Научная статья на тему 'Население Беларуси о государственном суверенитете (2006–2011 гг. )'

Население Беларуси о государственном суверенитете (2006–2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СОЮЗ ГОСУДАРСТВ / ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хамутовская С. В.

Выявляется общественное мнение населения Республики Беларусь о государственном суверенитете, рассматриваемом в качестве социально-субъектного феномена, сущность которого раскрывается посредством определенной совокупности показателей (социальные ожидания, потребности, интересы, ориентации людей и др.). Выделяются возможные перспективы трансформации государственного суверенитета Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULATION OF BELARUS ABOUT THE STATE SOVEREIGNTY (2006–2011 YEARS)

In article the public opinion of the population of the Republic of Belarus about the state sovereignty which is considered as the social and subject phenomenon which essence reveals by means of a certain set of indicators (social expectations, requirements, interests, orientations of people, etc.) are revealed. Possible prospects of transformation of the state sovereignty of Belarus are allocated.

Текст научной работы на тему «Население Беларуси о государственном суверенитете (2006–2011 гг. )»

С. В. ХАМУТОВСКАЯ,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

НАСЕЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ (2006-2011 гг.)

Выявляется общественное мнение населения Республики Беларусь о государственном суверенитете, рассматриваемом в качестве социально-субъектного феномена, сущность которого раскрывается посредством определенной совокупности показателей (социальные ожидания, потребности, интересы, ориентации людей и др.). Выделяются возможные перспективы трансформации государственного суверенитета Беларуси.

Ключевые слова: государственный суверенитет, общественное мнение, независимость, союз государств, отношения с Россией и Европейским союзом.

В истории нашей страны конец XX - начало XXI века отличались активным становлением белорусской государственности, включающим в себя обретение основных признаков государственного суверенитета, в той или иной степени нашедшим отражение в Декларации о государственном суверенитете и Конституции Республики Беларусь, к которым в первую очередь можно отнести верховенство государственной власти на территории страны и независимость последней во внутренних делах, внешних и международных взаимодействиях.

Став легитимным и полноправным субъектом на международной арене, Беларусь провозгласила среди ведущих принципов и ориентиров своей внешней политики многовекторность и добрососедство, но при сохранении приоритета национальных интересов. Главными направлениями внешнеполитической деятельности государства стали: западное (страны Западной и Восточной Европы), восточное (страны Ближнего Востока), азиатское (страны Азии) и иные. В течение последних нескольких десятилетий наибольшее внимание уделялось установлению взаимосвязей с Российской Федерацией и Европейским союзом. Вследствие чего представляется актуальным анализ того, насколько данные ориентиры соответствуют интересам, социальным и политическим ожиданиям народа современной Беларуси как единственного источника власти и носителя суверенитета, чьи предпочтения должны быть определяющими при формировании политической воли руководства Беларуси, принятии и реализации конкретных решений на государственном и международном уровнях. Ведь именно «суверенитет народа составляет содержание, политикоюридический аспект суверенитета государства, представляет собой его юриди-

ческую форму. Суверенитет народа объективируется в суверенитете государства» [1, с. 81]. Политический же смысл суверенитета может рассматриваться «как способность субъектов, действующих через государство или в его рамках, обеспечить обществу самостоятельное и независимое развитие» [2, с. 3].

В качестве основной характеристики суверенитета как социального явления следует отметить то, что он не может иметь место вне конкретного социума, так как является «предметом чувственной и интеллектуальной оценки людей и их проблемно-практической деятельности» [3, с. 72]. Поэтому трактовки суверенитета как внесоциального явления, часто встречающиеся в правовой и политической науках, требуют дополнения в виде социологической концепции суверенитета, где последний рассматривается как социально-субъектный феномен, сущность которого раскрывается посредством целой совокупности показателей, таких, как, например, социальные ожидания, потребности, интересы, ориентации, нормы тех или иных социальных групп и общностей и т. п. Согласно данной концепции «суверенитет начинает «работать», когда идея независимости, полноправия находит отклик в настроении людей» [3, с. 80], отражение в индивидуальном, групповом, общественном сознании, а затем опредмечивается в соответствующих социальных действиях. Цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе социологических исследований, осуществленных Институтом социологии Национальной академии наук (НАН) Беларуси в режиме мониторингов в 2006-2011 гг., выявить динамику общественного мнения населения Беларуси относительно вопросов, касающихся суверенитета и его трансформаций.

