Научная статья на тему 'Образовательные учреждения в городском пространстве Западной Сибири (1860–1917)'

Образовательные учреждения в городском пространстве Западной Сибири (1860–1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
378
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / УЧЕБ НЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / WEST SIBERIA / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIOCULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исакова Екатерина Геннадьевна, Кос Виталий Владимирович

В статье рассматривается процесс фор мирования системы образования в Запад ной Сибири во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. Рассмотрено изменение количества об разовательных заведений в городах региона, их соответствие санитарным нормам и при способленность к учебному процессу. Показа на роль учебных заведений в формировании социокультурного пространства провинциаль ного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE WEST SIBERIAN URBAN SPACE (1860–1917)

The paper reveals the process of educational system formation in West Siberia in the late 19th — early 20th centuries. The changes in the number of educational institutions in Siberian towns and cities, their complying to sanitary standards and adaptation to the educational process are reviewed. The role of educational institutions in the formation of a provincial town’s sociocultural space is revealed.

Текст научной работы на тему «Образовательные учреждения в городском пространстве Западной Сибири (1860–1917)»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК 37(571.1) «1860/1917» Е. Г. Исакова, В. В. Кос

E. Isakova, V. Kos

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ [1860-1917) EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE WEST SIBERIAN URBAN SPACE [1860-1917)

В статье рассматривается процесс формирования системы образования в Западной Сибири во второй половине ХХ — начале ХХ вв. Рассмотрено изменение количества образовательных заведений в городах региона, их соответствие санитарным нормам и приспособленность к учебному процессу. Показана роль учебных заведений в формировании социокультурного пространства провинциального города.

The paper reveals the process of educational system formation in West Siberia in the late 19th— early 20th centuries. The changes in the number of educational institutions in Siberian towns and cities, their complying to sanitary standards and adaptation to the educational process are reviewed. The role of educational institutions in the formation of a provincial town’s sociocultural space is revealed.

Ключевые слова: Западная Сибирь, учебные заведения, социокультурное пространство.

Keywords: West Siberia, educational

institutions, sociocultural space.

Современный период развития России характеризуется преобразованиями во многих сферах жизни общества. Меняются социально-экономические, политические и духовные условия развития государства. Масштабные трансформации, которые переживает российское образование, актуализировали изучение образовательной системы предшествующего времени. Ретроспективный взгляд позволяет увидеть эволюцию системы, и если не вернуться к предшествующему опыту, то хотя бы не повторить прошлых ошибок. В современности сконцентрированы все успехи и недостатки исторически сложившейся образо-

вательной системы, значение и функции, которой не ограничиваются учебно-воспитательным процессом. В связи с этим вызывает интерес вопрос о роли образовательных учреждений в пространстве западносибирских городов в период второй половины XIX — начала XX вв., когда в результате буржуазных реформ происходили кардинальные трансформации в жизни общества.

К 1917 г в Западной Сибири сложилась трехступенчатая система образования, представленная начальными, средними и высшими учебными заведениями. Они делились по половому признаку на мужские и женские, однако с начала XX в. появляются смешанные, «для обоего пола», образовательные заведения. Инициаторами учреждения средних смешанных школ, как правило, выступали частные лица. В Омске было открыто 5 смешанных частных гимназий, а в Каинске и Томске — по одной. В Тюмени коммерческое училище Колокольникова практиковало совместное обучение мальчиков и девочек в начальных классах. Средоточием всех вышеперечисленных типов школ были города, являвшиеся культурно-образовательными центрами.

