Научная статья на тему 'Ритм изменяется с возрастом (акустический анализ спонтанной речи 102 жителей США)'

Ритм изменяется с возрастом (акустический анализ спонтанной речи 102 жителей США) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
449
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИЯ / РИТМ / ИЕРАРХИЯ РИТМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ / СТОПА (АКЦЕНТНАЯ ГРУППА) / FOOT (ACCENT GROUP) / ВЫДЕЛЕННОСТЬ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / ЧОТ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ИНДЕКС ПАРНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ / ВОЗРАСТ / ГЕНДЕР / УДАРНЫЙ СЛОГ / БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ / АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / PROSODY / RHYTHM / HIERARCHY OF RHYTHMIC UNITS / DURATION / INTENSITY / PAIRWISE VARIABILITY INDEX / AGE / GENDER / UNSTRESSED SYLLABLE / AMERICAN ENGLISH / PROMINENCE / FUNDAMENTAL FREQUENCY / STRESSED SYLLABLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сокорева Т. В.

В статье затрагиваются основные противоречивые вопросы в русле изучения речевого ритма американского варианта английского языка. Утверждается, что ритмическая структура речи включает в себя разноплановые ритмические единицы, обладающие схожими просодическими характеристиками и находящиеся между собой в иерархических отношениях. Результаты анализа акустических характеристик стопы как единицы ритма и ударных и безударных слогов ее составляющих устанавливают наличие возрастных изменений в речевом ритме жителей США, а также возможность распознавания ритмического типа языка непосредственно в начале разговора. Достоверность полученных результатов подтверждается надлежащим статистическим анализом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related changes in speech rhythm (acoustic analysis of 102 Americans’ spontaneous speech)

The present study reviews the main controversial issues of speech rhythm in American English. The rhythmic structure of speech is claimed to be based on diversified constituents, possessing similar prosodic features and organized in a hierarchical order. The data, based on the analysis of foot’s and stressed and unstressed syllables’ acoustic characteristics, proved the age-related change in Americans’ speech rhythm and the identification of rhythmic type of a language at the beginning of a speech activity. The reliability of the research results is ensured by proper statistical analysis

Текст научной работы на тему «Ритм изменяется с возрастом (акустический анализ спонтанной речи 102 жителей США)»

УДК 81'34 Т. В. Сокорева

ст. преподаватель, соискатель каф. фонетики

английского языка ФГПН МГЛУ; е-mail: sokorevatatjana@rambler.ru

РИТМ ИЗМЕНЯЕТСЯ С ВОЗРАСТОМ (акустический анализ спонтанной речи 102 жителей США)

В статье затрагиваются основные противоречивые вопросы в русле изучения речевого ритма американского варианта английского языка. Утверждается, что ритмическая структура речи включает в себя разноплановые ритмические единицы, обладающие схожими просодическими характеристиками и находящиеся между собой в иерархических отношениях. Результаты анализа акустических характеристик стопы как единицы ритма и ударных и безударных слогов ее составляющих устанавливают наличие возрастных изменений в речевом ритме жителей США, а также возможность распознавания ритмического типа языка непосредственно в начале разговора. Достоверность полученных результатов подтверждается надлежащим статистическим анализом.

Ключевые слова: просодия; ритм; иерархия ритмических единиц; стопа (акцентная группа); выделенность; длительность; ЧОТ; интенсивность; индекс парной вариативности; возраст; гендер; ударный слог; безударный слог; американский вариант английского языка.

Sokoreva T. V.

Senior Lecturer, Department of English Phonetics, Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU; е-mail: sokorevatatjana@rambler.ru

AGE-RELATED CHANGES IN SPEECH RHYTHM (Acoustic Analysis of 102 Americans' Spontaneous Speech)

The present study reviews the main controversial issues of speech rhythm in American English. The rhythmic structure of speech is claimed to be based on diversified constituents, possessing similar prosodic features and organized in a hierarchical order. The data, based on the analysis of foot's and stressed and unstressed syllables' acoustic characteristics, proved the age-related change in Americans' speech rhythm and the identification of rhythmic type of a language at the beginning of a speech activity. The reliability of the research results is ensured by proper statistical analysis

Key words: prosody; rhythm; hierarchy of rhythmic units; foot (accent group); prominence; duration; fundamental frequency; intensity; pairwise variability index; age; gender; stressed syllable; unstressed syllable; American English.

