УДК 378(091)
О. В. Ищенко
РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Рассматривается формирование системы общего и профессионального образования в Западной Сибири во второй половине Х1Х - начале ХХ в. Проанализировано изменение количества учебных заведений в крае, появление новых типов общеобразовательных и профессиональных школ. Отражена роль общественной и частной благотворительности в деле развития образования в Сибирском регионе.
Ключевые слова: Западная Сибирь, учебные заведения, общее образование, профессиональное образование, благотворительность.
Вторая половина Х1Х в. стала для России периодом ускоренного промышленного развития. Значительные сдвиги в социально-экономическом развитии страны обусловили возрастание потребности в повышении образовательного уровня населения, что все отчетливее проявлялось не только в центре империи, но и на ее окраинах.
До середины XIX в. в Западной Сибири функционировали только три мужских средних учебных заведения: мужская гимназия в Томске, духовная семинария и мужская гимназия в Тобольске. Реформы 1860-1870-х гг. способствовали увеличению коли -чества образовательных заведений в крае. Согласно новому Уставу гимназий и прогимназий каждый губернский или областной город должен был иметь, по крайней мере, одну мужскую гимназию. Поэтому в 1876 г. была открыта мужская гимназия в Омске [1, с. 368-369]. В 1877 г. в Томске на совместные средства казны и местного городского общества было учреждено первое в Западной Сибири реальное училище. Общественная поддержка, оказанная открытию данного учебного заведения, объяснялась тем, что регион «крайне нуждается в людях, подготовленных к практической деятельности на поприще торговли и промышленности» [2, с. 148]. Затем реальное училище было открыто в Тюмени (1879).
Заметные изменения во второй половине XIX в. произошли и в области среднего женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах и женских гимназиях ведомства Министерства народного просвещения. Идея создания новых средних общеобразовательных женских учебных заведений во многих городах Сибири была поддержана местными властями и общественностью. При финансовой поддержке томского коммерсанта Попова женские гимназии были учреждены в Томске и Омске [3]. В Омске в 1858 г. первоначально была основана женская школа. В 1861 г. она была преобразована в женское училище 2-го разряда, а в 1863 г. - в Омскую женскую гимназию почетных граждан Поповых. 1 июля 1877 г. была открыта Омская 4-классная прогимназия [4, с. 236-242]. В Томской губернии, кроме женской
гимназии в губернском центре, были открыты женские прогимназии в Каинске, Бийске, Барнауле [5]. В Тобольской губернии в 1858 г. была открыта Мариинская женская школа с правами женской гимназии в Тобольске, а в Кургане, Ялуторовске, Таре, Ишиме, Туринске начали функционировать женские прогимназии [6].
Таким образом, во второй половине Х1Х в. в Сибири складывается сеть средних общеобразовательных учебных заведений, однако еще более быстрыми темпами в крае шло увеличение количества начальных школ. Так, с 1854 по 1888 г. в Западной Сибири было открыто 409 начальных училищ [1, с. 368]. С ростом числа начальных школ выдвинулась задача специальной подготовки учителей. Для этого в 1872 г. в Омске была открыта учительская семинария.
Развитие промышленности в Сибири поставило задачу распространения профессионально-технического образования. Учитывая возрастающие потребности региона в квалифицированных специалистах технического профиля, по ходатайству генерал-губернатора Н. Г. Казнакова в декабре 1882 г. в Омске было открыто низшее механико-техническое училище имени императора Александра III, носившее характер специальной школы без изучения общеобразовательных предметов [7, л. 1]. В 1883 г. в Томске было открыто частное ремесленное училище братьев Королевых [8, с. 104].
В то же время, несмотря на преимущественно аграрное развитие края и переселение сюда большого количества крестьян, в Западной Сибири до конца Х!Х в. практически неразвитым оставалось сельскохозяйственное образование. К разряду низших профессиональных учебных заведений данного профиля относилась лишь преобразованная из ремесленной школы в 1900 г. Тобольская сельскохозяйственная школа 1 разряда [8, с. 105].
