Научная статья на тему 'Общественное мнение о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для Беларуси'

Общественное мнение о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шавель Сергей Александрович

По результатам репрезентативного выборочного опроса проанализировано мнение населения о возможных направлениях воздействия кризиса в Беларуси, об отношении к антикризисной программе и о наиболее вероятных последствиях кризиса, способах противодействия кризису, возможности протестных акций и личного участия в них, изменения индекса терпения, а также доверия населения к общественным структурам и органам власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public opinion concerning the world financial and economic crisis and its consequeences for Belarus

Public opinion concerning feasible directions of the crisis influence on Belarus, attitudes towards the anti crisis programme and more probable consequences of the crisis, ways of reaction to the crisis, possibility of protest actions and personal participation in such events, patience index change as well as trust in social institutions and government bodies were analyzed in the representative random survey.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для Беларуси»

УДК 338.124.4(476) © Шавель С.А.

Общественное мнение о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для Беларуси *

По результатам репрезентативного выборочного опроса проанализировано мнение населения о возможных направлениях воздействия кризиса в Беларуси, об отношении к антикризисной программе и о наиболее вероятных последствиях кризиса, способах противодействия кризису, возможности протестных акций и личного участия в них, изменения индекса терпения, а также доверия населения к общественным структурам и органам власти.

Социологическое исследование; финансово-экономический кризис; мнение населения.

Сергей Александрович ШАВЕЛЬ

доктор социологических наук, профессор

зав. сектором Института социологии НАН Беларуси

В последнее время вопрос о том, закончился ли кризис, активно обсуждается на разных уровнях. Ожидания населения не трудно спрогнозировать: люди хотят поскорее перейти к нормальной жизни, — однако мнения аналитиков далеко не однозначны. Оценивая ситуацию в Беларуси, можно выделить некоторые признаки положительной динамики. В их числе рост ВВП в первые месяцы текущего года, оживление потребительского спроса, некоторое повышение заработной платы, индексация пенсий и других социальных выплат, сохраняющийся невысокий и стабильный уровень безработицы (около 1% занятых), а также изменение соотношения покупки-продажи валюты. Так, за два месяца 2010 г. население купило 765,5 млн. долларов, а продало 933,6 млн. В прошлом году всё было наоборот: покупка в январе — феврале — 1512 млн., продажа — 739,4 млн. долларов.

Тем не менее говорить о переломе, т.е. окончании кризиса, пока ещё рано. С социологической точки зрения важно учесть показатели социального самочувствия и настроения людей, как они были выявлены в августе 2009 г. по результатам мониторинга общественного мнения, проводимого в рамках российско-белорусского проекта. С этой целью представляем результаты указанного исследования.

Введение

Современный финансово-экономический кризис характеризуется прежде всего быстротой распространения и невиданными масштабами, захватом всех стран планеты. Это то, что лежит на поверхности и доступно восприятию на основе информации, транслируемой СМИ с фондовых рынков и из международных организаций, отслеживающих динамику мировых экономических показателей. Что касается

* Социологические данные получены в ходе выполнения совместного Гранта БРФФИ «Мониторинг экономического положения и социального самочувствия населения регионов Северо-Западного федерального округа РФ и Беларуси» от 15.04.2009 ГО9Р-031.

внутренних источников зарождения кризиса и механизмов его развития, усугубления, то они остаются латентными: во всяком случае, большинство аналитиков придерживаются мнения, что точный диагноз станет возможным только в послекризис-ный период. Неопределённость видна уже в выборе терминологии, когда, например, американские СМИ долгое время вместо слова «кризис» употребляли эвфемизм «рецессия». Кризис — это глубокая дезорганизация, выход из-под контроля экономических процессов с крайне неблагоприятными социальными последствиями (рост безработицы, снижение доходов, повышение напряжённости в обществе и т.д.), а рецессия — только замедление темпов роста или относительный спад активности.

Начало современного мирового кризиса относят к середине 2007 года, имея в виду первые явные признаки краха системы ипотечного кредитования в США. Однако остается неясным, по каким причинам возник массовый невозврат ипотечных кредитов (при сохранении и даже росте доходов), вызвавший резкое падение цен на недвижимость и, как следствие, крушение банков, выдавших ссуды на её приобретение.

Ипотечный кризис мог быть вызван тем, что банки-кредиторы в погоне за сверхприбылью охотно шли на расторжение договоров ипотеки и даже провоцировали её, зная, что в этом случае уже выплаченная сумма не возвращается заёмщику. Не учтён был лишь психологический фактор, а именно то, что при достижении критической массы вынужденных расторжений возникает цепная реакция, выливающаяся в панику на ипотечном рынке. Заёмщики видят, что цены, например на жильё, падают, и воспринимают прежние условия кредитного договора как несправедливые. Соответственно, одни из них требуют пересмотра условий, другие — отказываются платить прежние взносы, затевая судебную тяжбу, третьи — выходят из ипотеки, надеясь на более приемлемое решение

своей проблемы. Этот процесс зародился задолго до 2007 года, и социологи могли бы его выявить заранее, проведя целенаправленные исследования. Ипотеку следовало затормозить уже тогда, когда около 20% респондентов выразили сомнение в своей кредитоспособности или недоверие к банкам. Но ипотечный кризис не смогли предсказать ни экономисты, ни социологи, потому что не было такого заказа. Банкам подобные исследования казались излишними, а государство осталось в стороне, блюдя либеральный принцип laissez faire — невмешательства в частные дела.

Критики общества потребления уже давно говорят об опасности сверхпотребления и его мифологизации. Французский социолог Жан Бодрийяр писал: «Мы ждем грубых нашествий и внезапных разрушений, которые столь же не предвидимо, но очевидно, как в мае 1968 года, разобьют эту белую мессу»1. Коллектив авторов исследования под названием «Проект «Россия» делает однозначный вывод: «Лёгкие деньги в виде процентов провоцируют рост потребления. На это накладывается природа рыночной экономики, существующей при условии постоянного роста потребления. Растущая скорость и объёмы превращают человека в нечто вроде трубы, сквозь которую всё быстрее и быстрее пролетает поток большей частью ненужных товаров. Пока не понятно, какова предельная пропускная способность человека как трубы, но то, что она конечна, — не вызывает сомнений. Когда потребительская активность не будет соответствовать производственной, экономика рухнет. Следом рухнет государственная конструкция»2.

Насколько этот вывод стратегически обоснован, покажет ближайшее будущее. Образ «человека-трубы» не столь уж однозначен, хотя «синдром потребительства»

1 Бодрийяр Ж. Общество потребления. — М., 2006. - С. 245.

2 Проект «Россия». — Кн. 3. — М., 2009. — Режим доступа: http://www.irkutsk.ru/ivm/pr/ (17.09.2009 г.)

Таблица 1. Оценки воздействия кризиса (в % от числа опрошенных)

Затронули Вас или нет в связи с нынешним кризисом следующие явления? Затронул ли Вас кризис?

Да, затронул Нет, не затронул, но, может быть, затронет в будущем Нет, не затронул, и, думаю, не затронет Нет ответа

Задержки заработной платы и социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.п.) 16,2 38,4 34,2 11,2

Уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат 33,3 29,0 25,9 11,8

Сокращение, увольнение с предприятия, на котором работаете 9,1 30,3 39,3 21,3

Закрытие (приостановка) предприятия, на котором работаете 4,2 26,8 45,5 23,4

Обесценивание рублёвых сбережений 30,6 25,9 27,2 16,1

Увеличение цен на потребительские товары и услуги 76,4 11,7 5,1 6,8

является реальной угрозой и для подверженных ему индивидов, и для охваченных им государств. К сожалению, мировые лидеры 20» («Большая двадцатка»), разрабатывая меры по преодолению кризиса, пока не упоминали о необходимости изменения ценностных ориентаций, выработке новых подходов к регулированию потребительского поведения.

До Беларуси волна мирового кризиса дошла в сентябре 2008 г. Строго говоря, если учесть приведённое выше определение, у нас кризиса нет, поскольку отсутствуют его внутренние источники. Но в реальной жизни есть его воздействия, которые в повседневном обиходе часто обозначают этим словом.

1. Влияние кризиса на социально-экономическое положение населения Республики Беларусь

Как видно из данных таблицы 1, кризис в той или иной мере затронул большинство населения страны.

