Научная статья на тему 'Перспективы развития механизмов прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий'

Перспективы развития механизмов прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / DIRECT DEMOCRACY / E-DEMOCRACY / E-VOTING / INFORMATION TECHNOLOGY / BLOCKCHAIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карапузов Максим Юрьевич

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с возможностями широкого внедрения механизмов прямой демократии, представшие перед обществом и государством в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальность темы обусловлена вызовами, с которыми сталкиваются правительства всех демократических стран мира в рамках постиндустриального общества. Целью работы является исследование перспектив повышения эффективности демократических процессов посредством внедрения информационных технологий. Также автор рассматривает основные механизмы прямой электронной демократии и анализирует их применение на практике. Методы исследования включают в себя обзор соответствующих источников и научной литературы, анализ актуальной статистики, методы анализа и синтеза, контент-анализ.This article discusses theoretical issues related to the possibilities of widespread implementation of direct democracy mechanisms provided to society and the state as a result of the rapid development of information and communication technologies. The relevance of the topic is due to the challenges faced by governments of all the democratic countries of the world in the framework of post-industrial society. The work aims to study the prospects for improving the efficiency of democratic processes through the introduction of information technology. The underlying mechanisms of direct e-democracy are examined, and their application in practice is analyzed. Research methods include a review of relevant sources and scientific literature, analysis of relevant statistics, analysis and synthesis methods, and content analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития механизмов прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-2-36-39 УДК 321.7:004.77(045)

Перспективы развития механизмов прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий

М. Ю. Карапузов

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5666-9446

аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с возможностями широкого внедрения механизмов прямой демократии, представшие перед обществом и государством в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальность темы обусловлена вызовами, с которыми сталкиваются правительства всех демократических стран мира в рамках постиндустриального общества. Целью работы является исследование перспектив повышения эффективности демократических процессов посредством внедрения информационных технологий. Также автор рассматривает основные механизмы прямой электронной демократии и анализирует их применение на практике. Методы исследования включают в себя обзор соответствующих источников и научной литературы, анализ актуальной статистики, методы анализа и синтеза, контент-анализ. Ключевые слова: прямая демократия; электронная демократия; электронное голосование; информационные технологии; блокчейн

Для цитирования: Карапузов М. Ю. Перспективы развития механизмов прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(2):36-39. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-2-36-39

original paper

Prospects for the Development of Direct Democracy Mechanisms Using Information and Communication Technologies

M. Yu. Karapuzov

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5666-9446

abstract

This article discusses theoretical issues related to the possibilities of widespread implementation of direct democracy mechanisms provided to society and the state as a result of the rapid development of information and communication technologies. The relevance of the topic is due to the challenges faced by governments of all the democratic countries of the world in the framework of post-industrial society. The work aims to study the prospects for improving the efficiency of democratic processes through the introduction of information technology. The underlying mechanisms of direct e-democracy are examined, and their application in practice is analyzed. Research methods include a review of relevant sources and scientific literature, analysis of relevant statistics, analysis and synthesis methods, and content analysis. Keywords: direct democracy; e-democracy; e-voting; information technology; blockchain

For citation: Karapuzov M. Yu. Prospects for the development of direct democracy mechanisms using information and communication technologies. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(2):36-39. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-2-36-39

© Карапузов М. Ю., 2020

В настоящее время информационно-технические (ИТ) технологии оказывают влияние на все сферы общества, и политическая жизнь не является исключением. Правительства разных стран расширяют свое присутствие в Интернете, создаются интернет-платформы государственных учреждений. А социальные сети стали удобным способом выражения общественного мнения, предоставив новые возможности получения обратной связи. Развиваются электронные площадки для обсуждения законопроектов гражданами, где они могут высказывать свое мнение и предлагать собственные инициативы. Цифровая революция знаменует появление новых форм политической коммуникации, что оказывает существенное влияние на демократические процессы [1]. Данные факты привели к появлению нового явления — концепции электронной демократии и электронного правительства.

Электронная демократия представляет собой форму демократии, при которой информационно-коммуникационные технологии становятся ведущим средством взаимодействия общества, государства и социально-политических процессов. Поскольку все больше граждан используют Интернет в повседневной жизни, то с высокой вероятностью они так или иначе участвовали бы в политической жизни общества. Информационные технологии способствуют вовлечению новых социальных групп в политику (особенно молодых людей), автоматизации бюрократических процедур, созданию информационного пространства для коммуникации, повышению гражданской активности и инициативы, а также общественному контролю над органами власти.

Также ИТ ведут к трансформации традиционных политических институтов и реинжинирингу традиционных политических процессов. Мгновенное предоставление информации, внедрение новых методов и технологий для более эффективного управления, создание возможностей для широкого и активного политического участия граждан открывают новые перспективы для изменения существующей демократической парадигмы и преодоления ее системного кризиса.

