиях наблюдается активное применение спорта как существенного агента политической деятельности на внутригосударственном и международном уровнях (Грачев, Аксянов, 2015, с. 76-80).
Спорт как многоликий и структурно сложный феномен воплощает в себе не только состязательность, выступающую в качестве ядра спортивной деятельности, но и множество других форм и областей общественного бытия, связан-
ных с финансово-экономическими, духовно-политическими и нравственно-правовыми отношениями, включенными в глобальный процесс трансформации мира и человечества. Спорт выступает интегратором различных областей знания, приводит к появлению новых отраслей деятельности и специальностей (спортивная экономика, спортивное право, спортивная журналистика, спортивная медицина и психология и др.). Это значит, что спорт является драйвером развития современных научных и социальных практик, связанных с решением внутренних и внешних проблем любого социума (Лебедев, 2006).
На внутригосударственном (общенациональном) уровне спорт во многих случаях служит агентом регулирования (управления) жизнедеятельностью общества. Политические партии и движения, общественно-политические организации через спортивную сферу могут пропагандировать и внедрять в сознание людей положительное (лояльное) или отрицательное (неодобрительное) поведение и отношение к государственным и муниципальным образованиям, другим политическим, в частности оппозиционным, формированиям. Наиболее существенна значимость спорта в деле усиления процесса консолидации и сплочения народа, в роли повышения достоинства и престижа Отечества (Федеральная целевая программа ..., 2015). Причем патриотическая, национально-политическая роль спорта настолько велика, что позволяет ему реализовывать множество актуальных задач и социально-политических функций (Голобородько, Сериков, 2015). Раскроем более подробно данный тезис:
1. Высокопродуктивные (рекордные) достижения атлетов на спортивных состязаниях, особенно на Олимпийских играх, способствуют росту рейтинга (общего показателя развития) страны, ее авторитета и статуса в мировом сообществе, адекватному восприятию и эффективному взаимодействию, сотрудничеству с другими государствами, с одной стороны, и оптимальному проведению политического курса в целом и государственной спортивной политики, с другой. Иностранные граждане, отечественные и зарубежные СМИ воспринимают успехи национальной сборной команды как победу страны, как основу для гордости и патриотизма. При этом социально-экономические и духовно-политические проблемы и повседневно-бытовые неурядицы становятся второстепенными, а имя государства в массовом сознании ассоциируется с достижениями его в области спорта (Нужденов, 2012). Примером может служить активизация деятельности России и повышенный интерес к ней со стороны западных держав в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
2. Спорт может «быть идеальным вместилищем любой идеологии, и в каждом конкретном случае государство, чья команда или спортсмены побеждали, оборачивало этот успех себе на пользу» (Щепинов, 2010, с. 123). Спорт вполне способен выполнять роль национально-патриотической идеи государства, оказывая содействие консолидации, сотрудничеству и сотворчеству народов (этносов) страны, выступая тем самым действенным инструментом воздействия на гражданское общество, а, в конечном счете, - оптимальным средством роста популярности и упрочения статуса государственных и политических деятелей. Так, убедительная победа российской сборной на зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 г., по результатам опроса ВЦИОМ, подняла рейтинг президента России В. В. Путина на максимальный уровень. Однако
при этом есть и другая сторона медали спортивной деятельности, которую необходимо непременно учитывать: «Спорт быстро вырождается, если его используют не по назначению - например, для воспитания граждан в милитаристском духе.» (Кильдюшев, 2020).
3. На уровне членов сборных национальных команд (юношеские, молодежные и взрослые) профессиональный спорт играет важную роль в деле пропаганды развития массового спорта, приобщающего к занятиям физической культурой миллионы людей, стремящихся укрепить и сохранить свое здоровье, развить и усовершенствовать двигательные и эмоционально-волевые способности (согласно статистике последних лет число граждан, регулярно занимающихся спортом в современной России, заметно выросло и составляет сейчас около 35 млн. человек). В ближайшие годы к спорту должны быть привлечены не менее 40% россиян (Путин поставил задачу ..., 2014). Все это свидетельствует о прямой зависимости уровня развития массового спорта в нашей стране от успешности проведения в России широкомасштабных европейских и мировых соревнований и турниров.
