УДК 316:061.62
Н. А. БАРАНОВСКИЙ,
доктор социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОЦИОДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО
ОБЩЕСТВА
На основе результатов мониторинговых социологических исследований дана характеристика состояния, динамики и перспектив развития политической системы современного белорусского общества. Научно обоснован вывод о необходимости совершенствования деятельности органов государственной власти и управления, избирательной системы, местного самоуправления и других институтов гражданского общества.
Ключевые слова: политическая система, идеология, национальная идея, местное самоуправление.
Новейший период в развитии белорусского общества - время системной трансформации экономических, политических и культурных институтов и общественных отношений, построения постиндустриального информационного общества. Этот период можно разделить на следующие этапы: 1) системный кризис (90-е гг. ХХ в.); 2) период стабилизации (первое десятилетие ХХ1 в.); 3) переход к устойчивому и инновационному развитию и к стадии постиндустриального информационного общества (второе и третье десятилетия ХХ1 в.). Анализ данных статистики, результатов мониторинговых социологических исследований, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси и другими социологическими центрами, показывает, что несмотря на мировые и региональные экономические кризисы и политические потрясения, благодаря добрососедским и дружеским взаимоотношениям с Российской Федерацией, социально-экономическая, политическая и культурная ситуация в стране достаточно благоприятная и относительно стабильная. Развивается процесс экономической интеграции Беларуси, России и Казахстана и активизируется участие Беларуси в построении новой модели полиполярного мироустройства. Успешно решается проблема преодоления бедности и растет удельный вес населения со средним уровнем материального достатка. Углубляется тенденция снижения элементов социальной напряженности, упрочения социально-политической стабильности и роста социального оптимизма в белорусском обществе.
Направленность и социодинамика трансформационных процессов в современном белорусском обществе в значительной степени зависит от состоя-
Социодинамика и перспективы развития политической системы...
55
ния, возможностей и путей развития политической системы - структуры и функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и других институтов гражданского общества и самоуправления, политической культуры и общественно-политической активности населения. По данным социологических исследований, проводимых Институтом социологии, за последнее десятилетие изменились социальнополитические ориентации населения. Так, если в 1990-х гг. под словом «демократия» в общественном мнении преимущественно понималось установление порядка и обеспечение благополучия, то в настоящее время - это, прежде всего, соблюдение прав человека (48 %), обеспечение свободы слова, прессы, вероисповедания (44 %), равенство и социальная справедливость (36 %), стабильность и порядок (35 %), возможность участвовать в политической жизни страны (22 %) (данные социологического опроса в ноябре 2013 г.). Сравнение оценки населением политической обстановки в стране за период 2002-2014 гг. показывает, что уже к 2006 г. в Беларуси наметилась тенденция роста позитивного восприятия гражданами социально-политической ситуации. Так, в 2002 г. количество респондентов, оценивающих политическую обстановку в стране как спокойную и стабильную, составляло 48,5 %, а в 2006 г. - 67,2 %. Число граждан, оценивающих политическую обстановку в стране как напряженную, в 2006 г. снизилось до 5,8 %, то есть почти в четыре раза, по сравнению с 2002 г. (20,8 %). В период с 2007 по 2014 г. число граждан, полагающих, что политическая обстановка в стране в целом спокойная, продолжало оставаться стабильно высоким - от 61,3 % в 2007 г. до 58,7 % в 2014 г. По данным опроса, проведенного в июле 2014 г., четвертая часть населения страны проявляет оптимизм и с уверенностью смотрит в будущее Беларуси (25,1 %, а среди городских жителей - 28,2 %, жителей села - 16,0 %), еще 45,0 % - с надеждой на улучшение жизни (беспокойство и тревогу в связи с возможным ухудшением жизни проявляет 16,1 % респондентов).
Таким образом, в последнее десятилетие отчетливо проявляется тенденция снижения элементов напряженности и возрастания социально-политического оптимизма в обществе, что создает предпосылки для дальнейшего развития Республики Беларусь по пути демократии и гражданского общества. По данным опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в июле 2014 г., абсолютное большинство населения (74,9 %, примерно в равной степени как среди городских жителей, так и сельских, а также респондентов разного возраста) полагает, что с момента обретения государственной независимости Республика Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство (из них 36,3 % ответило полностью утвердительно, а 38,6 % -скорее «да»; отрицательный ответ высказало только 11,6 % респондентов, 8,6 % затруднилось ответить). Чувство гордости за Беларусь у населения страны в наибольшей степени вызывают, прежде всего, такие политические события, как обеспечение мирного развития страны (41,1 %), стабильность в стране (30,7 %), достижение государственного суверенитета (25,7 %), укреп-
56
Н. А. Барановский
ление авторитета страны на международной арене (12,6 %), создание ЕАЭС (10,0 %), сплочение людей вокруг идеи государственного суверенитета (7,8 %), построение социально ориентированного государства (6,9 %) и др.
