УДК 379.851
DOI: 10.12737/19177
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Гозалова Марина Робертовна, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Середина Мария Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры туризма и гостеприимства, [email protected]
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается вопрос о роли молодёжных групп в социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма и значимости социальной роли молодёжи в туризме. Возникновение индустрии молодёжного туризма, различие социокультурных приоритетов в мотивации путешествий для молодёжи характеризуются важностью анализа молодёжного туризма, который выступает как показатель различий между социальными слоями молодёжи, поэтому актуально вести речь о социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма и анализе основных подходов к сущности дифференциации в туризме. Авторами рассмотрена основная теоретическая составляющая вопроса о необходимости использования термина «социокультурная дифференциация» и его применения в сфере туризма относительно молодёжи.
Для изучения аспектов социокультурной дифференциации молодёжи в туризме, основанной на потребностях молодых людей со сходными социокультурными признаками и интересами, понятие «группа» рассмотрена как совокупность людей, объединённых общими ценностями, интересами, нормами, постоянным взаимодействием, целями, интересами, ограниченная критериями членства. Социокультурная дифференциация молодёжи характеризуется культурной составляющей данного процесса. В результате вышеизложенного возникает необходимость исследования основных аспектов групповых отношений и роли молодёжи в становлении общества. Основные элементы, характерные для групповых отношений молодёжи в туризме, основаны на досуговых интересах. Разработка научного подхода к решению молодёжных проблем, а также наличие социальной и государственной политики в сфере туризма является важным элементом в вопросе социокультурной дифференциации, а молодёжь рассмотрена через призму групповых отношений, основанных в первую очередь на общности интересов.
Ключевые слова: социокультурная дифференциация, молодёжные группы, досуговые интересы, социальные параметры, групповые отношения, социокультурный портрет, социологический метод исследования
В молодёжной среде сформировалась новая идеология путешествий и туристской деятельности. Для большинства представителей молодёжи значимыми являются апробация ролей социального поведения. Туризм теряет культурные и социальные
развивающие функции, и эти изменения ведут к ряду негативных, социально опасных тенденций, когда для молодежи характерна ориентация на туризм как на некую сверхценность, а человека путешествующего представляют как человека, играющего важную социальную роль в социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма.
Возникновение индустрии молодёжного туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий молодёжи ведет к необходимости его анализа как показателя различий между социальными слоями молодёжи. Поэтому актуально вести речь о социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма и анализе основных подходов к сущности дифференциации туризма и выявлении его основных функций и характеристик в рамках проведённых социологических опросов и их анализе.
Социологический метод исследования социокультурной дифференциации молодёжи в туризме анализирует мотивы, привычки и традиции, интересы, цели гостей и жителей принимающей страны и ведёт к анализу индивидуального и группового поведения молодёжи. Отсюда и возникает понятие социокультурной дифференциации в результате различий между разными возрастными группами молодёжи и разницей их потребностей (например, студенческий туризм во Франции, Германии, Нидерландах, где характерны низкие цены на размещение и европейские программы для реализации отдыха молодёжи по интересам, туристские лагеря по интересам: изучение иностранных языков, музыкальные фестивали).
Основу анализа дифференциации и выявления социокультурных аспектов туризма составили социологические теории - социология миграции (Т.Н. Юдина) и теория межкультурной коммуникации. Создатель теории социальной дифференциации -английский философ Г. Спенсер - дал определение понятию дифференциация и выявил, что это - результат двух циклов, где один характеризуется склонностью к процессам специализации, обмена, конкуренции и развития отличительных качеств, а другой относится к конкуренции, обмену, власти и контролю над ресурсами. Из этих двух циклов возникают три взаимосвязанные формы дифференциации, которые применимы к вопросу о социокультурной дифференциации в туризме - это иерархии и неравенства, разнородность и подгруппы, а также подкультуры или символическое разнообразие. Из двух циклов происходят три вида дифференциации, во-первых, формирование подгрупп с высокой внутренней солидарностью и с плотной сетевой структурой; формирование различных субкультур и иерархий, различающихся по соответствующим долям материальных и культурных ресурсов [1, с. 22].