Наиболее распространённым проявлением кризиса названа инфляция. Так, 76,4% опрошенных отметили, что ощутили рост цен на потребительские товары и услуги. Ещё 11,7 признали, что хотя в момент опроса инфляция их не затронула, но такое возможно в будущем, а 5,1% респондентов уверены, что рост цен их не затронул и не затронет в дальнейшем. Для сравнительного анализа целесообразно ввести индекс значимости воздействия инфляции, рассчитываемый по формуле:

И = А - Б,

з ’

где А — число ответов «Да, затронул»;

Б — число ответов «Не затронул и не затронет».

Средний по выборке Из = 73,3 процентного пункта; меньше среднего — в Брестской (57,6) и Могилёвской (59,3) областях, больше — в Гомельской области (85,2 п.п.) (табл. 2).

Таблица 2. Оценка населением воздействия инфляции (в % от числа опрошенных)

Затронул Вас или нет в связи с нынешним кризисом рост цен? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 6,8 3,1 6,5 6,6 2,8 11,8 4,2 11,9

Да, затронул 76,4 69,3 78,1 86,0 81,4 75,6 78,3 65,1

Нет, не затронул, но, может быть, затронет в будущем 11,7 15,9 12,7 6,6 12,2 8,5 10,6 17,2

Нет, не затронул, и, думаю, не затронет 5,1 11,7 2,7 0,8 3,7 4,1 6,9 5,8

Индекс значимости 73,3 57,6 75,4 85,2 77,7 71,5 71,4 59,3

Обратим внимание, что эти отклонения являются статистически значимыми. Так, разница между Гомельской областью, с одной стороны, и Брестской и Могилёвской — с другой, составляет, соответственно, 28,2 и 26,3 п.п., что не может быть вызвано случайными погрешностями. Для объяснения были проведены дополнительные интервью с теми, кто выразил уверенность, что рост цен их не затронул и не затронет в будущем. Так ответил каждый 20-й из опрошенных: всего 106 человек, в том числе 57 женщин и 49 мужчин; 63 — горожане, 43 — сельчане; 33 — молодёжь (до 30 лет), 35 — средний возраст, 38 — старший возраст; 68 — с образованием средним общим и ниже, 24 — со средним специальным, 13 — с высшим. Отвечая на вопрос о мотивах такой уверенности, респонденты назвали:

• во-первых, наличие личного подсобного хозяйства (своего или родственников на селе), что даёт определённую независимость от рынка продовольствия, более того, делает выгодным рост цен;

• во-вторых, частное предпринимательство в сфере промыслов, изготовление на продажу тех или иных изделий, шитьё, вязание, бондарство;

• в-третьих, дополнительные заработки, повышающиеся с ростом цен;

• в-четвёртых, упование на родительское обеспечение (небольшая часть студентов и учащихся).

Таким образом, именно большая или меньшая представленность этих категорий

объясняет различие ответов по регионам. Например, в Гомельской области только 0,8% опрошенных уверены, что рост цен их не затронет, в то время как в Брестской области таких 11,7%.

Треть опрошенных признали, что их затронуло связанное с кризисом уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат, почти столько же — 26% — выразили уверенность, что их это не затронет (табл. 3).

Имеется в виду, что заработная плата на некоторых предприятиях снизилась из-за вынужденной работы с неполной нагрузкой. Что касается социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.д.), то, как известно, они не снижались и даже выросли в номинале, но население оценивает их реальную покупательную способность, снизившуюся в связи с ростом цен, в том числе и на детский ассортимент и школьные товары. Самый высокий индекс значимости — в городе Минске (28,2 п.п.), показывающий, что число тех, кого затронуло уменьшение заработной платы и социальных выплат, в 2,6 раза больше числа тех, кого оно не затронуло и, по их мнению, не затронет. В Брестской и Витебской областях наблюдается иная картина: уверенных в своей защищённости больше, чем пострадавших от кризиса.

Несмотря на то, что была проведена девальвация рубля, пострадавшими от обесценивания сбережений признали себя только 30,6%, в то время как 27,2% уверены,

Таблица 3. Уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат

(в % от числа опрошенных)

Затронуло Вас или нет в связи с нынешним кризисом уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 11,8 5,0 9,6 14,4 7,0 14,3 15,1 16,4

Да, затронуло 33,3 29,7 18,6 38,7 37,7 45,4 33,9 25,5

Нет, не затронуло, но, может быть, затронет в удущем 29,0 28,8 42,7 21,6 35,2 23,1 22,1 33,8

Нет, не затронуло, и, думаю, не затронет 25,9 36,5 29,1 25,3 20,2 17,2 29,0 24,2

Индекс значимости 7,4 - 6,8 - 10,5 13,4 7,5 28,2 4,9 1,3

что с ними такого не случится, и 25,9% респондентов допускают такую возможность в будущем (табл. 4).

Приведённые данные позволяют сделать следующий вывод: вызванная кризисом девальвация рубля, безусловно, затронула интересы вкладчиков, однако она не только не вызвала паники и массового оттока сбережений, но и не подорвала доверия к банковской системе, о чём свидетельствует продолжающийся рост рублёвых депозитов. Этому способствовало прежде всего то, что во всех банках страны были вывешены заявления Президента Беларуси о гарантиях вкладов и обращение Национального банка с разъяснением ситуации. Тем не менее необходимо учитывать заметную разницу настроений людей в отношении данной проблемы. В Минске (Из = 21,1 п.п.) и Гродненской области (Из = 21,0 п.п.) обеспокоенность сохранением сбережений значительно выше, чем в среднем по стране

(Из = 3,4 п.п.), а уверенность, наоборот, выше в Брестской, Минской и Могилёвской областях.

Задержки заработной платы и социальных выплат затронули в момент опроса 16,2% опрошенных. Это можно отнести к серьёзным проявлениям кризиса в тот период, особенно с учётом того, что система выплат со второй половины 1990-х гг. работала безупречно и люди к этому привыкли.

Не случайно 34,2% опрошенных выразили уверенность, что такая проблема их не затронула и не затронет. Однако 38,4% — допускают, что подобное может случиться в будущем и с ними. Обращаясь к таблице 5, мы видим, что в Минске о задержках выплат заявили 25% опрошенных, а в Минской области — 20%. Заметим, что если в среднем по стране доля тех, кто уверен, что такого не случится, составляет 34,2%, то в Минске — только 25%. В то же время в Витебской области задержки выплат отметили только 8,0%, Гродненской — 9,6, Могилёвской — 12%.

Таблица 4. Обесценивание рублёвых сбережений (в % от числа опрошенных)

Затронуло Вас или нет в связи с нынешним кризисом обесценивание рублёвых сбережений? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 16,3 9,4 14,8 17,0 14,3 20,3 17,2 20,2

Да, затронуло 30,6 25,7 33,2 29,8 40,5 39,3 26,6 18,2

Нет, не затронуло, но, может быть, затронет в будущем 25,5 24,4 23,6 24,5 25,7 22,2 25,4 37,9

Нет, не затронуло, и, думаю, не затронет 27,2 40,6 28,4 28,7 19,5 18,2 30,8 23,8

Индекс значимости 3,4 -14,9 4,8 1,1 21,0 21,1 -4,2 -5,6

Таблица 5. Задержки заработной платы и социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.п.)

(в % от числа опрошенных)

Затронули Вас или нет в связи с нынешним кризисом задержки заработной платы и социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.п.? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 11,2 5,6 10,0 15,5 8,1 13,3 9,0 16,8

Да, затронули 16,2 17,2 8,0 17,2 9,6 25,0 20,3 12,0

Нет, не затронули, но, может быть, затронут в будущем 38,4 35,2 46,2 31,7 51,1 36,7 33,5 37,7

Нет, не затронули, и, думаю, не затронут 34,2 42,1 35,8 35,6 31,1 25,0 37,1 33,4

Сокращение, увольнение с предприятий назвали 9,1% опрошенных (табл. 6).

