Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилевич Татьяна Александровна

Рассмотрены решения проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к школе. Определены особенности адаптационного процесса. Во время изучения были выбраны наиболее важные аспекты адаптации: физиологический, психологический и социокультурный. Актуальность исследования заключена в подробном рассмотрении вопроса адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которые сталкиваются не только с трудностями в адаптации к новым социальным условиям, но и нуждаются в индивидуальной работе с педагогами и специалистами. При работе с адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья со многими сложностями могут столкнуться другие участники этого процесса - педагоги и родители. Подробно рассмотрены методы решения профессиональной и психологической некомпетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период. Родители также являются важными участниками в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности. Поэтому необходимо определить, насколько конкретно родители понимают свою причастность к этому процессу и насколько они осведомлены в этом вопросе. Для получения наиболее актуальных данных был проведен социологический опрос в формате анкетирования, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты показали, что, несмотря на активное участие родителей в период в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они все же сталкиваются со сложностями, которые требуют дополнительной работы со специалистами и ресурсов для получения необходимой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS TO SCHOOL AND WAYS TO SOLVE THEM

Solutions to problems arising in the process of adaptation of a child to school are considered. The features of the adaptation process are determined. During the study, the most important aspects of adaptation were selected: physiological, psychological and socio-cultural. The relevance of the study lies in a detailed consideration of the issue of adaptation and socialization of children with health limitations to school, who face not only difficulties in adapting to new social conditions, but also need individual work with teachers and specialists. When working with the adaptation of children with health limitations, other participants in this process - teachers and parents may face many difficulties. The methods of solving the professional and psychological incompetence of teachers working with children with health limitations during the adaptation period are considered in detail. Parents are also important participants in the process of adapting a child with health limitations to educational activities. Therefore, it is necessary to determine how specifically parents understand their involvement in this process and how well they are aware of this issue. To obtain the most up-to-date data, a sociological survey was conducted in the questionnaire format, in which parents of children with health limitations took part. The results showed that, despite the active participation of parents in the period of adaptation of a child with health limitations, they still face difficulties that require additional work with specialists and resources to obtain the necessary information.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION

Научная статья УДК 373.2+372.32

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-6-1503-1512

Проблемы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и пути их решения

Татьяна Александровна ДАНИЛЕВИЧ

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1

d_tatiyana@inail.ru

Аннотация. Рассмотрены решения проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к школе. Определены особенности адаптационного процесса. Во время изучения были выбраны наиболее важные аспекты адаптации: физиологический, психологический и социокультурный. Актуальность исследования заключена в подробном рассмотрении вопроса адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которые сталкиваются не только с трудностями в адаптации к новым социальным условиям, но и нуждаются в индивидуальной работе с педагогами и специалистами. При работе с адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья со многими сложностями могут столкнуться другие участники этого процесса - педагоги и родители. Подробно рассмотрены методы решения профессиональной и психологической некомпетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период. Родители также являются важными участниками в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности. Поэтому необходимо определить, насколько конкретно родители понимают свою причастность к этому процессу и насколько они осведомлены в этом вопросе. Для получения наиболее актуальных данных был проведен социологический опрос в формате анкетирования, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты показали, что, несмотря на активное участие родителей в период в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они все же сталкиваются со сложностями, которые требуют дополнительной работы со специалистами и ресурсов для получения необходимой информации.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, дошкольное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная адаптация, адаптация к школе, инклюзия

Для цитирования: Данилевич ТА. Проблемы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и пути их решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 6. С. 1503-1512. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-6-1503-1512

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-6-1503-1512

Problems of socio-cultural adaptation of children with health limitations to school and ways to solve them

