Научная статья на тему 'Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи'

Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1952
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СПИРТНЫЕ НАПИТКИ / МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ / РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / STUDENT YOUTH / HEALTHY LIFESTYLE / ALCOHOLIC BEVERAGES / CONSUMPTION PATTERNS / CONSUMPTION REGULARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пилипенко Е. В.

На основе данных социологического исследования, проведенного Республиканским центром наркологического мониторинга и превентологии ГУ «РНПЦ психического здоровья» при участии научных сотрудников Института социологии НАН Беларуси осуществляется анализ распространенности и моделей потребления алкоголя среди учащейся молодежи. Выявлены временная регулярность, мотивы, модели и типы культуры потребления алкоголя учащейся молодежью. Разработаны социально-практические меры по профилактике потребления алкоголя в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH’S PATTERNS OF DRINKING ALCOHOLIC BEVEREAGES

At the moment the problem of the spirits consumption among youth is extremely topical, future of Belarusian society to a large extent depends on modern youth’s lifestyle. The aim of the article is the investigation of sociolcultural factors of the consumption of alcoholic beverages among student youth. On the basis of the data obtained during the research, recommendations on the reduction of spirits consumption and formation of youth’s healthy lifestyle are suggested.

Текст научной работы на тему «Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи»

УДК 316+316.334.4+340

Е. В. ПИЛИПЕНКО,

соискатель Института социологии НАН Беларуси, г. Минск

МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

На основе данных социологического исследования, проведенного Республиканским центром наркологического мониторинга и превентологии ГУ «РНПЦ психического здоровья» при участии научных сотрудников Института социологии НАН Беларуси осуществляется анализ распространенности и моделей потребления алкоголя среди учащейся молодежи. Выявлены временная регулярность, мотивы, модели и типы культуры потребления алкоголя учащейся молодежью. Разработаны социально-практические меры по профилактике потребления алкоголя в молодежной среде.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, спиртные напитки, модели потребления, регулярность потребления.

Высокий уровень распространенности потребления спиртных напитков среди различных социально-демографических групп является актуальной социальной проблемой для Беларуси. Особую тревогу вызывает высокий уровень и негативная динамика распространения потребления спиртных напитков среди молодежи. Общеизвестно, что чем раньше начинают употреблять спиртные напитки, тем выше опасность возникновения алкогольной зависимости. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, поскольку их организм еще не полностью адаптировался к полноценным физиологическим и социальным аспектам жизнедеятельности.

В Республике Беларусь сохраняются высокие показатели потребления алкоголя и связанного с ним вреда, что обусловливает необходимость постоянного поиска новых мер по его предупреждению и противодействию. Особенно важно начинать профилактику пьянства и алкоголизма с раннего возраста, так как молодежь в силу особенностей психики наиболее подвержена риску развития различных видов зависимостей от различных психоактивных веществ, в том числе от алкоголя. Для разработки эффективных профилактических мероприятий следует выявить наиболее распространенные модели потребления алкоголя молодежью, которые изучаются на основе социологических опросов. Эпидемиологические исследования, изучающие отношение населения к алкоголю и объемы его употребления, проводятся во многих странах. Считается, что молодежь в возрасте с 16 до 21 года относится к группе, в которой риск начала употребления или злоупотребления алкоголем является одним из самых высоких.

Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи

527

В 2013 г. Республиканским центром наркологического мониторинга и пре-вентологии ГУ «РНПЦ психического здоровья» с участием автора был проведен опрос около трех тысяч учащихся в возрасте от 16 до 22 лет, который выявил высокий уровень распространенности потребления алкоголя среди молодежи. По данным проведенного социологического опроса, абсолютное большинство учащейся молодежи употребляют алкоголь - 70,8 % (40,7 % опрошенных употребляют алкогольные напитки один раз в месяц или реже, 14,6 % респондентов - 2-3 раза в месяц) и только 28,4 % не употребляют алкогольных напитков (0,8 % респондентов не ответили на данный вопрос). Употребление алкоголя, по результатам опроса, в большей степени распространено среди 20-22-летних (86,0 %) и 18-19-летних (81,9 %, среди 14-15-летних - 61,3 %, а 16-17-летних - 62,6 %), студентов вуза (84,2 %), учащихся колледжа (74,6 %) и лицея (73,6 %, среди учащихся школ, гимназий - 53,6 %), учащихся-девушек (74,1 %), среди юношей - 67,8 %. Не обнаружено различий в употреблении алкоголя среди учащихся города и села (соответственно 68,6 и 68,0 %). В ходе исследования была выявлена тенденция прогрессирующей алкоголизации учащейся молодежи по мере взросления (начиная с 16-17 лет, но особенно с 18-19 лет) и изменения формы обучения (перехода на учебу в лицей или колледж, но особенно в вуз). За последние двадцать лет отмечается тревожный факт активного распространения употребления спиртных напитков среди сельской учащейся молодежи.