Прогнозируя реальные социально-политические контуры Беларуси третьего десятилетия XXI в., население страны выделяет следующие основные особенности:
сохранение государственной независимости и территориальной целостности - 63,0 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области (76,2 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (51,5 %);
страна с развитой национальной культурой и традициями - 58,1 %, максимальный показатель среди жителей Брестской области (59,7 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (20,6 %);
страна, обладающая эффективными современными технологиями и развитой наукой - 44,5 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области (54,1 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (34,9 %);
построение демократического и правового государства - 41,2 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области (57,9 %), минимальный - среди жителей Витебской области (29,9 %);
государство законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности - 39,3 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области (49,3 %), минимальный - среди жителей Витебской области (31,5 %);
социально справедливое общество - 38,4 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области (53,6 %), минимальный - среди жителей Витебской области (28,2 %);
страна с высоким уровнем жизни - 37,1 %, максимальный показатель среди жителей Брестской области (57,7 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (22,7 %). Социологически значимых различий в оценках будущего социально-политического облика Беларуси среди респондентов разного возраста, городских и сельских поселений не наблюдается.
Результаты мониторинговых социологических исследований свидетельствуют, что в современном белорусском обществе потребности интенсивного развития экономики, социальной сферы и культуры настоятельно требуют активизации работы по совершенствованию системы государственного управления экономическими и социальными процессами. Это связано с тем, что, по мнению населения, в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время имеется много недостатков, в частности, волокита (44,1 %), невнимание к гражданам (39,2 %), использование должности в личных целях (37,8 %), непрофессионализм (28,7 %), взяточничество, коррупция (27,4 %), принятие решений в обход закона (20,4 %), которые снижают эффективность социального управления и препятствуют модернизации общества. При этом граждане, не желая оставаться сторонними наблюдателями социальных процессов, проявляют готовность принимать активное участие
Социодинамика и перспективы развития политической системы...
57
в общественно-политической жизни страны: в обсуждении законопроектов и принятии государственных решений, в деятельности политических партий и общественных движений, в работе органов местного самоуправления, в контроле деятельности органов государственной власти и управления и в других формах общественно-политической деятельности. Для выполнения данной работы у населения появляется все больше экономических, культурно-образовательных и досуговых возможностей, которые целесообразно творчески использовать на благо развития личности, государства и общества, создавая благоприятные нормативно-правовые, организационно-управленческие и другие условия.
По мнению населения, в ближайшие десятилетия для Беларуси наиболее актуальными и реально возможными могут быть следующие политические и социальные проблемы, трудности и угрозы: уменьшение численности населения из-за низкой рождаемости (37,4 %); утрата белорусского языка (35,8 %); рост пьянства и наркомании (34,9 %, особенно среди жителей села - 39,4 %); резкий наплыв мигрантов из других стран (30,5 %); снижение уровня жизни (24,8 %), рост преступности (20,3 %, особенно среди жителей села - 23,9 %); труднодоступность медицинской помощи (19,2 %); втягивание Беларуси в военные конфликты за пределами страны (17,1 %); кризис национальной культуры и ее растворение в других культурах (16,7 %, особенно среди жителей городов (18,5 %) и молодежи 20-29 лет (18,1 %)); ограничение прав и свобод (16,5 %, особенно среди жителей городов (17,3 %) и молодежи 20-29 лет (17,9 %)); передел собственности (14,6 %); кризис системы образования (14,0 %), кризис национальной науки (13,5 %), рост террористической угрозы (11,7 %), возникновение внутренних социальных, этнических, конфессиональных и других конфликтов (11,4 %), потеря государственного суверенитета (7,9 %), приход к власти экстремистских сил (5,6 %) (данные опроса в июле 2014 г.).