Значительные сдвиги в социально-экономическом развитии страны в рассматриваемый период обусловили возрастание потребности в повышении образовательного уровня населения. Удовлетворить ее имеющиеся учебные заведения были не в силах, в связи с этим возникла потребность в открытии новых школ. В 1879 г. всех учебных заведений в городах Западной Сибири насчитывалось 147 (высших в крае еще не было, 28 средних, 119 начальных), в 1916 г. их численность равнялась 399 (3 высших, 89 средних, 307 начальных). Таким образом, общее количество городских учебных

заведений увеличилось в 2,7 раза [посчитано по: 17, 21, 26, 29]. Здесь нужно учитывать рост самих городов, численности горожан, а также присвоение городского статуса новым населенным пунктам. При этом важным показателем является отношение числа учащихся к численности горожан, позволяющее оценить не только количественные характеристики, но и отобразить качественную составляющую. Например, в Томской губернии доля обучающихся в городском обществе к началу XX в. (1912 г.) по сравнению с серединой XIX в. (по данным 1956 г.) выросла в 2,5 раза [8, с. 33; 19, с. 2—3, 31].

Наиболее быстрыми темпами в крае шло увеличение начальных школ, которые были представлены городскими и ремесленными училищами, церковно-приходскими школами, железнодорожными училищами, школами грамоты и т. д. Они составляли самую многочисленную группу. Основным их предназначением было доставление элементарных знаний для детей из малообеспеченных семей.

Главенствующее место в системе среднего образования занимали гимназии и реальные училища. Согласно уставу гимназий и прогимназий 1871 г. каждый губернский или областной город должен иметь, по крайней мере, одну мужскую гимназию [28]. Они пользовались особым спросом среди населения, так как, давая общее образование, открывали широкие горизонты для последующего обучения своих выпускников. Если гимназии учреждались в составе 7—8 классов, то прогимназии, давая неполное среднее образование, в составе 3 и по мере возможности более классов [4]. С течением времени большинство прогимназий было преобразовано в гимназии. Из возникших в XIX в. 12 женских прогимназий к 1917 г. 8 были преобразованы в полные гимназии с 8-летним курсом обучения. Преобразование не коснулось лишь Тарской и Ялуторовской прогимназий, где из-за малого числа жителей не было в этом необходимости. Кроме перечисленных видов, в число средних учебных заведений входили духовные училища и семинарии, учительские семинарии и институты, в Омске — Сибирский кадетский корпус. Развитие региона в промышленном и хозяйственном отношении поставило задачу распространения профессионально-технического, сельскохозяйственного образования, что привело к появлению новых видов средних школ, таких как Томское техническое училище, ремесленное училище братьев Королевых в Томске, коммерческих училищ в Омске, Томске и Тюмени, То-

больской сельскохозяйственной школы.

Самую малочисленную группу представляли высшие учебные заведения. Особенностью региона являлось позднее появление вузов. Замысел создания университета в азиатской части Российской империи возник в начале XIX в. Министерство народного просвещения пришло к выводу о необходимости создания новых российских университетов, в том числе в Сибири. Университет предполагалось открыть в Тобольске, в то время административном центре Сибири [15, с. 18—19]. Практическая реализация замысла об основании сибирского университета началась с 1875 г., когда новый энергичный генерал-губернатор Западной Сибири Н. Г Казнаков возбудил перед правительством вопрос об учреждении в регионе университета и сделал официальное представление на этот счет императору Александру II. По поручению Казнакова известным сибирским ученым и общественным деятелем Н. М. Ядринцевым был подготовлен доклад об учреждении сибирского университета, в котором указывалось, что в вузах Москвы, Петербурга и Казани в 1875 г. училось 289 сту-дентов-сибиряков, и что Сибирь уже имеет достаточное количество средних учебных заведений, которые смогут дать новому университету необходимое количество абитуриентов. Прошение возымело свое действие, и в этом году Александр II поручил министру народного просвещения графу Д. А. Толстому подготовить проект Императорского Сибирского университета. Среди членов комиссии, созданной для изучения вопроса об избрании города для Сибирского университета, долгое время не было единого мнения о месте размещения будущего университета. Сравнение возможностей городов-соперников шло по 12 пунктам, таким как центральность географического положения, степень населенности, благоустройства и благосостояния города, дешевизна проживания, число средних учебных заведений, отношение общества к университету, наличие лечебных заведений, дающих пособия для медицинского факультета, и даже количество политических ссыльных, могущих вредно влиять на студенчество. Острая борьба за право открытия университета развернулась между всеми крупными городами Сибири: Омском, Тобольском, Барнаулом, Томском, Красноярском, Иркутском, — но основными соперниками являлись все же два из них — Томск и Омск. Генерал-губернатор Н. Г. Казнаков был сторонником размещения университета в Омске как

