Научная статья на тему 'Проблема пьянства и алкоголизма в социологическом измерении'

Проблема пьянства и алкоголизма в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4756
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пьянство / алкоголизм / распространенность и причины употребления спиртных напитков / антиалкогольная политика

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.А. Барановский, С.И. Осипчик, Е.В. Пилипенко

Представлен анализ особенностей распространенности, закономерностей генезиса и детерминации, а также масштабов негативных социальных последствий пьянства и алкоголизма в современном белорусском обществе. Выявлены модели потребления спиртных напитков среди различных социально-демографических групп, а также мотивы и причины употребления алкоголя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема пьянства и алкоголизма в социологическом измерении»

УДК 316.624

Н. А. БАРАНОВСКИИ,

доктор социологических наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

С. И. ОСИПЧИК,

кандидат медицинских наук, Республиканский научно-практический центр психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Беларусь, г. Минск

Е. В. ПИЛИПЕНКО,

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Представлен анализ особенностей распространенности, закономерностей генезиса и детерминации, а также масштабов негативных социальных последствий пьянства и алкоголизма в современном белорусском обществе. Выявлены модели потребления спиртных напитков среди различных социально-демографических групп, а также мотивы и причины употребления алкоголя.

Ключевые слова: пьянство, алкоголизм, распространенность и причины употребления спиртных напитков, антиалкогольная политика.

Белорусское общество на современном историческом этапе развития находится в состоянии системной трансформации и является обществом переходного типа, в котором эволюционным путем формируется новая система экономических, политических, социальных и культурных отношений и жизнедеятельности социальных субъектов. Процесс социальной трансформации страны развивается медленно, неравномерно и противоречиво, порождая как позитивные изменения, так и негативные социальные последствия. Одним из таких негативных социальных последствий является сохраняющийся высокий уровень потребления спиртных напитков, пьянства, алкоголизма и других социальных девиаций, которые препятствуют устойчивому развитию современного белорусского общества. В связи с этим большую актуальность и социальную значимость имеет научный социологический анализ особенностей распространенности, закономерностей генезиса и детерминации, а также масштабов негативных социальных последствий пьянства и алкоголизма в современном белорусском обществе. Данная социологическая информация послужит основой для разработки теоретико-концептуальных основ эффективной антиалкогольной политики и комплекса социально-практических мер по предупреждению и противодействию пьянству и алкоголизму.

Анализ статистических данных о производстве и потреблении алкогольных напитков в Беларуси за период с 2000 по 2014 г. показывает наличие негативной тенденции значительного роста и сохраняющейся чрезвычайно неблагоприятной современной алкогольной ситуации. За эти годы производство алкогольных напитков в стране увеличилось почти в два раза (с 10,8 млн дал до 19,4 млн дал), а продажа алкоголя населению возросла в 1,2 раза (в абсолютном алкоголе с 8,8 млн дал до 10,5 млн дал). Для сравнения отметим, что в 1990 г. в стране производилось только 5,6 млн дал всех алкогольных напитков, то есть в 3,5 раза меньше, чем в 2013 г. Статистически фиксируемый уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения в 1980 г. составлял 8,5 литра, в 1990 г. - 5,7, в 1995 г. - 6,7, в 2000 г. - 8,8, в 2006 г. - 10,9, в 2007 г. - 12,2, в 2008 г. - 12,5, в 2009 г. - 12,0, в 2010 г. - 12,2, в 2011 г. - 13,3, в 2012 г. - 12,6, в 2013 г. - 11,14, в 2014 г. - 10,47 литра. Таким образом, хотя в 2014 г. по сравнению с 2011-2012 гг. уровень потребления алкоголя снизился на 2,9-2,2 литра, однако продолжает оставаться высоким - 10,5 литра, что почти в два раза превышает показатель 1990 г. Вместе с тем по расчетам белорусских экспертов реальный уровень потребления алкогольных напитков в стране, который учитывает также объем нелегального алкоголя, составляет 16-17 литров абсолютного алкоголя на душу населения. Таким образом, показатель реального уровня потребления алкоголя в стране в два раза превышает европейский 8-литровый уровень, который Всемирной организацией здравоохранения определен как критический для демографического, экономического и культурного развития страны. По оценкам ВОЗ, Беларусь занимает десятое место в мире по уровню потребления алкоголя на душу населения. Негативной особенностью является преобладание в структуре потребления алкоголя крепленых вин, водки и других крепких спиртных напитков (так называемой «водочной» модели потребления алкоголя), которые, по мнению экспертов-медиков, являются наиболее вредными для физического и социально-нравственного здоровья населения (удельный вес потребления крепких алкогольных напитков более чем в два раза превышает 15%-ный оптимальный стандарт, установленный экспертами ВОЗ). Следствием высокого уровня алкоголизации населения является большая распространенность заболеваний алкоголизмом (по статистическим данным за 2013 г. - 174 076 человек, из них на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя состоит 86 702 человека, в том числе 39 011 женщин и 15 705 несовершеннолетних). В 2013 г. от причин, связанных с алкоголем, умер 1091 человек. Пьянство и алкоголизм тесно взаимосвязаны с преступностью и другими правонарушениями. По данным уголовной и административной статистики, в 2013 г. в состоянии алкогольного опьянения было совершено 19 869 преступлений, то есть каждое пятое зарегистрированное преступление, в том числе более 80 % умышленных убийств, а также 24 019 административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений (73,4 % от общего количества всех семейно-бытовых правонарушений). За распитие алкогольных напитков в об-

