Научная статья на тему 'Контент-анализ упоминаний представителей региональной политической элиты в средствах массовой информации'

Контент-анализ упоминаний представителей региональной политической элиты в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
242
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ / GOVERNOR OF KAMCHATKA REGION / ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / STATE DUMA DEPUTY / ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ / MEMBER OF FEDERATION COUNCIL / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POLITICAL ACTIVITY / ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / PRINTED MASS MEDIA / ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ / ИНТЕНСИВНОСТЬ УПОМИНАНИЙ / REFERENCE INTENSITY / ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ / ТЕМА СООБЩЕНИЯ / PRESS REPORT SUBJECT / ТИП СООБЩЕНИЯ / PRESS REPORT TYPE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / ОЦЕНКА СО СТОРОНЫ РЕДАКЦИИ / EDITORIAL OFFICE'S OPINION / NEWS REPORT / SIZE OF NEWS REPORT / PRESS REPORT GROUNDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шуликов А.О.

На основании материалов периодических изданий Камчатского края проведен контент-анализ упоминаний о представителях региональной политической элиты с 2010 по 2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content-analysis of references to regional political elite representatives in mass media

Content-analysis of references to regional political elite from 2010 to 2012 is carried out on the basis of periodicals in Kamchatka region.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ упоминаний представителей региональной политической элиты в средствах массовой информации»

ников, но и интеллектуалов высокого уровня с универсальным мышлением и междисциплинарными знаниями. Ибо «формальная рациональность бессильна в мире уникальных явлений», иными словами «информационное общество нельзя рассматривать иначе, как признавая смысловое равенство двух его начал - «системы» и «ситуации человека» [6].

Образовательная среда имплицитно высоко интеллектуальна; задача руководства состоит в том, чтобы направить этот интеллектуальный потенциал на решение управленческих задач вне зависимости от профиля специалиста. Практика показывает, что наиболее результативным оказывается комплексный мозговой штурм управленческой проблемы командой специалистов разных профилей: технического, естественнонаучного, гуманитарного. Среднеспециальные и общеобразовательные учебные заведения могут привлекать для стратегического планирования специалистов высокого уровня на основе краткосрочных или долгосрочных договоров о сотрудничестве.

«Ценность информационного общества - время», - утверждал один из родоначальников теории постиндустриального общества И. Масуда. Коллегиальный (сетевой) принцип управления позволяет не только целенаправленно осуществлять реализацию сложных, многоуровневых задач, но и экономит время, которое при таком принципе организации деятельности становится не противником, а союзником руководителя.

Таким образом, формирование социокультурной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая подразумевает, прежде всего, изменения коммуникативных принципов в организации управления, позволяет максимально учитывать те существенные изменения в модели управления обществом, которые обусловлены новым типом социальных отношений, характерных для общества постиндустриальной эпохи.

Литература

1. Бедулина Г.Ф. Управленческие компетенции современного руководителя столичной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mp.minsk.edu.by>

2. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: utmn.ru>sec/1725

3. Низамеева А.М. Социокультурное пространство развития информационной компетентности студенческой молодежи: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 206 с.

4. Вязова Е.В. Управление в информационном обществе: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2009. - 22 с.

5. Патракова Г.В. Управление в информационном обществе как технология взаимодействия субъекта и объекта (социокультурный аспект): Дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 2010. -155 с.

6. Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «последствия модерна» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: credonew.ru>content/view/388/29/

УДК [316.344.42:070](571.66)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ УПОМИНАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

А.О. Шуликов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: Shulikov_a@mail.ru

На основании материалов периодических изданий Камчатского края проведен контент-анализ упоминаний о представителях региональной политической элиты с 2010 по 2012 годы.

Ключевые слова: губернатор Камчатского края, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, политическая деятельность, печатные средства массовой информации, информационное сообщение, интенсивность упоминаний, объем информационного сообщения, тема сообщения, тип сообщения, информационный повод, оценка со стороны редакции.

Content-analysis of references to regional political elite representatives in mass media. А. Shulikov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

Content-analysis of references to regional political elite from 2010 to 2012 is carried out on the basis of periodicals in Kamchatka region.