В ходе исследования изучался вопрос частоты употребления алкогольных напитков близким социальным окружением, что может служить предпосылкой употребления алкоголя самим респондентом. Среди знакомых, с которыми учащаяся молодежь общается, употребление алкоголя широко распространено - 90,2 % знакомых употребляют алкоголь, при этом 61,4 % употребляют крепкие алкогольные напитки (из них 49,1 % - эпизодически, 10,3 % - иногда, а 2,0 % - регулярно). По мере взросления учащихся количество знакомых, употребляющих алкоголь, становится все больше и больше (особенно начиная у группы учащихся 18-19 лет - 88,9 %, а у 20-21-летних - 94,1 %). Распространенность употребления алкоголя в ближайшем социальном окружении изменяется в зависимости также от учебного заведения, в котором учится молодежь. Так, у учащихся школы, гимназии знакомых, которые употребляют алкоголь, меньше всего - 65,1 %, у учащихся лицея уже значительно больше -79,0 %, учащихся колледжа - 86,0 %, у студентов вуза - еще больше - 91,6 %.

Отношение учащихся к употреблению алкоголя амбивалентно: 40,5 % учащихся считают, что иногда позволительно немного выпить, т. е. психологически и нравственно допускают употребление алкоголя. В наибольшей степени одобрительное отношение к употреблению алкоголя присуще учащимся в возрасте от 18 до 22 лет, студентам вуза, учащимся колледжа и лицея (различий по полу, по городу и селу практически не наблюдается). Вместе с тем 42,2 % учащихся высказывают намерение/пожелание, что «лучше не пить совсем». Это весьма значимый для проведения эффективной воспита-

528

Е. В. Пилипенко

тельно-профилактической антиалкогольной работы с учащейся молодежью факт, который свидетельствует о наличии у молодежи знания и понимания бессмысленности и нерациональности употребления алкоголя, которое сочетается с позитивной ценностной ориентацией и психологической мотивацией на здоровый образ жизни.

Полученные результаты показывают, что подростки довольно рано впервые пробуют алкоголь. Приобщение к употреблению алкоголя, как правило, начинается в 11-17-летнем возрасте с пива, сухого вина и шампанского с последующим переходом в 15-17 и 18-21 год к употреблению крепких алкогольных напитков (крепленого вина, водки и самогона). Значимых различий между учащимися по полу, возрасту, месту жительства и типу учебного заведения в возрасте начала приобщения к употреблению алкоголя практически не наблюдается. Особенность имеет место только в отношении конкретных видов алкогольных напитков. В частности, юноши в несколько большей степени склонны впервые пробовать водку (70,7 %, девушки - 52,7 %), самогон (27,4 %, девушки - 13,9 %). Девушки предпочитают впервые пробовать шампанское (90,9 %, юноши - 83,4 %), сухое вино (79,8 %, юноши - 67,3 %), джин-тоник (58,8 %, юноши - 53,9 %). Городские учащиеся в несколько большей степени, чем жители села, склонны впервые пробовать сухое вино (74,5 % и 71,1 %), водку (57,5 % и 52,6 %). Что касается пива, крепленого вина и самогона - то различий между городскими и сельскими учащимися не выявлено.