крупном административном центре Западной Сибири. В результате длительной работы комиссия пришла к выводу, что по всем показателям Сибирский университет целесообразнее открыть в городе Томске. Заключение комиссии в дальнейшем было рассмотрено на заседании Государственного Совета, который дал положительное заключение по данному вопросу. Решение Государственного Совета было передано на утверждение императору Александру II, за подписью которого 16 мая 1878 г. и последовало окончательное распоряжение об основании в г. Томске первого сибирского университета [9, с. 17—18]. Открытие первого высшего учебного заведения на территории Сибири состоялось в 1888 г. и стало масштабным событием, широко освещенным в прессе и собравшим множество народа. Император-

ский Томский университет давал классическое образование, а в результате хозяйственного развития, открытия технических школ краю потребовался специализированный вуз. В 1900 г. был открыт Томский технологический институт. Привлечение женщин к квалифицированному труду и их борьба за высшее образование привели к открытию в 1910 г. в Томске Сибирских высших женских курсов — первого и единственного высшего учебного заведение для женщин за Уралом.

Итак, в начале XX в. городское образовательное пространство Западной Сибири (в которую на тот момент входило пять административных единиц: Тобольская и Томская губернии, Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области) было представлено всеми типами учебных заведений (табл.).

Таблица

Учебные заведения в городах Западной Сибири в 1904 г.

Город 1904

Высшие Средние Низшие

Количество (шт.) Число учащихся (чел.) Количество (шт.) Число учащихся (чел.) Количество (шт.) Число учащихся (чел.)

Акмолинск - - 1 72 3 226

Барнаул - - 3 831 12 1620

Березов - - - - 3 111

Бийск - - 1 Нет сведений 12 Нет сведений

Верный - - 2 39 15 1443

Джаркент - - - - 5 240

Зайсан - - - - 3 156

Ишим - - 2 318 5 310

Каинск - - 1 195 4 315

Каркалинск - - - - 5 251

Кокбекты - - - - 5 214

Кокчетав - - - - 2 293

Колывань - - - - 5 504

Копал - - - - 2 141

Кузнецк - - - - 4 331

Курган - - 2 379 9 600

Лепсинск - - - - 2 198

Мариинск - - 1 100 7 618

Нарым - - - - 2 Нет сведений

Новониколаевск - - - - 3 343

Окончание таблицы

Омск - - 3 1609 18 1963

Павлодар - - 1 53 4 324

Петропавловск - - 2 282 6 Нет сведений

Пишпек - - - - 4 349

Пржевальск - - - - 4 435

Семипалатинск - - 2 594 16 1360

Сургут - - - - 2 116

Тара - - 1 200 6 343

Тобольск - - 6 976 10 1201

Томск 2 1528 8 2336 68 9894

Туринск - - 1 125 5 212

Тюкалинск - - - - 3 219

Тюмень - - 2 616 20 1352

Усть-Каменогорск - - - - 8 867

Ялуторовск - - 1 152 3 178

В 1904 г., высшие учебные заведения, как уже отмечалось, имелись только в Томске, также в рассматриваемых городах было 40 учреждений среднего образования: в Тобольской губернии — 15 (37,5%), в Томской — 14 (35%), в Акмолинской области — 6 (15%), в Семипалатинской — 3 (7,5%) и в Семиреченской — 2 (5%). Из них 21 (52,5%) находилось в областных и губернских центрах, остальные 19 (47,5%] располагались в уездных и безуездных городах, в 19 из которых вообще не было среднего образования. Начальных школ в городах региона насчитывалось 285, из них 117 (41%) находились в Томской губернии, 66 (23,2%) — в Тобольской губернии, в Семипалатинской области — 41 (14,4%), в Семиреченской — 32 (11,2%), в Акмолинской — 29 (10,2%) [посчитано по: 5, с. 0340—0343, 0398—0399].

