Научная статья на тему 'Спортивные ассоциации как акторы политического процесса'

Спортивные ассоциации как акторы политического процесса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2123
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / СПОРТ / ФЕДЕРАЦИИ (АССОЦИАЦИИ) СПОРТА / SPORT / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / POLITICAL CAPITAL / ИМИДЖ / IMAGE / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / FEDERATIONS (ASSOCIATIONS) OF SPORTS / SPORTS UPBRINGING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кожевников Максим Николаевич

Спортивные ассоциации появились в структуре спортивных организаций, как способ наладить систему контроля и продвижения различных видов спорте, они призваны были стандартизировать и упорядочить требования к спортсменам, занимающимся различными видами спорта на разных уровнях. Как экономическая единица некоммерческого типа, спортивные ассоциации сильно зависят от политической обстановки как в отдельном регионе, так и во всей стране в целом. Спорт и политика в настоящее время все больше и больше сближаются для продвижения тех общих идей, которые служат для объединения общества в единый здоровый организм. Эти два вида человеческой деятельности предъявляют близкие по типу требования к тем, кто вовлечен в эту работу, чтобы выполнять свои обязанности максимально полно. Спортивные ассоциации и политические деятели находят точки соприкосновения при осуществлении своих замыслов, как на внутренней, так и на внешнеполитической арене, продвигая, таким образом, идеи «мягкой дипломатии», защищая сограждан от различных нападок иных контролирующих органов и от чрезмерного негативного внимания СМИ. Развитие спорта иногда невозможно без помощи политических и экономических лидеров государства. Спорт высших достижений, как и политика высшего уровня, оказываются лицом к лицу с одинаковыми проблемами доверия, чистоты и взаимопонимания. Они ведут общую борьбу за право представления страны, демонстрируя наивысшие достижения государства в различных смежных областях. Спорт высших достижений, как и политика, несет ответственность за морально этический облик спортсменов, исключая возможность появления и демонстрации поведения, дискриминирующего разные группы людей по половому, расовому и физическому принципам. Это особенно важно, если склонные к проявлениям подобного поведения люди становятся активными публичными фигурами. Спортивные ассоциации призваны отстаивать право всех людей на равные возможности заниматься спортом, вести активный образ жизни и самосовершенствоваться духовно и физически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT ASSOCIATIONS AS ACTORS IN THE POLITICAL PROCESS

Athletic Association appeared in the structure of sports organizations as a way to establish a system of control and promotion of the various types of sports, they were designed to standardize and streamline the requirements for athletes involved in various sports at different levels. As an economic entity non-commercial type, sports associations are highly dependent on the political situation in the region and throughout the country as a whole. Sports and politics are currently more and more closer to promote those General ideas which serve to consolidate the companies into a single healthy organism. These two types of human activity show similar-type requirements to those who are involved in this work to perform their duties as fully as possible. Sports associations and politicians find common ground in the implementation of their plans both in the domestic and in the international arena, promoting thus the idea of «soft diplomacy» to protect fellow citizens from various attacks of other regulatory bodies and excessive negative media attention. The development of sports is sometimes impossible without the help of political and economic leaders of the state. Sports, like politics of the highest level find themselves face to face with the same issues of trust, clarity and understanding. They have a common fight for the right to represent the country, demonstrating the highest achievements of the state in various related fields. Sports, like politics, is responsible for the ethical character of the athletes, eliminating the possibility of occurrence and show the behavior of discriminating different groups of people along gender, racial and physical principles. This is especially important if prone to such behavior, people become active public figures. Sports associations aim to defend the right of all people to equal opportunities to play sports, lead an active lifestyle and improve themselves spiritually and physically. Sport helps policy to demonstrate its members the legitimacy of the authorities, strengthening some figures of supporters of a healthy lifestyle, tend to care about people around him, and demonstrates a physical condition.

Текст научной работы на тему «Спортивные ассоциации как акторы политического процесса»

М.Н. Кожевников

СПОРТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ КАК АКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

Спортивные ассоциации появились в структуре спортивных организаций, как способ наладить систему контроля и продвижения различных видов спорте, они призваны были стандартизировать и упорядочить требования к спортсменам, занимающимся различными видами спорта на разных уровнях. Как экономическая единица некоммерческого типа, спортивные ассоциации сильно зависят от политической обстановки как в отдельном регионе, так и во всей стране в целом. Спорт и политика в настоящее время все больше и больше сближаются для продвижения тех общих идей, которые служат для объединения общества в единый здоровый организм. Эти два вида человеческой деятельности предъявляют близкие по типу требования к тем, кто вовлечен в эту работу, чтобы выполнять свои обязанности максимально полно. Спортивные ассоциации и политические деятели находят точки соприкосновения при осуществлении своих замыслов, как на внутренней, так и на внешнеполитической арене, продвигая, таким образом, идеи «мягкой дипломатии», защищая сограждан от различных нападок иных контролирующих органов и от чрезмерного негативного внимания СМИ. Развитие спорта иногда невозможно без помощи политических и экономических лидеров государства. Спорт высших достижений, как и политика высшего уровня, оказываются лицом к лицу с одинаковыми проблемами доверия, чистоты и взаимопонимания. Они ведут общую борьбу за право представления страны, демонстрируя наивысшие достижения государства в различных смежных областях. Спорт высших достижений, как и политика, несет ответственность за морально

M. Kozhevnikov

SPORT ASSOCIATIONS AS ACTORS IN THE POLITICAL PROCESS

Abstract

Athletic Association appeared in the structure of sports organizations as a way to establish a system of control and promotion of the various types of sports, they were designed to standardize and streamline the requirements for athletes involved in various sports at different levels. As an economic entity noncommercial type, sports associations are highly dependent on the political situation in the region and throughout the country as a whole.