Благодаря информационным технологиям современная модель представительной демократии может быть трансформирована в иную модель открытого типа с активным участием граждан, в основе которой лежат механизмы прямой демократии [2, 3]. В рамках такой модели можно выделить следующие направления

развития: электронное голосование (е-уоП^), сетевая коммуникация, выдвижение гражданских инициатив, самоорганизация граждан, открытое правительство.

Электронное голосование призвано повысить удобство и прозрачность выборов, а также способствовать повышению политической вовлеченности большего количества граждан. Первой в мире страной, применившей систему интернет-голосования на общенациональном уровне, стала Эстония (www.nytimes.com/2007/02/22/technology/22iht-evote.4691301.html). В 2007 г. на парламентских выборах гражданам была предоставлена возможность онлайн-голосования прямо из дома. Процесс электронного голосования стал возможен благодаря смарт-картам, пришедшем на смену традиционным бумажным паспортам. Система электронного голосования широко распространена и в Швейцарии, где граждане принимают активное участие в управлении кантонами (https://houseofswitzerland.org/ swissstories/Ыstory/way-modern-direct-democracy-switzerland).

При этом основной проблемой электронного голосования является обеспечение информационной безопасности и прозрачности выборов. Использование стандартных языков программирования и средств работы с базами данных, централизованная архитектура системы, отсутствие анонимности и гарантии целостности данных делают электронное голосование уязвимым. К примеру, в России в 2009 г. в рамках эксперимента по электронному опросу избирателей было зафиксировано более 270 тыс. кибератак, из них 21 — потенциально опасная (https://yandex. m/search/?text=ria.ru%2F20090302%2F163587727. html&lr=213&clid=2337552-30&win=400&suggest_re qid=5635805143029232707159903950848).

Технология блокчейн способна устранить подобные недостатки и усовершенствовать систему электронного голосования. Блокчейн представляет собой распределенный реестр, хранящий данные, выстроенные в виде цепочки блоков. При этом информация добавляется блок за блоком, каждый последующий блок хранит сведения обо всех предыдущих, а все данные в любой момент времени можно перепроверить. Внести запись в цепочку могут только те, кому предоставлен доступ, а любые попытки несанкционированного изменения хотя бы одного из блоков будут незамедлительно зафиксированы. Например, при попытке фальсификации голосов избирателей, будет нарушена целостность цепочки. Таким образом, возможность

взлома системы, основанной на технологии блок-чейн, стремится к нулю.

Использование технологии блокчейн в электронном голосовании позволит обеспечить прозрачность выборов и гарантировать право на тайное голосование. Реализация данной технологии в политике способна преодолеть недоверие рядовых граждан к системе онлайн-выборов. Многие страны выразили заинтересованность в использовании блокчей-на на выборах. В ноябре 2018 г. в штате Западная Вирджиния был успешно проведен эксперимент по использованию удаленного онлайн-голосования на основе технологии блокчейн и распознавания лиц (www.wasЫngtonpost.rom/technology/2018/П/06/ west-virginians-countries-have-voted-by-mobile-device-biggest-blockchain-based-voting-test-ever). Первые выборы президента страны с использованием данной технологии прошли в марте 2018 г. в Сьерра-Леоне [4]. В обоих случаях записи о каждом голосе добавлялась в цепочку блоков, а после автоматического подсчета голосов каждый избиратель мог проверить корректность работы системы. По заявлению специалистов, в результате применения технологии блокчейн удалось обеспечить прозрачность процедуры выборов и подсчета голосов и значительно повысить явку избирателей.

Россия также стремится не отставать от современных тенденций. В 2019 г. Президентом РФ был утвержден эксперимент по проведению интернет-голосования, основанного на технологии блокчейн, в Московскую городскую думу 8 сентября 2019 г.1 Голосование проходило на официальном сайте мэра Москвы, при этом избирателям гарантировалось соблюдение тайны голосования, которая обеспечивалась технологией, аналогичной «слепой» подписи, когда уникальные ссылки формируются путем одновременной генерации хешей (www.mos. ru/city/projects/blockchain-vybory). Итоги выборов подводились автоматически и только после окончания голосования. Любой желающий после оглашения результатов мог удостовериться в том, что его голос учтен правильно, сопоставив код транзакции и значения зашифрованного голоса с помощью программного обеспечения или непосредственно на портале mos.ru.

Вторым механизмом электронной прямой демократии является сетевая коммуникация (интернет-

1 Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-Ф3 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905290064.