Безусловно, эта цифра завышена, т. к. некоторые респонденты имели в виду не только расторжение контракта, т.е. действительное увольнение, но и так называемые вынужденные отгулы, уменьшение рабочей недели и др. Конечно, это весьма неблагоприятные для человека и трудового коллектива последствия кризиса: они нарушают привычный ритм жизни, снижают материальную обеспеченность семей, отрицательно влияют на настроения людей. Вместе с тем социальная ориентированность экономики — термин, далеко не каждому понятный, но уже незаметно вошедший в массовое сознание, — проявляется в том, что почти 40% всех опрошенных, а среди работающих (без включённых в выборку пенсионеров, студентов, домохозяек) более 70% выразили уверенность в том, что им не грозит сокращение или увольнение. Такая определённость относительно сохранения своего рабочего места, а значит, и общественного положения — решающий фактор доверия к государству, его институтам и органам власти,

залог стабильности общества и определённого потенциала посткризисного развития.

Сравнение по регионам (см. табл. 6) показывает, что наиболее благоприятная ситуация, судя по оценкам респондентов, в Витебской области — только 3,1% тех, кого затронули увольнения; хуже других в Минске — 12,4%, во всех других регионах — на уровне средней по стране.

Закрытие (приостановка) предприятий в связи с кризисом затронуло только 4,1% опрошенных, при этом 45,5% от числа всех респондентов (85% работающих) не допускают мысли о том, что подобное может произойти в их трудовых коллективах (табл. 7).

Это ещё раз подтверждает предыдущий вывод. Несколько больше данная проблема коснулась Могилёвской (7,2%), Минской (6,2%) и Гродненской (5,9%) областей. В Минске лишь 3,5% опрошенных столкнулись с закрытием или приостановкой работы предприятий.

В таблице 1 приведены данные о числе неответивших. Так, относительно роста цен не дали ответов 6,8%, а о закрытии предприятия — 23,4% и т.д. Причинами тому

Таблица 6. Сокращение, увольнение с предприятия, на котором работаете (в % от числа опрошенных)

Затронуло Вас или нет в связи с нынешним кризисом сокращение, увольнение с предприятия, на котором работаете? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 21,3 14,3 15,0 26,5 17,9 23,4 25,2 25,4

Да, затронуло 9,1 10,1 3,1 10,0 10,3 12,4 8,6 8,5

Нет, не затронуло, но, может быть, затронет в будущем 30,3 29, 37,4 25,5 37,4 9,5 23,0 33,0

Нет, не затронуло, и, думаю, не затронет 39,3 46,3 44,5 38,0 34,5 34,7 43,3 33,0

Таблица 7. Закрытие (приостановка) предприятия, на котором работаете (в % от числа опрошенных)

Затронуло Вас или нет в связи с нынешним кризисом закрытие (приостановка) предприятия, на котором работаете? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Нет ответа 23,4 16,1 16,4 30,8 19,6 25,9 26,7 26,8

Да, затронуло 4,2 4,0 1,3 2,4 5,9 3,5 6,2 7,2

Нет, не затронуло, но, может быть, затронет в будущем 26,8 20,8 37,0 23,7 30,8 28,2 19,3 30,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет, не затронуло, и, думаю, не затронет 45,5 59,1 45,2 43,1 43,7 42,4 47,8 36,1

могут быть не замеченные интервьюерами случайные пропуски, избегание респондентами отдельных вопросов. Но главным образом «неответы» появляются в силу того, что опрашиваемый не относит себя к той категории, которой адресован вопрос. Скажем, респондент является в данное время неработающим пенсионером, или студентом, или безработным, или домохозяйкой, и он не считает, что вправе отвечать на вопросы о заработной плате, увольнениях, сокращениях и др. Заметим, что перерасчеты от числа ответивших в данном случае не имеют смысла, поскольку это не меняет соотношение между альтернативами, т.е. тенденция сохраняется, что и было главным в проведённом анализе.

Приведём также сравнительные данные опроса общественного мнения в Беларуси и Северо-Западном федеральном округе России, полученные в ходе выполнения совместного гранта (табл. 8).

Как видно из таблицы, по некоторым направлениям кризис затронул население СЗФО РФ сильнее, чем белорусов. О задержке заработной платы и социальных выплат сказали 31,5% россиян и 16,2% белорусов, об уменьшении заработной платы и социальных выплат — соответственно 44,5 и 33,3%, о сокращении с предприятия — 25,2 и 9,1%, закрытии предприятия — 13,2 и 4,2%, увеличении цен на потребительские товары

и услуги — 84,4 и 76,4%. Несколько меньше затронуло россиян обесценивание рублёвых сбережений — 27,9%, в Беларуси — 30,6%.

2. Информированность населения

о кризисе и антикризисной программе

В первый период кризисных проявлений в Беларуси общественность, в том числе социологи, выступала против нагнетания страстей, видя в нём информационное давление, способное вызвать алармистские настроения, породить панику относительно потребительского рынка, сбережений и т.п. И хотя в Беларуси нет бирж, фондового рынка, где обычно зарождается или искусственно вызывается паника, тем не менее такие опасения были оправданны. Но к моменту опроса выяснилось, что крайне необходимая информационноразъяснительная работа мобилизационного плана проводится недостаточно. Опрос показал, что подавляющая часть населения (87,5%) слышала хотя бы что-нибудь о мировом финансово-экономическом кризисе, затронувшем и Беларусь (табл. 9).

Заявили, что они ничего не слышали о кризисе, 58 человек, что можно объяснить их замкнутым образом жизни или стремлением показаться оригинальными. В принципе, это не меняет общий вывод: всё население Беларуси знает, что кризис пришёл в нашу страну, затронул все сферы жизнеобеспечения и представляет для каждой

Таблица 8. Общественное мнение в РБ и СЗФО РФ о последствиях кризиса

(в % от числа опрошенных)

Затронули Вас или нет в связи с нынешним кризисом следующие явления? Затронул ли Вас кризис?

Да, затронул Нет, не затронул Нет ответа

РБ РФ СЗФО РБ РФ СЗФО РБ РФ СЗФО

Задержки заработной платы и социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.п.) 16,2 31,5 72,6 60,5 11,2 8,0

Уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат 33,3 44,5 54,9 49,3 11,8 6,2

Сокращение, увольнение с предприятия, на котором работаете 9,1 25,2 69,6 65,2 21,3 9,2

Закрытие (приостановка) предприятия, на котором работаете 4,2 13,2 72,3 76,5 23,4 10,3

Обесценивание рублёвых сбережений 30,6 27,9 53,1 62,3 16,1 9,8

Увеличение цен на потребительские товары и услуги 76,4 84,4 16,8 12,5 6,8 3,1

Таблица 9. Распределение ответов на вопрос: «Вы что-нибудь слышали о нынешнем мировом финансовом кризисе, который затронул и Беларусь?» (в % от числа опрошенных)

Вы что-нибудь слышали о нынешнем мировом финансовом кризисе, который затронул и Беларусь? Всего

Нет ответа 2,5

Да, слышал 87,5

Ничего не слышал 2,8

Затрудняюсь ответить 7,2

Таблица 10. Информированность населения об антикризисной программе, проводимой Президентом и Правительством РБ (в % от числа опрошенных)

Образование Знакомы ли Вы с антикризисной программой?

Да Кое-что знаю Нет Нет ответа

Все опрошенные 6,1 49,2 42,8 1,9

Начальное 2,4 31,4 64,2 2,0

Среднее неполное 1,6 47,2 49,6 1,6

Среднее общее 6,4 50,6 40,9 2,1

Среднее специальное 7,7 51,3 39,4 1,6

Высшее 10,5 54,6 32,8 2,0

семьи и всего общества определённые угрозы, с которыми нужно бороться совместными усилиями.

На вопросы о том, как бороться — всем вместе или каждому на своей позиции, — ответила антикризисная программа, осуществляемая Президентом Беларуси и Правительством страны. К сожалению, только 6,1% опрошенных оказались хорошо знакомыми с данной программой. Ещё 49,2% — кое-что знают о ней (табл. 10).

С ростом образования осведомлённость населения заметно повышается, но и среди специалистов с высшим образованием треть призналась, что с Программой вооб-

ще незнакома. Отсюда понятно, почему 62,7% затруднились ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к антикризисной программе?» (табл. 11).