Sports and politics are currently more and more closer to promote those General ideas which serve to consolidate the companies into a single healthy organism. These two types of human activity show similar-type requirements to those who are involved in this work to perform their duties as fully as possible. Sports associations and politicians find common ground in the implementation of their plans both in the domestic and in the international arena, promoting thus the idea of «soft diplomacy» to protect fellow citizens from various attacks of other regulatory bodies and excessive negative media attention.

The development of sports is sometimes impossible without the help of political and economic leaders of the state. Sports, like politics of the highest level find themselves face to face with the same issues of trust, clarity and understanding. They have a common fight for the right to represent the country, demonstrating the highest achievements of the state in various related fields. Sports, like politics, is responsible for the ethical character of the athletes, eliminating the possibility of occurrence and show the behavior of discriminating different

этический облик спортсменов, исключая возможность появления и демонстрации поведения, дискриминирующего разные группы людей по половому, расовому и физическому принципам. Это особенно важно, если склонные к проявлениям подобного поведения люди становятся активными публичными фигурами. Спортивные ассоциации призваны отстаивать право всех людей на равные возможности заниматься спортом, вести активный образ жизни и самосовершенствоваться духовно и физически.

Ключевые слова:

политический процесс, спорт, федерации (ассоциации) спорта, политический капитал, имидж, спортивное воспитание, международные отношения.

groups of people along gender, racial and physical principles. This is especially important if prone to such behavior, people become active public figures. Sports associations aim to defend the right of all people to equal opportunities to play sports, lead an active lifestyle and improve themselves spiritually and physically. Sport helps policy to demonstrate its members the legitimacy of the authorities, strengthening some figures of supporters of a healthy lifestyle, tend to care about people around him, and demonstrates a physical condition.

Key words:

political process, sport, federations (associations) of sports, political capital, image, sports upbringing, international relations.

Историческое развитие спортивного движения предопределило необходимость создания консолидированных строго иерархических организаций, которые позволили бы контролировать процесс подготовки профессиональных спортсменов, служить своеобразным цензором, а также защитником всех членов сообщества, которые относили бы себя к той или иной спортивной сфере. Так появились спортивные объединения, получившие наибольшее распространение и подъем в XX веке, которые принимают зачастую активное участие в политических процессах.

Выделяют несколько уровней деятельности спортивных объединений. Если говорить о территориальных границах, то это международные и государственные организации. Для государственных организаций Российской Федерации порядок подчинения спортивных организаций устанавливается согласно Конституции Российской Федерации и подразделяется на три уровня — федеральный, региональный и местный. Существует так же понятие государственных и негосударственных спортивных объединений. Ассоциации относятся ко внеправительственным общественным организациям, сформированным группой отдельных лиц в целях развития и поддержания одного или нескольких видов спорта, для проведения и организации спортивных соревнований по выбранным видам спорта [6].

Благодаря спортивным ассоциациям, спорт стал строгой системой с определенными распорядками, нормативными актами и, четко сформированными правилами и тенденциями, которые привели его к наиболее чет-

кому разделению на развлекательный, оздоровительный, любительский и профессиональный уровни [8]. Об этом же говорит наличие спортивных министерств и комитетов в правительствах многих стран мира [24]. Системность в не меньшей степени характерна и для политической деятельности, когда существуют входящие в правительство политические объединения, партии и организации, не вошедшие в пул избранных из-за недобора голосов на очередных выборах, так же организации, которые ведут деятельность ради самой деятельности [9], не стремясь получить собственное представительство в правлении государства, а так же отдельные энтузиасты, чье влияние на общество достаточно велико, чтобы считать их определенной политической силой.

В спорте, как и в политике, приветствуется упорство, стремление к достижению своих целей, первенство в решении поставленных задач, преодоление препятствий в виде других политических сил и соперников, в контексте регуляторов и ограничений, и необходимости действовать в рамках правового поля существующей политической системы [3], то есть следования правилам игры, как и на спортивной арене [19]. Установление правил игры в спорте исходит как раз-таки от спортивных ассоциаций, которые создают регламенты соревнований, прописывают правила проведения конкретных игр, подсчета призовых очков и т.п. [25], а в политике главными правилами являются конституции разных стран, международные правовые нормы, своды законов и отдельные постановления, исходящие, как правило, от законодательной власти [29].