Несмотря на активный рост, потребность в открытии новых учебных учреждений была постоянной. По мнению окружного начальства, на 1909 г. в регионе следовало открыть еще минимум 9 средних общеобразовательных заведений [23, л. 35 об.]. Даже в Томске, для которого была характерна высокая плотность учебных заведений, ощущался недостаток учебных мест. Так, директор мужской гимназии в своем послании городскому голове от 12 августа 1910 г. отметил, что выдержал вступительные испытания в первый класс гимназии 61 кандидат на поступление. Однако из этого числа педагогический совет смог принять в гимна-

зию только 38 учеников. Остальные 23 абитуриента из числа успешно сдавших вступительные экзамены (37,7%) в виду перегруженности учебного заведения были зачислены кандидатами на поступление в первый класс [7, с. 226]. Также ощущался недостаток начальных учебных заведений, по данным 1913 г, «вне школы находилось приблизительно следующее количество детей школьного возраста»: Барнаул — около 1000, Новониколаевск — 400, Ма-риинск — 200, Колывань — 200, Бийск — 150, Каинск — 120, Кузнецк — 30 [18, с. 198].

Основной причиной, обусловившей эту ситуацию, являлось недостаточное государственное финансирование системы образования. Понимая всю важность присутствия в городе учебных заведений, городские власти и местная общественность не оставались в стороне, неустанно направляя прошения об открытии школ. Однако, несмотря на многочисленные обращения городских властей и общественности, долгое время, ссылаясь на недостаток денежных средств, Министерство народного просвещения не открывало в Кузнецке среднее учебное заведение [22, л. 6—7]. По той же самой причине на длительное время затянулось открытие мужской гимназии в Кургане. Возмущение этим фактом проникло даже на страницы газет и журналов: «В Кургане не могут открыть даже двух первых классов мужской гимназии... На все это денег нет, а на телеграммы в Петербург, на поездки головы — есть.» [10, с. 48].

Сибирские города в условиях низкого уровня городской инфраструктуры и скудных финансовых возможностей испытывали особую трудность в своем обустройстве, но это не уменьшало стремления городских дум поднять культурный уровень сибирских городов. Расходы города на образование находились в прямой пропорциональной зависимости от уровня его обеспеченности. С начала XX в. в Томске, Барнауле, Новониколаевске, Бийске вопросы образования на заседаниях дум занимали важное место, финансирование этой отрасли с годами увеличивалось, судя по размерам расходов, она являлась одной из приоритетных статей необязательных расходов города. Так, к 1892 г. в Томске отпускались средства из бюджета на содержание 14 приходских начальных училищ, 2 воскресных школ, Алексеевского реального училища [13, с. 155]. По данным 1913 г., средний процент расходов на образование в городах Томской губернии составил около 15% [20, с. 20]. В целом по Западно-Сибирскому учебному округу, по мнению попечителя Л. Лаврентьева, финансовые затраты городов на образование в среднем составляли 9% [11, с. 10].

В целом можно отметить, что в мелких городах деятельность самоуправления по развитию просвещения не носила активного, приоритетного характера. Развитие образовательной сферы в Колывани, Кузнецке, Мариинске, Ка-инске во многом зависело от местных купцов. На их средства открывались и содержались городские школы. Городское управление не являлось здесь столь действенной и весомой силой, как в крупных и средних городах.

