УДК 81'34
Т. И. Шевченко, Т. В. Сокорева
Шевченко Т. И., доктор филологических наук,
профессор кафедры фонетики английского языка ФАЯ МГЛУ;
e-mail: [email protected]
Сокорева Т. В., ст. преподаватель, соискатель кафедры фонетики английского языка ФАЯ МГЛУ; e-mail: [email protected]
СОЦИОФОНЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧЕВОГО РИТМА
В работе представлены методологический и фонетический аспекты изучения ритма, релевантные для социофонетики. На основе принципов и методов российской фонетической школы, современного зарубежного опыта и собственного корпусного анализа американской речи выявляются характеристики речевого ритма в типологическом, социокультурном и социодемо-графическом планах. Поэтапно раскрывается значимость факторов региона и возраста для межличностной и внутриличностной вариативности ритма.
Ключевые слова: ритм; просодия; вариативность; типология; социо-фонетика; регион; возраст; гендер.
T. I. Shevchenko, T. V. Sokoreva
Shevchenko T. I., Doctor of Philology, Professor,
Professor of English Phonetics Department, Faculty of Humanities
and Applied Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
Sokoreva T. V., Senior Lecturer, English Phonetics Department,
Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU;
e-mail: [email protected]
SPEECH RHYTHM VARIATION: A SOCIOPHONETIC PERSPECTIVE
The paper is concerned with methodology and phonetics of speech rhythm research, relevant for sociophonetics. Based on the principles and methods applied in the Russian school of phonetics and recent research abroad, as well as an American corpus analysis data, are the typological, sociocultural and sociodemographic speech variance characteristics. In a step-by step analysis the relevance of region and age for inter-speaker and intra-speaker rhythm variation is revealed.
Key words: rhythm; prosody; variation; typology; sociophonetics; region; age; gender.
Введение: природа речевого ритма, определение, единицы
Основные методологические принципы описания речевого ритма и его связь со всеми элементами просодии, характерные для российской фонетической школы, изложены в трудах Л. В. Щербы, Л. В. Златоустовой, А. М. Антиповой, О. Ф. Кривновой, В. В. Потапова, которые опираются на понимание ритмической природы «речи-мысли» (термин Л. В. Щербы, подхваченный О. Ф. Кривновой [8; 2]) и состоят, согласно А. М. Антиповой, в следующем [1]:
- ритм - периодичность сходных и соизмеримых единиц;
- ритм формируется всеми элементами просодии: длительностью речевых единиц, изменениями высоты тона, громкости и качества голоса;
- ритм образует иерархию единиц: слог, ритмическая группа (стопа), синтагма, сверхфразовое единство;
- ритм варьирует стилистически: в прозе на первый план выступает синтагма и сверхфразовое единство, в поэзии - стопа и строка.
Дальнейшее применение этих принципов к текстам различной прагматической направленности, в частности к воздействующей речи в сфере бизнеса, позволило нам уточнить, в какой мере ритм когнитивно объединяет такие содержательные стороны речи, как семантико-синтаксическая категория слов и новизна информации, с ритмической структурой синтагмы, с определенной позицией слова в синтагме. В частности, концентрация просодических максимумов в финальной позиции синтагмы обеспечивает предсказуемость появления ключевых слов через определенные промежутки времени благодаря их выделенности [7; 5]. Ритм, таким образом, способствует восприятию смысла речи.
К сказанному можно добавить правила ритмической организации на уровне структуры слов в разных языках мира: делимитативная и кульминативная функции словесного ударения также способствуют восприятию речи через идентификацию слов благодаря их ритмической структуре.
Таким образом, мы можем дополнить сущностные характеристики речевого ритма следующим образом:
- ритм - чередование просодически сильных и слабых элементов в речи, которое способствует выделению (проминантности)
важной информации; предсказуемость ее появления с определенной периодичностью обеспечивает восприятие смысла речи; - ритм - средство организации структуры слова через словесное ударение, характерное для морфологически различных слов в конкретных языках, способствует идентификации слов в потоке речи, т. е. также обеспечивает понимание смысла речи. Последние десятилетия предыдущего столетия были отмечены особым интересом к изучению ритма благодаря разработке новой и относительно простой методики сопоставления ритма в различных языках и диалектах, которая позволила уточнить классификацию языков, их типологию. Анализ ритма различных языков, например английского и испанского [12], а также диалектов одного языка, в частности британского и сингапурского вариантов английского языка [14; 23], с помощью метода PVI (pairwise variability index - индекс парной вариативности) показал, что ритмические различия опираются на длительность гласных в попарно сопоставляемых слогах. Чем сильнее различие по длительности в языках и вариантах, где есть «тяжелые» и «легкие» слоги, тем выше индекс вариативности [16].
