Научная статья на тему 'Социальный заказ школе'

Социальный заказ школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13016
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ШКОЛА / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА / УЧАЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / SOCIAL MANDATE FOR EDUCATION / HIGH SCHOOL / SUBJECTS OF SOCIAL MANDATE / STUDENTS / PARENTS / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Ольга Леонидовна

Введение: проблема формулирования социального заказа на уровне основного образования обусловлена процессами интеграции и глобализации, а также введением новых реформ в образовании. Условия современного общества предъявляют новые требования к системе образования, которое должно удовлетворять потребности различных социальных субъектов, включенных в образовательный процесс. Социальный заказ является тем инструментом взаимодействия между обществом и образованием, с помощью которого различные потребители образовательных услуг могут выразить то, что они хотят получить от образования. Особое место среди потребителей образовательных услуг занимает учащийся как ключевой субъект образования. От того, насколько четко сформулирован социальный заказ, зависит уровень качества образования, поэтому данная статья посвящена попытке артикуляции социального заказа школе со стороны учащегося. Материалы и методы: в процессе написания статьи был проведен теоретический анализ научной педагогической и социологической литературы по проблемам формулирования социального заказа, соотношения социального и государственного заказа образованию, а также и взаимодействия школы и местного сообщества. Результаты исследования: рассмотрен и обобщен отечественный и зарубежный опыт в артикулировании социального заказа школе, выделены основные субъекты социального заказа на уровне основного образования, а также смоделирован социальный заказ школе от учащихся как главных потребителей образовательных услуг. Обсуждение и заключения: результатом данного исследования является формулирование социального заказа (конкретных интересов, потребностей, требований и запросов школе), на который должна ориентироваться школа, чтобы сохранить свою конкурентоспособность в условиях современного рыночного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Mandate for High School

Introduction: the problem of formulation of social mandate at the level of primary education is caused by integration, globalisation processes, and introduction of reforms in education. The contemporary society puts forward new requirements to education system which has to meet demands of various social actors, involved in the educational process. Social mandate is a tool of interaction between society and education by which the diverse consumers of educational services can express their educational needs. A student as the main subject of education takes the special place among the consumers of educational services. Clearly defined social mandates ensures quality of education, therefore this article focuses on the attempt of formulating social mandate for the high school on behalf of a learner. Materials and Methods: a theoretical analysis of pedagogical and sociological literature was made in the process of writing the article. Results: the domestic and international experience in elaboration of the social mandate for the high school was explored and summarised. The main targets of social mandate at the level of basic education was analysed. Discussion and Conclusions: the paper describes the specifics of formulation of the social mandate (specific interests, needs, requirements and requests to high school), that high school should work towards to be able to maintain its competitiveness in the modern market society

Текст научной работы на тему «Социальный заказ школе»

http://edumag.mrsu.ru ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)

УДК 37.06 DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ШКОЛЕ

О. Л. Лушникова

ГБНИУ РХ « », г. Абакан, Россия, [email protected]

Введение: проблема формулирования социального заказа на уровне основного образования обусловлена процессами интеграции и глобализации, а также введением новых реформ в образовании. Условия современного общества предъявляют новые требования к системе образования, которое должно удовлетворять потребности различных социальных субъектов, включенных в образовательный процесс. Социальный заказ является тем инструментом взаимодействия между обществом и образованием, с помощью которого различные потребители образовательных услуг могут выразить то, что они хотят получить от образования. Особое место среди потребителей образовательных услуг занимает учащийся как ключевой субъект образования. От того, насколько четко сформулирован социальный заказ, зависит уровень качества образования, поэтому данная статья посвящена попытке артикуляции социального заказа школе со стороны учащегося.

Материалы и методы: в процессе написания статьи был проведен теоретический анализ научной педагогической и социологической литературы по проблемам формулирования социального заказа, соотношения социального и государственного заказа образованию, а также и взаимодействия школы и местного сообщества.

Результаты исследования: рассмотрен и обобщен отечественный и зарубежный опыт в артикулировании социального заказа школе, выделены основные субъекты социального заказа на уровне основного образования, а также смоделирован социальный заказ школе от учащихся как главных потребителей образовательных услуг.

Обсуждение и заключения: результатом данного исследования является формулирование социального заказа (конкретных интересов, потребностей, требований и запросов школе), на который должна ориентироваться школа, чтобы сохранить свою конкурентоспособность в условиях современного рыночного общества.

Ключевые слова: социальный заказ; школа; субъекты социального заказа; учащиеся; родители; местное сообщество

Для цитирования: Лушникова О. Л. Социальный заказ школе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 542-556. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556

THE SOCIAL MANDATE FOR HIGH SCHOOL

O. L. Lushnikova

Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russia, [email protected]

Introduction: the problem of formulation of social mandate at the level of primary education is caused by integration, globalisation processes, and introduction of reforms in education. The contemporary society puts forward new requirements to education system which has to meet demands of various social actors, involved in the educational process. Social mandate is a tool of interaction between society and education by which the diverse consumers of educational services can express their educational needs. A student as the main subject of education takes the special place among the consumers of educational services. Clearly defined social mandates ensures quality of education, therefore this article focuses on the attempt of formulating social mandate for the high school on behalf of a learner.

Materials and Methods: a theoretical analysis of pedagogical and sociological literature was made in the process of writing the article.

Results: the domestic and international experience in elaboration of the social mandate for the high school

542

© Лушникова О. Л., 2016

was explored and summarised. The main targets of social mandate at the level of basic education was analysed. Discussion and Conclusions: the paper describes the specifics of formulation of the social mandate (specific interests, needs, requirements and requests to high school), that high school should work towards to be able to maintain its competitiveness in the modern market society.

Keywords: social mandate for education; high school; subjects of social mandate; students; parents; local community

For citation: Lushnikova OL. The social mandate for high school. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 4(20):542-556. DOI:10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556

Введение

Проблема формулирования социального заказа образованию появилась сравнительно недавно. Если раньше существовал только государственный заказ образованию, зафиксированный в нормативно-правовых документах, то сейчас пришло осознание необходимости формулирования заказа от общества.

