Научная статья на тему 'Социокультурная динамика свадебного обряда в процессе формирования городской субкультуры'

Социокультурная динамика свадебного обряда в процессе формирования городской субкультуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
680
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная динамика свадебного обряда в процессе формирования городской субкультуры»

О. В. Кузьмина

кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры РТПП Кемеровский государственный университет культуры и искусств

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Если культуру вообще рассматривать как транслятор мировоззрения народа [1], то национальная культура в этом аспекте становится элементом передачи духовных ценностей и стереотипов поведения, присущих той или иной национальной группе, сообществу. Национальная культура не может существовать без знания духовного богатства своего народа, без освоения народной культуры прошлого и настоящего, без познания межнациональных связей, в конце концов, без национального самосознания, которое формирует эстетические и нравственные категории, а те, в свою очередь, влияя на человека, делают его духовно богатым.

Под национальным самосознанием мы понимаем осознание человеком себя принадлежащим к той или иной национальной группе со своими культурными, семейно-бытовыми и общественными отношениями. Национальное самосознание как таковое не зависит от территориального проживания того или иного человека. Национальному самосознанию присуще чувство патриотизма, что уже само по себе актуально. Ситуация, которая складывается сегодня, позволяет говорить о потере ощущения единства человека с другим близким по духу человеком, социальной группой, страной. прежде всего, это связано с продолжением локальных войн, разрывом экономических и культурных связей с бывшими республиками Советского Союза, национальной обособленностью.

поэтому идея возрождения национального самосознания позволяет человеку осознать и сохранить свой суверенитет, а также повлиять на установление взаимовыгодных отношений с другими народами.

Как мы отмечали, национальное самосознание неразрывно связано с национальной культурой, а значит, с ценностями, нормой поведения, традициями и обычаями [2], которые играют значительную роль в жизни народа. Обычаи способствуют сохранению преемственности в национальном развитии, приданию культуре, образу жизни национального колорита. Все эти факторы нашли свое отражение в обрядах. Именно обряд позволяет человеку ощутить себя в единстве с семьей, обществом, природой, космосом, мирозданием. Из всех обрядов жизненного цикла такое единение передает свадебный обряд. Вообще, свадьба как обряд несет двойную нагрузку: во-первых, это смена социального статуса члена сообщества (невеста становится женой), а во-вторых, переход члена сообщества из одной возрастной группы в другую (девушка становится женщиной) [3].

Свадебный обряд по своей символике выражен намного ярче, чем другие обряды жизненного цикла. Поэтому свадьба превращает частное событие в событие космического порядка. Невесту, которую отдают на «заклание» во время свадьбы вместе с сообществом, семьей, потомством, общиной и даже мирозданием, нарушает привычный порядок космоса. Свадьба, отмечая такое нарушение прежнего порядка, предлагает свое символическое решение, чтобы утвердить (или восстановить) новый (или прежний) порядок в социуме и космосе [4].

Средством для достижения поставленной цели является жертва. Здесь жертва выступает как символ неразрывного единства человека и сообщества, мира и судьбы. Всякое жертвоприношение, в виде хлеба и мяса (курицы), помогает заново перераспределить долю между членами сообщества, а также выделить новую долю, новую судьбу главным участникам события, т. е. жениху и невесте.

Земледельческий свадебный обряд - самый зрелищный обряд из всех традиционных, именно в нем появляется большое число драматических эффектов, со строго кодифицированным языком, с насыщенной символической основой. Для девушки, выхо-

дящей замуж, свадебный ритуал является сложным и главным испытанием, к которому она готовится всю девичью пору. На протяжении всей свадьбы ей необходимо доказать, что она соответствует требованием, предъявляемым к будущей жене, как с физической, так и с «профессиональной» точки зрения, т. е. доказать свою готовность быть хозяйкой в широком смысле этого слова. Теперь она становится ответственной за все хозяйство: начиная с ведения дома и заканчивая плодовитостью скота.

Таким образом, аграрная культура, на которой построены взаимоотношения общины, является фундаментом русской национальной культуры. Впоследствии на ее основе развивается светская культура, в рамках которой купечество как сословие занимает особое положение: с одной стороны, прослеживается прямая связь с аграрной традицией (выходцы из крестьян), с другой стороны - огромное влияние сословия на формирование городской культуры, что позволяет рассматривать купечество как часть национальной культуры.