4. На международном уровне каждое крупное спортивное событие (европейские и мировые соревнования, встречи, Олимпийские игры), к которому привлечено внимание большого числа людей (население, спортсмены-участники, болельщики, атлеты других стран), нередко используется в качестве средства политического воздействия и давления на государство (властные структуры) и его деятельность. В таких случаях спортивное состязание выступает своего рода полем идейно-политической борьбы (пропаганда идей и установок, националистических взглядов и принципов, выражение интересов и призывов). При этом, как правило, задействованы следующие три способа политического влияния на спортивное мероприятие, на органы управления и власти (на государство в целом) (Бродская, 2007, с. 62-74).
5. Протесты и недовольства вектором политических действий властей, пропаганда и навязывание оппозиционных убеждений, демонстрационные вызовы по поводу социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Например, во время многочисленных массовых беспорядков в Бразилии в 2014 г., жители страны выступили с осуждением того, что на подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу были потрачены миллиарды долларов, которые можно было бы направить на «решение жилищных проблем» и реализацию социальных задач (В Бразилии нарастают протесты ., 2014). Другой пример - высокоактивное противодействие оппозиционных сил в Российской Федерации подготовительным работам по проведению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., которые считали, что затраты на данный проект являются чрезмерными, и могли бы быть направлены в русло решения социальных проблем. Еще один пример - многочисленные беспорядки, поджоги и погромы магазинов, автомобилей, травмы населения болельщиками во Франции в 2014 г. после благополучного выступления сборной команды Алжира на групповом этапе Чемпионата мира по футболу, что, в конечном счете, еще больше обострило тему миграционной политики в стране.
6. Призывы к игнорированию, либо к бойкоту наиболее значимых по размаху и роли спортивных соревнований мирового уровня, проводимых страной, зачастую сопровождаются оглашением официального повода неучастия
в престижных состязаниях. К примеру, поводом для бойкота Олимпийских игр в Москве в 1980 г. со стороны США и других западных государств стало введение советских вооруженных сил на территорию Афганистана. В ответ на это Олимпийский Комитет Советского Союза призвал страны мира отказаться от участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в 1984 году (призыв получил поддержку большинства стран социалистического лагеря). Официальной причиной данного отказа стала угроза покушения профессиональных гангстеров Японии, Латинской Америки и Канады на спортсменов из СССР. Игнорирование Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе обусловило усиление противоборства двух великих держав - США и СССР, перевело его на новый, более сложный виток холодной войны. Вместе с тем сразу после распада Советского Союза наступил период временного ослабления спортивно-политического противостояния между странами коллективного Запада и Российской Федерацией (примером могут служить успешно проведенные в Санкт-Петербурге в 1994 году Третьи Игры доброй воли). Однако с усилением российского политического суверенитета, и в особенности после присоединения Крыма к России, ситуация резко поменялась в сторону усиления конфронтационности.
7. Терроризм (террористическая деятельность) как социально-политическое явление и всеобщая угроза современному социуму достаточно часто используется для привлечения массового внимания и достижения определенных политических целей и задач. Спортивные события, особенно соревнования высокого уровня, часто становятся объектом террористических угроз и прямых нападений на их участников. Наиболее красноречивым примером тому является террористический акт на Олимпийских играх в ФРГ (Мюнхен, 1972 г.), когда члены террористической группы «Черный сентябрь» посредством взятия в заложники, а затем и убийства атлетов Израиля освободили из тюрем этой страны почти 200 своих сообщников. В качестве примера террористического акта, направленного против участников спортивного мероприятия, можно назвать взрывы, произведенные во время проведения марафонского забега в США (Бостон, 2013 г.). Известно также, что в целях срыва зимних Олимпийских игр в Сочи (2014 г.) организация «Имарат Кавказ»1, руководимая Д. Умаровым, занималась подготовкой проведения террористических атак.
Обозначившиеся в течение многих десятилетий процессы прямого взаимодействия политики и спорта находят непосредственное выражение в основополагающих направлениях деятельности государств, политической элиты, партий и общественно-политических движений через организацию, подготовку и проведение многочисленных и широкомасштабных спортивных соревнований (прежде всего - Олимпийских игр), нередко осложненных внутри-и внешнеполитическими конфликтными и кризисными ситуациями в мировом сообществе, а также - в отдельных странах и регионах. К числу принципиально важных видов влияния политики на спорт, политических функций, выполняемых спортом (Курасова, 2016), можно отнести следующие:
1) Обоснование посредством достижения страной в течение ряда лет значительных спортивных успехов эффективности ее политической деятельности, правильности государственной политики в целом.
1 Организация запрещена в России.
