оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-4-125-132 УДК 378.1(045)
Социальные сети как феномен виртуального обучения в условиях информационного общества
Н.А. гаража3, И. г. Рзунь, г. Э. Ирицянс
Финансовый университет, Новороссийский филиал, Новороссийск, Россия 3 огд/0000-0003-4246-769; ь https://orcid. огд/0000-0002-1962-6316;
с https://orcid. огд/0000-0003-4421-1689
аннотация
В работе представлены в краткой форме основные стратегии развития образования в условиях информационного общества, дан рефлексивный обзор литературы и практики по оценке влияния информационно-коммуникационных технологий на систему образования .Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данную, совсем еще молодую сферу образования, демонстрирует активное институциональное участие в интеграции новых технологий во все сферы жизнедеятельности общества . В статье описываются концептуально-методологические основы культуры информационного общества, предлагаемые для интерпретации и всестороннего оценивания процессов обучения, в частности формирование цифровых компетенций через технологии социальных сетей .Отмечается, что устойчивое развитие современного социума невозможно без активного задействования образовательного ресурса социальных сетей . При этом отмечается гуманистическое значение информационного общества, его демократический потенциал в процессе социализации личности каждого человека и гражданина .Сделаны выводы о том, что, несмотря на все проблемы и затруднения, необходима дальнейшая работа в этом важном и перспективном направлении в условиях динамично развивающегося информационного общества . Ключевые слова: информация; социальные сети; цифровые компетенции; бизнес-аналитика; большие данные; информационная культура; информационное общество; образование
Для цитирования: гаража Н.А., Рзун И. г., Ирицян г. Э. Социальные сети как феномен виртуального обучения в условиях информационного общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):125-132. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-4-125-132
original paper
social Networks as a Phenomenon of Virtual Learning in the Information society
N.A. Garazhaa, I. G. Rzunb, G. E. Iritsyanc
Financial University, Novorossiysk Branch, Novorossiysk, Russia a https://orcid. org/0000-0003-4246-7699; b https://orcid. org/0000-0002-1962-6316;
c https://orcid. org/0000-0003-4421-1689
abstract
The paper presents in a brief form the main strategies for the development of education in the information society, gives a reflexive review of literature and practice to assess the impact of information and communication technologies on the education system .An analysis of the normative legal acts governing this still very young sphere of education demonstrates active institutional participation in integrating new technologies into all spheres of society. The paper describes the conceptual and methodological foundations of the culture of the information society, proposed for the interpretation and comprehensive assessment of learning processes, particularly the formation of digital competencies through the technology of social networks. The author noted that the sustainable development of modern society is impossible without the active involvement of the educational resource of social networks .At the same time, the humanistic significance of the information society is noted, its democratic potential in the process of socialization of the personality of each person and citizen is noted. The author concluded that, despite all the problems and difficulties, further work is needed in this important and promising direction in the context of a dynamically developing information society.
Keywords: information; business informatics; business intelligence; big data; information culture; information society; education
For citation: Garazha N.A., Rzun I. G., Iritsyan G. E. social networks as a phenomenon of virtual learning in the information society. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):125-132. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-4-125-132
© Гаража Н.А ., Рзун И.Г, Ирицян Г.Э., 2021
ВВЕДЕНИЕ
В 70-е гг. XX в. футуролог Э. Тоффлер прогнозировал скорое наступление информационной стадии в развитии общества, что звучало фантастично. Речь шла о третьей техногенной волне и культурном шоке ближайшего будущего. Но уже через 20 лет после этого создается интернет,— сначала как локальная, а затем как глобальная информационная сеть, соединившая множество компьютеров. В XXI в. человечество вступило уже с полной уверенностью в безграничных возможностях новых технологий, к тому же эти технологии стали общедоступными и демократичными. Количество информации стало быстро возрастать, а цифровые технологии, мобильные устройства и социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей во всем мире.
На начало текущего года население Земли составляло 7,83 млрд чел. Из них мобильными устройствами пользуются 5,22 млрд чел., что составляет 66,6% мирового населения. Интернет используют 4,66 млрд чел. Сейчас в мире насчитывается 4,2 млрд пользователей социальных сетей. За последний год эта цифра выросла на 490 млн (более чем на 13%). Социальные сети в 2021 г. используют 53,6% населения Земли1. В России сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вошел в число лидеров экономики по динамике валовой добавленной стоимости (ВДС) по итогам 2020 г., увеличившись на 2,8% по сравнению с предыдущим годом2.
