УДК 316.7:316.346.32-053.6
С.В.Косицына
РАБОЧАЯ МОЛОДЁЖЬ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье проанализирована рабочая молодёжь как социальная группа. Раскрыты основные проблемы и тенденции взаимодействия молодых людей с различными сферами общества. Сформулировано определение «рабочая молодёжь», выявлены основные поведенческие стратегии, ценности молодых рабочих, направление их социокультурного потенциала.
Ключевые слова: рабочая молодёжь, городское пространство, социокультурное пространство.
S. W.Kositsyna Labouring youth in the context of urban social and cultural space
In article the young workers as social group are analysed. The basic problems and tendencies of interaction of young men with various spheres of a society are opened. Definition 'young workers’ is formulated, the basic behavioural strategy, valúes of young workers, their direction ofsocio-cultural potential are revealed.
Keywords: young workers, city space, socio-cultural space
Молодое поколение является постоянно воспроизводимой социальной группой, которая по сути сво-ей представляет собой потенциальный источник преобразования общества. Как и всякая социальная группа, молодёжь характеризуется собственными закономерностями развития, особенностями функционирования, освоения ролей и статусов. Процесс развития и становления молодёжи как части общества сопровождается процессами социализации и инкультурации.
Обозначим критерии, по которым, на наш взгляд, дифференцируется молодёжное сообщество. Первый из них - возраст. Обычно выделяют подростковую группу, юношескую группу и молодых взрослых. Второй - социально-экономическое положение. Здесь выделяются класс бедных молодых людей и взрослеющих в бед-ных семьях; средний экономический слой молодёжи; высший класс, или богатая молодёжь. Третий - уровень образования. Представители молодёжи имеют начальное, среднее и высшее образование. Стоит отметить, что молодые люди могут входить в группу активно образовывающуюся (характеризующуюся множественным потреблением информации) и, наоборот, в неактивную группу пользователей знаний.
Четвёртый критерий - профессиональная занятость, и здесь такие подгруппы как безработная мо-лодёжь, экономически-активная группа, рабочие молодые люди, служащие или входящие в слой интел-лигенции и пр., специалисты высокой квалификации, средней и низкой. Пятый - уровень культурного развития: молодёжь, входящая в число ценителей массовой культуры или контркультуры; интеллигентная молодёжь либо неинтеллигентная; разделяющая традиционную культуру либо противопоставляющая себя историческому наследию и т.д. Шестой критерий - уровень религиозности: интенсивно религиозная молодёжь или формально относящая себя к определённому вероисповеданию. Седьмой критерий - уровень гражданской и политической активности, и это - пассивно-равнодушная к политической сфере молодёжь, нигилистическая, активная, политически агрессивная.
В качестве восьмого критерия называют жизненный стиль и поведение: молодые люди, обладающие оптимизмом; депрессивная молодёжь; социальные консерваторы или инноваторы. Наконец, девятый крите-рий - уровень соблюдения здорового образа жизни: придерживающиеся норм ЗОЖ и отклоняющиеся от них.
Если говорить о рабочей молодёжи, то это такая подгруппа, которая неоднородна по материальному уровню и которая экономически активна; которая социализирована более всего в профессиональной сфере; группа, демонстрирующая различные образовательные и культурные уровни и не лишённая творческого потенциала; группа, ориентированная на религиозность как символ скрытой от внешнего наблюдателя сакральности; группа, политическая активность которой может варьировать - от самой высокой до низкой в зависимости от социально-экономической и социально-психологической ситуации в регионе. Рабочая молодёжь не склонна к психологической депрессии, поскольку производственная деятельность требует большой сосредоточенности, самоотдачи, что делает её устойчивой ко многим социальным потрясениям. Наконец, рабочая молодёжь - та часть общества, которая менее всего озабочена своим здоровьем и ведёт образ жизни, позволяющий не только активно работать, но и активно расслабляться, причём, далеко не всегда спортивным, физкультурным или каким-либо творческим способом.