Успешная реализация социального заказа образованию возможна лишь при условии его встраивания в общие интеграционные процессы образования. Так, формулирование содержания социального заказа требует объединения и сближения интересов, потребностей, требований разных социальных субъектов, заинтересованных в качественном образовании. В свою очередь, повышение качества образования на всех уровнях необходимым предполагает объединение усилий различных социальных институтов (семьи, системы образования, государства, бизнеса), привлечение комбинированных ресурсов (материальных и социальных), сближение векторов развития российского образования с международными образовательными стандартами. Поэтому пристальный анализ содержания социального заказа образованию невозможно проводить вне контекста общего процесса интеграции образования, исследованию которого посвящен данный журнал.

Интеграция современного образования представляет собой сторону всеобщей интеграции и глобализации современного общества. Глобализация в широком смысле трактуется как интенсивное перемещение или обмен объектами между предустановленными объединениями, будь они политическими, экономическими или культурными [1, с. 184]. Глобальные процессы

затронули все стороны жизни общества: политику, культуру, экономику, религию, образование. Интеграция экономических систем разных государств привела к формированию всемирного рынка труда, предъявляющего схожие квалификационные требования к специалистам в разных сферах деятельности. Благодаря глобализации также повысилась значимость гражданских институтов, принимающих участие в решении важных социально-экономических проблем общества, в том числе и в системе образования. И ключевая роль в этом процессе принадлежит обществу, которое способно повлиять на изменение образования. Таким образом, потребность в формулировании социального заказа образованию возникла как некий запрос общества на то или иное качество образования, удовлетворяющее потребностям различных социальных субъектов.

Необходимость формулирования социального заказа обусловлена как теоретическими, так и практическими задачами. На теоретическом уровне необходимо наметить векторы развития образовательной системы, которые будут способствовать повышению качества образования. В современных условиях образовательная система развивается по инерции, не всегда учитывая потребности общества, поэтому практическая значимость социального заказа заключается в конкретизации запросов разных социальных субъектов, заинтересованных в качественном образовании.

Обзор литературы

Работы, посвященные исследованию данной проблематики, постулируют собственно появление проблемы социального заказа, вызванной реалия-

ми современного времени. По мнению Т. Ю. Калошиной, «активизация перехода к рынку экономики России в целом предъявила новые, более высокие требования к сфере образовательных услуг... если прежде образовательная деятельность регулировалась государственными критериями, то в условиях перехода к рынку мощным регулятором начинают служить социальные потребности в образовании отдельных лиц, организаций, общества в целом»1. Другими словами, появились объективные условия, вызвавшие необходимость изменения системы образования, удовлетворяющей, с одной стороны, потребностям нового времени, а с другой, потребностям участников образовательного процесса - учащихся, родителей, педагогов. О. М. Калиева и Т. М. Демина считают, что требует решения проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии [2, с. 180]. Часто представления учащихся, а точнее их родителей, не совпадают с объективными потребностями общества, что приводит к дисбалансу трудовых ресурсов.

Основной проблемой социального заказа является проблема его формулирования. Значительная часть работ посвящена именно раскрытию содержания этого понятия. Так, Г. Н. Скударева при формулировании понятия «социальный заказ образованию» рассматривает его достаточно широко - в нескольких ипостасях: и как общественное явление, и как закономерный процесс, и как потенциальный фактор и перспективный механизм реализации социальной необходимости [3, с. 16]. Это объясняется многогранностью понятия, его противоречивостью, неоднозначностью, несовпадением потребностей разных субъектов образовательного процесса. Л. Я. Рубина и С. Н. Айрапетова опре-

деляют социальный заказ вполне конкретно - как совокупность (комплекс) задач по производству, распределению, потреблению образовательных услуг, подлежащих исполнению в определенный период времени, по определенным качественным и количественным параметрам образовательными учреждениями региона [4, с. 81]. Такая формулировка, с одной стороны, опредмечивает социальный заказ, но с другой стороны, сужает его понимание до уровня потребительской услуги.

Некоторые исследователи, в частности С. С. Пантюхин, выделяют несколько значений понятия «социальный заказ»: субъективный смысл означает, что он формируется каким-то субъектом (государством, обществом или самим педагогом) и представляет собой результат интерпретации потребностей общества, объективный апеллирует к объективному отражению текущего состояния государства, общества, рынка труда, испытывающего потребности в определенных профессиях [5, с. 38]. Например, в советское время социальный заказ формировался под влиянием внутренней и внешней политики СССР, а его содержание было отражено в программе коммунистической партии - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры [6].

Основная мысль вышеупомянутых авторов заключается в следующем: появление проблемы формулирования социального заказа обусловлено переходными процессами, которые актуализировали необходимость трансформации системы образования и поиск нахождения путей гармоничного взаимодействия государства, общества и власти в процессе нахождения компромисса между объективной потребностью общества (социальной необходимостью) и потребностями конкретных участников

1 Калошина Т. Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: на примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы : автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Чита, 2006. 24 с. URL: http://eHbrary.ra/item.asp?id=15898787 (дата обращения: 01.09.2016).

образовательного процесса. По мнению А. М. Осипова и В. В. Тумалева, социальные заказы накладывают свой отпечаток на содержание образования в той мере, в какой они «улавливают» социальную роль образования и связывают ее с интересами соответствующих социальных групп и организаций [7, с. 124].

Другая часть работ посвящена исследованию отдельных социальных субъектов, заинтересованных в качественном образовании. С точки зрения Г. Н. Ску-даревой и Г. Г. Шишовой, субъектами общественной компоненты социального заказа можно считать представителей непрофессионального образовательного сообщества, всех, кто не имеет профессионального отношения к сфере образования, но личностно и социально заинтересован в его качестве [8]. Таковыми, в первую очередь, являются учащиеся и их родители, причем родители имеют более сформированное и предметное представление о своих потребностях. Так, по мнению И. В. Селиверстовой и С. Г. Косарецкого, основные требования родителей концентрируются вокруг желания дать ребенку современную практико-ориентированную подготовку, обеспечивающую его успешность в современном мире [9, с. 154]. Родители в современном обществе занимают довольно активную позицию, в том числе и в формировании социального заказа. Особенно успешно взаимодействие между родителями и школой реализуется в модели социального партнерства, выполняющего важную роль при решении практических задач управления социальным развитием, разработке и реализации социально-экономической политики [10, с. 87].