Введение: проблемы и параметры

Речевой ритм - явление сложное и нет единого мнения относительно определения этого понятия, как и нет четкого представления о его структуре, его связи с просодией и интонацией, о его развитии с течением времени.

Одним из противоречивых вопросов является установление единиц ритма, а именно: какие элементы речи считать основополагающими для образования ритмического рисунка. Традиционно единицами ритма считались слоги и стопы (акцентные, или ритмические, группы). Все стихотворные размеры (а именно с них началось изучение ритма как фонетического явления), а также традиционное деление языков на слого-, такто-, моросчитающие с точки зрения их ритмического строя опираются на слог как на основной элемент, а, точнее, на чередование ударных и безударных слогов как сильных и слабых элементов в речевой цепи.

Однако наряду со слогом представители московских лингвистических школ рассматривали в качестве единиц ритма и другие элементы высказывания, установив некоторые ритмические закономерности их просодических характеристик. Так, например, А. М. Антипова и Е. А. Бурая в своих исследованиях, посвященных роли просодии в формировании ритма различных стилей речи, доказали, что в спонтанной речи синтагмы и сверхфразовые единства выделены более четко, чем фразы [3; 5].

Изучение последовательности контуров в просодии английской речи показало, что несколько синтагм в чтении прозы (чаще две или три) образуют регулярно повторяющееся единство [14]. Эта же идея прослеживалась у А. М. Антиповой, назвавшей это явление ступенями, которые представляют собой некое смысловое единство двух-трех синтагм, образованное их ступенчато-нисходящим расположением [3; 4].

Объединение двух синтагм в определенный цикл было также доказано на материале спонтанной речи [5]. При исследовании особенностей сверхфразового единства (СФЕ) 1-го и 2-го порядков на материале английских радиопьес, было обнаружено, что более мелкие СФЕ входят в состав более крупных СФЕ, каждое из которых участвует в осуществлении коммуникативной связи [13].

Стопа, как доказано в работах М. А. Дороховой, Е. Ю. Романовой и др., состоит из ударных и безударных слогов, соотношение которых

также создает ритмический эффект, а именно эффект выделенности сильного ударного на фоне слабых безударных элементов [7; 9].

В. В. Потапов, вслед за Л. В. Златоустовой, говоря об иерархии факторов, влияющих на ритмическую организацию речевого высказывания в чешском, болгарском и русском языках, изучал различные характеристики (в том числе и просодические) синтагм и составляющих их ритмических структур, подразумевая под ритмической структурой одно или несколько слов объединенных одним ударением [8].

Сочетания различных элементов ритмической организации, структурные отношения между крупными и мелкими единицами ритма, следовательно, бывают разнообразными.

С появлением новой парадигмы ритма, основанной на изучении просодических характеристик гласных и согласных звуков стало возможным говорить и о более дробной структуре ритмических единиц. В слоге как основной единице артикуляции стали различать гласные и согласные звуки или интервалы, чередование которых также представляет собой определенный ритм, особенности которого в связи с различными фонологическими и фонотактическими законами разных языков дают различные типы ритма.

Список единиц, участвующих в образовании ритма, таким образом, расширился, включив в себя, с одной стороны, слог, стопу, синтагму, ступени, состоящие из нескольких синтагм, фразу и СФЕ, а с другой стороны, гласные и согласные звуки, составляющие слог. Это позволяет предположить существование определенной иерархии ритмов и ритмических единиц, налагающихся друг на друга и способствующих созданию общего ритмического рисунка высказывания.

Сочетания ритмических единиц являются многоплановыми, недаром Д. Кристал сказал, что невозможно уложить в строгие рамки дихотомии слогового и акцентного ритма все языки мира, хотя бы потому, что невозможно разделить все языки мира на две простые группы в любой области исследования [16].

В отечественной школе ритмические единицы изучались в большинстве случаев на материале текста, дискурса. На материале текста рассматривались такие крупные единицы, как синтагма, фраза и СФЕ. Определенные результаты были получены в ходе исследования разных стилей речи таких, как чтение научной и художественной прозы, а также при изучении спонтанной речи, несмотря на то, что наименее

организованная на первый взгляд спонтанная речь кажется наименее ритмичной по сравнению с поэзией и художественной прозой [2; 5].