По мнению Н.Смелзера [4, с.469], возрастной статус тесно связан с социальными ожиданиями, то есть можно сказать, что возраст человека в данном контексте определяется уровнем соответствия социальным ожиданиям. В процессе собственного становления молодёжь подвергается воздействию
«возрастных стереотипов». [4, с.469] К примеру, молодой рабочий испытывает страх потерять работу или не устроиться на более благополучную, боится не получить образования, не обрести семью и пр. Если же говорить об особенностях функционирования современного городского пространства, то оно не способствует снижению данных опасений, а скорее вынуждает молодого человека активно противостоять социальным угрозам. Таким образом, согласно концепции Н.Смелзера, молодёжь - это скорее социально навязанный статус, определяющий соответствующие поведенческие роли, досуговые нормы, нравственные ценности. В данном контексте социальный образ рабочей молодёжи - это некий общественный стереотип в отношении молодых людей, занятых по большей части физическим трудом.
Социокультурное пространство есть понятие, выражающее соединение ценностно-символической системы, социального и коммуникативного уровня как объектов человеческой деятельности в пределах определенного географического локуса. Успешная интеграция рабочей молодёжи в социокультурное пространство города зависит от первичных факторов её социализации - семейного благополучия, близкого круга друзей и знакомых, а также и от вторичных - институтов образования, культуры, религии, экономики, медицины. Более того, отметим, что функционирование молодёжи как особой социальной группы совпадает с процессом её вторичной социализации, потому как первичную социализацию личность проходит в детском возрасте.[18] В данном ключе рабочая молодёжь становится обладателем достаточного инновационного потенциала для преобразования социокультурной среды города, поскольку использует в процессе социального взаимодействия усвоенные трудовые нормы и установки, переданные от предшествующего поколения, а также и современные навыки и ценности.
Согласно результатам исследования современных учёных, уровень саморегуляции молодёжи снижается в условиях неопределённости собственного жизненного пространства.[18] Следовательно, если говорить о рабочей молодёжи как социально уязвимой группе населения, можно утверждать, что саморегулятивные возможности представителей молодых рабочих будут находиться на высоком уровне в том случае, если стабильными будут трудовые отношения, достаточно высокой - заработная плата, будут удовлетворены досуговые и культурные потребности рабочей молодёжи, а сами молодые рабочие будут чувствовать себя социально защищёнными.
Молодёжь может быть как объектом социального риска, так и его субъектом,[17] выступать в качестве механизма нарушения социальной стабильности, что может быть следствием социального хаоса и регресса. К.Мангейм склонен считать молодёжь в целом латентным ресурсом социума, обеспечивающего его жизнестойкость.[21] Если же говорить о рабочей молодёжи, то здесь нужно внести уточнение: данная социальная подгруппа является вектором в развитии производственных и экономических отношений общества. Её вклад в трудовой потенциал государства определяет успех или неуспех в наращивании социального потенциала общества в целом.
Согласно мнению В.А.Лукова, молодёжь - это социальная группа, «которую составляют люди, осваи-вающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы и выражающие и отражающие их символический и предметный мир».[10] Следовательно, молодые рабочие как часть молодёжи обладают теми же признаками: собственными нормативными установками, своеобразным сленгом, особой системой знаков и символов, отражающих их повседневные реалии.
Российская молодёжь испытывает немалые трудности на пути своего становления полноценной активной социальной группой населения. Поэтому в рамках данной статьи важным является рассмотрение современного социокультурного состояния молодёжи через её взаимодействие с различными институтами и сферами общества, определяющими функционирование молодого поколения в пределах социального пространства монопромышленного города.
Начнём с института образования и института трудовой деятельности. В современном мире повысился уровень доступности основного образования, возросло количество выпускников начальной и средней школы. Иными словами, молодёжь в образовательном плане в настоящее время не является уязвимой группой населения. В современном российском обществе считается престижным получение высшего профессионального образования. Данные Института социологии РАН показывают, что одной из доминирующих ценностей молодёжи является получение хорошего образования: около трети россиян его уже получили, тогда как 51% стремятся к этому. Недоступным оно является для 11% молодёжи.[6] Рабочая молодёжь имеет шанс получить высшее образование параллельно собственной трудовой занятости, однако зачастую не стремится этого делать. Так, согласно данным мониторинга общественного мнения,[13] образование занимает последнюю позицию в структуре ценностей рабочих. Причина - отсутствие связи между получением высшего образования и ростом заработной платы.