В большинстве случаев, ходатайствуя

об открытии учебного заведения, местные власти брали на себя обязательства по обеспечению школы помещением. Они либо выделяли участок под строительство школьного корпуса, либо же арендовали подходящие здания. Вместе с этим обязывались ежемесячно выделять определенную сумму на нужды заведения. Первое реальное училище в Томске было открыто по инициативе городской думы. В зданиях предоставленных городскими властями располагались все средние школы г. Кургана, Новониколаевска, Мариинска, Усть-Каменогорска. Выделение земельного участка под строительство школьного здания, хотя и было хорошим началом, но сразу не решало проблемы отсутствия помещения. Здание нужно было возводить, а для этого чаще всего не хватало средств, поэтому большинство

учебных заведений на момент учреждения, не имея собственных зданий, располагалось в арендуемых.

Арендуемые здания зачастую не были приспособлены под учебные нужды. Они страдали теснотой и не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям, но при отсутствии альтернативных вариантов продолжали там располагаться. Так, Новониколаевское реальное училище ввиду нехватки помещений размещалось на квартире, арендуемой у частного лица Федорова. «Тесные, душные классы, темные и узкие коридоры, немилосердно дымящие печи и стойкий запах гнили от зараженных грибком полов были средой обитания учащих и учащихся» [16, с. 105]. В Омской женской гимназии объем воздуха был в 2 раза меньше необходимого, что, по замечанию педагога К. В. Ельницкого, приводило учениц к обморокам, головным болям [6, с. 20]. Не только в наемных, но и в собственных помещениях ощущалась теснота и несоответствие требуемым нормам в связи с увеличением числа учеников. Врач Томской мужской гимназии С. М. Тима-шев указывал, что необходимым нормам соответствовала лишь 1 классная комната [27, л. 2]. Из-за проблемы плохой освещенности в 1880 г. было установлено ухудшение зрения у 100 из 246 учеников Томской гимназии, отмечены многочисленные обращения к врачу с жалобами на тошноту, головную боль [7, с. 189]. Относительно преподавателей подобные данные встречаются реже. Связано это с тем, что, будучи людьми взрослыми и понимая причину своих недомоганий, они не обращались к врачам. К тому же в отличие от учащихся за ними никто не вел пристального надзора и фиксации подобных обращений в журналах.

Нередко характеристика зданий приводила не просто к беспокойству о здоровье, а к опасениям за жизнь пребывающих там людей. Здание Тобольской мужской гимназии долгое время было предметом жалоб как учащих, так и учащихся: «Ветхое, тесное, — оно крайне нуждается в поправках, а теперь вместе с классицизмом приходится всасывать в себя и все плоды плохих гигиенических условий, тесноты помещения, испорченности воздуха и т. д.» [3, с. 9]. Тарская женская прогимназия «ютится в ветхом здании, которое не сегодня завтра грозит тем, что в нем заниматься дальше будет нельзя» [11, с. 11]. В Томске ходили слухи, что старому зданию женской гимназии грозит крушение и что жизнь учащих и учащихся находится в опасности. Томское епархиальное женское училище помимо тесноты

и нехватки кабинетов испытывало еще большие стеснения, т. к. располагалось в довольно низменной местности и во время весеннего половодья подвергалось наводнению, в результате чего нижний этаж училища полностью затоплялся водой [25, л. 28]. В 1915 г. окружной инспектор, ревизовавший Петропавловское реальное училище, написал: «Кирпичное побеленное здание реального училища одноэтажное и выглядит довольно уютным, но тесным для размещения

7 классов, в т. ч. его постройка является неотложной нуждой ближайшего будущего. Несмотря на то что училище расположено в лучшей части города, доступ к нему в осеннее время чрезвычайно затруднителен из-за липкой грязи, в зимнее время из-за снега и частых степных буранов» [24, л. 6—6 об].