Политики подвержены опасностям, со стороны общественного мнения, как и спортсмены. Относящиеся к этим сферам деятельности люди зачастую являются публичными персонами, даже если стремятся свести к минимуму любые контакты с прессой вне своих профессиональных обязанностей, поэтому многие их поступки становятся достоянием общественности и могут послужить причиной краха или временных трудностей в политической или спортивной карьере. Так в 2016 году был арестован по обвинению в получении взятки Министр экономического развития А. Улю-каев, в 2012 году случился коррупционный скандал в Министерстве обороны, и экс-министр обороны А. Сердюков был отстранен от должности и проходил по делу, как свидетель. Однако не все скандальные дела заканчиваются уголовным преследованием, случаются и скрытые отставки, по которым не следует возбуждения дел. В спорте так же бывают скан-

дальные случаи, связанные не только с допингом, но и с общественным поведением спортсменов. Так для широкой общественности возмутительным оказался факт поведения двух футболистов сборной России после проигрыша на Евро-2016, когда П. Мамаев и А. Кокорин устроили вечеринку в дорогом клубе, но больше всего нареканий вызвало то, что спортсмены не поднялись со своих мест при звуках Российского гимна. Еще один более громкий и широкомасштабный скандал последних лет так же связан с футболом, когда в коррупционных схемах был уличен президент ФИФА Й. Блаттер, после чего в 2015 году он оказался отстранен со своего поста.

Политика все больше и больше использует спорт в своих собственных целях, зарабатывая политический капитал на привлечении к политической деятельности известных спортсменов [21; 27], представляя командные спортивные достижения на международной арене, как результат положительного влияния государственной политики на спортивную подготовку, воспитывая в будущих и настоящих спортсменах коллективный дух национального единства, и демонстрируя их приверженность стране другим жителям государства, а так же для организации межгосударственных соревнований по идеологической борьбе [23]. Об этом взаимном влиянии писал президент Олимпийского комитета Х.А. Самаранч: «Без сомнения, спортивные соревнования и Олимпийские игры в частности, отражают состояние реального мира, являются микрокосмом международных отношений. Даже в самый напряженный период Холодной войны, они служили разрядкой международной напряженности» [30].

Спорт так же вливается в политику, добиваясь для своих представителей наиболее выгодных политических баллов, избирая в качестве руководителей и представителей различных федераций людей с определенным политическим багажом, предлагая использование спортивных мероприятий не только в качестве рекламных площадок, но также для пропагандистских целей во время избирательных кампаний и в другие ответственные политические моменты. Однако в последнее время замечено, что коммерциализация спорта высоких достижений приводит к тому, что те места, на которых раньше сидели политические лидеры, занимают люди, чьи экономические интересы в спорте оказываются значительными, и кто за счет поддержки спорта сам старается заработать авторитет и продвинуться на общественно-значимых местах.

Акцентируем внимание на том, что большинство спортивных федераций и ассоциаций является общественными объединениями, учрежденными группой ответственных лиц для осуществления деятельности в поддержку тех или иных видов спорта, чья работа ведется преимущественно не на коммерческой основе, хотя в ряде случаев допускается возможность извлечения выгоды для реализации основных задач данной организации. То есть подконтрольные ассоциации объекты спортивного воспитания часть своих функций реализуют за счет бюджетов разного уровня, а сопутствующие услуги, дополнительные тренерские услуги, аренду имущества ассоциации и тому подобные вещи могут предлагать за дополнительную плату, как и использовать заработанные таким образом средства в целях участия в законных финансовых операциях. Работа ассоциаций ведется как на внутреннем, так и на внешнем уровне.

Так внутри страны местные ассоциации ведут работу с молодежью и обеспечивают должный соревновательный уровень для выявления наиболее успешных кандидатов на роль представителей государства на международном уровне. Для этого спортивные ассоциации взаимодействуют с органами местного самоуправления, с федеральными органами и с общегосударственными комитетами. Основным побуждающим фактором данного взаимодействия является необходимость соблюдения законности при проведении спортивных мероприятий в рамках работы ассоциации по продвижению выбранного вида спорта в целях пропаганды здорового образа жизни. Для представителей властного аппарата подобное взаимодействие с ассоциациями представляет выгодное сотрудничество в целях повышения политического капитала и изменения имиджа отдельных политических деятелей или партий, как на местах, так и по всей стране [10]. Проведение спортивных мероприятий закрепляет положение ассоциации, как активного участника спортивного сообщества и способствует усилению ее влияния на международном уровне, если существует подобная градация для поддерживаемого вида спорта [7].

Существует так же определенная практика, при которой спортивные ассоциации привлекают к своей деятельности политиков различного уровня, чтобы обеспечить себе стабильность и повысить популярность для определенного круга лиц представляемого ими вида спорта. Например, высший наблюдательный совет Всероссийской федерации плавания возглавляет Д.В. Мантуров Министр промышленности и торговли РФ, а в

членах совета находится М.С. Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры [12], президентом Федерации волейбола выступает Н.П. Патрушев, Председатель Наблюдательного Совета ВФВ [11], а Председатель Высшего Наблюдательного совета Федерации бокса России -А.А. Рубежной, руководитель Службы безопасности президента РФ ФСО России, генерал-майор [14]. Хотя некоторые политические деятели отказываются от работы со спортивными ассоциациями, мотивируя это нехваткой времени на ведение побочной с их точки зрения деятельности, полезность данной работы нельзя недооценивать, особенно в связи с приобретением положительных характеристик со стороны широкой общественности. Но в последнее время все меньше именно политических деятелей находится во главе федераций и ассоциаций, поскольку руководящие места в них начинают занимать представители крупного бизнеса, осознавшие всю пользу этой работы для собственного имиджа.

