Баглиева А.З.
Доктор философских наук. Зав.кафедрой социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».
Социогуманитарные науки и глобальная информатизация - проблемы и перспективы развития
Социогуманитарное знание несет в себе разнообразные ценностные установки, ориентации и смыслы, которые располагаются в пределах самопознания, самоидентификации, самоуважения и самообразования. Данное пространство человеческого сообщества формируется исключительно в процессе овладения культурными образцами. Информатизация и цифровизация образования представляют собой не только использование программного обеспечения и средств вычислительной техники. В разнообразных сферах жизни общества происходит процесс замены людей искусственным интеллектом и выбор решения осуществляется при отсутствии человека. Из всего выше сказанного вытекает закономерный вопрос, заключающийся в следующем - для чего тогда людям нужно гуманитарное знание и социогуманитарные науки в эпоху тотальной цифро-визации? Не является ли данная сфера знаний излишней и бесполезной для новых информатизированных поколений? В чем заключается смысл и предназначение социогуманитарных трансформаций в существующих условиях современного высшего образования под воздействием тотальной цифровизации цифровизации? Данная проблема лежит в центре внимания многих современных научных исследований. Подавляющее большинство ученых ставит задачу обязательного переформатирования самих социогуманитарных наук, а также пересмотра задач и функций со-циогуманитарных наук для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние современных информационно-коммуникативных технологий [1, 2]. Также существует другая группа ученых, которые настаивают на том, что социогуманитарное знание пребывает в состоянии «функциональной неопределенности» в динамично развивающейся информационной реальности [3]. Проведенный анализ разнообразных источников и фактического материала дает возможность предположить, что гума-
нитарное знание и социо-гуманитарные науки находятся в приоритете и составляют основу для формирования категорийного мышления, а также то, что они являются носителями ценностно-смысловой направленности и общественного интеллекта студентов высших учебных заведений в период цифровизации, о все больше увеличивающемся значении гуманитарных наук как знания ценностно значимого, о глобальном распространении гуманитарной составляющей в вузах и колледжах, в силу того, что исключительно нынешнее поколение определяет будущее не только конкретной страны, но также и мира в целом.
Современное социогуманитарное знание имеет ряд проблем, которые ей необходимо решать в силу сложившегося в школах и вузах положения, заключающегося в следующих моментах - развал советской системы образования, колоссальная информатизация и цифровизация всех сфер жизни общества, переход на дистанционные формы обучения в связи пандемией короновируса., К сожалению, ежегодно исследователи отмечают понижение общеобразовательного и интеллектуального уровня студентов средних и высших учебных заведений [4]. Мы ежедневно обучаем студентов, , которые иногда плохо читают и говорят на родном языке, не понимают сущность и содержание прочитанного ими текста, у них отсутствует способность логически и грамматические правильно формулировать свои мысли, определять и классифицировать главную и второстепенную информацию, не могут выявить и определить причинно-следственные связи, обладают скудным ограниченным кругозором и примитивным мышлением, имеют довольно скудный словарный запас. Как необходимо понимать такие изменения? В чем заключается главная причина перечисленных негативных моментов, характерных облику современного студента? И самое главное - что необходимо предпринять для улучшения ситуации? Подобные глобальные трансформмации в интеллектуальной сфере современной молодежи становятся возможными благодаря тому, что фактически не сформировано их категорийно-поня-тийное мышление в качестве основы для прогрессивного развития интеллекта и фундамента абстрактного мышления. Известный представитель советской психологической школы Л.С. Выготский подчеркивал, что развитие понятийного мышления возможно исключительно в результате подробного изучения основ наук [5]. Понятийное мышление имеет довольно-таки сложную структуру и состоит из следующих элементов:
• понятийно-категориальный (систематизация, структурирование, обобщение);
• логический (установление объективных причинно-следственных связей и отношений)