О положительном отношении к Программе заявили 18,6%, отрицательном — 2,9%, о безразличном — 15,8%. Сегодня, когда Программа реализуется по многим направлениям, таким как поддержка предпринимательства, поиск новых рынков сбыта, импортозамещение, укрепление финансовой дисциплины и др., потребность в доступной и аргументированной информации только возрастает, тем более что по отдельным вопросам возникают дискуссии и среди ведущих экономистов страны. Всё это необходимо для сохранения и укрепления доверия в обществе, которое зависит от того, насколько полно учитываются и реализуются социально оправданные ожидания людей. На повестку дня уже сегодня необходимо поставить новый проект «Беларусь посткризисная», в котором обобщить опыт антикризисных мероприятий, выявить точки, по которым кризис ударил больнее, чем по другим, найти причины уязвимости отдельных предприятий или отраслей народного хозяйства.

3. Общественность о наиболее

вероятных последствиях кризиса

для Беларуси

Известно, что прогнозная функция — не самая сильная сторона общественного мнения. Для него более привычно опираться на уже имеющийся совокупный опыт относительно существующих явлений, которые доступны каждому, как, например, в вопросе «Затронул ли Вас рост цен?» Общественное мнение работает качественно и кон-

Таблица 11. Отношение населения к антикризисной программе (в % от числа опрошенных)

Как Вы относитесь к антикризисной программе, проводимой Президентом и Правительством РБ? Всего Пол Возраст

Мужской Женский До 30 лет 30 - 49 лет 50 лет и старше

В основном положительно 18,6 21,5 16,2 15,6 20,2 19,2

В основном отрицательно 2,9 4,3 1,6 3,1 3,8 1,7

Безразлично 15,8 17,4 14,4 18,4 15,3 14,5

Затрудняюсь ответить 62,7 56,7 67,7 62,9 60,7 64,6

структивно при выборе эмпирических альтернатив, ценностных ориентаций, предпочтений, вариантов действий и решений и при многом другом. Проникновение в будущее ставит конкретного респондента на позицию эксперта, что требует не только специальных знаний, но и таких, казалось бы, несовместимых качеств, как богатое воображение и твёрдое чувство реальности, рациональность мышления и рефлексия. Всё это ведёт к тому, что значительная часть опрашиваемых при встрече с такими вопросами выбирает позицию «затрудняюсь ответить». И всё-таки изучать общественное мнение о будущем целесообразно и оправданно. В нём фокусируется всё многообразие местных условий, что недоступно узким специалистам; оно оперирует не только фактуальными сведениями, но и догадками, опирается и на логику, и на интуицию, в том числе и на архетипы коллективного бессознательного.

С учётом этого рассмотрим данные таблицы 12.

Отвечая на вопрос о наиболее вероятных для РБ последствиях кризиса, 21,6% опрошенных выбрали первый вариант: «Страну ожидают серьёзные экономические потрясения». Как ни странно, но молодёжь в этом вопросе более пессими-

стична, чем старшее поколение, а мужчины пессимистичнее по сравнению с женщинами. Хотелось бы, чтобы этот пессимизм приобрёл конструктивно-мобилизующие формы, — по крайней мере, предохранил бы от самоуспокоенности, шапкозакидательства и особенно от иждивенческих настроений по отношению к семье и государству.

На втором месте — инновационный вариант: «Кризис подтолкнёт к поиску новых решений в экономике». Его выбрали 18,4%, причём различия между категориями несущественны.

На третьем месте—утверждение, что спад не будет длительным, но экономика замедлит темпы роста по сравнению с докризисными. Таково мнение 12,4% респондентов, практически равное во всех группах. Действительно, в последние более 10 лет развитие не только экономики, но и социальной сферы, культуры шло высокими и устойчивыми темпами. Набрать такой же ход очень непросто, хотя не столько по внутренним, сколько по внешним причинам, связанным, например, с ростом цен на энергоносители, со сложностями экспорта и др.

На четвёртом месте — прогноз длительного спада, но без серьёзных потрясений —

11,2% опрошенных. Это можно считать противовесом тем, кто полагает, что страну

Таблица 12. Вероятные последствия кризиса для Республики Беларусь (в % от числа опрошенных)*

Как Вы считаете, какими будут наиболее вероятные последствия кризиса для Беларуси? Всего Мужчины Женщины До 30 лет 30 - 49 лет 50 лет и старше

Страну ожидают серьёзные экономические потрясения 21,6 24,8 19,0 26,8 24,4 15,1

Страну ожидают серьёзные политические потрясения 7,0 8,4 5,9 8,1 7,9 5,4

Экономику ожидает длительный спад, но без серьёзных потрясений 11,2 12,0 10,6 11,9 12,4 9,5

Спад не будет длительным, но экономика будет развиваться медленнее, чем перед кризисом 12,4 14,4 10,8 11,8 14,2 11,1

Последствия кризиса сильно преувеличены, экономика будет развиваться так же, как и прежде 5,8 5,8 5,7 3,6 6,1 6,9

Кризис подтолкнёт к поиску новых решений в экономике 18,4 16,9 19,7 18,5 20,9 15,7

Кризис заставит усилить контроль за финансовыми структурами 9,0 9,1 9,0 8,7 9,5 8,8

Затрудняюсь ответить 2,3 28,4 39,3 30,2 28,6 42,3

*Сумма >100, т.к. допускался набор двух и более вариантов.

ожидают серьёзные политические потрясения (7,0%). Очевидно, что в сегодняшней реальности нет каких-либо оснований для такого вывода.

Ещё одним из наиболее вероятных последствий кризиса названо следующее: «Кризис заставит усилить контроль за финансовыми структурами». Его назвали 9% опрошенных, без каких-либо групповых расхождений. Безусловно, усиление контроля в финансовой области — одна из главных проблем мирового сообщества, особенно высокоразвитых стран. Для Беларуси она далеко не столь актуальна, хотя некоторые вопросы, такие, например, как льготное кредитование жилищного строительства, возврат кредитов, использование по назначению бюджетных средств и др., требуют постоянного мониторинга, усиления финансовой дисциплины и ответственности.

Представления о том, что последствия кризиса сильно преувеличены и экономика будет развиваться так же, как и прежде, не нашли заметной поддержки — за них высказались только 5,8%. На первый взгляд такая позиция может показаться оптимистической, но фактически это — псевдооптимизм, нереалистическое наивное бодрячество, способное лишь внести элементы дезорганизованности и демотивации как раз тогда, когда требуется высокая собранность и ответственность.

Как и отмечалось выше, почти треть (32,3%) затруднилась ответить на данный вопрос. Но если среди мужчин таких 28,4%, то среди женщин — 39,3%; среднего возраста — 28,6%, молодёжи — 30,2%, а старшего поколения — 42,3%. Именно поэтому методы прогнозирования предусматривают многократные процедуры с предоставлением результатов в предыдущих этапах и исключением некомпетентных экспертов. Но наша задача заключается не в получении количественных оценок вариантов, а в выявлении настроенности населения Беларуси относительно возможных послед-

ствий кризиса для страны. Нам представляется, что приведённые данные показывают преобладание в общественном мнении реализма и конструктивности. Гораздо менее заметны успокоительные настроения («всё будет, как и прежде») и апокалиптические — ожидание политических потрясений.

Обратим внимание, что в последнее время в СМИ, особенно российских, всё чаще звучат голоса журналистов, политиков, бизнесменов в похвалу кризису: «Не будь кризиса, я бы этого не добился», «Мы бы этого не сделали», «Нам бы такое и в голову не пришло» — таких высказываний всё больше. Возможно, это запоздалая реакция на события в Пикалёво и других регионах, но она не очень уместна. Что бы ни говорилось отдельными аналитиками, кризис объективно, по своей природе, — явление с преобладанием отрицательной модальности, и то, что он может подтолкнуть в отдельных случаях к позитивным изменениям, — но какой ценой, — не меняет его природы.