Таким образом, идея присутствия ритма и у минимальных ритмических единиц (вокалические и консонантные интервалы, слоги, стопы), и у больших ритмических единиц (синтагма, ступень, фраза и СФЕ) является свидетельством существования сложной иерархии единиц ритма в различных стилях речи, взаимоотношения между которыми могут меняться [4; 5; 10]. В свою очередь наличие многоплановых отношений между различными ритмическими единицами позволяет говорить о существовании межъязыкового, межличностного и, возможно, внутриличностного варьирования речевого ритма.

Помимо установления единиц ритма, исследователей всегда интересовала другая проблема - как формируется и изменяется ритм речи человека с течением жизни. Многочисленные исследования, посвященные становлению и развитию детской речи, являются очень информативными и наряду с другими вопросами затрагивают также проблему формирования ритма у детей. Э. Грабе и др., сопоставляя ритм детей и речевой ритм их матерей, обнаружили, что четырехлетние французские дети обладают слогосчитающим ритмом, как и их мамы, в то время как английские дети к четырем годам еще не усвоили акцентосчитающий ритм своих матерей и продолжают говорить со слоговым ритмом [17]. Эти данные свидетельствуют о том, что при овладении языком в детстве доминантным является слоговой ритм, а акцентосчитающая модель появляется не сразу, она складывается с развитием личности человека и его речевых навыков, в процессе его социализации. Это наталкивает на мысль о том, что развитие и изменение просодических показателей речевого ритма возможно как в молодом возрасте, так и в течение всей жизни человека.

Говоря о возрастных изменениях, можно отметить, что наблюдаемое возрастное замедление темпа речи нашло свое подтверждение в работах В. Г. Тонконогова на материале мужской речи и у М. В. Га-ныкиной на материале речи женщин и было обусловлено увеличением средней длительности слога [6; 12]. Однако, согласно результатам исследования Е. Ю. Романовой, замедление темпа речи в пожилом возрасте происходит не столько за счет артикуляции, т. е. длительности самого слога, сколько за счет увеличения пауз [9].

Насущной темой в русле изучения проблем ритма является вопрос о том, на каком этапе беседы в спонтанной неподготовленной речи проявляется ритм как признак английского языка, т. е. с какого момента разговора становится возможным определить его как акцентосчитаю-щий тип ритма. Для решения этой задачи в ходе текущего исследования были отобраны фразы из начала неподготовленных бесед незнакомых людей в объёме 21 слога для каждого диктора, всего 2142 слога.

В отношении просодических характеристик ритмических единиц необходимо отметить, что большинство работ по ритму выявляли наличие или отсутствие изохронности ритмических единиц различных языков, опираясь лишь на изучение и на сопоставление параметра длительности соседних слогов либо длительности соседних гласных и согласных интервалов. Только отдельные исследователи такие, как А. Лукина, Г. Кочански, А. Сзакай, Ж. Ноукс, Дж. Хей, наряду с длительностью анализировали показатели ЧОТ и интенсивности для получения более точной картины результатов [18; 19; 21].

В ходе настоящего исследования рассматривались все три параметра - длительность, ЧОТ, интенсивность - на материале речи ста двух информантов, что позволяет получить достаточно достоверные данные с точки зрения статистики с опорой на весь комплекс просодических параметров.

С целью изучения развития и формирования ритмической организации речевого высказывания в ходе настоящего исследования была поставлена задача - проанализировать возрастные изменения ритмической структуры стопы, а именно: за счет каких акустических параметров происходит выделение ударного слога на фоне безударных слогов, так как именно чередование ударных слогов лежит в основе акцентосчитающего ритма.

Материалом для исследования послужила неподготовленная спонтанная диалогическая речь в виде телефонных разговоров ста двух американцев (образцы речи были отобраны из лингвистического корпуса «Switchboard»). Следует отметить, что телефонный разговор подразумевает ограничение интервала громкости и ЧОТ телефонным каналом связи.