Key words: governor of Kamchatka region, State Duma deputy, member of Federation Council, political activity, printed mass media, news report, reference intensity, size of news report, press report subject, press report type, press report grounds, editorial office's opinion.

Представители региональной элиты Камчатского края в силу своего положения и статуса достаточно регулярно привлекают внимание СМИ. Но эта регулярность имеет как ярко выраженный «сезонный» характер: региональные проблемы (отопительный сезон, летняя путина и т. д.), торжественный мероприятия, прибытие на полуостров официальных лиц, памятные даты и т. д., так и имеется прямая корреляция с электоральным циклом.

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление характера активности политиков в средствах массовой информации.

Избранная процедура контент-анализа включала как количественный, так и качественный подходы.

Одна из задач в подготовке к применению методики состояла в определении совокупности сообщений, которую предполагалось изучать. Были проанализированы не все материалы, в которых фигурировали региональные политики, а только те, которые не публиковались на правах рекламы, а также все возможные обращения, связанные с праздничными датами [1]

Основными аналитическими единицами выступали: количество публикаций, печатное издание, тип публикации, тема публикации, объем публикации, оценка редакции объекта публикации, объективность информационного повода сообщения.

Проанализировано было приблизительно1500 публикаций, включающих упоминание хотя бы одного из указанных ниже акторов в период с 01.01.2010 по 31.12.2012..

Для анализа использовались материалы региональной прессы: «АиФ на Камчатке», «Вести плюс ТВ», «Камчатский край», «Камчатская правда», «Камчатское время», «Рыбак Камчатки».

Как и предполагалось в рамках исследования, наиболее часто на страницах региональных печатных СМИ упоминаются губернатор В.И. Илюхин, политический деятель Б.А. Невзоров и депутат Государственной Думы РФ И.А. Яровая. Количественные результаты упоминаний представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество упоминаний политических акторов в региональных печатных СМИ в 2010-2012 годах

Ф.И.О. Должность Количество упоминаний (шт.) Объем публикаций (печатный лист)

Илюхин В.И. Губернатор 409 161,58

Невзоров Б. А. Член СФ РФ 244 105,79

Яровая И.А. Депутат ГД РФ 182 75,45

Необходимо упомянуть тот факт, что В.А. Илюхин стал губернатором Камчатского края только в марте 2011 г., а до этого момента на должности федерального инспектора по Камчатскому краю в 2010 г. он упоминался всего в четырех публикациях общим объемом в 2,8 печатных листа.

Если провести корреляционный анализ, для сопоставления и чистоты эксперимента, то можно получить следующие данные табл. 2.

Таблица 2

Количество упоминаний политических акторов в региональных печатных СМИ в 2010-2012 годах

с учетом корреляционного анализа

Ф.И.О. Должность Количество упоминаний (шт.) Объем публикаций (печатный лист)

Илюхин В.И. Губернатор 663 259,82

Невзоров Б. А. Член СФ РФ 243 105,79

Яровая И.А. Депутат ГД РФ 182 75,45

Из проведенного анализа можно предположить, что если бы В.И. Илюхин занимал пост губернатора на протяжении всего анализируемого периода, то ему было бы посвящено в 1,5 раза больше публикаций, чем двум другим акторам, вместе взятым.

Распределение публикаций в печатных изданиях между представителями политической элиты представлено в табл.3.

Таблица 3

Распределение публикаций о политических деятелях между печатными СМИ

СМИ Илюхин В.И. Невзоров Б.А. Яровая И.А.

шт. в % шт. в % шт. в %

АиФ на Камчатке 36 9 15 6 8 4

Вести плюс ТВ 11 3 3 1 2 1

Камчатская правда 1 0 6 2 3 2

Камчатский край 140 34 36 15 27 15

Камчатское время 76 19 70 29 53 29

Рыбак Камчатки 145 35 114 47 89 49

Итого 409 100 244 100 182 100

Из представленных данных можно сделать следующие выводы:

1. Фактически игнорирует представленных политических деятелей единственное явно выраженное оппозиционное издание «Камчатская правда».