В ходе республиканского мониторинга, проведенного вышеупомянутым институтом в ноябре 2006 г. (репрезентативная выборка составила 1600 человек), опрашиваемым задавался вопрос, посредством анализа ответов на который возможно, хотя и в рамках определенного ракурса, определить отношение населения нашей страны к необходимости быть независимой (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?», 2006 год, %

Вариант ответа Итого

Нет ответа Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 1,95 45,58 46,42 4,39

Было выявлено, что среди сторонников независимого суверенного развития Беларуси оказались преимущественно люди в возрасте до 30 лет (52,0 %), живущие в Минской (54,6 %) области и городе Минске (49,1 %), с начальным

(50,7 %) и незаконченным высшим (50,5 %) образованием, предприниматели, фермеры, самозанятые (индивидуальная трудовая деятельность) - 57,5 %, руководители среднего звена (начальник цеха, отдела и т. д.) - 54,0 %, учащиеся, студенты (52,8 %), без существенных отличий по половому признаку.

Среди тех, кто готов трансформировать часть государственного суверенитета Беларуси в пользу союзных образований, были в основном граждане среднего возраста от 30 до 49 лет (50,4 %), населяющие Гродненскую (53,0 %), Гомельскую (50,7 %) и Брестскую (50,2 %) области, со средним неполным (48,3 %) и средним специальным (48,1 %) образованием, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (63,7 %), руководители высшего звена (директор, председатель и т. д.) - 60,9 %, работающие пенсионеры (50,5 %), без серьезных различий по полу.

Крайне малое количество белорусов желало видеть нашу страну частью другого государства, а именно России: люди в возрасте от 30 до 49 лет и старше 50 лет - 5,4 и 4,4 % соответственно, проживающие в Витебской области (7,0 %) и городе Минске (6,6 %), с незаконченным высшим (6,5 %) и высшим (5,3 %) образованием, руководители низшего звена (мастер, бригадир и т. д.) -

7,2 %, рабочие (промышленности, транспорта, строительства и др.) - 6,3 %, мужчины (5,9 %).

По итогам республиканского мониторинга общественного мнения граждан Беларуси 2007 г. (репрезентативная выборка составила 2065 человек), большинство населения - 47,6 %, отвечая на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?» - сказали, что нашей стране нужно быть независимым государством и взаимодействовать с Россией на основе международных договоров. Главным образом, такая точка зрения была присуща людям в возрасте до 30 лет (52,2 %) и от 30 до 49 лет (50,4 %), проживающим в Гродненской (58,9 %) и Минской (56,1 %) областях, городе Минске (53,5 %), с высшим образованием (54,6 %), по социальному статусу учащимся, студентам (59,6 %), руководителям среднего звена (53,9 %), служащим и специалистам производственной сферы (53,8 %), без существенных отличий по половому признаку.

Немногим меньшее количество людей - 43,5 % - считали, что Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления: преимущественно граждане в возрасте 50 лет и старше (48,9 %), жители Витебской (49,8 %) и Могилевской (48,8 %) областей, с незаконченным высшим образованием (55,2 %), военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (63,8 %), работающие пенсионеры (63,8 %), без существенных отличий по половому признаку.

Всего лишь 5,2 % опрошенных были согласны с тем, чтобы наше государство вошло в состав Российской Федерации в качестве субъекта федерации, а именно граждане среднего возраста от 30 до 50 лет и старше (5,7 %), проживающие в Гомельской области (9,2 %), с начальным образованием (7,4 %),

безработные (12,9 %), а также предприниматели, фермеры и самозанятые (9,0 %), примерно в равном количестве мужчины и женщины.

В 2008 г. по результатам республиканского мониторинга общественного мнения (репрезентативная выборка составила 2086 человек) ответы на этот же вопрос в целом распределились следующим образом (табл. 2):

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?», 2008 год, %

Вариант ответа Итого

Нет ответа 0,9

Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения

с Россией на основе международных договоров 42,0

Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления 48,6

Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 6,4

Из таблицы видно, что социальные и политические предпочтения в 2008 г. изменились, но незначительно: без серьезных различий в социально-демографических характеристиках, за исключением области проживания и образования, по сравнению с 2007 г. на 5,6 % уменьшилось число сторонников отношений России и Беларуси на основе международного права и независимости (в число последних в 2008 г. вошли, помимо жителей г. Минска (46,2 %), Минской (52,1 %) и Гродненской (49,5 %) областей, граждане, населяющие Могилевскую область (49,6 %) со средним общим, средним специальным, незаконченным высшим и высшим образованием). На 5,1 % возросло количество сторонников союза этих государств, среди которых были в основном люди, живущие в Гомельской (58,8 %) и Брестской (55,4 %) областях с образованием ниже среднего. На 1,2 % стало больше желающих видеть Беларусь частью России (население Витебской области - 13,2 %).