Если молодые рабочие социализировались в семьях рабочих или крестьян, то потребность к
высшему образованию не сформировалась на глубинном уровне. В связи с этим с годами увеличивается «отсев» детей рабочих и крестьян среди старших классов среднеобразовательных школ.[8]
Экономическое положение российской молодёжи характеризуется относительной нестабильностью, а их сознание - в состоянии неуверенности в завтрашнем дне. Если говорить о рабочей молодёжи, то экономические условия её жизнедеятельности полностью зависят от стабильности предприятия, на котором она задействована. При этом адаптационные и саморегуляционные возможности рабочей молодёжи обусловлены экономическим благополучием её собственной жизни. Как указывает В.Т.Лисовский, молодое поколение является социальной группой, наименее защищённой в экономическом плане. Тому есть подтверждение: возрастающее социальное неравенство ограничивает возможности доступа к социальным благам, прежде всего, молодого поколения из малодоходных (40% среди молодёжи старше 25 лет, 28% среди молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет) и даже среднедоходных (65% молодых людей - в возрасте от 18 до 25 лет, и 56% - старше 25 лет[16]) социальных слоёв.[1, с.232]
Тем не менее трудовая деятельность в жизни молодых людей играет очень важную роль. Её успеш-ное начало во многом определяет будущее развитие молодого человека, становление его социального и экономического статуса. В настоящее время молодые люди сталкиваются с ситуациями, изначально конфликтными для их профессионального роста. Среди них - раннее начало рабочей деятельности, отсутствие такой деятельности, низко производительный характер работы.[2] Теоретически представители рабочей молодёжи имеют возможность совершенствовать профессионализм, а при условии получения образования и подняться по карьерной лестнице. Но порой условия на рабочем месте созданы таким образом, что молодой рабочий не видит никаких стимулов к повышению собственных профессиональных навыков, и работа становится лишь источником финансового дохода. Таким образом, рабочая молодёжь рискует оказаться вне круга так называемой успешной молодёжи, её трудовая занятость основана на невысоком престиже профессионализма, духовности и нравственности в современном обществе.
В целом в современном обществе с развитыми информационными технологиями рабочие профессии выглядят не слишком привлекательными в глазах молодого поколения. Как свидетельствует статистика, в современном российском обществе наблюдается резкое сокращение численности рабочих. В промышлен-ном производстве данная величина уменьшилась с 17007 млн. в 1990 г. до 10395 млн. в 1998 г. В машиностроении данные показатели таковы: количество рабочих уменьшилось с 7496 в 1990 г. до 3633 в 1998 г.[5] В период с 1999 г. по 2004 г. количество промышленных рабочих сократилось с 13 до 12 млн. человек, что связано с перемещением рабочей силы из промышленных отраслей в другие сферы: транспорт, сферу услуг, торговлю, строительство и пр.[14] В будущем мы будем наблюдать сокращение численности молодых рабочих, либо занятость большинства рабочей молодёжи приобретёт временный характер, станет неким «про-водником» к другой сфере трудовой деятельности.
Среди молодого поколения рабочих становится меньше, чем среди поколения их родителей. Это объясняется тем, что материальное положение рабочих оказывается намного хуже, чем положение представителей других профессий. В целом в мегаполисах значительно меньше молодых рабочих, что означает их высокую концентрацию в провинциальных городках, моногородах, областных центрах, сельских поселениях.[6, с.14]
В настоящее время в сознании молодёжи формируется новая ценностно-нормативная система, характеризующаяся идеологическим плюрализмом, эклектичностью, фрагментарностью мировоззрения, доминированием прагматических и потребительских установок, что препятствует освоению молодыми людьми социального пространства - образовательного, культурного, социально-экономического, социально-по-литического. Молодёжь словно выпадает из этого пространства, погружаясь в собственный, зачастую иллю-зорный мир. Указанные тенденции подтверждаются исследованиями
А.В.Петрова[12; 90], В.В.Орловой[11, с.96], данными ИС РАН [6, с. 11].
