Научная статья на тему 'Ценностно-мировоззренческий конфликт: поиски оснований'

Ценностно-мировоззренческий конфликт: поиски оснований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
814
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / VALUE-VISION CONFLICT / CIVILIZATION CONFLICT / CONFLICT OF IDENTITIES / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / SOCIAL INTEGRATORS / CIVILIZATION IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мальцева Виктория Викторовна, Попов Максим Евгеньевич

В статье рассматриваются понимание ценностно-мировоззренческого конфликта в науке, связь ценностно-мировоззренческого конфликта с такими родственными понятиями, как ценностный конфликт, конфликт идентичностей, цивилизационный конфликт. Показано, что ценностно-мировоззренческие противоречия являются высоко значимыми для человека, а конфликты на этой почве трудноразрешимыми. В качестве эмпирических проявлений ценностно-мировоззренческого конфликта выступают этнокультурные конфликты (межкультурные, межэтнические, межконфессиональные и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-VISION CONFLICT: SEARCH FOR GROUNDS

The article deals with the comprehension of the value-vision conflict in science, the connection of the value-vision conflict with such allied notions as the value conflict, the conflict of identities, the civilization conflict. It is shown that value-vision contradictions are highly significant for a man, and conflicts on their basis are hard-to-solve. Ethnocultural conflicts (intercultural, interethnic, interconfessional and others) act as empirical manifestations of the value-vision conflict.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мировоззренческий конфликт: поиски оснований»

Мальцева Виктория Викторовна, Попов Максим Евгеньевич ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОИСКИ ОСНОВАНИЙ

В статье рассматриваются понимание ценностно-мировоззренческого конфликта в науке, связь ценностно-мировоззренческого конфликта с такими родственными понятиями, как ценностный конфликт, конфликт идентичностей, цивилизационный конфликт. Показано, что ценностно-мировоззренческие противоречия являются высоко значимыми для человека, а конфликты на этой почве - трудноразрешимыми. В качестве эмпирических проявлений ценностно-мировоззренческого конфликта выступают этнокультурные конфликты (межкультурные, межэтнические, межконфессиональные и др.). Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/10/32.1^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 124-126. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

MODERN MEDIA CONSUMPTION: MODIFICATIONS OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Lizunova Irina Vladimirovna, Doctor in History, Associate Professor State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Siberian State University of Geosystems and Technologies 2004liv@ngs.ru

The article considers the significance of media consumption in the life of the man and the society. The involvement of the individual / groups in the process of the selection and mastering media platforms and content is examined. The modification of the essential characteristics of interactions in media space: structure, duration, intensity, selectivity, is analyzed. The transformation of the media preferences of the contemporaries over the last quarter of the century is argued. The forecasts of media consumption further development are given on the basis of assessing the tendencies of its changes at the turn of the XX-XXI centuries.

Key words and phrases: media; media consumption; media space; structure; intensity; preferences; modifications; content.

УДК 172.4

Философские науки

В статье рассматриваются понимание ценностно-мировоззренческого конфликта в науке, связь ценностно-мировоззренческого конфликта с такими родственными понятиями, как ценностный конфликт, конфликт идентичностей, цивилизационный конфликт. Показано, что ценностно-мировоззренческие противоречия являются высоко значимыми для человека, а конфликты на этой почве - трудноразрешимыми. В качестве эмпирических проявлений ценностно-мировоззренческого конфликта выступают этнокультурные конфликты (межкультурные, межэтнические, межконфессиональные и др.).

Ключевые слова и фразы: ценностно-мировоззренческий конфликт; цивилизационный конфликт; конфликт идентичностей; социокультурная интеграция; социальные интеграторы; цивилизационная идентичность.

Мальцева Виктория Викторовна

Попов Максим Евгеньевич, д. филос. н., доцент

Северо-Кавказский федеральный университет vika.m2308@gmail.com; maximus.popov@gmail.com

ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОИСКИ ОСНОВАНИЙ

Статья подготовлена в рамках проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», грант Президента МД-7429.2015.6.

