фундаментальное научное знание
оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50 УДК 009(045)
Проблемы гуманитарного знания в эпоху тотальной цифровизации
Е. И. Замараева
Финансовый университет, Москва, Россия
аннотация
Статья посвящена проблемам, которые поставлены перед гуманитарным образованием в эпоху глобальной цифровизации. Задачей исследования является подтверждение обоснования значимости гуманитарного знания в формировании понятийного мышления как базового навыка интеллектуальной деятельности человека в современном мире. В исследовании применен сравнительно-аналитический метод, с помощью которого рассматриваются особенности формирования понятийного мышления в современной школе и вузе, обосновывается значение гуманитарного знания как основы формирования понятийного мышления, как аксиологической основы личностного и гражданского воспитания студентов, формирования у них социального интеллекта, патриотизма, гражданской и личной ответственности. Анализируются особенности использования наглядных средств как деформирующего способа при формировании понятийного мышления современных студентов и школьников в эпоху тотальной цифровизации, а также опыт дистанционного обучения гуманитарным наукам в ситуации пандемии. В конце статьи автор делает вывод о том, что гуманитарное знание является важнейшим ресурсом в формировании понятийного мышления как базового компонента интеллектуального развития, социализации и воспитания гражданского и личного самосознания студентов в высшей школе.
Ключевые слова: цифровизация; гуманитарное знание; понятийное мышление; социальный интеллект
Для цитирования: Замараева Е. И. Проблемы гуманитарного знания в эпоху тотальной цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(4):45-50. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50
oRiGiNAL PAPER
Problems of Humanitarian Knowledge in the Era of Total Digitalization
E. i. Zamaraeva
Financial University, Moscow, Russia
abstract
The paper describes the problems that are posed to humanitarian education in the era of global digitalization. The study's aim is to confirm the substantiation of the significance of humanitarian knowledge in the formation of conceptual thinking as a basic skill of human intellectual activity in the modern world. The study uses a comparative analytical method which examines the features of the conceptual thinking formation in a modern school and university, as well as substantiates the importance of humanitarian knowledge as the basis for the of conceptual thinking formation as an axiological basis for the personal and civic education of students; the formation of their social intelligence, patriotism, civil and personal responsibility. The author analyzed features of the use of visual aids as a deforming method in the conceptual thinking formation of modern students and schoolchildren in the era of total digitalization, as well as the experience of distance learning in the humanities in a pandemic situation. It is concluded that humanitarian knowledge is the most important resource in the formation of conceptual thinking as a basic component of intellectual development, socialization and education of civil and personal self-awareness of students in higher education. Keywords: digitalization; humanitarian knowledge; conceptual thinking; social intelligence
For citation: Zamaraeva E. i. Problems of humanitarian knowledge in the era of total digitalization. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(4):45-50. (in Russ.). doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50
© Замараева Е. И., 2022
Антиномичность понятий «цифровиза-ция» и «гуманитарное знание» является предпосылкой исследования. Гуманитарное знание — это знание о собственно человеческом в человеке, несущее аксиологические установки и смыслы, лежащие в границах самоидентификации, самоуважения, самопознания, самообразования, самоосуществления. И это пространство человека формируется только при овладении культурой. Что же касается цифровизации, то это не только применение средств вычислительной техники и программного обеспечения, но и замещение человека в определенных сферах искусственным интеллектом, принятие решений без участия человека. Таким образом, возникает логичный вопрос: зачем человеку гуманитарное знание в эпоху тотальной цифровизации? Не является ли эта область знаний избыточной и ненужной для новых цифровых поколений? Каковы результаты социокультурных изменений в условиях современного высшего образования под влиянием всеобщей цифровизации?
Этой проблеме посвящены многие исследования. Большинство авторов обосновывают необходимость переформатирования самого гуманитарного знания, переосмысления роли гуманитарного знания для оптимизации и минимизации отрицательного воздействия современных информационно-коммуникативных технологий [1, 2]. Другие авторы считают, что гуманитарные науки находятся в состоянии «ролевой неопределенности» в стремительно меняющейся цифровой действительности [3], их положение и значение еще предстоит выявить и обосновать или снижение влияние гуманитарного знания, или определить его место и роль в пирамиде знаний.
Анализ источников и собранных данных позволяет выдвинуть гипотезу о приоритетности гуманитарного знания как фундамента формирования понятийного мышления, ценностно-смысловой ориентации и социального интеллекта современных студентов в эпоху цифровизации, о повышающейся значимости гуманитарных наук как знания аксиологически значимого, прежде всего, для современных цифровых поколений, о максимальном расширении гуманитарного контента в средних и высших учебных заведениях, потому что именно нынешние дети определяют будущее как страны, так и мира в целом.