2. Крайне редко политические акторы появляются на страницах «АиФ на Камчатке» и «Вести плюс ТВ». Особенно если сравнить политическую активность издания «Вести плюс ТВ» в период предыдущего губернатора, когда публикации, посвященные деятельности исполнительных органов власти, встречались в каждом номере.

3. Наиболее активно следит за политической жизнью «Рыбак Камчатки». За анализируемый период именно это издание больше всех опубликовало материалов, где были упомянуты вышеназванные акторы. В данном случае ему «проигрывает» официальное печатное издание правительства Камчатского края «Камчатский край» как в общем объеме публикаций, так и по персоналиям. Даже с учетом более позднего времени появления газеты «Камчатский край».

4. В то время как внимание трех наиболее «активных» СМИ к губернатору В.И. Илюхину распределяется более или менее равномерно, в отношении других акторов проявляется определенная ангажированность со стороны редакции «Рыбак Камчатки».

Структура по типу публикаций, где отражается деятельность губернатора В.И. Илюхина, отражена в табл. 4.

Таблица 4

Структура типов публикаций, посвященных губернатору В.И. Илюхину

СМИ Тип публикации

заметка отчет интервью статья репортаж прочие

АиФ на Камчатке 26 8 1 - - 1

Вести плюс ТВ 3 5 1 - - -

Камчатская правда - - - 1 - -

Камчатский край 28 108 3 - - -

Камчатское время 17 48 2 2 5 2

Рыбак Камчатки 65 77 - - 3 2

Итого 139 246 7 3 8 5

Структура по типу публикаций, где отражается деятельность члена Совета Федерации Федерального Собрания Б.А. Невзорова, отражена в табл. 5.

Таблица 5

Структура типов публикаций, посвященных члену Совета Федерации Б.А. Невзорову

СМИ Тип публикации

заметка отчет интервью статья репортаж прочие

АиФ на Камчатке 6 8 - - 1 -

Вести плюс ТВ 2 1 - - - -

Камчатская правда - - - 4 - 2

Камчатский край 7 29 - - - -

Камчатское время 15 42 2 6 2 3

Рыбак Камчатки 15 95 - - 3 1

Итого 45 175 2 10 6 6

Структура по типу публикаций, где отражается деятельность депутата Государственной Думы Федерального Собрания И.А. Яровой, отражена в табл. 6.

Таблица 6

Структура типов публикаций, посвященных депутату Государственной Думы И.А. Яровой

СМИ Тип публикации

заметка отчет интервью статья репортаж прочие

АиФ на Камчатке 2 1 1 - 3 1

Вести плюс ТВ 1 - - 1 - -

Камчатская правда - - - 3 - -

Камчатский край 10 17 - - - -

Камчатское время 16 26 2 1 6 2

Рыбак Камчатки 17 68 - - 2 1

Итого: 46 112 3 5 11 4

Из данных таблиц видно, что доминирующим типом публикаций в камчатских печатных СМИ являются заметки и отчеты, то есть другими словами краткие и развернутые информационные сообщения. Крайне мало полноценных журналистских работ: интервью, статей и репортажей.

Из этого можно сделать предположение, что региональные СМИ не выполняют одну из своих функций: критический анализ деятельности первых лиц региональной политической элиты.

Также очевидно, что лидеры региональной политики не склонны отвечать на вопросы. Больше всех интервью печатным СМИ за два года дал губернатор Камчатского края В.И. Алю-хин, но их было всего 7. Больше всего статей, посвященных деятельности акторов, было написано в адрес Б.А. Невзорова. Но больше всего репортажей, то есть тех же статей, но с явно выраженным мнением автора, было обращено к депутату И.А. Яровой.

Структура тем публикаций, в которых отражена деятельность губернатора В.И. Илюхина, представлена в табл. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Структура тем публикаций, отражающих деятельность губернатора В.И. Илюхина

СМИ Тема публикации

Политическая деятельность Региональная экономическая политика Кадровая политика Социальная политика Внешнеэкономическая политика

шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем

АиФ на Камчатке 11 2,98 10 1,85 6 1,82 8 1,19 1 0,14

Вести плюс ТВ 1 0,25 5 2,8 5 5,7 - - - -

Камчатская правда - - 1 0,5 - - - - - -

Камчатский край 21 8,94 62 28,56 11 3,9 43 18,84 3 2,17

Камчатское время 16 9,3 33 18,28 5 3,59 19 9,09 3 0,97

Рыбак Камчатки 33 11,39 52 14,49 15 2,82 42 10,54 3 1,4

Итого: 82 32,86 163 66,48 42 17,83 112 39,66 10 4,68

Соотношение в анализируемых СМИ газетных площадей к количеству публикаций по темам публикаций, отражающих деятельность губернатора В.И. Илюхина, представлено на рис. 1.