Слабая обеспеченность населения Сибири врачебной помощью вызвала к жизни открытие первых в крае средних медицинских учебных заведений: фельдшерской школы в Омске, фельдшерско-акушерской школы в Тобольске.
В октябре 1878 г. в Омске была открыта ветеринарно-фельдшерская школа Сибирского казачьего войска для подготовки в строевые части войска ветеринарных фельдшеров. Такое же учебное заведение до 1905 г. действовало и в Томске. В Тобольске ветеринарно-фельдшерская школа была открыта в 1878 г. [9, с. 66].
Особым типом сословно-профессиональных учебных заведений края стали военные школы, в которые принимались преимущественно дети лиц воинского сословия. Первым военным учебным заведением в крае стал Сибирский кадетский корпус, ведущий свою историю с 1813 г., когда в Омске, как столице сибирского казачества, было открыто войсковое училище, преобразованное в 1825 г. в училище Сибирского казачьего линейного войска. Первоначально в нем обучались только дети казаков всех званий, а с 1832 г. стали допускаться дети офицеров регулярных войск и гражданских чиновников Сибири. В 1846 г. училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус, в 1866 г. - в военную гимназию, а в 1882 г. учебному заведению вновь был возвращен статус кадетского корпуса [10, с. 55, 57].
К учебным заведениям духовного ведомства относились духовные семинарии, которые к началу ХХ в. функционировали в губернских центрах -Тобольске и Томске. В этих же городах действовали женские епархиальные училища, учебный курс которых был приближен к курсу женских гимназий и включал в себя общеобразовательные дисциплины и практические занятия по рукоделию.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что во второй половине XIX в. в Западной Сибири наблюдался рост числа общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, необходимость открытия которых была связана с насущными потребностями края. Но регион остро нуждался и в кадрах высшей профессиональной квалификации: грамотных врачах, преподавателях, юристах, однако выпускники вузов Европейской России ехали сюда неохотно. Действительная необходимость развития окраины страны, дополненная инициативой местной власти и общественности, способствовала формированию в правительственных кругах положительного мнения о возможности открытия в Сибири высшего учебного заведения. 16 мая 1878 г. император Александр II подписал распоряжение об основании в г. Томске первого сибирского университета в составе одного медицинского факультета. Его торжественное открытие состоялось 22 июля 1888 г. В 1898 г. в Томском университете был открыт второй факультет - юридический.
Наличие в Томске университета с солидным штатом профессоров и серьезной учебно-научной базой сыграло важную роль в появлении в Сибири
второго высшего учебного заведения - Томского технологического института. Его открытие было напрямую связано с необходимостью вовлечения региона в сферу капиталистического хозяйства. Возрастающие темпы развития Сибири требовали подготовки высококвалифицированных инженеров многих профилей. Поэтому 12 февраля 1896 г. министром народного просвещения И. Д. Деляновым было внесено в Государственный совет представление об учреждении в Томске технологического института. 14 февраля 1896 г. Государственный совет, рассмотрев преставление И. Д. Делянова, вынес решение «учредить в г. Томске практический технологический институт» [2, с. 154-155]. 29 апреля 1896 г. решение Государственного совета было утверждено императором. Томский технологический институт был открыт для занятий в 1900 г. первоначально в составе только двух отделений - механического и химического. В 1901 г. к ним добавилось горное. В 1902 г. было открыто инженерно-строительное отделение.
Таким образом, во второй половине Х!Х в. система образования в Сибири претерпела значительные изменения: заметно увеличилось количество учебных заведений в крае, возросло количество учащихся в них, в регионе появились новые виды общеобразовательных и профессиональных школ. Наиболее крупными центрами, в которых было сосредоточено основное количество учебных заведений, являлись губернские города Томск и То -больск, а также Омск, являвшийся административным центром Акмолинской области.
