Научная статья на тему 'Основания ценностно-мировоззренческих конфликтов на Юге России'

Основания ценностно-мировоззренческих конфликтов на Юге России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / VALUE AND IDEOLOGICAL CONFLICT / ETHNIC CONFLICTS / SOCIO-STRUCTURAL AND IDEOLOGICAL FACTORS FOR VALUE AND IDEOLOGICAL CONFLICTS / EXTREMISM / TERRORISM / NORTH CAUCASUS / SOCIOCULTURAL INTEGRATION / SOCIAL INTEGRATORS / CIVILIZATION IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Виктория Викторовна, Попов Максим Евгеньевич

В статье рассматриваются ценностно-мировоззренческие конфликты на Юге России, а также основания этих конфликтов, подразделяемые на социально-структурные (социальные неравенства, поляризация и др.) и идеологические (фундаменталистские, этнонационалистические ценности). Показано, что ценностно-мировоззренческий конфликт выступает дезинтегрирующим фактором, так как порождает радикальные, экстремистские, фундаменталистские идеи, поэтому несет в себе угрозу интеграции общества. Социокультурная интеграция рассматривается как инструмент преодоления ценностно-мировоззренческих конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS FOR VALUE AND IDEOLOGICAL CONFLICTS ON THE SOUTH OF RUSSIA

The article analyzes value and ideological conflicts in the south of Russia and grounds for these conflicts subdivided into socio-structural (social inequality, polarization, etc.) and ideological (fundamentalist, ethno-nationalistic values) ones. The paper shows that the value and ideological conflict comes out as a disintegrating factor because it generates radical, extremist, fundamentalist ideas and consequently threatens the integration of the society. Sociocultural integration is considered as an instrument to overcome value and ideological conflicts.

Текст научной работы на тему «Основания ценностно-мировоззренческих конфликтов на Юге России»

Мальцева Виктория Викторовна, Попов Максим Евгеньевич

ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА ЮГЕ РОССИИ

В статье рассматриваются ценностно-мировоззренческие конфликты на Юге России, а также основания этих конфликтов, подразделяемые на социально-структурные (социальные неравенства, поляризация и др.) и идеологические (фундаменталистские, этнонационалистические ценности). Показано, что ценностно-мировоззренческий конфликт выступает дезинтегрирующим фактором, так как порождает радикальные, экстремистские, фундаменталистские идеи, поэтому несет в себе угрозу интеграции общества. Социокультурная интеграция рассматривается как инструмент преодоления ценностно-мировоззренческих конфликтов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/8/38.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 140-142. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

SACRAL AND CULTUROLOGICAL MEANING OF TEMPLE SYMBOLISM

Lokonova Elena Leonidovna, Ph. D. in Philosophy Volgodonsk Engineering and Technical Institute (Branch) of National Research Nuclear University MEPhI

elokonova@ya. ru

The article introduces temple symbolism manifesting itself in sacral and culturological meanings. Thus, temples are a chronicle, in which the heroic epos of the Russian nation is recorded. The power and greatness of national feats, patriotism and love of freedom are expressed through the symbolism of church architecture. Temple symbol in its culturological meaning is represented in the social topos. The symbolism of a temple becomes a topographic landmark for a human, has sign and marker functions in space.

Key words and phrases: temple symbolism; social topos; sacral space; temple symbol; topographic landmark; church architecture.

УДК 172.4

Философские науки

В статье рассматриваются ценностно-мировоззренческие конфликты на Юге России, а также основания этих конфликтов, подразделяемые на социально-структурные (социальные неравенства, поляризация и др.) и идеологические (фундаменталистские, этнонационалистические ценности). Показано, что ценностно-мировоззренческий конфликт выступает дезинтегрирующим фактором, так как порождает радикальные, экстремистские, фундаменталистские идеи, поэтому несет в себе угрозу интеграции общества. Социокультурная интеграция рассматривается как инструмент преодоления ценностно-мировоззренческих конфликтов.

