Научная статья на тему 'Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в новое сообщество: структурный аспект'

Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в новое сообщество: структурный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / STAGES OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / СТЕПЕНЬ УСТОЙЧИВОСТИ / DEGREE OF STABILITY / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гриценко Галина Дмитриевна, Маслова Татьяна Федоровна

В статье раскрываются особенности основных этапов социокультурной интеграции вынужденных переселенцев в новый социум, а также степень их устойчивости в местном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF IDPS INTO A NEW COM-MUNITY: STRUCTURAL ASPECT

The article reveals the features of the main stages of socio-cultural integra-tion of IDPs into a new society, as well as the degree of their stability in the local community.

Текст научной работы на тему «Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в новое сообщество: структурный аспект»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», №4, 2013

удк 314.7.044 Г.Д. Гриценко [G. Gritsenko], Т.Ф. Маслова [T. Maslova]

социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в новое сообщество: структурный аспект

Socio-cultural integration of idps into a new community: structural aspect

В статье раскрываются особенности основных этапов социокультурной интеграции вынужденных переселенцев в новый социум, а также степень их устойчивости в местном сообществе.

Ключевые слова: этапы социокультурной интеграции, степень устойчивости, местное сообщество.

The article reveals the features of the main stages of socio-cultural integration of IDPs into a new society, as well as the degree of their stability in the local community.

Key words: stages of socio-cultural integration, degree of stability, local community.

Для современного мирового сообщества неотъемлемой чертой становятся миграционные процессы. Главным образом, их причины лежат в социально-экономической сфере, но немало важным фактором в последнее время становятся военные конфликты вне зависимости от основ их возникновения. Это, например, миграция из республик бывшей Югославии, а сегодня с Юго-востока Украины.

В этой связи актуализируется вопрос о социокультурной интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. Такая интеграция, с одной стороны, выступает одним из многообразных проявлений современной реальности, с другой - вносит свою специфику в характеристики содержательных и структурных аспектов интеграции сообщества в целом. Отличаясь относительной автономностью, социокультурная интеграция воспроизводит связь с разными процессами, такими как социализация, аккультурация, ассимиляция, адаптация, сбалансированными с процессом миграции. Миграция, являясь одним из факторов социальных

преобразований в глобализирующемся мире, оказывает существенное влияние на переустройство пространственных социальных отношений и взаимодействий субъектов интеграции. Собственно, в лоне миграционного процесса находятся истоки социокультурной интеграции вынужденных переселенцев в иное сообщество. Считается, что процесс миграции распадается на три стадии, которые называются стадиями миграции. Согласно теории, предложенной Л.Л. Рыбаковским [1], миграцию следует рассматривать как трехстадийный процесс: исходная стадия - формирование территориальной подвижности населения, основная - собственно перемещение, завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте жительства или адаптация. Но приживаемость, определяемая как «приспособление человека к новым для него условиям жизни, приспособление условий жизни к потребностям человека» (Л.Л. Рыбаковский), лишь обобщенно отражает третью стадию миграции.

В ходе приживаемости или приспособляемости к новым условиям воспроизводится та или иная степень устойчивости в социуме мигрантов, которые либо имеют мотивацию на закрепление в новом социуме и стремятся к устойчивости в нем, либо живут вопреки своим мотивам и потребностям. Первое отражает целый комплекс социальных, культурных, психологических сторон взаимодействий, устойчивых отношений в сообществе, переходящих в интегративно-культурные связи, воспроизводит интегративные связи и консолидирующие ценности мигрантов. В этом случае речь идет об их интеграции.

Рассматривая миграцию как процесс взаимодействия людей, с одной стороны, и как серию событий, образующихся в своей совокупности органичное целое, с другой, Т.Н. Юдина третью стадию миграции определяет как интеграцию мигрантов в новый социум, как «диалоговую модель» взаимодействия мигрантов и местных [2, с. 87-97], которая начинается с адаптации, приспособления к новому месту пребывания. Можно и далее продолжить перечень точек зрения на ответ: как соотносятся миграция и интеграция, но несмотря на разность трактовок, все исследователи выделяют главную особенность интеграции, обусловленной миграцией, проявляющаяся в изменениях, свойственных как мигрантам, так и соприкасающемуся с ними сообществу.