В исследовательской среде продолжается дискуссия по поводу сущности и происхождения информационных технологий, а также дальнейших путей их развития, специфики влияния на все стороны развития и жизнедеятельности общества, в том числе в такой важной плоскости, как образование [1]. Интенсивная информатизация системы образования вносит свои коррективы во все аспекты процесса, выводя в приоритетные новые образовательные программы, модули и дисциплины, углубляя процессы междисциплинарно-сти и практико-ориентированности. В процесс образования активно включаются дистанционные технологии, социальные коммуникативные площадки. Хотя виртуальные социальные сети
1 Отчет о состоянии цифровой сферы Global Digital 2021. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report.
2 Сектор ИКТ вошел в группу лидеров по динамике экономического роста за 2020 год. URL: https://tass.ru/ekonomika/10788669-
набирают наивысшую популярность в XXI в., как средство общения они существуют давно и служат предметом изучения социологов, философов, антропологов и культурологов [2]. В связи с активным вовлечением системы образования в сферу цифровизации необходим взвешенный подход к оценке изменений, происходящих в ней, с адекватным пониманием качества новаторских изменений.
стратегии развития образования в условиях информационного общества
Как верно выстроить свою профессиональную карьеру в ситуации глобальных перемен, в условиях развития информационного общества, не сломав ее еще на старте? Этот вопрос волнует многих при выборе профессии, так как стремительная эволюция общества в эпоху 1Т-техноло-гий требует формирования новых направлений и специальностей. Многих априори пугает выбор информационных направлений. Предполагается, что придется изучать сложные математические и информационные дисциплины. Но данная специализация изучает современные средства сбора и обработки информации, а современная жизнедеятельность человека немыслима без анализа данных.
Самые востребованные на данный момент направления: бизнес-анализ, искусственный интеллект, робототехника, анализ больших данных. Эти специалисты необходимы во всех сферах, где используются данные, например 1Т, ритейл, финансы, здравоохранение, игровая индустрия, киберспорт, телеком, маркетинг и т.д. Именно от грамотной работы аналитика зависит будущее компании: оптимизированные расходы, прибыль, отлаженные процессы, основанные не на голословных догадках, а на данных. И, более того, цифровые компетенции также выступают важнейшим элементом «цифровой зрелости» профессионала во всех областях деятельности [3, с. 50].
Важная роль информатизации в достижении целей в области устойчивого развития неоднократно подчеркивалась сообществом ИКТ, международными организациями. Необходимое понятийное и регулятивное пространство распространения информационных технологий в обществе, их активную интеграцию во все сферы его жизнедеятельности, в том числе в сферу образования, формируют международные и на-
циональные нормативно-правовые источники. Например, «Концепция ООН об обеспечении международной информационной безопасности»3 была выработана с целью усиления координации и укрепления сотрудничества между государствами в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Здесь важна роль Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций в сфере соблюдения международного законодательства, сохранения прав человека в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ООН посредством данного документа подчеркивает важность безопасного, непрерывного и стабильного функционирования интернета и необходимость защиты его и других информационно-коммуникационных сетей от возможного неблагоприятного воздействия и угроз. В этой деятельности существенным фактором является именно общее понимание вопросов безопасности интернета и дальнейшего сотрудничества на национальном и международном уровнях.
Одну из ведущих ролей международного партнерства играет статистическое измерение ИКТ с целью развития. Перечень измеряемых ООН показателей охватывает такие области, как: инфраструктура ИКТ и доступ к ним, доступ к ИКТ и их использование домашними хозяйствами и отдельными лицами, использование ИКТ предприятиями, сектор ИКТ, торговля товарами и услугами в области ИКТ, ИКТ в сфере образования, электронные отходы и электронное правительство4. Поскольку глобальные процессы интенсивности распространения ИКТ неуклонно росли в течение последнего десятилетия и достигли значительного уровня, актуален вопрос о получении консолидированных данных в поддержку линейной прогрессии влияния интенсивности развития и распространения информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества. Необходимо выяснить, как используют и трансформируют влияние ИКТ организации, общество в целом и индивидуаль-
3 Концепция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция 2011). URL: http://www. scrf.gov.ru/security/information/document112/ (дата обращения: 16.03.2021).