Опираясь на данные по исследованию детской речи и на результаты анализа речи взрослых людей в течение их активной жизни, была поставлена задача - рассмотреть возрастные особенности ритмической

организации речи человека на материале диалогов ста двух дикторов, сбалансированных по гендеру (51 мужчина и 51 женщина) и по возрасту (34 информанта молодого возраста, 34 - среднего, 34 - пожилого).

В целях исследования был выполнен электронно-акустический анализ просодических особенностей неподготовленной диалогической речи американских мужчин и женщин различных возрастов: молодая группа (20-39 лет), средняя группа (40-59 лет), старшее поколение (60-69 лет).

При помощи слуховой разметки автором были выделены границы интонационных групп, паузы, ударные и безударные слоги, границы стоп (акцентных групп). Необходимо отметить, что выделенные в потоке речи слоги являются по своему составу открытыми, так как, согласно С. В. Андросовой, в американском варианте английского языка, в частности в спонтанной речи, прослеживается универсальная тенденция к образованию открытых слогов [1]. Из анализа были исключены явления хезитации, вокализованные паузы и предшкаль-ные безударные слоги.

Все образцы речи были проанализированы при помощи программы «Praat 5.3.03», на основании электронно-акустического анализа определялись следующие группы параметров:

1. Длительность:

1) длительность стоп / акцентных групп;

2) длительность ударных слогов;

3) средняя длительность безударных слогов каждой акцентной группы (длительность всех безударных слогов, разделенная на их количество);

4) соотношение длительности ударного слога к средней длительности безударных слогов;

5) пБРУ1 (нормированный по темпу индекс вариативности длительности соседних стоп);

6) пБРУ1 (нормированный по темпу индекс вариативности длительности соседних слогов, ударных и безударных).

2. ЧОТ:

1) ЧОТмакс ударных и безударных слогов;

2) ЧОТмин ударных и безударных слогов;

3) интервал ЧОТ ударных и безударных слогов в полутонах

(ЧОТинт);

4) ЧОТ РУ1 (индекс вариативности максимальных значений ЧОТ соседних ударных и безударных слогов).

3. Интенсивность (Инт):

1) максимальная интенсивность в ударных и безударных слогах (Инт );

4 макс7 7

2) минимальная интенсивность в ударных и безударных слогах (Инт );

4 мин7 7

3) интервал интенсивности в ударных и в безударных слогах (Инт );

4 инт7 7

4) Инт РУГ (показатель вариативности максимальных значений интенсивности соседних ударных и безударных слогов).

Результаты, полученные для таких акустических параметров, как длительность стопы и длительность слога (ударные и безударные подряд), максимальное значение ЧОТ и интенсивности в слоге, были проанализированы при помощи метода РУГ с использованием формулы индекса парной вариативности, нормированной по темпу речи:

100 ^ 1 пРУ1 =-- х >

4:4+1

(4М+,)/2

где т - количество интервалов в высказывании, ^ - длительность/ значение ЧОТ / значение интенсивности £-го интервала.

С целью проверки статистической значимости полученных результатов, значения всех параметров были изучены с помощью двухфак-торного дисперсионного анализа (ДДА) с факторами «возраст» (молодой, средний, старший) и «гендер» (мужчины, женщины); в отдельных случаях использовались статистические графики для проверки распределения значений конкретных показателей и их взаимосвязи.

Длительность

Результаты электронно-акустического анализа свидетельствуют о том, что с возрастом и у женщин, и у мужчин происходит небольшое увеличение длительности стопы. Показатели по трем возрастным группам распределились следующим образом: женщины 468510-550 мс, мужчины 477-484-503 мс. ДДА говорит о статистически незначимых изменениях значений длительности стопы в зависимости от фактора «возраст» наряду с фактором «гендер» (р = 0,078), однако, проанализировав женские показатели отдельно от мужских,

с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ОДА), можно говорить о статистически значимых изменениях длительности стопы в женской группе (р = 0,05).

Таблица 1

Средняя длительность ударного и безударных слогов (мс) и их соотношение

Молодой возраст Средний возраст Старший возраст

Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог

Женщины 252 180 280 178 285 195

1.4:1 1.57:1 1.46:1

Мужчины 226 166 264 175 267 169

1.36:1 1.51:1 1.58:1

Средняя длительность ударного слога возрастает с увеличением возраста информантов и, как видно из таблицы 1, СДС у женщин немного больше, чем у мужчин, что подтверждается результатами ДДА (факторы - возраст и гендер), свидетельствующими о статистически значимых изменениях показателей длительности ударного слога с увеличением возраста (р = 0,001) и в зависимости от пола говорящего (р = 0,039).