Актуальной социальной потребностью является совершенствование политической системы - оптимально сочетающий социальные инновации и преемственность эволюционный процесс системных преобразований в базовых принципах, структуре и формах деятельности органов государственной власти и управления, политических партий и политических, общественных движений, который ориентирован на демократизацию государственного управления и формирование гражданского общества, повышение эффективности социально-политического управления, обеспечение социального порядка и устойчивого прогрессивного развития социума. По данным социологического опроса, проведенного в ноябре 2013 г., 44 % респондентов полагают, что существующая в стране политическая система нуждается в совершенствовании (из них 19 % полностью убеждены в этом, а 25 % - «скорее да, чем нет»). Значительная часть населения (41 %) затруднилась ответить на данный вопрос. В наибольшей степени курс на совершенствование политической системы поддерживают жители г. Минска и Брестской области (соответственно 57,3 и 53,3 %), горожане (46,5 %) и молодежь до 30 лет (51,5 %). По мнению
58
Н. А. Барановский
населения, совершенствование политической системы необходимо для того, чтобы обеспечить повышение уровня благополучия и качества жизни населения (31 %), снизить уровень коррупции среди чиновников (15 %), уменьшить бюрократизм в органах власти и управления (14 %), обеспечить большую социальную справедливость (11 %), обеспечить развитие демократии и формирование гражданского общества (10 %).
Наиболее важными переменами, востребованными обществом, в контексте совершенствования политической системы страны, по мнению населения, являются:
усиление ответственности руководителей всех уровней за принятые решения (40 % - по данным опроса в ноябре 2013 г. и 45,5 % - по данным опроса в июле 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области (55,2 %), минимальный - среди жителей Могилевской области (39,0 %));
повышение эффективности и открытости работы государственного аппарата (38 % - ноябрь 2013 г. и 43,5 % - июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области (50,7 %), минимальный - среди жителей Брестской области (30,2 %));
установление контроля доходов и расходов чиновников (34 % - ноябрь 2013 г. и 40,1 % - июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области (53,9 %), минимальный - среди жителей Брестской области (29,7 %));
учет общественного мнения при управлении государством (29 % - ноябрь
2013 г. и 34,4 % - июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области (41,8 %), минимальный - среди жителей Гомельской области и г. Минска (по 30,5 %));
децентрализация власти и управления, развитие местного самоуправления (15 % - ноябрь 2013 г. и 10,5 % - июль 2014 г., максимальный показатель
2014 г. среди жителей Брестской области (16,0 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (6,1 %));
введение прямых выборов руководителей местных органов власти и управления (13 % - ноябрь 2013 г. и 17,6 % - июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области (28,2 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (11,8 %));
переход на выборах в парламент к голосованию как по отдельным кандидатам, так и по партийным спискам (к смешанной системе выборов) (9,9 % -июль 2014 г., максимальный показатель среди жителей Брестской области (18,3 %), минимальный - среди жителей Гродненской области (2,2 %));
учет мнения оппозиции при принятии политических решений и управлении государством (9 % - ноябрь 2013 г. и 7,9 % - июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области (13,4 %), минимальный -среди жителей Минской области (3,1 %));
привлечение общественных организаций к принятию политических решений и управлению государством (9 % - ноябрь 2013 г. и 11,6 % - июль 2014 г.,
Социодинамика и перспективы развития политической системы...
59
максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области (21,8 %), минимальный - среди жителей Могилевской области (4,0 %)). Социологически значимых различий в структуре наиболее важных перемен, востребованных обществом, среди респондентов разного возраста, жителей городских и сельских поселений не наблюдается.
Опираясь на результаты опроса общественного мнения, следует полагать, что совершенствование политической системы целесообразно начинать с дальнейшего развития демократии, децентрализации государственного управления и оптимизации местного самоуправления. Местное самоуправление как форма народовластия является основой демократического общества. Социально-правовой статус местного самоуправления закреплен в Конституции Республики Беларусь 1994 г. и Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. Сущность местного самоуправления проявляется в том, что оно - неотъемлемая органическая часть политической системы и одновременно важнейший институт гражданского общества, форма непосредственной демократии и народовластия. Органы местного самоуправления укрепляют публичную власть, делают ее более гибкой и эффективной, так как являются близкими и доступными для людей политическими структурами.