Важным компонентом, демонстрирующим картину приобщения учащейся молодежи к употреблению алкоголя, является выявление мест первой пробы спиртных напитков. По данным опроса, 41,6 % учащихся впервые попробовали алкоголь у себя дома, 16,1 % - в гостях у друзей, знакомых, 14,5 % - на природе, за городом, 10,1 % - на улице, во дворе, в подъезде своего дома, 4,4 % -в клубе, на дискотеке, 0,5 % - в учебном заведении, на работе. Таким образом, среди учащейся молодежи преобладает домашне-гостевая форма приобщения к употреблению алкоголя (57,7 %), затем следует загородная приятельскодружеская форма (14,5 %), уличная (10,1 %), клубно-развлекательная (4,4 %) и учебно-производственная (0,5 %). Структура мест первой пробы алкоголя практически одинаковая у различных половозрастных, учебных и поселенческих групп учащейся молодежи. Первое приобщение к употреблению алкоголя у учащейся молодежи происходит по их собственной инициативе (27,0 %), далее следуют друзья по учебе, работе (21,1 %), родственники (12,1 %), родители (11,4 %), знакомые (10,3 %), одноклассники (7,3 %). Таким образом, собственное желание и круг лиц из их ближайшего социального окружения подростка являются главными подстрекателями и инициаторами приобщения подростков к алкоголю.

Временная регулярность употребления алкогольных напитков является важным показателем уровня распространенности потребления алкоголя среди учащейся молодежи. Результаты исследования выявили, что 28,4 % респондентов вообще не употребляют алкоголь, 49,9 % - употребляют алкогольные

Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи

529

напитки один раз в месяц или реже или только по праздникам (эпизодически - от случая к случаю), 14,6 % - два-три раза в месяц (регулярно - достаточно часто), 6,3 % - один и более раз в неделю или практически ежедневно (систематически), 0,8 % - не ответило на данный вопрос. Таким образом, среди учащейся молодежи преобладает эпизодическое употребление алкогольных напитков (49,9 %), однако достаточно тревожно представлено регулярное и привычное употребление алкоголя (14,6 %) и имеет место даже систематическое его употребление (6,3 %, причем 1,1 % опрошенных употребляют алкоголь несколько раз в неделю, а 0,6 % - каждый день).

У учащейся молодежи можно выявить следующие группы причин употребления алкоголя: причины социально-культурного и социально-психологического характера (традиции отмечать семейные и другие праздники и торжества - 32,7 %, за кампанию - 17,2 %, заинтересовала реклама спиртных напитков и захотелось попробовать - 1,1 %); психологические причины (желание поднять настроение, для веселья и развлечения (22,5 %), чтобы расслабиться (16,8 %), чтобы отвлечься от проблем (8,9 %), чувствовать себя более уверенно при общении с противоположным полом - 2,7 %); причины личного характера (от скуки и безделья (3,0 %) и просто так, без всяких причин (3,0 %)); причины, связанные с физиологическими потребностями организма и особыми свойствами самого алкоголя: нравится вкус алкоголя (2,4 %) и желание утолить жажду (1,4 %).

Выявлены некоторые социально-демографические особенности в мотивации потребления алкоголя: традиции отмечать семейные и другие праздники и торжества больше присущи девушкам - 42,3 % и студентам вуза - 40,7 %; желание поднять настроение, для веселья и развлечения - чаще девушкам -24,7 %, 20-21-летним - 37,1 %,студентам вуза - 31,0 %, городским учащимся -23,3 %; за кампанию чаще 18-21-летним - 22,0 %, чтобы расслабиться - больше юношам - 18,6 %, 18-21-летним - 23,5-26,1 % и городским учащимся - 17,5 %; чтобы отвлечься от проблем - чаще учащимся лицея - 14,1 %. Чаще всего учащиеся употребляют алкоголь в гостях у друзей и знакомых (34,0 %), дома (26,0 %), на природе, за городом (18,4 %). Реже это происходит в баре и кафе (14,4 %) и в клубе, на дискотеке (12,4 %). Вместе с тем достаточно распространенным является употребление алкоголя на улице, во дворах и подъездах (10,7 %), значительно меньше - в учебном заведении и на работе (1,0 %). Таким образом, среди учащейся молодежи преобладают домашне-гостевая (60,0 %) и загородная дружеско-приятельская формы употребления алкогольных напитков (18,4 %).