Tatyana A. DANILEVICH

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation

dtat iva naV/ma il.ru

'à*

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Данилевич Т.А.. 2022

Abstract. Solutions to problems arising in the process of adaptation of a child to school are considered. The features of the adaptation process are determined. During the study, the most important aspects of adaptation were selected: physiological, psychological and socio-cultural. The relevance of the study lies in a detailed consideration of the issue of adaptation and socialization of children with health limitations to school, who face not only difficulties in adapting to new social conditions, but also need individual work with teachers and specialists. When working with the adaptation of children with health limitations, other participants in this process - teachers and parents may face many difficulties. The methods of solving the professional and psychological incompetence of teachers working with children with health limitations during the adaptation period are considered in detail. Parents are also important participants in the process of adapting a child with health limitations to educational activities. Therefore, it is necessary to determine how specifically parents understand their involvement in this process and how well they are aware of this issue. To obtain the most up-to-date data, a sociological survey was conducted in the questionnaire format, in which parents of children with health limitations took part. The results showed that, despite the active participation of parents in the period of adaptation of a child with health limitations, they still face difficulties that require additional work with specialists and resources to obtain the necessary information.

Keywords: socio-cultural activity, preschool education, children with health limitations, socio-cultural adaptation, school adaptation, inclusion

For citation: Danilevich T.A. Problemy sotsiokul'turnoy adaptatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k shkole i puti ikli resheniya [Problems of socio-cultural adaptation of children with health limitations to school and ways to solve them], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumcmitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 6, pp. 1503-1512. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1503-1512 (In Russian Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация ребенка к школе - один из самых важных, сложных и многоаспектных периодов в жизни растущего человека. В этот период одновременно происходят такие процессы, как изменение привычной среды ведущего вида деятельности, получение первого социального статуса, взаимодействие с

новым коллективом. Необходимо понимать, что все это влияет на физическое и психоэмоциональное состояние ребенка [1, с. 333].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования - найти возможные решения актуальных проблем, воз-

никающих в процессе социокультурной адаптации к школе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Для решения проблемы были поставлены следующие задачи: изучить специфику адаптации ребенка с ОВЗ к школе, выделить участников процесса социокультурной адаптации; исследовать роль семьи в адаптации ребенка с ОВЗ.

От успешного прохождения адаптации главным образом зависит характер деятельности, осуществляемой учеником в последующие школьные годы. Приспособление человеческого организма к изменяющимся условиям в современном быстро изменяющемся мире требует качественной профессиональной подготовки не только будущего школьника, но и других участников этого процесса - родителей, учителей и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подробно изучая процесс адаптации, необходимо выделить следующие аспекты: физиологический, психологический, социокультурный. Рассмотрим каждый из них [2].

Физиологический аспект адаптации играет очень важную роль в жизни ребенка. Во-первых, с поступлением в школу, что происходит после летнего отдыха, у ребенка меняется режим дня. Как известно, шести-или семилетний ребенок должен иметь в сутки около 11 часов ночного сна. Из-за ряда обстоятельств, таких как большое количество домашних заданий, посещение учреждений дополнительного образования, ранний подъем первоклассника для подготовки к занятиям и возможной длительной дороги к школе, среднестатистический школьник недосыпает 2-3 часа каждый учебный день.

Двигательная активность ребенка во время школьных занятий сокращается в два раза, что может сказываться на росте и общем развитии ребенка. Также необходимо сказать о влиянии изменяющихся условий на зрение ученика. Плохое освещение в школьных помещениях, неправильная рассадка

учеников, длительное зрительное напряжение могут привести к ухудшению зрения.

В процессе психологической адаптации ребенок также может столкнуться с некоторыми трудностями. Происходит изменение предоставления информации, появление требований и правил, возникающих в образовательном процессе, работа с большим объемом информации. В этот жизненный период ребенок сталкивается с получением нового статуса школьника, и изменение внешней позиции влечет за собой перемены в самосознании ребенка, установлении жизненных ценностей. При этом сама личность ребенка формируется и развивается.

Рассмотрим социокультурный аспект адаптационного процесса, который требует особого внимания взрослых людей, непосредственно участвующих в жизни ребенка. Ведь в школе будущему первокласснику придется активно взаимодействовать с внешним миром во время учебного процесса. Это означает выполнение ребенком следующих задач: соблюдение установленных школьным уставом правил поведения на занятиях и во время отдыха, установление контакта со сверстниками, учителями и сотрудниками образовательного учреждения. Если данные задачи выполняются с определенными трудностями, то это может отрицательно сказываться на качестве учебной деятельности и общем здоровье ребенка.

