Научная статья на тему 'Социокультурная безопасность в работах отечественных ученых'

Социокультурная безопасность в работах отечественных ученых Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
690
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИУМ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ЦЕННОСТИ / SOCIOCULTURAL UNMENACE / CULTURAL SECURITY / SOCIAL SECURITY / SOCIETY / RESEARCHERS / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Польченко Ольга Викторовна

В статье представлен теоретический анализ различных вариантов толкования термина «социокультурная безопасность». Проанализированы основные подходы к определениям культурной и социальной безопасности в работах отечественных исследователей за последние 5 лет. Рассмотрены составляющие компоненты социокультурной безопасности, выделяемые отдельными авторами. Предпринята попытка систематизации и обобщения наиболее актуальной дефиниции понятия «социокультурная безопасность», отмечена дискуссионность некоторых определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная безопасность в работах отечественных ученых»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ Польченко О.В. Email: Polchenko656@scientifictext.ru

Польченко Ольга Викторовна - психолог, Научно-образовательный центр психологического сопровождения личностно-профессионального развития, Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ различных вариантов толкования термина «социокультурная безопасность». Проанализированы основные подходы к определениям культурной и социальной безопасности в работах отечественных исследователей за последние 5 лет. Рассмотрены составляющие компоненты социокультурной безопасности, выделяемые отдельными авторами. Предпринята попытка систематизации и обобщения наиболее актуальной дефиниции понятия «социокультурная безопасность», отмечена дискуссионность некоторых определений.

Ключевые слова: социокультурная безопасность, культурная безопасность, социальная безопасность, социум, исследователи, ценности.

SOCIOCULTURAL UNMENACE IN THE WORKS OF NATIONAL

SCIENTISTS Polchenko O.V.

Polchenko Olga Viktorovna - Psychologist, SCIENTIFC AND EDUCATIONAL CENTER FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT INSTITUTE OF EDUCATION AND SOCIAL SCIENCES, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: the article presents a theoretical analysis of various interpretations of the term «sociocultural unmenace». The main approaches to the definitions of cultural and social security in the works of domestic researchers over the past 5 years are analyzed. The components of socio-cultural security identified by individual authors are considered. An attempt has been made to systematize and generalize the most relevant definition of the notion «sociocultural unmenace», and some definitions are debatable. Keywords: sociocultural unmenace, cultural security, social security, society, researchers, values.

УДК 159.9.016 DOI: 10.20861/2312-8089-2019-56-002

Изменения современной социокультурной ситуации в стране и в мире оказывают существенное влияние на культурные и ценностные ориентации, установки различных социальных групп российского общества. Негативные факторы, к которым относятся: дискредитация моральных и нравственных устоев, культурных ценностей, оказывают пагубное влияние на современного человека, снижают социокультурную безопасность для общества [1, 55].

Как отмечает Вильданов Х.С., необходимость разработки проблемы социокультурной безопасности возникла по объективным причинам: в СССР одновременно с убылью населения после распада советского государства огромное

количество людей, проживающих в пределах единого государства, оказались за пределами собственных этнических территорий, что было обусловлено спецификой федерального устройства страны. Формирование новых государств в постсоветском пространстве происходило на принципах этнического обособления территорий. Возникновение этноориентированных государств привело к обострению межкультурных и этнических противоречий, усилению миграционных процессов. Социальные процессы в постсоветской России актуализировали исследование проблем этнокультурной безопасности страны. На современном этапе развития российской государственности, несмотря на формирование вертикали власти, жестко контролируемой центром, существуют угрозы социокультурной целостности страны. Эти угрозы связаны с различными центробежными силами, националистическими идеями, особенно усиливающимися под влиянием внутренних и внешних миграционных процессов [3].

Подобными процессами обусловлена необходимость детального изучения данного понятия и его категориального аппарата через призму его структурной составляющей и происхождения.

По определению Антоновой Л.Л., социокультурная безопасность представляет основу развития общества, которая обеспечивает устойчивое состояние социума, оптимальное удовлетворение потребностей народа, качество жизни, создание условий для развития личности с учетом социокультурных особенностей страны и воспроизводства [1, 53].

Скворцов И.П. утверждает, что достижение состояния безопасности социума невозможно без должного уровня социальной культуры, социального согласия, сплоченности и разделяемой идентичности. Процессы укрепления безопасности страны неразрывно связаны с обстоятельствами социокультурного характера, проблемами культурной, цивилизационной самобытности и идентичности общества. Социокультурная безопасность определяет способность общества к самовоспроизведению и духовному прогрессу на основе национальной самобытности и культурной общности [5, 95].

В работах российских ученых проблема культурной безопасности рассматривается в трудах Сергеева В.В., Маршака А.Л., Капто А.С., Иванова В.Н., Викторова А.Ш., Яновского Р.Г., Зубок Ю.А. [8, 347]. Вопросы культурной безопасности нередко «растворяются» в понятиях социокультурного характера, выступающих видовыми спецификациями общего понятия «безопасность». Исследователи определяют культурную безопасность как самостоятельный вид национальной безопасности, а также как подвид социальной безопасности в целом. Важной тенденцией является рассмотрение культурной безопасности не только с точки зрения поддержания безопасности в культурной сфере, но и как поддержание национальной безопасности через развитие культурного самосознания. В этом случае культура выступает фактором безопасности, обеспечивающим достижение безопасности как состояния системного равновесия.

Культурная безопасность — это вид национальной безопасности, который представляет собой состояние защищенности культуры общества, обеспечивающее предотвращение религиозных и этнических конфликтов, упадка духовности общества, его социальных групп и личности, разрушение культурного наследия, а также дальнейшее развитие культурного самосознания народа [2, 113].