Отдельно можно выделить работы авторов, исследующих роль социального заказа в развитии системы образования. Так, Л. В. Судоргина, Р. Тер-лей и Е. А. Пушкарева обосновывают мысль о том, что общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему [11, с. 9]. Это свидетельствует

о решающей роли социального заказа в определении содержания образования и образовательной политики в целом. Другие исследователи (Т. В. Рогозина, Т. А. Щур) изучают конкретный опыт влияния социального заказа на образование - введение инноваций в частных школах в ответ на запросы родителей и учеников, т. е. на социальный заказ [12, с. 135]. Л. А. Шибзухова подчеркивает роль социального заказа при определении перспективных направлений деятельности школы, которые находят свое отражение в образовательной программе учреждения [13, с. 60]. Исследования этих авторов показывают значение роли социального заказа как в содержании образования, определяющего общие направления деятельности всей системы образования, так и в конкретных методах и способах реализации образовательной политики в рамках образовательного учреждения. Система дополнительного образования не является исключением, поэтому многие исследователи делают акцент именно на этой стороне социального заказа. Роль учреждений дополнительного образования довольно значима в современном обществе: именно они формируют некие универсальные учебные действия, которые работают больше не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности [14, с. 53].

Н. В. Долгушева и И. А. Маврина считают, что социальный заказ на дополнительное образование должен учитывать потребности трех субъектов: воспитанника (заказ на самостоятельную продуктивную, творчески развивающую деятельность), родителей (ожидания членов семьи) и специалиста дополнительного образования (направленность и мотивация самого педагога) [15, с. 1963]. Е. Н. Леком-цева и Ю. В. Суханова также выделяют несколько субъектов такого заказа. По их мнению, учреждения дополнительного образования функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности, микросоциума, района, национально-культурных традиций [16, с. 246].

Проблема формулирования социального заказа актуализировала другую проблему - формирование имиджа, создание бренда образовательного учреждения. Современные школы, университеты вынуждены функционировать в условиях конкуренции, что заставляет их работать над созданием имиджа своего учреждения. Множество исследований, в том числе и прикладных, направлено на изучение процесса формирования имиджа, факторов, влияющих на этот процесс, а также способов создания привлекательного бренда образовательного учреждения (Е. С. Акопова [17], О. М. Калиева и Т. А. Демина [2], Т. Н. Яковлева [18], А. С. Юрьева и Т. Н. Шевченко [19] и др.).

Зарубежные исследования социального заказа образованию также затрагивают различные стороны этой проблемы. Очевидно, что ключевым аспектом социального заказа является доступность качественного образования, из чего выводятся все последующие требования к системе образования. Международная политика в отношении образовательной системы, сформулированная ЮНЕСКО, направлена именно на расширение возможностей обучения для молодежи и взрослых, а также на обеспечение высоким качеством образования2. Вместе с тем быстро меняющиеся социально-политические и экономические условия предъявляют такие же динамичные требования и к системе образования. Объяснение этому - недостаточно полное удовлетворение системой образования прошлых лет значимых социальных нужд и потребностей3. Дж. Баллард и П. Батлер отмечают, что необходимость трансформации образовательных систем обусловлена децентрализацией образования, а также превалированием индивидуальных потребностей над со-

циальными процессами коммерциализации образования [20, с. 5].

Трудность четкого формулирования социального заказа также является актуальной в исследованиях зарубежных авторов. Это породило неопределенность и многозначность этого понятия:

- во-первых, социальный заказ ассоциируется с «соучастием» в образовательном процессе;

- во-вторых, существует правовая сторона социального заказа - человеческое и социальное право на соответствующие условия, обстановку;

- в-третьих, социальный заказ связан с отражением потребностей общества, поэтому трактуется как восприимчивый к потребностям общества и быстро реагирующий на требования общества;

- в-четвертых, следует различать причины формирования требований и сами требования к образованию, что поднимает вопрос о том, как могут люди сформулировать, чего они хотят;

- в-пятых, существует заказ со стороны преподавателей, которые также имеют множество требований к целям и условиям образования4.

Осознание необходимости формулирования социального заказа привело к увеличению роли родителей в организации учебного процесса, которые в определенном смысле оказывают давление на руководителей школ и учителей [21, с. 340]. По мнению Г. А. Патриноса, родители имеют возможность выбирать, создавать школы, участвовать в организации учебного процесса, определять принципы школы и т. д.5. Значительная часть исследований посвящена функциональным возможностям родителей в процессе образования, их потребностям, интересам, способах участия в родительских комитетах, объедине-

2 Globalisation, Education and Development: Ideas, Actors and Dynamics. Researching the Issues : DFID, 2007. 264 p. URL: http://r4d.dfid.gov.uk/PDF/Outputs/PolicyStrategy/ResearchingtheIssuesNo68.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

3 Inequality in Education: Comparative and International Perspectives. Springer : Comparative Education Research Centre The University of Hong Kong, 2008. 584 p. URL: http://sociologia.davidjustino.com/ wp-content/uploads/2012/05/H0LSINGER2008_inequality_in_education.pdf (дата обращения 12.07.2016).

4 Demand-Sensitive Schooling? Evidence and Issues. OECD, Paris, 2006. URL: http://www.oecd.org/site/ schoolingfortomorrowknowledgebase/themes/demand/41170291.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

5PatrinosH. A. School Choice in The Netherlands. CESifo DICE Report. 2011; 2:55-59. URL: https:// core.ac.uk/download/files/153/6656853.pdf (дата обращения 12.07.2016).

ниях [22-24]. К примеру, родители могут оказывать финансовую поддержку школам, университетам. Как считает А. Буллок, несмотря на бесплатное образование, школа может привлекать добровольные взносы для поддержки деятельности (например, для посещения музеев учащимися)6.

Исследования зарубежных авторов подчеркивают необходимость изменения системы образования сообразно потребностям и требованиям общества. Социальный заказ образованию при этом рассматривается как человеческое и социальное право, направленное на удовлетворение потребностей различных авторов, заинтересованных в качественном образовании. Системе образования вменяется императив быстрого реагирования и способность к восприимчивости к изменяющимся потребностям общества.

