В. Г. Потапов
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СИБИРСКОГО ГОРОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (НА ПРИМЕРЕ БИЙСКА)
На примере г. Бийска Томской Губернии рассматривается социокультурная инфраструктура сибирского города второй половины XIX - начала XX в., а также такие элементы инфраструктуры, как: система образования, здравоохранения, социального обеспечения, общественные неполитические организации, библиотеки, кинематограф, типографии. Делается вывод о поступательном развитии социокультурной инфраструктуры в пореформенный период.
Ключевые слова: сибирский город; социальная и культурная инфраструктура.
История городов Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. в последние годы активно изучается. Расширяется проблематика исследований, все больший круг источников вовлекается в научный оборот, развивается методология, в силу того, что сибире-веды все в большей степени осваивают подходы мировой исторической науки. Среди множества аспектов, разрабатывавшихся в последнее время, можно назвать: население городов, управление, благоустройство и застройка, архитектура, экономика, культурная жизнь (история театра, кинематографа, библиотек, музеев, научных обществ, выставок и т.д.) и др.
Тем не менее далеко не все проблемы истории дореволюционного сибирского города изучены. Перспективным, на наш взгляд, кажется рассмотрение города как целостного социокультурного объекта. В советское время это направление не получило развития, изучались прежде всего социально-экономические и общественно-политические процессы в городах. Только в последние годы в изучении истории города появился новый срез - социокультурный.
Объединение социальной и культурной сфер в современной научной литературе является широко распространенным. Так, например, М. С. Каган, рассматривая проблему соотношения понятий «культура» и «общество», пришел к выводу о том, что «общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей». По мнению исследователя, «обычно организационная сторона общественного бытия не расценивается как культурный феномен, ее относят к миру социальных, а не культурных форм. Между тем, применительно ко всем организациям, институционализирующим совместную деятельность людей, неправомерна альтернативная постановка вопроса - являются ли они формами общества или культуры, ибо тут общество и культура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений... отсюда становится понятным получившее в последние годы широкое распространение понятие «социокультурное», обозначающее связь и различие этих двух сторон человеческого бытия» [1. С. 96]. В наши дни на сибирском материале активно использует данный подход омский историк Д. А. Алисов [2].
Понятие «городская социокультурная среда» трактуется по-разному. Исследователи 1920-х гг. под социокультурным развитием городов понимали совокупность всех сторон существования человека, в том числе и взаимоотношения человека и общества, общества и
власти, характера культуры и типа социальности. В силу этого изучение города осуществлялось посредством выявления социальных, культурных, демографических, экономических, духовных факторов, влиявших на социокультурное развитие городского населения [3. С. 42].
В наши дни под городской инфраструктурой понимается сообщество сетей учреждений определенного назначения. «Этот конгломерат имеет характерные черты, но в то же время каждая сеть данного союза уникальна по своим функциям: образовательной, развлекательной, религиозной, санитарной, коммуникационной и т.д.» [3. С. 42].
Развитие городской социокультурной среды конца
Х1Х - начала ХХ в. усложнялось проходившими в это время модернизационными процессами. Социальная структура городского населения дореволюционной России являлась пестрой по составу, трансформируясь от сословной к классовой. Сословная составляющая наложила отпечаток на формирование социокультурных учреждений города, а классовая - на их функционирование.
Под инфраструктурой обычно понимается система вспомогательных отраслей какого-либо производства, обеспечивающих нормальную деятельность этого производства, а под социальной инфраструктурой - комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Таким образом, можно назвать основные элементы социокультурной инфраструктуры города: образование, наука, здравоохранение, система социального обеспечения, общественные организации, библиотеки, театры, цирки, кинематограф, художественные галереи и выставочные залы, типографии и издательства.
Многие их этих элементов неоднократно привлекали внимание исследователей. Существует, например, значительная литература по истории образования, театра, развитию сети библиотек, музеев, общественных организаций Сибири. Однако до сих пор не было попыток рассмотрения социокультурной инфраструктуры городов в ее целостности, выявления взаимосвязей между ее отдельными элементами.
Рассмотрим развитие социокультурной инфраструктуры сибирского города на примере уездного Бийска. При наличии определенного круга работ, посвященных истории города (труды Э.П. Шмойлова, Н.М. Дмитриенко, А.В. Старцева, Ю.М. Гончарова,
А.В. Литягиной), социокультурное развитие города изучено явно недостаточно.