Происхождение термина «социокультурная безопасность» ранее отождествлялось с понятием «социальная безопасность». На сегодняшний день накопленные знания позволили их разделить, так как «социальная безопасность» понятие более узкое, а такое качество социокультурной деятельности, как системность, в полной мере реализуется именно в обеспечении социальной безопасности.

Поскольку социальная безопасность является видом социокультурной деятельности, она подразумевает достижение определенных целей. Цели задаются

самим пониманием социальной безопасности, которая определяется как «совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.

Самыгин С.И., Латышева А.Т., Черевик К.С. отмечают, что обеспечение социальной безопасности ярко демонстрирует такую черту социокультурной деятельности, как взаимосвязь личности и общества. Деятельность по обеспечению социальной безопасности подразумевает активное участие в ней не только коллективных субъектов наподобие тех или иных формальных организаций и институтов, но также индивидуальных факторов, включенных в эту деятельность.

В конечном итоге, социальная безопасность подразумевает охрану многообразных интересов населения и создание условий для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и реализации способностей и возможностей социальных субъектов разного уровня. Очевидно, что обеспечение социальной безопасности является одним из видов социокультурной деятельности [4].

Таким образом, с позиции отечественных ученых, социокультурная безопасность представляет собой одну из важных составляющих развития общества. Она обеспечивает устойчивое состояние социума, оптимальное удовлетворение потребностей народа, качество жизни, создание условий для развития личности с учетом социокультурных особенностей страны и воспроизводства. Любое формирование, в том числе и социокультурное, для своего собственного движения и изменения, а также для сохранения имеющихся потенциалов неизменно создает какие-либо защитные механизмы, функции которых многогранны, но главная из них -защита от опасностей, основанная на внутренних потребностях. Социокультурное формирование в качестве основного механизма обеспечения безопасности выбирает ценностно-нормативную защиту [7, 156].

Так, объектом социокультурной безопасности выступает личность, ее свободы в обществе, а также общность людей, объединенных ценностными и моральными установками. Социокультурная безопасность строится не только на политике властей, но и на реальных адаптационных стратегиях населения в новых социально-экономических, политико-культурных условиях.

В работах отечественных ученых легко проследить обособленные дефиниции социальной и культурной безопасности как самостоятельных феноменов или рассмотренных через призму национальной безопасности государства. Границы этих определений известны и подтверждены как историческими фактами в работах современных российских исследователей: Вильданова Х.С., Кубагушевой Г.Р., Хуснутдинова Л.Г, Сергеева Д.В., Скворцова И.П., Ершова Н.В., Верминенко Ю.В., так и в статьях, апеллирующих к законодательным и политическим аспектам их рассмотрения [1, 54].

Термин «социокультурная безопасность» упоминается реже, так как представляет собой не просто совокупность названных выше феноменов, а целую систему внутренних и внешних процессов, ориентированных на более глобальную цель. Ей выступает создание единой пространственной среды, в которой любой человек со своими ценностными и культурными установками может чувствовать себя безопасно относительно социальных изменений в обществе, перемен, происходящих в социокультурной среде, но в тоже время, и сам, как представитель той или иной общности не представляет угроз.

Таким образом, с практической точки зрения, социокультурную безопасность, с учётом отечественных и зарубежных подходов [6,244], мы рассматриваем:

1. Как содержащую некий этнический компонент, в виде этнической идентификации и доступности этноресурсов.

2. Как возможность и желание предпринимать конкретные действия в достижении социально приемлемых самостоятельно поставленных целей, то есть субъектность.

3. Безопасность, в том числе психологическую, с точки зрения взаимоотношения с другими студентами. В рамках отношений «по горизонтали», латеральных взаимодействий.

4. Культурно-компетентная среда в виде адекватного, доброжелательного отношения руководства и вышестоящих, а именно компетентная и безопасная среда в отношениях «по вертикали».

5. Наличие и доступность прочих ресурсов, обеспечивающих человеческое развитие: возможность получить образование, материальное благополучие, внешняя красота, социальные навыки.

Работа выполнена при поддерж ке гранта РФФИ, проект № 18-013-00832.

Список литературы /References

1. Ботова С.Н., Красноруцкая Н.Г.Социокультурная безопасность студентов в образовательной среде вуза // Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции. 2017. Изд.: ИП Цветков А.А. (Иваново). С. 53-57.

2. Верминенко Ю.В, Ершов Н.В. Культурная безопасность общества и государства и ее основные угрозы // Управленческое консультирование, 2017. № 12. С. 111-119.

3. Вильданов Х.С., Кубагушева Г.Р., Хуснутдинова Л.Г. Влияние миграционных процессов на социокультурную и этнодемографическую безопасность России и ее регионов // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1.

4. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Черевик К.С. Социальная безопасность как социокультурная деятельность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2016. № 1-2.

5. Скворцов И.П. Идентичность как ресурс обеспечения социокультурной безопасности государства // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 94-98.

6. Соколовский М.Л. Концепт «социокультурная безопасность» и его практическое применение // Материалы V Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Пятигорск: Научный мир, 2018. С. 236-244.

7. Шакирова Е.Ю. Социокультурные и аксиологические аспекты безопасности// Философия и культура социума: подходы, концепции, мнения, 2015. № 6 (51). С. 155-161.

8. Щукина Е.Л.Культурная безопасность современной России как элемент национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. Изд: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. № 3, 2015. С. 346-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.