Таким образом, теоретический анализ социологической и педагогической литературы, посвященной социальному заказу, выявил множество нерешенных проблем. Во-первых, у общества еще нет осознания необходимости формулирования социального заказа, а также решимости влиять на процесс образования: общество в лице разных представителей до сих пор в большей степени полагается на государство. Во-вторых, отсутствует четкое представление о содержательной наполненности этого понятия: разные субъекты, личностно или социально заинтересованные в качественном образовании, имеют разное представление о том, что именно должна давать система образования и каким образом должен быть организован образовательный процесс. При этом условия самой системы образования в целом и интересы педагогов остаются неучтенными. В-третьих, нет отлаженного механизма взаимодействия общества и образования, на-

правленного на достижение консенсуса между потребностями и интересами всех участников образовательного процесса. Все эти вопросы требуют решения в рамках исследования социального заказа.

Материалы и методы

В процессе написания статьи был проведен теоретический анализ научной педагогической и социологической литературы по проблемам формулирования социального заказа, соотношения социального и государственного заказа образованию и взаимодействия школы и местного сообщества, а также смоделирован социальный заказ учащегося.

Теоретический анализ проблемы формулирования социального заказа выявил несколько причин появления самой проблемы. Во-первых, наличие различных социальных субъектов, имеющих «собственный» заказ с соответствующими потребностями, делает его расплывчатым и неточным. Во-вторых, у самих заказчиков отсутствует ясное представление о своих потребностях и запросах по отношению к образованию. В-третьих, помимо социального существует государственный заказ образованию, направленный на удовлетворение потребностей в подготовке научно-технического и кадрового потенциала государства, который не всегда совпадает с потребностями общества.

Интересы государства в формировании образовательной политики объясняются следующими причинами. Изначально государство нацелено на комплектование кадрового потенциала. Исходя из этого, оно формирует векторы направления образовательной политики по подготовке специалистов в различных отраслях. Тем самым государство стремится сохранить оптимальное соотношение кадров, соответствующее объективной потребности. Вектор направленности подготовки науч-

6 Bullock A., Thomas, H. Schools at the Centre: a Study of Decentralisation. London : Routledge, 1997. URL: http://samples.sainsburysebooks.co.uk/9781134794614_sample_528596.pdf (дата обращения: 12.07.2016). (In English)

но-технического и кадрового потенциала зависит от социально-экономической ситуации как на государственном, так и региональном уровнях. Кроме того, необходимо принимать во внимание перспективные направления экономической деятельности, требующие вложения различного рода инвестиций.

Примеры исследования проблем неравенства образования в Корее демонстрируют, что государство в условиях повышенного спроса на образование разрешает частным фондам и физическим лицам открывать дополнительные школы. Другими словами, в том случае, когда у государства недостаточно ресурсов для удовлетворения потребностей общества в получении образования, оно привлекает частные резервы, тем самым регулируя спрос и предложение в системе образования.

Немаловажное значение для государства имеет развитие гражданских институтов общества, именно поэтому оно нацелено на воспитание образованных людей с высоким уровнем гражданского самосознания и культуры. Следуя этим целям, государство поощряет формирование правовой культуры общества, политической позиции, воспитание патриотизма в условиях современного деиндивидуализированного общества. Также приоритетной задачей государства является обеспечение национальной безопасности. В этом случае институту образования отводится особенная роль. Именно в рамках образовательной системы возможно формирование образованных людей, людей с высоким уровнем духовно-нравственной культуры. Только такое общество способно обеспечить стабильность, благополучие и национальную безопасность государства.

Резюмируя, государственный заказ можно сформулировать следующим образом - это обобщенная потребность государства в комплектовании кадрового потенциала страны с учетом объективных социально-экономических условий, а также ориентация государства на патриотическое воспитание духовно-нравственных граждан с активной гражданской позицией.

Потребности общества в формулировании социального заказа в основном направлены на удовлетворение конкретных потребностей и интересов. Это объясняется составом тех субъектов, которые образуют социальных заказчиков, в первую очередь, это учащиеся и родители. В данной статье мы попытались смоделировать социальный заказ учащегося как основного социального заказчика образованию на уровне основного образования - школы, обобщенно охарактеризовать предполагаемый социальный заказ от родителей, а также выявить роль местного сообщества в формулировании этого заказа.

Результаты исследования

В структуре социального заказа учащегося мы выделили несколько составляющих:

- заказ на формирование личности;

- заказ на получение знаний;

- заказ на условия учебного процесса.

Школа в современном обществе

играет ключевую роль в формировании личности. Духовное развитие личности является неотъемлемой и центральной частью процесса ее формирования, в результате которого прививается общая культура, ценностные идеи, идеалы, жизненные установки, усваиваются нормы поведения, мораль, традиции, обычаи и др. Только человек с высоким уровнем духовно-нравственного развития и культуры, с устойчивым мировоззрением может способствовать развитию культуры и социальному прогрессу. Поэтому задача школы заключается в морально-нравственном воспитании, прививании универсальных ценностей, приобщении к историко-культурному наследию человечества.

Государство, предъявляя свой заказ системе образования, ориентируется на прививание гражданских ценностей (свободы личности, патриотизма, толерантности, доверия, готовности к межкультурному взаимодействию и т. д.). Формирование гражданской правовой культуры в школьном возрасте необходимо для закладывания прочной

основы развитого гражданского общества, которое обеспечит законность, безопасность, стабильность и социальный порядок. Следуя этому, школа должна быть нацелена на воспитание духовно развитой, патриотичной личности, с высоким уровнем правового самосознания и гражданской ответственности, с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и развитие демократичных устоев общества.

В настоящее время предъявляются жесткие требования к человеку как активному социальному субъекту, который должен обладать навыками быстрой адаптации к таким условиям, а в идеале - должен опережать условия меняющегося общества. Особую значимость в реализации успешной адаптации играют коммуникативные навыки, смягчающие трудности приспособления к динамичной жизни общества. К таковым можно отнести способность установления контактов, умение поддерживать беседу, способность к эмпатическому слушанию, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромисс.

Адаптация в коллективе учит приспосабливаться к различным условиям, взаимодействовать с разными людьми, и в том числе с теми, с кем возникают трудности в общении. В школе учащемуся прививаются навыки работы в коллективе, готовности брать ответственность на себя или делить ее с другими, учится улаживать конфликты со сверстниками. От того, какие сложились отношения у учащегося со сверстниками, зависит успешность его социализации, которая также влияет и на его успеваемость в школе. Особое значение имеет характер взаимоотношений с педагогом. Очевидно, что доверительный характер отношений будет способствовать более продуктивному восприятию знаний, а проблемный характер взаимодействия, скорее всего, будет тормозить процесс обучения и снижать его эффективность. Поэтому развитые коммуникативные навыки будут способствовать более успешному взаимодействию, налаживанию социальных связей, достижению целей.