Еще одним уровнем соприкосновения политики и спорта можно считать интерес первых лиц государства к тем или иным видам спорта. Так во время президентства Б.Н. Ельцина широкую поддержку получил теннисный спорт, а в начале работы на посту президента В.В. Путина началось развитие горнолыжного спорта и дзюдо, в настоящий же момент действующий президент РФ является постоянным участником Ночной Хоккейной Лиги, поднимая интерес к спорту «настоящих мужчин», совместно с другими политиками и деятелями культуры. Поддержка для спортивных федераций на таком уровне, безусловно, оказывает значительное влияние на все смежные отрасли и способствует не только притоку новых участников тренировочного процесса, но и стремлению уже занятых в этом виде спорта людей к повышению собственных достижений, поскольку в лице главы государства они получают новый пример для подражания. Государственное же регулирование спортивной деятельности не дает, таким образом, одним видам спорта превалировать над другими, не создавая фаворитов, но подчеркивая значимость спорта на пути к политическим и профессиональным самосовершенствованиям.

Проникновение же спорта в политику путем работы в ассоциациях ведется уже силами самих популярных спортсменов, которые начинают возглавлять федерации, чтобы наращивать личный политический капитал. Если говорить о той же Федерации хоккея России, то ее возглавляет

Заслуженный мастер спорта СССР, депутат Государственной Думы В.А. Третьяк [16], а в Федерации фигурного катания на коньках России председательствует А.Г. Горшков, многократный Олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта СССР, который так же занимается поддержкой молодых дарований в рамках работы в фонде «Талант и успех» [15]. Это естественное вхождение в ранг кабинетных работников является хорошей возможностью для именитых спортсменов найти свое новое место в жизни после завершения спортивной карьеры в том случае, если люди не могут представить свою жизнь без возможности быть причастным к любимому делу и спорту в целом.

Благодаря спортивным федерациям и ассоциациям в стране стремительно развиваются не только традиционные и Олимпийские виды спорта, но также поддерживаются и такие экзотические как фрисби, пейтнбол, чирспорт и чирлидинг, пришедшие зачастую из-за границы. Это дает возможность расширить для людей возможность выбора подходящих видов спорта для занятия, организовать преподавание этих дисциплин в рамках образовательной системы для тренеров, обеспечить тренерами по этим видам спорта различные местные физкультурно-спортивные организации. Поддержка таких нетрадиционных видов спорта так же может стать интересной платформой для политических высказываний в рамках спонсирования и проведения соревнований разного уровня, либо просто приглашения представителей этих видов спорта к участию в городских и областных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни.

В контексте нетрадиционных видов спорта интересен пример ки-берспорта, ассоциация которого еще находится на стадии становления и проходит необходимые этапы проверки, стандартизации и лицензирования в масштабах Российской Федерации [8]. На примере этого вида спорта можно сказать, что он оказывает определенное влияние на молодежную среду, помогает не просто проводить время за компьютером, что для некоторых является пустой тратой времени, но совершенствовать собственные достижения и осознавать себя личностью в рамках государства. Как подчеркивает президент ФКС России Д. Смит, киберспортсмен не становится игрозависимым человеком, как его представляет себе широкая аудитория, занятые в киберспорте молодые люди имеют такую же спортивную подготовку и выполняют физические нагрузки, используют при подготовке специальную гимнастику. Задача киберспортсмена не уйти с

головой в игру, а быстро и эффективно выполнить задачу за определенное время, для этого нет необходимости просиживать за игрой сутками, это как раз вредит основной задаче. Оргкомитет ФКС вот уже 20 лет доказывает государству отличие своей дисциплины от бесцельного просиживания за играми, и это им постепенно удается, поскольку программа развития федерации и связанных с ней профессий имеет четкий план, в него уже входит работа по подготовке судей, специализированных психологов и тренеров, идет согласование с ВУЗами страны о подготовке кадров, а значит - появятся новые учебные программы и новые рабочие места для подрастающего поколения. Стоит так же отметить, что соревнования по «Миру танков», например, включены в программу перечня мероприятий в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [4], а это говорит о заинтересованности властей в подобной области развития спорта.

Еще одной подобной общегражданской инициативой по слиянию спорта и политики стало возвращение норм ГТО и пропаганда саморазвития в рамках этой программы на территории нашей страны. К ГТО присоединились известные политики и спортсмены, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса, которые демонстрируют готовность и способность выполнить установленный норматив и показать своим примером, что спорт доступен каждому. Одним из последних крупных мероприятий по нормам ГТО стала акция «Стань первым», прошедшая 1 июля 2017 года в День защиты детей в городе Дубна [5]. Это и другие мероприятия помогают охватить разные слои населения и могут быть применены к людям с разной спортивной подготовкой, что делает нормы ГТО универсальным средством спортивного воздействия. Так же в свете того, что некоторые предприятия могут получить обязательства к поощрению прохождения норм ГТО, это поднимет общий уровень здоровья и спортоориентированности, а политические и экономические главы регионов смогут усилить свое влияние и повысить уровень популярности в рамках этой программы.