Преобразование современного общества затрагивают сознание молодёжи, меняются и социокультурные представления молодых рабочих. Вторичный анализ данных социологических исследований А.Л.Темницкого[13] позволяет сделать вывод, что рабочая молодёжь, несомненно, формирует новые ценности, однако некоторые установки сохраняют для неё своё сакральное значение. Так, семья остаётся традиционной установкой, не поддающейся влиянию различных общественных изменений. Увеличивается ценность здоровья, которое является главным средством достижения материального благополучия. На наш взгляд, именно здоровье является своего рода измерителем трудового потенциала рабочего. С возросшей ценностью здоровья тесно корреллирует тенденция распространения множественной занятости в трудовой деятельности среди молодых рабочих, данный факт является вполне логичным в жёстких условиях современного рыночного общества. Интересно то,
что доминирующей установкой рабочих является заработок. При этом ценности творческого, полезного обществу материального труда отсутствуют, что видимо, связано с отсутствием эффективной системы стимулирования и поощрения рабочих, неразвитой корпоративной культуры многих промышленных предприятий. Снизилась значимость ценности общения с ближайшими сотрудниками, что указывает на увеличившуюся степень конкуренции, автономности каждого работника. Устойчивой нормой является -установление благоприятных взаимоотношений с руководителями, которые важнее, чем собственная компетентность. Видимо, данная норма поведения позволяет достичь хорошего положения на работе как в материальном, так и психологическом плане.
Остановимся на институте морали, который предопределяет многие действия и поступки молодых людей в целом и молодых рабочих в частности. Как показывают исследования, у современной молодёжи отсутствуют чёткие культурно-нравственные ориентиры[19], что способствует моральной деградации молодых рабочих, возникновению девиантного поведения в его отрицательном значении. Снижаются патриотические настроения среди молодёжи, что обусловлено социально-экономическим неблагополучием страны. Молодёжь начинает противопоставлять себя взрослому поколению и их ценностям, что чревато резкими социальными взрывами.[19] Взрослое поколение в сознании молодых людей - это не только источник консервативных и несовременных взглядов, но и те люди, которые не могут оказать значимую помощь в ре-шении их социально-экономических проблем.
Не менее важным является рассмотрение досуговых предпочтений современной молодёжи. От того, насколько грамотно организовано свободное время молодых людей, зависит их уровень социализированности и интегрированности в социокультурное пространство.
Интенсивность городской жизни и особенности трудовой занятости промышленных рабочих детер-минируют их досуг, формы и способы заполнения свободного времени, которое составляло у мужчин в 1965 г. 20% всего бюджета времени, а к 2004 г. уменьшилось, тогда как у женщин оно зафиксировано на от-метке в 11 %, а в 2004 г. сократилось почти вдвое.[7]
Использование свободного времени рабочими ориентировано на пассивно-созерцательные формы проведения досуга: просмотр видео-телепередач (на 2-3-х местах по количеству времени как у мужчин, так и у женщин), чтение (на 5-м месте у мужчин, на 6-м у женщин). Весомое количество свободного времени у рабочих занимает домашний труд (на 3-м месте у мужчин, на 2-м у женщин). Учёба и повышение квалификации, спорт и активный отдых, общение, хобби, посещение учреждений культуры и отдыха, общественная и религиозная деятельность становятся второстепенными в формах проведения досуга.[7] Данный факт означает, что у рабочих людей достаточно мало времени для психологической релаксации, для культурного и духовного развития. Очевидно, что главным образом это детерминировано интенсивностью трудовой деятельности и сложным экономическим положением рабочих.
В целом для досуговых ценностей молодых рабочих характерно разобщение между включенностью в разные виды повседневной деятельности и оценками желаемых изменений в структуре бюджета времени, что является результатом адаптации к изменяющимся условиям социальной среды города.
Об институте культуры. Молодые люди интегрируются в социум по-разному, однако при этом неизменно происходит освоение культурной сферы. В настоящее время существует немало формальных и не-формальных молодёжных объединений. В число формальных входят обычно объединения политического характера, в число неформальных - субкультурные группы. Нередко включение молодёжи в различные культурные образования сопровождается проявлением девиантного поведения как в положительном, так и отрицательном смысле. Позитивным результатом оппозиционного состояния молодого человека может быть его уникальная творческая деятельность. В качестве негативных последствий выступают депрессивное отношение к себе и окружающему пространству, уход от реальности посредством алкоголя и наркотиков, проявление необоснованной агрессии.
В связи с этим следует сказать о резком росте молодёжной преступности, включая детскую и подростковую, а также пьянства и наркомании.[20] Коммерционализация сферы молодёжного досуга не способствует развитию творческих и спортивных навыков молодого человека. Современные промышленные пред-приятия отошли от советской модели организации досуга молодых рабочих, поэтому последние видят в собственной трудовой организации лишь источник зарабатывания денег.
