Использованные источники:
1. Бакушева Г.В. Основы эконометрики: решение задач шаг за шагом [Текст]: учебное пособие / Г. В. Бакушева. - Йошкар-Ола : Стринг, 2013. -413 с.
2. Бывшев В.А. Эконометрика: учеб. пособие / В.А. Бывшев. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.
3. Российский статистический ежегодник, 2015: Стат.сб./Росстат. -М.,2015.
4. Российский статистический ежегодник, 2010: Стат.сб./Росстат. -М.,2010.
5. Российский статистический ежегодник, 2007: Стат.сб./Росстат. -М.,2007.
6. Российский статистический ежегодник, 2004: Стат.сб./Росстат. -М.,2004.
7. Петербургский международный экономический форум: [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента РФ, 2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/21080.
УДК 376.1
Варфоломеева О.И. воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 «Брусничка»
Россия, г. Усть-Илимск СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается социально-культурная адаптация ребенка-дошкольника, как база социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ней описываются условия развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в соответствии с их индивидуальными особенностями, обеспечивающие равные стартовые возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Раскрыты такие социокультурные технологии, как организация свободного времени и досуга, способствующие эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ограниченные возможности здоровья, адаптация, социокультурная адаптация.
«Органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредственно, ..., потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку...» (Л.С. Выготский)55.
55 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 5. Основы дефектологии. - М.: Директ-Медиа, 2008.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. К ним относятся дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания, то есть дети с особыми образовательными потребностями.
В данную категорию входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; детский аутизм.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Целью воспитательно-образовательного процесса становится не только воспитание и обучение ребенка-дошкольника, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей детей с ОВЗ.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации решаются такие задачи, как:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и проч.
Детям с ОВЗ трудно адаптироваться в постоянно изменяющемся пространстве современного российского общества. Сталкиваясь с проблемами данные дети становятся пассивными, теряют веру в свои силы.
Из всех проблем, препятствующих полноценному включению детей с ОВЗ в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Ограниченные возможности здоровья детей значительно ограничивают их жизнедеятельность, приводят к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем.
В становлении маленького человека важным моментом становится общение больного ребенка со сверстниками. В процессе обучения и воспитания в обычной образовательной организации увеличивается круг и направленность общения ребенка с ОВЗ, заставляет привыкнуть к жизни среди здоровых детей.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптация человека - биосоциальна, она включает в себя как психофизиологическую адаптацию в сфере отношений «организм -природная среда», так и социальную адаптацию в системе отношений «личность - социальная среда».
Адаптация детей дошкольного возраста подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребенка, создают условия для последующего развития дошкольника.
Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия и характерных для нее форм деятельности.
Социокультурная адаптация - процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации в процессах социального взаимодействия и коммуникации.
Таким образом, социокультурная адаптация в самом общем плане - это целостный, динамический, непрерывный процесс и результат активного «вхождения» личности или группы к условиям другой социокультурной среды. В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ОВЗ подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий.
Для детей с ОВЗ социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому перед образовательной организацией стоят следующие задачи в социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья:
- помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста (потребность
в самообразовании и самовоспитании, потребность в общении со сверстниками и взрослыми);
- помощь в развитии волевых качеств ребенка с ОВЗ (чувство взаимной ответственности, отзывчивости, уважения друг другу);
- помощь в формировании позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и окружающем мире.
Одной из главных задач образовательной организации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является социальная интеграция детей с ОВЗ в общество. Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты. Основой социокультурной деятельности является постоянная поддержка детей с ОВЗ, помощь в преодолении, компенсации существующих ограничений, мобилизации собственных резервов. Эффективная социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ предполагает полную включенность данного ребенка в обычную социокультурную реальность, при которой его недостаток в процессе компенсационной деятельности не мешает ни ему, ни окружающим. Это происходит с помощью приобщения к культурным и духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, через включение в мир искусства, культуры и творчества.
Социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности ребенка. В результате успешной социокультурной адаптации ребенок с ОВЗ приспосабливает свои установки, поведение и притязания к реалиям той социальной среды, в которую он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.
Одним из основополагающих направлений результативной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, является применение современных социокультурных технологий, направленных на свободное время и досуг. Разработка и реализация эффективных механизмов организации свободного времени и досуга способствуют эффективной адаптации детей с ОВЗ. При осуществлении данной деятельности специалистами дошкольной образовательной организации осуществляется объединение усилий различных субъектов социализации, таких как семья, учреждения образования, культуры и спорта, общественные и прочие организации.
Следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению детей с ОВЗ, что носит для них общий реабилитационный характер.
Особое место в социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ отводится коррекционно-развивающим мероприятиям: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, лечебно-физическая культура, плавание в бассейне и проч.
Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе, которая включает в себя проведение недель и месячников здоровья, ежедневную утреннюю зарядку, организацию туристических походов, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие воспитанникам культуры здорового образа жизни. Педагоги в работе с детьми используют интегрированные занятия, различные физкультурно-оздоровительные педагогические мероприятия, направленные на синтез разных видов деятельности.
Важную роль в социокультурной адаптации детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, отводится семье. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития. Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.
Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.
Использованные источники:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб.пособие для вузов / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
2. Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С.А. Беличева // Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. - М., 2002.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 5. Основы дефектологии. - М.: Директ-Медиа, 2008. URL: http://dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiy_ k_psihologii_i_pedagog.html
4. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методич. пособие. - Саратов, 1999.
5. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. - 2013. - №1. - С. 21-30.