Научная статья на тему 'Социокультурная компетентность руководителя образовательного учреждения в условиях информационного общества'

Социокультурная компетентность руководителя образовательного учреждения в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ / INTELLECTUALIZATION OF MANAGEMENT PROCESS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Г.А.

В статье рассматриваются проблемы образовательного менеджмента в условиях информационного общества. Сформулированы концептуальные положения стратегии управления высшим учебным заведением в современном социуме. Предлагаются варианты прочтения понятия «социокультурная компетентность» в контексте процесса глобальной информатизации и интеллектуализации управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural competence of educational institution principal in information-oriented society

The abstract deals with educational management problems in the information-oriented society. Conceptual positions of institution of higher education control strategy in modern society are stated. Different interpretations of the concept social cultural competence in the context of global informatization and management intellectualization processes are represented.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетентность руководителя образовательного учреждения в условиях информационного общества»

Для привлечения внимания высшего руководства вуза к наиболее важным аспектам, выявленным при аудите, а также для упрощения процесса формирования отчетности службы внутреннего аудита целесообразно обособить наиболее существенные выводы о недостатках организации анализируемого бизнес-процесса и системы внутреннего контроля, а также включать рекомендации аудитора по устранению причин и снижению последствий наиболее высоких рисков, присущих данному процессу и оказывающих негативное влияние на достижение его целей [2].

Необходимо отметить, что если в ходе согласования проекта аудиторского отчета не удалось достичь единого решения, в окончательном отчете следует указать мнение проверяемого лица с пояснением, почему его возражения не были приняты внутренними аудиторами. К отчету необходимо прилагать протокол разногласий и план корректирующих мероприятий.

Порядок подписания аудиторского отчета и доведения данных до заинтересованных пользователей должен быть регламентирован документами, регулирующими организацию и функции внутреннего аудита в вузе.

Подводя итог, можно сказать, что для успешного руководства вузом и повышения его конкурентоспособности необходимо помнить, что внутренний аудит, как и любой другой процесс системы менеджмента качества в университете, требует постоянного совершенствования и улучшения.

Литература

1. Гаджиев Н.Г. Внутренний аудит в высших учебных заведениях: теория и практика его осуществления // Экономический анализ. - 2008. - № 11.

2. Туманова А.Н. Совершенствование процесса внутреннего аудита в университете [Электронный ресурс] // Современные проблемы и методы обеспечения качества учебного процесса: Тезисы секции. - Режим доступа: www.nmk.ulstu.ru/

3. Юшкова С.Д. Система внутреннего контроля - механизм для снижения рисков // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2.

УДК 371.1:174

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Г.А. Токарева

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: tga41@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы образовательного менеджмента в условиях информационного общества. Сформулированы концептуальные положения стратегии управления высшим учебным заведением в современном социуме. Предлагаются варианты прочтения понятия «социокультурная компетентность» в контексте процесса глобальной информатизации и интеллектуализации управления.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, интеллектуализация процесса управления, информационное общество.

Sociocultural competence of educational institution principal in information-oriented society. G.A. Tokareva (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The abstract deals with educational management problems in the information-oriented society. Conceptual positions of institution of higher education control strategy in modern society are stated. Different interpretations of the concept social cultural competence in the context of global informatization and management intellectualiza-tion processes are represented.

Key words: sociocultural competence, intellectualization of management process, information-oriented society.

Формирование новой управленческой парадигмы в условиях информационного общества стало существенной частью общего процесса модернизации системы управления в Российской Федерации.

В связи с этим особо актуальным представляется вопрос о содержании понятия «управленческая компетентность» применительно к руководителю образовательного учреждения. Традиционно понимаемая компетенция (компетентность) руководителя школы, ссуза или вуза трактовалась как умение создавать эффективную систему управления образовательным учреждением, обеспечивать компетентное лидерство во всех управленческих процессах.

В числе управленческих компетенций обычно называют следующие:

- организационно-деятельностная компетенция;

- социальная компетенция;

- социокультурная компетенция;

- личностная компетенция;

- методическая компетенция;

- организационно-коммуникативная компетенция;

- аналитическая компетенция;

- инновационная компетенция;

- экономическая и правовая компетенция.