• интуитивный (определение приоритетного, существенного и главного). В чем же заключается главная причина того, что у современных первокурсников в отличие от первокурсников советского образования отсутствуют элементарные основы понятийного мышления? Дело в том, что реформы 90-х гг. оказали разрушительное воздействие на основные узловые моменты, составлявшие сущность советского школьного образования. Выпускник советской школы получал «аттестат зрелости», который включал в себя обязательную сдачу ряда экзаменов по основным предметам - алгебра, биология, химия, литература, иностранные языки, русский язык, все эти предметы составляли основные базовые знания и позволяли детям составить общее представление о целостной картине мира и о том, какое место в этом мире занимает сам человек. В основе советской школы лежит воспитательная работа, направленная на то, чтобы заложить в детях все элементы, характерные общечеловеческим ценностям, такие как любовь к труду, честность, дружба, уважение к старшим, доброта, свобода и т.д. Все сферы школьного и вузовского образования в советской школе пронизывало знание, базирующееся на науке, которая и является фундаментом складывания у детей понятийно-категорийно-го мышления. Л.С. Выготский считает, что что образование относится к консервативной области жизни и сама система образования (как вузовского, так и школьного) в большинстве своем традиционно передает устаревшее знание. Современное состояние общества демонстрирует быстротечность и стремительную изменчивость всех его сфер. Следовательно, главная задача образования заключается в том, чтобы научить людей адекватно и правильно мыслить, способствовать формированию у него категорийно-понятийного мышления, что будет способствовать правильной ориентации человека в быстро меняющемся мире, а, следовательно это позволит в дальнейшем самостоятельно учиться и работать, правильно ставить ближайшие цели и определять отдаленные перспективные цели и задачи, уметь составлять прогнозы, самостоятельно рассуждать и анализировать, делать выводы, синтезировать полученные знания, заниматься процессами самообучения, одним словом, жить и работать самостоятельно. Все это приводит нас к мысли о том, что в основе образования должен лежать принцип научной организации информации. Именно об этом писали в своих работах и Л.С. Выготский [5], и В.В. Давыдов [6]. В случае, когда у человека сформировано понятийное
мышление и он обладает навыками и умениями просчитать возможные результаты и сделать необходимые выводы, он будет в состоянии найти способ решить любую профессиональную или жизненную проблему и не будет ощущать себя беспомощным и растерянным. С другой стороны, тогда понятийное мышление не сформировано, то это неминуемо ведет к социальному инфантилизму и беспомощности, к тому, что молодые люди не имеют желания и опасаются принимать самостоятельные решения, у них отсутствует желание ставить какие-либо жизненные цели, определять методы и средства их достижения, они не хотят развиваться и ощущают себя зависимыми от родителей и от социального окружения, порой испытывают страх перед простыми и элементарными проблемами и вопросами, не могут адаптироваться, что приводит к эгоизму и эгоцентризму [7]. Работодатель сегодня испытывает большую озабоченность тем, что у выпускников вузов отсутствует способность работать полноценно, они не осознают цели и задачи, не могут ставить прогнозы, отделить важное и необходимое от второстепенного, не понимают своих ошибок и как следствие не могут их осмыслить и понять, не усматривают и не прослеживают причинно-следственные связи в многообразных областях профессиональной деятельности [8]. Следствием является то, что многие перспективные и амбициозные проекты вскоре рассыпаются, реформы приводят к негативным результатам, падающие самолеты и техногенные катастрофы также являются печальным результатом всего сказанного. Ситуация становится более трагичной, если учесть тот факт, что все это не просто огромные бюджетные деньги, потраченные впустую, но и судьбы людей. Мы часто становимся невольными свидетелями спонтанных и непродуманных, заведомо провальных и хаотичных проектов, касающихся многих сфер жизни человеческого общества - к примеру, преобразования и реформы, касающиеся образования, здравоохранения и т.д. «В случае, когда не сформированы понятийные структуры, люди не замечают собственных ошибок, абсурдность теоретических схем, не могут проверить опытным путем и обосновать собственные выводы, принимает решения, которые заранее обречены на провал» — считает Л.А. Ясюкова [9].