В совокупности все эти несоответствия способствовали сооружению для одних школ собственных, для других — располагающихся в ветхих корпусах — новых зданий. Однако, как ни странно, это не надолго решило проблему. В связи с наплывом учащихся новоиспеченные здания быстро становились непригодными из-за тесноты и прочих вытекающих из этого последствий. Так, в 1870 г. Омская женская гимназия переехала в специально выстроенный собственный дом, рассчитанный на 120 учениц, но счастье длилось недолго, так как к 1879 г. число учениц выросло втрое, и снова возникла эта же проблема [6, с. 18]. В Томской мужской гимназии в 1885 г. обучалось 288 чел., в 1900 г. — 391 чел., к 1910 г. число учеников выросло до 539, а к 1 января 1912 г. оно составило 650 [1, с. 298].

С течением времени значительное число школ обретало собственные здания, но еще далеко не все помещения удовлетворяли потребностям учебных заведений. Выстроенное в спешке здание Мариинской прогимназии страдало множеством недоделок. В первый учебный год (1902/03) ученицы сильно мерзли. Как писали газеты, в здании прогимназии «ветер свободно гулял по комнатам, не раз вылетали целые рамы, и к ужасу пешеходов со звоном разбивались о тротуар [...] окоченевшие пальцы девочек не держали ручек [...] вода просачивалась сквозь потолок, и ее собирали в расставленные ведра и тазы». Городские власти вынуждены были постоянно ремонтировать здание, в том числе и во время проведения занятий [14, с. 2]. В 1916 г. 45% всех средних учебных заведений МНП помещались в собственных и городских зданиях, а 55% — в наемных [посчитано по: 17].

Для объектов социального типа, одними из которых являются учебные заведения, важно не только внутреннее устройство, но и внешний облик, а также пространственное расположение зданий. Иногда, с этой точки зрения, аренда помещения была более подходящим решением. Известно, что бийская предпринимательница М. Ф. Буткевич после решения открыть в Барнауле частную женскую гимназию долгое время выбирала достойное здание для будущего учебного заведения. Рассматривались варианты строительства нового здания, но именно потому, что все земельные участки центра и прилегающих к нему пространств были заняты, Буткевич решает арендовать большое здание по Конюшенному переулку. Здесь имелись большие светлые классы, отдельное помещение было отдано под библиотеку, хорошо оборудовали учительскую комнату, столовую, зал для проведения занятий хора и репетиций драматического кружка. Во внутреннем дворике создали сад. По замыслу начальницы, гимназия должна была располагаться на одной из точек треугольника градостроительного центра, второй точкой этого пространственного условного треугольника был Покровский собор, третьей — Народный дом. В центре находилась одна из главных площадей города — Демидовская. Подобное расположение позволяло педагогам и ученицам гимназии быть всегда в курсе всех городских событий. В обозначенных архитектурных пределах располагались и две другие женские гимназии: Первая казенная женская гимназия и частная гимназия Н. Н. Красулиной [2, с. 98—99]. Вышеозначенная тенденция — расположение учебных заведений в центре градостроительного пространства — заметна и в других сибирских городах. Все это помогало преподавателям и ученикам быть в «центре» городской жизни.

В свою очередь возведение новых учебных заведений могло преобразовать городской ландшафт, изменить его архитектурный облик. Классическим примером, является строительство Томского императорского университета. Важной особенностью строительства был его, без преувеличения, всероссийский масштаб в плане заготовки строительных материалов, найма рабочих, приобретения оборудования и приглашения специалистов для его установки. Рабочие (каменщики, плотники и др.) нанимались также из отдаленных мест, например из Омска, Ялуторовска и даже из Нижнего Новгорода. Строительство университета дало непосредственный толчок развитию инфраструкту-