коммуникация). Она подразумевает обсуждение законов, решений и предложений непосредственно гражданами на интернет-площадках. Преимущества, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями (такие как проведение онлайн-дискуссий, диалог с представителями власти, проведение опросов и голосований), позволяют приблизить граждан к процессу принятия решений [5]. Наиболее ярким примером осуществления механизма сетевой коммуникации является конституционная реформа в Исландии 2010-2013 гг. В разработке проекта новой конституции принимали участие простые граждане. Каждый мог присылать свои предложения по электронной почте, а в социальных сетях велись онлайн-дискуссии. Проект нового основного закона был одобрен на референдуме в 2012 г., однако по сей день не принят правительством (www.ruv.is/frett/meirihluti-sagdi-ja-vid-ollum-spurningum). Несмотря на это, впервые всему миру был представлен проект краудсорсин-говой конституции, пока что не имеющий аналогов.

Третье направление развития прямой цифровой демократии — выдвижение инициатив. Это подразумевает создание единой интернет-платформы, где любой гражданин может предложить свою идею или просьбу. Инициативы, поддержанные определенным количеством граждан, должны быть рассмотрены органами власти и иметь юридическую силу. В различных странах мира существуют интернет-порталы для создания и подписания петиций — коллективных обращений граждан к органам власти. В России в 2013 г. была запущена онлайн-платформа «Российская общественная инициатива»2. Инициативы, набравшие более 100 тыс. голосов на федеральном уровне, в обязательном порядке рассматриваются экспертными группами, которые могут направить их на рассмотрение в Госдуму.

Еще одним компонентом прямой электронной демократии является развитие самоорганизующихся виртуальных сетевых сообществ. Граждане все чаще используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для объединения с целью решения определенных вопросов и защиты своих прав. Это является важнейшей задачей любого демократического общества и гарантирует

2 Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса „Российская общественная инициатива»». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201303040014 (дата обращения: 20.08.2019).

народный суверенитет. В качестве площадок для формирования сетевых сообществ выступают социальные сети, мобильные приложения и веб-сайты. Например, система «Демократор» позволяет объединятся гражданам вокруг общих проблем, совместно создавать коллективные обращения в органы власти и отслеживать состояние их рассмотрения (https://democrator.ru/about).

Наконец, в качестве пятого направления развития прямой электронной демократии можно выделить концепцию открытого правительства. Она подразумевает использование информационных технологий для обеспечения максимальной прозрачности деятельности органов власти и гражданского контроля. Открытый диалог между обществом и государством, новые способы предоставления

актуальной информации и получение обратной связи способствует повышению эффективности государственного управления в интересах народа.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует достижению подлинной демократии. Информационное общество создает новые возможности и механизмы для расширения демократического участия граждан, сокращения разрыва между народом и элитой, способствует установлению диалога между властью и обществом и повышению прозрачности и подконтрольности политических процессов; обеспечивает гарантии соблюдения прав и свобод. Электронная демократия дает надежду на формирование справедливого общества, направленного на всестороннее развитие каждого человека.

списокисточников

1. Бершадская Л. А., Биккулов А. С., Чугунов А. В. Дискуссии в социальных медиа и электронная демократия: развитие исследовательского инструментария. Политэкс. 2013;9(2):230-41.

2. Barber B. Strong democracy: Participatory democracy for a New Age. Berkeley: Univ. of California Press; 1984.

3. Slaton C. D. Televote: expanding citizen participation in the quantum age. N.Y., Praeger; 1992.

4. Космарский А. Первые в мире выборы на блокчейне: что это было? URL: indicator.ru/mathematics/vybory-serra-leone-blokchejn.htm.

5. Reedy J. and Wells C. Information, the internet, and direct democracy. Routledge handbook of Internet politics. 2009:157-172.

references

1. Bershadskaya L. A., Bikkulov A. S., Chugunov A. V. Discussions in social media and electronic democracy: the development of research tools. Polytex. 2013;9(2):230-41. (In Russ.).

2. Barber B. Strong democracy: Participatory democracy for a New Age. Berkeley: University of California Press; 1984.

3. Slaton C. D. Televote: expanding citizen participation in the quantum age. New York, N.Y.: Praeger; 1992.

4. Kosmarsky A. The first blockchain elections in the world: what was it? News of science and technology — Indicator. URL: indicator.ru/mathematics/vybory-serra-leone-blokchejn.htm (accessed on 08.17.2019). (In Russ.).

5. Reedy J., Wells C. Information, the internet, and direct democracy. Routledge handbook of Internet politics. 2009:157-172.

информация об авторе

Максим Юрьевич Карапузов — студент 4-го курса факультета прикладной математики и информационных

технологий, Финансовый университет, Москва, Россия

m.karapuzov@yandex.ru

aboutthe author

Maksim Yu. Karapuzov — 4-year student, Faculty of Applied Mathematics and Information Technologies, Financial

University, Moscow, Russia

m.karapuzov@yandex.ru

Статья поступила 15.12.2019; принята к публикации 10.01.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 15.12.2019; accepted for publication on 10.01.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.