Ценностно-мировоззренческий конфликт - это содержательное понятие, теоретический концепт, объяснительная модель для анализа конкретных социокультурных конфликтов, источником которых выступает принадлежность к определенной этносоциальной группе, идентификация с ней. В этой терминологической постановке понятие ценностно-мировоззренческого конфликта приближается к концептам ценностного конфликта и конфликта идентичностей, а в контексте цивилизационного подхода - к понятию конфликта цивилизаций, уточняя и подчеркивая социально-философский характер этих категорий.

Теоретические и методологические основания анализа и концептуализации ценностно-мировоззренческих конфликтов лежат в исследованиях классиков социально-философской, социологической, конфликтологической мысли. В первую очередь, это исследования Л. Козера и Р. Дарендорфа. Л. Козер утверждал, что конфликт -важнейший элемент социального действия, который способствует усилению социальной интеграции. Социальным конфликтом он называет борьбу за статус и ценности, власть и ресурсы, при этом целями сторон конфликта может являться не только достижение желаемого, но также нанесение вреда, нейтрализация, устранение соперников. Большое внимание Л. Козер уделяет позитивным функциям конфликта, считая, что конфликт не противоречит стабильности и устойчивости социальной системы, а порой даже способствует ее сохранению за счет возможности выразить враждебность и недовольство и избежать тем самым фрустрации [5, с. 53].

Л. Козер критиковал Р. Дарендорфа за невнимание к позитивным функциям конфликта. Р. Дарендорф считал социальный конфликт антагонизмом прав и их обеспечения, конфликтом между удовлетворенными и требующими удовлетворения или любым отношением между элементами, которое может быть охарактеризовано через объективные или субъективные противоположности. В основе конфликтов интересов лежит стремление человека к перераспределению власти. Р. Дарендорф отмечал, что на интенсивность конфликта влияет социальный плюрализм. Причем интенсивность конфликта снижается по мере роста плюрализма в обществе, сочетание множества интересов и конфликтов выступает уравновешивающим механизмом, который предотвращает нестабильность [4, с. 70].

По мнению С. Хантингтона, именно культура и различная культурная принадлежность определяют модели конфликта, которые развиваются по линиям культурных разломов. Такие культурные конфликты вдоль линий разлома между цивилизациями С. Хантингтон считает самыми опасными [7, с. 112]. Внутри цивилизаций

ISSN 1997-292X

№ 10 (72) 2016

125

будут происходить этнические конфликты и межплеменные войны. Самобытность традиционных цивилизаций, несмотря на модернизацию, сохраняет свою силу [8, р. 23].

Д. Горовиц изучает этнополитические конфликты, определяя этничность как общность, основанную на глубоком социальном чувстве своего сходства и отличности от других, подкрепленном кровнородственными связями. Д. Горовиц подчеркивает, что недопустимо в качестве причин этнополитических конфликтов использовать только экономическую или социально-психологическую трактовку факторов. Особенно важным нам видится то, что автор указывает на наличие в конфликте помимо рациональной составляющей эмоционально-психологического фактора, спонтанных коллективных чувств [3, с. 32].

Таким образом, С. Хантингтон и Д. Горовиц говорят о ценностно-мировоззренческих конфликтах, проистекающих из различий в принадлежности человека к определенной культурной группе, конфликтах, которые выступают высоко значимыми и эмоционально емкими для людей.

Ценностно-мировоззренческий конфликт, он же конфликт идентичностей, он же конфликт ценностей, он же цивилизационный конфликт, - появился в науке сравнительно недавно.

Так, конфликт идентичностей - понятие, введенное в научный оборот в 90-е годы прошлого века Дж. Берто-ном и Дж. Ротманом. Конфликты идентичностей - «социокультурные конфликты посттрадиционности, фундаментом которых являются ценностно-мировоззренческие различия и противоречия, обусловленные кризисами и трансформациями культурных идентичностей; эти конфликты детерминированы дихотомией традиционалистских и посттрадиционалистских ценностных систем» [6, с. 181].