Таким образом спортивные ассоциации внутри страны работают на политический имидж государственных деятелей и спортсменов, занимаются пропагандой здорового образа жизни и участвую в укреплении имиджа государства, как заинтересованного в здоровом подрастающем поколении, готовом защищать честь страны с помощью спортивных достижений на международной арене. Спортивные ассоциации так же помо-

гают развитию образования, формируют новые рабочие места, выдвигают новые требования и ставят перед самими собой различные цели, направленные на усиления внимания к спорту, представляемому ими, и спорту и здоровому образу жизни в целом. Спорт доказывает политике важность своего существования и необходимость его близкого нахождения рядом с политическими деятелями, дабы способствовать усилению взаимопонимания и взаимопроникновения для достижения общих целей - формирования единого, здорового, патриотически настроенного общества, которое заботится о детях, молодежи и стремится обеспечить им многообразие путей развития вместо деградации и снижения интереса к жизни в целом.

Однако история знает примеры, когда спорт использовался политиками и как инструмент отвлечения от неблагоприятных факторов жизни и дальнейшего изменения политической обстановки. Так Олимпийские игры 1935 года служили отвлекающим маневром Гитлера при продвижении своей диктатуры, хоты выступление чернокожего атлета Дж. Оуэнса не дало возможности в полной мере говорить о превосходстве арийской расы в спорте. Позже в 1995 году Н. Мандела поддержал национальную команду по регби на кубке мира, представ перед публикой в майке с эмблемой команды «Спрингбок», которая так же была символом белого движения [26]. Некоторые политические силы так же были настроены против России в 2014 году, мотивируя свое негативное отношение к Олимпиаде в Сочи тем, что в стране грубо нарушаются права человека. Эти несколько примеров используются западной прессой для того, чтобы подчеркнуть стремление тоталитарных режимов к демонстративному применению спортивных соревнований для доказательства собственной легитимности.

Выходя на международный уровень, спортивные ассоциации вступают во взаимодействие с международными ассоциациями и законодательными особенностями других государств, а также оказываются под влиянием международных спортивных организаций, незадействованных непосредственно в тренировочном и воспитательном процессе. То есть при представлении интересов национальной спортивной ассоциации и при формировании ее уставов и требований, необходимо учитывать документацию уже существующих ассоциаций и международных комитетов, хотя в итоге допускаются определенные технические различия (так, например, различаются размеры хоккейных коробок в рамках НХЛ и КХЛ, до недавнего времени были различия в ведении отсчета времени).

Случается и так, что в некоторых странах тот или иной вид спорта может быть невозможен по ряду причин (культурных, климатических, политических), тогда деятельность международных спортивных ассоциаций в этом регионе бывает затруднена или вообще невозможна, так, возвращаясь к киберспорту, у основателей Федерации киберспорта России ушло несколько лет на то, чтобы вновь вернуть себе признание на государственном уровне, пройти необходимые этапы проверки, в то время как на соревнованиях по киберспорту команды из России уже не раз получали достойные места и показывали себя состоятельными противниками. В этом случае политическое влияние извне может помочь некоторым ассоциациям преодолеть барьеры и запреты в новых регионах.

В интересах ассоциации той или иной страны отстаивать права представляемых ими спортсменов, что дает другим странам возможность понять, что страна активно поддерживает своих соотечественников за границей, и делает все возможное, чтобы поддержать свой престиж и представить себя как поборника морали и сторонника правового решения в любых конфликтных ситуациях. Так спортивные ассоциации России и политические деятели выступили единым фронтом в защиту российских спортсменов, обвиненных в допинговых скандалах 2015, 2016 гг., заявляя, что спортивные чиновники и государство в целом не могут нести ответственности за нарушения некоторыми членами команды установленных порядков, однако подчеркнули, что многие обвинения являются неправомерными из-за некорректного сбора доказательной базы. В данном случае подобный допинговый скандал рассматривался и с политической точки зрения, когда вставал вопрос о выживаемости России, как единой неделимой страны с собственной позицией на политической арене. Поэтому удар по спорту казался лишь одной из акций, организованных противниками нашего государства, и представители спорта высших достижений, такие как теннисистка М. Шарапова или пара фигуристов Е. Боборо-ва и Д. Соловьев, или конькобежец П. Кулижников для аудитории становились настоящими героями, за которых необходимо бороться, и защищать их всеми доступными законными методами [20].

Так демонстрирует свои коммуникативные качества спортивная дипломатия, которая посредством взаимоотношения спортивных ассоциаций разных уровней улаживает не только спорные вопросы между спортивными организациями, но и показывает способность государств противо-

стоять внешним нападкам [22]. Ведь не только умение побеждать свойственно спортсменам, но и такое необходимое качество, как умение проигрывать и держать удар, что демонстрирует положительные государственные установки.