Следующий аспект формирования личности связан с условиями современного рыночного общества, основанного на принципах конкуренции, успеха, пер-фекционизма, которые задают агонисти-ческий характер социального взаимодействия. В этих условиях необходимы такие качества личности, как предприимчивость, динамизм, гибкость. Особенно важны эти качества при принятии решений в условиях неопределенности, в инновационной деятельности, при проектировании и определении релевантных способов в условиях многофакторного влияния, при наличии множественных путей решения, а также при решении неоднозначных проблем. Для выполнения этих задач необходимо нестандартное системное мышление, склонность к новаторству, конструктивизму, умение работать в команде, разрабатывать новые технологии, предлагать нестандартные способы и пути решения различных социально-экономических и политических проблем. Развитие этих способностей, навыков и умений также вменяется в обязанность школы.

Немаловажное, а может быть, и решающее значение имеет ряд качеств, которые можно объединить в группу «само-»: самостоятельность, самоорганизованность, самопрезентация, самоопределение, самообразование, самопознание, самоконтроль, саморегуляция, самоуправление, самовыражение, самоактуализация, самореализация, самопознание, саморазвитие, самосовершенствование. Эта категория качеств характеризует личность как активного социального субъекта, целенаправленно и осознанно познающего и преобразующего окружающий мир и социальную действительность.

Все эти, а также вышеперечисленные качества составляют основу социального заказа на формирование личности учащегося в рамках школьного образования. Обобщенно его можно представить как заказ на формирование самостоятельной, духовно и культурно развитой, патриотичной, динамичной личности, умеющей быстро ориентироваться в изменяющих-

ся условиях, принимать решения и нести за них ответственность.

Другая сторона социального заказа школе связана с непосредственной функцией школы - образовательной. Поэтому основной фокус системы образования в целом и школы в частности должен быть направлен на обеспечение качественного доступного образования. Сложность выполнения этого запроса заключается в неопределенности самого понятия «качество образования», наполненность содержания которого зависит от представлений разных субъектов образовательного процесса. В связи с этим выделяются различные критерии качества образования, основной смысл которых сводится к получению таких знаний, умений, навыков и компетенций, которые позволят получить качественное профессиональное образование и успешно трудоустроиться.

Следующий аспект социального заказа состоит в предъявлении требований к условиям образовательного процесса. По мнению Д. Истанса, это правовая сторона заказа - человеческое и социальное право на соответствующие условия, обстановку7. По сути, школа не просто подготовка к жизни, это и есть сама жизнь, поэтому для ученика, «проживающего» жизнь в школе, важно, каким образом организован процесс его обучения. Одной из главных составляющих является обстановка в школе, т. е. условия, обеспечивающие приятное и комфортное пребывание ученика в школе. Учащийся предъявляет свои требования по созданию такой обстановки, которая бы удовлетворяла его потребностям по обеспечению комфорта и удобств.

Материально-техническая база оказывает значительное влияние на качество образования, поэтому ее укрепление и модернизация инфраструктуры образовательных учреждений поставлены в число стратегических направлений развития [25, с. 19]. Применительно

к школе материально-техническую базу можно охарактеризовать как совокупность материальных объектов, в комплексе образующих некое единое целое, обеспечивающее эффективное функционирование школы как некоторой организации с принадлежащим ей имуществом.

Заказ на определенные характеристики материально-технической базы школы может включать в себя следующие элементы:

- добротное здание школы с присущими ему архитектурными особенностями;

- просторные помещения школы: фойе, рекреации, коридоры;

- классные кабинеты, обустроенные современным образом, с удобными партами, стульями, умывальником, хорошим освещением;

- столовую, отвечающую, с одной стороны, нормам санитарного порядка, с другой, вкусам и предпочтениям учеников;

- помещения спортзала с большой площадью, с широким спектром спортинвентаря, с проветриваемыми раздевалками и душевыми кабинками;

- библиотеку, обеспечивающую учащихся необходимой учебной и художественной литературой, в том числе и в электронном виде;

- компьютерные классы с возможностью выхода в Интернет, которые в последние годы стали важной составляющей материально-технической базы школы. Их наличие позволяет внедрять в школе современные способы и методы обучения, в том числе и инновационные технологии.

Кроме того, можно выделить и такие элементы материально-технической базы, которые обеспечивают наиболее комфортное пребывание ученика в школе, но не являются обязательными: бассейн; стадион с футбольным полем, беговыми дорожками, игровыми площадками; актовые залы с современной аппаратурой; комнаты для отдыха и т. д.

7 Istance D. Demand-Sensitive Schooling? Schooling for Tomorrow & Innovative. OECD/CERI. 2008. URL: https://www.bmb.gv.at/schulen/euint/eubildung_abb2010/llki_istance_17531.pdf74dzi3h (дата обращения). (In English)

Все это является важным, поскольку постоянно окружает ученика, влияет на его мировосприятие, создает чувство уюта, комфорта и обеспечивает чувство удовлетворенности в целом.

Обобщая основные составляющие социального заказа учащегося (заказ на формирование личности, заказ на получение знаний и заказ на условия образовательного процесса), можно сформулировать его следующим образом, это заказ на формирование необходимых духовно-нравственных и динамичных качеств личности в соответствующих условиях организации школьного пространства, благоприятствующих процессу социализации, который позволит учащемуся реализовать свой образовательный и творческий потенциал, а в перспективе позволит стать успешным в трудовой сфере жизнедеятельности.

Следующим заинтересованным субъектом социального заказа школе являют-сяродители. Как потребители образовательных услуг, предоставляемых школой, они предъявляют ей свои требования. Социальный заказ родителей во многом совпадает с заказом ученика, например, родители также ориентированы на получение качественного образования, и, может быть, даже в большей степени, чем учащийся. Они, выбирая школу, оценивают ее с точки зрения педагогического состава, ее руководства, достижений школы, места расположения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество знаний, которые дает школа, родители, чаще всего, связывают с уровнем профессионализма педагогов и директора школы. Однако существуют школы, которые на протяжении десятилетий входят в негласный список «престижных» школ. Очевидно, что качество образования не напрямую зависит от кадрового состава школы, который естественно меняется и обновляется. Значительную роль играют традиции, сложившиеся в школьном коллективе, которые передаются из поколения в поколение. Однако на выбор родителей в пользу той или иной школы оказывает влияние репутация школы, или современным языком - имидж, бренд школы.