Сегодня уже хорошо изучены экономические аспекты деятельности гильдейского купечества в истории России: коммерческая деятельность, численность, источники формирования и пр. [5].

На тот период времени значимость купечества в экономической и общественной жизни была достаточно велика. Сословие существенно отличалось от других направлением хозяйственной деятельности, а также менталитетом, образом жизни.

Подробно изучив структуру традиционной аграрной и городской купеческой свадьбы и проделав их сравнительный анализ, мы проследили механизм трансформации земледельческого свадебного обряда в условиях городской среды, что позволяет: с одной стороны - проследить изменения, трансформацию и частичную утерю символической основы в современном городском свадебном цикле, а с другой - найти точки их соприкосновения.

Сопоставление городского и сельского свадебно-обрядовых циклов (см. табл.), показало, что такие элементы, как сватовство, смотрины, сговор сохранились в городской среде независимо от социально-сословной направленности. Эти обряды выполняли важную организационно-хозяйственную функцию. Например, сговор, как в городском, так и в земледельческом свадебном ритуале, продолжал сохранять свое традиционно-правовое значение. Это значит, что после сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы, иначе обе семьи считались скомпрометированными. пострадавшая сторона могла потребовать возмещение затрат, связанных со свадебными приготовлениями.

В городе главной целью свадебного обряда становится приумножение материального благосостояния. Поэтому такой обряд, как привоз приданого, становится после сговора вторым по величине событием в предсвадебном этапе. Значительность обряда подчеркивается тем, что в крестьянском свадебном цикле он играл второстепенную роль и находился среди обрядов свадебного этапа.

Девишник же имел место только у групп населения, наиболее близких к крестьянским традициям. Тогда как «мальчишник» был популярен во всех сословиях и выполнял те же функции, что в крестьянском свадебном обряде (встреча с приятелями и прощание с молодостью). Происходит смещение обрядового акцента с женского (воспроизводящего) на мужское (укрепляющее и сохраняющее род) начало, так как юридически наследство передается по мужской линии.

В городской традиции не встречались вообще такие обряды как богомолье, баня, приезд жениха за невестой, «окручивание», брачная постель, «отводины». Считается, что исчезновение обряда «окручивание молодой» связано с тем, что в городе раньше, чем в деревне, сложился и распространился недифференцированный комплекс женской одежды, представляющий некий вариант общеевропейской одежды. Единственным внешним знаком, отличавшим замужнюю горожанку от девушки, стало обручальное кольцо.

В свадебных обрядах простолюдинов, мещан и даже купечества сохранилось от древнего быта называние молодых Князем и Княгинею [6]. Как писал Н. И. Костома-

ров об обычаях наших предков ХУ1-ХУН веков, это связано с тем, что «свадебные обряды изображали вступления жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название Князя, а невеста - Княгини».

Свадьбам предшествуют святочные, семицкие и купальские гадания; и все крестьянские свадебные обряды сопровождались различными приметами и предосторожностями от порчи, колдовства, каких особенно опасались при этом случае; для сего приглашали знахаря, который охранял молодых от всякой порчи [7].

В городском свадебном обряде покровителем молодых являлся «свадебный генерал». Чаще всего это был уважаемый горожанин с солидным достатком. Чем почетнее и богаче «свадебный генерал», тем больше внимания оказывало общество молодой супружеской паре и тем охотнее принимало их в своих домах.

Как знахарь в крестьянском свадебном обряде, так и «свадебный генерал» в городском свадебном обряде были самыми почетными гостями на свадебном пиру. Именно они начинали свадебное застолье и произносили первый тост за молодых. И именно от них зависела репутация молодой пары [8].

Неизменной осталась функция обряда встречи молодых. Как в городском, так и в сельском свадебном обрядовом цикле возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха «с хлебом - солью». Благословляли и желали счастья молодым.

Проводы на брачное ложе также не встречаются в описании городского свадебного обряда, это связано, прежде всего, с тем, что по окончанию свадебного ужина приносили торт, который служил своеобразным сигналом завершения торжества. Обычно после торта гости расходились.

