Научная статья на тему 'Социокультурная интеграция на Юге России: поиск оснований'

Социокультурная интеграция на Юге России: поиск оснований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ЮГ РОССИИ / SOUTH OF RUSSIA / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / VALUE AND IDEOLOGICAL CONFLICT / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ / SOCIAL INTEGRATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Виктория Викторовна

Статья посвящена изучению ценностно-мировоззренческих конфликтов и их оснований, связанных с крайними формами идентификации человека с этнической или религиозной группой. В качестве оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов выступают также тенденции двойных противоположностей: модернизация традиционализация, секуляризация клерикализация. Рассматривается роль социокультурной интеграции как инструмента разрешения ценностно-мировоззренческих конфликтов и противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL INTEGRATION AT THE SOUTH OF RUSSIA: SEARCHING FOR FOUNDATIONS

The article is devoted to studying value and ideological conflicts and their foundations associated with the extreme forms of a human being’s identification with the ethnic or religious group. Double opposition tendencies (modernization traditionalization, secularization clericalization) also come out as foundations of value and ideological conflicts. The author examines the role of socio-cultural integration as an instrument to solve value and ideological conflicts and to counteract extremism.

Текст научной работы на тему «Социокультурная интеграция на Юге России: поиск оснований»

Мальцева Виктория Викторовна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ЮГЕ РОССИИ: ПОИСК ОСНОВАНИЙ

Статья посвящена изучению ценностно-мировоззренческих конфликтов и их оснований, связанных с крайними формами идентификации человека с этнической или религиозной группой. В качестве оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов выступают также тенденции двойных противоположностей: модернизация -традиционализация, секуляризация - клерикализация. Рассматривается роль социокультурной интеграции как инструмента разрешения ценностно-мировоззренческих конфликтов и противодействия экстремизму. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-2/26.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 108-110. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Идентичности, сформированные на основе религии, будь они региональные, национальные или интернациональные, трудно поддаются прогнозированию или управлению с помощью централизованных государственных действий или социальных теорий. Этот важный момент не получил достаточного внимания по той причине, что региональное планирование базируется на предпосылке о том, что религиозный фактор не играет ведущую роль в экономическом развитии. Однако эта позиция не учитывает динамичное состояние «живой религии» населения, не знакомого с научными теориями и движимого мотивами, которые, с точки зрения новоевропейского рационального субъекта, не должны быть доминирующими.

Список литературы

1. Конев В. А. Человек в мире культуры (человек, культура, образование): учебное пособие для студентов гуманитарного профиля. Самара: Самарский университет, 1996. 52 с.

2. Brewer M., Pierce K. Social Identity Complexity and Outgroup Tolerance // Personality and Social Psychology. 2005. Bulletin 31. P. 428-437.

3. Castells M. The Power of Identity. The Information Age: Economy, Society and Culture: 3 vol. Cambridge, MA - Oxford, UK: Blackwell, 1997. Vol. 2. 461 p.

4. Chao G., Moon H. The Cultural Mosaic: A Metatheory for Understanding the Complexity of Culture // Journal of Applied Psychology. 2005. № 90. P. 1128-1140.

5. Crist T. Maintaining Religious Identity in the Wake of Interfaith Dialogue. Claremont Graduate University, 2014. 75 p.

6. Geertz C. The Interpretation of Cultures: Selected Essays by Clifford Geertz. N. Y.: Basic Books, Inc. Publishers, 1973. 470 p.

7. Held D., McGrew A., Goldbatt D., Perraton J. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. Stanford: Stanford University Press, 1999. 540 p.

8. Markus Н., Kitayama S. Culture and the Self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation // Psychological Review. 1991. Vol. 98. № 2. P. 224-253.

9. Tylor E. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Language, Art, and Custom. Sixth edition. L.: Murray, 1920. 514 p.

10. Ysseldyk R., Matheson K., Anisman H. Religiosity as Identity: Toward an Understanding of Religion from a Social Identity Perspective // Personality and Social Psychology Review. 2010. Vol. 14. P. 60-71.

RELIGIOUS IDENTITY IN THE CONTEXT OF SUBJECT MATTER OF REGIONAL DEVELOPMENT

Maksimova Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Yaroslav-the-Wise Novgorod State University novsu.maximova@mail. ru

The article examines the concept of religious identity as one of the topical forms of an individual's self-identification in the conditions of globalization. The significance of religious identity in the context of strengthening the influence of new regions in cross-cultural space is revealed. The author describes religious identity using the approach of cultural mosaic, analyzing the role of the religious factor in the perspective of regional development. The possibility of creating the conceptions of religious identity alternative to the western construct and the most efficient for the solution of global problems is shown.

Key words and phrases: religious identity; cultural identity; religion; regional identity; region development; culture; cultural mosaic; globalization; self-identification.