Следовательно, улучшение адаптивности и социализации первоклассника остается актуальной проблемой, которую изучают специалисты разных областей науки, например, ученые, профессиональные педагоги, психологи, врачи, логопеды, дефектологи и мн. др.

На социализацию и адаптацию влияют некоторые факторы, которые могут распределяться как на внешние, так и внутренние. Одним из внешних факторов является социальная среда.

Социальная среда в современном мире претерпевает постоянные изменения в различных сферах жизни общества. Необходимо помнить о том, что семья является первым важным социальным институтом, в котором находится ребенок, и который влияет непо-

средственно на развитие его личности. Возникающие трудности и ошибки, совершаемые в культурном воспитании ребенка, формировании его жизненных ценностей, могут повлиять на психологическое здоровье и развитие ребенка [3].

Чрезвычайно важны внутренние факторы, влияющие на адаптацию первоклассника, такие как индивидуальные особенности ребенка. В исследуемом процессе наиболее ярко проявляются те особенности характера и личности, которые были сформированы за время предыдущих этапов жизни. Недостаток развития коммуникативных способностей является причиной проблем с взаимодействием со сверстниками и другими участниками учебного процесса, что впоследствии может привести к психологическому дискомфорту [4; 5].

Исследуя процесс адаптации ребенка к школе, можно понять, насколько необходима подготовка к преодолению этого важного этапа в жизни. Надо заметить, что чрезвычайно важна дополнительная работа специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) из-за индивидуальных особенностей их развития [6, с. 46]. Дети с ОВЗ - это дети до 18 лет, которые имеют постоянные и временные отклонения в физическом и(или) психическом развитии, нуждающиеся в создании специальных условий для воспитания и обучения.

Необходимо знать специфику работы с детьми с ОВЗ, так как их процесс физической, психологической и социокультурной адаптации к школе отличен от детей с нормальным развитием. Будущим школьникам необходима психологическая поддержка, а также помощь в развитии навыков, которые помогут детям развить личностные качества, требуемые для коммуникации с социальной средой. Для достижения эффективных результатов необходимо понимать, какие категории детей с ОВЗ существуют.

Так, детям с нарушением зрения требуется особое внимание специалистов к их психологических особенностям. У детей этой категории возникают трудности с абстракт-

но-логическим мышлением, объемом чувственного опыта, точной предметной соотнесенностью. Проблемы со зрением могут останавливать развитие двигательных навыков, пространственной ориентировки. В новой среде дети с нарушением зрения могут испытывать психологический дискомфорт, чувствительность к чужим замечаниям, что негативно влияет на их коммуникативную способность.

Второй особой группой являются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Одно из распространенных заболеваний -детский церебральный паралич (ДЦП). Ограниченность в движении часто становится причиной многих трудностей, возникающих в образовательной и социальной сфере деятельности. Развитие психики ребенка с ДЦП сопровождается нарушениями эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Проблемы в социокультурной адаптации возникают из-за таких качеств ребенка, как робость, застенчивость, обидчивость, неумение выразить свое мнение.

Дети с интеллектуальной недостаточностью, например, умственной отсталостью, имеют определенные трудности в сенсорной, моторной, эмоциональной, интеллектуальной и личностной сторонах психики. Ребенок может столкнуться со следующими проблемами в процессе социокультурной адаптации: неспособность к самостоятельной деятельности, неразвитая мелкая моторика, эмоциональная неустойчивость, недостаток внимания, агрессивность, отсутствие развитой самооценки. Все эти проблемы могут привести к невозможности адекватной коммуникации с социальной средой ученика [7; 8].