Собственное девиантное (в негативном аспекте) поведение молодёжи угрожает её здоровью. Согласно данным доклада о мировом развитии 2007 г.,[2] возросло значение неинфекционных заболеваний и травм у молодёжи. Расширение сети дорог привело к росту несчастных случаев, связанных с автотранспортом. Распространение в СМИ агрессивных рекламных роликов о табаке и алкоголе способствует закреплению стереотипного образа легкомысленной жизни в сознании молодых
людей. Во многих странах молодые люди начинают вести половую жизнь, не достигнув 15 лет, и менее половины сексуальной активно молодёжи пользуется презервативами.[2] В последние годы резко снизилось качество здоровья российской молодёжи. Растёт перечень заболеваний, прежде не свойственных молодому возрасту. Доминирующей причиной ухудшения здоровья молодежи является кризисное состояние общества и его результат - некачественное питание, недоступность услуг здравоохранения для большинства молодых людей как малообеспеченной категории населения и т.п. При этом сама молодёжь нередко скептически относится к здоровому образу жизни как социальной цели государства и общества.[22]
Рабочая молодёжь в данном случае находится в неблагоприятном положении, поскольку на пути её социализации в трудовой сфере весьма мало факторов, способствующих блокированию негативных проявлений в проведении досуга. В их числе - превалирование физического труда над умственным; отсутствие экономического благополучия у большинства молодых рабочих; отсутствие клубов и секций в пределах промышленного предприятия, способствующих полноценному социокультурному развитию.
Институты брака и семьи в становлении городской молодёжи в целом и рабочей молодёжи в частности играют одну из главнейших ролей. Будущее института семьи и брака зависит от поведенческих стратегий молодёжи в данной сфере. Как известно, институт семьи в российском обществе переживает трансформацию, в силу которой происходит переход от традиционных семейных ценностей к постсовременным, изменение некоторых ролевых функций в семье, увеличение возраста вступления в первый брак и, следовательно, репродуктивного возраста, ухудшение экономических и физических условий жизнедеятельности молодых людей. Вместе с тем, по данным мирового доклада в 2007 г., большинство молодых женщин в развивающихся странах о детях задумываются своевременно и к 25 годам уже имеют детей. Молодые мужчины чаще становятся отцами несколько позже, в возрасте от 25 до 30 лет, что объяснимо гендерной асимметрией.[2]
Актуальной проблемой в мировом масштабе сегодня является то, что услуги учреждений планирования семьи и охраны здоровья матери и ребёнка предоставляются во многих странах не в полном объёме. Молодые рабочие являются частью молодёжи, и их отношение к браку и семье схоже с отношением и поведением молодёжи в целом. Однако рабочая молодёжь имеет больше шансов стать той социальной группой, которая способствует увеличению таких демографических показателей как брак и рождаемость. Данное обстоятельство объяснимо: профессиональная деятельность начинается раньше, карьера волнует меньше, и создание семьи становится неким средством заполнения духовного вакуума, а также и досуга молодого рабочего.
В настоящее время традиционный зарегистрированный брак заменяется неофициальными партнёрскими отношениями между молодыми людьми, другими словами - сожительством.[15, с.27] Возможен и другой вид зарегистрированных отношений - гостевой брак. Согласно данным интервью, проведённых Ж. В.Черновой и Л.Л.Шпаковской среди молодых горожан, семья в жизни молодых людей становится неким проектом, требующим не только создания определённых материальных условий, но и временных затрат. [15, с.27] Положительным фактом является то, что создание семьи с детьми является для доминирующего большинства бесспорной ценностью и целью жизни.[6, с.8]
Некоторые учёные утверждают, что семейное неблагополучие является непосредственным источни-ком отклоняющегося поведения молодых людей. Так, установлена зависимость между материальным благополучием семей и поведением детей в таких семьях. Уровень физической формы агрессивного поведения выражен у детей следующих социальных групп: рабочих промышленных предприятий, шахтеров, строителей (70%). При этом у подростков этих групп населения отмечается минимальный уровень негативизма (20%). Следовательно, социально-экономическое неблагополучие семей рабочих в определённой степени порождает агрессию физического характера в молодёжной среде.