В результате сопоставления многих языков выяснилось, что в зависимости от фонологических и фонотактических средств каждого конкретного языка его можно разместить по шкале, в большей или меньшей степени приближающей этот язык к акцентному, т. е. так-то считающему языку. На крайних полюсах этой шкалы оказались такие прототипические тактосчитающие языки, как английский, нидерландский и немецкий, а также тайский, в отличие от прототи-пических слогосчитающих языков - испанского, французского, итальянского. В этом состоит «новая парадигма ритма», как ее назвал К. Колер [11; 20; 26].
Обращение к слоговому составу языков, прежде всего к длительности гласных и согласных, включая их сочетания и кластеры, показало, что гласные и согласные, чередуясь в речи по определенным законам фонотактики данного языка, также выступают, на наш взгляд, в качестве единиц ритма. Эти элементарные единицы присутствуют в речи на любом языке, поэтому на характер их сочетаний реагируют даже такие наивные носители языка, как грудные дети, способные отличить ритм русского языка от французского, но не способные отличить ритм английского языка в сравнении с нидерландским. Не случайно также,
что скопление гласных одного ряда (ассонанс) или согласных одного способа образования шума (аллитерация) выступают как средства ритмизации в художественном тексте, прежде всего в поэзии.
Итак, начиная с гласных и согласных, единицы речевого ритма включают также: слог, ритмическую группу (стопу), синтагму (интонационную фразу) и сверхфразовое единство. Они составляют иерархию ритмических единиц.
Социокультурная и социодемографическая вариативность ритма
Наряду со стилистическим и типологическим направлениями в изучении вариативности речевого ритма в исследовательской практике наметились направления, важные для социофонетического изучения просодии. Ритмический строй речи, как показали эти исследования, изменяется в зависимости от языковых контактов носителей языка с представителями другой культуры, другого языка. Это явление особенно интересно наблюдать в речи билингвов, у которых два языка в равной или разной степени представлены в речевом репертуаре (и сосуществуют когнитивно). Примером может служить речь на английском языке жителей Уэльса.
Эффект такого взаимодействия двух просодических систем на одной территории может проявиться с течением времени. Так, сопоставляя звукозаписи речи афроамериканских рабов с речью современных афроамериканцев, обнаружили переход от слогового строя к тактосчитающему, превосходящему по степени выделения акцентируемых слогов даже евроамериканцев [25]. В Новой Зеландии, напротив, четко проявилось продвижение в сторону слогового ритма у белого населения переселенцев из Европы под влиянием слогового ритма местного населения маори [24].
Социокультурная вариативность ритма одного языка в пределах одной страны была показана на примере актерской речи на китайском языке. Ритм, таким образом, служит созданию сценического художественного образа [10].
Отмечая факты межличностного варьирования речевого ритма, мы не находим доказательства того, как ритм может меняться в течение жизни одного человека, т. е. во внутриличностном плане. А между тем только через речь конкретных индивидуумов мы можем
проследить тенденции изменения ритма для большого речевого сообщества. О том, что ритм родного языка усваивается очень рано, говорят авторы-психолингвисты в сфере возрастной фонологии, хотя нам не известны специальные данные по рассмотрению развития именно ритмических характеристик речи. Известна работа, в которой сопоставлялись ритмические характеристики детей и их матерей, которые говорят на английском и французском языках [17]. Французские дети в возрасте четырех лет и их мамы обнаружили больше сходства в ритме речи (слоговом), чем английские дети с ритмом (тактосчитающим) своих матерей. Поскольку ранее было известно, что первоначально ритм речи младенцев носит слоговой характер, мы можем предположить, что тактосчитающий ритм усваивается позже, чем слоговой.