В Томске к концу Х!Х в. наряду с двумя вузами функционировали 64 учебных заведения разных типов, в которых обучалось более 7 тыс. человек [2, с. 156]. В их числе были 5 средних учебных заведений: мужская гимназия, женская гимназия, реальное училище, духовная семинария, епархиальное женское училище. Общее количество учащихся в них составляло 1771 человек, в т. ч. 834 детей мужского пола и 937 женского. К низшим профессиональным учебным заведениям города относились духовное училище, ветеринарно-фельдшерская школа, повивальная школа, зубоврачебная школа, 2 ремесленных училища, церковно-учительская школа. В них обучалось около 360 человек. В других городах Томской губернии функционировали женские прогимназии в Каинске, Бийске и Барнауле, духовное и горное училища в Барнауле [11].
В Омске в 1890-е гг. действовали мужская гимназия, женская гимназия, женская прогимназия, учительская семинария, техническое училище, фельдшерская школа, ветеринарно-фельдшерская школа, кадетский корпус. Число учащихся в них составило более 1300 человек [8, с. 105; 12].
В Тобольской губернии во второй половине ХК в. в губернском центре были сосредоточены мужская гимназия, женская гимназия, духовная семинария, ремесленная школа, преобразованная в 1900 г. в сельскохозяйственную, ветеринарнофельдшерская школа, повивальная школа, мореходный класс, епархиальное женское училище, духовное училище, низшая городская ремесленная школа [6; 13, с. 65]. В это же время женские прогимназии были открыты в Кургане, Ялуторовске, Таре, Ишиме, Туринске, в Тюмени - реальное училище [6].
Огромную роль в развитии сети образовательных заведений в крае сыграла общественная и частная благотворительность. Развитие капитализма повлияло на восприятие сибиряками образования как одного из факторов, повышающих социальный статус. Многие купцы, зачастую сами неграмотные, активно поддерживали развитие образования в регионе, жертвовали на школы, были попечителями учебных заведений [14, с. 297]. В Западной Сибири, например, на пожертвования тюменского и тобольского купечества была учреждена Мариинская женская школа в Тобольске. Александровское реальное училище, здание которого было самым роскошным в Тобольской губернии, было обязано своим устройством тюменскому купцу Подаруеву [6]. Курганскую женскую прогимназию материально поддерживал председатель ее совета купец Д. И. Смолин. Он пожертвовал на ее нужды не менее 6 тыс. руб. и материально помогал воспитанницам [15, с. 134].
Усилия государства в деле развития образования, дополненные общественной и частной благотворительностью, оказали существенное влияние на развитие образования в крае. Однако, несмотря на заметное расширение сети образовательных заведений, в основной массе образовательный уровень сибиряков оставался низким. В материалах всероссийской переписи 1897 г. по Тобольской губернии отмечалось: «Такой низкой грамотности среди великороссов не наблюдается ни в одной из губерний или областей, как Европейской России, так и Азиатской России, за исключением лишь одной Томской губернии, где процент даже еще ниже» [14, с. 298].
В начале ХХ в. с проведением в Сибирь железной дороги, ростом переселенческого движения и ускорением промышленного развития края количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений различных типов в крае продолжало расти, одновременно увеличивалось и число учащихся в них. Так, в 1909 г. в средних учебных заведениях Западной Сибири обучалось около 8.5 тыс. человек, в 1914 г. - около 13 тыс., в 1916 г. - более 17 тыс. человек [16; 17; 18].
Усиленное вовлечение в процесс общественного производства женского труда остро поставило вопрос о женском среднем образовании. С 1895 по 1914 гг. общее число средних женских учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения в Сибири выросло с 24 до 50, т. е. в 2.8 раза, а число учащихся в них с 3.8 до 17.7 тыс., т. е. в 4.7 раза [1, с. 372]. Например, даже в уездном Барнауле к 1917 г. было три женских прогимназии и одна гимназия. В 1906 г. в Барнауле среди учащихся начальных школ девочки составляли 35.3 %, а к 1914 г. уже 51.9 %. В Томске в 1908 г. в 98 учебных заведениях обучалось 13 396 учащихся, из которых 5 226 (39 %) были женского пола [14, с. 299].