щественных местах в 2013 г. привлечено к ответственности 114 815 человек (из них на рабочем месте 9398 человек). По расчетам белорусских экспертов, уровень финансовых затрат, связанных с пьянством и алкоголизмом, составляет 5,6 % от ВВП, а доход, полученный за счет реализации алкогольной продукции, - только 2,8 % от ВВП. Такая статистика убедительно свидетельствует об экономической и социальной нецелесообразности большого производства и реализации алкогольных напитков для белорусского общества. В связи с этим можно полагать, что страна в настоящее время реально приблизилась к критическому порогу, за которым неизбежны порождаемые пьянством и алкоголизмом кризисные демографические, социально-экономические и культурные негативные последствия.

Общую панораму алкогольной ситуации в стране дают не только данные социальной, медицинской и правовой статистики, но и результаты социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси и Республиканским научно-практическим центром психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Беларусь. По данным социологических опросов, потребление алкогольных напитков в стране имеет устойчивый и массовый характер. Оно распространено среди всех социально-демографических групп населения и во всех регионах страны. Результаты социологического опроса, проведенного в декабре 2013 г. Республиканским научно-практическим центром психического здоровья, показывают, что абсолютное большинство взрослого населения употребляют алкоголь - 89,4 %, и только 10,6 % данной категории не употребляют алкогольные напитки. В наибольшей степени употребление алкоголя распространено среди мужчин (94,5 %, среди женщин - 86,0 %), а также среди 25-59-летних (91,3-95,6 %), среди безработных (100 %), рабочих (94,8 %), ИТР (94,2 %), предпринимателей (92,6 %), работников сферы обслуживания и торговли (91,0 %), работников творческой профессии (88,9 %), пенсионеров (88,5 %), работников сельского хозяйства (87,2 %) и госслужащих (86,7 %). Несколько выделяются по распространенности потребления алкоголя лица с неполным средним и начальным образованием (92,8 %), а также средним и специальным образованием (89,9 %). Среди городских и сельских жителей употребление алкоголя распространено примерно в равной степени (соответственно 88,8 и 92,3 %). В региональном плане наиболее высокий уровень потребления алкоголя имеет место в Гомельской (96,0 %), Брестской (92,9 %) и Витебской областях (92,3 %, для сравнения: в г. Минске - 83,7 %, Гродненской области - 85,4 %, Могилевской области - 87,8 %, Минской области - 88,4 %).

По результатам опроса совсем не употребляют алкоголь и ведут трезвый образ жизни в наибольшей степени следующие социально-демографические группы населения: женщины - 14,0 %, мужчины - в два раза реже - 6,5 %, молодежь от 18 до 24 лет - 19,0 %, 50-54 летние - 15,0 % и 60 лет и старше - 11,1 %, а также лица с высшим и средним специальным образование (соответственно 14,2 и 10,1 %), студенты, учащиеся, домохозяйки и работники

правоохранительных органов (соответственно 28,7, 27,5 и 25,0 %), городские жители - 11,2 % и лица, проживающие в г. Минске - 16,3 % и Гродненской области - 14,6 %.