4 Доклад Партнерства для статистического измерения информационно-коммуникационных технологий в целях
развития Экономического и Социального Совета ООН. 16.12.2019. URL: https://unstats.un.org/unsd/statcom/51st-session/documents/2020-23-ICT-R.pdf.
ные способности и поведение человека. Все это делает проблему эндогенности ИКТ более острой [4]. Существенную роль в раскрытии потенциала сильной культуры высокотехнологичного предпринимательства занимает создание условий для высокого уровня подготовки и образования [5].
Движущей силой технологических и социальных изменений выступают компьютерные инженеры и технические специалисты, которые разрабатывают новое оборудование и программное обеспечение, а также гражданское общество и обычные пользователи ИКТ, которые в восходящем процессе определяют, что лучше для общества. Это альтернативное видение информационного общества достаточно хорошо резюмирует основные аргументы стран — членов ЮНЕСКО и экспертов в пользу межправительственного консенсуса, позволяющего бесплатный и равный доступ к информации об экономических показателях или технологической инфраструктуре. Это путь создания справедливого и инклюзивного общества, в котором многие люди будут влиять на информационную среду, совместно создавать информацию и ценности и в конечном итоге работать во имя лучшего и более равноправного общества. Децентрализованный характер сложной технологической системы имеет то преимущество, что контроль и изменение возможны не только сверху, но и снизу [6, с. 385].
Для такой чувствительной сферы, как образование, тем более важны четкость, системность и правовая и этическая однозначность в вопросе интеграции ИКТ в образовательное пространство. Рекомендации ЮНЕСКО о многоязычии и всеобщем доступе в киберпространство обосновывают не только максимально положительные эффекты цифровизации (доступность миллионам учащихся полного среднего образования, обеспечение дополнительных 3,3 млн рабочих мест, помощь в решении проблем, связанных с распространением и последствиями пандемии COVID-19), но и напоминают о рисках и вызовах, обусловленных злонамеренным использованием технологий, а также углубляющимся неравенством между странами5.
Подготовка человека к жизни в информационном обществе, согласно мнению ЮНЕСКО
5 Безопасное и этическое киберпространство, цифровые активы и риск: как оценить неосязаемые последствия этого растущего явления? URL: https://ru.unesco.org/events/ bezopasnoe-i-eticheskoe-kiberprostranstvo-cifrovye-aktivy-i-risk-kak-ocenit-neosyazaemye.
и ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), является объектом трансдисциплинарных исследований, предполагающих поиск решений на международном и национальном уровнях, объединение усилий разных социальных сил: политиков, ученых, просветителей, общественных движений, традиционных и новых СМИ, формирующих общественное сознание [7, с. 259].
Политические полномочия по связанным с ИКТ вопросам государственной политики являются суверенным правом государств. В Российской Федерации вопросы отношений, возникающих при создании и использовании информационных технологий, организации и обеспечении защиты информации и т.д. регламентирует Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6, Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»7 и Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»8. Генеральной целью стратегии является построение «общества знаний», в котором «преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ».
В этом смысле важным представляется преодоление неоднозначности трактовок понятий «информация» и «знание», что крайне важно как для современной системы образования, так и для дальнейшего нормативно-правового и организационного обеспечения процессов информатизации. «Вся информация в обычном смысле слова — это знание, хотя не все знания можно назвать информацией» или «информация — это выражение воздействия внешнего на внутрен-
6 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61798/.
7 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/.
8 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002.
нее, а знание — часть ментального внутреннего человека и общества»? [8]. При том, что знания в форме информации чрезвычайно подвижны, постоянно возникают по мере появления новых требований пересмотра в новых контекстах. Таким образом, современное знание находится в состоянии постоянной готовности к изменениям, и это подвижное состояние информации провоцирует ее новаторство [9, с. 458]. Динамичная современная информационная компьютерная эра дает человеку уникальный шанс: при помощи современных технологий осуществить социальные преобразования, делая акцент на возможностях творческой самореализации человека, расширяя значение гуманизма как социальной практики в новых технологических реалиях. Средством вхождения человека в иное информационное пространство, инструментом его социализации является информационная культура [10, с. 15] — совокупность знаний и умений безопасно действовать в виртуальном пространстве для достижения своих целей без ущерба другим участникам виртуального пространства [11, с. 13].