Заметной вехой в истории сибирского образования стало открытие в Томске в 1910 г. первого в крае высшего учебного заведения для женщин - Сибирских высших женских курсов, первоначально в составе отделения естественных наук. В 1914 г. к нему добавилось еще одно отделение - математическое. Высшие женские курсы в Томске имели статус общественных, поэтому средства из казны не получали. Они содержались за счет платы слушательниц за обучение (125 руб. в год), ежегодного пособия от Общества для доставления средств курсам, пособия от города и частных пожертвований.
Важной особенностью процесса развития сети учебных заведений в Сибири начала ХХ в. стало то, что значительная их часть была открыта частными лицами с привлечением средств общественности. За период с 1902 по 1917 г. в Западно-Сибирском учебном округе было открыто около 15 частных учебных заведений первого разряда, многие из которых приобрели впоследствии статус частных гимназий.
Большинство частных гимназий учреждалось для обучения девочек, поскольку при открытии женских средних школ препятствий было меньше, чем при открытии мужских. Первым частным женским средним учебным заведением в Томске стала гимназия О. В. Миркович (1902), но лидером по количеству частных учебных заведений с гимназическим курсом в Западной Сибири являлся Омск. В течение всего нескольких лет в Омске были открыты частная женская гимназия М. П. Эйнарович (1907), частная гимназия для детей обоего пола М. В. Каешь (1914), частная гимназия для детей обоего пола Н. Ф. Шанской (1914) [19, с. 94-96]. В рассматриваемый период частные мужские средние учебные заведения были открыты в Томске (частная мужская гимназия), Новониколаевске (частное реальное училище), Омске (частное среднее учебное заведение П. И. Лимонова с курсом реальных училищ) [16]. Основной контингент поступавших в частные школы составляли те дети,
которым было отказано в приеме в казенные гимназии и реальные училища в силу нехватки мест.
Одновременно с ростом числа средних учебных заведений в Сибири в начале ХХ в., как и ранее, еще более быстрыми темпами увеличивалось количество начальных школ. Так, за период с 1889 г. по 1908 г. в Западной Сибири было открыто 2 278 начальных школ. Но даже при таких высоких темпах роста числа начальных учебных заведений сибирская окраина все же отставала от Европейской России. Общий охват первоначальным обучением в регионе к 1 января 1915 г. составлял 39 %, в то время как в империи в целом он равнялся 51 % [1, с. 370-371].
Развитие сети образовательных заведений в крае остро выявило проблему нехватки квалифицированных педагогических кадров. Поскольку назначение учителей в Сибирь из Центральной России было связано с большими затратами для казны, Министерство народного просвещения сочло целесообразным развить систему подготовки педагогического персонала непосредственно на территории края. Поэтому в начале ХХ в. к учительской семинарии в Омске добавились семинарии в с. Павловском Томской губернии (1904, впоследствии переведена в Новониколаевск), Тобольске (1914), Барнауле (1915). Новым типом средних специальных учебных заведений в регионе стали учительские институты, статус которых был выше статуса учительских семинарий, поскольку их выпускники имели право преподавать в высших начальных училищах и при определенных условиях поступать в университет. В начале ХХ в. учительские институты были открыты в Томске (1902), Омске (1912) и Тобольске (1916) [1, с. 296, 300, 371].
Между тем ни имевшиеся в крае учительские семинарии, ни учительские институты не готовили профессиональные кадры для женских учебных заведений. В силу этого в июле 1907 г. Министерство народного просвещения предложило попечителю Западно-Сибирского округа возбудить ходатайство
об открытии женской учительской семинарии в То -больской губернии [20]. В результате в Ялуторовске в 1910 г. была открыта первая в Сибири женская учительская семинария, на содержание которой значительную часть средств ежегодно выделяло губернское правление.
Всего же, согласно статистическим данным, на 1 января 1917 г. в России функционировало 145 мужских и 26 женских учительских семинарий. Из них в Западной Сибири располагалось лишь четыре мужских учебных заведения и одно женское. Число открываемых семинарий было так мало для обширного края, что не позволяло удовлетворить потребности в учительских кадрах открываемых школ как в городах, так и селах [21, с. 83-84].