УДК 172.4

Философские науки

Статья посвящена изучению ценностно-мировоззренческих конфликтов и их оснований, связанных с крайними формами идентификации человека с этнической или религиозной группой. В качестве оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов выступают также тенденции двойных противоположностей: модернизация -традиционализация, секуляризация - клерикализация. Рассматривается роль социокультурной интеграции как инструмента разрешения ценностно-мировоззренческих конфликтов и противодействия экстремизму.

Ключевые слова и фразы: Юг России; социокультурная интеграция; ценностно-мировоззренческий конфликт; экстремизм; социальные интеграторы.

Мальцева Виктория Викторовна

Северо-Кавказский федеральный университет vika. m2308@gmail. com

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ЮГЕ РОССИИ: ПОИСК ОСНОВАНИЙ

Статья подготовлена в рамках проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», грант Президента МД-7429.2015.6.

Одна из важнейших причин или, точнее, истоков всевозможных конфликтов - это аксиологический кризис, характерный для постсоветской России. Разлом старой идеологии и последовавший за ним идеологический вакуум дали почву для роста разнообразных умонастроений, течений, пропаганды антиценностей.

ISSN 1997-292X

№ 4 (66) 2016, часть 2

109

Так, Б. Х. Хамукова указывает, что с помощью пропаганды главных определяющих ценностей потребительского общества потускнели ценности, основывающиеся на идеале русского сознания, издревле нацеленного на совершенствование личности, духовности, нравственности. Такие идеалы, как человеколюбие, верность долгу и Отечеству, благородство души, справедливость, отказ от стяжательства, готовность проявлять сострадание, творить добро, быть толерантным, отошли на второй план в свете материальных благ и различных услуг [5].

А. С. Чикишева считает существование категории «постсоветское» свидетельством незавершенности социального перехода и неуверенности в собственном будущем. Термин не может охарактеризовать новый период, он, можно сказать, акцентирует внимание на количественном изменении, но не вскрывает его качество. Перестав существовать как единая целостность, советская модель культуры сохранилась на уровне отдельных элементов. Тот факт, что образы, отсылающие к советской эпохе, до сих пор присутствуют в нашей действительности, А. С. Чикишева рассматривает как механизм воссоздания исторической преемственности, который был нарушен в ходе очередной модернизации, объявившей все советское едва ли не вне закона. Преобладание ностальгической идентичности говорит о переходном этапе, который не может длиться без конца. Всю эту ситуацию А. С. Чикишева характеризует как продолжающийся кризис идентичности [7, с. 82].

А. В. Половнев утверждает, что совокупность факторов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, способных нанести ущерб устойчивому развитию и общественной безопасности российского государства, формирует следующие угрозы:

• меняющаяся этническая структура провоцирует рост этноконфессиональной напряженности в крупных полиэтничных мегаполисах;

• стереотипы относительно представителей определенных этносов формируют национал-экстремистские настроения в обществе;

• наличие в массовом сознании националистических идей;

• сокращение доли славянского населения в регионах;

• протестные настроения среди населения;

• неразвитость гражданской (общероссийской) идентичности и высокий уровень значимости этнического самосознания;

• рост популярности фундаменталистских исламских идей на Северном Кавказе [4].

Таким образом, все эти и сходные кризисные явления выступают основными источниками конфликтов, которые, исходя из культурной, религиозной, ценностной, этнической их природы, наиболее удачно обобщает понятие ценностно-мировоззренческого конфликта.

Ценностно-мировоззренческий конфликт - социокультурный конфликт, источником которого выступает принадлежность к определенной социальной группе (этническая, религиозная, культурная, цивилизационная идентичность). В этой терминологической постановке понятие ценностно-мировоззренческого конфликта приближается к концептам ценностного конфликта и конфликта идентичностей, а в контексте цивилизацион-ного подхода - к понятию конфликта цивилизаций, уточняя и подчеркивая философско-аксиологический характер этих категорий [1].

Ценностно-мировоззренческие противоречия выступают как высоко значимые, касающиеся позиций людей, их основных отношений к себе и миру в целом. Наиболее яркие ценностно-мировоззренческие противоречия касаются этнической и религиозной идентичностей. Принадлежность к той или иной социальной группе рождает противоречия не только между этническими или религиозными группами, но и внутри этих групп.

Этническая и религиозная идентичности - значительная часть оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов, но не все эти основания. Существенный потенциал противоречий имеет совмещение в обществе норм постмодернистской и традиционной культур. Б. В. Аксюмов отмечает, что постмодернистские тенденции предполагают снижение ориентации на традиции, эмансипацию от религии, отсутствие цензуры, общепринятых норм и ценностей, кризис коллективных форм идентичностей. При этом в традиционной культуре возрождаются архаичные ценности, которые на современном этапе становятся для традиционных обществ все более значимыми, возрастает значение религиозного компонента, укрепляются коллективные формы идентичности. Таким образом, возникает движение в противоположные стороны [2], несовместимые нормы и ценности, сосуществующие в одном обществе, вызывают асимметрию социокультурного пространства, что дает новые основания для ценностно-мировоззренческих противоречий. Еще одним основанием, имеющим конфликтный потенциал, выступает другая тенденция «двойных противоположностей». Речь идет о противоречии между секулярными и религиозными парадигмами мировоззрения.

