Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ КИТАЯ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ КИТАЯ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / обучение эстрадных вокалистов / исполнительская деятельность / социокультурная среда / технологии арт-менеджмента / professional training / training of pop singers / performing activities / socio-cultural environment / art management technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Командышко Елена Филипповна, Алексеева Лариса Леонидовна, Юе Чэнсэнь

В статье рассматриваются технологии арт-менеджмента в качестве формирования социокультурной среды обучения эстрадному вокалу китайских студентов. На основе проведенного исследования авторами статьи раскрывается специфика исполнительской деятельности эстрадного певца с учетом эффективных способов и приемов организации самого процесса обучения эстрадному вокалу. Авторами предлагается способ организации профессиональной деятельности студентов из Китая в совместной работе над арт-проектом. Отмечается стимулирующее действие данного способа на развитие профессионально важных качеств при реализации широкого спектра проектной деятельности – производства разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, производства аудио- и видеопродукции. В выводах констатируется эффективность развития профессиональных качеств будущих эстрадных вокалистов в условиях социокультурной среды и организованного восприятия произведений искусства в совокупности с опытом практической деятельности; излагается действенность технологий арт-менеджмента, применяемых с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, вовлеченности в образовательный процесс освоения национально-культурных традиций Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Командышко Елена Филипповна, Алексеева Лариса Леонидовна, Юе Чэнсэнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF TRAINING AND EDUCATION OF VARIETY SINGERS OF CHINA IN RUSSIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article examines art management technologies as the formation of a sociocultural environment for teaching pop vocals to Chinese students. Based on the research conducted by the authors of the article, the specifics of the performing activity of a pop singer are revealed, taking into account effective ways and techniques for organizing the process of teaching pop vocals. The authors propose a way to organize the professional activities of students from China in joint work on an art project. The stimulating effect of this method on the development of professionally important qualities in the implementation of a wide range of project activities is noted – the production of various show programs, concerts, festivals, competitions, author's evenings, production of audio and video products. The conclusions state the effectiveness of developing the professional qualities of future pop vocalists in the conditions of a sociocultural environment and organized perception of works of art in conjunction with practical experience; outlines the effectiveness of art management technologies used taking into account the individual characteristics of students, involvement in the educational process of mastering the national and cultural traditions of China.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ КИТАЯ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)

^Социокультурная среда обучения

и воспитания эстрадных вокалистов китая в российских образовательных организациях

УДК 377; 378

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-149-155 Е.Ф. Команд ышко

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Л.Л. Алексеева

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Ч. Юе

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются технологии арт-менеджмента в качестве формирования социокультурной среды обучения эстрадному вокалу китайских студентов. На основе проведенного исследования авторами статьи раскрывается специфика исполнительской деятельности эстрадного певца с учетом эффективных способов и приемов организации самого процесса обучения эстрад-

КОМАНДЫШКО ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Московский государственный институт культуры АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА - доктор педагогических наук, доцент, эксперт, Управление научной политики и инноваций, Московский государственный институт культуры ЮЕ ЧЭНСЭНЬ - аспирант кафедры музыкального образования, Московский государственный институт культуры

KOMANDYSHKO ELENA FILIPPOVNA - DSc in Pedagogy, Professor at the Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture

ALEKSEEVA LARISA LEONIDOVNA - DSc in Pedagogy, Associate professor, Expert, Department of Science

Policy and Innovation, Moscow State Institute of Culture YUE CHENGSEN - Postgraduate student at the Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture

© Командышко Е. Ф., Алексеева Л. Л., Юе Ч., 2024

ному вокалу. Авторами предлагается способ организации профессиональной деятельности студентов из Китая в совместной работе над арт-проектом. Отмечается стимулирующее действие данного способа на развитие профессионально важных качеств при реализации широкого спектра проектной деятельности - производства разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, производства аудио- и видеопродукции. В выводах констатируется эффективность развития профессиональных качеств будущих эстрадных вокалистов в условиях социокультурной среды и организованного восприятия произведений искусства в совокупности с опытом практической деятельности; излагается действенность технологий арт-менеджмента, применяемых с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, вовлеченности в образовательный процесс освоения национально-культурных традиций Китая.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, обучение эстрадных вокалистов, исполнительская деятельность, социокультурная среда, технологии арт-менеджмента.