На характер и динамику процесса алкоголизации, а также негативные социальные и личностные последствия потребления алкоголя населением значительное влияние оказывают вид и качество употребляемых алкогольных напитков. По данным социологического опроса, структура потребления алкоголя среди взрослого населения в зависимости от вида и качества алкогольных напитков является достаточно однородной: слабоалкогольные напитки (пиво, джин-тоник и т. п.) - 49,5 %; напитки средней крепости (сухое вино, шампанское и т. п.) - 47,9 %; крепкие алкогольные напитки (коньяк, водка, самогон и т. п.) - 59,2 % (суммарное количество превышает 100 %, так как респонденты могли отмечать сразу несколько вариантов ответа).

В процессе исследования выявлено, что крепкие спиртные напитки, то есть так называемая «водочная» модель потребления алкоголя (при среднем показателе 59,2 %), в наибольшей степени предпочитают употреблять следующие социально-демографические группы населения: мужчины - 75,7 % (женщины - 39,1 %), лица возрастной группы 55-59 лет - 71,2 %, 40-49 лет -63,0 % и 30-39 лет - 62,6 %, лица с неполным средним и начальным образованием - 71,3 %, работники сельского хозяйства - 86,4 %, безработные -71,0 %, предприниматели - 66,1 %, рабочие - 65,2 %, сельские жители - 73,3 % и средних городов - 57,6 %, а также жители Брестской (74,1 %), Гродненской (64,6 %), Минской (60,3 %) и Могилевской (60,4 %) областей.

Алкогольным напиткам средней крепости (вино, шампанское и т. п.), то есть так называемой «винной» модели потребления алкоголя (при среднем показателе 47,9 %), отдают предпочтение следующие социально-демографические группы населения: женщины - 63,8 % (мужчины в два раза меньше -34,7 %), лица возрастной группы 60 лет и старше - 51,0 %, 30-39 лет - 49,5 %, 40-49 лет - 47,6 %, 25-29 лет - 47,2 %; лица с неполным средним и начальным образованием - 62,4 %, работники сферы обслуживания и торговли - 61,0 %, работники творческих профессий - 57,0 % и пенсионеры - 53,3 %, сельские жители - 56,3 % и областных центров - 53,9 %, а также жители Витебской (63,1 %), Могилевской (59,5 %) и Гомельской (57,6 %) областей.

Результаты исследования свидетельствуют, что среди взрослого населения страны имеет место смешанная «водочно-винно-пивная» модель потребления алкоголя. Если исходить из той «идеальной для здоровья нации» структуры потребления алкогольных напитков, которая рассчитана экспертами ВОЗ (50 % - пиво, 35 % - вино и 15 % - крепкие напитки), то следует заключить, что общую алкогольную ситуацию в стране нельзя признать оптимальной. В структуре потребления алкогольных напитков чрезмерно высоким является уровень потребления крепких спиртных напитков, что свидетельствует о необходимости принятия мер по ее изменению в плане сокращения потребления водки и других крепких спиртных напитков и увеличения удельного веса потребления пива и сухого вина.

Важным показателем уровня распространенности и культуры потребления алкоголя среди взрослого населения является временная регулярность употребления алкогольных напитков. Результаты опроса показывают, что алкогольные напитки употребляются преимущественно эпизодически (от случая к случаю) - один раз в месяц или реже (45,8 %) или регулярно - достаточно часто - два-четыре раза в месяц (31,5 %). Систематическое употребление алкогольных напитков (два-три раза в неделю или еще чаще) зафиксировано среди 12,2 % (из них среди 9,9 % - 2-3 раза в неделю, а среди 2,3 % - 4 и более раз в неделю, то есть практически ежедневно). Таким образом, среди взрослого населения в целом преобладает эпизодическое употребление алкогольных напитков различной крепости (45,8 %), однако достаточно тревожно представлено регулярное (31,4 %) и систематическое употребление алкоголя (12,2 %, а среди 2,3 % - практически ежедневно).