Социальный заказ родителей формируется под влиянием имиджа школы, который складывается в местном сообществе. Это своего рода оценка деятельности школы теми, кто находится за ее пределами.

Имидж школы может складываться из таких компонентов как образ руководителя и педагогов (персонала), качество образования, стиль образовательного учреждения, наличие внешней атрибутики, стоимость образовательных услуг, уровень психологического комфорта [18].

При этом у родителей складывается свое представление об имидже школы, которое зависит от того, что именно они хотят получить от школы. Как правило, родители предъявляют завышенные требования к качеству образовательных услуг, поэтому образ школы в глазах родителей не всегда совпадает с реальной оценкой деятельности школы. Кроме того, на формирование имиджа школы особое влияние оказывает местное сообщество. Опыт зарубежных исследований подтверждает это: в системе образования усиливаются процессы децентрализации, которые приводят к повышению роли родителей и местного сообщества в образовательном процессе. При этом отмечается необходимость гибкости школы для обеспечения прозрачности процесса образования.

Социальный заказ местного сообщества по сравнению с предыдущими субъектами сформулировать сложнее по причине аморфности этого заказчика. Местное сообщество образует социальное окружение школы, т. е. те люди, которые в данном пространстве живут и работают. На структуру, а значит, и на потребности местного сообщества также оказывает влияние пространственная локализация школы. Очевидно, что в городской среде с развитой инфраструктурой запросы местного сообщества по отношению к школе будут выше, чем в сельской местности. Кроме того, потребности местного сообщества зависят от социальной структуры: от уровня социальной дифференциации, этнического состава, материального состояния и т. д.

С одной стороны, местное сообщество оказывает влияние на формулирование социального заказа школе, но с другой стороны, и школа воздействует на местное сообщество. По мнению Т. И. Зеленецкой, именно школа играет ключевую роль при решении социальных проблем в местном сообществе, поэтому взаимодействие между ними должно строиться по принципу социального партнерства [10, с. 87].

Обсуждение и заключения

Увеличение темпов развития общества привело к изменениям функций социальных институтов, которые должны «успевать» удовлетворять быстро меняющиеся потребности общества, и система образования в этом смысле не является исключением. С одной стороны, процессы интеграции и глобализации изменили роль образования в жизни современного общества, а с другой, изменилась и роль общества в отношении образования, непосредственное влияющего на процессы внутри образовательной системы.

Социальный заказ образованию как отражение потребностей и интересов различных слоев общества может стать тем инструментом, который «подскажет», в каком направлении должна развиваться система образования. Сложность его формулирования заключается в отсутствии налаженного механизма взаимодействия общества, государства, личности и образования. Во-первых, есть объективный социальный заказ -общественная необходимость социума в отношении содержания и качества образования. Во-вторых, существует государственный заказ образованию, который не всегда совпадает с объективным, поскольку зависит от общей политики государства, ее приоритетных направлений развития и т. д. В-третьих, есть социальный заказ - потребности различных субъектов, имеющих отношение к образованию или личност-но заинтересованных в его качестве. И в-четвертых, есть устоявшаяся систе-

ма образования, которая должна уметь реагировать на изменение объективных условий реальности, выполнять требования государственного заказа, а также удовлетворять потребности конкретных субъектов образовательного процесса. Все это обусловливает необходимость нахождения компромиссного взаимодействия государства, личности и образования с наименьшими потерями для каждой стороны.

Эффективность реализации такого взаимодействия зависит от того, насколько четко сформулирован социальный заказ. На содержание социального заказа учащегося оказывают влияние родители, и в некотором смысле этот заказ отражает их потребности и интересы в отношении качества образования. Часто у родителей формируются завышенные требования к системе образования в целом и к школе в частности. Обусловлено это процессами децентрализации и увеличением влияния общественности, в том числе и родителей, в процессе управления образованием. К примеру, сформулированная зарубежными исследователями матрица стратегий предлагает несколько путей реализации социального заказа (табл. 1).

Выходит, что в условиях современного общества существует несколько альтернатив реализации социального заказа: выбирать или менять школу (в том числе и на частную); уходить из школы; принимать активное участие в образовательном процессе либо выступать в роли советчика или консультанта по каким-либо вопросам образовательной политики.

Роль местного сообщества заключается в том, что, оказывая влияние на социальный заказ родителей, оно само принимает участие в образовательном процессе. Одним из способов реализации такого участия может стать социальное партнерство как реальный механизм взаимодействия общества в лице родителей и учащихся и образования, которое позволит на практике реализовать социальный заказ.

Т а б л и ц а 1. Измерения и выражения заказа. Матрица стратегий и подходов Т а b l e 1. Dimensions and manifestations of demand. A matrix of strategies and approaches

Выход / Exit Мнение / Opinions

1 2 3

Индивидуальный / Individual Люди выбирают и меняют школу или программу, рыночные механизмы, или уходят вообще, например, для домашнего обучения / Individuals choose and change a high school or curriculum, market choice mechanisms, or leave school for home schooling Родители или студенты принимают непосредственное участие в процессе принятия решений в школах, выполняя важную роль в процессе обучения (индивидуализация) / Parents or students are directly involved in decision-making in high schools, performing an important role in learning (individualisation)

Групповой / Collective Группы, создающие школы - сугубо частные или общественно-частные - организованы по религиозному, этническому, языковому или педагогическому признаку / Groups, creating schools - private or public-private - are organised on religious, ethnic, linguistic or pedagogical grounds Заинтересованная группа влияет на результаты школы в качестве советчика по учебным курсам, при продвижении интересов, «про-давливании» политики группы / Stakeholder group influences on school results as an advisor on academic studies, while promoting the interests, lobbying group policy

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Bartelson J. Three Concepts of Globalization // International Sociology. 2000. № 15 (2). С. 180-196. URL: http://sociologia.davidjustino.com/wp-content/uploads/2012/04/Bartelson2000_3conceptsglobalizati on.pdf (accessed 12.07.2016). (In English)

2. Калиева О. М., Демина Т. А. Из опыта формирования бренда частного образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11 (72). С. 179-182. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23213052 (дата обращения: 10.07.2016).

3. Скударева Г. Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 11-17. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24365114 (дата обращения: 10.07.2016).