Для цитирования: Командышко Е. Ф., Алексеева Л. Л., Юе Ч. Социокультурная среда обучения и воспитания эстрадных вокалистов Китая в российских образовательных организациях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №4 (120). С. 149-155. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-149-155

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF TRAINING AND EDUCATION OF VARIETY SINGERS OF CHINA IN RUSSIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Elena F. Кomandyshko

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Larisa L. Alekseeva

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Chengsen Yue

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines art management technologies as the formation of a sociocultural environment for teaching pop vocals to Chinese students. Based on the research conducted by the authors of the article, the specifics of the performing activity of a pop singer are revealed, taking into account effective ways and techniques for organizing the process of teaching pop vocals. The authors propose a way to organize the professional activities of students from China in joint work on an art project. The stimulating effect of this method on the development of professionally important qualities in the implementation of a wide range of project activities is noted - the production of various show programs, concerts, festivals, competitions, author's evenings, production of audio and video products. The conclusions state the effectiveness of developing the professional qualities of future pop vocalists in the conditions of a sociocultural environment and organized perception of works of art in conjunction with practical experience; outlines the effectiveness of art management technologies used taking into account the individual characteristics of students, involvement in the educational process of mastering the national and cultural traditions of China.

Педагогика и образование в сфере культуры

Keywords: professional training, training of pop singers, performing activities, socio-cultural environment, art management technologies.

For citation: Komandyshko E. F., Alekseeva L. L., Yue Ch. Socio-cultural environment of training and education of variety singers of China in Russian educational organization. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 4 (120), pp. 149-155. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-4120-149-155

Процесс обучения студентов из Китая на музыкальных факультетах вузов культуры в России является актуальной проблемой современного образования. Успешная подготовка эстрадных вокалистов связана с освоением ряда элементов, являющихся важными для вокально-исполнительской деятельности, что базируется на постановке голоса, совершенствовании навыков интонирования, звуковедения, подборе музыкального репертуара, непосредственно связанного с воплощением художественного образа в исполняемом произведении. В этой связи важно учитывать, что в профессиональной подготовке студентов из Китая существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с опорой на общие требования вокальной педагогики и индивидуальные особенности голоса певца с учетом национальных вокальных традиций.

Целью исследования является анализ научно-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме профессиональной подготовки эстрадных вокалистов и обоснованием эффективных педагогических технологий арт-менеджмента в обучении китайских студентов эстрадному вокалу.

Специфика исполнительской деятельности эстрадного певца

В работах современных исследователей - Арутюновой А. Б., Гемаддиева Д. И., Коваль Л. М. Поповой М. В. [5; 7; 11] и других ученых - выделены специфические нюансы деятельности эстрадного певца, которые следует рассматривать как фактор интегрирования его творческих, профессиональных и личностных качеств.

Так, исследователь Л. М. Коваль предпринимает попытку организации целостного процесса обучения студентов с выделением принципов, способов и приемов их творческого развития, учитывая не только основные компоненты жанра эстрады, но и профессионально значимые качества эстрадных вокалистов. Автор делает акцент на обогащении знаний о музыке и специфике функций музыкального искусства, важности владения техникой исполнения, готовя студентов к сценическому воплощению художественных образов, пониманию музыкального содержания и поиска передачи смысла музыкальных сочинений разными способами интонирования [7].

В исследовании М. В. Поповой личностные качества вокалиста подразделяются на три группы: интеллектуальные, волевые, эмоциональные. По мнению автора, все личностные качества дополняют друг друга в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений. Выявлено, что процесс формирования личностных качеств наиболее эффективен в условиях применения индивидуальных адресных занятий, на которых творческая деятельность студентов способствует раскрытию их индивидуальных особенностей [11].

В одной из научных работ на основе целенаправленного педагогического наблюдения рассматриваются приоритеты учащейся молодежи в отношении эстрадных песен, а также их тематика; отмечается необходимость особого внимания к осваиваемому вокально-педагогическому репертуару и обучению эстрадному вокалу как виду сценического искусства, обладающему особым влиянием на широкую аудиторию слушателей, зрителей [1]. В современных исследованиях так-

же учитывается организация персональной среды для обучающихся, что имеет большое значение на всех этапах обучения эстрадному вокалу. Раскрывается алгоритм формирования необходимых умений, способствующих росту профессионального уровня эстрадных вокалистов, развитию их критического мышления [5].

Формирование социокультурной среды обучения эстрадных вокалистов

Социокультурная среда, посредством которой начинают включаться в образовательный процесс культурные связи современного общества, приобретает особую значимость организации профессиональной подготовки эстрадных вокалистов. По мнению Л. С. Астафьевой, организованная среда образовательных учреждений наиболее естественно погружает студентов в процесс социализации, что надлежащим образом воздействует на организацию обучения, в которой студенты взаимодействуют [2, с. 271-274].