Для анализа роли дифференциации и её основных особенностей в данной статье рассмотрим понятие «социального неравенство», которое представляет собой форму социальной дифференциации, где отдельные социальные группы, индивиды, классы, слои занимают свое положение в иерархии социальных статусов и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения собственных потребностей. В контексте данной статьи необходимо отметить связь между уровнем жизни общества и интересами, потребностями, экономическими особенностями представителей молодёжи, которые все эти аспекты реализуют в пространстве свободного времени. Необходимо находить для общества и его индивидов нужное соотношение между степенью социального неравенства, которое неизбежно возникает в обществе, и представлениями людей о социальной справедливости в процессе дифференциации. Рассмотрена основная теоретическая составляющая вопроса о необходимости использования термина социокультурная дифференциация и его применения в сфере туризма относительно молодёжи.
Социальная дифференциация - это процесс разделения общества на определенные группы, занимающие разное социальное положение. Социокультурная дифференциация молодёжи, где основой являются досуговые интересы с сфере туризма, определяется индивидуально-личностными факторами: социально-демографическими,
психологическими и культурными факторами, которые в свою очередь влияют на разделение досуговых интересов молодёжи. Соединение социально-экономических и культурно-демографических характеристик объясняется принадлежностью к определенному полу и дает представителю молодёжи понимание о его индивидуальности, и в зависимости от возраста это ведёт к возникновению предпосылок различия в структуре интересов и ориентации человека, в его культурных и других потребностях, и все это обусловливает дифференциацию, точнее разделение на группы по интересам в сфере туризма. В результате всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социокультурная дифференциация необходима в сфере туризма для правильной реализации его видов [1, с. 23].
Социокультурная дифференциация молодёжи обусловливается социальными параметрами и культурной составляющей данного процесса в сфере туризма. В результате этого необходимо исследовать основные особенности групповых отношений, выявить основные предпосылки формирования интересов и целей, роли и места разных слоев молодёжи в становлении общества и проанализировать роль туризма в вопросе выявления социокультурных особенностей представителей молодёжи. Специфика групповых
отношений молодёжи, где главную роль играют их досуговые интересы и предпочтения, является главным условием применения научного подхода к решению проблемы социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма, а также разработке социальной и государственной молодёжной политики для сферы туризма.
С целью изучения роли социокультурной дифференциации молодёжи в туризме, которая основана на общностях молодых людей со сходными социокультурными признаками и интересами, используется понятие «группа». Термином «группа» называют совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами, постоянным взаимодействием, ограниченная только критериями членства [3, с.54].
В данной статье роль социокультурной дифференциации молодёжи рассмотрена через призму групповых отношений, которая основана на общности интересов и, следовательно, развитии определенных видов молодёжного туризма. Социальная группа возникает при вовлечении её членов в социальные процессы взаимодействия, которые включают взаимные роли и связи. Основными признаками социальных групп, согласно теории Р. Мертона, являются три основных признака. Первый - это определенный способ взаимодействия между её членами, где применяют основные типичные схемы взаимодействия для идентификации принадлежности представителей молодёжи, второе -это чувство принадлежности к данной группе, и третьим признаком является идентичность и четкое понимание необходимости идентичности для выявления признаков группы [4, с. 18].
Западные социологи выделяют «малые группы», в которых основными проблемами являются идентификация и социализация. Объём содержания понятия «малая группа» означает равенство в социальном статусе взглядов, а также системе ценностей и особенностях поведения. Некоторые западные исследователи используют понятие «малая группа» только для обозначения неформальных групп молодёжи. По мнению западных социологов, местонахождение групп ровесников в социальном статусе может быть определено между первичной организацией, например семья, и вторичными организациями, где основную роль играет школа, университет и общество в целом. «Малая группа» - это группа, созданная для проведения досуга, исследование этого понятия обусловлено необходимостью в выявлении наличия молодёжного ресурса, который включает большое количество «малых групп», формирующихся на основании общности интересов и понимании аспектов социокультурной дифференциации представителей молодёжи в туризме на основе их досуговых интересов [10, с. 200].
Главными социокультурными признаками молодёжной группы выступают взаимосвязанные процессы самореализации и социализации её представителей, а основная проблема идентификации - это дифференциация влияния на молодёжные группы исходя из возрастных особенностей, а также важных исторических, культурных, жизненных событий, содержание и социальный смысл которых зависят от конкретных условий социокультурной реальности [2, с. 43].
Социокультурная дифференциация ведёт к быстрому обновлению социологического портрета молодёжных групп, а также расширению их социокультурной дифференциации, которая связана с различиями в жизненных планах, образе жизни, социальной активности, образовании и особенностях дифференциации в туризме.