Наша задача заключается в том, чтобы уточнить содержание понятия «социокультурная компетентность» применительно к деятельности руководителя образовательного учреждения с учетом того, что обновление содержания понятия инспирируется становлением нового типа социальных отношений в постиндустриальном обществе.

Понятие социокультурной компетентности зафиксировано в научных исследованиях специалистов различных профилей: философов, социологов, политологов, педагогов. Для нас актуальны работы в области социологии и педагогики. Можно назвать таких исследователей, обращавшихся к проблеме социокультурной компетентности личности, как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, А.А. Вербицкий, С.Э. Чехова, Г.А. Воробьев, Т.А. Жукова, И.К. Ярцева (педагогические исследования); А.Э. Рахимова, А.Н. Сафонов, А.М. Низамеева, А.Ф. Филиппов, М.Н. Филатова, Л.Г. Пак (социологические исследования).

При этом социокультурная компетентность трактуется достаточно разноречиво. Приведем несколько определений.

Социокультурная компетентность - «это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже; понимание того, как функционирует школа и общество в целом; восприятие собственной роли и роли других в своем учреждении. Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и управленческой культуры руководителя, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно и профессионально значимых вопросов управления школой» [1].

Социокультурная компетентность - «интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт» [2].

Социокультурная компетентность предполагает «овладение гуманитарными знаниями, способами ориентировки в социокультурном пространстве, в основе которых лежит ценностный критерий в оценке субъектов и объектов культуры, общекультурных явления, событий и фактов» [3]. Общим для всех этих дефиниций является апеллирование к знанию культурно-ценностных основ социальной жизни и выраженная способность к компетентной коммуникации. Последняя для специалиста в области управления становится особенно актуальной.

Новый тип межличностных отношений в информационном обществе (так называемый модульный тип отношений) остро ставит проблему коммуникации, особенно применительно к коммуникации в образовательной среде. Динамичность развития системы социальных отношений в информационном обществе превращает традиционные коммуникативные отношения руководителя и педагогов в неустойчивую, мобильную систему, что противопоказано коммуникации в условиях целевой и системной организации образовательного пространства. Социокультурная компетентность личности руководителя призвана стать тем стабилизирующим фактором, который поможет сохранить образовательную среду учреждения как единую управляемую систему, в которой отношения между руководителем и подчиненными строятся с учетом специфики деятельности работников образовательного учреждения.

Социокультурная компетентность в этой связи становится наиважнейшей компетенцией руководителя образовательного учреждения, которая необходима для успешного становления, развития жизнетворчества личности в социокультурном пространстве. Особое значение и специфический характер приобретает социокультурная компетенция как инструмент управления в условиях информационного общества.

Кроме того, педагоги школы и особенно специалисты в области высшего образования являются специфическим объектом управления, даже с учетом того, что в обществе наблюдается ителлектуализация производственной деятельности в целом. Специалисты в области социологии управления утверждают: «Принципы научной организации труда, обеспечившие огромный экономический рост в индустриальную эпоху, не работают в отношении работников умственного труда в информационном обществе» [4]. Особенность управления педагогами связана с тем, что у специалистов образовательной сферы социальные ценности не только сформированы, но и являются инструментом их воздействия на обучающихся. При такой устойчивости аксиологических ориентиров, обусловленной спецификой профессии, преподаватели становятся весьма требовательной аудиторией, уметь управлять которой руководитель должен учиться, опираясь на знание всего комплекса управленческих принципов, актуальных для современного общества.

Одной из таких особенностей формирования управленческой системы в информационном обществе является высокая роль манипулятивности в управлении интеллектуализированным объектом. Системно-функциональный подход в управлении сменяется так называемым интерпретационным, подразумевающим большую гибкость, использование «мягких технологий» в управлении. Руководитель не может опираться только на авторитет своего статуса - он должен завоевывать персональный авторитет. Личностные качества руководителя в этой ситуации становятся особенно значимыми. Руководитель нуждается в специальных психологических, социологических, философских знаниях, которые позволяют комбинировать административные методы управления с идеологическими. Грамотный руководитель максимально использует стимулирующие методы управления, делая акцент на моральном стимулировании, что для работников интеллектуальной сферы порой важнее, чем стимулирование материальное.