Информационная культура может сформироваться исключительно в рамках образовательного процесса, причем важна не только технологическая сторона ИКТ, но социальная ответственность, которую развивают, поддерживают и понимают все члены общества. Так, уже есть примеры использования социальных медиа в качестве образовательных платформ для подготовки оппозиционеров [12, с. 7].
В высшем образовании социальные сети становятся необходимыми для взаимодействия с участниками образовательного процесса [13].
Предметная задействованность социальных сетей в образовательном процессе многообразна, в том числе в этически сложных дисциплинах, например сексуальном образовании [14] или направлениях подготовки в области хирургии [15].
Тем не менее, осознавая стимулирующий эффект развития технологий и COVID-19 на расширение спектра интеграции ИКТ в образовательное пространство, необходимо понимать, что социальные сети, как и иные цифровые ресурсы, кардинально не влияют на эффективность студента в усвоении изучаемого предмета, его мотивацию [16, с. 8]. Социальные сети могут быть эффективными только в улучшении процесса обучения при соблюдении определенных условий.
Говоря об активном использовании социальных сетей в образовании, необходимо указать на такие проблемы, как: отсутствие универсального и унифицированного программного обеспечения для администрирования информации в социальных сетях; отсутствие единого стандарта, позволяющего педагогу использовать социальную сеть для трансляции знаний и получения обратной связи; цифровая компетентность педагогов; отсутствие финансовой мотивации педагогов при использовании информационных технологий [17, с. 429].
В целом, система образования легко перешла на платформы соцсетей, которые представлены наиболее простыми сервисами и встроенными технологиями, в отличие от сайтов.
Многие образовательные учреждения в настоящее время не только используют технологии в качестве дополнения к обучению, но требуют от учащихся владения ими за рамками учебного процесса. Для создания образовательного проекта необходимо выявить различные формы онлайн-преподавания и обучения; изучить мнение учителей и студентов об онлайн-обучении; изучить проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики при адаптации к процессу онлайн-преподавания и обучения.
Темпы использования социальных сетей растут по экспоненте: ежегодный темп прироста пользователей составляет около 10%. По рейтинговым исследованиям, за 2020 г. было зарегистрировано более 1,3 млн новых аккаунтов, что составляет примерно 15,5 новых пользователей в секунду.
Выделяют несколько типов социальных сетей: профессиональные, личные блоги, сайты для общений и знакомств, соцсети для поиска обществ или конкретных людей.
Для процесса обучения наиболее интересны типы сетей, где можно реализовать или приобрести профессиональные компетенции. При обилии социальных сетей необходимо выбрать максимально комфортную для поставленных образовательных целей и задач, а также определить стратегию краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного роста [18, с. 4].
Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 млн чел. Она позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организациям — создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе БасеЪоок. Работники одной компании могут
находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т.д. Примерно по тому же принципу работает MySpace. Специалисты компаний Adobe и Cisco считают, что социальные сети очень удобны для участников конференций.
Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя интернет. На данный момент существуют несколько социальных сетей, предназначенных для изучения иностранных языков (Italki, My language exchange и др.). Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем — носителем этого языка, в ответ обучая его своему родному языку.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует лучшему пониманию и усвоению материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективно оценивать процесс и результат работы.
Понятные большей части интернет-аудитории идеология и интерфейс социальных сетей позволяют сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео-и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Если тренд сохранится, то в 2021 г. все пользователи в мире проведут в соцсетях в общей сложности 3,7 трлн часов, что эквивалентно более 420 млн лет совокупного человеческого существования. Российские пользователи проводят в соцсетях в среднем около 3 часов в день, что приближается к общемировым показателям. В целом, средний пользователь со всех устройств проводит в интернете почти 7 часов в день. Более 90% используют более двух социальных сетей. Возрастная категория — без ограничений, что не всегда является нравственно и морально приемлемым.