Об институте политики. Рабочие как социальный слой могут обладать достаточно высоким политическим потенциалом, и направлен он может быть на кардинальные изменения. Примером тому служит коммунистический период развития российского общества. В настоящее время в относительно стабильной экономике рабочие существуют как наёмные работники капиталистического производства. Большая часть рабочих никак не использует современные возможности отстаивания своих трудовых прав, либо предпринимает индивидуальные действия посредством обращения к руководству или перехода на другое предприятие. [9, с.9]
Вероятно, в дальнейшем протестные акции будут оставаться в большей степени индивидуалистическими ввиду отсутствия системы чётких ценностей и установок рабочих людей. На наш взгляд, рабочая молодёжь является той социальной группой, которая если и будет участвовать в протестных акциях, то по причине социально-экономического неблагополучия. Вообще же современная рабочая молодёжь не является активным участником политической сферы. Она становится управляемым политическим ресурсом. Результат такой направленности поведения - социальная и экономическая
незащищённость молодого поколения. Однако число молодёжных политических организаций заметно увеличилось. Согласно данным Института социологии РАН [3, с.46], доля молодых людей, заинтересованных политическими процессами, растёт по мере увеличения их возраста, что объясняется перераспределением интересов молодёжи. Примечательно, что положительное отношение к власти корреллирует с благополучным материальным положением молодых людей.
В заключение сформулируем следующее определение группы «рабочая молодёжь» в социокультурном пространстве города. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социокультурная роль которой связана как с участием в материальном производстве, детерминирующим её социально-экономический и социально-психологический статус в городском пространстве, так и с воспроизводством материальных и духовных ценностей, созданных родительским поколением на протяжении предшествующих десятилетий.
Социальные функции, которые рабочая молодёжь, как и многие иные молодёжные группы, выполняет в городе, таковы:
1) Экономическая: молодое поколение является физически и интеллектуально активной социальной группой, от которой подчас зависит успешное развитие экономической сферы российского общества и преобразование социально - экономической ситуации в его промышленных городах. Рабочая молодёжь про-должает оставаться самой многочисленной экономической группой, не смотря на то, что в данный момент молодые рабочие испытывают трудности, связанные с трудовой деятельностью, суть которых - в снижении вклада молодых рабочих как доминирующей экономической группы в общий трудовой результат;
2) Созидательно-творческая: активная позиция в сфере материального производства. Молодые рабо-чие способны к созданию не только качественной материальной продукции, но и к формированию новых форм существования человека в трудовой сфере, творческого отношения к труду как таковому. К сожалению, особенностью молодых рабочих начала 21 века является то, что они зачастую находятся в рамках отжившей советской модели трудовой деятельности, к способам взаимодействия с административным ресурсом;
3) Инновационная: способность к воспроизводству социальных и культурных новаций, к изменению и преобразованию социальных сфер и процессов. Рабочая молодёжь способна преобразовать социокуль-турное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных ценностей;
4) Функция культурного проводника: молодое поколение обладает способностью к воспроизводству исторических ценностей, поведенческих стилей, традиций и обычаев своего государства, малой родины и этнической группы. При этом нередко молодёжь осовременивает культурные артефакты, что продляет их жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме;
5) Молодёжь - это потенциальный источник развития общества. Городская рабочая молодёжь вно-сит свой вклад в поддержку социокультурного пространства города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития путём непосредственного участия в городских мероприятиях - спортивных, развлекательных, культурных, использования потребительских практик и т.д.
Нормативные и ценностные установки рабочей молодёжи в настоящее время теряют свои отличительные черты. В основном они направлены на удовлетворение индивидуалистических потребностей, как и мировоззренческие императивы всего молодого поколения. Классифицировать их можно по следующим критериям: самосохранительные ценности и нормы, которые играют важную роль в жизни молодых рабочих; общественно-идеологические и культурные, которые занимают второстепенное место в сознании большинства рабочей молодёжи. Детальный анализ данного вопроса последует в эмпирической части работы.
Рабочая молодёжь является самовоспроизводящейся социальной группой, поскольку её представители из поколения в поколения усваивают сложившийся стиль трудовой деятельности, отношение к социальным ценностям и институтам (в частности образованию и семье), трудовому образу жизни. Основными поведенческими стратегиями рабочей молодёжи являются: самоохранительное поведение (стремление обрести экономическую независимость, достойно обеспечить семью, детей, поддерживать собственное здоровье, обеспечить себя комфортными условиями жизни и трудовой деятельности); автономное трудовое поведение (снизилась роль ценности взаимопомощи в рабочей среде, повысилась степень адаптации к современным экономическим условиям и требованиям руководства); воспроизводство поведенческих моделей предшествующего поколения в таких сферах как семья, образование и труд; политическая и гражданская пассивность.