Эпизодическое употребление алкоголя (один раз в месяц или реже) выше среднего уровня (45,8 %) в наибольшей степени распространено: среди женщин - 53,3 % (среди мужчин почти в два раза реже - 36,7 %), лиц в возрасте 60 лет и более - 53,9 % (для сравнения: среди 55-59-летних - 37,0 %, 30-39-летних - 40,4 %, 18-24-летних - 44,0 %), среди лиц с высшим и средним специальным образованием - соответственно 49,4 и 46,3 %, среди лиц с неполным средним и начальным образованием - 35,5 %, среди работников творческих профессий - 58,5 % и пенсионеров - 54,1 % (для сравнения: среди работников сельского хозяйства - 26,7 %, безработных - 30,6 %, рабочих - 37,5 %), среди жителей малых городов и областных центров - 52,0 и 50,6 % (для сравнения: среди жителей г. Минска - 37,8 %, сельских жителей - 43,6 %), а также среди жителей Гомельской, Гродненской и Витебской областей (58,0, 56,1 и 54,4 %).

Регулярное употребление алкоголя (два-четыре раза в месяц) выше среднего уровня (31,5 %) в наибольшей степени распространено: среди мужчин -

38.6 % (среди женщин - 25,4 %), лиц в возрасте 55-59 лет - 44,6 %, 30-39 лет -

38.7 %, 40-49 лет - 34,4 % (для сравнения среди 60-летних и старше - 23,6 %, 18-24-летних - 26,4 %), среди лиц с неполным средним и начальным образованием - 34,9 % (для сравнения: с высшим образованием - 30,3 %, средним специальным образованием - 31,3 %), среди рабочих - 40,1 %, ИТР - 39,7 %, работников сельского хозяйства - 39,5 %, работников сферы обслуживания и торговли - 36,5 %, среди жителей областных центров и села (36,7 и 34,5 %; для сравнения: среди жителей малых городов - 27,1 %, г. Минска - 29,3 %), а также среди жителей Минской, Брестской и Витебской областей (39,7, 39,3 и 32,3 %).

Систематическое употребление алкоголя (два-три раза в неделю или чаще) выше среднего уровня (12,2 %) в наибольшей степени распространено: среди мужчин - 18,1 % (среди женщин в два с половиной раза реже - 7,1 %), лиц в возрасте 40-49 лет - 14,4 %, 25-29 лет - 12,7 %, 30-39 лет - 12,0 % (среди 60-летних и старше - 11,4 %, 18-24-летних - 10,7 %), среди лиц с неполным средним и начальным образованием - 22,4 % (для сравнения: с высшим обра-

зованием - 6,0 %, средним специальным образованием - 12,3 %), среди безработных - 55,6 %, работников сельского хозяйства - 20,9 %, рабочих - 17,1 %, госслужащих - 16,0 %, среди сельских жителей - 14,1 % и средних городов -13,9 %, а также среди жителей Брестской области, г. Минска и Минской области (17,4, 16,6 и 14,8 %).

Практически ежедневно (четыре и более раз в неделю) употребление алкоголя выше среднего уровня (2,3 %) в наибольшей степени распространено: среди мужчин - 4,2 % (среди женщин в семь раз реже - 0,6 %), лиц в возрасте 40-49 лет - 3,7 %, 60-летних и старше - 13,1 % и 50-54-летних - 3,0 %, среди лиц со средним и средним специальным образованием - 2,5 %, среди безработных - 16,7 %, госслужащих - 4,0 %, предпринимателей - 3,2 % и рабочих -3,0 %, среди жителей средних городов - 4,9 % и села - 2,3 %, а также среди жителей г. Минска - 3,2 %, Могилевской (2,8 %), Минской и Брестской областей (по 2,7 %) и Гродненской области (2,4 %).