2) Популяризация через организацию крупных спортивных событий сформировавшихся в стране идеалов, ценностей, принципов, образа жизни народа, их продвижение в мировом политическом пространстве.
3) На основе формирования чувства гордости за высокие спортивные достижения и победы своей страны воспитывать у ее населения уважительное отношение к собственной державе, укреплять патриотические настроения, чувство приверженности внутренней и внешней политике государства.
4) При решении актуальных социально-экономических и духовно-политических проблем усиливать их ориентацию в сторону реализации насущных задач развития и функционирования национального спорта.
5) Корректировка связей между центром и периферией путем передачи территориям страны полномочий на проведение значимых спортивных состязаний (чемпионатов мира и Европы, турниров и встреч).
6) Профилактика процессов разжигания этнополитических конфликтов, возбуждения националистических идей, роста ксенофобских настроений посредством применения в спортивной жизни соответствующих законодательных актов и норм пресечения противоправного общественного поведения.
В целом, спорт - эффективное средство воздействия на все сферы жизнедеятельности современного общества. Политические и государственные деятели (элита), политические партии и движения предприимчиво эксплуатируют спорт для решения определенных политических задач, проведения собственного политического курса. При этом, в силу огромной популярности, притягательности и массовости спорта, под их политическое влияние попадает огромное число людей, которое своими действиями может вызывать как позитивные (конструктивные, консолидирующие) перемены в жизни нации, так и негативные (деструктивные, дезинтеграционные).
Это значит, что политическая детерминанта спортивной сферы общества, использование органами власти и общественно-политическими организациями спорта в своих интересах, неизбежно превращают спорт в мощный фактор воздействия на процесс формирования и развития как внешнеполитических, так и внутриполитических общественных отношений.
Список литературы
1. Аль-Гази, Ахмед Г. (1997). Международный спорт как социокультурный феномен. Теория и практика физической культуры, 6, 18-29.
2. Абаринов, В. (2014). Спорт и политика. Краткий исторический обзор. Научно-культурологический журнал, 3(276). Взято с http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3828&lev el1=main&level2=articles
3. В Бразилии нарастают протесты против ЧМ-2014. (2014, 16 мая). BBC. Русская служба. Взято 3 февраля 2015 с http://www.bbc.com/russian/ international/2014/05/140515_brazil_wc_riots
4. Голобородько, А.Ю., Сериков, А.В. (2015). Дискурс «мягкой силы» в контексте конструирования имиджа современной России: факторы и технологии формирования конкурентной идентичности. Гуманитарий Юга России, 4, 41-50.
i 1 oibcourbb-p ж ft
Шскурс ш
5. Гедугова, З.А. (2015). Вопросы теории и практики: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Политика и спорт: взаимосвязь политических и неполитических атрибутов российской власти, 9(59), 44-46.
6. Грачев, СИ., Аксянов, А.С. (2015). Спорт как фактор политической деятельности. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 8, 76-80.
7. Кильдюшев, О. (2010). О двух культурах боления. Русский журнал. Взято с www.russ.ru/pole/O-dvuh-kul-turah-boleniya
8. Курасова, К.А. (2016). Спорт как инструмент политической борьбы в международных отношениях. Международный студенческий научный вестник, 2. Взято с http://eduherald.ru/ru/article/view?id=l5873
9. Лебедев, А.С. (2006). Гуманистическая сущность и социокультурные функции спорта [Дисс. на соиск. ученой степени канд. филос. наук]. Москва.
10. Левин, Е.А. (2015). Ассимиляция спорта и политики в современном мире. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 6(96), 123-126.
11. Невская, Т.А. (2016). «Мягкая сила» и международный имидж Российской Федерации. Социология, 3, 113-117.
12. Нужденов, К.Э. (2012). Международные спортивные соревнования как инструмент воздействия на современный политический процесс. Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета», 2, 74-75. Взято с http://www.evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/198
13. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 18 июня 2019 года). (2019). Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Взято с http://docs.cntd.ru/document/420248844
14. Осинина, Д.Д., Урожок, Е.А. (2016). Спорт и политика в современном мире. Научные записки молодых исследователей, 2, 77-81.
15. Путин поставил задачу вовлечь в занятия спортом в ближайшие пять лет не менее 40% россиян. (2014). ИТАР-ТАСС. Взято 05 февраля 2019 с http://tass.ru/sport/1232581
16. Соловьев, Э.Г. (Ред.). (2007). Современные политические процессы и имидж России: Олимпийское движение и международный имидж страны (а 62-74). М.: ИМЭМО РАН.