Решением многих проблем, возникающих в процессе социально-культурной адаптации детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ, может стать обучение в детских образовательных организациях в условиях инклюзивного пространства. Инклюзивное пространство - это особая среда, которая предполагает непосредственное общение детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ. Процесс обучения в этом случае будет стро-

иться индивидуально и удовлетворять потребности в обучении и коммуникации каждого ребенка.

Необходимо учитывать принципы, на основе которых будет организовываться учебный процесс с использованием инклюзивных средств. Одним из таких принципов является индивидуальность подхода, с помощью которого каждый педагог подбирает технологии обучения каждому ребенку в соответствии с его особенностями развития.

Фактор мотивации поддерживает способность ребенка удовлетворить социальные и образовательные потребности. Очень важным является принцип социального взаимодействия, включающий в себя формирование условий, помогающих построить активную коммуникацию всех участников образовательного процесса и организовать совместную деятельность детей.

Развитие коммуникационных навыков и социокультурных умений детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ также может происходить во время дополнительных развивающих занятий. Так, одним из действенных методов является применение упражнений логоритмической ритмики и логоритми-ческих игр. Примером может стать разработанная авторская методика «Логоритмиче-ские игры и распевки» Т.А. Данилевич. Данная методика содержит средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Применение логоритмических игр развивает у ребенка внимание, память, чувство музыкального ритма и темпа и выполняет коррекцию речевых нарушений. Построение занятия на основе произведений устного народного творчества приобщает детей к народной культуре, авторские произведения развивают эстетическое восприятие. Дети с ОВЗ и дети с нормальным развитием, участвуя в логоритмических играх, учатся выражать свои мысли, проявлять эмоции и чувства, взаимодействовать с окружающими людьми в условиях инклюзивной среды.

При работе над созданием инклюзивной среды как части образовательного процесса актуальной остается проблема формирования

нескольких вариантов и способов организации учебного процесса, разработки надлежащего методического и обучающего материала. Также необходимо рассматривать возможные преобразования в модели дошкольного образовательного учреждения, включающего такие аспекты, как новые структурные подразделения и специалисты [9, с. 31].

Многие проблемы, связанные с появлением внешних и внутренних факторов, которые способны влиять на адаптацию и ее последствия, можно решить с помощью других участников данного процесса. Роль педагога, как участника образовательного процесса, наиболее важна и необходима.

Рассмотрим аспект психологической компетенции педагогов, которые будут работать в условиях инклюзивного обучения. В процессе подготовки многие педагоги сталкиваются с такими трудностями, как неуверенность, страх, психологическая неготовность к работе с детьми с ОВЗ и большой ответственности перед учениками и их родителями [10, с. 242].

Психологическую подготовку педагогов можно организовать с помощью различных компонентов. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя обращение к социокультурной традиции и индивидуальный подход к ребенку. Деятельностный компонент подразумевает формирование способности глубокого анализа учебной деятельности, но и создание новых форм и способов взаимодействия с ребенком. Рефлексивно-оценочный компонент стоит учитывать и развивать педагогу, работающему с детьми с ОВЗ. Этот компонент направлен на оценивание индивидуального результата обучения каждого учащегося.

Также во время подготовки педагогов по работе с детьми с ОВЗ организуются различные виды практик, такие как стационарная и выездная. Они предполагают приобщение педагогов к реальным условиям работы в организациях социокультурной, коррекцион-ной и интернатной направленности, инклюзивной образовательной практики [11].

Одним из важных факторов успешной социально-культурной адаптации ребенка является взаимодействие участников образовательного процесса с родителями. Проблемы определения степени вовлеченности родителей в процесс обучения ребенка с ОВЗ до сих пор не имеют единогласных решений. Однако в современной науке имеет смысл говорить о необходимости активного вовлечения родителей в процесс социализации и обучения.

В рамках ежегодного открытого фестиваля детского и юношеского творчества в рамках инклюзивного образования «Под крылом добра» была составлена анкета для родителей с целью проведения социологического опроса, который показал, насколько родители будущих школьников осведомлены о значимости роли семьи как активного участника адаптации детей к школе.