Большинство населения РБ воспринимает кризис как стихийное бедствие. Из данных, приведённых в таблице 13, видно, что 55% респондентов считают, что кризис отрицательно отразится на экономике страны, при этом 13,3% из них прогнозируют безусловное отрицательное воздействие и ещё 41,7% — скорее отри-

Таблица 13. Общественный прогноз влияния кризиса на экономику страны и благосостояние семьи (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Как, по Вашему мнению, отразится кризис

на состоянии экономики Беларуси благосостоянии Вашей семьи

Положительно 1,6 0,9

Скорее положительно 3,5 1,5

Никак не отразится 5,9 9,1

Скорее отрицательно 41,7 46,9

Крайне отрицательно 13,3 13,3

Затрудняюсь ответить 33,9 28,3

Таблица 14. Изменение материального положения семьи по сравнению с предыдущим годом (в % от числа опрошенных)

Как изменилось материальное положение Вашей семьи по сравнению с прошлым годом? Всего Республика Беларусь

СЗФО РФ РБ До 30 лет 30 - 49 лет 50 лет и старше

Существенно улучшилось - 1,5 2,7 1,7 0,5

Немного улучшилось 1,1 7,8 11,5 8,2 4,9

Не изменилось 29,2 24,0 19,2 21,2 30,4

Немного ухудшилось 41,7 40,3 39,5 40,1 41,2

Существенно ухудшилось 20,0 16,0 13,3 20,7 13,0

Затрудняюсь ответить 8,0 10,3 13,8 8,1 10,1

цательное. В то же время 5,1% опрошенных допускают возможность положительных результатов кризиса для экономики, в том числе 1,6% — твёрдо уверены в этом, а 3,9% — скорее да, чем нет. То, что есть люди, пусть их и немного, которые видят позитив в этой трудной ситуации — на своих рабочих местах, в трудовых коллективах, малом бизнесе и т.д., — очень важно для создания потенциала посткризисно-го развития. Возможно, на таких участках и появятся инновационные точки роста. Можно только констатировать по результатам опроса, что они есть, — так считают сами люди. Местные органы власти должны обратить на них особое внимание, по возможности поддержать и помочь обрести перспективу.

На аналогичный вопрос, касающийся благосостояния семьи, только 2,4% опрошенных ответили, что кризис отразится на нём положительно. Значительно больше, чем в предыдущем вопросе, ожидают отрицательных последствий — 60,2%. Каждый одиннадцатый из опрошенных уверен, что на благосостоянии семьи кризис никак не скажется. Эта цифра, хотя она сравнительно невелика, указывает на существование определённого запаса прочности домохозяйств.

В целом здесь также преобладает реалистический подход, отсутствие «шараханий» в крайности. Заметим, что опять-таки треть респондентов затруднилась ответить, и это типично для футурологических вопросов.

На вопрос: «Как изменилось материальное положение Вашей семьи по сравнению с предыдущим годом?» — получены следующие ответы (табл. 14).

Признали, что положение улучшилось, 9,3% опрошенных, не изменилось — 24,0%, немного ухудшилось — 40,3%, существенно ухудшилось — 16,0%. Данные по возрастным категориям показывают заметно большее улучшение у молодёжи (14,2%) по сравнению со средним возрастом — 9,9% и старшим — 5,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К положительным моментам можно отнести то, что в старшей возрастной группе больше, чем в среднем по выборке, признавших, что их материальное положение не изменилось (30,4%), и меньше тех, кто отметил существенное ухудшение, — 13,0%. В СЗФО РФ улучшение материального положения отметил 1,1%, неизменившееся положение — 29,2%, ухудшившееся — 61,7%.

Чтобы оценить психологическую сторону данного процесса, приведём сравнительные данные мониторинга 2002 и 2005 гг., проведённого Институтом социологии НАН Беларуси (табл. 15).

В предшествующие годы вместе с экономическим ростом повышалось материальное положение населения.

Сопоставляя данные 2002 и 2005 гг., заметим тенденцию роста: число положительных ответов выросло с 18,7 до 27,3%, отрицательных — уменьшилось с 39,8 до 21,1%. В 2005 г. только 5,3% опрошенных признали существенное ухудшение своего материального положения, в то

Таблица 15. Сравнительные данные о динамике материального положения населения Беларуси (в % от числа опрошенных)

Как изменилось материальное положение Вашей семьи по сравнению с предыдущим годом? 2002 г. 2005 г. 2009 г.

Существенно улучшилось 1,9 3,2 1,5

Немного улучшилось 16,8 24,1 7,8

Не изменилось 44,9 46,8 24,0

Немного ухудшилось 26,3 15,8 40,3

Существенно ухудшилось 13,5 5,3 16,0

Затрудняюсь ответить 6,5 4,6 10,3

же время 72,7% — оценили материальное положение как хорошее и среднее. Сегодня эта тенденция нарушилась. Безусловно, снижение достигнутого уровня психологически переживается болезненно, даже если средств хватает для поддержания привычного образа жизни.

4. Способы противодействия кризису на индивидуальном уровне

Рассмотрим, как намерены действовать респонденты в такой ситуации. В таблице 16 приведено распределение ответов на вопрос: «Если Ваше (Вашей семьи) мате-

риальное положение ухудшилось или ухудшится, то что Вы, прежде всего, планируете предпринять?»

Большинство (59,3%) в первую очередь рассматривает возможность сокращения расходов, экономного ведения домашнего хозяйства, исключения необязательных и менее значимых для семьи или отдельных её членов затрат.

Более активно такой план готовы проводить женщины (65,4%) и старшее поколение (66,6%). В то же время мужчины, молодёжь и люди среднего возраста большее внимание готовы уделить поиску дополнительных источников дохода. Так, если в среднем по выборке 47,9% опрошенных планирует искать дополнительные источники доходов, то среди мужчин — 55,4%, женщин — 41,4%; молодёжи — 60,3%, среднего возраста — 58,7% и старшего — 25,2%.

Каждый десятый готов положиться — и, следовательно, надеется — на заботу со стороны других членов семьи, близких; несколько больше таких среди женщин — 12,1%, молодёжи — 10,8% и пенсионеров — 11,2%.

Таблица 16. Меры противодействия кризису на индивидуальном уровне (в % от числа опрошенных)

Если Ваше (Вашей семьи) материальное положение ухудшилось или ухудшится, то что Вы, прежде всего, планируете предпринять? Всего РБ

СЗФО РФ РБ Муж. Жен. До 30 лет 30 - 49 лет 50 лет и старше

Нет ответа 11,3 3,0

Постараюсь найти дополнительные источники дохода 53,4 47,9 55,4 41,4 60,3 61,0 25,2

Сокращу расходы, буду экономить 28,4 59,4 52,1 65,4 50,1 58,7 66,6

Положусь на заботу со стороны других членов семьи, близких 6,1 10,0 7,5 12,1 10,8 8,3 11,2

Возьму кредит в банке или в долг у близких, друзей 2,2 5,6 4,9 6,1 6,0 6,5 4,3

Обращусь за денежной помощью к моему работодателю 1,4 2,1 2,9 1,5 3,0 2,1 1,5

Обращусь за пособием от системы государственного социального страхования 2,6 2,7 2,8 2,6 1,9 2,8 3,2

Буду тратить сбережения 3,1 5,8 6,3 5,4 4,1 4,9 8,0

Продам часть имущества 2,7 2,9 3,3 2,6 1,4 3,6 3,3

Использую свою недвижимость для получения дополнительного дохода 1,8 1,8 2,3 1,3 1,8 2,2 1,3

Постараюсь получить возмещение по личной страховке 0,3 0,3 0,3 0,2 0,6 0,1 0,3

Заложу в ломбард какие-нибудь ценные вещи 1,1 1,6 1,6 1,7 0,7 2,2 1,7

Буду отстаивать свои права Нет 6,9 8,1 5,9 7,4 7,1 6,4

О намерении тратить сбережения задумываются 5,8% опрошенных: молодёжь — 4,1%, пенсионеры — 8,0%. Надеются на получение кредита в банке или ссуды у близких, друзей — 5,6%. Планируют при крайней необходимости продать часть имущества — 2,9%, ещё 1,8% — использовать свою недвижимость для получения дополнительного дохода. На пособие от системы социального страхования рассчитывают 2,7%, на денежную помощь своего работодателя — 2,1%, на возмещение по личной страховке — 0,3%, на заклад какой-либо ценной вещи в ломбард — 1,6% опрошенных. И наконец, 6,9% опрошенных намерены отстаивать свои права. Наибольшее расхождение между россиянами (СЗФО РФ) и белорусами касается планов по сокращению расходов, по экономии. Если у белорусов эта мера на первом месте — 59,4%, то среди россиян её назвали вдвое меньше респондентов — 28,4%. Эта разница статистически значима и существенна, однако объяснить её непросто. Осторожно можно предположить, что архетип «Ното раИет — человек терпеливый» в большей степени укоренён в ментальности населения РБ, в силу исторических особенностей, многих военных лихолетий, послевоенных трудностей восстановления, а также традиций сельского мира, привыкшего не роптать, стойко переносить тяготы и т.д. Но, возможно, это объясняется и несколько большим запасом экономической прочности белорусских домохозяйств, ведь россияне несколько больше (53,4%), чем белорусы (47,9%), настроены на поиск дополнительных источников заработка.