Создание инфраструктуры молодёжного туризма в результате социокультурной дифференциации решает несколько актуальных задач как для личности туриста, так и для государства в целом. Для личности это касается укрепления здоровья, для поддержания которого необходимо наличие туристских клубов, а также участие представителей молодёжи в походах, соревнованиях, туристских лагерях. Возможность путешествовать способствует развитию сети молодёжных турбаз и туристских маршрутов [6, с. 90]. Ещё одним аспектом для дифференциации молодёжи в туризме является потребность получения качественного и безопасного отдыха. Программа дифференциации предусматривает подготовку специалистов данной сферы деятельности и повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня с помощью походов и путешествий, а также возможности их профессиональной ориентации в сфере туризма. Процесс развития дифференциации молодёжи в туризме как важной отрасли экономики при правильной организации всех направлений приведёт к получению доходов, а человек будет путешествовать, вкладывая деньги и принося тем самым доход государству, что приведёт к занятости населения. Выделение молодёжных групп при изучении понятия «социокультурная дифференциация» в сфере туризма помогает рассмотреть практическую составляющую различных подвидов молодёжного туризма [3, с. 22].
Принципиальное значение имеет дальнейшее развитие следующих организационных форм молодёжного туризма - профильные лагеря, экскурсии, туристские и спортивный мероприятия и соревнования, альпинизм, скалолазание и. т. п. Молодёжный туризм является хорошей защитой от многих бед современности, но, к сожалению, таким туризмом занимается чуть больше 2% молодых людей, в частности, в Российской Федерации [8, с. 43].
Рассмотрение молодёжных групп позволит исследовать их влияние на усиление и активизацию образа жизни молодых людей, повышение возможности путешествий, получение качественного отдыха, повышение образовательного и культурного уровня посредством различных подходов [7, с. 37].
Анализ роли молодёжных групп в процессе социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма будет способствовать не только развитию и укреплению роли туризма как важной отрасли экономики, но и росту занятости населения, а также повышению рейтинга России в мировом турбизнесе и усилению воспитательной функции туризма [5, с. 20].
Важнейшим подвидом молодёжного туризма является студенческий туризм. В частности, анализ «малых групп» с использованием студенческих карт КГС в 120 странах мира предоставляет свыше 40 тыс. скидок и льгот, а в России - это более 500 скидок. В целом этими студенческими картами в мире пользуются 4,5 млн. человек, в основном это молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет. Кроме того, важно исследование молодёжных групп, которые передвигаются по миру с помощью программы молодёжного хостел-туризма (для тех, кто не может тратить большие средства на проживание). Причём места могут бронироваться международной системой бронирования (1ВК) через сеть Интернет. Крайне важно исследование молодёжных групп в хостелах, в частности, в Российских городах-миллионерах: Москва, Санкт-Петербург, Казань и др. [9, с. 150].
Актуальны также исследования «малых групп» в детском туризме, поскольку международная организация летних программ объединяет более 60 национальных ассоциаций в Англии, Франции, Австрии и других странах.
Вместе с тем исследования «малых молодёжных групп» очень актуально в других видах туризма - религиозном, социальном, экологическом и др.
В целом можно сделать следующий вывод о том, что исследование роли «молодёжных групп» в социокультурной дифференциации молодёжи в сфере туризма является первоочередной задачей социальных исследований как в российской, так и в зарубежной тематике.
Литература
1. Аникеева О.А. Качество и эффективность профессиональной деятельности в сфере социальной защиты населения // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: сб. материалов междунар. науч.- практ. конф.
(г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 30 сентября, 6 октября 2010 г.) / под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.- Пермь, 2010. - 493 с.
2. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях: монография / О.А. Аникеева, Т.М. Мозговая, П.Д. Павленок, М.И. Середина, А.Ю. Фодоря и др., под ред. д-ра философ. наук, проф. П.Д. Павленка, канд. социол. наук, доц. Т.М. Мозговой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. -233 с.
3. Виноградова С.Н. Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2010. - № 2. - 13 с.
4. Манько Ю.В., Оганян К. Социология молодежи. // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 7.
5. Середина М.И. Проблемы формирования и взаимодействия этносов в современных мегаполисах (на примере Лондона, Нью-Йорка и Москвы) / А.Ю. Фодоря, М.И. Середина // Модернизация регионального экономического пространства: зарубежный и отечественный опыт: сб. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2012.
6. Середина М.И. Модернизация регионального экономического пространства: зарубежный и отечественный опыт. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2012. - С. 87-92.
7. Середина М.И. О взаимодействии этнических общин в мегаполисе // Экономика, бизнес, банки. - 2015. - № 2 (11). - С. 52-59.
8. Фодоря А.Ю. Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - № 4, - С. 43.
9. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России» , 2010. - 166 с.