4. Рубина Л. Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 81-89. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/978/013/1220/012.R0UBINA.pdf (дата обращения: 01.09.2016).

5. Пантюхин С. С. Проблема социального заказа в педагогике конца XX века // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 36-45. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22764749 (дата обращения: 10.07.2016).

6. Хлебников Д. В. Роль социального заказа в становлении системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики в 60-80-е гг. XX в. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 155-158. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23461802 (дата обращения: 10.07.2016).

7. Осипов А. М., Тумалев В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 120-127. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17685019 (дата обращения: 01.09.2016).

8. Скударева Г. Н., Шишова Г. Г. Социальный заказ образованию как феномен современной педагогической действительности // Воспитание школьников. 2013. № 8. С. 3-10. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=20284015 (дата обращения: 10.07.2016).

9. Селиверстова И. В., Косарецкий С. Г. Родители и школа: знакомые незнакомцы // Народное образование. 2010. № 2. С. 152-156. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18274858 (дата обращения: 10.07.2016).

10. Зеленецкая Т. И. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество // Идеи и идеалы. 2012. Т. 2, № 2 (12). С. 84-90. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17839478 (дата обращения: 10.07.2016).

11. Судоргина Л. В., Терлей Р., Пушкарева Е. А. Образовательная система современной школы (взгляд из России и Великобритании) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 7-16. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21421526 (дата обращения: 10.07.2016).

12. Рогозина Т. В., Щур Т. А. Опыт частных школ для развития перспективных практик обучения // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 132-151. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21946491 (дата обращения: 10.07.2016).

13. Шибзухова Л. А. Образовательная программа основного общего образования. Из опыта работы МОУ СОШ № 4 С. П. Исламей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 59-75. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21109015 (дата обращения: 10.07.2016).

14. Плотникова М. Н., Воробьева А., Демина В. Социальное развитие личности через организацию дополнительного образования в школе (объединение дополнительного образования «Юный журналист») // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 53-55. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21153857 (дата обращения: 10.07.2016).

15. ДолгушеваН. В., МавринаИ. А. Дополнительное образование как средство творческого развития школьников подросткового возраста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1961-1966. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23268918 (дата обращения: 10.07.2016).

16. Лекомцева Е. Н., Суханова Ю. В. Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 2. С. 244-248. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=18920756 (дата обращения: 10.07.2016).

17. Акопова Е. С., Ванюшкина В. В. Бренд как составная часть информационного контура вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. C. 143-145. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=17256499 (дата обращения: 06.09.2016).

18. Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. 2015. № 9-10(19). С. 2. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24190270 (дата обращения: 10.07.2016).

19. Юрьева А. С., Шевченко Т. Н. Бренд образовательной организации как фактор повышения конкурентоспособности // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2015. № 9(28). С. 90-99. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25032906 (дата обращения: 06.09.2016).

20. Ballard J., Butler P. Personalised learning: developing a Vygotskian Framework for E-learning // The International Journal of Technology. 2001; Vol. 7. URL: http://pubs.ulcc.ac.uk/147/1/Ballard_Butler-2011-Personalised_Learning_Developing_a_Vygotskian_Framework_for_E-learning.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

21. Motivation and education: The self-determination perspective / Deci Е. L. [at al.] // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26, № 3-4. Р. 325-346. URL: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/1991_ DeciVallerandPelletierRyan_EP.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

22. Wolf P, Eissa N., Gutmann B. Who chooses, who uses? Initial Evidence from the D.C. Opportunity Scholars hip Program. Education Working Paper Archive. 2006. URL: http://www.uark.edu/ua/der/EWPA/ Research/School_Choice/Who_Chooses_Files/Who_Chooses.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

23. Harris D. N., Larsen M. F. What schools do families want (and Why)? Tulane University. 2015. 67 p. URL: http://educationresearchalliancenola.org/files/publications/Technical-Report-Final-Combined.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

24. Bransford J. D., Brown A. L., Cocking R. How People Learn: Brain, Mind, Experience and School. Nationale Academy Press, Washington. URL: http://www.colorado.edu/MCDB/LearningBiology/readings/ How-people-learn.pdf (дата обращения 12.07.2016).

25. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 19-26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9208937 (дата обращения: 10.07.2016).

Поступила 12.07.2016; принята к публикации 14.09.2016; опубликована онлайн 30.12.2016.

Об авторе:

Лушникова Ольга Леонидовна, старший научный сотрудник сектора экономики и социологии ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (Россия, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 23), кандидат социологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1440-1505, [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bartelson J. Three Concepts of Globalisation. International Sociology. 2000; 15(2):180-196. Available from: http://sociologia.davidjustino.com/wp-content/uploads/2012/04/Bartelson2000_3conceptsglobalization.pdf (accessed 12.07.2016).

2. Kaliyeva OM, Demina TA. Iz opyta formirovaniya brenda chastnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [From experience of brand building of private educational institutions]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Orenburg State University Bulletin. 2014; 11(72):179-182. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=23213052 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

3. Skudareva GN. Lichnost, obzhchestvo i gosudarstvo kak subekty sotsialnogo zakaza obrazovaniu [Personality, society and state as subjects of the social mandate for education]. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika = Pedagogy. Psychology. Social Work. Youth Studies. Social kinetics. 2015; 3:11-17. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=24365114 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

4. Rubina LYa, Airapetova SN. Mozhet li sotsiologiya pomoch v formirovanii sotsialnogo zakaza na obrazovaniye? [Can sociology help in the formation of social mandate for education?]. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological Studies. 2000; 5:81-89. Available from: http://ecsocman.hse.ru/data/978/013/1220/012.R0UBINA.pdf (In Russ.)

5. Pantukhin SS. Problema sotcialnogo zakaza v pedegogike kontca XX veka [The problem of social mandate in the pedagogy of the late twentieth century]. Zapadno-Sibirskiy pedagogicheskiy vestnik=Western-Siberian pedagogical bulletin. 2014; 1:36-45. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22764749 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

6. Khlebnikov DV. Rol sotcialnogo zakaza v stanovlenii sistemnogo podkhoda v teorii vospitaniya otechestven-noi pedagogiki v 60-80-e gg. XX v. [The role of social mandate in developing a systemic approach to the theory of education in Russian pedagogy in the 60-80-s of the twentieth century]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2015; 6:155-158. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=23461802 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

7. Osipov AM, Tumalev VV. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy [Sociology of education in Russia: problems and perspectives]. Sociologicheskiye issledovanija = Sociological Studies. 2004; 7:120-127. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17685019 (accessed 01.09.2016). (In Russ.)