Однако степень нагрузки в «выстраивании» новых социальных отношений и приобретении устойчивости в сообществе характеризуют неравновесность мигрантов в сравнении с местными. Неравенство относи-

тельно возможностей продолженной жизнедеятельности в сообществе обостряет проблему интеграции именно для мигрантов, для которых степень остроты и сложности задач интеграции во многом обусловлены причинами и обстоятельствами миграции, которые в контексте трансформаций, связанных с размежеванием постсоветского пространства, позволяют интерпретировать ее как вынужденную.

Акцентируя внимание на взамозависимости между вынужденностью миграции и интеграции, а следовательно, на факторах и условиях ее динамики, на оценках устойчивости мигрантов в новом социуме, целесообразно этапность социокультурной интеграции переселенцев в местное сообщество рассматривать как одну из ее особенностей. В этом контексте следует выделить следующие этапы:

1) предварительный этап, где «действуют» факторы интеграции;

2) начальный (адаптационный);

3) модификационный (преобразовательный), где раскрываются условия интеграции;

4) результирующий, воспроизводящий показатели интеграции.

Предварительный этап. Причины вынужденной миграции и истоки интеграции выдвигает неблагоприятные объективные факторы, обусловливающие социокультурную интеграцию мигрантов в иное сообщество. Такой миграции и интеграции предшествует совершение в отношении вынужденного переселенца или его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку национальной или расовой принадлежности, вероисповедания, языка.

Знание о предварительном этапе интеграции опирается на концепцию «притяжения - выталкивания», согласно которой выделяется роль выталкивающих факторов как определяющих миграционное движение, концепции факторов [3, с. 30]. Изменение внешней среды обусловливает развитие и направленность миграционных намерений индивида, переориентацию его установок. В случае приобретения в индивидуальном сознании значимости миграционных установок на выезд и въезд они приобретают реальную силу и становятся реально действующими.

Если следовать классификации, предложенной Ю.М. Рязанцевым [4, с. 20], то при вынужденной миграции для предварительного этапа характерны факторы: с одной стороны, этнические (межнациональные отношения), военно-политические (военные действия, изменения государственных границ); с другой - этнопсихологические (стремление на этническую родину, желание исповедовать этническую религию, желание говорить на родном языке); политико-психологические (чувство самосохранения), социально-психологические (чувство безопасности). Угроза жизни, невозможность пребывания на прежней территории по политическим и морально-психологических причинам обусловливают объективность, антигуманность и стихийность начала безвозвратной миграции и интеграции.

Оформление мотивов интеграции как осознанного побуждения к деятельности, направленной на «присоединение» к новому сообществу (интеграционная мобильность) связывается с возникновением и осознанием потребности в рационально и ценностно приемлемом для интеграции социуме, где есть условия физической и социальной безопасности, защиты от деприваций, что характерно для предварительного этапа интеграции и означает подготовку к началу новой жизни мигранта, смысл и содержание которой связывается с адаптацией в другом сообществе и ин-тегрированностью в него.

Начальный (адаптационный) этап. Знание о данном этапе интеграции опирается на понимание новой социальной реальности и среды обитания, свойством которой по отношению к переселенцу является риск. Имущественные потери и утрата материальных ресурсов, моральные и психологические издержки, новизна, непредвиденность и непредсказуемость событий ставят переселенцев в ситуацию, которая связывается с совокупностью проблем, обусловленных их переходом от состояния определенности к неопределенности. В процессе преодоления неопределенности, социального риска, трактуемого как учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые социально нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей, возникают так называемые риск-проблемы (Ю.А. Зубок) [5, с. 162-163], несущие противоречия, возникшие в ситуации неопределенности и неизбежности выбора, когда альтернативы сведены к минимуму. Риск-проблемы долговременны, так как воспроизводство жизненных средств (условий жизни), физических и

духовных сил человека приобретает не социально направленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер.

В условиях, где доминируют риск-проблемы, адаптирование мигрантов начинается с фиксации различий между наличным уровнем индивидуальной и групповой резистентности и ее уровнем, необходимым в новых условиях жизнедеятельности, в обстановке нового окружающего их мира. Вслед за этим развертывается совокупность преобразовательных процессов, ведущих к достижению нового, необходимого, уровня адапти-рованности.

Особенностями данного этапа является то, что в этот период возникают вопросы фундаментального отношения «Я» - «Другой»: вопросы инаковости вынужденных переселенцев как жертв «нарушения гуманитарного права. (Г.У. Солдатова) [6, с. 70]. Ситуация, в которой оказываются вынужденные переселенцы, кардинально изменяет структуру их мотивов и потребностей, являющихся важнейшим регулятором поведения человека, затрудняет удовлетворение потребностей различных уровней. Они связаны с упрочением установок на осуществление интеграции, обусловленных возможностью удовлетворения потребностей, прежде всего, в безопасности и в более благоприятной жизни.