На процесс алкоголизации населения влияние оказывает не только регулярность употребления алкоголя, но также количество разового употребления спиртных напитков. По данным социологического опроса, обычное разовое употребление алкогольных напитков составляет 50-100 мл (г) - 32,5 % или 150-200 мл (г) - 33,4 %. Вместе с тем 15,9 % взрослого населения в повседневной жизни обычно за одно застолье употребляют от 250 до 300 мл (г), а еще 9,6 % - от 350 до 500 мл (г), и еще 4,4 % - более 500 мл (г), то есть свыше 250 мл (г) алкоголя за одно застолье употребляют 29,9 % респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что если по показателю регулярности употребления алкогольных напитков каждому восьмому (12,2 %) взрослому жителю страны присуще злоупотребление алкогольными напитками (бытовое пьянство), то по показателю количества разового употребления алкоголя - почти каждому третьему (29,9 %). Если средневзвешенно учитывать эти два показателя, то фактически бытовое пьянство распространено среди 21 % взрослого населения (каждого пятого). Результаты проведенного социологического исследования соответствуют данным, полученным Институтом социологии НАН Беларуси в предыдущие годы. В частности, по данным опроса 2005 г. распространенность бытового пьянства была зафиксирована среди 20 % взрослого населения страны, по данным опроса 2007 г. - среди 19 %, а по данным опроса 2010 г. - 15 %. Выявленный в процессе настоящего исследования (2013 г.) уровень распространенности бытового пьянства в размере 21 % свидетельствует, что наметившаяся после 2007 г. тенденция некоторого снижения распространенности бытового пьянства сменилась его ростом, что чрезвычайно тревожно и требует принятия неотложных мер по стабилизации алкогольной ситуации в стране. Наиболее высокий уровень бытового пьянства, по данным социологического опроса, выявлен среди мужчин, лиц среднего возраста и молодежи 25-29 лет, среди безработных, рабочих, работников сельского хозяйства, лиц с неполным и начальным образованием, жителей села и средних городов, а также проживающих в Брестской области,

г. Минске, Минской, Могилевской и Гомельской областях. Вышеперечисленные социально-демографические группы взрослого населения можно отнести к группам риска алкоголизма, в отношении которых необходимо принятие первоочередных мер профилактического характера в рамках государственной антиалкогольной политики.

Социологический опрос показал, что из-за чрезмерного употребления алкогольных напитков у 31,1 % взрослого населения в течение последнего года имели место случаи нарушения привычного режима жизни (в том числе у 20,1 % - реже, чем один раз в месяц, у 8,0 % - 1-2 раза в месяц, у 1,8 % -1-2 раза в неделю, а у 1,2 % - практически каждый день). Симптомом алкогольного похмелья страдают 30,8 % опрошенного взрослого населения (в том числе 16,9 % - реже, чем один раз в месяц, 9,6 % - 1-2 раза в месяц, 2,6 % -1-2 раза в неделю, а 1,7 % - практически каждый день). В течение последнего года у 26,9 % опрошенного взрослого населения на почве употребления алкоголя возникали ситуации, когда они испытывали чувство вины и угрызения совести после выпивки (в том числе у 19,7 % - реже, чем один раз в месяц, у 4,9 % - 1-2 раза в месяц, у 1,0 % - 1-2 раза в неделю, а у 1,3 % - практически каждый день).

Таким образом, если использовать средневзвешенно в комплексе всю совокупность вышеперечисленных медицинских диагностических показателей алкоголизма как болезни (алкогольный запой, нарушение привычного режима жизни, алкогольное похмелье, провалы памяти, чувство вины), а также учитывать степень регулярности их проявления в течение последнего года, то 27,7 % взрослого населения страны может быть отнесена к группе лиц, предрасположенных к алкоголизму (в том числе к алкоголизму в легкой степени -17,6 %, в средней степени - 7,0 %, к хроническому алкоголизму - 3,1 %). В наибольшей степени патологические проявления алкоголизма распространены среди следующих социально-демографических групп взрослого населения: мужчин (среди женщин примерно в два раза реже), лиц в возрасте 30-39 лет и 50-54 года, лиц с неполным средним и начальным образованием, безработных работников сельского хозяйства и рабочих, а также жителей села и средних городов, жителей Брестской и Минской областей и г. Минска.

Помимо самооценок, высказанных респондентами в процессе социологического опроса, дополнительным показателем фактического уровня распространенности потребления алкогольных напитков, бытового пьянства и алкоголизма является социологическая информация о распространенности потребления алкоголя в их ближайшем социальном окружении. По данным социологического опроса, среди близких друзей и родственников респондентов употребление алкоголя распространено повсеместно - на это указало 96,2 % опрошенных (в том числе 72,6 % употребляют алкогольные напитки эпизодически и в меру, а 23,6 % злоупотребляют алкоголем). Выше среднего уровня (23,6 %) в наибольшей степени злоупотребление алкогольными напитками в ближайшем социальном окружении респондентов распространено