Сложившаяся в средней и высшей школах ситуация, связанная с развалом советской системы образования, с невиданными темпами цифровизации всех сфер нашей жизни, с пандемией коронавируса и переходом на дистанционные формы обучения, ставит перед гуманитарным образованием ряд проблем.
Из года в год исследователи наблюдают снижение интеллектуального и общеобразовательного уровня вчерашних школьников [4]. Мы работаем со студентами, которые подчас плохо говорят и читают на родном языке, не понимают смысла прочитанного, не умеют формулировать свои мысли, выделять главную и второстепенную информацию, не видят причинно-следственные связи, имеют ограниченный кругозор, убогое мышление, примитивный словарный запас. Они плохо знают физику, географию, биологию, историю, литературу. Как расценивать эти изменения? Что является их фундаментальной причиной? И главное: как изменить ситуацию к лучшему?
Представляется, что эти глобальные изменения в когнитивной сфере современных подростков — свидетельство того, что их понятийное мышление как база развития интеллекта и фундамент абстрактного мышления практически не сформировано. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский писал, что только в процессе изучения основ наук формируется понятийное мышление [5].
Как известно, понятийное мышление включает в себя следующие компоненты:
• интуитивный (выделение главного, существенного, приоритетного);
• логический (определение объективных причинно-следственных связей);
• понятийно-категориальный (обобщение, систематизация, структурирование).
Почему же современные первокурсники, в отличие от советских, не обладают основами понятийного мышления? Реформы образования 90-х гг. полностью разрушили советскую систему школьного образования. Выходя из школы, советский школьник получал так называемый «аттестат зрелости», т.е. сдавал экзамены по основным дисциплинам, таким как: русский язык, иностранный язык, литература, алгебра, физика, химия, биология, география, а значит, имел базовые знания в этих областях и представление о целостной картине мира и месте человека в этом мире. Кроме того, обя-
зательным компонентом советской школы было воспитание, она прививала ученикам общечеловеческие ценности: уважение к старшим, трудолюбие, честность и т.д.
В советской школе, как и в вузе, наука стояла во главе угла, ведь она формирует у учащихся понятийное мышление, что Л. С. Выготский считал основной задачей интеллектуального развития подростка, «зоной ближайшего развития» [5].
Образование, как известно, — самая консервативная сфера жизни, система образования (и школьного, и вузовского) всегда транслирует устаревшее знание. Жизнь (в особенности в последние десятилетия) меняется стремительно — это данность. Поэтому задача образования — научить человека мыслить, сформировать у него понятийное мышление. тогда он сможет ориентировать в нашем стремительно меняющемся мире, сможет сам учиться дальше, работать успешно, прогнозировать, анализировать, делать выводы, обобщать, самообучаться, т.е. самостоятельно жить и работать в своей профессии.
Исходя из этого, образование должно строиться по принципу научной организации информации. Об этом писали и Л. С. Выготский [5], и В. В. Давыдов [6]. Если сформировано понятийное мышление, человек сможет решить любую жизненную и профессиональную задачу, просчитав возможные последствия и сделав необходимые выводы. Несформированность понятийного мышления ведет к социальному инфантилизму, к тому, что молодые люди не умеют и не хотят принимать самостоятельные решения, развиваться, ставить цели; склонны к зависимостям, не способны к адаптации, эгоистичны и эгоцентричны [7].
Сегодня работодатели бьют тревогу, обращаются к специалистам-психологам, к научному сообществу с серьезнейшей проблемой: выпускники вузов не могут полноценно работать, не понимают цели и задачи, не способны обобщить, спрогнозировать, проанализировать ошибки, увидеть причинно-следственные связи в самых разных сферах профессиональной деятельности [8]. Амбициозные проекты, которые через год-два рассыпаются, реформы, о результатах которых можно только сожалеть, техногенные катастрофы, падающие самолеты... А ведь это не только бюджетные средства, но и судьбы людей. Эти хаотичные,
непродуманные, заведомо провальные проекты мы видим во всех сферах нашей жизни: оптимизация здравоохранения, реформы образования... «Если понятийные структуры не сформировались, то человек не замечает ошибок, нелогичности теоретических построений, затрудняется с проверкой или обоснованием собственных выводов, принимает решения, которые не приводят к желаемому практическому результату», — отмечает Л. А. Ясюкова [9].