В пореформенные годы Бийск являлся небольшим городком (население в конце 1870-х гг. составляло 6800 чел.), торговым центром сельскохозяйственной
округи, через Бийск также осуществлялась торговля с Северо-Западной Монголией. Слабое развитие экономики, удаленность от крупнейших культурных центров региона обусловили и слабое развитие социокультурной инфраструктуры. Всю ее можно было описать очень кратко: «В Бийске находятся два приходских училища: мужское и женское, а также военный лазарет и больница на 25 кроватей, устроенная на свой счет купцом Соколовым и пожертвованная им городу. На содержание училищ, а также в пособие лазарету, городское общество отпускает ежегодно известную сумму» (в 1875 г. - 597 руб.) [4. С. 192-193].
В дальнейшем развитие города ускорилось: быстро росло население, в уезд направлялись массы крестьян-переселенцев, увеличивались обороты внутренней и внешней торговли, развивалась промышленность, росли городские доходы. Все это сказалось и на поступательном развитии социокультурной инфраструктуры.
Заметно это было, в частности, в сфере образования. Первая школа (для мальчиков) в Бийске была открыта только в январе 1860 г., в ней обучались 53 ученика, в 1861 г. была открыта женская школа [5. С. 27]. По данным 1864 г., в двух школах обучались 69 детей [6. С. 19]. Позднее в Бийске стало работать еще несколько школ, уже к 1890 г. в Бийске работало 8 учебных заведений, из них три средних и пять начальных. Это городское 2-классное училище (открыто в 1880 г.), женская прогимназия (основанная в этом же году), катехизаторское (1883), Форштадтское мужское (1880) и женское (1885), Владимирское женское (1861), Алек-сандро-Невское церковно-приходское (1887), начальное миссионерское (1886) училища [7. С. 181].
Известный путешественник Г.Н. Потанин, который посещал город в 1877 г., писал об образовании в Бийске: «Число обучающихся мальчиков постоянно возрастает и в настоящее время дошло до 170 человек. При всей, однако, заботливости г. Сахарова (городской голова в то время) школа бедно обставлена и не имеет хороших кабинетов и библиотек» [8. С. 37].
Нельзя не отметить, что большую роль в деле образования играли видные меценаты, купцы-предприниматели, такие как: Морозовы, Сахаровы, Ассано-вы и др. Газета «Томские губернские ведомости» в 1882 г. писала: «М. Сычев построил на свои средства здание для Форштадтского городского мужского училища. Раньше школа была в частном доме, тесная грязная квартира, состоявшая из трех комнат, с неокрашенными полами, низкими потолками без всякой вентиляции, в таких условиях обучалось 100 учащихся. Отсутствие чистого двора не позволяло ученикам дышать свежим воздухом. Новое здание было противоположностью первому, две большие комнаты, библиотека, лаборатория и главное большой просторный двор» [9].
В 1910 г. в городе действовали следующие учебные заведения: Николаевская женская восьмиклассная гимназия, помещавшаяся в собственном, «вполне приспособленном» здании; открытая в 1909 г. мужская гимназия в составе трех классов, городское четырехклассное училище с церковью при нем, построенное за счет известной благотворительницы Е.Г. Морозовой, шестиклассное катехизаторское училище при Архиерейском доме (приближающееся по своей программе к духов-
ным семинариям), 11 приходских училищ, 6 церковноприходских школ и училище Общества попечения о начальном образовании. Всего в городе насчитывалось 37 учебных заведений (в том числе 2 средних), в которых обучались 1859 учащихся [10. С. 1058-1059].
Существовал проект открытия в городе коммерческого училища, с этой инициативой выступил купец Н. И. Ассанов, разбогатевший на торговле с Монголией. Ассанов постоянно поддерживал развитие образования в Бийске. Значительную помощь он оказывал Бийской мужской гимназии, жертвовал средства на открытие кафедры монгольского языка при одном из учебных заведений города Бийска, но его план так и не осуществился.
Историками отмечено, что сами жертвователи зачастую имели весьма невысокий образовательный уровень, а некоторые были откровенно малограмотными. Так, купчиха Е.Г. Морозова, внесшая немалые средства для развития школьной сети города, до конца жизни не умела ни читать, ни писать, даже духовное завещание за нее подписал ее доверенный. По свидетельству современника, среди бийских купцов насчитывалось «никак не более десятка людей, кончивших городское училище, получивших среднее образование вовсе нет. Большинство хозяев и приказчиков едва умеют писать свою фамилию» [11. С. 118].