5. Возможность протестных акций

и личного участия в них

Кризисные деформации жизнеобеспечения (рост цен, снижение материального положения, обесценивание сбережений и недвижимости и др.) объективно ведут к психологической фрустрации (переживания из-за невозможности удовлетворения потребностей), повышению социаль-

ной напряжённости и чреваты массовыми выступлениями протеста. История множество раз подтверждала, что такое развитие событий весьма вероятно в кризисных ситуациях. Формы протеста могут быть разными — сегодня, например, фермеры Бельгии, Франции, Германии и других стран выливают миллионы литров молока, протестуя против снижения закупочных цен, делающих убыточным данное производство. Протестные настроения, как правило, возникают стихийно, но всегда находятся силы, готовые придать им организованную форму и извлечь выгоду для себя.

Каков градус таких настроений в Беларуси? Задачу по выявлению этого нельзя было не поставить при изучении общественного мнения о последствиях кризиса. Заметим, что представление о белорусах, как о людях уравновешенных, «памяркоуных», избегающих эксцессов и т.д., в целом верное, но только в границах разумной меры. В апреле 1991 года в Минске и других городах РБ произошли массовые выступления в связи с неожиданным повышением цен. М.С. Горбачев тогда сказал: «Вот уж от белорусов я этого не ожидал».

Исследование показало, что в настоящее время ничего подобного не наблюдается. Только 6,9% опрошенных (табл. 17) считают, что в их населённом пункте могут состояться массовые выступления против роста цен и снижения уровня жизни.

Большинство (50,1%) не допускает подобного развития событий, а 43,0% опрошенных затруднились ответить.

Сегодня по сравнению с уже далёким 1991 годом ситуация принципиально иная: нет изматывавшего людей товарного дефицита, резкого падения реальной зарплаты, разброда в мыслях, неопределённости курса и вектора перестройки и т.п. Наоборот, население понимает, что нынешний кризис — явление временное, вызвавшие его причины ничего общего с нашими условиями не имеют, а главное — государство контролирует ситуацию и делает всё воз-

Таблица 17. Возможность протестных акций и личного участия в них (в % от числа опрошенных)

Как Вы считаете, могут ли состояться в Вашем населённом пункте массовые выступления против роста цен и низкого уровня жизни? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Да, могут состояться 6,9 4,2 1,4 6,5 6,5 13,7 5,4 9,6

Нет, не могут состояться 50,1 53,7 55,7 56,9 50,8 37,6 51,7 45,8

Затрудняюсь ответить 43,0 42,1 42,9 36,7 42,7 48,7 42,9 44,6

Допускаете ли Вы своё участие в них?

Да 3,9 2,5 4,4 5,1 5,2 3,7 2,9 4,2

Скорее всего, да 3,5 2,3 1,4 3,0 4,8 4,2 4,1 4,5

Скорее всего, нет 12,1 10,6 8,8 9,7 19,8 13,6 11,3 12,0

Нет 59,5 63,9 65,5 61,6 51,7 55,1 59,9 58,1

Затрудняюсь ответить 21,0 20,7 20,0 20,6 24,5 23,4 21,8 21,2

можное для смягчения последствий кризиса для людей. Об этом красноречиво говорят высокие индексы доверия Президенту страны, правительству и другим органам власти и институтам, данные о которых будут рассмотрены отдельно. Всё это и объясняет сравнительно низкий уровень про-тестных настроений в белорусском обществе — 6,9%, что далеко от критической точки (30 — 35%), при достижении которой возникают самоподдерживающиеся эффекты за счёт иррадиации и заражения. Между тем в региональном разрезе есть заметные отличия. Так, если в среднем по выборке только 6,9% опрошенных допускают возможность протестных массовых выступлений, связанных с последствиями кризиса, то в двух регионах показатель больше среднего: в Минске — 13,7%, в Могилёвской области — 9,6%, в Гомельской и Гродненской областях — близко к среднему, а в Витебской, Брестской и Минской областях — ниже среднего: соответственно 1,4, 4,2 и 5,4%. Таким образом, разница, например, между г. Минском и Витебской областью статистически значима, но и в Минске о критическом уровне речи быть не может.

Важно также учитывать личную готовность людей к участию в акциях протеста. На этот вопрос положительно ответили только 3,9% опрошенных, причём в Минске — 3,7%, в Гродненской области — 5,2%.

Ещё 3,5% — выразили ситуативную готовность: «Скорее всего, допускаю». Суммарно о готовности участвовать в массовых выступлениях заявили 7,4% опрошенных, в том числе в Брестской области — 4,8%, Витебской — 5,8%, Гомельской — 8,1%, Гродненской — 10,0%, Минской — 7,0%, Могилёвской — 8,7% и г. Минске — 7,9%.

Как мы видели ранее (см. табл. 16), 6,9% опрошенных выразили намерение отстаивать свои права при ухудшении материального положения. О том, что имеется в виду, даёт представление таблица 18.

Большинство (51,1%) ничего предпринимать не будет; 13,5% — постараются использовать любые возможности, в том числе и крайние; 9,6% — намерены действовать через профсоюзные организации; 7,6% — заявили о выезде из Беларуси в другую страну; 3,0% — о переезде в другой регион РБ; 1,2% — готовы вступить в политическую партию для защиты своих интересов; 1,6% — принять участие в митингах, демонстрациях, голодовках.

Смысл данного вопроса состоял в том, чтобы, по возможности, полнее представить палитру настроений, затронуть и то, что, может быть, существует на подсознательном уровне и не выносится на публичное обсуждение. Мы видим, что ряд выделенных способов защиты интересов вполне легальные и осуществимые: вступление в партию, работа в профсоюзах, переезд в другой регион

Таблица 18. Предполагаемые способы защиты своих интересов (в % от числа опрошенных)

Способы защиты интересов Всего Муж. Жен. До 30 лет 30 - 49 лет 50 лет и старше

Вступлю в какую-либо политическую партию для защиты своих интересов 1,2 1,0 1,4 2,2 1,0 0,8

Буду отстаивать свои интересы через профсоюзные организации 9,6 10,7 8,7 9,6 12,5 6,7

Приму решение о переезде в другой регион страны 3,0 4,1 2,2 5,1 3,8 0,7

Приму участие в митингах, демонстрациях, голодовках 1,6 2,0 1,3 1,6 1,7 1,6

Приму решение о выезде из Беларуси в другую страну 7,6 10,0 5,5 12,1 9,0 2,9

Использую любые возможности для отстаивания своих интересов, в том числе и крайние 13,5 16,5 11,0 18,9 14,4 8,8

Ничего предпринимать не буду 51,1 43,2 57,6 35,8 44,3 68,9

Другое 5,9 5,9 5,8 6,0 8,1 3,4

страны, участие в митингах, хотя их поддержало небольшое число респондентов. Что касается эмиграции и так называемых «крайних мер», то это скорее виртуальные варианты, рассчитанные на произведение впечатления. Кризис заставил развитые страны ужесточить миграционную политику и сегодня приём мигрантов сильно ограничен. Под «крайними мерами» можно понимать что угодно: от изменения образа жизни и расставания с привычками, хобби и пр. до некоего бунтарства, актов вандализма и т.п. Тем не менее к этим вариантам необходимо отнестись внимательно, тем более что их в большей степени поддержала молодёжь. В качестве профилактики подобных настроений среди молодёжи необходимо рассматривать не только воспитательную работу в учебных заведениях и трудовых коллективах, но и материальную помощь, поддержку молодёжных инициатив, открытие перспектив для самореализации и, конечно, простое общение с молодёжью представителей всех уровней власти.