Характер развития просодических характеристик речи, по мере взросления и старения, подробно, но довольно противоречиво, по данным разных исследователей, описан для американского варианта английского языка [13; 4; 22 ]. Так, в частности, приводятся данные как расширения, так и сужения высотного диапазона голоса [18; 22]. Однозначно отмечается только замедление темпа речи с возрастом, но и по этому вопросу есть данные о том, что не всегда замедление темпа связано со скоростью артикуляции; важную роль играют паузы, длительность которых увеличивается в пожилом возрасте [там же].
Социодемографические данные о темпе речи, обусловленном территорией проживания, также не однозначны: в американском варианте английского языка выявлено замедление скорости артикуляции по мере продвижения на юг, но именно на самом Юге США значительную роль в создании эффекта замедленного темпа речи играют паузы. Ряд экспериментальных работ свидетельствует о замедлении темпа как с паузами (речевой темп), так и без них (скорость артикуляции) [19; 22].
Влияние темпа и диапазона на общее впечатление о характере ритма существенно, поскольку мы исходим из понимания ритма как выделенности периодически повторяющихся сильных элементов на фоне слабых элементов, т. е. проминантности, распределенной во времени. Расширение диапазона, увеличение или замедление скорости артикуляции, как и изменения интенсивности, могут способствовать выделению отдельных элементов на фоне других. Если ритмический рисунок согласуется со смыслом, как мы ранее показали на примере
убеждающей речи [7], то речь становится особенно выразительной, ритмически согласованной с прагматикой.
Для социофонетического подхода к вариативности ритма важно и то, как внутриличностная вариативность проявляется в зависимости от социально-статусных характеристик собеседников. На примере видеозаписи популярных ведущих американского телевидения проявляется ситуативная адаптация ведущих к каждому гостю программы, у которых они берут интервью [6]. Показателями такой социальной аккомодации могут быть самые разные просодические изменения высотно-мелодического, темпорального и тембрального характера, в том числе и те, которые участвуют в создании эффекта ритмичности речи.
Особый интерес при изучении социодемографических признаков ритма представляют гендерные особенности развития и затухания просодической выразительности речи, связанной с возрастом. Например, в литературе отмечается, что мужчины пожилого возраста в большей степени склонны испытывать понижение слуха [22], что может сказаться на темпе и уровне громкости речи, а, следовательно, на ритме тоже. Женщины среднего возраста обладают самым широким диапазоном голоса по сравнению с молодыми и пожилыми [3; 22].
В первых двух разделах мы дали краткий обзор современных направлений в изучении ритма, его определения и единиц анализа. Обнаружив значительный пробел и противоречия относительно вну-триличностной вариативности речевого ритма в течение жизни человека, мы проводим ряд поэтапных исследований интересующего нас предмета изучения. Степень сохранения ритмических характеристик речи, как и их развитие с возрастом, имеет непосредственное влияние на распознавание слов, на понимание смысла речи, т. е. для успешной межличностной коммуникации и создания позитивного имиджа говорящего.
Метод, материал, цель исследования
Планируя этапы экспериментального компьютерного анализа, мы считаем необходимым, по возможности, учесть и нейтрализовать воздействие ряда факторов, способных повлиять на рассмотрение ритмических характеристик речи. К таким требованиям относятся:
- единство стиля (телефонный разговор по заранее выбранной теме);
- единство региона проживания в одной группе (согласно классификации У. Лабова [21], Север, Северный Мидленд, Южный Мидленд, Юг);
- принадлежность к одной возрастной группе (молодой, средний, зрелый возраст);
- равное количество мужчин и женщин в региональной группе;
- сопоставимый уровень образования (выпускник колледжа);
- равное количество слогов от начала разговора.
Этим требованиям отвечает подобранный нами небольшой корпус звучащего материла из американского корпуса телефонных переговоров Switchboard-1, который аннотирован и снабжен скриптами [15]. Аннотация включает следующую атрибуцию участников переговоров: регион проживания, возраст участника, уровень образования.
В каждой из четырех региональных групп - по две женщины и два мужчины, всего по четыре человека. По возрастному признаку на данном этапе сформированы две группы: молодого (20-39 лет) и среднего (40-59 лет) возраста, в каждой по 16 человек с равным представительством регионов и гендера (четыре региона по четыре человека), общее количество участников - 32 человека. Образование - выпускник колледжа.