ры самого города Томска — появились новые предприятия, рабочие места для жителей города и приток рабочих рук со стороны. Сам же университет стал градообразующим учреждением и определил дальнейшую судьбу Томска как крупного научно-образовательного центра в азиатской части России. К началу своей деятельности сибирский университет располагал солидной научно-учебной базой. Он имел значительное количество хорошо оборудованных аудиторий, ряд кабинетов, химических лабораторий, клиник с новым медицинским оборудованием. Особенной гордостью нового университета стала его библиотека, получившая статус лучшей в Сибири. Одновременно шло строительство других зданий, заметно изменивших облик города: каменная оранжерея, газовый завод, общежитие для студентов. В университете был устроен первый в городе водопровод, действовавший до 1916 г., общегородской водопровод в Томске запустили лишь в 1905 г. Другим заметным элементом университетского комплекса, повлиявшим на создание новой городской среды, стал ботанический сад, в котором студенты медицинского факультета проводили наблюдения и практические работы при прохождении курса ботаники. Ботанический сад был заложен в 1885 г. приехавшим из Казани П. Н. Крыловым. По его проекту был разбит университетский парк и скверы, включавшие в себя различные виды деревьев и кустарников, зачастую новых для Сибири [9, с. 19—20].

Таким образом, появление в Томске университета способствовало формированию нового архитектурного облика города, изменению его социокультурной среды.

Для строительства средних учебных заведений также применялись технические нововведения. Новое здание Сибирского кадетского корпуса, построенное в 1882 г., было оснащено электричеством и противопожарной защитой. В литературе и источниках практически не встречается неудовлетворительных отзывов о состоянии кадетского корпуса на протяжении всего периода. Даже на иностранных ученых военная гимназия производила сильное впечатление. Судя по их отзывам, она ничуть не уступала европейским [12]. Как правило, для строительства средних и высших учебных заведений в рассматриваемый период использовался камень, что выделяло их из основной массы деревянных сибирских построек. Наряду с другими общественными и культовыми учреждениями они имели приоритетное значение в формировании архитек-

турно-пространственного облика города, являясь доминирующими сооружениями.

Таким образом, во второй половине XIX в. сеть образовательных учреждений в Сибири претерпела значительные изменения, что проявилось в увеличении количества учебных заведений и появлении новых типов школ. Необходимость открытия школ была связана как с насущными потребностями региона, так и с модернизационными процессами в стране. Развитие образования являлось, с одной стороны, следствием этих процессов, с другой, их дальнейшим двигателем. Концентрация административных функций в трех губернских и областных центрах — Омске, Томске и Тобольске — привела к сосредоточению в них значительной части учебных учреждений и «образованных сил» региона. В их числе Томск занимал лидирующие позиции, являясь местом сосредоточения 3 вузов. Учебные заведения, концентрировавшие в себе основную творческую силу, являлись самым распространенным элементом культурной среды города. На них возлагалась функция по подготовке местной интеллигенции, которая обеспечивала всестороннее развитие региона. К тому же учебные заведения были не только образовательными, но и культурными центрами. Представители учительства вносили оживление в общественную жизнь, создавая различные культурно-просветительские организации, поднимая наболевшие вопросы, занимая общественные должности. Образовательные учреждения являлись не только частью социокультурного пространства городов, но были одним из важных факторов его формирования.

1. Алисов Д. А. Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870—1914 гг.). — Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 337 с.

2. Баранова О. И. Женские гимназии Барнаула и Бийска как важные составляющие планирования инфраструктурного городского пространства//Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. — 2010. — № 1—2. — С. 98—99.

3. Восточное обозрение. — 1882. — № 19.

4. Высочайше утвержденное положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения 1870 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — СПб., 1874.-Т. 45. — № 48406.

5. Города России 1904 г. — СПб., 1906. — 916 с.

6. Ельницкий К. В. Очерки по истории Омской женской гимназии. 1858—1888 гг. — СПб., 1888. — 91 с.