На начальном этапе вхождения в новый социум действия мигрантов по адаптации детерминируются присущими основной их части установками на интеграцию, а стратегии и способы их реализации преломляются через культурные, нормативно - ценностные, социальные, географические и другие особенности сообщества. На этом основании актуализируется оценка мигрантами условий удовлетворения их потребностей в иной пространственной среде: социальной, культурной, физико-географической, природно-климатической и др., отличающейся от прежнего места жительства. В сложных новых условиях, в ситуации риск-проблем актуализируются задачи риск-стратегии (С.К. Бондырева) [7, с. 120], развертывается совокупность процессов, ведущих к закреплению в новом социуме разными способами. На начальном этапе интеграции формируется мера адаптированности мигрантов к неподготовленным условиям их жизнедеятельности, иной культурной среды, к ситуации риска; раскрывается состояние резистентности группы, которая характеризует степень вероятности продолжения жизнедеятельности в условиях сообщества и интеграции в него.

Модификационный (преобразующий) этап интеграции. Знание о данном этапе связывается с рядом концепций и концептуальных положений, направленных на обоснование субъективного поведения индивидов в жизненном пространстве: с концепцией жизненного мира в сфере «горизонтальных» связей человека; с принципом ситуационализма (К. Левин), где основным является положение о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение; с концепцией радикальной социальности (В. Кемеров), согласно которой «проблема субъективности постепенно превращается в проблему субъективности индивидов как силы и формы развития социальности...» с концепцией жизненных сил человека (Л. Росс, Р. Нисбетт), которая приводит к перспективе замеров социальной реальности, отражающих, в частности, способности людей выживать, охранять свою жизнь в меняющихся условиях.

Анализ данного этапа выявляет объективированость социокультурной интеграции, что проявляется в преобразовании предметных условий, средств и результатов жизненного процесса, форм непосредственного взаимодействия людей и вживания мигрантов в сообщество. В результате -обнаруживается иная динамика социального пространства, окружающего людей, насильно вытолкнутых в другую среду. В нем перераспределяются ресурсы, осуществляются ценностные переориентации, изменяются модели взаимодействия, поведения и т.д. На этом этапе актуализируются потребности высшего уровня - потребности в самоактуализации и самоуважении, а следовательно, стремление индивидов к максимально полному раскрытию и опредмечиванию своих способностей в многообразной социальной деятельности.

Модификационный этап интеграции как этап вживания, усвоения и освоения нового социума формирует и/или развивает интегративные качества переселенцев; качества, которые становятся частью «природы воздействия» этого социума. Одной из особенностей данного этапа можно назвать возникновение атмосферы культуры посредника как интегральной субкультуры взаимодействующих групп мигрантов и принимающего общества, когда осуществляется освоение мигрантами программ поведения и деятельности, свойственной культуре каждой из сторон. На данном этапе складываются культурно-интегративные связи, вырабатываются консолидирующие ценности, возникающие в результате непос-

редственного взаимодействия субъектов интеграции. Для мигрантов, ориентированных на закрепление, постоянное местожительство в сообществе, характерны ценности знания о сообществе, которое лежит в основе самоактуализации и самореализации, рационального поведения, «вклада в сообщество» и другие. На основе формирования и реализации ценностей, значимых для мигрантов и приемлемых для сообщества, складываются интеграционные тенденции. Это тенденции к сплочению, объединению вынужденных переселенцев с другими субъектами местного сообщества через трансформационное взаимодействие, создания наилучших условий взаимодействия в достижении взаимности интересов на основе культуры, сближения социального, экономического, культурного состояния социальных групп местного сообщества, включая вынужденных переселенцев.

Таким образом, на модификационном (преобразующем) этапе социокультурной интеграции вынужденных переселенцев создается своеобразное поле выражения субъектности мигрантов, проявляющийся во взаимодействии с местным сообществом, и осуществляется реальное воспроизведение показателей их интегрированности в социум.