В послесвадебном этапе обнаруживается сильное различие. В сельском свадебном обряде, во время «отводин», молодые наносили визиты к ближайшим родственникам, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. В городском же свадебном обряде визитная неделя начиналась с того, что новобрачных посещали родные только со стороны мужа. Тем самым, на протяжении всего городского свадебного обряда прослеживается четкая значимость мужской линии. Именно в таком браке главное и последнее слово за мужчиной. Наследство передается только по мужской линии. Если брак распадается, что бывало очень редко, неважно по чьей вине, то мужчина в любом случае остается правым и детей забирает на воспитание к себе.

Таким образом, весь городской купеческий свадебный обряд направлен на утверждение преобладания социальной и материальной роли мужчины.

Характерные для деревенской свадьбы магические обряды в городе занимали незначительное место среди других свадебных обычаев и обрядов и встречались, как правило, в пережиточных формах. Многие аграрно-магические обряды, входившие в состав традиционного свадебного ритуала, в условиях города фактически не имели почвы для распространения. С развитием городского образа жизни обряды, сложившиеся на основе общинно-земледельческого быта, стали терять смысл. Их первоначальные функции со временем забывались.

В состав свадебного комплекса горожан продолжали входить содиасмические (соединительные) обряды брачной магии. Образная система таких обрядов, как скрепление рук жениха и невесты, кормление молодых, публичные поцелуи новобрачных и т. д., передавала в символической форме эмоциональное и хозяйственное единение супругов, вхождение их в новый семейный круг.

У горожан обряды, направленные на материальное благополучие и деторождение, получили широкое распространение и бытовали в социально-трансформированных разновидностях. Так, традиционное осыпание молодых зерном постепенно заменяется в городской среде осыпанием деньгами. В условиях города на первый план выходит демонстративная сторона свадебных обычаев, обрядов.

Послесвадебный период продолжался вплоть до Масленицы и Троицко-Семицкого цикла. Именно на таких больших и важных для всего сообщества праздниках молодожены переходили в статус молодой семьи и с этого дня считались полноправными членами общины. Следует отметить, что гуляния такого характера на Троицу были прерогативой деревенского уклада. В городе же сохранились только Масленичные смотрины молодых, которые остаются актуальными и по сей день (см. табл.).

Таблица

ЭТАПЫ Крестьянский свадебный обряд Городской (купеческий) свадебный обряд

Предсвадебный этап 1. Сватовство (смотрины) 2. Осмотр дома жениха 3. Рукобитие (сговор) 4. Богомолие 5. Девишник или мальчишник 6. Баня 1. Сватовство 2. Смотрины 3. Сговор-помолвка 4. Привоз приданого 5. Мальчишник 6. Ритуальное печенье (приготовление)

Свадебный этап 1. Сбор свадебного поезда 2. Приезд жениха за невестой (выкуп) 3. Венчание 4. Встреча молодых 5. Привоз приданого 6. «Окручивание» 7. Пир, центральное событие 8. Обрядовая пища 9. Брачная постель 1. Привоз шкатулки 1. Обряд «о пяти приборах» 2. Венчание - центральное событие 3. Встреча молодых 4. Бал 6. Ритуальное печенье

Послесвадеб-ный этап 1. «Отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам 1. Одаривание молодой родни мужа 2. Визитная неделя - визиты к молодым родственников мужа

Примечания

1. Подробнее о «транслировании мировоззрения народа» говорится: Хуторова Ф. Фольклорное сознание как часть духовной культуры // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Научно-теоретическая конференция: сб. тезисов. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001.

2. Термины «традиция», «обычай», «обряд» можно посмотреть: Руденский Е. В. Некоторые вопросы сценарного мастерства. - Кемерово, 1979; Словарь русского языка. - М., 1982; Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1964; Современный словарь по культурологии. -Мн.: Современное слово, 1999.

3. Мы настаиваем именно на такой постановке вопроса, так как смена социального статуса члена сообщества является ведущей задачей свадебного обряда, тогда как, с точки зрения Кабаковой Г. И. (см.: Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. - М.: Ладомир, 2001. - С. 192.) эта функция не является основной.

4. Если для главных участников события свадьба - это утверждение нового порядка, то для самого сообщества - восстановление прежнего.

5. См.: Бойко В. П. Томское купечество в конце ХУШ-Х1Х вв. Из истории формирования сибирской буржуазии. - Томск: Изд-во «Водолей», 1996.

6. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обычаи. - М.: Советская Россия,1990. - Ч. 2.

7. Подробнее см.: Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. - СПб.: Изд-во «Литера», 1997.

8. Жирнова Г. В. Брак и свадьба. - М.: Наука, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.