7. Жеравина А. Н. Томск второй половины XIX — начала XX в. (по материалам дореволюционной печати). — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. — 398 с.

8. Исторический ход развития народного образования

в Томской губернии//Памятная книга Томской губернии на 1885 г. — Томск, 1885. — С. 1—96.

9. Ищенко О. В. Томский университет в городском пространстве Сибири (к. XIX -н. XX вв)//Вестник Югорского государственного университета. 2012. — № 1 (24). — С. 18—22.

10. Немирова О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. Курганская школа в XIX — начале XX века. — Курган: Курган. гос. пед. ин-т, 1993. — 137 с.

11. Лаврентьев Л. Ответ на речь Скороходова, произнесенную 5-го марта 1910 года в заседании Государственной думы.—Томск, 1910. — 31 с.

12. Лебедева Н. Сибирский кадетский корпус [Электронный ресурс]//Пространство Омска во время пребывания в нем Ф. М. Достоевского. Город и люди. — 11Р1_: http://newasp.omskneg.ru/dostoev/HTML/kadet.htm (дата обращения: 25.01.2013).

13. Литягина А. В. Работа городских дум Западной Сибири в сфере народного образования в конце XIX — начале XX вв.//Актуальные вопросы истории Сибири: II науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 154—159.

14. Мариинск. Наши школьные здания//Сибирский вестник. — 1903. — № 218.

15. Некрылов С. А. Томский университет — первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. — 1919 г.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Томск,

2009. — 47 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Олех Г. Л. Реалисты: из истории Новониколаевского реального училища имени дома Романовых//Образо-вание в Сибири. — 1995. — № 1. — С. 103—119.

17. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа

на 1916 г., заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих. — Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1916. — 553 с.

18. Памятная книга Томской губернии на 1913 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1913. — 297 с.

19. Памятная книга Томской губернии на 1914 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1914. — 284 с.

20. Памятная книга Томской губернии на 1915 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1915. — 281 с.

21. Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. — СПб.: Склад изданий О. Н. Поповой, 1898. — 785 с

22. РГИА. Ф. 733. Оп. 167. Д. 112

23. РГИА. Ф. 733. Оп. 167. Д. 910

24. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1417.

25. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 67.

26. Статистические сведения по начальному образованию Российской империи: Вып. 3. — СПб.: Типография Сиб. акц. общ. печатного и писчебумажного дела «Слово», 21, 1902. — 200 с.

27. Томский справочный листок. 1894. № 46.

28. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1871 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.- СПб., 1874. — Т. 46. — № 49860.

29. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Ново-Николаевск: Сибирское обл. гос. изд-во, 1923. — 246 с.

УДК / UDC 271.2[240) «1990/2000» А. Н. Васькин

A. Vasjkin

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СВЯЩЕННОЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [1990-2000 ГГ.) VOCATIONAL TRAINING OF SACRED CHURCH ATTENDANTS FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH [1990-2000)

В статье анализируется система профессиональной подготовки, духовного образования священноцерковнослужителей Русской православной церкви (далее — РПЦ) в постсоветский период. Выделены этапы создания и развития учреждений профессионального образования, приведения его к государственным образовательным стандартам. Характеризуются региональные особенности подготовки служителей в Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ.

This article briefly examines the system of vocational training, spiritual education of sacred church attendants of Russian Orthodox Church during the Post-Soviet period. Stages of creation and development of establishments of professional education, its reduction to the state

educational standards are allocated. Regional features of preparation of attendants in the Kemerovo and Novokuznetsk diocese of Russian Orthodox Church are characterized.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Кемеровская и Новокузнецкая епархия, богословское образование.

Keywords: Russian Orthodox Church,

Kemerovo and Novokuznetsk diocese, theological education.

После революции богословское образование в СССР было запрещено, все духовные школы РПЦ закрыты. Ситуация изменилась после 28 ноября 1943 г, когда Совнарком СССР разрешил открытие в Москве Богослов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.