Разработанная анкета включала в себя два вопроса закрытого типа как с единичным, так и множественным выбором ответа, и один вопрос открытого типа. В первом вопросе участникам исследования было необходимо выразить свое отношение к роли семьи в адаптационном процессе детей к школе (рис. 1).

Полученные ответы показали, что подавляющее число опрашиваемых родителей (98 %) осознают всю важность своего непосредственного участия в школьной адаптации, и лишь небольшая доля респондентов (2 %) имела противоположное мнение.

Следующий вопрос был задан с целью выявления мнения у респондентов о наиболее важных функциях, которые выполняет семья в подготовке к социокультурной адаптации ребенка с ОВЗ к школе (рис. 2).

Так как этот вопрос предполагал свободные формулировки ответа, то все полученные результаты были распределены в соответствующие категории. Самый большой процент респондентов отметили, что основной функцией семьи является воспитательная функция (27 %), многие ответы этой категории касались важности обучения ребенка

навыкам и знаниям, необходимым для успешного образовательного обучения в школе. Большой процент опрашиваемых показал, насколько важна социокультурная функция семьи (25 %). Опрашиваемые отмечали, что проводят дополнительную работу с детьми по выработке позитивного мировоззрения, рассказывают о нравственных и моральных ценностях, существующих в обществе. Многие из респондентов говорили о готовности ребенка к взаимодействию с ровесниками в условиях инклюзивного пространства. Психологическая функция (24 %), выполняющаяся семьей, была особо выделена родителями детей с ОВЗ, ведь в сложный адаптационный период будущим школьникам крайне необходимы вера в собственные силы, любовь и мотивированность на успех. Также в равной степени была отмечена экономическая функция семьи (24 %).

Следующий вопрос относился к подготовке детей с ОВЗ в условиях инклюзивного пространства(рис.3).

Наибольший процент родителей отметили, что посещают различные образовательные учреждения (40 %) и учреждения культуры (39 %), где дети учатся взаимодействовать с различными группами людей. Также 20 % респондентов отметили свое активное участие в мероприятиях, фестивалях и праздниках, которые организуются в условиях инклюзивного пространства.

Таким образом, в современных условиях актуальной является проблема выбора родителями ценностей, позиций и установок в образовательной и социально-культурной сфере, от которых зависит весь процесс организации обучения и адаптации ребенка с ОВЗ к школе. Для решения проблем подобного характера необходима активная психолого-педагогическая работа с родителями, направленная на постепенное вовлечение в процессы социально-культурной адаптации и обучения [12, с. 3]. Так, родители будут осознавать свою причастность к этому жизненному этапу ребенка и содействовать его успешной социально-культурной адаптации.

2%

Рис. 1. Выявление мнения участников о значении семьи в процессе адаптации ребенка к школе. Ответы на вопрос: Как вы считаете, является ли семья активным участником адаптации ребенка к школе?

Fig. 1. Identification of participants' opinions on the importance of family in the process of child's school adaptation. Answers to the question: Do you think the family is an active participant in the child's school adaptation?

Воспитательная функция

27%

Социокультурная функция

25 %

Психологическая функция

24 %

Экономическая функция

24 %

23% 23% 24% 24% 25% 25% 26% 26% 27% 27% 28%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: Какие функции выполняет семья в адаптационном процессе ребенка с ОВЗ к школе?

Fig. 2. Distribution of answers to the question: What functions does the family perform in the adaptation process of a child with health limitations to school?

1 %

20%

40%

1 Посещаем образовательные учреждения

Посещаем учреждения культуры

Участвуем в различных инклюзивных мероприятиях

Свой вариант

39%

Рис 3. Выявление практического метода в подготовке ребенка с ОВЗ к взаимодействию и обучению в инклюзивном пространстве. Ответы на вопрос: Каким практическим методом вы обучаете ребенка к взаимодействию в инклюзивном пространстве?

Fig. 3. Identification of a practical method in preparing a child with health limitations for interaction and learning in an inclusive space. Answers to the question: What practical method do you teach a child to interact in an inclusive space?