В то же время с втягиванием Сибири в сферу внутреннего и внешнего рынка в крае появился еще один новый вид учебных заведений - коммерческие училища, дававшие учащимся общее и коммерческое образование. Первое в Сибири коммерческое училище было создано в Томске в 1901 г. Инициатива его создания принадлежала местному купечеству, установившему для создания материальной базы училища ежегодный денежный сбор. Пожертвования на училище в размере 30 тыс. руб. были сделаны торговым домом «Е. Кухтерин и сыновья». Десять тыс. руб. ассигновала Томская городская дума [22, с. 1-2]. В Омске коммерческое училище было учреждено в 1905 г. и открыто для приема 31 января 1910 г. [23, с. 49].
Накануне Первой мировой войны в Западной Сибири действовало 3 коммерческих училища: в Томске, Тюмени и Омске. В 1912 г. Томское коммерческое училище впервые в России было реорганизовано в среднее политехническое училище с тремя отделениями - коммерческим, землемерным и горным. В 1915 г. в политехническом училище было введено совместное обучение мальчиков и девочек [1, с. 372; 24].
Параллельно с коммерческими училищами для удовлетворения нужд развивавшейся торговли при содействии местных предпринимательских кругов в Сибири стали возникать торговые школы и классы. Они были открыты в Омске, Томске, Тобольске.
Рост переселенческого движения крестьян в Сибирь, происходивший в годы проведения столыпинской аграрной реформы, требовал создания новых сельскохозяйственных учебных заведений. Явная нехватка образованных специалистов в преимущественно аграрном регионе, каким являлся юг Западной Сибири, привела к появлению в Омске в 1910 г. среднего землемерного училища, находившегося в ведении Министерства юстиции [23, с. 48-49]. В 1903 г. в Омске была учреждена низшая школа молочного хозяйства. В 1912 г. на ее базе было открыто Омское среднее сельскохозяйственное училище, подведомственное Главному управлению землеустройства и земледелия. Училище было учреждено в составе двух отделений (сельскохозяйственного и культурно-технического), и его финансирование шло как за счет средств государственного казначейства, так и за счет местных источников [25, с. 30-31]. В Тобольской губернии сельскохозяйственное училище имелось в То -больске, а в Кургане действовала лесная школа [8, с. 116].
Для удовлетворения нужд железнодорожного транспорта в Сибири стали создаваться технические училища. Первое из них открылось в Томске в 1902 г., затем технические училища были открыты в Омске и Барнауле [1, с. 373-374].
Результатом развития системы образования в Сибири в начале ХХ в. становится поступательный рост образовательного потенциала, в первую очередь крупных городов. В Западной Сибири таковыми по-прежнему являлись Томск, Омск и Тобольск.
Так, в Томске в 1914 г. функционировали три высших учебных заведения, 10 средних общеобразовательных, 11 средних и низших профессиональных [26, с. 226; 27]. К числу основных учебных заведений города относились две мужские гимназии (казенная и частная), два реальных училища, две казенные женские гимназии, женская гимназия
Н. А. Тихонравовой, женская прогимназия, частное учебное заведение (прогимназия) для детей обоего пола, вечерние общеобразовательные классы, духовная семинария, епархиальное женское училище, духовное училище. Профессиональные учебные заведения были представлены учительским институтом, акушерско-фельдшерской школой, коммерческим училищем, средним политехническим училищем, техническим железнодорожным училищем, двумя ремесленными училищами, торговой школой, женской профессиональной школой. «По развитию профессионального образования Томск занимает первое место среди всех сибирских городов, - отмечалось в справочнике «Весь Томск» в 1912 г. - Но это далеко не соответствует той культурной задаче, которая выпала на долю Томска как культурно-просветительного центра Сибири» [28].
В других городах Томской губернии общее и профессиональное образование было представлено мужскими гимназиями в Барнауле и Бийске, женскими гимназиями и прогимназиями в Барнауле, Бийске, Новониколаевске, Канске и Мариинске, реальными училищами в Барнауле и Новониколаевске, учительской семинарией в Новониколаевске [11].