Время звучания от начала разговора нормализовано по количеству слогов - 21 слог у каждого говорящего, общее количество слогов - 672.
Анализирующая программа - Ргаа^ V. 5.3.03. [9].
Статистические программы: ANOVA, МШ1ТАВ. Вид анализа -дисперсионный (однофакторный, двухфакторный), корреляционный.
Цель исследования - на основании измерений длительности всех слогов, а также дифференциации длительности ударных слогов относительно безударных в речи жителей четырех регионов США, участников телефонных переговоров, выявить путем сопоставительного и статистического методов анализа следующее:
- степень влияния региона проживания на скорость речи жителей США в двух возрастных группах;
- характер возрастных изменений темпа при переходе от молодого возраста к среднему;
- направление изменения степени выделенности ударных слогов на фоне безударных в зависимости от перехода от молодого возраста к среднему.
Согласно нашей гипотезе, решение поставленных задач призвано:
- снять неопределенность относительно замедления темпа речи по мере продвижения с севера США к югу;
- подтвердить ранее установленные факты замедления скорости речи с возрастом;
- выявить тенденцию уменьшения либо сохранения контраста между длительностью ударных и безударных слогов при переходе от молодого возраста к среднему.
Параметры измерения: средняя длительность всех слогов (далее - СДС), ср. длительность ударных слогов, ср. длительность безударных слогов, отношение длительности ударных слогов к длительности безударных в каждой региональной группе и в каждой возрастной группе.
Этапы анализа: аудиторский анализ звучащего материала, выполненный тремя фонетистами-преподавателями английского языка с большим опытом; акустический компьютерный анализ с помощью программы Ргаа!;; статистический анализ. В процессе аудиторского анализа были проставлены ударения (акценты), отмечены границы синтагм и интонационных фраз. Согласие относительно места ударений - 91,5 %. Длительность ударных и безударных слогов замерялась вторым автором, при этом границы слогов проверялись визуально и на слух. Соотношение длительности ударных слогов к длительности безударных вычислялось путем деления среднедикторских показателей по данным параметрам.
Результаты и обсуждение
В результате анализа было установлено:
- несмотря на вариативность скорости речи (СДС) в говорении у жителей четырех регионов США, этот показатель оказался статистически незначим - как для группы молодых, так и для группы жителей среднего возраста; вариативность СДС оказалась статистически незначима и по двум возрастным группам в совокупности (см. табл. 1);
- изменение скорости речи при переходе от молодого возраста к среднему статистически значимо: СДС увеличивается (188шэ то. 218 шэ, т. е. в среднем на 16 0%) (см. рис. 1);
- длительность ударных слогов с возрастом увеличивается: 231 шэ vs. 287 шэ, т. е. в среднем на 24 % (см. рис. 2);
Таблица 1
Показатели СДС у представителей четырех регионов двух возрастных групп по отдельности и вместе взятых (мс)
Возраст Юг Южный Мидленд Северный Мидленд Север
Среднее значение (Медиана) Молодой 181 (148) 199 (182) 191 (148) 180 (172)
Средний 195 (152) 228 (202) 232 (214) 219 (193)
Молодой и Средний 188 (151) 213 (190) 211 (188) 199 (184)
500"
400"
„ 300"
и
Е
и
д
" 200"
100" 0"
Молодой Средний
Рис. 1. Распределение значений СДС у представителей молодого и среднего возрастов (мс)
- длительность безударных слогов также значительно увеличивается с возрастом: 155 шб vs. 171 шб, т. е. возросла на 10 %, (см. рис. 2); длительность безударных слогов при этом значимо меняется по регионам, противопоставляя Юг двум регионам: Северному Мид-ленду и Южному Мидленду;
- соотношение длительности ударных к длительности безударных слогов не только сохраняется, но и проявляет тенденцию к увеличению
600
500
400
300 -
200
100 '
0 Ч.
молодой ударный молодой безударный средний ударный средний безударный
Рис. 2. Распределение значений длительности ударного и безударного слогов у представителей двух возрастов
при переходе от молодого возраста к среднему в трех региональных группах из четырех: в среднем 1,5 vs. 1,7, т. е. на 13 % больше, однако это увеличение оказалось статистически не значимо. Выявленная тенденция особенно ярко проявилась на Юге, где увеличение длительности ударных слогов с возрастом сочеталась с менее значительным увеличением длительности безударных слогов. Своеобразие другого региона, Северного Мидленда, проявилась в том, что только в этом регионе контраст не увеличился.