Причем тревогу по этому поводу бьют люди среднего и старшего возраста, у молодых таких опасений нет. Многие из «поколения ЕГЭ» даже не представляют, что можно мыслить иначе. При этом, как показывают опросы, 78% молодых людей довольны уровнем своего образования, и только 6% недовольны Ч Уходит книжная культура, чтение для современной молодежи — это непосильный интеллектуальный труд. По данным Левада-центра, 47% молодых людей совсем не читают книг2.
Таким образом, на гуманитарное знание в вузе возложена важнейшая задача: попытаться сформировать у учащихся понятийное мышление — то, что не сделала общеобразовательная школа. Именно гуманитарные дисциплины формируют категориальный аппарат и выстраивают пирамиду научного знания, а также — целостную картину мира, умение выделять главное, существенное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
Фундаментом отношения человека к миру является система ценностей. Именно гуманитарное знание формирует духовно зрелую, полноценную личность: «добродетель» у Сократа, «благо» у Платона, «категорический императив» И. Канта, «всеединство» В. Соловьева. Таким образом не только формируются компетенции, но и воспитывается честь, достоинство, справедливость, сострадание. «Чтобы решать задачи, совесть, к примеру, не надобна. А в постижении смысла поступка без совести не обойтись» [2, с. 9].
В последнее время много говорят об исторической памяти, об уроках Великой Отечественной войны, Нюрнбергского процесса, об информационных и ментальных войнах. Но фальсификация истории, искажение исто-
1 «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления. URL: https://www.levada.rU//cp/wp-content/uploads/2020/08/ vom1-2020.pdf
2 Там же.
рического сознания, когнитивные деформации возможны только тогда, когда у людей не сформировано критическое мышление, они не могут коррелировать факты, анализировать, систематизировать, видеть причинно-следственные связи и делать выводы, т.е. когда не сформировано понятийное мышление. Кроме того, именно гуманитарное образование в первую очередь воспитывает граждан, патриотов. От того, станут ли студенты гражданами нашей страны, национально ориентированной элитой, зависит социетальная безопасность Российского государства [10].
Гуманитарное знание — это еще и формирование социального интеллекта, который представляет собой систему адаптационных навыков и способностей, позволяющих человеку быть социально успешным, понимать мотивы действий другого человека и анализировать свои поступки. «Социальная зрелость характеризуется тем, что человек полностью берет на себя ответственность за свою жизнь и приоритетными считает свои обязанности. Социальный инфантилизм проявляется тогда, когда человек считает, что государство должно о нем заботиться, и во главу угла ставит свои права» [9].
Цифровизация стала частью нашей жизни, скорости ее столь стремительны, что возникает вопрос: сможет ли человечество управлять этой новой реальностью, останется ли в ней вообще место человеку?
Избыточная цифровизация, которую мы наблюдаем в последние два года, влечет за собой слом традиционных форматов и в школьном, и в вузовском образовании. Отказ от классического формата лекций в вузе приведет к формированию допонятийного, детского мышления, ориентированного на наглядность. Еще Л. С. Выготский резко критиковал наглядность, образность в обучении, так как это закрепляет допонятийный, дефективный вариант мышления [5]. В. В. Давыдов в своих работах доказал, что конкретный образ, закрепленный в памяти, мешает образованию понятий; принцип наглядности не формирует теоретическое, а затем и абстрактное мышление; студент, как дошкольник, мыслит от частного к частному, не выводит общие закономерности [6]. Повсеместное увлечение презентациями, геймифи-кацией, анимацией, видеорядом в образовании убивает понятийное мышление и формирует дефективное.
Как указывает Л. А. Ясюкова, «при понятийном мышлении осмысление информации происходит посредством включения новых представлений в объективные классификационные группы, основаниями которых являются внутренние, сущностные, константные характеристики предметов и явлений, а не любые внешние, изменчивые свойства» [9].
Цифровизация и стремительный переход на дистанционную форму обучения в условиях пандемии со всей определенностью показали, что онлайн-образование — не самостоятельная форма, а лишь дополнительная, она может быть использована в исключительных случаях для отдельных групп учащихся или для того, чтобы совсем не прерывать образовательный процесс. Обучаться онлайн способны только высокомотивированные студенты, а их совсем не много. При дистанционном обучении исчезает элемент соревновательности, живого общения, социализации, стирается грань между учебой и отдыхом. Исследование «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронави-русной инфекции (COVID-19)», проведенное под руководством В. Р. Кучмы, показало, что у 83,8% школьников отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня и лишь 13,4% адаптировались к дистанционной форме [11]. Психиатры и психологи фиксируют десятки душевных расстройств, которые появились в эпоху информационных технологий [2].