Ключевые слова и фразы: ценностно-мировоззренческий конфликт; этнические конфликты; социально-структурные и идеологические факторы ценностно-мировоззренческих конфликтов; экстремизм; терроризм; Северный Кавказ; социокультурная интеграция; социальные интеграторы; цивилизационная идентичность.

Мальцева Виктория Викторовна

Попов Максим Евгеньевич, д. филос. н., доцент

Северо-Кавказский федеральный университет vika. m2308@gmail. com; maximuspopov@gmail. com

ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА ЮГЕ РОССИИ

Статья подготовлена в рамках проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», грант Президента МД-7429.2015.6.

В условиях появившихся в XXI веке новых системных угроз стабильности современного общества одним из приоритетных направлений становится изучение разного рода конфликтов, корней их происхождения и распространения, а также вырастающих на их почве экстремистских идей. Особенно важен анализ ценностно-мировоззренческих конфликтов, которые зачастую выступают источником экстремизма, терроризма, дезинтеграции общества.

По сути, в качестве ценностно-мировоззренческих выступают все этнические конфликты. Сюда включены этнополитические, этнорелигиозные, этнонациональные и другие конфликты. Источником ценностно-мировоззренческого конфликта выступает принадлежность к определенной социальной группе (этническая, религиозная, культурная, цивилизационная идентичность). Идентичность чрезвычайно важна для человека, вопросы, связанные с идентичностью человека, воспринимаются им как вопросы самоопределения и места в жизни. Именно поэтому ценностно-мировоззренческие противоречия выступают как высоко значимые, касающиеся позиций людей, их основных отношений к себе и миру в целом. Эти конфликты сложно урегулировать и зачастую невозможно разрешить.

Современные ценностно-мировоззренческие конфликты являются результатом как неоднородного социально-экономического развития, так и принудительной политико-государственной стратификации. Важную роль играют социально-экономические основания ценностно-мировоззренческого конфликта, которые связаны, во-первых, с неравномерностью экономического развития территорий, доступа к энергетическим и природным ресурсам, рынкам, разницей в развитии этносов. При этом важно, что возбуждающим недовольство фактором может быть и реально существующее социально-экономическое неравенство, дискриминация и мнимое. Во-вторых, важным социально-экономическим основанием конфликтов служит наличие кризисных тенденций в экономической сфере, что влечет за собой трудное социальное положение людей и провоцируемое им недовольство. Все это порождает социальные неравенства, которые выступают одной из причин эскалации напряженности и протестных настроений в обществе.

Социальное неравенство - специфическая форма социальной дифференциации, которая предопределяет «неравенство жизненных шансов отдельных индивидов, социальных групп, слоев, классов, а также возможностей удовлетворения ими актуальных и разнообразных по характеру и источникам происхождения потребностей» [2, с. 25].

Основания ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе состоят также в столкновении противоречивых смыслов и ценностей, принадлежащих представителям разных этносов, разных культур,

ISSN 1997-292X

№ 8 (70) 2016

141

что создает дополнительные риски распространения экстремистских настроений. Большая часть конфликтов на Северном Кавказе несет в себе угрозу последствий в виде экстремизма, терроризма, сепаратистских настроений.

Проблема роста экстремизма и терроризма особенно актуальна для тех регионов мира, в которых наблюдается существенное повышение уровня конфликтогенности, связанное с политизацией этнических и конфессиональных процессов. В Российской Федерации к подобным регионам относится в первую очередь Северный Кавказ, на территории которого уже долгое время функционирует террористическое подполье, обладающее мощной идеологической базой. В этих условиях выявление и изучение экстремизма и терроризма становится необходимой частью государственной стратегии.