Для России подобный инструмент мягкой дипломатии в настоящее время особенно актуален в силу усложнения внешнеполитических процессов и осуществления мощного давления на государство, как целостную независимую геополитическую единицу. Спорт и организация международных спортивных мероприятий формирует образ открытой и дружелюбной державы, чей народ готов взаимодействовать и оказывать дружескую поддержку на любом уровне. Безусловно необходимо отметить работу волонтеров со всей страны на зимних Олимпийских играх в Сочи, и предпринятые на всех уровнях усилия для организации проведения Кубка Конфедерации 2017 (специальные Fan ID, бесплатный проезд для волонтеров и зрителей на общественном транспорте при наличии билета и карточки болельщика) и последующего за ним Чемпионата мира по футболу 2018 в году, когда будет обеспечен безвизовый въезд на территорию РФ, а так же возможность использования специальных бесплатных поездов к местам проведения игр.

Многое из того, чем сейчас пользуется спортивная дипломатия в России, заложено во времена истории СССР, когда спорт и спортивные достижения, чистота и мастерство спортсменов были предметом гордости, а сейчас вызывают ностальгические и одобрительные отклики как в сердцах тех, кто связан напрямую со спортом, так и у обычных зрителей. Не случайно в этом ключе и назначение на самые видные места в спортивных комитетах, ассоциациях и комиссиях бывших спортсменов СССР, имевших значительные достижения на спортивной арене. Так же множество выходцев из СССР занимают и тренерские места в командах других стран, подготавливая достойных для России конкурентов, на фоне которых можно было бы показывать еще больше качественного спорта высоких достижений.

Это характерно для фигурного катания, где в настоящее время после полутора лет дисквалификации А. Мишин помогает восстанавливаться итальянке К. Костнер, Т. Москвина и И. Роднина так же отличились в работе с иностранными спортсменами. В гимнастике Россия сильно просела, когда Н. Андрианов уехал тренировать в Японию, акробат и гимнаст

Е. Марченко в США. В других видах спорта тоже очевидны успехи наших тренеров, так подопечные штангиста О. Писаревского из Тайваня добиваются «золота», гандболист А. Доннер успешно руководит португальской командой ABC с начала 90-ых гг. ХХ века, выведя страну и клуб на передовые позиции. В хоккее Россия успешно помогала и помогает развиваться Финляндии и Японии, оставила свой след в НХЛ (не только знаменитыми российскими игроками). Вот в футболе сейчас наши тренеры не так востребованы, а раньше пользовались большой популярностью в развивающихся странах, что еще раз может служить доказательством того, что спорт для России служил проводником для установления дружеских контактов и поддержки других государств не только путем торговых взаимоотношений. Некоторые тренеры уезжают за рубеж навсегда, некоторые возвращаются при первой же возможности, получив обещание новой должности в спорте или продвижения по общественно-политической линии [17].

С экономической точки зрения спорт используется в России, как демонстрация высокого потенциала для ведения бизнеса с иностранными партнерами. Большую дою финансирования в строительство спортивных объектов и инфраструктуры вкладывают не столько частные инвесторы, сколько государственный, федеральный и местные бюджеты, которые таким образом решают задачу собственной легитимизации и упрочения пропагандистских программ по развитию и поддержке спорта. Это показывает важность спортивных программ для государства в целом, а также демонстрирует стремление страны к оздоровлению и усилению нации на уровне физической подготовки любого уровня (ведь возведенные для крупных спортивных мероприятий площадки становятся доступны для широкого использования, в них открывают работу секции и кружки, ведется тренерская работа с потенциальными участниками сборных). Эти площадки позволяют так же организовывать последующее менее масштабные спортивные состязания, открывая вновь и вновь границы России для гостей страны и участников спортивных мероприятий, добавляя на карту международных спортивных ассоциации дополнительные опорные точки с новыми качественными объектами.

Спорт и работа спортивных ассоциаций помогают преодолевать различные дискриминационные барьеры. Так после возобновления Олимпийских игр женщины не принимали участия в соревнованиях до 1900 года,

когда несколько женщин получили возможность участвовать в соревнованиях по теннису и гольфу на II Летних Олимпийских играх в Париже [13]. В настоящее время в Европейском Союзе действует программа по проведению антидискриминационной политики в спортивной среде, связанная с большим количеством спортсменов не европейского происхождения, получившим гражданство и выступающим за страны Европы [28]. В свою очередь паралимпийские игры открыли возможность многим людям с ограниченными возможностями продемонстрировать свою способность достойно представлять свои страны в спортивных соревнованиях, еще больше расширив границы доступности спорта для широких масс.

Многими послами доброй воли и участниками благотворительных мероприятий становятся знаменитые спортсмены, которые выступают от имени государства, от имени себя лично или под покровительством спортивных ассоциаций. Известны случай, когда спортсмены просто переводят деньги в счет уже имеющихся благотворительных фондов, однако и сами именитые деятели спорта (особенно молодые) занимаются организацией таких вот благотворительных организаций. Биатлонист А. Шипу-лин и баскетболист А. Кириленко имеют собственные фонды, через которые оказывают помощь детям, М. Шарапова поддерживает через свой фонд помогает жертвам Чернобыля, так как эта катастрофа не прошла мимо ее собственной семьи, благотворительные матчи А. Овечкина и И. Ковальчука «От чистого сердца» проводятся едва ли не на ежегодной основе и помогают не только детям, но и жертвам различных природных катастроф или аварий. Некоторые спортсмены при этом привлекают средства не только спортивными состязаниями, но и просто одним своим именем помогают творить добро в разных уголках мира [18].