Главное основание цивилизационного конфликта заключено в фундаментальном противоречии между традиционностью и современностью. Понятие конфликта цивилизаций позволяет выразить фундаментальные противоречия развития мира, определяющие содержание ключевых мировых процессов на глобальном уровне. Цивилизационные конфликты имеют разнообразные формы манифестации на региональном уровне [1, с. 149]. «Конфликт цивилизаций - это мегакультурный аксиологический конфликт современности, переводящий межцивилизационные противостояния в мировоззренческую, идейную плоскость» [2, с. 9].

Таким образом, можно отметить, что ценностно-мировоззренческий конфликт является более широкой теоретической моделью, нежели конфликт идентичностей или цивилизационный конфликт, включая в себя не только вышеназванные конфликты, но также конфликт ценностей и все социокультурные конфликты, касающиеся ценностно-мировоззренческих и ценностно-идеологических позиций людей, имеющих высокое значение для их носителя. Ценностно-мировоззренческий конфликт выступает как иррациональный, сложно урегулируемый и практически неразрешимый.

Ценностно-мировоззренческий конфликт имеет конкретные эмпирические проявления (манифестации). Эмпирическое выражение ценностно-мировоззренческих конфликтов - это все этнокультурные конфликты: межкультурные конфликты, межэтнические конфликты и как разновидность межкультурных - конфессиональные конфликты. Наиболее эвристически ценным для анализа ценностно-мировоззренческого конфликта является рассмотрение конфессиональных и этнических конфликтов, которые зачастую возникают в результате целого комплекса противоречий. Данные группы конфликтов являются наиболее актуальными и характерными для региональной специфики Северного Кавказа и идущих с конца XX века процессов этнического и религиозного возрождения.

Ценностно-мировоззренческий конфликт - это социокультурный конфликт, источником которого служит групповая принадлежность к конкурирующим этнорелигиозным идеологиям и ценностным системам, экзистенциально и онтологически значимым в процессе коллективной идентификации. Ценностно-мировоззренческие различия и противоречия выступают как высоко значимые на социально-онтологическом уровне групповой идентификации, касающиеся базовых коллективных идентичностей и экзистенциальных ценностей (безопасность, адаптация, консолидация, самоопределение, конструирование «культурных границ»).

Ценностно-мировоззренческие противоречия выступают как высоко значимые в макросоциальном плане, касающиеся базовых социокультурных идентичностей и экзистенциальных позиций людей, их отношений к себе и миру в целом. Конфликты, основанные на ценностно-мировоззренческом противоречии, зачастую невозможно разрешить и очень сложно урегулировать.

Мирное сосуществование людей в современном российском обществе будет возможным лишь в случае всеобщего движения к согласию между народами, населяющими нашу страну. Эту задачу, а также задачи профилактики конфликтов в обществе берет на себя социокультурная интеграция. Социокультурная интеграция - свойство и необходимая функция, присущая общественной подсистеме, включающая элементы культуры, которые институционально введены в общество и носителем которых является личность, прошедшая путь усвоения выработанных в обществе норм, ценностей, верований, установок, представлений.

Будучи средством сплочения и консолидации общества, объединения людей на основе надэтнических, надконфессиональных общих позитивных ценностей и мировоззренческих ориентиров и имея в арсенале обобщающие социум инструменты, социокультурная интеграция поступательно ведет к преодолению ценностно-мировоззренческих конфликтов, преодолению отчуждения и единению в масштабе общероссийского социума.

В ряду важнейших инструментов социокультурной интеграции - социальных интеграторов, являющихся механизмами консолидации общества, - ведущее место занимают: патриотизм как национальная идея интегрированного социума, культура межнационального общения как основа коммуникации в многонациональном обществе, цивилизационная идентичность, обеспечивающая социокультурную интеграцию на базе над-этических, наднациональных ценностей.

Список литературы

1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. Конфликт цивилизаций в региональном преломлении: Кавказ и Балканы // Полис. Политические исследования. 2007. № 4. С. 146-157.