Изложенные доказательства и их интерпретация имеют несомненную важность для социофонетики, в рамках которой происходит постоянный отбор методов сбора материала, поиск надежных методик обработки полученных данных. Так, в частности, возникает возможность пересмотра широко применяемой стратегии изучения развития языка как замены одних произносительных вариантов другими, через анализ групповых данных представителей различных поколений, т. е. изучения изменения языка «в видимом времени». Дело в том, что наряду со сравнением речи разных поколений, мы одновременно вторгаемся в сферу внутриличностной вариативности, связанной с развитием фонологической, включая просодическую, системы языка
отдельных индивидуальностей на разных этапах взросления и старения, а также с вариативностью, связанной с изменением социального окружения.
Второе методологически важное наблюдение относится к роли статистики в оценке значимости выявленных изменений. Специальное экспериментально-фонетическое исследование показало, что человеческое восприятие, направленное на регистрацию изменения темпа речи, способно отмечать изменения, составляющие 5 % от исходного уровня скорости говорения [27]. Цитируя эти данные, американские фонетисты с удовлетворением отмечали, что искомое различие в скорости артикуляции в одном из городов штата Висконсин (Север), с одной стороны, и штата Северная Каролина (Юг) - с другой, составляет 8 % [19]. Тем не менее полученное нами отличие в 13 % между средней длительностью ударных и безударных слогов в двух возрастных группах оказалось статистически незначимо. Очевидно, что валидные статистические данные должны опираться на еще более представительный корпус участников коммуникации, но остается неясным, в какой мере статистические результаты будут соотноситься с данными по изучению человеческого восприятия. Показатель «едва заметного различия»в скорости говорения (JND - Just Noticed Difference), равный 5 %, как нам представляется, вступает в противоречие с математической статистикой.
Заключение
Анализ просодических показателей речи 32 жителей США, репрезентирующих четыре региона и две возрастные группы, убедительно показал, что в данном ограниченном узком корпусе, тщательно подобранном по сходству воздействующих факторов стиля телефонных переговоров, условий записи, территории проживания, уровня образования и принадлежности к определенной возрастной группе, не подтвердились ранее установленные факты значимого замедления темпа речи при передвижении с севера на юг.
Замедление темпа речи с возрастом, которое реализуется как за счет увеличения длительности ударных слогов, так и за счет длительности безударных, подтвердилось.
Контраст по длительности между ударными и безударными слогами не только сохраняется в трех регионах из четырех, но
и увеличивается. Таким образом выделенность ударных слогов относительно безударных, которая составляет основу тактосчитающего ритма, также сохраняется в среднем возрасте. Увеличение этого контраста, однако, применительно ко всему узкому корпусу оказалось статистически незначимым.
Проведенное исследование может быть продолжено на большем объеме материала и с привлечением большего количества просодических параметров, которые способствуют выделению ударных слогов в потоке речи: высотно-мелодическому компоненту интонации, изменениям интенсивности и качества голоса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова А. М. Ритмическая система английской речи. - М. : Высшая школа, 1984. - 120 с.
2. Кривнова О. Ф. Ритмизация и интонационное членение текста «в процессе речи-мысли» (опыт теоретико-экспериментального исследования) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 53 с.
3. Сокорева Т. В. Опыт сопоставления различных методик изучения ритма (на материале речи американских женщин) // Фонетика: проблемы и перспективы // Фонетика: проблемы и перспективы. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 233-251. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 1 (687). Сер. Языкознание).
4. Шевченко Т. И. Комбинаторика просодических параметров темпа американской речи: социокультурный аспект // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова ; под ред. А. В. Архипова и др. - М. : Языки славянских культур, 2008. - С. 681-689.
5. Шевченко Т. И. Типология ритма: теоретические и прикладные аспекты. Актуальные вопросы теоретической и прикладной фонетики : сб. ст. к юбилею О. Ф. Кривновой / под ред. А. В. Архипова, И. М. Кобозевой (отв. ред.) и др. - М. : ООО «Буки-Веди», 2013. - С. 436-444.