Такой способ коммуникации позволяет расширять границы и увеличивать уровень доверия между народами разных стран, исключая навязанное предвзятое представление о государственных структурах, как источниках основных проблем, снижая уровень неприязни и ненависти к нации и другому государству. Тепло и участие живых людей иногда бывает более ценным капиталом, чем просто перечисленная сумма денег, безусловно, нужная, но обезличенная и сухая, как многочисленные цифры расчетного счета.

Товарищеские матчи, различные суперсерии и молодежные соревнования становятся тем рычагом воздействия спорта на политику, кото-

рый помогает увидеть еще пока молодым людям, что из себя представляют люди по ту сторону границы, что люди эти совершенно не те, какими их хотят представить средства массовой информации, и опираться только на эти сведения, по меньшей мере, не дальнозорко. Так грядущая в Красноярске Универсиада-2019 станет для подрастающего поколения спортсменов очередным трамплином к последующему урегулированию отношений между Россией и всем миром, ведь теперь наша страна покажет своим гостям один из центральных регионов, не приморский город-курорт Сочи, а серьезный экономический и геополитический центр страны. Уже сейчас в это мероприятие вложены мощные государственные средства, залогом которым послужило предыдущее выступление молодежной сборной на аналогичных соревнованиях 2017 года.

Таким образом, спорт сближает, спорт делает людей понятными, спорт дает политике возможность выглядеть человечнее, а политика дает спорту возможность функционировать в полной мере и в согласии с правовыми основами, которые являются основным и во многом единственным рычагом регулирования в этой сфере деятельности.

Литература

1. Бобров В. Спорт как политика // Наше мнение. 14.03.2006. URL: http://nmnby.eu/news/analytics/438.html (дата обращения 01.09.2017).

2. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Физкультурно-спортивные организации (ФСО) как субъекты административно-правовых отношений. URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10012 (дата обращения 01.09.2017).

3. Гришин О.Е. Устойчивость политической системы: понятие, подходы, регуляторы // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18121 (дата обращения: 26.08.2017).

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html (дата обращения 01.09.2017).

5. Известные спортсмены примут участие в испытаниях комплекса ГТО в рамках благотворительной акции Первого канала «Стань первым!». URL:

http://www.gto.ru/news/31052017-izvestnye-sportsmeny-primut-uchastie-v-ispytaniyah-kompleksa (дата обращения 01.09.2017).

6. Камалов О. Дмитрий Смит: «Мастера спорта не появятся через недельку». URL: https://esports.mail.ru/progames/feat/ dmitrij_smit_mastera_sporta_ne_pojavjatsja_cherez_nedelku/ (дата обращения 01.09.2017).

7. Коршунов С.С. Спортивные события как инструмент формирования имиджа России: региональный аспект // Filo Ariadne. 2017. №1. URL: filoariadne.esrae.ru/7-121 (дата обращения: 02.09.2017).

8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации - Федеральный закон от 04.12.2007 №329-Ф3 (ред. от 17.04.2017). URL: http://210fz.ru/zakon-o-fizicheskoj-kulture-i-sporte/ (дата обращения 01.09.2017).

9. Петров И. Спортивная политика и политический спорт // Росбалт^. 25.06.2007.

10. Рудакова А.Э. Репутационный капитал российского государства -олимпийский вклад // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №16.

11. Чаушьян Степан. Победы во благо: 10 спортсменов, жертвующих деньги на благотворительность. URL: http://www.aif.ru/sport/other/pobedy_vo_blago_10_sportsmenov_zhertvuyusch ih_dengi_na_blagotvoritelnost (дата обращения 01.09.2017).

12. Чекменёва Т.Г. К вопросу о взаимосвязи спорта и политики. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/policy/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-sporta-i-politiki/ (дата обращения 01.09.2017).

13. Шамонаев О. Массовое поражение. Шарапова и допинг нон-стоп. URL: http://www.sport-express.ru/doping/reviews/975076/ (дата обращения 01.09.2017).

14. Ширинджонова М.И. Проблемы взаимодействия спорта и политики // Известия Института философии, политологии и права имени А.М. Бахо-ваддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2017. №1.

15. Grishin O.E., Belyaeva V.P., Mikitenko O.E. Innovative information and communication technologies reputational capital formation of the state // Со-циосфера. Научно-методический и теоретический журнал. 2014. №2.

16. Korneeva V.A., Ogurtsov E.S. The Politicization of Sports as a Soft Power Public Resource // Indian Journal of Science and Technology. 2016. №29.

17. Marschik M. Mitropa. Representations of «Central Europe» in football // International review for the sociology of sport. 2001. №1(36).

18. McDonald Mary G., Birrell S. Reading sport critically: a methodology for interrogating power // Sociology of Sport Journal. 1999. №4.

19. Paddick R.J. Sport and politics: the (gross) anatomy of relationship. URL: http://library.la84.org/SportsLibrary/SportingTraditions/1985/st0102/ st0102f.pdf (дата обращения 01.09.2017).