Децентрация системы управления в постиндустриальном обществе, которую отмечают практически все ученые, в значительной степени связана с вышеназванными манипулятивными технологиями: субъектно-объектные отношения в системе управления превращаются, по сути, в субъектно-субъектные, так как управляемые работники сознательно и целенаправленно вовлекаются в систему управления. Большое значение в этой связи приобретает категория «добровольного подчинения», что предполагает формирование в каждом человеке, вовлеченном в процесс управления, личной заинтересованности в результатах управленческих преобразований. Сошлемся на столь популярную сейчас систему менеджмента качества, в которой личное участие всех и каждого в системе управления оказывается одним из основных принципов руководства организацией. Общий процесс демократизации управления в обществе особенно ярко просматривается в управлении сферой образования, науки, культуры, где управляемым объектом является интеллектуальная элита общества.

Современная наука обращает внимание на необходимость включения в понятие социокультурной компетентности фактора компетентности информационной с учетом того, что коммуникация осуществляется в условиях информационного общества. В этой связи мы предлагаем вычленить следующие составляющие социокультурной компетентности руководителя образовательного учреждения:

- когнитивная (знание своей культуры и культурных запросов другого коммуниканта);

- аксиологическая (овладение культурными ценностями социума и способность регулировать аксиологическое поле подчиненных);

- коммуникативная (навыки общения, умение организовать межличностный диалог);

- оценочно-рефлексивная (критическое мышление, рефлексия, самооценка);

- эмоционально-нравственная (социокультурное сознание и социокультурная ответственность личности);

- деятельностная (готовность к реализации специальных управленческих навыков);

- креативная (способность к инновационному, творческому мышлению в процессе управления);

- информационная (информационная грамотность, умение использовать информацию как инструмент управления).

Почему новое наполнение понятия «социокультурная компетенция» столь важно на данном этапе развития общественных отношений? Доиндустриальное общество определяется взаимодействием человека с природой, индустриальное - взаимодействием человека с преобразованной им природой, постиндустриальное - взаимодействием между людьми. Доминантность коммуникативной составляющей в обществе влияет на тип управленческой модели в организации. Кроме того, новой характеристикой системы управления в постиндустриальном обществе является так называемое рефлексивное управление, в котором велика доля аналитической составляющей.

Таким образом, сложность управления в информационном обществе связана с:

- мозаичностью аксиологического поля (актуальность его единства для педагога);

- с изменением субъектно-объектных отношений в управлении и с усилением аналитической составляющей управленческого процесса;

- с отчуждением личности от общества и проблемами коммуникации (закрытость личности для корпоративного общения);

- прагматизацией сознания, при которой вступают в противоречие духовно-ценностные мотивации труда и прагматико-материальные.

В этой связи следует отметить активное расслоение контингента управляемых работников, особое значение нравственного выбора каждого из педагогов, расставляющего для себя этические приоритеты. В данном случае необходимо констатировать факт невозможности применения единого инструмента управления ко всему контингенту подчиненных.

Для постиндустриального общества характерно восприятие теоретического знания как главной ценности и основного товара. «В значительной мере управляющая деятельность является информационной», - пишут специалисты в области социальной философии [5]. Таким образом, из перечня функций управленческой системы наиболее актуальными оказываются функция прогнозирования и функция планирования, а наиболее важным качеством руководителя становится наличие стратегического мышления. Умение видеть перспективу развития организации (в нашем случае образовательного учреждения) предполагает знание законов формирования общества нового типа и учет темпов развития новых информационных технологий, которые из категории прикладной, инструментарной превращаются в категорию системообразующую, содержательную.

Стремительность изменений в сфере образования диктует гибкость стратегии, возможность ее изменения. Стратегические условия в постиндустриальном обществе, как известно, отличаются высокой степенью динамичности, что осложняет прогнозирование и подразумевает возможность корректировки управленческих намерений. Корректирующие же действия возможны только на основе постоянного мониторинга процессов. Вот почему неизбежным оказывается внедрение системы менеджмента качества образования с ее трехчастным циклом: измерение -анализ - улучшение. СМК становится постоянным компасом в быстро изменяющемся мире, только нужно понимать назначение и управленческие резервы этой системы.