Социологи выделяют самые популярные причины использования социальных сетей (см. таблицу).
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Образовательный ресурс социальных медиа остается недостаточно оцененным и освоенным пользователями. А ведь такой подход представляет собой трансформационный сдвиг (по крайней мере, в высшем образовании): от восприятия цифровых компетенций как учебного навыка — к признанию их роли в гражданском обществе [19]. При этом необходимо учитывать платформенные различия, влияние культуры на специфические черты в использовании социальных сетей в разных странах [20].
ВЫВОДЫ
Как видно из результатов исследования, обучение через социальные сети пока еще не до конца освоено и требует сформированных профессиональных компетенций. Современные педагоги в достаточной степени не владеют цифровыми компетенциями и не способны донести знания с помощью существующих технологий. Но реалии настоящего и требования ближайшего будущего предполагают активную работу в данном направлении.
Есть возможность расширить это исследование, изучив вопрос о том, как институциональная поддержка может обеспечить преодоление барьеров, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений в выстраивании своего профессионального вектора развития с акцентом на цифровые компетенции.
Более того, этические вопросы, связанные с конфиденциальностью, интеллектуальным анализом данных и последующим использованием информации, собранной с сайтов социальных сетей, требуют дальнейшего внимания исследователей. Существует возможность предоставить подробные инструкции для преподавателей и, по сути, всех пользователей социальных сетей, что-
Таблица / Table
Анализ мотиваций использования социальных сетей / Analysis of motivations for using social networks
Повод для использования соцсети Показатель, в %
Новости и события 36,5
Развлечения/смешной контент 35
Убить свободное время 34,4
Любопытство, следить за друзьями 33
Делиться фото и видео 27,9
Поиск товаров и услуг 27,5
Общение 26,8
Быть «как все», потому что друзья в сети 25,1
Делиться мнением 23,4
Знакомство 21,3
Профессиональное общение 20,3
Светские новости 17,6
Делиться информацией о своей жизни 16,3
Источник/Source: Интернет и соцсети в России в 2021 году - вся статистика . URL: https://www.web-canape.nj/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika / Internet and social networks in Russia in 2021 - all statistics. URL: https://www.web-canape .ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/
бы гарантировать, что люди правильно информированы и осведомлены о том, как они могут взять на себя ответственность за использование информации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ i references
1. Никитин M. Н. Информационное общество и виртуальное (дистанционное) образование. Педагогика: история, перспективы. 2020;3(4):25-35.
Nikitin M. N. Information society and virtual (distance) education. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2020;3(4):25-35. (In Russ.).
2. Руденко Ю. Ю. Виртуальные социальные сети и возможности их использования в социокультурной коммуникации в условиях информационного общества. Общество: философия, история, культура. 2020;7(75):105-108.
Rudenko Yu. Yu. Virtual social networks and the possibilities of their use in socio-cultural communication in the information society. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2020;7(75):105-108. (In Russ.).
3. Можаева Г. В. Цифровые компетенции в модели актуальных компетенций управленческих кадров. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;6(10):49-55. DOI: 10.26794/2226-7867-202010-6-49-55
Mozhaeva G. V. Digital competencies in the model of actual competencies of management personnel. Gu-manitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanitarian sciences. Financial University Bulletin. 2020;6(10):49-55. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-49-55
4. Misuraca G. From Practice to Theory and back to Practice: Reflexivity in Measurement and Evaluation for Evidence-based Policy Making in the Information Society. Government Information Quarterly. 2013;(30):68-82. DOI: 10.1016/j.giq.2012.07.011
5. Falch M. Digital Denmark: from the information society to network society. Telecommunications Policy. 2000;(24):377-394.
6. Pohle J. UNESCO and INFOethics: Seeking global ethical values in the Information Society. Telematics and Informatics. 2015;(32):381-390. DOI: 10.1016/j.tele.2014.05.006
7. Пономарев В. Д., Шунков А. В., ред. Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства. Кемерово: КемГИК; 2019. 312 с.
Ponomarev V. D., Shunkov A. V., eds. Russian culture based on knowledge: traditions and innovations of personnel training in the field of culture and art. Kemerovo: KemGIK; 2019. 312 p. (In Russ.).