80 60 40 20 0

Внешнеэкономическая политика

■ АиФ на Камчатке ■ Вести плюс ТВ ■ Камчатская правда

■ Камчатский край ■ Камчатское время ■ Рыбак Камчатки Рис. 1. Соотношение газетной площади к количеству публикаций,

отражающих деятельность губернатора В.И. Илюхина

На основе информации, представленной в табл. 7 и рис. 1, можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее часто в печатных СМИ упоминается региональная экономическая и социальная политика, что полностью соответствует статусу данного актора.

2. Чаще всего эти аспекты отражает официальный печатный орган исполнительной власти Камчатского края СМИ «Камчатский край».

3. Третье место по количеству и объему упоминаний занимает политическая деятельность, «отодвигая» на задний план кадровые вопросы и внешнеэкономические связи, что, на наш взгляд, не соответствует статусу руководителя региона.

Структура тем публикаций, в которых отражена деятельность члена Совета Федераций Б.А. Невзорова, представлена в табл. 8

Таблица 8

Структура тем публикаций, отражающих деятельность члена Совета Федерации Б.А. Невзорова

СМИ Тема публикации

Политическая деятельность Региональная экономическая политика Кадровая политика Социальная политика Внешнеэкономическая политика

шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем

АиФ на Камчатке 12 2,9 3 2,64 - - - - - -

Вести плюс ТВ 2 0,55 1 1 - - - - - -

Камчатская правда 6 3,67 - - - - - - - -

Камчатский край 15 7,01 7 3,05 6 1,58 8 1,92 - -

Камчатское время 42 28,49 2 0,92 5 0,95 21 8,02 - -

Рыбак Камчатки 59 23,61 18 6,92 6 1 30 11,46 1 0,1

Итого: 136 66,23 31 14,53 17 3,53 59 21,4 1 0,1

Соотношение в анализируемых СМИ газетных площадей к количеству публикаций по темам публикаций, отражающих деятельность члена Совета Федерации Б.А. Невзорова, представлено на рис. 2.

60 50 40 30 20 10

объем

Внешнеэкономическая политика

I АиФ на Камчатке ■ Вести плюс ТВ ■ Камчатская правда I Камчатский край ■ Камчатское время ■ Рыбак Камчатки

0

Рис. 2. Соотношение газетной площади к количеству публикаций, отражающих деятельность члена Совета Федерации Б.А. Невзорова

На основе информации, представленной в табл. 8 и рис. 2, можно сделать следующие выводы:

1. Так как большую часть анализируемого периода Б.А. Невзоров выполнял функции руководителя регионального отделения партии «Единая Россия» и спикера Законодательного Собрания Камчатского края, то исходя из структуры тем публикаций, первая функция явно доминировала над второй. Политическая деятельность Б.А. Невзорова отражена в более чем половине публикаций.

2. Даже вторая тема по количеству упоминаний - социальная сфера - в какой-то мере является «замаскированной» политической деятельностью.

3. Наиболее часто деятельность Б.А. Невзорова отражалась в издании «Рыбак Камчатки», хотя по профилю газеты, и тем более специализации, делать этого не должно. Это может свидетельствовать об определенной аффилированности редакции данного СМИ.

Структура тем публикаций о депутате Государственной Думы И.А. Яровой представлена в табл. 8.