17. Щепинов, А.О. (2010). Политический потенциал спорта в современной России. Среднерусский вестник общественных наук. Политология: актуальные аспекты, 3, 123.
References
1. Al-Gazi, Ahmed G. (1997). Mezhdunarodnyj sport kak sociokul'turnyj fenomen. [International sport as social and cultural phenomenon]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury, 6, 18-29.
2. Abarinov, V. (2014). Sport i politika. Kratkij istoricheskij obzor. [Sport and policy. Short historical review]. Nauchno-kul'turologicheskij zhurnal, 3(276).
Retrieved from http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid =3828&leve l1=main&level2=articles
3. Goloborod'ko, A.YU., & Serikov, A.V. (2015). Diskurs «myagkoj sily» v kontekste konstruirovaniya imidzha sovremennoj Rossii: factory i tekhnologi iformirovaniya konkurentnoj identichnosti [Discourse of "soft power" in the contest of image building of modern Russia: factors and technologies of competitive identity creation]. Gumanitarij Yuga Rossii, 4, 41-50.
4. Gedugova, Z.A. (2015). Politika i sport: vzaimosvyaz' politicheskih i nepoliticheskih atributov rossijskoj vlasti [Politics and sport: interaction of political and nonpolitical attributes of Russian authority]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki, 9(59), 44-46.
5. Grachev, S.I., & Aksyanov, A.S. (2015). Sport kak factor politicheskoj deyatel'nosti [Sport as a factor of political activity]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 8, 76-80.
6. Kil'dyushev, O. (2010). O dvuhkul'turah boleniya [Concerning two cultures of funning]. Russian journal. Retrieved from www.russ.ru/pole/O-dvuh-kul-turah-boleniya
7. Kurasova, K.A. (2016). Sport kak instrument politicheskoj bor'by v mezhdunarodnyh otnosheniyah [Sport as a tool of political fight in international relations].Mezhdunarodnyjstudencheskijnauchnyjvestnik, 2. Retrieved from http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=15873
8. Lebedev, A.S. (2006). Gumanisticheskaya sushhnost' i sociokul'turnye funkcii sporta [Humanistic essence and social and cultural functions of sport] [PhD thesis]. Moscow.
9. Levin, E.A. (2015). Assimilyaciya sporta i politiki v sovremennom mire [Assimilation of sport and politics in modern world]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 6(96), 123-126.
10. Nevskaya, T.A. (2016). «Myagkaya sila» i mezhdunarodnyj imidzh Rossijskoj Federacii ["Soft power" and international image of Russia]. Sociologiya, 3, 113-117.
11. Nuzhdenov, K.E. (2012). Mezhdunarodnye sportivnye sorevnovaniya kak instrument vozdejstviya na sovremennyj politicheskij process [International sport competitions as a tool of influence on modern political process]. Elektronnyj zhurnal «VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta», 2, 7475. Retrieved from http://www.evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/198
12. O federal'noj celevoj programme "Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody" (s izmeneniyami na 18 iyunya 2019 goda) [On the federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016-2020" (as amended on June 18, 2019)]. (2019). E'lektronnyj fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii. Retrieved from http://docs.cntd.ru/document/420248844
13. Osinina, D.D., & Urozhok, E.A. (2016). Sport ipolitika v sovremennom mire [Sport and politics in modern world]. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej, 2, 77-81.
14. Putinpostavilzadachu vovlech'v zanyatiya sportom v blizhajshiepyat'let ne menee 40% rossiyan [Putin has set the goal to involve at least 40 % of Russians
in sports in the next five years]. (2014). ITAR-TASS. Retrieved February 5, 2019, from http://tass.ru/sport/1232581
15. Shchepinov, A.O. (2010). Politicheskij potencial sporta v sovremennoj Rossii [Political potential of sport in modern Russia]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. Politologiya: aktual'nye aspekty, 3, 123.
16. Solov'ev, E.G. (Ed.). (2007). Olimpijskoe dvizhenie i mezhdunarodnyj imidzh strany [Olympic movement and international image of country]. Modern political processes and the image of Russia (pp. 62-74). M.: IME'MO RAN.
17. V Brazilii narastayut protesty protiv ChM-2014 [Protests in Brazil against 2014 World Cup are growing]. (2014, May 16). BBC. Russkaya sluzhba. 2014. Retrieved 2015, February 3, from http://www.bbc.com/russian/ international/2014/05/140515 brazil wc riots