8. Karpov A. O. The problem of separating the notions of "knowledge" and "information" in the knowledge society and its education. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2017;(237):804-810. DOI: 10.1016/j. sbspro.2017.02.152
9. Pogukaeva N. Cognitive management in the information society context. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015;(166):456-459. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.553
10. Кораблева Е. В. Информационная культура как фактор идентификации человека в цифровом пространстве. Цивилизация — Общество — Человек. 2018;(6-7):15-16.
Korableva E. V. Information culture as a factor in human identification in the digital space. Tsivilizatsiya — Ob-shchestvo — Chelovek. 2018;(6-7):15-16. (In Russ.).
11. Муромцев В. В. Информационная культура в виртуальном пространстве. Вестник РГГУ. Серия: Информатика. Информационная безопасность. Математика. 2018;(1):11-19.
Muromtsev V. V. Information culture in the virtual space. Vestnik RGGU. Seriya: Informatika. Informatsionnaya bezopasnost'. Matematika. 2018;(1):11-19. (In Russ.).
12. Сургуладзе В. Ш. Социальные медиа — инструменты социально-политической дестабилизации общества: уроки, тенденции, перспективы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;1(10):6-13. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-6-13
Surguladze V. Sh. Social media are instruments of socio-political destabilization of society: lessons, trends, prospects. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanitarian sciences. Financial University Bulletin. 2020;1(10):6-13. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-6-13
13. Tudjman M. Culture and information society: the Japanese way. Information Processing & Management. 1991;21(213):229-243.
14. Todaro E. Are Social Media a problem or a tool? New strategies for sexual education. Sexologies. 2018;(27):67-70. DOI: 10.1016/j.sexol.2018.05.006
15. Cabrera L. F. Impact of social media on the continuous education of the general surgeon, a new experience, @ Cirbosque: A Latin American example. Surgery. 2020;(167):890-894. DOI: doi.org/10.1016/j.surg.2020.03.008
16. Lacka E. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education. Computers & Education. 2021;(163):1-11. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.104099
17. Stathopoulou A. A multi-stakeholder view of social media as a supporting tool in higher education: An educatore-student perspective. European Management Journal. 2019;(37):421-431. DOI: 10.1016/j. emj.2019.01.008
18. L'opez-Carril S. Social media in sport management education: Introducing LinkedIn. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2020;(27):1-6. DOI: 10.1016/j.jhlste.2020.100262
19. Tagg C. Context design and critical language/media awareness: Implications for a social, digital literacies education. Linguistics and Education. 2021;(62):1-9. DOI: 10.1016/j.linged.2019.100776
20. Manca S. Snapping, pinning, liking or texting: Investigating social media in higher education beyond Facebook. The Internet and Higher Education. 2020;(44):1-13. DOI: 10.1016/j.iheduc.2019.100707
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Наталия Алексеевна Гаража — кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия [email protected]
Ирина Геннадьевна Рзун — кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия [email protected]
Гурген Эдмондович Ирицян — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Natalia A. Garazha — Cand. Sci. (History), Associate Professor, Head of the Department of Informatics, Mathematics, and General Humanities, Novorossiysk Branch, Financial University, Novorossiysk, Russia [email protected]
Irina G. Rzun — Cand. Sci. (Physical and Mathematical Sciences), Associate Professor, Department of Informatics, Mathematics, and General Humanities, Novorossiysk Branch, Financial University, Novorossiysk, Russia [email protected]
Gurgen E. Iritsyan — Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Department of Informatics, Mathematics, and General
Humanities, Novorossiysk Branch, Financial University, Novorossiysk, Russia
Заявленный вклад авторов:
H. А. Гаража — разработка общей концепции, теоретико-обзорная часть исследования. И. Г. Рзун — практически-аналитическая часть исследования.
Г. Э. Ирицян — экспертная оценка исследования.
Authors' declared contributions:
N. A. Garazha — development of a general concept, theoretical, and overview part of the study.
I. G. Rzun — a practical-analytical part of the study. G. E. Iritsyan — expert assessment of the study.
Статья поступила 15.04.2021; принята к публикации 12.05.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article received on 15.04.2021; accepted for publication on 12.05.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.