2. Аксюмов Б. В. Конфликт цивилизаций в современном мире: автореф. дисс. ... д. филос. н. / Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2009. 38 с.

3. Горовиц Д. Л., Бараш Р. Э. Структура и стратегия этнического конфликта // Власть. 2007. № 2. С. 29-38.

4. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. 336 с.

5. Козер Л. А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Дом интеллектуальной книги; Идея-пресс, 2000. 295 с.

6. Попов М. Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России: теоретические аспекты // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 1. С. 179-184.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велемеева, Ю. Новикова. М.: АСТ, 2003. 603 с.

8. Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. February. P. 19-51.

VALUE-VISION CONFLICT: SEARCH FOR GROUNDS

Mal'tseva Viktoriya Viktorovna Popov Maksim Evgen'evich, Doctor in Philosophy, Associate Professor North-Caucasus Federal University vika.m2308@gmail.com; maximus.popov@gmail.com

The article deals with the comprehension of the value-vision conflict in science, the connection of the value-vision conflict with such allied notions as the value conflict, the conflict of identities, the civilization conflict. It is shown that value-vision contradictions are highly significant for a man, and conflicts on their basis are hard-to-solve. Ethnocultural conflicts (intercultural, interethnic, interconfessional and others) act as empirical manifestations of the value-vision conflict.

Key words and phrases: value-vision conflict; civilization conflict; conflict of identities; socio-cultural integration; social integrators; civilization identity.

УДК 94(37).05

Исторические науки и археология

В данной статье рассматривается вопрос об аграрных законопроектах, проведенных Юлием Цезарем в период его первого консульства, обстоятельствах их принятия и о том, в какой степени было связано проведение данных законопроектов с законом, предложенным народным трибуном Публием Ватинием. По мнению автора, законы о проконсульских провинциях явились результатом усилившегося влияния Цезаря. Основной темой обсуждения является возможная дата принятия данного закона.

Ключевые слова и фразы: поздняя Римская республика; аграрные законопроекты; Гай Юлий Цезарь; распределение земель, Марк Туллий Цицерон; трибун Публий Ватиний.

Матюшкина Ольга Геннадьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

ГБОУ гимназия № 399, г. Санкт-Петербург

anitra.grig@inbox.ru

АГРАРНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ И ЗАКОН ВАТИНИЯ

В Римском государстве вопрос землевладения всегда имел особое значение, так как был связан с гражданским статусом. И во время социальных потрясений последнего века Республики законопроекты о наделении землей нуждающихся продолжали являться козырем в политической борьбе.

В период своего первого консульства Юлий Цезарь провел ряд важнейших законов, в частности проект о наделении землей нуждающихся граждан. Также народным трибуном Публием Ватинием в этот период был предложен законопроект (lex Vatinia), согласно которому Цезарю по окончании консульства предоставлялось проконсульство в Цизальпинской Галлии и Иллирике сроком на 5 лет с правом иметь три легиона (Caes. BG. I, 10; 21; Cic. Pro Sest. 135; In Vat. 15; Vell. II, 44, 4; Plut. Caes. XIV; Pomp. XXXVIII; Crass. XIV; Cato Min. XXXIII; Suet. Iul. 22; Dio Cass. XXXVIII, S). По мнению H. А. Машкина, этим законом были заложены «основы военной монархии в Риме» [5, с. 27]. Затем постановлением Сената наместничество было расширено: Цезарь получил Трансальпийскую Галлию и дополнительные военные силы (Cic. Ad Att. VIII, 3, 3; Suet. Iul. 22, 1; Dio Cass. XXXVIII, S).

Однако точно неизвестно, что произошло ранее - проведение аграрных законов или принятие закона Ва-тиния, а также то, насколько взаимосвязаны могли быть эти события. В отечественной историографии исследователи подчеркивали значимость закона Ватиния [3, с. 501; 5, с. 27; S, с. 60; 9, с. 112; 10, с. 101; 12, с. 65], не уточняя порядка проведения законопроектов в период консульства Цезаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.