По мнению Ю. М. Антонян, М. Д. Давитадзе, существует «триадная модель», обуславливающая возникновение подобных конфликтов. Во-первых, обделенность в многонациональном государстве этнических групп, находящихся на периферии, в процессе неравномерной модернизации этого государства, неравномерного распределения ресурсов. Во-вторых, осознание этой обделенности как образа угнетения. В-третьих, реакция угнетенного коллектива в форме этнонационализма [1, с. 27].

В качестве оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе выделены социально-структурные и идеологические факторы. Социально-структурные факторы включают в себя поляризацию, социальные неравенства и фрагментации, кризис гражданской идентичности, дезинтеграцию. Социальное неравенство препятствует развитию экономики, системной модернизации, порождает апатию, пассивность, маргинализует бедный класс, подталкивая его к нелигитимным формам протеста и экстремизму.

Социальная поляризация имеет высокий конфликтный потенциал за счет возникновения диаметрально противоположных классов, которые значительно различаются материальным положением, ценностями, интересами, возникают явления несправедливости, клановости, теневая экономика и т.п. При этом имеющий наиболее высокий удельный вес в обществе средний класс исчезает, как и общественная стабильность, основой которой он выступает.

В качестве важнейшего идеологического основания ценностно-мировоззренческого конфликта, а также в качестве источника этого конфликта выступает принадлежность к различным ценностно-идеологическим и ценностно-мировоззренческим системам, принадлежность к различным группам, то есть идентификация себя с какой-либо или с какими-либо из них.

Таким образом, идеологическими причинами ценностно-мировоззренческих конфликтов являются этнонационалистические и фундаменталистские ценности и мировоззрения. Наиболее важными факторами, обостряющими религиозные конфликты и влекущими за собой высокий риск возникновения экстремизма, являются фундаментализм, радикализм, фанатизм, этнизация и политизация религии.

Остроту и трудноразрешимый характер ценностно-мировоззренческим конфликтам придаёт крайняя радикализация данных факторов. В системном единстве данные основания становятся источниками эскалации этносоциальной напряженности и ее перерастания в деструктивные ценностно-мировоззренческие конфликты.

Все эти факторы, основания ценностно-мировоззренческого конфликта тесно переплетаются с общим кризисом гражданской идентичности в условиях современных социальных трансформаций, что как замкнутый круг порождает новые основания конфликтов.

Ю. А. Семенова указывает, что гражданская идентичность в настоящее время не является устойчивым стержнем личности. К факторам формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:

• активное отношение к миру, политическая активность;

• собственная позиция, самостоятельность в принятии решений;

• ответственность за свои поступки;

• способность коллективной деятельности, солидаризация вокруг общих целей и ценностей;

• социальное доверие в соблюдении прав и правил.

В условиях, когда хотя бы одно из условий формирования гражданской идентичности не активно, можно говорить о ее кризисе. В современной ситуации нестабильно развивающегося общества активность гражданина сменяется социальной апатией и пассивностью. Неуверенность человека в прочности мира, в будущем, в правовой справедливости сопряжена с ощущением бессилия и несостоятельности, неспособностью действовать рационально, адекватно отвечая на вызовы времени, разочарованием в эффективности совместных действий [3, с. 89].

Таким образом, кризис гражданской идентичности порождает новые ценностно-мировоззренческие противоречия, которые в условиях многофакторности идеологических оснований провоцирует эскалацию и конфликты.

Итак, ценностно-мировоззренческий конфликт выступает дезинтегрирующим фактором, так как порождает радикальные, экстремистские, фундаменталистские настроения и идеи, поэтому несет в себе угрозу интеграции общества, а также угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Мирное сосуществование людей в современном российском обществе будет возможным лишь в случае всеобщего движения к согласию между народами, населяющими нашу страну. Реальным основанием для этого служит стратегия социокультурной интеграции, которая на основе общих консолидирующих механизмов поступательно ведет к сплочению общества на базе общих позитивных ценностных оснований и мировоззренческих ориентиров, преодолению отчуждения и единению в масштабе общероссийского социума.