Уровень готовности к участию в митингах и демонстрациях несколько выше в Гомельской и Гродненских областях, что связано с более высокой обеспокоенностью населения ростом цен на потребительские товары и услуги, как отмечалось выше. Контролирующим органам целесообразно проверить эту информацию и, если она верна, принять необходимые меры.

6. Индекс терпения населения Беларуси

Для обобщённой характеристики состояния массового сознания используется индекс терпения. Это наиболее важный интегральный социологический показатель кумулятивного типа, отражающий личностные диспозиции в плане восприятия человеком своей теперешней жизненной ситуации на основе накопленного опыта и сравнения того, что есть, с тем, что было, и с тем, что хотелось бы иметь с учётом собственных возможностей и объективных условий. Сравнительно высокий индекс терпения означает, что существующие условия, социальный порядок в обществе достаточно благоприятны в психологическом плане, что позволяет субъекту управления спокойно и последовательно осуществлять намеченный курс. При этом особое внимание должно уделяться тем семьям, которые оказались в затруднительном положении. Имеется в виду не только выяснение причин этого, но и оказание адресной поддержки. В свою очередь, низкий индекс терпения свидетельствует об ухудшении положения многих категорий населения, а близкий к критической точке — о назревании революционной ситуации.

В таблице 19 приведены результаты мониторинга Института социологии по данному вопросу за 2002, 2005 гг., а также сопоставимые данные 2009 года по Беларуси и Северо-Западному федеральному округу Российской Федерации. Отметим,

что индекс терпения (ИТ) рассчитывается по формуле:

ИТ = В+(А-С)/100,

где А — число ответов «Всё не так плохо и можно жить»;

В — число ответов «Жить трудно, но можно терпеть»;

С — число ответов «Терпеть наше бедственное положение уже невозможно».

Индекс терпения изменяется от 0 до 1. Центральной в этой формуле является альтернатива В, но если на ней остановиться, то можно прийти к ошибочному выводу, что в 2005 году индекс терпения был меньше, чем в 2002 году, и остаётся меньшим и в 2009 году. Поэтому необходимо учесть разницу между альтернативами А и С. В опросах, как правило, есть некоторая доля респондентов, затруднившихся ответить, т.е. уклонившихся от ответа. Определить их позицию невозможно, но их долю следует принять во внимание в расчётах индекса терпения. Для этого в знаменателе должно быть общее число опрошенных, а не ответивших, т.е. 100%.

Из данных таблицы 19 видно, что в Беларуси ИТ вырос в период с 2002 по 2005 год на 9 процентных пунктов, но к 2009 году снизился на 16 п.п., хотя остаётся на достаточно высоком уровне. В СЗФО РФ индекс терпения в 2009 году составил 0,62 п.п., что на 8 п.п. ниже, чем в РБ.

Обращаясь к региональным данным в Беларуси, необходимо отметить, что в Могилёвской и Гродненской областях он несколько ниже среднего по стране (табл. 20).

Таблица 19. Индекс терпения населения Беларуси (в % от числа опрошенных)

Как Вы считаете, какое из приведённых ниже высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации? 2002 г. 2005 г. 2009 г.

РБ СЗФО РФ

Всё не так плохо и жить можно 29,0 47,9 28,3 25,6

Жить трудно, но можно терпеть 56,7 41,2 50,2 50,4

Терпеть наше бедственное положение уже невозможно 8,7 3,0 8,3 14,9

Затрудняюсь ответить 5,6 7,9 13,2 10,1

Индекс терпения 0,77 0,86 0,70 0,62

Главный вывод проведённого анализа в том, что индекс терпения и в Беларуси, и в СЗФО РФ, несмотря на некоторые различия, в настоящее время существенно выше критической зоны. Это позволяет не просто надеяться, но и быть уверенными в том, что не случится каких-либо социальных потрясений, способных помешать успешному преодолению кризисных последствий и переходу к устойчивому посткризисному развитию.

7. Доверие населения Беларуси к органам государственной власти, социальным институтам и общественным структурам

Кризис является серьёзным испытанием для органов власти, социальных институтов и общественных структур. Помимо необходимости решения сложных экономических, технико-технологических и других вопросов перед ними возникают противоречия психологического плана.

Таблица 20. Индекс терпения по регионам Беларуси

Как Вы считаете, какое из приведённых ниже высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации? Всего Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилёвская область

Всё не так плохо и жить можно 28,3 41,6 27,6 28,3 19,0 22,7 25,8 24,6

Жить трудно, но можно терпеть 50,2 42,0 46,6 53,2 51,2 51,2 57,4 48,6

Терпеть наше бедственное положение уже невозможно 8,3 4,5 13,5 9,0 13,5 7,3 4,3 7,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 13,2 11,9 12,3 9,5 16,3 18,7 12,5 19,5

Индекс терпения 0,70 0,79 0,70 0,72 0,56 0,71 0,79 0,66

в % от числа опрошенных)

С одной стороны, для преодоления последствий кризиса нужна поддержка общественности, благоприятный социально-психологический климат, с другой — ухудшающееся объективно материальное положение, неизбежность принятия непопулярных мер создают опасность роста социальной напряжённости. Успешное разрешение таких противоречий возможно только на основе атмосферы общественного доверия, которое создано в предкризисный период и поддерживается во время кризиса тем, что принимаемые антикризисные решения одобряются населением. Эрозия доверия препятствует оптимизации общественных отношений, рождает подозрительность (слухи, домыслы и т.п.), резко увеличивает трансакционные издержки.

Обратим внимание на то, что в предкризисное время общий уровень доверия в Беларуси был одним из высоких. Так, по данным Европейского опроса ценностей (ЕОЦ), средний уровень доверия в европейских странах равнялся 30,5%, в то время как в Беларуси — 41,9%, а в Украине - 27,2%, Литве - 24,9%, России - 23,7%, Польше — 18,9%. Примечательно, что «Евробарометр» (социологическая служба ЕС) отказался от сотрудничества с Институтом социологии из-за его государственного статуса и проводил опрос в РБ собственными силами.

В настоящем исследовании не изучалось доверие людей друг к другу, поскольку ставилась задача замера уровня инсти-туциального доверия, т.е. доверия населения органам власти, общественным структурам и институтам. Впервые в перечень институтов включена белорусская наука, но исключены армия и церковь, которые во всех предыдущих мониторинговых исследованиях занимали традиционно высокие места. В таблице 21 представлены результаты опроса. Расчёт индексов доверия произведён по формуле:

Ид = (А-В)/100,

где А — число ответов «Да, доверяю»;

В — число ответов «Нет, не доверяю».

В тех случаях, когда А меньше В, индекс указан со знаком «-».

Высокий индекс доверия у Президента страны: 65,2% опрошенных выразили доверие и только 12,9% — недоверие. На втором месте — белорусская наука: соответственно 50,9 и 8,4%. На третьем — система образования: 55,2 и 13,2%. Вообще, в группу с высоким рейтингом можно включить те органы власти, институты и общественные структуры, у которых индекс доверия больше

0,28. Кроме названных в эту группу вошли: Совет Министров РБ — 47,9% опрошенных выразили ему доверие и 16,0% — недоверие; Национальное Собрание РБ — 44,6 и 15,1%; органы государственной безопасности — 45,6 и 16,9%. Во вторую группу, со средним индексом доверия, вошли: судебные органы — 45,8 и 20,2%; администрация своего предприятия — 42,4 и 24,4%; система здравоохранения — 48,5 и 24,4%; милиция — 46,9 и 26,7%; налоговые органы — 38,1 и 19,4%; местные органы власти — 43,3 и 25,9%; банки — 37,9 и 25,5%; государственные СМИ — 36,4 и 27,2%; официальные профсоюзы — 31,4 и 22,6%.

В третью группу, с индексом доверия близким к «0» или отрицательным, вошли следующие структуры: предприниматели, частный бизнес — 30,6 и 25,9%; независимые профсоюзы — 20,7 и 23,6%; негосударственные СМИ — 22,5 и 30,4%; представительства зарубежных организаций и фондов в РБ — 14,0 и 20,6%; политические партии, движения — 12,5 и 32,5%; оппозиция — 8,8 и 43,1%.