10. RISE - International Journal of Sociology of Education Vol. 2 No. 2 June 2013 pp. 193-214.
SOCIO-CULTURAL DIFFERENTIATION OF YOUTH IN TOURISM
Marina Gozalova, PhD in Sociological sciences, Head of the Department of Foreign
Languages, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
Maria Seredina, PhD in Sociological sciences, Associate Professor, [email protected]
Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service
Moscow, Russian Federation
The article discusses the role of youth groups in the socio-cultural differentiation of youth in the field of tourism and the importance of the social role of youth in tourism. The emergence of youth tourism industry, social and cultural differences in travel motivation of young people makes it important the analysis of youth tourism. Tourism is an indicator of the differences between social stratums of youth, therefore important to talk about the social and cultural differentiation of young people in tourism and analysis of the main approaches to the essence of differentiation in tourism. The authors consider the main theoretical component of the need to use the concept "socio-cultural differentiation" and its application in tourism concerning the youth.
Needs of young people with similar socio-cultural characteristics and interests are the basis of the study of the socio-cultural aspects of the differentiation of youth in tourism. Within this framework, the concept of "group " is considered as collection of people based on common values, interests, standards, constant interaction, goals, interests, and limited with criteria of membership. Socio-cultural differentiation of youth is characterized by the cultural component of this process. As a result of the foregoing, it is necessary to study the basic aspects of group relations and the role of youth in the development of society. The main elements, typical for group relations of youth in tourism, are based on leisure interests. Development of a scientific approach to solving the problems of youth, as well as availability of social and public policy in tourism are the important elements of the issue of social and cultural differentiation. In such a case, youth is viewed through the prism of group relationships based primarily on common interests.
Keywords: socio-cultural differentiation, youth groups, leisure interests, social dimension, group relations, socio-cultural portrait, sociological research method
References
1. Anikeyeva OA. Obrazovatel'naja politika i social'naja bezopasnost' [Educational policy and social security] // Social'naja bezopasnost' i zashhita cheloveka v uslovijah novoj obshhestvennoj real'nosti: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Social safety, social security and humans protection in a conditions of new social reality: The collection of materials of the International scientifically and practical conference] / Ed. by Z.P. Zamaraeva, M.I. Grigoryeva. Perm, Perm State University, 2010. Pp. 67-71.
2. Social'naja splochennost' kak istoricheskaja i prakticheskaja problema Rossii v sovremennyh uslovijah [Social cohesion as a historical and practical problem of Russia in modern conditions] / Ed. by P.D. Pavlenko, T.M. Mozgovaja. Moscow: INFRA-M, 2015. 233 p.
3. Vinogradova S.N. Osobennosti social'no-psihologicheskih komponentov splochennosti studencheskih grupp [Features of socially-psychological components of unity of student's groups] // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Psihologija. [Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A series of "Psychology"]. 2010. No. 2. Pp. 52-65.
4. Man'ko Ju.V., Oganjan K. Sociologija molodezhi [Sociology of Youth] // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International journal of experimental education]. 2011. No. 7. Pp. 83-84.
5. Fodorya A.Yu., Seredina M.I. Problemy formirovanija i vzaimodejstvija etnosov v sovremennyh megapolisah (na primere Londona, New-Yorka i Moskvy) // Modernizacija regional'nogo ekonomicheskogo prostranstva: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt: sb. [Problems of formation and interaction of ethnic groups in the modern cities (the case of London, New York and Moscow) // Modernisation of regional economic space: foreign and domestic experience: the collection]. Мoscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2012.
6. Seredina M.I. Modernizacija regional'nogo ekonomicheskogo prostranstva: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt [Modernisation of regional economic space: foreign and domestic experience]. Мoscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2012. - C 87-92.
7. Seredina M.I. O vzaimodejstvii etnicheskih obshhin v megapolise [On the interaction of ethnic communities in the modern megacities] // Ekonomika, biznes, banki [Economy Business Banks]. 2015. No. 2 (11). Pp. 52-59.
8. Fodorya A.Yu. Rol' i mesto dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija (DPO) v sisteme obrazovanija v sfere turizma [The role and place of advanced professional training in the system of tourism education] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2013. No. 4. Pp. 41-44.
9. Molodezh' v Rossii. 2010: stat. sb. [Youth in Russia. 2010: statistical book] / UNICEF, Rosstat. - Moscow: IPC "Statistics of Russia", 2010. 166 p.
10. RISE - International Journal of Sociology of Education. Vol. 2. No. 2. June 2013. Pp. 193-214.