8. Skudareva GN, Shishova GG. Sotcialnyi zakaz obrazovaniyu kak fenomen sovremennoy pedagogicheskoy deistvitelnosti [The social mandate for education as a phenomenon of modern pedagogical reality]. Vospitaniye shkolnikov = Education of pupils. 2013; 8:3-10. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20284015 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

9. Seliverstova IV, Kosaretckii SG. Roditeli i shkola: znakomye neznakomtci [Parents and high school: familiar strangers]. Narodnoye obrazovaniye = Public education. 2010; 2:152-156. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=18274858 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

10. Zelenetckaya TI. Sotcialnoye partnerstvo v obrazovanii: shkola i mestnoye soobshchestvo [Social partnership in education: high school and the local community]. Idei i ideali = Ideas and ideals. 2012; 2(12):84-90. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17839478 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

11. Sudorgina LV, Terlei R, Pushkareva EV. Obrazovatelnaya sistema sovremennoi shkoly (vzglyad iz Rossii i Velikobritanii) [Educational system of modern high school (the veiw from Russia and the Great Britain]. Vestnik Novosibirskogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University. 2014; 2(18):7-16. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21421526 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

12. Rogozina TV, Zhchur TA. Opyt chastnykh shkol dlya razvitiya perspektivnikh praktik obucheniya [The experience of private schools for the development of perspective educational practices]. Voprosy obrazovaniya = Issues of education. 2014; 2:132-151. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21946491 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

13. Shibzukhova LA. Obrazovatelnaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Iz opyta raboty MOU SOSh № 4 s. p. Islamei [The curicula of the general secondary education. Based on the experience of Islamey high

school No. 4]. Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii = Innovative Projects and syllabi in Education. 2014; 1:59-75. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21109015 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

14. Plotnikova MN, Vorobyeva A, Demina V. Sotsialnoye razvitiye lichnosti cherez organizatsiyu dopolnitel-nogo obrazovaniya v shkole (obedineniye dopolnitelnogo obrazovaniya « Yunyy zhurnalist») [Social development of personality through the organisation of additional education at high school (Association of additional education Young Journalist)]. Munitsipalnoye obrazovaniye: innovatcii i eksperiment = Public Education: Innovation and Experiment. 2014; 1:53-55. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21153857 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

15. Dolgusheva NV, Mavrina IA. Dopolnitelnoye obrazovaniye kak sredstvo tvorcheskogo razvitiya shkol-nikov podrostkovogo vozrasta [Further education as a means of creative development of learners at a teenage age]. Fundamentalniye issledovaniya = Fundamental research. 2015; 2-9:1961-1966. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=23268918 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

16. Lekomtseva EN, Sukhanova YuV. Opyt izucheniya sotsialnogo zakaza na dopolnitelnoye obrazovaniye detei [The experience of studying social order of additional education of children]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012; 2(2):244-248. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=18920756 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

17. Akopova ES, VanyushkinaVV. Brend kak sostavnaya chast informatsionnogo kontura vuza [The brand as an integral part of the university information frame]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Bulletin. 2011; 352:143-145. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17256499 (accessed 06.09.2016). (In Russ.)

18. Yakovleva TN. Imidzh shkoly glazami subektov obrazovatelnogo protcessa [The image of the school through the eyes of the subjects of the educational process]. Universum: psikhologiya i obrazovaniye = Universum: Psychology and Education. 2015; 9-10(19). Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=24190270 (accessed 10.07.2016). (In Russ.)

19. Yuryeva AS, Shevchenko TN. Brend obrazovatelnoy organizatsii kak factor povysheniya konkurentnos-posobnosti [Brand of the educational organizations as a factor of competitiveness]. Molodezhnyy nauchnyy forum: obschestvennye i ekonomicheskiye nauki = Youth Science Forum: Social and Economic Sciences. 2015; 9(28):90-99. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=25032906 (accessed 06.09.2016). (In Russ.)

20. Ballard J, Butler P. Personalised learning: Developing a Vygotskian framework for e-learning. The International Journal of Technology. 2001; 7. Available from: http://pubs.ulcc.ac.uk/147/1/Ballard_Butler-2011-Personal-ised_Learning_Developing_a_Vygotskian_Framework_for_E-learning.pdf (accessed 12.07.2016).

21. Deci EL, Vallerand RU, Pelletier LG, Ryan RM. Motivation and education: The self-determination perspective. Educational Psychologist. 1991; 3-4(26):325-346. Available from: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/ documents/1991_DeciVallerandPelletierRyan_EP.pdf (accessed 12.07.2016).

22. Wolf P, Eissa N, Gutmann B. Who chooses, who uses? Initial evidence from the D.C. opportunity scholarship program. Education Working Paper Archive. 2006. Available from: http://www.uark.edu/ua/der/EWPA/Research/ School_Choice/Who_Chooses_Files/Who_Chooses.pdf (accessed 12.07.2016).

23. Harris DN, Larsen MF. What schools do families want (and why)? New Orleans: Tulane University Publ.; 2015. Available from: http://educationresearchalliancenola.org/files/publications/Technical-Report-Final-Combined.pdf (accessed 12.07.2016).

24. Bransford JD, Brown AL, Cocking R. How people learn: Brain, mind, experience and school. Washington: Nationale Academy Press, 1999. Available from: http://www.colorado.edu/MCDB/LearningBiology/readings/How-people-learn.pdf (accessed 12.07.2016).

25. Rogozhin SA. Materialno-tekhnicheskoye obespecheniye uchebnogo protsessa - neobkhodimoye usloviye kachestva obrazovaniya [Material-technical base of the educational process is a necessary condition for quality education]. Universitetskoye upravleniye:praktika ianaliz = University Management: Practice and Analysis. 2004; 4(32):19-26. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=9208937 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

Submitted 12.07.2016; revised 14.09.2016; published online 30.12.2016.

About the author:

Olga L. Lushnikova, senior researcher, division of Economics and Sociology, Khakass Research Institute of Language, Literature and History (23, Shchetinkin St., Abakan, Russia), Ph.D. (Sociology), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1440-1505, [email protected]

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.