среди следующих социально-демографических групп: среди женщин - 26,7 % (мужчин - 19,9 %), лиц в возрасте 50-54 лет - 27,8 %, 30-39 лет - 26,8 % и старше 60 лет - 25,9 %, лиц со средним и среднеспециальным, а также неполным средним и начальным образованием (соответственно 25,2 и 24,8 %), безработных - 42,9 %, домохозяек - 35,0 %, работников сферы обслуживания и торговли - 29,3 %, предпринимателей - 28,7 %, пенсионеров - 26,1 %, работников сельского хозяйства - 23,5 %, жителей средних городов - 27,5 % и жителей села - 25,9 %, а также жителей Могилевской (33,5 %), Брестской (31,9 %) и Витебской (25,4 %) областей.

Социально-практический и научный интерес представляют социологические данные о поводах и мотивах употребления алкогольных напитков в повседневной жизни со стороны близких знакомых и родственников опрошенного взрослого населения. Значимость этой социологической информации состоит в том, что эти сведения косвенно можно экстраполировать на самих респондентов (при этом психологи полагают, что обычно человек склонен более откровенно и достоверно высказываться о других, чем о самом себе). Структура и иерархия конкретных мотивов употребления алкогольных напитков близкими знакомыми и родственниками респондентов следующая: застольные традиции и обычаи отмечать семейные и другие праздники и торжества - 56,6 %; для общения и развлечения - 40,9 %; снять усталость и расслабиться - 35,8 %; за компанию - 34,9 %; для поднятия настроения -

34.7 %; чтобы отвлечься от проблем - 27,0 %; просто так, без существенных причин - 9,7 %.

Важным социальным фактором распространенности и устойчивости питейных традиций и обычаев, а также массового употребления алкогольных напитков является семейная нравственно-психологическая атмосфера и употребление алкоголя обоими или одним из родителей, особенно в период детства и юношества. Опрос показал, что каждый четвертый респондент воспитывался в неполной семье (22,3 %), еще 1,9 % респондентов воспитывались в детдоме, интернате. По данным социологического опроса, только у 9 % респондентов родители придерживались здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя. У абсолютного большинства опрошенного взрослого населения (91,0 %) родители употребляли алкогольные напитки (из них

77.8 % - очень редко и в меру, а 10,0 % - злоупотребляли алкоголем).

Международная социальная практика и результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют, что на уровень распространенности потребления алкоголя существенное влияние оказывают объем производства и реализации алкогольных напитков, а также фактор их доступности для населения. В ходе исследования выяснялся вопрос о степени доступности приобретения алкогольных напитков. Установлено, что торговые объекты продажи алкоголя у абсолютного большинства респондентов располагаются совсем недалеко от их места жительства (76,9 %, из них у 35,4 % -совсем рядом в соседнем доме, а у 41,5 % - недалеко, идти 10-15 минут

пешком), а еще у 16,2 % - в 20-30 минутах ходьбы от дома. Все это наглядно свидетельствует о чрезмерно высоком уровне доступности торговых мест возможного приобретения спиртных напитков в стране. В наибольшей степени близость торговых точек по реализации алкогольными напитками имеет место в средних городах (90,6 %) и областных центрах (82,6 %), а также в Витебской (82,6 %), Гомельской (82,4 %) областях и в г. Минске (80,0 %).

По данным опроса большинства взрослого населения, стоимость алкогольных напитков совсем или крайне незначительно влияет на приобретение ими алкоголя (у 18,1 % - совсем не влияет, а еще у 37,4 % - иногда влияет). При этом только каждый девятый респондент (11,1 %) ориентируется на приобретение только дорогостоящих алкогольных напитков, а каждый пятый (22,3 %) - исключительно на приобретение недорогих спиртных напитков. Среди тех, кто приобретает дешевые алкогольные напитки, преобладают мужчины (24,1 %, среди женщин - 20,2 %), лица в возрасте 50 лет и старше (30,3-32,2 %), лица с неполным средним и начальным образованием (57,7 %), безработные (58,1 %), работники сельского хозяйства (43,9 %) и пенсионеры (33,0 %), жители села (32,8 %) и средних городов (21,3 %), а также жители Брестской (29,7 %), Гродненской (27,1 %), Минской (25,2 %) и Витебской (23,5 %) областей.