По мере роста уездных городов увеличивалось и число учебных заведений в них. Например, в Барнауле в 1911 г. было три средних учебных заведения (реальное училище, женская гимназия, частная женская гимназия М. Ф. Будкевич), а к 1916 г. здесь были открыты еще одна мужская гимназия, женская прогимназия Н. Н. Красулиной, учительская семинария, среднее механико-техническое училище им. И. И. Ползунова [29, с. 111, 138]. Таким образом, в Барнауле в 1916 г. действовало уже 9 средних общеобразовательных, средних специальных и профессиональных школ, в Новоникола-евске - 5 (в обоих городах с учетом прогимназий) [26, с. 226; 28].
В другом крупном городе Западной Сибири -Омске в 1916 г. действовало 24 учебных заведения, в том числе 11 средних общеобразовательных и 13 средних и низших профессиональных [26, с. 226; 28]. В число учебных заведений города входили
две казенные мужские гимназии, две казенные женские гимназии, шесть частных гимназий, епархиальное женское училище, коммерческое училище, учительская семинария, учительский институт, землемерное училище, кадетский корпус, центральная фельдшерская школа, ветеринарно-фельдшерская школа, техническое железнодорожное училище, среднее сельскохозяйственное училище, низшее механико-техническое училище, отделение торговых классов Общества просвещения Министерства торговли и промышленности, торговые классы Омского биржевого общества, Омская городская торговая школа [30].
В Тобольске к 1916 г. было 11 средних общеобразовательных, средних и низших профессиональных школ [26, с. 226; 28]. В начале ХХ в. на территории губернии действовали мужские гимназии в Тобольске, Кургане, Ишиме, реальное училище в Тюмени, женские гимназии и прогимназии в Тобольске, Тюмени, Кургане, Ишиме, Туринске, Таре, Ялуторовске, епархиальное женское училище в Тобольске, учительские семинарии в Тобольске и Ялуторовске, учительский институт и духовная семинария в Тобольске, частное коммерческое училище Колокольникова в Тюмени, акушерско-фельдшерская школа в Тобольске, Тобольская сельскохозяйственная школа, лесная школа в Кургане и ряд других учебных заведений [31; 32, с. 144].
Всего же в Западной Сибири к 1917 г. действовало три высших учебных заведения, не менее 45 средних общеобразовательных учебных заведений (с учетом прогимназий) и не менее 36 средних и низших профессиональных учебных заведений [11; 18; 30; 31]. Но даже это количество учебных заведений не удовлетворяло возросшим потребностям региона, так как не могло полностью снять проблему дефицита высококвалифицированных кадров, очевидную в условиях ускорения социально-экономического развития края. Одной из главных причин этого являлось недостаточное государственное финансирование системы образования. В этих условиях громадную роль в развитии сети учебных заведений в регионе играла инициатива местных властей и сибирской общественности. Поэтому денежные средства, необходимые для открытия и содержания учебных заведений, выделялись не только из государственного бюджета. Значительная их часть поступала как от органов местного управления, так и частных лиц.
В Тюмени, например, на содержание местной женской прогимназии в конце Х!Х в. городская казна выделяла 300 руб. в год. Остальные средства прогимназия получала благодаря взносам членов попечительского совета, в число которых входили в разное время представительницы самых влиятельных и именитых тюменских фамилий: супруга
купца первой гильдии М. Д. Колокольникова, жена была довольно велика: от городских обществ в том
директора Александровского реального училища же году на содержание училища поступило 7 875
Е. С. Словцова и др. С преобразованием прогимна- руб., а проценты с пожертвованных капиталов и
зии в женскую гимназию расходы на ее содержа- пожертвований обществ и частных лиц составили
ние возросли. Но если в 1908 г. Тюменская женская почти 13 тыс. руб. [33].
гимназия получила от Министерства народного При министре народного просвещения П. Н. Иг-
просвещения 2 000 руб., то от Тюменской город- натьеве (1915-1916) предполагалась реформа си-ской управы ей было выделено в 3.5 раза больше - стемы образования, имевшая в качестве одной из
7 210.8 руб. Большее поступление государствен- задач дальнейшее расширение сети учебных заве-
ных средств было характерно для Тюменского ре- дений всех типов и увеличение числа учащихся в
ального училища, которое в 1904 г. получило из них. Однако осуществление этих планов в полном
средств государственного казначейства 20 754 руб. объеме оказалось невозможным в силу недостатка
Но и здесь поддержка местной общественности средств в условиях Первой мировой войны.