Социокультурная интеграция - свойство и необходимая функция, присущая общественной подсистеме, включающая элементы культуры, которые институционально введены в общество и носителем которых является личность, прошедшая путь усвоения выработанных в обществе норм, ценностей, верований, установок, представлений.

В арсенале механизмов социокультурной интеграции важное место занимают социальные интеграторы -инструменты, посредством которых происходит консолидация общества. В качестве основных социальных интеграторов выделены: патриотизм как национальная идея интегрированного социума, культура межнационального общения как основа коммуникации в многонациональном обществе, цивилизационная идентичность, обеспечивающая социокультурную интеграцию на базе надэтнических, наднациональных ценностей.

Список литературы

1. Антонян Ю. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения: учебное пособие. М.: Щит-М, 2004. 368 с.

2. Горшков М. К. Социальные неравенства как вызов современной России // Вестник Института социологии. 2010. № 1 (1). С. 24-47.

3. Семенова Ю. А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 7 (113). С. 87-92.

GROUNDS FOR VALUE AND IDEOLOGICAL CONFLICTS ON THE SOUTH OF RUSSIA

Mal'tseva Viktoriya Viktorovna Popov Maksim Evgen'evich, Doctor in Philosophy, Associate Professor North Caucasus Federal University vika.m2308@gmail.com; maximus.popov@gmail.com

The article analyzes value and ideological conflicts in the south of Russia and grounds for these conflicts subdivided into socio-structural (social inequality, polarization, etc.) and ideological (fundamentalist, ethno-nationalistic values) ones. The paper shows that the value and ideological conflict comes out as a disintegrating factor because it generates radical, extremist, fundamentalist ideas and consequently threatens the integration of the society. Sociocultural integration is considered as an instrument to overcome value and ideological conflicts.

Key words and phrases: value and ideological conflict; ethnic conflicts; socio-structural and ideological factors for value and ideological conflicts; extremism; terrorism; North Caucasus; sociocultural integration; social integrators; civilization identity.

УДК 101.1:316.3 Философские науки

Статья раскрывает содержание проблемы взаимодействия малых социальных групп, формирующих социальное бытие территориальных общностей. Основное внимание автор акцентирует на возможностях самореализации и самоактуализации личности и необходимости способствования этим процессам. Рассматриваются институциональная специфика развития групповых взаимодействий и принципы создания способствующей среды. Актуальность статьи связана с проблемой выбора траектории развития российского общества.

Ключевые слова и фразы: самоактуализация; самореализация; инновационная система; социальная группа; социальный институт; территориальная общность; социальный капитал; способствующее общество.

Мартынов Борис Викторович, к. филос. н., доцент

Южный университет (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону martynov@iubip. гы

СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социально-экономические и политические тенденции российской траектории общественного развития обусловливают институциональную специфику динамики социально-территориальной трансформации. Их антиномичность опосредуется соотношением таких факторов, как политические и неполитические институты, формальные и неформальные правила, государственное управление и самоуправление и других. Представляется, что модели их интерференций не имеют сегодня достаточный синергетический эффект, необходимый для реализации набора национальных проектов и программ, ввиду ингибиции актуализации общественной инициативы и творческой энергии населения на региональном и муниципальном уровнях. Организация национальной системы импортозамещения, как государственный проект, невозможна без идеологической и институциональной поддержки соответствующей публичной сферы, основу которой создают региональные и муниципальные социальные сети взаимодействующих индивидов с определённым уровнем самоорганизации, коммуникации и социального капитала, что есть, по сути, гражданское общество.

Как показывают исследования Р. Инглхарта [3], в западных странах на место традиционных структур приходят институты, формирующиеся в компактных, небольших социальных группах, взаимодействие между которыми носит не иерархический, а сетевой характер. Именно из этой среды, как отметил Дж. Скотт, возникают современные эффективные институты [9], развитие которых, по мнению Д. Норта, «даёт возможность людям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.