Результаты исследователя М. С. Бережной по проблеме социокультурной адаптации учащейся молодежи подтвердили значимость применения принципа социокультурной направленности обучения, в котором интегрируется социальная, личностная и культурная сферы деятельности [3]. Выявлено, что в социокультурной среде обучения наиболее эффективно осуществляется развивающий процесс, влияющий на эмоциональный отклик и адекватное восприятие социальных, гуманитарных, культурных и духовных противоречий.

Эстрадное искусство Китая связано с гармоничным соединением западной музыки и национального стиля, что необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов из Китая [13]. Именно данный ракурс обучения является приоритетным в выборе важных условий проводимого нами эксперимента. Учитывая особенности развития эстрадного искусства в Китае, следует опираться на характерные особенности китайской эстрадной музыки:

1) китайскую пентатонику (пять ступеней китайской гаммы, которые также называют пятиступенчатой интервальной системой, соответствующие До Ре Ми Соль Ля);

2) китайские народные инструменты (бамбуковая флейта, эрху, гучжэн, пипа и другие);

3) элементы традиционной китайской оперы, то есть её мотивы, аккомпанемент, арии [4; 10].

Китайским студентам важно понять, что под влиянием западной музыки постепенно сформировался китайский музыкальный стиль, который интегрирует три важных направления: стили джазовой и танцевальной музыки; этнический народный стиль; западный стиль [10]. Опора на художественные и поэтические образы-символы в выражении автором музыкального произведения своих эмоций - одна из характерных особенностей традиционной музыкальной эстетики Китая (Ло Инсинь, Лян Сяомэй, Чжао Минхуэй, Чжао Ся).

Способ прочтения семантики музыкальных интонаций через образность разных видов искусства также должен быть понятен китайским студентам, что открывает естественный путь вхождения в иные интонационные системы, в том числе - восприятие музыкальных образов европейской и российской музыки в контексте освоения мировой художественной культуры. Эмоциональность как отражение внутреннего мира студентов является выражением чувств в создаваемых ими образах их творческой деятельности.

Применение технологий арт-менеджмента

Особое значение в подготовке эстрадных вокалистов в XXI веке приобретают технологии арт-менеджмента. С их помощью создается особая творческая атмосфера, в которой важным элементом восприятия современного искусства является не только исполнительская деятельность, но и самостоятельный анализ, оценка, проявление мотивов самореализации.

Технологии арт-менеджмента подразделяются на организационно-распорядительные и маркетинговые; образовательные и профессионально-ориентированные; развивающие и формирующие; коммуникативные, еуеП>технологии; риЬНейу-технологии [9].

При освоении арт-менеджмента студенты обретают знания об особенностях разных жанров искусства, представление о функциях искусства, о сущности художественно-творческой деятельности, современных формах организации искусства, специфике маркетинговой деятельности в подготовке и реализации арт-продуктов [7]. Вовлечение обучающихся в социально-значимые музыкальные проекты помогает эстрадным вокалистам сформировать готовность к профессиональной музыкальной и творческой деятельности. Целевые ориентиры применения технологий арт-менеджмента в вузе связаны с обновлением предметного содержания, сопряжения в нем различных форм деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров, а также - предоставлением возможности личностного саморазвития.

В целом технологии арт-менеджмента базируются на концептуальных идеях:

1) технологии мастерских (Ф. Селестен и др.);

2) свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, С. Френе);

3) гуманизма (Ж. Пиаже, К. Роджерс).

В технологии арт-менеджмента, как и в технологии мастерских, главное - передавать способы работы, а не конкретные знания.

Способ организации вокально-исполнительской деятельности студентов из Китая в условиях освоения арт-менед-жмента является особым фактором совместной (коллективной) работы, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие профессионально важных качеств эстрадных вокалистов.

Следует отметить, что внедрение в образовательный процесс современного вуза технологий арт-менеджмента устанавливает

связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. К примеру, осмысление современного периода диверсификации эстрадной музыки в Китае на основе технологий арт-менеджмента позволяет осуществить анализ формирования и изменения стиля песен китайской эстрадной музыки в телепрограммах «Лучший женский голос», «Голос Китая», «Я певец» и др.

Центральным звеном обучения студентов на основе технологий арт-менеджмента является арт-проект. Характерную его особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов, который и определяется как новый вид творческого продукта [8]. Новизна обозначенного подхода обусловлена признанием того, что для освоения инновационных технологий арт-ме-неджмента и работе над арт-проектом (шоу-программой) требуется неустанная работа по саморазвитию и расширению своего художественно-эстетического опыта. В работе со студентами-музыкантами сегодня существует достаточно широкий спектр проектной деятельности: производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, производство аудио и видеопродукции и др.