Результирующий этап. Данный этап характеризует степень социокультурной интеграции, или интегрированности, мигрантов в местное сообщество. Вынужденный переселенец как гражданин той же страны и культуры, наделенный теми же правами, что и местные жители, со своими потребностями и интересами, ожиданиями, восприятием окружающего мира попадает в новое для него сообщество, которое располагает определенными условиями жизнедеятельности, характерным образом жизни, традициями, укладом, обладающими большой устойчивостью. Как и всякий человек, вынужденный мигрант продолжает осуществлять типичные виды жизнедеятельности (как и на территории выезда) в основных сферах: экономической, социальной, культурной, гражданской, политической и др., вступает во взаимодействие с различными социальными агентами местного сообщества: территориальными органами власти и местного самоуправления, социальными институтами, группами, общественными организациями, учреждениями сферы культуры и досуга, конфесиями, отдельными личностями. Исходя из притязаний, субъективных переживаний мигранта ситуации вынужденного переселения, его активности, ресурсов, особенностей взаимодействия с мест-

ным сообществом, определяются результаты интеграции, характеризующие определенные степени приближенности вынужденных переселенцев к местному сообществу: высокую, среднюю, низкую как степени их устойчивости в данном социуме.

Высокая степень интеграции, связывается с идентификацией мигрантов с местным сообществом, со сближением мигрантов с местными жителями по большинству индикаторов, входящих в показатели социокультурной интеграции.

Высокая степень интеграции - это:

• выравнивание большинства социальных и экономических показателей;

• идентификация перепеленцев как равноправных субъектов местного сообщества;

• бесконфликтное взаимодействие;

• эффективное сотрудничество, партнерство;

• устойчивое взаимодействие на разных уровнях;

• признание культурных ценностей сообщества и их обогащение;

• удовлетворенность социальным статусом, комфортность;

• позитивное восприятие окружения и себя в нем;

• положительная динамика демографических показателей;

• связь будущего с сообществом и наращивание ресурсов.

Средняя степень интеграции связывается со сближением мигрантов с местными жителями по отдельным показателям, воспроизводящих их состояние в различных сферах социальной жизни, с частичной идентификацией мигрантов с местным сообществом, удовлетворительным социальным самочувствием.

Средняя степень интеграции обозначает:

• сближение по отдельным социальным и экономическим показателям;

• идентификация себя как приезжего;

• наличие скрытых конфликтов (напряжения) во взаимодействии с субъектами местного сообщества;

• функциональное взаимодействие, осуществляемое в процессе совместное деятельности;

• присутствие отрицательных стереотипов восприятия других;

• социальная тревожность;

• частичная удовлетворенность социальным статусом;

• частичная культурная ассимиляция;

• социальная толерантность;

• статичное состояние демографических показателей;

• наращивание ресурсов.

Низкая степень интеграции связывается со значительными различиями мигрантов и местных жителей по большинству показателей, воспроизводящих их состояние в различных сферах социальной жизни, с отсутствием идентификацией мигрантов с местным сообществом, негативным социальным самочувствием.

Низкая степень - это:

• значительные различия по социальным и экономическим показателям;

• идентификация себя как «чужие»;

• конфронтация (открытая и латентная);

• отсутствие постоянных контактов и взаимодействия различного содержания;

• преобладание отрицательных стереотипов в оценках других;

• негативное отношение к окружению и себя в нем;

• неудовлетворенность социальным статусом;

• культурная сегрегация;

• ухудшение демографических показателей;

• социальная напряженность;

• утрата ресурсов.

Степень интеграции (устойчивости) вынужденных переселенцев в местное сообщество определяется:

А) характером их взаимодействий на личностном и на групповом уровнях с социальными институтами и группами, органами власти и управления, действием активных практик, как со как стороны переселенцев, так и сообщества и их обменом в интересах формирования общего социального пространства. В результате формируются интегративные культурные связи, создаваемые в ходе обмена ресурсами на базе как правовых, так и нормативно-ценностных и моральных основаниях;

Б) соотношением социальных и экономических показателей уровня жизни вынужденных мигрантов и местного населения, совпадением образов «Мы» и «Я», характеризующим идентификацию приезжих, взаимным усвоением вынужденными переселенцами и местным населением элементов культуры, социальных норм и ценностей. Если условия нового сообщества являются благоприятными, то переселенец достигает, как правило, высокой или средней степени интеграции. Если же его устремления встречают большое количество препятствий, то на пересечении траекторий его поведения, деятельности и сопротивлений в различных сферах жизнедеятельности возникают точки напряжения, которые либо разрешаются как проблемы, либо сохраняются, приобретая латентные формы. И в том, и в другом случае мигрант остается интегрантом. Он перестает им быть для данного сообщества, перемещаясь в другое, когда напряжение в первом непреодолимо по большинству показателей интеграционного процесса или охватывает их все.