20. Rachman G. A political game // Economist. 2002. №363.

21. Racism, ethnic discrimination and exclusion of migrants and minorities in sport: A comparative overview of the situation in the European Union. October 2010. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2010.

22. Roan D. Democracy in sport: An uneasy relationship with politics. URL: http://www.bbc.com/sport/football/30876799 (дата обращения 01.09.2017).

23. Samaranch J.A. Sport and Politics. URL: http://www.hri.org/MFA/ the-sis/autumn97/sport.html (дата обращения 01.09.2017).

References

1. Bobrov V. Sport kak politika. Nashe mnenie. 14.03.2006. URL: http://nmnby.eu/news/analytics/438.html (data obrashcheniya 01.09.2017).

2. Bratanovskii S.N., Vulakh M.G. Fizkul'turno-sportivnye organizatsii (FSO) kak sub"ekty administrativno-pravovykh otnoshenii. URL: http://xn— 7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10012 (data obrashcheniya 01.09.2017).

3. Grishin O.E. Ustoichivost' politicheskoi sistemy: ponyatie, podkhody, regulyatory. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18121 (data obrashcheniya: 26.08.2017).

4. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody». URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html (data obrashcheniya 01.09.2017).

5. Izvestnye sportsmeny primut uchastie v ispytaniyakh kompleksa GTO v ramkakh blagotvoritel'noi aktsii Pervogo kanala «Stan' pervym!». URL: http://www.gto.ru/news/31052017-izvestnye-sportsmeny-primut-uchastie-v-ispytaniyah-kompleksa (data obrashcheniya 01.09.2017).

6. Kamalov O. Dmitrii Smit: «Mastera sporta ne poyavyatsya cherez nedel'ku». URL: https://esports.mail.ru/progames/feat/

dmitrij_smit_mastera_sporta_ne_pojavjatsja_cherez_nedelku/ (data obrashche-niya 01.09.2017).

7. Korshunov S.S. Sportivnye sobytiya kak instrument formirovaniya imidzha Rossii: regional'nyi aspekt. Filo Ariadne. 2017. №1. URL: filoariadne.esrae.ru/7-121 (data obrashcheniya: 02.09.2017).

8. O fizicheskoi kul'ture i sporte v Rossiiskoi Federatsii - Federal'nyi zakon ot 04.12.2007 №329-FZ (red. ot 17.04.2017). URL: http://210fz.ru/zakon-o-fizicheskoj-kulture-i-sporte/ (data obrashcheniya 01.09.2017).

9. Petrov I. Sportivnaya politika i politicheskii sport. Rosbalt.Ru. 25.06.2007.

10. Rudakova A.E. Reputatsionnyi kapital rossiiskogo gosudarstva - olim-piiskii vklad. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2014. №16.

11. Chaush'yan Stepan. Pobedy vo blago: 10 sportsmenov, zhertvu-yushchikh den'gi na blagotvoritel'nost'. URL: http://www.aif.ru/sport/other/pobedy_vo_blago_10_sportsmenov_zhertvuyusch ih_dengi_na_blagotvoritelnost (data obrashcheniya 01.09.2017).

12. Chekmeneva T.G. K voprosu o vzaimosvyazi sporta i politiki. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/policy/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-sporta-i-politiki/ (data obrashcheniya 01.09.2017).

13. Shamonaev O. Massovoe porazhenie. Sharapova i doping non-stop. URL: http://www.sport-express.ru/doping/reviews/975076/ (data obrashcheniya 01.09.2017).

14. Shirindzhonova M.I. Problemy vzaimodeistviya sporta i politiki. Izves-tiya Instituta filosofii, politologii i prava imeni A.M. Bakhovaddinova Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan. 2017. №1.

15. Grishin O.E., Belyaeva V.P., Mikitenko O.E. Innovative information and communication technologies reputational capital formation of the state. Sotsios-fera. Nauchno-metodicheskii i teoreticheskii zhurnal. 2014. №2.

16. Korneeva V.A., Ogurtsov E.S. The Politicization of Sports as a Soft Power Public Resource. Indian Journal of Science and Technology. 2016. №29.

17. Marschik M. Mitropa. Representations of «Central Europe» in football. International review for the sociology of sport. 2001. №1(36).

18. McDonald Mary G., Birrell S. Reading sport critically: a methodology for interrogating power. Sociology of Sport Journal. 1999. №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Paddick R.J. Sport and politics: the (gross) anatomy of relationship. URL: http://library.la84.org/SportsLibrary/SportingTraditions/1985/st0102/ st0102f.pdf (data obrashcheniya 01.09.2017).

20. Rachman G. A political game. Economist. 2002. №363.

21. Racism, ethnic discrimination and exclusion of migrants and minorities in sport: A comparative overview of the situation in the European Union. October 2010. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2010.

22. Roan D. Democracy in sport: An uneasy relationship with politics. URL: http://www.bbc.com/sport/football/30876799 (data obrashcheniya 01.09.2017).

23. Samaranch J.A. Sport and Politics. URL: http://www.hri.org/MFA/ the-sis/autumn97/sport.html (data obrashcheniya 01.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.