Воспитать личность может только личность, человека — только человек. Как передать это в дистанционном формате? Как воспитывать дистанционно? А ведь гуманитарное знание — это не просто знание, это воспитание, формирование ценностей и смыслов. «Мудрость не зависит от степени технического покорения мира; напротив, последняя предполагает, что необходима первая, особенно тогда, когда прогресс науки и техники ведет к безумным последствиям» [12].
Таким образом, гуманитарное знание выступает обязательным компонентом в структуре высшего образования, который призван взять на себя задачу формирования понятийного мышления у студентов в эпоху широкомасштабной цифровизации. Гуманитарное знание является не только базовым ресурсом для
формирования понятийного мышления, но и приоритетным направлением в современном образовании как инструмент сохранения соци-
етальной безопасности российского общества в условиях цифровой и геополитической турбулентности.
список источников
1. Бестаева Е. В. Социолингвистический аспект развития современных цифровых технологий. Преимущества и риски. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(4):80-84. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-80-84
2. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Информационные технологии как социальный вызов XXI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(2):6-11. DOI: 10.26794/2226-78672019-9-2-6-10
3. Герасимов С. В. Онтология гуманитарного знания в условиях информационного общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(3):52-57. DOI: 10.26794/2226-78672020-10-3-52-57
4. Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза. Высшее образование в России. 2014;(3):135-139.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Издательство «Лабиринт»; 1999. 352 с.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР; 1996.
7. Шатилов А. Б. Инфантильность современного общества и проблема электорального возраста: рациональный взгляд. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(6):17-21. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-17-21
8. Замараева Е. И. Социокультурные трансформации в эпоху цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):43-48. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48
9. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. URL: https://textarchive.ru/c-2674601-pall.html
10. Сучилина А. А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(1):95-99. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
11. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020;(2):4-24.
12. Слотердайк П. Критика цинического разума. Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА; 2009. 800 с.
references
1. Bestaeva E. V. Sociolinguistic aspect of the development of modern digital technologies. Benefits and risks. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(4):80-84. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-80-84
2. Tyurikov A. G., Bolshunov A. Ya. Information technologies as a social challenge of the XXI century. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(2):6-11. (In Russ.). DOI: 10.26794/22267867-2019-9-2-6-10
3. Gerasimov S. V. Ontology of humanitarian knowledge in the information society. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(3):52-57. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-52-57
4. Orekhovskaya N. A. About the general culture of a freshman of a technical university. Higher education in Russia. 2014;(3):135-139. (In Russ.).
5. Vygotsky L. S. Thinking and speech. Ed. 5, rev. Moscow: Publishing house "Labyrinth"; 1999. 352 p. (In Russ.).
6. Davydov V. V. The theory of developmental learning. Moscow: INTOR; 1996. (In Russ.).
7. Shatilov A. B. The infantilism of modern society and the problem of electoral age: A rational view. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(6):17-21. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-867-2021-11-6-17-21
8. Zamaraeva E. I. Sociocultural transformations in the era of digitalization. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):43-48. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48
9. Yasyukova L. A. Patterns of development of conceptual thinking and its role in teaching. URL: https://textarchive.ru/c-2674601-pall.html. (In Russ.).
10. Suchilina A. A. Contradictions in the Formation of the Historical Consciousness of Modern Russian Youth. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(1):95-99. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
11. Kuchma V. R., Sedova A. S., Stepanova M. I., Rapoport I. K., Polenova M. A., Sokolova S. B., Aleksandrova I. E., Chubarovsky V. V. Features of the life and well-being of children and adolescents studying remotely during the epidemic of a new coronavirus infection (COVID-19). Questions of school and university medicine and health. 2020;(2):4-24. (In Russ.).
12. Sloterdijk P. Criticism of the cynical mind. Per. with him. Yekaterinburg: U-Factoria; Moscow: ACT MOSCOW; 2009. 800 p. (In Russ.).
информация об авторе / about the author
Елена Ивановна Замараева — кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия
Elena I. Zamaraeva — Cand. Sci. (Phyl.), Associate Professor, Department of Humanities, Financial
University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-4799-3834
zamaraeva_e@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 15.04.2022; принята к публикации 15.05.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 15.04.2022; accepted for publication on 15.05.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.