Социокультурный потенциал молодых рабочих в российском обществе в настоящее время
находится на невысоком уровне, однако рабочая молодёжь как гибкий экономический инструмент и группа, обладающая большим интеллектуальным резервом, может играть весомую роль в улучшении производительной деятельности предприятий, а, следовательно, и в совершенствовании ряда сфер городского пространства: экономики, культуры, образования, спорта и т.д.
Литература
1. Голенкова, З.Т. Модернизация социальной структуры российского общества / З.Т.Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С.232.
2. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Пер. с англ. публикации Всемирного банка. - М., 2007.
3. Молодежь в современной России: стратегический ресурс или потерянное поколение библиогр. указ. лит. - Н. Новгород, 2004. - С. 46.
4. Смелзер, Н. Социология. / Н. Смелзер. — М.: Феникс, 1994. - С.469.
5. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Г оскомстат России. - М.: Г оскомстат России, 1999.
6. Горшков, М.К., Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / М.К.Горшков, В.В. Петухов, А.Л.Андреев, В.А.Аникин, С.В.Мареева, Н.М.Давыдова, И.В.Задорин, Ю.П.Лежнина, Ю.В.Овчинникова, Е.И.Пахомова , Н.Н.Седова, Н.Е.Тихонова , К.А.Хромов // ИНАБ. - 2007. - N° 4 - С. 11.
7. Караханова, Т.М. Повседневное использование времени жизненные ценности рабочих в годы реформ / Т.М. Караханова, Г.П. Бессокирная // Россия реформирующаяся. Ежегодник. - 2008. - С. 207 - 208.
8. Константиновский, Д.Л. Образование как фактор гражданского и профессионального становления молодёжи / Д.Л. Константиновский // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2009. - № 3.
9. Лейбович, О.Л., Промышленные рабочие на уральском заводе / О.Л. Лейбович, Н.В. Шушкова // Социологические исследования. - 2005. - №6. - С. 9.
10. Луков, Вал. А. Тезаурусная концепция молодежи / Вал.А. Луков // II Всероссийский социологический конгресс. - М., 2003. - С. 71-72.
11. Орлова, В.В. Ценностные приоритеты в сибирском регионе / В.В.Орлова // Социологические исследования. - М., 2009. - № 6. - С. 96.
12. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика и тенденции изменений /
A.В.Петров // Социологические исследования. - 2008. - №2. - С. 90.
13. Темницкий, А.Л. Традиции и инновации в трудовой культуре рабочих частных предприятий постсоветской России / А.Л.Темницкий // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные проблемы. - 2004. - № 2.
14. Трушков, В.В. Рабочий класс в постсоветской России / В.В.Трушков // Социологические исследования. - 2008. - № 3.
15. Чернова, Ж.В. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России / Ж.В.Чернова, Л.Л.Шпаковская // Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2010.- № 3. - С. 27.
16. Динамика политических и социально - экономических взглядов российской молодёжи: зима 2010 // База данных ФОМ 2010 (http://bd.fom.ru/report/cat/ socium/soc gr/molodezh/d105114)
17. Зубок, Ю.А. Неопределенность в механизме саморегуляции развития молодежи / Ю.А.Зубок,
B.И.Чупров // Интернет-конференция «Дети и молодёжь». 2011 (http://ecsocman.edu.ru/text/33373277/)
18. Ковалёва, А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализаци-онная
траектория /А.И.Ковалёва // 2011 (http://cryptograd.ru/prel/kovaleva a i koncepcija socializacii
molodezhi normy otklo ne nija socializacionnaja traektorija.html)
19. Лисовский, В.Т. Социальные изменения в молодёжной среде / В.Т.Лисовский // 2011 (http://www. sbiblio.com/forum/)
20. Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России / В.А.Луков // 2011 (http://psyfactor. org/lib/subkult.htm)
21. Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К.Мангейм // 2011 (http://krotov. info/libr_min/m/ merkury/ man heim3.html#3)
22. Молодёжь / 2010 (http://ru.wikipedia.org)