Местное самоуправление как форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения, на практике осуществляется через Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Наравне со структурами местного самоуправления функционируют органы местного государственного управления в лице исполкомов и администраций местных органов исполнительной и распорядительной государственной власти. Таким образом, в стране на местном уровне функционирует смешанная государственно-общественная модель местного самоуправления, с преобладающим правом государственных структур по практическому решению вопросов местного значения. Система местного самоуправления Республики Беларусь не является исключением из общепризнанного стандарта и международной практики. Такая же модель местного самоуправления с различными вариациями существует в ряде других стран - в Германии, Австрии, Японии, в отдельных постсоциалистических и развивающихся странах. Вместе с тем, по данным опроса, проведенного Институтом социологии в ноябре 2012 г., только 26 % респондентов удовлетворены уровнем развития местного самоуправления, а 44 % респондентов высказываются за необходимость совершенствования политической системы. При этом каждый десятый респондент полагает, что развитие местного общественного самоуправления является важным направлением демократизации белорусского государства, а 28 % - согласны в свое свободное время принимать активное участие в работе
60
Н. А. Барановский
органов местного самоуправления. По мнению граждан, в плане развития местного самоуправления целесообразно активно привлекать граждан к работе органов местного самоуправления (22 %), шире освещать в СМИ их работу (22 %), ограничить власть местной бюрократии (18 %), морально и материально поощрять местных активистов (18 %), создавать механизмы реального влияния местного самоуправления на выборы и работу органов государственного управления (11 %), оказывать образовательную, материальную и другую помощь органам местного самоуправления (11 %), принять новый Закон о местном самоуправлении (7 %), расширить права органов местного самоуправления (7 %).
В этом контексте можно использовать базовые принципы и положения Европейской хартии местного самоуправления, принятой Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15 октября 1985 г., которая рассматривает местное самоуправление как важный институт демократии и исходит из общественной теории местного самоуправления. В соответствии с ней органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они являются автономными и самостоятельными структурами, а коммунальная собственность наряду с государственной и частной является одной из форм собственности, закрепленной в Конституции. Система местного самоуправления ориентируется на максимальное вовлечение местного сообщества в управление местными делами. Одновременно с этим заслуживают поддержки предложения некоторых белорусских ученых-юристов о необходимости более четкого законодательного разграничения понятий «местное самоуправление» и «местное государственное управление», а также нормативно-правовое распределение их компетенции, форм подотчетности и взаимодействия. По их мнению, органы местного самоуправления должны быть максимально самостоятельными в решении вопросов местного значения, иметь достаточные самостоятельные финансовые возможности для решения вопросов местного значения, то есть быть полноценными институтами правового государства и гражданского общества, функционировать на началах паритетного взаимодействия с органами государственной власти и управления.
Социологический опрос, проведенный в ноябре 2013 г., показал, что большинство населения (72 %) проявляют интерес к политическим событиям в Беларуси, 61 % - к событиям в ближнем зарубежье, а 52 % - в странах дальнего зарубежья. Практическая политическая активность населения страны является достаточно высокой: в той или иной форме в общественно-политической жизни принимает участие около 70 % респондентов (наиболее активно это проявляется в выборах Президента Республики Беларусь, в выборах в местные Советы депутатов, в выборах в Парламент). Однако в деятельности политических партий принимает участие только 1 % опрошенных, в обсуждении законопроектов - 2 %. В деятельности общественных организаций принимает участие треть граждан, и то большинство из них в работе профсоюзных организаций (16 %), в политических движениях - около 1 %,
Социодинамика и перспективы развития политической системы...
61
в благотворительных организациях - 5,2 %. К сторонникам какой-либо партии относят себя только 3,6 % опрошенных (больше всего к Коммунистической партии, Аграрной партии, Белорусской социал-демократической партии «Громада», Республиканской партии труда и справедливости и Либеральнодемократической партии).
По мнению населения, в стране должны действовать сильные политические партии (47,1 %). Они необходимы, прежде всего, для того, чтобы выражать и защищать интересы граждан (33 %), бороться с бюрократизмом, коррупцией и произволом чиновников (22,3 %), содействовать повышению государственного управления (22 %), обеспечивать наличие политической конкуренции и возможности выбора политических лидеров (18,4 %), контролировать работу органов государственной власти и управления (15,9 %), обеспечивать развитие демократии (14,3 %). Большинство опрошенных полагает, что в стране должны функционировать не одна, а несколько больших политических партий, которые работали бы, опираясь на собственные материальные ресурсы, без помощи со стороны государства (20,7 и 45,4 % соответственно). При этом ни Президент, ни премьер-министр, по мнению многих, не должны быть лидерами каких-либо партий. Население страны склоняется к тому мнению, что в настоящее время нецелесообразно переходить к формированию Парламента по партийным спискам, предпочтение отдается мажоритарной пропорциональной системе выборов, что является достаточно рациональной моделью избирательной системы в условиях неразвитости партийного строительства и утраты доверия населения к политическим партиям. Вместе с тем население полагает, что в парламенте страны могут и даже должны быть представлены оппозиционные политические партии (за - 36,1 %, против - 23,7 %). Конечно, это зависит от активности данных партий, но также и от политической воли властных структур.