Также заметим, что озабочены данным положением преимущественно люди среднего и старшего поколения, а у молодежи такие опасения практически отсутствуют ввиду того, что они даже не осознают, что можно мыслить совсем иначе. Все обозначенные выше проблемы ставят перед социогуманитарными наукам ив высших учебных заведениях
ответственную задачу по формированию у студентов категорийнопоня-тийного мышления, таким образом восполняя брешь, образовавшуюся в результате школьного образования. Гуманитарные науки способствуют формированию категориального аппарата и построению сложной системы научного знания, они также способствуют созданию у молодежи целостной научной картины мира, вырабатывают навыки по определению содержания, сущности и главного, абстрагированию от второстепенных вспомогательных моментов, учат молодежь правильному логическому мышлению, навыкам обобщения, синтезирования и обобщения, заключать правильные и адекватные выводы., делать выводы. В основе отношения людей к окружающей действительности лежит сложная и многогранная система ценностей. Полноценная, зрелая и высоконравственная личность формируется именно под воздействием социогуманитарных наук. В процессе обучения преподаватели социогуманитарного блока помимо формирования у студентов профессиональных компетенций, воспитывают в них такие необходимые людям качества, как справедливость, свобода честь, добропорядочность, ответственность, любовь к родному краю, к своей родине, патриотизм. «Решая задачи, человек не испытывает необходимости в свободе или совести. Изучая же и пытаясь понять смысл поступка без них никак не обойтись» [2, с. 9]. Средства массовой информации в последние годы уделяют большое внимание проблемам, касающихся уроков Великой Отечественной войны, исторической памяти, ментальных и информационных войнах. Однако, если у человека отсутствует критическое мышление, то он оказывается не в состоянии коррелировать факты, анализировать и систематизировать, видеть причинно-следственные связи и делать выводы, т.е. когда не сформировано понятийное мышление, в результате происходит искажение и фальсификация исторического сознания. Социетальная независимость Российского государства находится в прямой зависимости от того, станет ли студенческая молодежь национально-ориентированной элитой [10].
Социально-гуманитарные науки также проявляют активное участие в формировании социального интеллекта молодежи. Социальный интеллект есть система адаптационных способностей и навыков людей, предоставляющих им возможность иметь успех в обществе, осознавать цели и мотивы поступков других людей, а также подвергать полному анализу свои собственные поступки. «Люди, признающие только права и отрицающие какие-либо свои обязанности, люди, полагающие, что о них должно заботиться исключительно государство и сами не несут никакой от-
ветственности и есть носители социального инфантилизма» [9]. В связи с тем, что информатизация и цифровизация стали неотъемлемой частью жизни современного общества, закономерно возникает вопрос - сможет ли человечество контролировать такую реальность и найдется ли в этой реальности место человеку. Избыточная цифровизация ломает традиционные нормы школьного и вузовского образования. Мы считаем, что отказ от классического формата лекций в вузе неминуемо приведет к образованию детского допонятийного мышления, в основе которого лежит наглядность. Л.С. Выготский считал, что допонятийный дефективный вариант мышления закрепляется при помощи именно образности и наглядности, за что он подвергал их резкой критике [5].
Другой исследователь В.В. Давыдов считает, что образованию понятий мешает конкретный образ уже закрепленный в памяти; а теоретическое и абстрактное мышление не формируются при помощи принципа наглядности - в результате студенты высших учебных заведений начинают мыслить от частного к частному, как и дошкольники, при этом, они оказываются не способными выводить общие закономерные связи между явлениями и предметами действительности [6]. Тотальное применение в процессе образования видеоматериалов, презентаций, анимацией и геймификаций формирует дефективное мышление, напрочь разрушая понятийное. Как указывает Л.А. Ясюкова, «При понятийном мышлении понимание информации осуществляется посредством включения вновь возникших представлений в классификационные объективные группы, фундамент которых составляют не любые внешние, не постоянные характеристики, а внутренние, глубинные, стабильные и сущностные характеристики предметов и явлений» [9]. Онлайн-образование не является и не может являться независимой и единственной формой обучения, а представляет собой всего лишь вспомогательную и дополнительную форму и может применяться только в исключительных особых случаях для каких-либо отдельных групп учащихся или для того, чтобы не прерывать образовательный процесс - все это является плодами цифровиза-ции и стремительного несистемного перехода на дистанционную форму обучения в условиях пандемии. Онлайн-обучение эффективно исключительно в отношении высокоорганизованных и высокомотивированных студентов, которых, к сожалению, не большое количество. Дистанционное обучение приводит к разрушению живого человеческого общения и элемента соревновательности, нивелируется процесс социализации как процесс усвоения человеческим индивидом определённых норм данного
общества, исчезает грань между отдыхом и учебой. Психологи и психиатры на основе проведенных ими исследований во время пандемии коро-новируса и строгой изоляции, отмечают большое количество возникших душевных и психических расстройств, появившихся во время проведения онлайн-обучения и эпоху информационных технологий [2]. Личность может воспитать исключительно только личность, а человека — только человек и передать все это посредством дистанционного формата обучения практически невозможно. «Мудрость и интеллект человека не зависят от уровня технического освоения мира; наоборот, они предполагают необходимость в интеллекте людей, и особенно в такие периоды, когда, прогрессивное развитие науки и техники приводит к архибезумным негативным последствиям» [12]. Таким образом, социальногуманитарные науки представляют собой необходимый структурный компонент системы высшего образования, призванный решить задачу создания катего-рийно-понятийного мышления у студентов высших учебных заведений в эпоху глобальной цифровизации. Социогуманитарное знание необходимо рассматривать не только в качестве базового ресурса для формирования понятийного мышления, но также и в качестве магистрального направления развития современного образования и как способ сохранения социетальной безопасности российского общества в условиях цифровой и геополитической турбулентности.