ВЫВОДЫ

Таким образом, в данном исследовании была рассмотрена специфика адаптации ребенка с ОВЗ к школе и возможные проблемы, которые могут возникнуть при прохождении этого жизненного этапа. Например, дети с ОВЗ, имеющие особенности в развитии, нуждаются в индивидуальной работе со специалистами, обеспечивающей помощь в приобщении к новой социальной среде. Также были рассмотрены особенности взаимодействия других участников адаптационного процесса будущего школьника. Так, выявилась потребность в специальной подготовке педагогов и других сотрудников образова-

тельных учреждений к учебной деятельности в условиях инклюзивного пространства. Социокультурная, воспитательная, психологическая роль родителей и семьи во время адаптации ребенка имеет важное значение. На основании проведенного социологического опроса были определены степень заинтересованности и осуществляемая деятельность родителей в подготовке ребенка с ОВЗ к школе. Также была отмечена необходимость в создании ресурсов получения полезной информации и помощи родителям к адаптационному процессу к новым социокультурным условиям ребенка с ОВЗ к учебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Заика ДА. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 333-335. https://elibrary.ru/sjajzn

2. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23 (35). С. 137-139. https://elibraiy.ru/phcpff

3. Фирсова T.A., Бусыгина А.Л., Архипова II.В. Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239. https://elibrary.ru/wxbkfx

4. Баласанян С.В. Проблема адаптации учащихся к школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 104-108. https://elibraiy.ru/vlldej

5. Бекоева Т.А., Дзиваева Ж.М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе // Инновационная наука. 2016. № 2-4. С. 181-183. https://elibrary.ru/xrwycb

6. Мезинов В.Н., Люленкова О.Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 45-52. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-4-45-52, https://elibrary.ru/ kvqcus

7. Винярка Ю. Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психо лого-педагогической поддержки в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1. С. 226-235. https://elibrary.ru/ntcysx

8. Фаустоеа П.В., Гамова С.Н., Бакаева О.И. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20. № 4. С. 35-39. https://elibrary.ru/wcbrrz

9. Емельянова П.Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 28-33. https://elibrary.ru/tlfakt

10. Сухотерина Е.С. Психологическая готовность будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 241-243. https ://elibrary. ru/rvapfv

11. Пвенских IIB., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). Ст. 12. https://doi.org/ 10.26795/2307-1281-2018-6-1-12, https://elibraiy.ru/ywqsjr

12. Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4. С. 1-9. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2017.4.24965, https://elibrary.ru/ymjukb

References

1. Zaika D.A. Adaptatsiya pervoklassnikov k shkole [Adaptation of first graders to school]. Molodov uchenvy [Young Scientist], 2014, no. 12 (71), pp. 333-335. https://elibrary.ru/sjajzn. (In Russian).

2. Vasyuk S.N. Adaptatsiya pervoklassnikov k shkole [Adaptation of first graders to school]. Voprosv nauki i obrazovaniva - Problems of Science and Education, 2018, no. 23 (35), pp. 137-139. https://elibrary.ru/phcpff (In Russian).

3. Firsova T.A., Busygina A.L., Arkhipova I.V. Tradnosti sotsial'noy adaptatsii detey doshkol'nogo vozrasta, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsiokul'turnykh usloviyakh [Difficulties of social adaptation of children of preschool age living in different socio-cultural conditions]. Azimut nauchnvkh issledovaniy: Pedagogika i psikhologiva - Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 235239. https://elibrary.ru/wxbkfx. (In Russian).

4. Balasanyan S.V. Problema adaptatsii uchashchikhsya k shkole [The problem of students' school adaptation], Tavricheskiv nauchnvv obozrevatel' [The Tauride Scientific Reviewer], 2016, no. 1-3 (6), pp. 104-108. https://elibrary.ru/vlldej. (In Russian).

5. Bekoyeva T.A., Dzivayeva Z.M. Faktory, vliyayushchiye na adaptatsiyu k shkole [Factors influencing school adaptation], Innovatsionnava nauka - Innovation Science, 2016, no. 2-4, pp. 181-183. https://elibrary.ru/xrwycb. (In Russian).