Изучение причин и условий, детерминирующих потребление алкогольных напитков населением страны, проведенное в декабре 2013 г., показывает, что основные причины употребления алкогольных напитков имеют социально-культурный и социально-психологический характер: культурные застольные традиции и обычаи, социальные поведенческие стереотипы на их соблюдение в повседневной жизни - 56,6 %; конформизм при общении в малых социальных группах («за компанию») - 34,9 %; для общения и развлечения -40,9 %. Большое значение имеют психологические причины: снять усталость и расслабиться - 35,8 %; поднять настроение - 34,7 %; отвлечься от жизненных проблем - 27,0 %. И наконец, личностные причины, связанные с бездельем, неорганизованностью и неумением проводить свободное время: просто так, без существенных причин - 9,7 %.

Социологический опрос, проведенный в 2012 г. Институтом социологии НАН Беларуси, показал, что, по мнению населения, на высокий уровень распространенности пьянства и алкоголизма в современной Беларуси основное влияние оказывают следующие факторы: низкий уровень жизни населения (43,5 %), отсутствие интересных занятий в свободное время (38,3 %), неправильное воспитание в семье (37,5 %), тяготы повседневной жизни (36,4 %), «питейные» традиции и обычаи (34,8 %), доступность приобретения спиртных напитков (34,3 %), большой объем производства и продажи спиртных напитков (25,7 %), семейные ссоры и конфликты (26,3 %), широкая реклама спиртных напитков на телевидении и в других СМИ (22,2 %), недостаточное антиалкогольное просвещение и воспитание (19,9 %), низкие цены на спиртные напитки (19,1 %), неэффективная антиалкогольная политика государства (17,6 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что основные причины пьянства и алкоголизма в стране лежат в сфере экономических и социальных отношений, а также связаны с уровнем и особенностями общественной, социально-групповой и индивидуальной культуры, психологии и образа жизни населения.

Проведенные социологические исследования показывают, что в общественном сознании положительное отношение к употреблению алкоголя и высокий уровень бытового пьянства сочетается с пониманием личностной и общественной вредности негативных социальных и других последствий злоупотребления спиртными напитками. По мнению респондентов, социальные издержки бытового пьянства проявляются в возникновении проблем со здоровьем (40,4 %), в конфликтах в семье (19,5 %), в финансовых трудностях (15,2 %). Следует также отметить, что в общественном сознании присутствует и понимание вредности для здоровья не только пьянства и алкоголизма, но также и употребления спиртных напитков вообще (это мнение разделяет 45,3 % опрошенных в 2010 г. респондентов, из них 21,7 % полагает, что любое употребление спиртных напитков причиняет вред здоровью человека). Все это свидетельствует, что для прекращения злоупотребления спиртными напитками человеку недостаточно одного знания социальной и личностной вредности такого поведения. Необходима и другая профилактическая работа, как психологического, так и социального и культурного характера, направленная на повышение качества и культуры образа жизни людей.

На основе научного анализа данных статистики и результатов социологических исследований можно сделать следующие научно-практические выводы.

Во-первых, существующие в настоящее время чрезвычайно высокий уровень и негативная динамика алкоголизации населения создают реальные угрозы и риски глубоких кризисных процессов в демографическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны.

Во-вторых, в современном белорусском обществе имеет место социальное противоречие между общественными потребностями в устойчивом демографическом, экономическом, социальном и культурном развитии и высоким уровнем потребления спиртных напитков, пьянства и алкоголизма, которые крайне негативно влияют на экономику, демографию, правопорядок, физическое и нравственное здоровье и образ жизни населения, препятствуют совершенствованию социума.

В-третьих, пятнадцатилетний период реализации двух Концепций антиалкогольной государственной политики, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь в 2000 и 2010 гг., и принятых на их основе трех Государственных программ национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, свидетельствует о низкой социальной эффективности государственной антиалкогольной политики. По мнению экспертов - практических работников здравоохранения, образования и правоохранительных органов, низкая эффективность антиалкогольной государственной политики обусловлена комплексом объективных и субъективных

причин: отсутствием в стране в полном объеме экономических, социальных и культурных условий для решения проблемы пьянства и алкоголизма (43 %); нежеланием большинства населения расставаться с «питейными» привычками и традициями (41 %); объективной невозможностью решить проблему злоупотребления спиртными напитками в краткосрочной исторической перспективе (37 %); недостаточным осознанием государственными структурами и общественностью социальной важности борьбы с пьянством (27 %); отсутствием комплексного подхода в практической реализации антиалкогольной политики (26 %); выбором и реализацией недостаточно эффективной стратегии и тактики антиалкогольной политики (23 %).