Таким образом, ряд институтов и общественных структур потеряли индекс доверия из-за сравнительно большого числа респондентов, выразивших им недоверие. В их числе: система здравоохранения, милиция, банки, местные органы власти, официальные профсоюзы, государственные СМИ, налоговые органы, предприниматели и частный бизнес. Это значит, что

Таблица 21. Доверие населения общественным структурам и органам власти

№ п/п Институты власти и общественные структуры Доверяете ли Вы?

Доверяю Не доверяю Затр. ответить Индекс Рейтинг

1. Президенту РБ 65,2 12,9 21,9 0,53 1

2. Совету Министров РБ 47,9 16,0 36,1 0,32 4

3. Национальному Собранию РБ 44,6 15,1 40,3 0,29 6

4. Местным органам власти 43,3 25,9 30,8 0,17 13

5. Администрации своего предприятия 42,4 16,8 40,8 0,25 9

6. Официальным профсоюзам 31,4 22,6 46,0 0,08 16

7. Независимым профсоюзам 20,7 23,6 55,7 -0,03 18

8. Конституционному суду 44,0 13,6 42,4 0,31 5

9. Государственным СМИ 36,4 27,2 36,4 0,09 15

10. Негосударственным СМИ 22,5 30,4 47,1 -0,08 19

11. Органам госбезопасности 45,6 16,9 37,5 0,28 7

12. Милиции 46,9 26,7 26,4 0,20 11

13. Судебным органам 45,8 20,2 34,0 0,26 8

14. Налоговым органам 38,1 19,4 42,5 0,19 12

15. Политическим партиям, движениям 12,5 32,5 55,0 -0,20 21

16. Оппозиции 8,8 43,1 48,1 -0,34 22

17. Представительствам зарубежных организаций, фондов в РБ 14,0 25,6 60,4 -0,12 20

18. Банкам 37,9 25,5 36,6 0,12 14

19. Предпринимателям, частному бизнесу 30,6 25,9 43,5 0,05 17

20. Системе здравоохранения 48,5 24,4 27,1 0,24 10

21. Системе образования 55,2 13,2 31,6 0,42 3

22. Белорусской науке 50,9 8,4 40,7 0,43 2

они могут повысить индекс доверия за счёт тех, кто сегодня пока не удовлетворён их работой. Что касается зарубежных представительств в РБ и политических партий, то в отношении к ним, по-видимому, сохраняются некоторые прежние стереотипы.

В настоящее время многие из этих структур существенно изменились и заслуживают большего доверия.

Для сравнения приведём результаты опроса российских социологов в СЗФО РФ (табл. 22).

Оговоримся, что эти данные нельзя считать репрезентативными для всей страны, по крайней мере относительно тех институтов, которые действуют на местах. В аналитическом смысле отметим, во-первых, заметный отрыв первых трёх мест — Президента РФ, Правительства РФ и Церкви — от четвертого и последующих. В Беларуси такая ситуация наблюдалась в 1990-е гг., но сейчас структура институтов, включая первые 10 мест, является более сбалансиро-

ванной, о чём и свидетельствуют индексы доверия. Во-вторых, большое число отрицательных индексов доверия, в том числе местным органам самоуправления, милиции, профсоюзам, руководству предприятий и другим. Возможно, это связано с разнородностью территориальной выборки, представляющей ряд крупных регионов, в том числе и Санкт-Петербург

Доверие Президенту РБ выше среднего по выборке в Брестской, Минской, Гродненской и Витебской областях; на уровне средней — в Гомельской и Могилёвской; несколько ниже среднего — в г. Минске.

Таким образом, проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Кризис затронул, — не мог не затронуть в силу его глобального характера и масштабов, — большинство населения Беларуси и России. Для Беларуси наиболее чувствительными, по оценкам респондентов, оказались такие проявления кризиса, как инфляция — 76,4% пострадали

Таблица 22. Индексы доверия в СЗФО РФ

№ п/п Институты власти и общественные структуры Доверяете ли Вы?

Да Нет Затр. ответить Индекс Рейтинг

1. Президенту РФ 62,3 13,4 24,1 0,49 1

2. Правительству РФ 56,0 17,3 26,7 0,39 2

3. Совету Федерации 32,4 22,0 45,6 0,10 6

4. Государственной Думе 29,4 29,0 41,6 0,04 8

5. Органам местного самоуправления 24,5 37,4 38,1 -0,13 13

6. Милиции 27,1 42,2 30,7 -0,15 14

7. Федеральной службе безопасности 35,4 22,5 42,1 0,13 4

8. Суду 33,1 30,8 36,1 0,03 10

9. Прокуратуре 33,1 28,1 38,8 0,05 7

10. Профсоюзам 25,3 30,6 44,1 -0,05 11

11. Политическим партиям 14,9 42,6 42,5 -0,30 17

12. СМИ 28,1 38,6 33,3 -0,10 12

13. Директорам, руководителям предприятий 21,2 37,9 40,9 -0,16 15

14. Банковским кругам, предпринимателям 18,2 39,0 42,8 -0,19 16

15. Церкви 49,6 13,5 36,9 0,36 3

16. Армии 37,8 27,5 34,7 0,11 5

17. Руководству региона 30,4 30,1 39,5 0,03 9

от роста цен; снижение реальной заработной платы — 33,3%, девальвация белорусского рубля — 30,6%. По другим жизненно важным позициям воздействие кризиса признано меньшим или даже незначительным: задержки зарплаты и социальных выплат — 16,2%, увольнение — 9,1%, закрытие предприятий — 4,2%.

2. На примере девальвации можно оценить психологический эффект грамотной работы с населением руководства страны и Нацбанка. По требованию МВФ курс белорусского рубля был снижен на 20% по отношению к корзине валют — доллару, евро, российскому рублю. В целях предотвращения паники и массового оттока сбережений были вывешены во всех банках страны заявления президента о гарантиях вкладов и обращение Нацбанка с разъяснением ситуации. Поэтому девальвация не подорвала доверия к банковской системе и рост рублёвых депозитов вскоре продолжился. Для сравнения: в начале 1990-х гг аналогичная операция (т.н. реформа Павлова) проводилась тайно и вызвала волну протестных действий. В Минске и других городах РБ в забастовках и митингах при-

няли участие десятки тысяч человек. Именно поэтому М.С. Горбачев тогда заявил: «Вот уж от белорусов я такого не ожидал».

3. Несмотря на компактность республики, единство природных условий, наличие общей вертикали власти, выяснились заметные региональные различия в оценках последствий кризиса. В основном они связаны с двумя моментами: а) с тем, что приграничные области (Брестская и Гродненская) раньше других почувствовали движение кризиса с Запада на Восток и лучше подготовились к нему; б) Минск в силу концентрации в нём крупных промышленных предприятий и инфраструктурных объектов оказался более уязвимым.

4. Сравнительный анализ белорусских и российских массивов данных показал, что в июле 2009 г. население СЗФО РФ оказалось по ряду показателей сильнее затронуто кризисом, чем белорусы. Особенно чувствительными стали увольнения и закрытие предприятий, что вело к росту безработицы. Но, с другой стороны, к концу 2009 г. Беларусь вошла в опасную зону затоваривания и снижения экспорта своей продукции. Постепенный уход из этой

зоны в 2010 г. — главный показатель реального преодоления кризисных последствий. Россию в силу специфики её экспорта данная проблема затронула меньше.

5. В целом антикризисные программы и Беларуси, и России, при их существенных методологических отличиях, оказались достаточно действенными, способными компенсировать потери и предотвратить сползание в депрессию. Об этом свидетельствуют, во-первых, достаточно высокие индексы доверия руководству обеих стран; во-вторых, низкий уровень готовности к протестным действиям (в Беларуси — 4,6%, в России — 6,1%). В свою очередь, и население не уповает больше на

государственный патернализм, ищет самостоятельно выход: дополнительную работу (в РБ — 53,4%, в РФ — 47,9%); сокращение расходов и более экономное ведение домашнего хозяйства (соответственно 28,4 и 59,4%).

6. Важнейший урок кризиса состоит в том, что он обнаружил «узкие места» в экономике и социальной сфере, «расшивка» которых требует модернизации производства товаров и услуг, инфраструктуры и отраслей социальной сферы. Для того чтобы выявить, каков человеческий и организационный потенциал посткризисного развития РБ и РФ, целесообразно проведение нового совместного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.