Таблица 8

Структура тем публикаций, отражающих деятельность депутата Государственной Думы И.А. Яровой

СМИ Тема публикации

Политическая деятельность Региональная экономическая политика Кадровая политика Социальная политика Внешнеэкономическая политика

шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем шт. объем

АиФ на Камчатке 6 3,7 - - 2 0,6 - - - -

Вести плюс ТВ - - - - 1 0,17 1 1,2 - -

Камчатская правда 3 2,25 - - - - - - - -

Камчатский край 14 6,68 1 0,17 2 0,5 10 3,17 - -

Камчатское время 29 15,87 4 1,77 2 0,92 18 6,54 - -

Рыбак Камчатки 58 19,42 8 3,02 2 0,3 21 10,07 - -

Итого: 110 47,92 13 4,96 9 2,49 50 20,98 0 0

Соотношение в анализируемых СМИ газетных площадей к количеству публикаций по темам публикаций, отражающих деятельность депутата Государственной Думы И.А. Яровой, представлено на рис. 3.

60 50 40 30 20 10 0

Политическая деятельность

Рег. эконом. политика

объем Кадровая политика

объем

Социальная политика

АиФ на Камчатке Камчатский край

Вести плюс ТВ Камчатское время

Камчатская правда Рыбак Камчатки

Рис. 3. Соотношение газетной площади к количеству публикаций, отражающих деятельность депутата Государственной Думы И.А. Яровой

На основании информации, представленной в табл. 8 и рис. 3, можно сделать следующие выводы:

1. Доминирующее место в публикациях, посвященных И.А. Яровой, отведено политической деятельности. При этом темы поднимаемых вопросов в малой степени касаются проблем региона и населения Камчатского края. Чаще всего это реклама партии и партийных лидеров, а также самого актора, и краткий пересказ деятельности Государственной Думы.

2. Как и в случае с Б.А. Невзоровым, чаще всего имя И.А. Яровой упоминается в газете «Рыбак Камчатки», что, как уже было указано, не соответствует профилю издания.

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности губернатора В.И. Илюхина, представлена в табл. 9.

Таблица 9

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности губернатора В.И. Илюхина

СМИ Информационный повод Оценка со стороны редакции

объективный субъективный положительная нейтральная отрицательная

АиФ на Камчатке 34 1 0 34 1

Вести плюс ТВ 11 0 1 10 0

Камчатская правда 1 0 1 0 0

Камчатский край 131 9 8 132 0

Камчатское время 69 4 7 66 0

Рыбак Камчатки 137 8 2 143 0

Итого 383 22 19 385 1

Итого в % 95 5 5 95 0

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности Б.А. Невзорова представлена в табл. 10.

Таблица 10

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности Б.А. Невзорова

СМИ Информационный повод Оценка со стороны редакции

объективный субъективный положительная нейтральная отрицательная

АиФ на Камчатке 15 0 0 15 0

Вести плюс ТВ 3 0 1 2 0

Камчатская правда 6 0 0 0 6

Камчатский край 32 4 1 34 1

Камчатское время 62 8 7 61 2

Рыбак Камчатки 109 5 4 110 0

Итого 227 17 13 222 9

Итого в % 93 7 5 91 4

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности И.А. Яровой представлена в табл. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 11

Объективность информационного повода и оценка публикаций со стороны редакций деятельности И.А. Яровой

СМИ Информационный повод | Оценка со стороны редакции

объективный субъективный положительная нейтральная отрицательная

АиФ на Камчатке 8 0 0 5 3

Вести плюс ТВ 2 0 2 0 0

Камчатская правда 3 0 0 1 2

Камчатский край 16 11 8 19 0

Камчатское время 31 22 6 43 4

Рыбак Камчатки 59 30 5 84 0

Итого, кол-во 119 63 21 152 9

Итого, % 65 35 12 83 5

Перечислим основные критерии, по которым те или иные публикации были отнесены к субъективным:

1. Явно не соответствующий масштаб события и представленной политической личности.

2. Событие не имеет отношения к региональным и местным проблемам, и поэтому сообщать об этом в региональной прессе нет большого смысла.

2. Событие, о котором дважды сообщается в рамках одного номера (на разных страницах и под разными заголовками).

3. Повторное сообщение о произошедшем событии (упомянутое в предыдущих номерах данного печатного издания), не предлагающее новой информации.

4. На протяжении всего анализируемого периода данное событие встречалось неоднократно, но внимание и участие акторов оно привлекло только в электоральный цикл.