Однако можно сказать, что данные основания ценностно-мировоззренческих конфликтов не являются самостоятельными, они вытекают из основного - идентичности человека. Например, противоречие между современностью и традиционностью объективируется на индивидуальном уровне и произрастает от принадлежности человека к той или иной культуре, а следовательно, от его идентичности.

Все эти противоречия особенно остро встают на Юге России. По мнению С. С. Цокуренко, имеющаяся конфликтная ситуация в этом регионе подчинена в наибольшей мере этнополитическому фактору. Речь идет не только о современной этнонациональной государственной политике в регионе, но также и об обострении этнократических тенденций, этнизации государственного управления в регионе и политизации религиозного фактора. С. С. Цокуренко считает, что национальная политика властей в регионах конца ХХ века зачастую

придавала мало значения специфике сложившихся этнополитических условий на Юге России. При этом тенденция к преимущественно силовому разрешению конфликтных ситуаций привела лишь к усилению этнопо-литической напряженности и придала региональным конфликтам затяжной этнонациональный характер [6].

Геополитическое положение, социальные и культурные особенности Юга России обосновывают специфику социально-экономического положения, ценностных установок и политических взглядов людей, живущих в мультикультурном обществе. Состояние множественности смыслов и ценностей, принадлежащих представителям разных этносов, разных культур предполагает возможность столкновения конфликтующих интересов в полиэтничном обществе Юга России, что создает дополнительные риски распространения экстремистских настроений.

Большим потенциалом в борьбе с ценностно-мировоззренческими конфликтами и вырастающим на почве ценностно-мировоззренческих конфликтов экстремизмом обладает стратегия социальной интеграции. Социальная интеграция может рассматриваться как процесс включения человека в социальную жизнь общества, как процесс усвоения человеком общественных норм и ценностей, а также как процесс объединения и сплочения общества на основе общности интересов, ценностей, культуры и т.д.

Самая главная задача на сегодняшний день - поиск тех самых социальных интеграторов, тех основ, на базе которых происходят сплочение и объединение общества, которые будут наиболее эффективны для Юга России с учетом специфических проблем и особенностей региона.

Социальными интеграторами называют институты, которые постоянно воссоздают ценности и отношения и являются антиэнтропийными узлами социокультурной жизни общества. Социальные интеграторы нацеливают человека на сохранение, воссоздание, воспроизводство интеграции общества, отдельных сообществ, каждой личности. Они направлены на предотвращение роста разнообразия, развития противоречий, конфликтов, энтропийных процессов, внешнего давления - всего того, что дезинтегрирует общество [3].

В качестве основных социальных интеграторов выделены: государство, культура, религия, система ценностей, историческое прошлое, национальная идея. Важно отметить, что каждый социальный интегратор может оказывать положительное воздействие на интеграцию общества, а может, напротив, разрушать общество. Это связано с тем, что в каждом интеграторе есть обобщающее начало, а есть уникальные, специфические компоненты. Упор на обобщающие черты и сглаживание специфических - это задачи социокультурной интеграции на Юге России.

Список литературы

1. Аксюмов Б. В. Конфликт цивилизаций в современном мире и цивилизационный выбор России. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. 288 с.

2. Аксюмов Б. В. Культурные условия модернизации в северокавказском регионе // Инновации. 2012. № 5 (163). С. 97-98.

3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России): в 2-х т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т. 2. Социокультурный словарь. 565 с.

4. Половнев А. В. Этноконфессиональные угрозы общественной безопасности в современной России // Армия и общество. 2011. № 2 (26). С. 88-94.

5. Хамукова Б. Х. Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 3. С. 116-118.

6. Цокуренко С. С. Этнические конфликты на Юге России как основание для проявления насилия // Теория и практика общественного развития. 2008. № 2. С. 79-88.

7. Чикишева А. С. Эклектизм современной российской культуры: советское, постсоветское, российское // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010. Т. 3. С. 79-83.

SOCIO-CULTURAL INTEGRATION AT THE SOUTH OF RUSSIA: SEARCHING FOR FOUNDATIONS

Mal'tseva Viktoriya Viktorovna

North Caucasus Federal University vika. m2308@gmail. com

The article is devoted to studying value and ideological conflicts and their foundations associated with the extreme forms of a human being's identification with the ethnic or religious group. Double opposition tendencies (modernization - traditionali-zation, secularization - clericalization) also come out as foundations of value and ideological conflicts. The author examines the role of socio-cultural integration as an instrument to solve value and ideological conflicts and to counteract extremism.

Key words and phrases: South of Russia; socio-cultural integration; value and ideological conflict; extremism; social integrators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.