Таким образом, вузовские социо-гуманитарные науки представляют собой мощный потенциал в процессе формирования понятийного мышления как фундаментального компонента интеллектуального развития молодежи, воспитания и социализации личности, а также ее гражданского и личного самосознания.
Список литературы:
1. Бестаева Е.В. Социолингвистический аспект развития современных цифровых технологий. Преимущества и риски. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (4). С. 80-84. - DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-80-84
2. Тюриков А.Г., Большунов А.Я. Информационные технологии как социальный вызов XXI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 9 (2). С. 6-11. - DOI: 10.26794/2226-7867- 2019-9-2-6-10
3. Герасимов С.В. Онтология гуманитарного знания в условиях информационного общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (3). С. 52-57. - DOI: 10.26794/2226-7867- 2020-10-3-52-57
4. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза. Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 135-139.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Издательство «Лабиринт»; 1999. 352 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР; 1996.
7. Шатилов А.Б. Инфантильность современного общества и проблема электорального возраста: рациональный взгляд. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11 (6). С. 17-21. - DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-17-21
8. Замараева Е.И. Социокультурные трансформации в эпоху цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11 (1). С. 43-48. - DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48
9. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. // URL: https://textarchive.ru/ c2674601-pall.html
10. Сучилина А.А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (1). С. 95-99. - DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
11. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаров-ский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4-24.
12. Слотердайк П. Критика цинического разума. Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА; 2009. 800 с.
Bibliography
1. Bestaeva E.V. Sociolinguistic aspect of the development of modern digital technologies. Benefits and risks. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020. № 10 (4). P. 80-84. - DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-80-84
2. Tyurikov A.G., Bolshunov A.Ya. Information technologies as a social challenge of the 21st century. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2019. № 9 (2). P. 6-11. - DOI: 10.26794/2226-7867- 2019-9-2-6-10
3. Gerasimov S.V. Ontology of humanitarian knowledge in the information society. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020. № 10 (3). P. 52-57. - DOI: 10.26794/2226-7867- 2020-10-3-52-57
4. Orekhovskaya N.A. About the general culture of a first-year student at a technical university. Higher education in Russia. 2014. № 3. P. 135-139.
5. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Ed. 5th, rev. M.: Publishing house "Labyrinth"; 1999. 352 p.
6. Davydov V.V. Developmental learning theory. M.: INTOR; 1996.
7. Shatilov A.B. The infantilism of modern society and the problem of electoral age: a rational view. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2021. № 11 (6). P. 17-21. - DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-17-21
8. Zamaraeva E.I. Sociocultural transformations in the era of digitalization. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2021. № 11 (1). P. 43-48. - DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48
9. Yasyukova L.A. Patterns of development of conceptual thinking and its role in learning. // URL: https://textarchive.ru/c2674601-pall. html
10. Suchilina A.A. Contradictions in the formation of historical consciousness of modern Russian youth. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020. № 10 (1). P. 95-99. - DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
11. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B., Aleksandrova I.E., Chubarovsky V.V. Features of the life and well-being of children and adolescents studying remotely during the epidemic of the new coronavirus infection (COVID19). Issues of school and university medicine and health. 2020. № 2. P. 4-24.
12. Sloterdijk P. Critique of cynical reason. Per. with him. Ekaterinburg: U-Factoria; M.: ACT MOSCOW; 2009. 800 p.