В области политической идеологии в настоящее время имеет место плюрализм политических взглядов и убеждений. По данным опроса, проведенного в ноябре 2013 г., приверженцами социал-демократической идеологии называют себя 29 % опрошенных (особенно жители Гродненской, Брестской областей и г. Минска, соответственно 46,6, 34,2 и 32,2 %), 30-49-летние (32,6 %) и горожане (32,1 %); социалистической - 24 % (особенно жители Витебской и Гродненской областей, 32,6 и 32,5 %), 50 лет и более (30,4 %); либеральнодемократической - 24 % (особенно жители г. Минска и Гродненской области, соответственно 37,3 и 28,4 %), молодежь до 30 лет (31,3 %) и горожане (26,1 %). Пятая часть опрошенных (20 %) не разделяет идеи и принципы никаких политических течений, что свидетельствует об индифферентности и неопределенности их политических взглядов, а 18 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. В этих условиях можно сделать вывод, что формирование государственной политической идеологии как идейно-стратегической основы функционирования системы государственной власти и управления при сохранении принципа идеологического плюрализма, разделения властей, де-
62
Н. А. Барановский
мократической избирательной системы и многопартийности является важной и актуальной социально-политической задачей современного белорусского государства.
По данным социологического опроса 2013 г., в перечень наиболее значимых политических прав и свобод современного белорусского общества входят: свобода слова, мнений и убеждений (61,1 %), право обжаловать незаконные действия властей (50,4 %), право избирать государственные органы (44,8 %), право на обращения в органы власти и управления (38,8 %), право на информацию о работе органов власти и управления (31,2 %) и другие. По результатам опроса, население страны больше всего ценит следующие социальные и культурные принципы и блага: права человека (46,5 %), свободу и независимость личности (32,3 %), социальную защиту граждан (29,2 %), социальную справедливость (28,3 %), социальное равенство (27,2 %), социально ориентированную экономику (19,0 %), веру в Бога и религиозные ценности (18,6 %), частную собственность и свободу предпринимательства (17,8 %), выборность органов власти и управления (14,6 %).
Гражданское общество в общественном сознании современных белорусов ассоциируется, по данным опроса в ноябре 2013 г., прежде всего, со свободой личности и обеспечением прав человека (51,5 %), активным участием граждан в работе органов власти и управления (42,4 %), гласностью и доступностью информации о положении дел в стране (42,1 %), свободой политических взглядов и убеждений (25,8 %), наличием независимых средств массовой информации (18,9 %), независимыми профсоюзами (15,7 %), конструктивным сотрудничеством политических партий, общественных организаций и государства (13,3 %).
Актуальной проблемой является разработка теоретических основ национальной идеи белорусского общества. Национальная идея - главный компонент идеологии современного белорусского общества как системы интегральных иерархически структурированных базовых принципов и ценностей организации и функционирования экономических, политических, социальных и культурных структур, институтов и процессов, обеспечивающих устойчивое и прогрессивное развитие Республики Беларусь. Главное социальное предназначение национальной идеи состоит в том, что она обеспечивает системное идейно-политическое и культурно-нравственное единство личности, социальных групп, государства и общества. Она призвана объединять белорусский народ в единую социальную общность, выражать его фундаментальные жизненные ценности, интересы и социальные ожидания, выступать притягательным идеалом и высшим целевым ориентиром на будущее. Национальная идея возникает не спонтанно, а формируется путем длительной исторической эволюции на основе синтеза социально-экономического, политического и культурного прошлого, настоящего и будущего белорусского народа, государства и общества. Она исторически изменяется и зависит от социодинамики экономической, политической и культурной систем социума. По
Социодинамика и перспективы развития политической системы...