Сравнивая структурные единицы стопы, необходимо отметить, что длительность ударного слога всегда будет больше средней длительности безударных слогов, составляющих стопу (см. рис. 1), так как длительность является одним из параметров, образующих выде-ленность одних элементов речи на фоне других.

Говоря о структуре стопы, можно наблюдать незначительное увеличение соотношения ударного и среднего безударного слогов в пользу ударного. ДДА с факторами «возраст» и «гендер» показал статистически незначимое изменение данного соотношения в зависимости от возраста информантов: р = 0,10; и отсутствие влияния на изменение показателей соотношения «ударный слог : средний безударный слог» гендерного фактора.

400" 350" 300"

й 250-

200-

150"

^^В_

унарный слог беэдазрьый слог

Рис. 1. Распределение значений средней длительности ударных и безударных слогов (п = 102)

С целью сравнения полученных в ходе исследования результатов, показатели длительности стоп и слогов были также проанализированы с помощью метода РУГ, основанного на парном сопоставлении параметра длительности соседних стоп и соседних слогов. Согласно результатам исследования Е. Л. Асу и Ф. Нолана, различия языков с точки зрения их ритмической организации лежат в соотношении нормированных показателей пБРУГ (индекс парной вариативности стоп) и пБРУГ (индекс парной вариативности слогов) [20]. Так, например, в английском языке, где наблюдается непропорциональная компрессия безударных гласных, значения пБРУГ гораздо выше значений пБРУГ. Низкие показатели пБРУГ в акцентосчитающих языках объясняются наличием относительной изохронности.

Результаты расчетов показателей вариативности свидетельствуют о том, что только у женщин прослеживается тенденция уменьшения значений РУГ для стоп (46 - молодой, 43 - средний, 37 - пожилой возраст) и роста значений индекса вариативности для слогов с увеличением возраста информантов (45, 47, 48 для молодого, среднего и старшего поколения женщин соответственно). Полученные данные

говорят о том, что ритм речи женщин изменяется, становясь с возрастом всё более акцентно считающим, что было доказано в нашем предыдущем исследовании на основании значений таких показателей, как процентное соотношение длительности гласных, стандартное отклонение длительности согласных, а также индексов вариативности длительностей вокалических и консонантных интервалов [11]. Значения данных показателей для речи мужчин не выявили четких тенденций (БРУ1 - 46, 44, 45; БРУ1 - 45, 44, 45 для мужчин молодого, среднего и пожилого возраста соответственно).

Согласно результатам дисперсионного анализа статистически значимыми оказались только изменения показателей БРУ1 у женщин (фактор «возраст», р = 0,01). Однако, согласно Е. Л. Асу и Ф. Нолан [20], важным и значимым для определения типа ритма является соотношение показателей вариативности для стоп и слогов, а не их индивидуальные значения - чем выше значение БРУ1, тем ниже значение БРУ1, тем больше вероятность присутствия акцентосчитающей модели у речевого ритма данного языка.

Рис. 2. Соотношение индексов вариативности (ИВ) длительности стоп и длительности слогов у женщин трех возрастных групп

На рисунке 2 представлены значения показателей вариативности длительности стоп и слогов у женщин трех возрастных групп, которые подтверждают положение о наличии определенной взаимосвязи показателей БРУ1 и 8РУ1. Во-первых, во всех трех возрастных группах в разной степени прослеживается тенденция увеличения значений БРУ1 параллельно с уменьшением значений БРУ1. Во-вторых, с увеличением возраста говорящих круг значений индекса вариативности слогов сужается, а сами значения в количественном отношении немного увеличиваются. В-третьих, если рассматривать индекс вариативности стоп отдельно, необходимо отметить уменьшение значений данного параметра с возрастом.