Мониторинг общественного мнения 2009 г. (репрезентативная республиканская выборка составила 2110 человек) продемонстрировал также определенные колебания в предпочтениях наших граждан (табл. 3):

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?», 2009 год, %

Вариант ответа Итого

Нет ответа 3,6

Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров 50,8

Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления 39,7

Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 4,6

В частности, несколько возросло число приверженцев независимости Беларуси наряду с уменьшением поддерживающих развитие союзных отношений с Россией либо вхождение Беларуси в ее состав. Группу сторонников первой позиции составили, главным образом, люди в возрасте до 30 лет (53,5 %) и от 30 до 49 лет (51,4 %), проживающих в городе Минске (62,3 %) и Минской области (58,0 %), с высшим образованием (58,1 %), руководители высшего (директор, председатель, руководитель сельхозпредприятия) - 65,8 % и среднего (начальник цеха, отдела и т. п.) - 63,3 % - звена, горожане (51,5 %), без существенных отличий по половому признаку. Вторая позиция оказалась скорее близка людям в возрасте 50 лет и старше (41,8 %), населяющим Брестскую область (51,0 %), со средним неполным (41,4 %), средним специальным (40,3 %) и средним общим (40,2 %) образованием, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (48,6 %), предпринимателям, фермерам и занятым индивидуальной трудовой деятельностью (44,0 %), неработающим (42,8 %) и работающим (42,9 %) пенсионерам, жителям села (41,7 %), примерно в равном количестве мужчинам и женщинам. В число тех, кто считал, что Беларуси нужно стать частью Российской Федерации, вошли: граждане различных возрастов в количестве до 5,0 %, проживающие преимущественно в Гомельской (8,9 %) и Витебской (8,6 %) областях, с незаконченным высшим (12,6 %), средним общим (5,8 %) образованием, руководители высшего звена (12,2 %), предприниматели, фермеры и самозанятые (9,8 %), безработные (9,1 %), горожане (5,3 %), без значимых отличий по половому признаку. При этом 30,4 % граждан Беларуси затруднялись с определением того, изменились ли отношения данных государств в течение 2009 г.; 26,1 % считали, что никаких изменений не произошло; 15,6 % были убеждены, что отношения немного улучшились, 13,2 % - несколько ухудшились, 4,8 % - существенно улучшились,

2,3 % - существенно ухудшились. В рамках мониторинга общественного мнения, проведенного в ноябре 2009 г., опрошенные также выразили свое мнение относительно возможных интеграционных устремлений Беларуси в сторону Западной Европы, которые, в свою очередь, определенным образом могут отражаться на качественных характеристиках государственного суверенитета (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если бы сейчас в Беларуси проводился референдум по вопросу вступления Беларуси в Европейский союз, как бы Вы проголосовали?», 2009 год, %

Вариант ответа Итого

Нет ответа 49,1

За вступление в Европейский союз 18,1

Против вступления в Европейский союз 7,4

Не стал бы голосовать 5,0

Затрудняюсь ответить 20,3

Из сведений, приведенных в таблице, следует, что более половины населения страны - 49,1 % и 20,3 % - не занимали какой-то конкретной позиции по данному вопросу (соответственно, не смогли либо затруднились ответить). Из оставшихся опрошенных больше (18,1 %) наблюдалось тех, кто был бы против вступления Беларуси в Европейский союз в 2009 г. При этом 50,8 % населения заявили о том, что они вообще не знают, происходили ли какие-то изменения в отношениях Беларуси и Европы в течение 2009 г., что свидетельствует о невысоком уровне политической информированности и осведомленности граждан по вопросам внешней и международной политики государства. Из оставшихся 31,3 % опрошенных, уверенных в том, что таковые изменения все же имели место быть, большинство расценивало последние как положительные. Как отметил в 2009 г. белорусский социолог И. В. Котляров, «жизнь показала, что с каждым опросом увеличивается число жителей Беларуси, которые считают, что только при помощи собственных сил можно решить сложные экономические и социальные проблемы, имеющиеся в белорусском обществе. Надо надеяться только на себя, на свои силы, свои руки и головы, а не ждать помощи с Востока или Запада» [4, с. 82].

В ноябре 2010 г., по итогам республиканского мониторинга общественного мнения (репрезентативная выборка составила 2094 человека), распределение ответов граждан Беларуси на вопрос относительно путей взаимодействия нашей страны с Россией выглядело следующим образом (табл. 5):

Таблица 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?», 2010 год, %

Варианты ответа Итого

Нет ответа 3,1

Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров 53,3

Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления 39,0

Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 2,5

В целом, на уровне республики значимых изменений в ответах на данный вопрос различных социально-демографических групп населения, по сравнению с 2007-2009 гг., не произошло. Не наблюдалось их и в 2011 г. (согласно данным республиканского мониторинга общественного мнения, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в апреле 2011 г., в ходе которого было опрошено более 2200 человек, табл. 6).