63
результатам социологического опроса 2013 г., в качестве национальной идеи могут выступать построение экономически развитой и процветающей Беларуси (51,8 %), развитие демократии, законность и порядок (22,7 %), социальное равенство и справедливость (18,3 %), независимая и суверенная Беларусь (16,7 %) и культурное развитие страны (12,8 %). Молодежь на первое место ставит экономическое развитие страны (44,8 %), далее государственную независимость (17,5 %), социальное равенство и справедливость (16,2 %) и Беларусь - европейская страна (14,4 %). Возрастная группа 50 лет и старше акцент делает на экономическое развитие (55,2 %), демократию (25,9 %) и социальное равенство и справедливость (20,1 %). Таким образом, национальной идеей современного белорусского государства и общества может быть следующий социальный идеал: «Экономически развитая, демократическая, независимая, культурная и социально справедливая Беларусь». На основе именно этих фундаментальных социальных принципов, ценностей и целей должны базироваться идеология государства, законодательство, деятельность органов государственной власти и управления и практика экономического, политического, социального и культурного развития современного белорусского общества.
На развитие политической системы большое влияние оказывают социокультурные факторы, в частности социально-культурная консолидация и единство современного белорусского общества, которые представляют собой социокультурный процесс, направленный на сплочение населения на основе как традиционных, так и современных духовно-нравственных, религиозных, культурных ценностей и норм, призванных объединить всех граждан страны в единый белорусский народ. Белорусская национальная идентичность и гармонизация межнациональных взаимоотношений - сложные общественно значимые социокультурные феномены, которым в современном белорусском обществе присущи следующие особенности: недостаточно высокий уровень развития, неоднородность и дифференцированность, неустойчивость и противоречивость, традиционность, толерантность, социокультурный консерватизм и другие. В частности, по данным опроса общественного мнения, проведенного в июле 2014 г., 58,1 % респондентов оценивают уровень единства и сплоченности белорусского народа как высокий (из них 15,7 % - как высокий, а еще 42,4 % - как скорее высокий, при этом только 5,9 % - как низкий, а еще 19,5 % - как скорее низкий). По мнению опрошенного населения, сплочению белорусского народа в наибольшей степени способствуют следующие факторы: желание жить в стабильности и достатке (42,4 %), проживание в отдельной и независимой стране (33,2 %), историческое прошлое (32,9 %), происхождение и родственные связи (29,9 %), гражданство Республики Беларусь (29,1 %), ментальность, черты характера (24,6 %), общенациональные ценности и традиции (19,3 %). Считают себя патриотом Беларуси 68,7 % респондентов (из них 28,5 % в полной мере и еще 40,2 % - скорее «да»). Среди молодежи 20-29 лет считают себя патриотом 63,9 %, из них 24,0 % -в полной мере, а еще 39,9 % - скорее «да». Патриотизм население страны свя-
64
Н. А. Барановский
зывает, прежде всего, с наличием чувства преданности Беларуси (33,5 %), желанием жить и работать только в Беларуси (30,4 %), готовностью в трудные времена защищать Беларусь, даже рискуя собой (26,5 %), уважением культуры народов, живущих в Беларуси (24,5 %), любовью к белорусской культуре и языку (19,3 %), любовью ко всему белорусскому (18,8 %), уважением государственных символом Беларуси (15,5 %) и др. Не идентифицируют себя в качестве патриота Беларуси только 12,8 % респондентов, из них в полной мере - 4,7 %, а скорее «нет» - еще 8,1 % (среди молодежи 20-29 лет указало на отсутствие чувства патриотизма 20,1 % опрошенных, из них 9,5 % - в полной мере, и еще 9,6 % - скорее «нет»).
Таким образом, приоритетными направлениями совершенствования политической системы современного белорусского общества являются: совершенствование избирательной системы, развитие местного самоуправления, совершенствование национального законодательства, повышение открытости, ответственности и эффективности работы органов государственного управления, развитие политической культуры, активизация деятельности политических партий и общественных движений, учет общественного мнения при принятии важных государственных решений и другие.
N. A. BARANOUSKI
SOCIODYNAMICS AND PROSPECTS OF POLITICAL SYSTEM OF MODERN
BELARUSIAN SOCIETY
Summary
On the basis of the results of sociological monitoring the dynamics and prospects for the development of the political system of the modern Belarusian society are highlighted. The conclusion about the need to improve the activities of public authorities, the electoral system, local government and other institutions of civil society is justified scientifically.
Keywords: political system, ideology, national idea, local government.
Поступила 21.09.2014 г.