Частота основного тона

Выделенность ударных слогов на фоне безударных как основа акцентосчитающего ритма образуется не только за счет увеличенной длительности одних слогов на фоне других, но и за счет других акустических параметров, таких как ЧОТ и интенсивность. Результаты анализа значений ЧОТ в ударных и в безударных слогах, представленных в таблице 2, обнаруживают несколько тенденций. Во-первых, значение ЧОТмакс больше в ударном слоге, чем в безударном во всех возрастных группах и у мужчин, и у женщин, что обусловлено самой природой явления выделенности.

Во-вторых, значение ЧОТмакс выше у женщин и в ударных, и в безударных слогах во всех возрастных группах по сравнению с аналогичными показателями ЧОТ у мужчин.

Таблица 2

Значение ЧОТмакс (Гц) в ударных и в безударных слогах

Молодой возраст Средний возраст Старший возраст

Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог

Женщины 254 246 241 226 218 203

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мужчины 142 133 149 141 140 125

В-третьих, анализируя возрастные изменения значений ЧОТ в ударных слогах, следует отметить уменьшение среднего значения

данного акустического параметра у женщин с увеличением возраста (см. табл. 2), в то время как у мужчин максимальное значение ЧОТ появляется в среднем возрасте как периоде наиболее активной жизни человека. Общеизвестна тенденция к постепенному понижению уровня ЧОТ у мужчин и у женщин до достижения ими зрелого возраста [15].

Полученные данные являются статистически значимыми, что подтверждается результатами ДДА, свидетельствующими об изменениях показателей ЧОТмакс в ударных слогах в зависимости от возраста и пола говорящего (фактор «возраст», р = 0,05; фактор «гендер», р = 0,000).

Для выявления факта участия параметра ЧОТмакс в образовании вы-деленности ударного слога на фоне безударных, составляющих стопу, и, следовательно, способности различения акцентосчитающего ритма наряду с параметром длительности полученные значения ЧОТмакс ударных и безударных слогов были проанализированы с помощью метода РУ1. Результаты проведенного вычисления показали значительное увеличение показателя вариативности ЧОТ с изменением возраста

^ А макс А

всех информантов - РУ1 (ЧОТмакс): 9, 14, 14 у женщин и у мужчин молодого, среднего и пожилого возраста соответственно. Данные ДДА обнаружили сильное и статистически значимое влияние возрастного фактора на изменение значения индекса вариативности ЧОТмакс.

Параметр ЧОТмин в ударных и в безударных слогах был зафиксирован для последующего вычисления интервала ЧОТ, тем не менее, можно отметить наличие тенденции уменьшения его значения и в ударных, и в безударных слогах с возрастом независимо от ген-дерной принадлежности информантов и без выделения показателей мужчин в среднем возрасте.

Результаты вычисления интервала ЧОТ (см. табл. 3) в ударных и в безударных слогах выявили значительное расширение интервала ЧОТ в ударных слогах с возрастом как у женщин, так и у мужчин (ДДА: переменная - ЧОТинт (пт); фактор «возраст», р = 0,023; фактор «гендер» оказался незначимым: р = 0,6).

В безударных слогах интервал ЧОТ также расширяется с увеличением возраста информантов (ДДА: фактор «возраст», р = 0,02) и изменяется под влиянием гендерного фактора - у женщин интервал ЧОТ немного шире, чем у мужчин (фактор «гендер», р = 0,047).

Таблица 3

Интервал ЧОТ в ударных и в безударных слогах (пт)

Молодой возраст Средний возраст Старший возраст

Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог

Женщины 3,3 3,1 3,6 4 4,2 4,4

Мужчины 2,8 3 3,8 3,4 4,1 3,4

С точки зрения стопы как ритмической единицы, основанной на контрасте значений акустических параметров между ударным и безударными слогами ее составляющими, полученные значения интервала ЧОТ не подтверждают участия данного показателя в образовании вы-деленности ударного слога на фоне безударных, так как контраст значений между ними незначительный (р = 0,85 согласно критерию MannWhitney) и не всегда в пользу ударного слога, что видно из таблицы 3.

Интенсивность

Еще одним акустическим параметром, участвующим в оформлении ритмического рисунка фразы, является интенсивность. Анализ значений показателей интенсивности Ж. Ноуксом и Дж. Хей в ходе диахронического исследовании акустических коррелятов ритма в новозеландском варианте английского языка позволил авторам получить более достоверную картину диахронического изменения ритма [19]. Г. Кочански при сопоставлении различных языков и диалектов с целью выявления особенностей их ритмической организации при помощи метода PVI использовал значения интенсивности в качестве основного параметра для различения вокалических и невокалических интервалов [18].