В-четвертых, научный анализ социальной практики предупреждения и борьбы с пьянством и алкоголизмом в различных странах мира, а также изучение проекта Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя, разработанного Всемирной организацией здравоохранения в 2009 г., показывает, что наиболее эффективной государственной антиалкогольной политикой является стратегия социального предупреждения и снижения уровня потребления спиртных напитков, противодействия пьянству и алкоголизму, формирования здорового образа жизни, которая в полной мере учитывает социальную природу и сущность данных форм социальных девиаций, а также закономерности их генезиса и детерминации.

В-пятых, в настоящее время необходимо принципиально изменить теоретико-концептуальную парадигму современной государственной антиалкогольной политики - перейти от стратегии запретов, наказания и просветительства к стратегии комплексного социального предупреждения и снижения потребления спиртных напитков, противодействия пьянству и алкоголизму, формирования здорового образа жизни. Речь идет о стратегии, в которой главное место будут занимать меры по замещению и вытеснению пьянства и алкоголизма другой социально позитивной трудовой, семейно-бытовой и досуговой деятельностью. Это возможно сделать как путем создания благоприятных экономических, социальных и культурных условий и стимулирования социально позитивного и здорового образа жизни, так и через социальное и культурное развитие населения. Вместе с тем не следует исключать использование мер по поддержанию социально-правового порядка, ответственности и наказания, а также лечения и реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом.

В-шестых, изучение причин и условий, детерминирующих потребление алкогольных напитков населением, показывает, что проблема пьянства и алкоголизма имеет комплексный экономический, социальный, культурный, правовой и медицинский характер. Социальные программы и технологии антиалкогольной профилактической работы должны носить не только системный и постоянно действующий характер, но также быть предметно-содержательными и дифференцированными с учетом как возрастных, гендерных, геокультурных, микросоциальных, духовно-нравственных, психологических

и других особенностей, так и моделей и типов культуры потребления алкоголя. Комплекс экономических, организационно-управленческих, социальных, правовых, культурных, медицинских и других мер по предупреждению и противодействию пьянству и алкоголизма должен включать две группы социально-практических мероприятий. Во-первых, меры «негативной профилактики» - выявление, нейтрализация и устранение причин и условий, детерминирующих злоупотребление алкоголем: оптимизация объема и структуры производства и реализации алкогольных напитков, торговой и ценовой политики с целью снижения уровня общего потребления алкоголя населением; уменьшение доступа к приобретению и потреблению спиртных напитков; запрет на продажу крепких спиртных напитков молодежи до 21 года; полный запрет рекламы спиртных напитков, включая пиво, во всех СМИ и общественных местах; создание эффективной системы профилактического учета и контроля поведения лиц, злоупотребляющих спиртными напитками; активизация борьбы с незаконным оборотом алкоголя; эффективная ранняя профилактика приобщения молодежи к употреблению алкоголя; создание общедоступной сети медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем; развитие системы антиалкогольного и нравственно-правового просвещения и воспитания; и др. Во-вторых, меры «позитивной профилактики» - создание социальных условий и формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя: обеспечение трудовой занятости; укрепление семьи; повышение духовной культуры; создание условий для развития массовой физической культуры, спорта, туризма, художественного творчества и других форм культурного досуга; популяризация и внедрение традиций здорового образа жизни; и др.

N. A. BARANOVSKI, S. I. OSIPCHIK, E. V. PYLYPENKO

problem of drinking and alcoholism in the sociological dimension

Summary

The analysis of characteristics of prevalence, patterns of genesis and determination, as well as the extent of the negative social consequences of alcohol abuse and alcoholism in the modern Belaru-sian society are presented. The structure of alcohol consumption among various socio-demographic groups, as well as the motives, the number, frequency and factors influencing the consumption of alcoholic beverages are identified and examined.

Keywords: alcohol drinking, alcoholism, prevalence and and reasons for drinking, non-alcohol policy.

Поступила 28.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.