Однако чтобы интеграция была прочной, беженцы должны в полной мере инкомпорироваться (Т.Н. Юдина) в новый социум [2, с. 22]. Уже в начале этого процесса должны складываться и развиваться объективные и субъективные условия, способствующие в дальнейшем устойчивому положению индивида или группы в социуме. Отсутствие оперативных и пролонгированных условий замедляет и тормозит процесс социокультурной интеграции мигрантов в общество.

В связи с вынужденной миграцией речь может идти, прежде всего, о правовых условиях, поскольку данный вид миграции изначально связывается с нарушением прав мигрантов на нормальную жизнь; об условиях их социальной защиты, поскольку мигранты попадают в ситуацию социального риска; о социально экономических условиях, поскольку миграция связана с материальными потерями; о социально-психологических условиях, так как вынужденная миграция связана с острыми субъективными переживаниями; о культурно-коммуникативных условиях, в связи с тем, что мигранты «выброшены» из привычного культурного и коммуникационного пространства. Отсутствие этих условий объективно сдерживает социокультурную интеграцию.

В то же время в зависимости от состояния условий интеграции наблюдается различные состояния интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество [8, с. 303-305]. Условно обозначим их следующим образом.

Состояние 1 характеризует первоначальное положение вынужденного мигранта в процессе интеграции, когда не установлены взаимоотношения, поскольку не сложились формы и способы взаимодействия с местным сообществом, а также в результате значительных отличий основных показателей интеграции от параметров уровня жизни местных жителей и отсутствия условий для их достижения. Это ситуация соответствует нулевой степени интеграции, то есть ее полное отсутствие.

Состояние 2 демонстрирует ситуацию, когда переселенец по разным причинам не покидает новое для него сообщество, но и не в силах преодолеть трудности, вставшие перед ним в процессе интеграции на новом месте жительства при минимальных условиях для ее осуществления. Эта ситуация соответствует низкой степени интеграции.

Состояние 3 отражает ситуацию, когда переселенец не покидает сообщество, и она (ситуация) характеризуется минимальными внешними условиями для интеграции, но он активизируется в целях преодоления препятствий и взаимодействия с сообществом для создания условий интеграции. Эта ситуация соответствует начальной средней степени интеграции.

Состояние 4 отражает ситуацию, когда переселенец не покидает сообщество; данная ситуация характеризуется для него примерно равным соотношением препятствий и стимулов интеграции в местное сообщество. Активность переселенца направлена на расширение условий интегра-

ции. Не значительны отличия основных показателей интеграции от параметров уровня жизни местных жителей. Эта ситуация соответствует средней степени интеграции.

Состояние 5 соответствует высокой степени интеграции, когда переселенец не покидает сообщество, и она характеризуется для него уменьшением препятствий и увеличением стимулов интеграции в местное сообщество. Активность переселенца направлена на закрепление условий интеграции. Не значительны или отсутствуют отличия основных показателей интеграции от параметров уровня жизни местных жителей, когда «свои» - «чужие» («мы» - «они») уходит из идентификационной матрицы переселенцев.

Таким образом, решая вопросы беженцев с Юга-востока Украины необходимо учитывать сложность их социокультурной интеграции, несмотря на общие историко-исторические корни.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Рыбаковский Л.Л. Стадии миграционного процесса. - М.: ИСПИ РАН, 2001. - 159 с.

2. Юдина Т.Н. Социология миграции.- М: Академический Проект, 2006. - 272 с.

3. Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России.- Краснодар: Изд-во КГУ, 2004.- 206 с.

4. Рязанцев С. Влияние миграции на социально-экономическое состояние Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - 542 с.

5. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. - М.: Мысль, 2007. - 288 с.

6. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской и практической работы. - М.: Смысл, 2001. - 281 с.

7. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление). - Москва, Воронеж : Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2004. - 294 с.

8. Жогин Б.Г., Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К. Интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество: опыт практической и исследовательской деятельности. - Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2002. - 432 с.

ОБ АВТОРАх Гриценко Галина Дмитриевна - доктор философских наук, профессор кафедры общей социологии и политологии гуманитарного института, СКФУ.

Маслова Татьяна Федоровна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт.

Gritsenko Galina Dmitrievna - doctor of philosophy, professor of department of general sociology and political science of humanitarian institute, NCFU

Maslova Tatyana Fedorovna - doctor of sociology, associate professor, professor of philosophy and cultural, Stavropol State Pedagogical Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.