В ходе исследования показателей максимальной интенсивности в ударных и в безударных слогах был обнаружен значительный контраст между значениями данного параметра в пользу ударного слога, так как интенсивность наряду с такими параметрами, как ЧОТ и длительность, также участвует в образовании выделенности той или иной единицы речевого ритма. Однако возрастные изменения показателей максимальной интенсивности в ударных и в безударных слогах оказались минимальными и статистически незначимыми, так же как и ген-дерные различия значений данного параметра (см. табл. 4).

Таблица 4

Интмакс в ударных и в безударных слогах у мужчин и женщин трех возрастных групп (дБ)

Молодой возраст Средний возраст Старший возраст

Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог Ударный слог Безударный слог

Женщины 67,7 65,8 68,7 65,6 66,6 63,9

Мужчины 68,3 65,8 68,2 64,8 69,1 65,4

В ходе анализа значений показателей вариативности максимальной интенсивности в ударных слогах (PVI для интенсивности), было установлено, что в исследуемом материале имеют место только тендерные различия - у женщин индекс вариативности максимальной интенсивности в ударных слогах ниже, чем у мужчин: женщины - 6,6; 6,7; 6,6; мужчины - 7,8; 7,7; 7,6 в группах молодого, среднего и пожилого возраста соответственно. Данные результаты свидетельствуют о том, что с точки зрения показателя максимальной интенсивности в ударных слогах мужская речь более приближена к акцентной модели, чем женская.

Интерпретация результатов ДДА для значений интервала интенсивности у мужчин и у женщин в трех возрастных группах, зависит от наличия такого параметра, как взаимодействия двух факторов - возраста и гендера (ДДА, Interaction, p = 0.01). При наличии такого взаимодействия, влияние одного фактора на значение переменной будет зависеть от уровня другого фактора. Таким образом, Интинт в ударном слоге меньше у женщин молодого и среднего возраста, по сравнению с мужчинами тех же возрастных групп (18,7 дБ; 16,9 дБ - у женщин; 20,1 дБ; 20,7 дБ - у мужчин молодого и среднего поколения соответственно), но больше у женщин пожилого возраста, чем у пожилых мужчин (23,4 дБ - у женщин; 20,3 дБ - у мужчин).

Выводы

Таким образом, исследуя структуру стопы и составляющих ее слогов, можно утверждать наличие эффекта выделенности ударного слога на фоне безударных, которая достигается при помощи нескольких акустических параметров: значения длительности, ЧОТмакс и Интмакс в ударном слоге всегда больше значений тех же параметров

в безударном слоге так же, как и соотношение длительности ударного слога и средней длительности безударных слогов стопы присутствует всегда в пользу ударного слога. Чередование стоп и ударных слогов составляет основу акценто считающего ритма, а сами слоги и стопы являются элементами, входящими в иерархию различных единиц, участвующих в образовании речевого ритма (от отдельных звуков до СФЕ), выделение которых достигается при помощи всех характеристик просодии.

Результаты данного исследования свидетельствуют об определенном изменении речевого ритма с течением жизни человека. Ритмическая организация речи американских мужчин и женщин с возрастом претерпевает различные изменения: с увеличением возраста информантов растут значения показателей средней длительности стопы и ударного слога, а также увеличивается соотношение длительности ударного слога по отношению к безударным слогам. С возрастом и у мужчин, и у женщин происходит расширение интервала ЧОТ и увеличение значений индекса вариативности ЧОТмакс. Женская речь по мере взросления информантов характеризуется уменьшением значений РУ1 для длительности стоп и значений ЧОТмакс в ударных и в безударных слогах. И мужчины и женщины демонстрируют уменьшение с возрастом значений ЧОТмин. Всё это свидетельствует об изменении ритмического рисунка речи на протяжении жизни человека: речевой ритм американцев с возрастом становится более акцентосчитающим.

Полученные в ходе анализа результаты позволяют говорить и о некоторых гендерных изменениях просодических характеристик: значения СДС и ЧОТмакс у женщин выше, чем у мужчин, а показатель РУ1 для интенсивности выше у мужчин по сравнению с женщинами.