Как видно из данных табл. 9, 10 и 11, «рекордсменом» в рамках проведенного анализа является депутат Государственной Думы РФ И.А. Яровая как в абсолютных цифрах, так и в относительных. В 1/3 случаев причина упоминаний была надуманна.

Реже всего субъективность повода публикации встречается у губернатора В.И. Илюхина, на наш взгляд, это связано с тем, что по характеру своей должности любое его упоминание является в той или иной мере объективным.

Негативное содержание сообщения в адрес политических акторов, в той или иной степени причастных к действующей власти, редко встречается на страницах региональной печати. Это можно объяснить либо высокой степенью зависимости печатных СМИ от региональных властей, либо высокой и положительной эффективностью деятельности анализируемых акторов. На наш взгляд, отсутствие критики деятельности ведущих представителей исполнительной и законодательной властей (и по совместительству правящей партии) все-таки является первая.

Но даже в таких условиях негативные отзывы смогли получить представители законодательной власти разного уровня Б.А. Невзоров и И.А. Яровая. Необходимо иметь в виду, что около половины всех негативных отзывов прозвучало со стороны единственного оппозиционного издания «Камчатская правда».

У всех объектов анализа использование субъективного повода пришлось на предвыборный период 2011 и 2012 гг., на это же время приходится максимальная интенсивность публикаций, что продемонстрировано на рис. 4.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

■Илюхин В.И. •Невзоров Б.А. •Яровая И.А.

Рис. 4. Интенсивность упоминаний в региональной прессе исследуемых акторов

Из представленного рис. 4 можно сделать следующие выводы:

1. Интенсивность упоминаний совпадает с электоральным циклом в РФ, количество упоминаний в прессе начинает расти ближе к выборам в Государственную Думу РФ и Законодательное Собрание Камчатского края в декабре 2011 г. и выборам Президента РФ в марте 2012 г.

2. Циклы упоминаний Б.А. Невзорова, И.А. Яровой и в какой-то степени В.И. Илюхина фактически совпадают, что указывает на единый центр руководства их политической деятельностью и ставит под сомнение их политическую самостоятельность. Либо можно сделать вывод о том, что работает «команда единомышленников».

3. Падение интенсивности упоминаний в ноябре 2011 г., на наш взгляд, объясняется тем, что произошло исчерпание информационных поводов и соответственно снижение интереса СМИ, что в свою очередь привело к увеличению агитационных материалов, публикуемых на правах рекламы в тех же СМИ.

4. Интенсивность упоминаний губернатора резко возрастает перед президентскими выборами 2012 г. По нашему мнению, это связано с тем, что в декабре 2011 г. «Единая Россия» не показала «требуемого» результата на парламентских выборах и повторение этих итогов на президентских выборах могло негативно сказаться на руководителе региона [1].

5. Необходимо учитывать, что объекты исследования регулярно совместно появляются в рамках одной публикации, то есть используется один информационный повод всеми участниками. Количество публикаций, где акторы упоминаются одновременно, представлены в табл. 12.

Таблица 12

Количество совместного упоминания политических акторов

Ф.И.О. актора 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Илюхин В.И., Невзоров Б.И., Яровая И.А. - 13 6

Илюхин В.И., Невзоров Б.И. - 14 9

Илюхин В.И., Яровая И.А. - 3 8

Невзоров Б.И., Яровая И.А. 3 5 3

Итого 3 35 26

Из информации, представленной в табл. 12, видно, что наиболее часто совместно упоминались губернатор В.И. Илюхин и спикер Законодательного собрания и в дальнейшем член Совета Федерации Б.А. Невзоров. Пик совместных публикаций пришелся на 2011 г. и начало 2012 г., то есть, как уже было указано, на период выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Данный факт в определенной степени объясняет в том числе и совпадение графиков интенсивности по периодам.

Литература

1. Шуликов А.О. Анализ интенсивности публикаций в СМИ деятельности региональных политических акторов (на примере Камчатского края) // Социально-экономическое развитие Украины и ее регионов: проблемы науки и практики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 23-24 мая 2013 г. - Харьков, 2013. - С. 369-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.