Большинство учащихся, как показали данные опроса, употребляют алкоголь вместе со своими друзьями и знакомыми (59,4 %), с родителями (12,4 %) и другими родственниками (12,1 %), редко - в одиночестве (1,4 %) и с незнакомыми людьми (1,0 %). Опрос показал, что только у 16,3 % респондентов родители никогда не употребляли алкоголь. Большинство родителей употребляли алкоголь эпизодически и в меру (73,5 %), однако у 4,0 % - родители, по

530

Е. В. Пилипенко

мнению респондентов, злоупотребляли алкоголем. По данным опроса, большинство родителей подростков осведомлены о том, что их дети употребляют алкогольные напитки (48,3 %) и в два раза меньшее количество - не знают об этом (20,7 %). При этом, по оценкам большинства опрошенных учащихся (52,7 %), их родители негативно относятся к употреблению ими алкогольных напитков, однако 21,6 % полагают, что в этом нет ничего плохого.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что среди учащейся молодежи, которая употребляет алкоголь, примерно в равной степени представлены группы, которые в будущем хотели бы ограничить или даже вообще отказаться от употребления алкогольных напитков (26,9 %), и те, которые не намерены изменять свой стиль употребления алкоголя (22,4 %). При этом значительная часть учащихся не задумывается об этом (17,9 %).

Приобретение алкогольных напитков для почти половины учащихся не является сложным (42,4 %). Только 9,3 % респондентов указало, что приобретение алкоголя для них практически невозможно, а еще 11,5 % - что затруднено. Исследование выявило, что каждый второй подросток приобретает алкогольные напитки в магазине, киоске (37,2 %) или заказывает в кафе, баре (11,3 %). По данным опроса, у многих учащихся в связи с употреблением алкогольных напитков возникали различные социальные проблемы: проблемы с родителями (7,0 %), потасовки, драки (4,6 %), ссоры, споры (3,8 %), в отношениях с противоположным полом (3,8 %), проблемы с правоохранительными органами (2,4 %) и др.

Среди учащейся молодежи преобладает потребление слабоалкогольных напитков (пива, джин-тоник и т. п.) - 43,4 %, далее следует употребление алкогольных напитков средней крепости (шампанского, сухого вина и т. п.) -удельный вес составляет 33,4 %, однако имеет место и потребление крепких алкогольных напитков (водка, коньяк и т. п.) - 14,1 %. Таким образом, социологический опрос показал, что среди учащейся молодежи преобладает «пивная» (27,3 %) и «винная» (26,1 %) модели потребления алкоголя. Однако достаточно тревожно представлена и «водочная» модель потребления алкоголя (11,3 %), которая с медицинской точки зрения является наиболее вредной для здоровья формой потребления алкогольных напитков, вызывающая интенсивно прогрессирующий процесс алкоголизации и развития алкоголизма как биопсихологической патологии человека. Особенно опасным является раннее приобщение к употреблению крепких алкогольных напитков, что имеет место, по данным исследования, в возрасте 11-14 лет у 20,9 %, в возрасте 1517 лет - у 18,9 %. Следовательно, выявлена устойчивая зависимость, что учащиеся, для которых характерна водочная модель потребления алкоголя, алкогольные напитки (пиво, вино и водку) начинают употреблять в 11-14-летнем возрасте. Учащиеся, практикующие пивную модель потребления алкоголя, начинают употреблять алкоголь чаще всего в 15-17 лет, а те, которым присуща винная модель потребления алкоголя - с 18-21 года. Это убедительно свидетельствует о вредности и даже пагубности для здоровья и образа жиз-

Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи

531

ни учащейся молодежи практики раннего приобщения к употреблению алкогольных напитков, а также практики водочной и пивной моделей потребления алкоголя (рис. 1).

Рис. 1. Модель потребления алкоголя в зависимости от вида алкогольных напитков

Среди 49,9 % учащихся распространена модель эпизодического потребления алкоголя, среди 14,6 % - модель регулярного потребления алкоголя, а среди 6,3 % учащихся - модель систематического потребления алкоголя (рис. 2). Следовательно, для каждого пятого учащегося (20,9 %) характерны модели регулярного и систематического потребления алкоголя, то есть фак-

Рис. 2. Модель потребления алкоголя в зависимости от временной регулярности употребления алкогольных напитков

532

Е. В. Пилипенко

тически модель вредного потребления алкоголя и бытовое пьянство. Таким образом, социологическими методами выявлена явно выраженная тенденция перехода от модели эпизодического потребления алкоголя к модели вредного (регулярного и систематического) потребления алкоголя (бытового пьянства) среди учащихся-юношей, а также по мере взросления учащейся молодежи (особенно начиная с 18-19 лет) и изменения их социального статуса - перехода из категории учащихся школы, гимназии в категорию учащихся лицея, колледжа и студентов вуза.