Точки зрения же относительно западного вектора внешних взаимодействий и возможностей Беларуси в 2010 г. приобрели несколько иной вид, а именно 32,6 % граждан сказали, что, если бы в апреле этого года проводились выборы по поводу вступления нашей страны в Европейский союз, то они

бы проголосовали «за», что на 14,5 % больше, чем в 2009 г. Одновременно на

3,3 % увеличилось число тех, кто проголосовал бы «против» (10,7 %) и на 5,6 % тех, кто бы не стал голосовать вообще (10,6 %). По-прежнему множество людей - 45,1 % - затруднялись с ответом.

Таблица 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между Беларусью и Россией?», 2011 год, %

Вариант ответа Итого

Нет ответа Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 1,5 54,9 39,4 2,2

В 2011 г. существенного изменения данных позиций не произошло. При этом более 60 % населения Беларуси придерживались точки зрения, согласно которой внешняя политика нашей республики должна развиваться, во-первых, за счет укрепления отношений со странами Содружества Независимых Государств, особенно союза с Российской Федерацией, а во-вторых, за счет улучшения отношений с государствами-членами Европейского союза.

В целом, исходя из проведенного социологического анализа, можно отметить, что в рассматриваемый период времени сторонниками сохранения и развития суверенитета и независимости Беларуси, в том числе во взаимоотношениях с Россией, выступали преимущественно:

молодые люди в возрасте до 30 лет и от 30 до 49 лет; с незаконченным высшим и высшим образованием; проживающие в Гродненской, Минской областях и городе Минске; руководители среднего звена, служащие, специалисты производственной сферы (инженеры, технологи и т. д.); горожане;

Приветствовали создание союзных образований с наднациональными органами управления, которые предполагают определенное ограничение государственного суверенитета, в основном:

представители старшего поколения (от 50 лет), что, возможно, в некоторой степени связано с наличием ностальгии по советскому прошлому; со средним неполным и средним специальным образованием; живущие в Брестской, Могилевской и Гомельской областях; военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, пенсионеры; сельчане;

Видели Беларусь частью России на правах субъекта федерации прежде всего: граждане различных возрастов; со средним общим образованием;

проживающие в регионах, непосредственно граничащих с Россией, в частности в Витебской области;

безработные, предприниматели, фермеры и самозанятые;

почти в равной степени горожане и сельчане.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе исследования государственного суверенитета Республики Беларусь в качестве социально-субъектного феномена необходимо учитывать как его правовые и политические аспекты, так и специфику социума, в котором он существует, где в определенном порядке и конфигурациях представлены отдельные граждане, социальные группы и общности «с их совпадающими и не совпадающими идеалами, интересами, ожиданиями, условиями и возможностями их солидарного и конфликтного взаимодействия и развития» [3, с. 6], что становится реальным посредством интеграции научных знаний, в том числе и путем обращения к социологии суверенитета, предметом которой является «изучение влияния системы хозяйственных, социально-политических и психологических факторов, объективных и субъективных ресурсов социальных общностей на расширение или самоограничение своих суверенных прав, на выбор моделей взаимоотношений с другими государствами» [3, с. 90].

Литература

1. Шабайлов, В. И. Суверенитет и гарантии его реализации / В. И. Шабайлов // Суверенитет и многовекторность внешней политики Республики Беларусь в современных условиях: материалы Респ. науч.-практ. конф., Минск, 26 июля 2000 г. / ИСПИ; редкол.: Е. В. Матусевич [и др.]. - Минск, 2000. - С. 79-90.

2. Котляров, И. В. Суверенитет Беларуси: достижения и проблемы на весах социологии / И. В. Котляров / АН Беларуси, Науч.-исслед. Центр «Парадигма». - Минск, 1993. - 30 с.

3. Джунусов, М. С. Суверенитет как социальный феномен / М. С. Джунусов / Рос. акад. наук, Ин-т социологии. - М.: ИС РАН, 1994. - 109 с.

4. Котляров, И. В. Динамика социально-политической ситуации в Беларуси : опыт социологического мониторинга / И. В. Котляров // Проблемы управления. - 2009. - № 2(31). -С. 79-82.

s. v. khamutouskaya

THE POPULATION OF BELARUS ABOUT THE STATE SOVEREIGNTY (2006-2011 YEARS)

Summary

In article the public opinion of the population of the Republic of Belarus about the state sovereignty which is considered as the social and subject phenomenon which essence reveals by means of a certain set of indicators (social expectations, requirements, interests, orientations of people, etc.) are revealed. Possible prospects of transformation of the state sovereignty of Belarus are allocated.

Key words: state sovereignty, public opinion, independence, union of states, relationships with Russia and European Union.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.