Список источников и литературы
1. История Сибири. Т. 3. Л.: «Наука», 1968. 532 с.
2. Из истории земли Томской. 1604-1917 г. Сборник документов и материалов. Вып. 1. Томск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 224 с.
3. Образовательное дело в Азиатской России. 1913. Апрель-май.
4. Горелова Ю. Р. Из истории развития низшей и средней школы в Омске (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 2005. № 11. С. 236-242.
5. Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885.
6. Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 г. Тобольск, 1884.
7. Исторический архив Омской области. Ф. 43. Оп. 1. Предисловие. Л. 1.
8. Толочко А. П., Ищенко О. В., Сковородина И. С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. (опыт истории в контексте современности). Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 223 с.
9. Бонифатьева Г. Т., Прибыльский Ю. П. Тобольск - сибирская школа в XVIII - начале ХХ в. // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане: сб. науч. ст. и мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (с международ. участием), посвященной 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Омск: Изд-во «Амфора», 2009. С. 66-72.
10. Старый Омск. Омск: Изд-во «Амфора», 2000. 508 с.
11. Памятная книжка Томской губернии на 1914 г. Томск, 1914.
12. Памятная книжка Акмолинской области на 1887 г. Омск, 1887.
13. Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975. 222 с.
14. Гончаров Ю. М. Городская семья Сибири 2-й половины Х!Х - начала ХХ в. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 384 с.
15. Школа Тобольской губернии в XVIII - начале ХХ в. Хрестоматия. Т. 1. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2001. 256 с.
16. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 г. Томск, 1909.
17. Омский вестник. 1914. 30 мая.
18. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916.
19. Гач. О. Б. Развитие среднего образования в негосударственных учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале ХХ века // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане: сб. науч. ст. и мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (с международ. участием), посвященной 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Омск: Изд-во «Амфора», 2009. С. 94-96.
20. Памятная книжка по Енисейской губернии на 1913 г. Красноярск, 1913.
21. Окушова Г. А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России // Вестн.Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 80-85.
22. Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2163. Л. 64, 68.
23. Первое Сибирское коммерческое училище цесаревича Алексея в г. Томске 1901-1909. СПб., 1910.
24. Весь Омск. Справочник-указатель на 1912 г. Омск, 1912.
25. Докладная записка Комиссии по вопросу о введении совместного обучения в 1-м Сибирском среднем политехническом училище цесаревича Алексея в г. Томске. Томск, 1915.
26. Сковородина И. С. К истории Омского среднего сельскохозяйственного училища (1911-1917 гг.) // Омск. ХХ век (вехи истории). Омск, 2001. С. 30-31.
27. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск, 1923. 254 с.
28. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г.
29. Город Томск. Томск, 1912.
30. Барнаул. Летопись города. Ч. 1. Барнаул, 1995. 224 с.
31. Памятная книжка Акмолинской области на 1914 г. Омск, 1914.
32. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 г.
33. Государственный архив Тюменской области. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 513. Л. 2; Ф. И-58. Оп. 1. Д. 102. Л. 8-11.
Ищенко О. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры.
Сургутский государственный университет.
Ул. Ленина, 1, Сургут, ХМАО, Тюменская область, Россия, 628410.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.12.2011.
O. V Ishchenko
THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION AND VOCATIONAL TRAINING IN WESTERN SIBERIA AT THE SECOND HALF OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY
The article is devoted to the characteristic of the development of general education and vocational training in Western Siberia at the second half of the 19th - beginning of the 20th century. At this period the change of amount of the educational institutions and the appearance of new types of general educational and professional schools were typical of Siberia. The very important role in this process belonged to public and private charity.
Key words: Western Siberia, educational institutions, general education, vocational training, charity.
Surgut State University.
Ul. Lenina, 1, Surgut, HMAO, Tumen region, Russia, 628410.
E-mail: [email protected]