6. Mezinov V.N., Lyulenkova O.Y. Pedagogicheskiye usloviya obespecheniya adaptatsii mladshego shkol'nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k uchebnoy deyatel'nosti [Pedagogical conditions ensuring adaptation of primary school children with disabilities to the educational activities]. Nauchno-pedagogicheskove obozreniye - Pedagogical Review, 2019, no. 4 (26), pp. 45-52. https://doi.org/ 10.23951/2307-6127-2019-4-45-52, https://elibrary.ru/kvqcus. (In Russian).

7. Vinyarka Y.T. Osnovnyye vidy detey s OVZ i osobennosti ikh psikhologo-pedagogicheskoy podderzhki v nachal'noy slikole [Principal categories of cliildren with disabilities and peculiarities of their psycho-pedagogical support]. Crede Experto: transport, obshchest\>o, obrazovanive, yazyk - Crede Experto: Transport, Society, Education, Language, 2018, no. 1, pp. 226-235. https://elibrary.ru/ntcysx. (In Russian).

8. Faustova I.V., Gamova S.N., Bakayeva O.N. Osobennosti adaptatsii detey mladshego shkol'nogo vozrasta s giperaktivnost'yu k obucheniyu v slikole [Features of adaptation of cliildren of younger school age with hyperactivity to education at school]. Elektronnvy nauchno-obrazovatel 'nyy vestnik «Zdorov 'ye i obrazovanive v XXI veke» [Online Scientific and Educational Bulletin "Zdorovye i Obrazovaniye v 21 Veke"], 2018, vol. 20, no. 4, pp. 35-39. https://elibrary.ru/wcbrrz. (In Russian).

9. Emelyanova I.D. Doslikol'nik v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve [The preschool child in inclusive educational space]. Vestnik Bryanskogo gosudarst\>ennogo universiteta - The Bryansk State University Herald, 2014, no. 1, pp. 28-33. https://elibrary.ru/tlfakt. (In Russian).

10. Sukhoterina E.S. Psikhologicheskava gotovnost' budushchikh pedagogov k rabote s det'mi s ogranichennv-mi vozmozhnostvami zdorov 'ya [Psychological readines of the future teachers for working with disabled cliildren], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniva - The World of Science, Culture and Education, 2013, no. 6 (43), pp. 241-243. https://elibrary.ru/rvapIV. (InRussian).

11. Ivenskikh I.V., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Professional'naya gotovnost' budushchikh pedagogov k rabote s obuchayushcliiinisya s ogranichennyini vozmozlinostyaini zdorov'ya i invalidnost'yu v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Professional preparedness of future teachers to work with health limited and disabled students in conditions of inclusive practice]. Vestnik Mininskogo universiteta - Vestnik of A fin in University, 2018, no. 1 (22), art. 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-l-12, https://elibrary.ru/ywqsjr. (In Russian).

12. Alekliina S.V. Rol' roditeley detey s ogranichennyini vozmozlinostyaini zdorov'ya v razvitii inklyuzivnogo obrazovaniya [The role of parents of cliildren with health limitations in the development of inclusive education], Pedagogika i prosveshcheniye - Pedagogy and Education, 2017, no. 4, pp. 1-9. https://doi.org/ 10.7256/2454-0676.2017.4.24965, https://elibrary.iru/ymjukb. (In Russian).

Информация об авторе

Данилевич Татьяна Александровна, аспирант, Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0001-9038-034Х, сНайуапайтаП.ги

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 Одобрена после рецензирования 10.10.2022 Принята к публикации 20.10.2022

Information about the author

Tatyana A. Danilevich, Post-Graduate Student, Social and Cultural Activities and Performing Arts Department, Moscow City University, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-9038-034X, d_tatiyanaiS>mail.ra

The article was submitted 15.08.2022 Approved after reviewing 10.10.2022 Accepted for publication 20.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.