Поскольку исследование проводилось на материале только начальных слогов телефонных диалогов, можно предположить, что ритмический рисунок речи устанавливается сразу с первых фраз разговора, по которым при осуществлении определенного анализа можно говорить о принадлежности речи говорящего к конкретному типу ритма.

В заключение необходимо добавить, что расширение звукового материала с привлечением других вариантов английского языка и других языков мира, а также анализ других элементов, входящих в иерархию ритмических единиц, позволит уточнить полученные результаты, сделать их максимально статистически значимыми и получить более детальную картину описываемого явления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросова С. В. Акустические и перцептивные корреляты цельнооформ-ленности слога (экспериментально-фонетическое исследование на материале американской спонтанной речи) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2013. - 40 с.

2. Анощенкова А. М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста (экспериментально-фонетическое исследование) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1977. - 24 с.

3. Антипова А. М. Ритмическая организация английской речи (экспериментально-фонетическое исследование ритмообразующей функции просодии) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1980. - 32 с.

4. Антипова А. М. Ритмическая система английской речи. - М. : Высшая школа, 1984. - 120 с.

5. Бурая Е. А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной диалогической речи (экспериментально-фонетическое исследование на базе английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1977. - 24 с.

6. Ганыкина М. В. Социальная вариативность мелодических и темпоральных характеристик спонтанной монологической речи в русском и английском языках // Звучащая речь: теория и практика. - М., 2000. -С. 25 - 34. (Сб. науч. тр. МГЛУ; вып. 1 (453). Серия Языкознание).

7. Дорохова М. В. Ритмическая организация американской речи : дис. ... канд. филол. наук. - М., 1996. - 197 с.

8. Потапов В. В. Ритмическое структурирование речевого потока (применительно к славянским языкам) // Фонетика: проблемы и перспктивы. -М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 171-187. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 1 (687). Серия Языкознание).

9. Романова Е. Ю. Просодическая вариативность американской монологической речи в различных возрастных группах : дис. ... канд. филол. наук. -М., 2008. - 221 с.

10. Светозарова Н. Д. Просодическая организация высказывания и интонационная система языка : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Ленинград, 1983. - 32 с.

11. Сокорева Т. В. Возрастная вариативность ритма как выделенности ударных слогов (на материале американского варианта английского языка) // Фонетико-фонологические аспекты дискурса. - М., 2013. - С. 126-137. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 1 (661). Серия Языкознание).

12. Тонконогов В. Г. Проблема единства и взаимодействия социального и индивидуального в интонационной характеристике говорящего (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского радиоинтервью) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1989. - 23 с.

13. Цибуля Н. Б. Роль интонации в структурировании текста : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1982. - 24 с.

14. Шевченко Т. И. Последовательность контуров в просодии английской речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1973. - 22 с.

15. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка: Курс теоретической фонетики английского языка для бакалавров. - Дубна : Феникс +, 2011. - 256 с.

16. CrystalD. The Past, Present, and Future of English Rhythm // Changes in pronunciation (special issue of Speak Out!) / ed. by M. Vaughan-Rees. - IATEFL, 1996. - Р. 8-13.

17. Grabe E., Post B., Watson I. The Acquisition of Rhythmic Patterns in English and French // Proceedings ICPhS. - San Francisco, 1999. - P. 1201 - 1204.

18. Loukina A., Kochanski G., Shih C., Keane E., Watson I. Rhythm Measures with Language-Independent Segmentation // Proceedings of interspeech 2009: speech and intelligence. - Brighton, 2009. - P. 1531-1534.

19. Nokes J. and Hay J. Acoustic Correlates of Rhythm in New Zealand English: A Diachronic Study // Language Variation and Change. - 2012. - 24. - P. 1-31.

20. Nolan, F., Asu, E. L. The Pairwise Variability Index and Coexisting Rhythms in Language // Phonetika. - 2009. - 66. - P. 64-77.

21. Szakay A. Rhythm and Pitch as Markers of Ethnicity in New Zealand English // Proceedings of the 11th Australian International Conference on Speech Science and Technology / ed. by P. Warren and C. I. Watson. - University of Auckland, 2006. - P. 421-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.