Феномен дистанцированности руководителя от работника, особенно в крупных образовательных учреждениях (крупные отраслевые вузы, федеральные вузы), активизации в качестве посредника электронных систем документооборота сводят к минимуму возможность непосредственных контактов работника и представителей управляющих структур. Однако при таком «бесконтактном» управлении гораздо очевидней становятся недостатки стратегического управления, которые могут проявляться в бессистемности приказов и распоряжений, невыстроенности политики и противоречивости предпринятых управленческих действий. Зафиксированная в электронной системе документооборота такая управленческая стратегия гораздо более наглядно демонстрирует свои огрехи.

Формирование креативно-деятельностной составляющей социокультурной компетенции специалиста становится в постиндустриальном обществе особенно важной задачей руководства. Однозначно неактуальным оказывается авторитарный тип администрирования, который тормозит развитие системы в целом. Все более значимым представляется коллегиальный принцип выработки административных решений, так называемые мозговые штурмы; для крупных образовательных систем - создание центров или групп стратегического планирования. Социальный динамизм провоцирует «командный» стиль управления, когда руководитель организует работу в тесном сотрудничестве с ключевыми специалистами организации (командой) и регулярно просматривает результаты совместной деятельности, проверяя эффективность принятых решений.

Кодификация теоретического знания в информационном обществе потребовала от руководителя привлечения к управлению образовательным учреждением не только креативных работ-

ников, но и интеллектуалов высокого уровня с универсальным мышлением и междисциплинарными знаниями. Ибо «формальная рациональность бессильна в мире уникальных явлений», иными словами «информационное общество нельзя рассматривать иначе, как признавая смысловое равенство двух его начал - «системы» и «ситуации человека» [6].

Образовательная среда имплицитно высоко интеллектуальна; задача руководства состоит в том, чтобы направить этот интеллектуальный потенциал на решение управленческих задач вне зависимости от профиля специалиста. Практика показывает, что наиболее результативным оказывается комплексный мозговой штурм управленческой проблемы командой специалистов разных профилей: технического, естественнонаучного, гуманитарного. Среднеспециальные и общеобразовательные учебные заведения могут привлекать для стратегического планирования специалистов высокого уровня на основе краткосрочных или долгосрочных договоров о сотрудничестве.

«Ценность информационного общества - время», - утверждал один из родоначальников теории постиндустриального общества И. Масуда. Коллегиальный (сетевой) принцип управления позволяет не только целенаправленно осуществлять реализацию сложных, многоуровневых задач, но и экономит время, которое при таком принципе организации деятельности становится не противником, а союзником руководителя.

Таким образом, формирование социокультурной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая подразумевает, прежде всего, изменения коммуникативных принципов в организации управления, позволяет максимально учитывать те существенные изменения в модели управления обществом, которые обусловлены новым типом социальных отношений, характерных для общества постиндустриальной эпохи.

Литература

1. Бедулина Г.Ф. Управленческие компетенции современного руководителя столичной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mp.minsk.edu.by>

2. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: utmn.ru>sec/1725

3. Низамеева А.М. Социокультурное пространство развития информационной компетентности студенческой молодежи: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 206 с.

4. Вязова Е.В. Управление в информационном обществе: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2009. - 22 с.

5. Патракова Г.В. Управление в информационном обществе как технология взаимодействия субъекта и объекта (социокультурный аспект): Дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 2010. -155 с.

6. Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «последствия модерна» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: credonew.ru>content/view/388/29/

УДК [316.344.42:070](571.66)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ УПОМИНАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

А.О. Шуликов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: Shulikov_a@mail.ru

На основании материалов периодических изданий Камчатского края проведен контент-анализ упоминаний о представителях региональной политической элиты с 2010 по 2012 годы.

Ключевые слова: губернатор Камчатского края, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, политическая деятельность, печатные средства массовой информации, информационное сообщение, интенсивность упоминаний, объем информационного сообщения, тема сообщения, тип сообщения, информационный повод, оценка со стороны редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.