Музыкальные фестивали - это публичное действие, готовый рекламный продукт, с помощью которого можно формировать имидж института, города, региона и т. п.; привлекать внимание к проблемам общества; формировать культурные потребности посетителей фестивалей. Дополнительные возможности музыкальных фестивалей:

• запись концерта на аудио- и видео носители;

• выпуск аудио- и видеопродукции с записями прошедших мероприятий;

• продвижение молодых исполнителей (студентов-музыкантов);

• присвоение различных званий участникам в целях рекламы самого фестиваля и оценки профессиональных умений.

^ Педагогика и образование в сфере культуры

В настоящее время содержание образования учащейся молодежи не должно ограничиваться узкоспецифическими требованиями, ориентированными на конкретные программы и методики. Оно должно быть разносторонним, достаточным для формирования эрудиции, широкого художественного кругозора. Отсюда следует, что соответствующие способы и средства проектной художественно-творческой деятельности в условиях освоения арт-менеджмента являются важным фактором обогащения художественно-творческого опыта и развития профессионально-значимых качеств эстрадных вокалистов.

Выводы

1. Эффективность развития профессиональных качеств будущих эстрадных вокалистов наиболее раскрывается в условиях социокультурной среды, в которой процесс восприятия дополняется опытом практической деятельности студентов.

2. Опора на технологии арт-менеджмен-та позволяет выстраивать образовательный процесс на принципах учета

индивидуальных особенностей студентов, актуализации их личностного эмоционального опыта и вовлеченности в образовательный процесс при освоении национально-культурных традиций Китая и расширения эмоционально-образного восприятия произведений искусства.

3. Реализация инновационных технологий арт-менеджмента в подготовке эстрадных вокалистов способствует расширению опыта музыкально-исполнительской деятельности студентов из Китая, что требует нестандартных решений в разработке аудиторных (лекционных, семинарских, практических) занятий со студентами. В этой связи применение технологий арт-менеджмента способствует формированию особой социокультурной среды, сквозь призму которой глубже осознаются профессионально значимые качества эстрадного вокалиста в процессе разработки музыкальных проектов и реализации концертно-исполнительской деятельности.

Список литературы

1. Алексеева Л. Л., Беккерман П. Б., Вязников А. В. Эстрадная песня в современном образовательном пространстве // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132). С. 94-99.

2. Астафьева Л. С. Социокультурная среда как условие успешной адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе // Личность в межкультурном пространстве: материалы III международной конференции к 100-летию социальной психологии, 20-21 ноября 2008 г., Москва, Российский университет дружбы народов // Под ред. А. И. Крупнова, З. Н. Новиковой. Ч. 2. Москва: РУДН, 2008. 391 с.

3. Бережная М. С., Никитин О. Д., Фузейникова И. Н. и др. Критерии социокультурной адаптации личности в педагогической практике // Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования. Москва: Институт художественного образования Российской академии образования, 2011. 260 с.

4. Ван Сыци. История китайской современной эстрадной музыки. Пекин: Издательство «СанЛень», 2020. 119 с.

5. Гемаддиев Д. И. Организация персональной образовательной среды обучающимся эстрадному вокалу // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11. № 2. С. 161-175.

6. Жевагина С. А., Щербакова А. И. Эстрадный вокал в современном пространстве культуры // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы

^ Педагогика и образование в сфере культуры М шу I

и перспективы: Сборник научных трудов. Факультет искусств и социокультурной деятельности РГСУ Москва: Российский государственный социальный университет, 2015. С. 103-105.

7. Коваль Л. М. Интегрированный подход к обучению эстрадных певцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.02. Москва, 2013. 29 с.

8. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2023. 249 с.

9. Костылев С. В., Викторук Е. Н. Этика и аксиология арт-менеджмента в сфере культуры и искусства. Теория, методология, практика: монография. Москва: РУСАЙНС, 2020. 172 с.

10. Линь Чжефу. Популярная музыка Китая в контексте социокультурных процессов современности // Теория и история искусства. 2022. № 2 (85). С. 35-43.

11. Попова М. В. Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук; 13.00.08. Москва, 2010. 242 с.

12. Ю Цзинбо. Краткая история китайской эстрадной музыки. Китай: Шанхайское Музыкальное Издательство, 2015. 163с.

13. Юе Чэнсэнь. Особенности становления эстрадного песенного искусства в Китае (период Гонконга и Тайваня) // Искусство. Педагогика. Культура: сборник научных и научно-методических статей.

Вып. 8. Санкт-Петербург: Издательство «НИЦ АРТ», 2024. С. 170-174.

*

Поступила в редакцию 20.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.