В. Штейнфельд отмечал, что к 1909 г. Бийск насчитывал до 30 тыс. жителей и являлся «центром всей Алтайской жизни, как в промышленном, так и в культурном отношениях» [12. С. 13, 17]. При появлении пароходного сообщения Бийска с Сибирской железной дорогой расширились возможности для развития общественной и культурной жизни города.
Важным показателем развития социокультурной инфраструктуры является появление библиотек. Первая попытка создания библиотеки в Бийске относится к 1885 г., когда типографом И. Д. Ребровым была учреждена платная частная библиотека. 11 октября 1897 г. «Сибирская жизнь» опубликовала корреспонденцию из Бийска, в которой сообщалось о том, что «в апреле нынешнего года владелец местной частной библиотеки Иван Дмитриевич Ребров передал городу в дар свою библиотеку, на основании этого дара была создана городская публичная библиотека, состоящая из 8 тыс. названий», при которой впоследствии был учрежден бесплатный разряд для мещан, рабочих и учащихся. В публикации также говорилось о просьбе господина Реброва Бийскому городскому управлению открыть при этой библиотеке «Кабинет для чтения» и отдел бесплатной народной библиотеки. При этом он выражал желание, чтобы день открытия ознаменовался не устройством обедов и выпивок, а устройством общедоступного спектакля и народного гуляния [13].
Крупнейшими библиотеками Бийска в начале XX в. были: городская публичная библиотека (открыта в 1898 г., библиотекарь В.В. Прибыткова), библиотека Общества торгово-промышленных служащих (библиотекарь Д. Митрофанова) и библиотеки мужской частной и Николаевской женской гимназии. Учитывая запросы городской интеллигенции и учащейся молодежи, библиотеки комплектовались художественной и научно-популярной литературой. При этом принимались во внимание гимназические и училищные учеб-
ные программы по основным предметам. При комплектовании библиотечных фондов прислушивались к рекомендациям преподавателей гимназии [14. С. 33]. В 1910 г. в городе работали 3 библиотеки и 2 читальни [10. С. 1054]. Однако для большинства жителей города чтение еще не стало постоянной привычкой.
Первая типография в городе была открыта в 1885 г. предпринимателем И. Д. Ребровым. Через 10 лет тот же Ребров открыл в городе книжный магазин. В канун
XX в. открывается вторая типография, принадлежавшая С. Аврову и И. Кузьмину.
Культурными очагами в начале XX в. являлись Дом купеческого собрания, кинематографы «Мир» и «Косморама». В 1916 г. был открыт Народный дом, построенный на средства П. Копылова.
Система медицинских учреждений развивалась в городе медленно. Первое упоминание о двух врачах на службе в лазарете относится к 1853 г. Первая больница на 25 коек открылась в городе в 1876 г. Открыл ее и содержал на свои средства купец А.А. Соколов. В «Памятной книжке Томской губернии за 1885 год» говорилось о 52 человеках, больных корью, натуральной оспой, скарлатиной, дизентерией, дифтеритом, брюшным тифом и гнойным воспалением глаз, от возвратного тифа скончались 15 чел. На каждые 100 жителей больных было 2,77% [15. С. 45]. В 1891 г. в городе было уже три больницы на 32 кровати, работали три врача и фельдшер.
«Томские губернские ведомости» в 1882 г. писали по вопросу здравоохранения города: «Медицинская часть находилась в неудовлетворительном состоянии, отсутствовали врачи, фельдшера. Врачи не справлялись с потоком больных, в случае возникновения эпидемий они не могли ничего сделать, а могли лишь констатировать очаги эпидемиологических заболеваний» [16]. Была проблема и с оспопрививанием. В архивных материалах упоминается, что с 1882 г. в Бийске находились два оспопрививателя, они работали как в городе, так и в уезде. У них были проблемы с отсутствием вакцины, и их работа затруднялась сопротивлением со стороны старообрядцев, которые из-за своих религиозных убеждений отказывались от медицинского обслуживания. Медицинская статистика второй половины
XIX в. фиксировала большое число опасных заболеваний в этой среде [17. Л. 6].
Медицинские услуги были доступны далеко не всем, койка в городской больнице стоила 18 руб. в месяц. В больницу принимали только в том случае, когда больной вносил плату в больницу за полмесяца вперед. Думой было определена плата за лечение в размере 40 коп. в сутки. При этом указывалось, что «с лиц бедного состояния, принадлежащих к городскому сословию, с их копейки платы денег не взимать, но таковой
должен иметь на руках удостоверение от мещанского старосты, то есть мещанское общество должно было брать расходы на себя, для беднейших слоев было в городской больнице 3 койки» [17. Л. 12].