6. Шевченко Т. И. Социофонетика: национальная и социальная идентичность в английском произношении. - Изд. 2-е, доп. - М. : ЛЕНАНД, 2016. - 240 с.
7. Шевченко Т. И.,Садовникова Н. А., Сибилева Л. Н. Ритм и смысл просодии дискурса: когнитивный подход и статистика // Фонетика, фонология и межкультурная коммуникация. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2012. - С. 175-187. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 1 (634). Сер. Языкознание).
8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л. : Наука, 1974. - 428 с.
Т. H. W^eBneHKo, T. B. CoKopeBa
9. Boersma P., Weenink D. Praat: doing phonetics by computer [Computer program]. 2015. Version 5.3.80. - URL : http://www.praat.org/ (retrieved 05April 2015).
10. CallierP. Social Meaning in Prosodic Variability // University of Pennsylvania Working Papers in Linguistics. - 2011. - Vol. 17. - No 1. - P. 41-50. - URL : repository.upenn.edu/.. ./viewcontent.cgi?
11. Crystal D.The Past, Present and Future of English Rhythm. - 1996. - URL : http://www.davidcrystal.com/DC_articles/English46
12. Dauer R. M. Stress-timing and syllable-timing reanalyzed // Journal of Phonetics. - 1983. - Vol. 11. - No 1. - P. 51-62.
13. Dellwo V. Rhythm and Speech Rate: A variation coefficient for AC. - 2006. -URL : eprints.ucl.ac.uk/15122/1/15122.pdf
14. Deterding D. Measurements of Rhythm: a Comparison of Singapore and British English // Journal of Phonetics. - 2001. - Vol. 29. - No 2. - P. 217-230.
15. Godfrey J., Holliman E. Switchboard-1 Release 2 LDC97S62. Web Download. - Philadelphia: Linguistic Data Consortium, 1993.
16. Grabe E., Low E. L. Durational variability in Speech and the Rhythm Class Hypothesis // Papers in Laboratory Phonology 7 / C. Gussenhoven, N. Warner (eds). - 2002. - P. 515-546. - URL : http://wwwhomes.uni-bielefeld.de/ gibbon/AK-Phon/Rhythmus/Grabe/Grabe_Low-reformatted.pdf
17. Grabe E., Post B., Watson I. The Acquisition of Rhythmic Patterns in English and French // Proceedings ICPhS. - San Francisco, 1999. - P. 1201-1204.
18. Helfrich H. Age markers in speech // K. Scherer, H. Giles (eds.). Social markers in speech. - Cambridge : Cambridge University Press, 1979. - P. 63-93.
19. Jacewicz E., Fox R., O'Neil C., Salmons J. Articulation rate across dialect, age and gender // Language variation and change. - V. 21, No 2. - 2009. -P. 233-251.
20. Kohler K. J. Rhythm in Speech and Language. A New Research Paradigm // Phonetica. - 2009. - Vol. 66. - No. 1-2. - P. 29-45.
21. Labov W., Ash Sh., Boberg Ch. The Atlas of North American English: Phonetics, Phonology and Sound Change. - Berlin, New-York : Mouton de Gruyter. - 2006. - 335 p.
22. Linville S. E. Vocal Aging. - San Diego : Singular Publishing Group, 2001. -320 p.
23. Low E. L., Grabe E., Nolan F. Quantitative Characterization of Speech Rhythm: Syllable-Timing in Singapore English // Language and Speech. -2000. - Vol. 43. - No 4. - P. 377-401.
24. Szakay A. Rhythm and pitch as markers of ethnicity in New Zealand English // Proceedings of the 11th Australian International Conference on Speech Science & Technology / P. Warren and C. Watson. (eds). - 2006. - URL : 137.82.103.200/.../sites/.../szakay-assta06.p...
BecmnuK MfHy. BbinycK 20 (759) / 2016
25. Thomas E. R., Carter Ph. M. Prosodic rhythm and African American English // English World-Wide. - 2006. - Vol. 27. - No 3. - P. 331-355.
26. White L., Mattys S. L. Rhythmic Typology and Variation in First and Second Languages. - 2007. - URL : eis.bris.ac.uk/.../White_Mattys_2007b.pdf
27. Quene H. On the just noticeable difference for tempo in speech // Journal of Phonetics. - 2007. - No 35. - P. 353-362.