По результатам социологического исследования выявлено, что среди учащейся молодежи преобладает культура традиционного потребления алкогольных напитков - 41,0 % и здоровый образ жизни, исключающий употребление алкогольных напитков - 24,5 %. Культура вредного потребления алкогольных напитков распространена среди 10,9 % учащихся (из них вредное эпизодическое потребление алкоголя - 8,5 %, вредное регулярное потребление алкоголя - 2,4 %), культура противоправного (деликтвентного) потребления алкогольных напитков - среди 20,1 % учащейся молодежи. Таким образом, культура вредного и противоправного потребления алкоголя распространена среди 31 % учащихся, что свидетельствует о достаточно высоком уровне алкоголизации учащейся молодежи и, следовательно, о наличии чрезвычайно тревожного социально-нравственного неблагополучия в образе жизни, которое представляет серьезную угрозу физическому, нравственному и социальному здоровью молодому поколению, а также национальной безопасности в демографической и социально-культурной сфере (рис. 3).

Выявленный на основе данных статистики и результатов проведенного социологического исследования высокий уровень потребления алкоголя среди учащейся молодежи обусловливает большую актуальность и социальную потребность разработки и практической реализации научно обоснованной

Рис. 3. Типы культуры потребления алкоголя среди учащейся молодежи

Модели потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи

533

системы профилактики потребления алкоголя среди учащихся. Социальные программы и технологии антиалкогольной профилактической работы среди учащейся молодежи должны иметь не только системный и постоянно действующий характер, но также быть предметно-содержательными и дифференцированными с учетом как возрастных, гендерных, микросоциальных, духовно-нравственных, психологических и других особенностей, так и моделей и типологии культуры потребления алкоголя. Применительно к каждой категории учащейся молодежи антиалкогольная профилактическая работа должна иметь специализированный программно-целевой характер.

При разработке комплекса конкретных мероприятий по реализации системы профилактики среди учащейся молодежи необходимо учитывать не только природу потребления спиртных напитков, но также весь комплекс факторов, причин и условий, их обусловливающих. Наиболее эффективными мерами социальной и индивидуальной профилактики потребления алкоголя среди учащейся молодежи, по нашему мнению, являются следующие: развитие культуры досуга, массовой физкультуры, спорта и туризма; активная и широкая пропаганда здорового образа жизни, исключающего потребление алкоголя; распространение научных и научно-популярных знаний о вреде употребления спиртных напитков и негативных физических, социальных, нравственных и других последствиях злоупотребления алкоголем; уменьшение доступа молодежи к приобретению и потреблению спиртных напитков; запрет рекламы спиртных напитков, включая пиво, во всех СМИ и общественных местах; повышение возраста продажи крепких спиртных напитков до 21 года; создание эффективной системы социальной и индивидуальной профилактики потребления спиртных напитков среди учащейся молодежи; обеспечение оказания эффективной медицинской и социально-реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим спиртными напитками; содействие созданию молодежных общественных организаций по профилактике потребления спиртных напитков, развитие молодежного общественного движения «За здоровый образ жизни без алкоголя» и др.

E. W. PILIPENKO

STUDENT YOUTH’S PATTERNS OF DRINKING ALCOHOLIC BEVEREAGES

Summary

At the moment the problem of the spirits consumption among youth is extremely topical, future of Belarusian society to a large extent depends on modern youth’s lifestyle. The aim of the article is the investigation of sociolcultural factors of the consumption of alcoholic beverages among student youth. On the basis of the data obtained during the research, recommendations on the reduction of spirits consumption and formation of youth’s healthy lifestyle are suggested.

Keywords: student youth, healthy lifestyle, alcoholic beverages, consumption patterns, consumption regularity.

Поступила 21.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.