Тем не менее сеть медицинских учреждений росла: если в 1905 г. в городе было 3 больницы, 4 врача (в том числе одна женщина), 5 повивальных бабок, то в 1912 г. уже 6 больниц и лечебниц, 8 врачей (3 женщины), 15 фельдшеров, 8 повивальных бабок, два зубных врача, 6 фармацевтов [18. С. 96]. Первая аптека в городе появилась в 1904 г. Существовала в городе и богадельня [19. С. 44].
Немаловажной частью социокультурной инфраструктуры являются общественные неполитические организации. В дореволюционный период российским правительством выделялось недостаточно средств на развитие народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Особо заметно это было в западносибирских городах, где социокультурная сфера была слабо развита. Поддержание социальной сферы, не исключая и городского благоустройства, было бы невозможно без частной благотворительности. Современники отмечали: «Скажите мне, сколько в данном городе “обществ”, и я скажу вам, какова здесь культура. Скажите, какими учреждениями население увлекается, и к каким относиться холодно - и вам можно будет дать определение глубины этой культуры» [20. С. 2].
Первая общественная организация города - отдел Общества попечения о тюрьмах - была открыта в 1853 г. Несколько обществ появилось в 1880-е гг.: Вольно-пожарное общество (1881), Общество попечения о начальном образовании (1884), Драматическое общество (1887), Благотворительное общество (1888). В начале XX в. наблюдается быстрый рост численности обществ в Бийске: Бийский комитет Общества попечительства о народной трезвости (1904), Бийский отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта (1908), Общество покровительства лицам, освободившимся из мест заключения (1911) и др. Всего, по данным Е.А. Дегальцевой, во второй половине XIX - начале XX в. в Бийске было образовано 19 общественных неполитических организаций, из них 14 - в начале
XX в. [21. С. 263-265].
Таким образом, г. Бийск во второй половине XIX -начале XX в. являлся характерным уездным городом Западной Сибири. Социокультурное развитие города отставало от крупнейших городских центров региона. Тем не менее в связи с быстрым ростом населения, развитием экономики, расширением общественной инициативы социокультурная инфраструктура города развивалась поступательно. Особенно это было заметно в начале XX в.
ЛИТЕРАТУРА
1. КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996.
2. Алисов Д.А. Культура городов среднего Прииртышья в XIX - начале XX в. Омск, 2001.
3. Баранова Е.В. Опыт использования ГИС-технологий для реконструкции социокультурной инфраструктуры города Тамбова // Новый взгляд.
Лаборатория социальной истории ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007. Т. 1.
4. Экономическое состояние городских поселений Сибири. СПб., 1882.
5. Шмойлов Э.П. Бийск. Бийск, 1993.
6. Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду. Бийск, 1911.
7. Лен К.В. Деятельность Городской Думы в вопросах образования (70-90-е гг. XIX века) // Сохранение и изучение культурного наследия Ал-
тайского края. Барнаул, 1996.
8. Потанин Г.Н. От Кош-Агача да Бийска // Краеведческий сборник. Барнаул, 1997. Вып. 2.
9. Томские губернские ведомости. 1882. N° 38.
10. Города России в 1910 году. СПб., 1914.
11. Старцев А.В. Общественная и культурная деятельность предпринимателей Алтая // Предпринимательство на Алтае. XVIII в. - 1920-е годы. Барнаул, 1999.
12. Штейнфельд В. Бийский уезд Томской губернии. Бийск, 1910.
13. Николаев В. Библиотека господина Реброва // Аспект. 1990. № 4. 16 ноября.
14. Ан С.А. Роль интеллигенции в становлении и развитии культуры провинциального города (конец XIX - начало XX в.) на примере г. Бийска
// История культуры Алтая. Барнаул, 1996.
15. Памятная книжка Томской губернии за 1885 год. Томск, 1885.
16. Томские губернские ведомости. 1882. № 15.
17. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 174. Оп. 1. Д. 368.
18. Гончаров Ю.М. Население города Бийска во второй половине XIX - начале XX в. // Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина. Барнаул, 2004.
19. Памятная книжка Томской губернии на 1904 год. Томск, 1904.
20. Восточное обозрение. 1897. № 127.
21. ДегальцеваЕ.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Барнаул, 2002.
Статья представлена научной редакцией «История» 18 февраля 2009 г.