Научная статья на тему 'Проблема формулирования социального заказа образованию'

Проблема формулирования социального заказа образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГРАЖДАНСКИЙ ЗАКАЗ / УЧАЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / РЫНОК ТРУДА / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Ольга Леонидовна

Условия современного быстро развивающегося общества предъявляют новые требования системе образования, в т.ч. и школе. Школа в этих условиях не может в полной мере удовлетворять потребностям общества и государства. Государство требует от системы образования подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных не только на российском, но и на международном уровнях. Общество в лице самих учащихся и родителей ожидает получить качественное образование, которое позволит успешнее устроиться в жизни. Однако школе как наиболее консервативному социальному институту достаточно сложно в один миг переориентироваться на уровень современных запросов общества. В связи с этим возникла проблема формулирования социального заказа образованию, как некоего ориентира образовательных потребностей, нужд и интересов различных субъектов образовательного процесса, и всех, кто заинтересован в качественном образовании. Данная статья посвящена проблеме артикулирования социального заказа образованию различными субъектами: государством, обществом, учащимися, родителями, учреждениями профессионального образования, институтами гражданского общества, рынком труда. Четко сформулированный социальный заказ может помочь школе «услышать» каждого заказчика, а государство и общество приблизятся к идеальной модели образования, каковой она им представляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of contemporary society make demands to education system, including school. In these conditions school can’t satisfy social and state requirements. The state requires from the educational system the training qualified specialists not only in Russian Federationarea, but also international area. Society, in particular learners and parents, expects the high quality of education, which will facilitate to successful life. However, the school, as the most conservative social institution, is more difficult to change guideline correspondingly of modern requirements of the society. The formulation of the social order to education is as a guideline of educational requirements, the needs and interests of different subjects of the educational process, and anyone, interested in a quality education. This article is devoted to the problem of articulation of social order to education by diverse actors: state, society, learners, parents, institutions of professional education, institutions of civil society, and the labour market. Clearly articulated social order can help the school to «hear» each actors; the state and society are approximate to ideal model of education.

Текст научной работы на тему «Проблема формулирования социального заказа образованию»

Развитие образования

Лушникова О. Л. Lushnikova O. L.

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора экономики и социологии, Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории», г. Абакан, Российская Федерация

УДК 37.014

ПРОБЛЕМА ФОРМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

ОБРАЗОВАНИЮ

Условия современного быстро развивающегося общества предъявляют новые требования системе образования, в т.ч. и школе. Школа в этих условиях не может в полной мере удовлетворять потребностям общества и государства. Государство требует от системы образования подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных не только на российском, но и на международном уровнях. Общество в лице самих учащихся и родителей ожидает получить качественное образование, которое позволит успешнее устроиться в жизни. Однако школе как наиболее консервативному социальному институту достаточно сложно в один миг переориентироваться на уровень современных запросов общества. В связи с этим возникла проблема формулирования социального заказа образованию, как некоего ориентира образовательных потребностей, нужд и интересов различных субъектов образовательного процесса, и всех, кто заинтересован в качественном образовании.

Данная статья посвящена проблеме артикулирования социального заказа образованию различными субъектами: государством, обществом, учащимися, родителями, учреждениями профессионального образования, институтами гражданского общества, рынком труда. Четко сформулированный социальный заказ может помочь школе «услышать» каждого заказчика, а государство и общество приблизятся к идеальной модели образования, каковой она им представляется.

Ключевые слова: социальный заказ, субъекты образовательного процесса, государственный заказ, гражданский заказ, учащиеся, родители, учреждения профессионального образования, институты гражданского общества, рынок труда, местное сообщество.

THE PROBLEM OF FORMULATION THE SOCIAL ORDER

TO EDUCATION

The conditions of contemporary society make demands to education system, including school. In these conditions school can't satisfy social and state requirements. The state requires from the educational system the training qualified specialists not only in Russian Federationarea, but also international area. Society, in particular learners and parents, expects the high quality of education, which will facilitate to successful life. However, the school, as the most conservative social institution, is more difficult to change guideline correspondingly of modern requirements of the society. The formulation of the social order to education is as a guideline of educational requirements, the needs and interests of different subjects of the educational process, and anyone, interested in a quality education.

This article is devoted to the problem of articulation of social order to education by diverse actors: state, society, learners, parents, institutions of professional education, institutions of civil society, and the labour market. Clearly articulated social order can help the school to «hear» each actors; the state and society are approximate to ideal model of education.

Key words: social order, the actors of the educational process, state order, civil order, learners, parents, institutions of professional education, institutions of civil society, labour market, local community.

Development of educaton

Современные теоретические исследования, посвященные анализу социального заказа образованию (Н.Н. Агафонова, Е.В. Губанова, Е.А. Лаврухина, Е.Н. Лекомцева, А.С. Маврин, Г.Н. Скударева и др.), отмечают сложность его формулирования, обусловленную различными факторами [1-6].

Сложность формулирования социального заказа объясняется, во-первых, наличием нескольких социальных субъектов, имеющих «собственный» заказ сообразно своим потребностям, что делает его аморфным и неопределенным, во-вторых, отсутствием четкого представления самих субъектов о своих запросах и потребностях, и в-третьих, существованием государственного заказа образованию, направленного на удовлетворение потребностей в подготовке кадрового потенциала страны, который не во всем совпадает с потребностями общества. Учитывая это, в первую очередь необходимо сформулировать «идеальный тип» социального заказа с тем, чтобы артикулировать его содержание для каждого социального субъекта, заинтересованного в образовании.

Согласно М. Веберу, идеальные типы «извлекаются» из действительности, но при этом отходят от нее, поэтому имеют однозначный смысл и выражают наибольшую смысловую адекватность [7, с. 622]. Благодаря этому, идеальные типы помогают понять различные процессы и явления в определенных пространственно-временных условиях. Социальный заказ образованию является идеальным типом в том смысле, что выражает общий смысл всех потребностей, нужд и запросов разных социальных субъектов. Однако как теоретически сконструированный тип этот заказ и его содержание изменяются вслед за коллизиями социальной реальности. С одной стороны, социальный заказ конструируется путем извлечения из эмпирической реальности, но с другой стороны, уже сконструированный, он сам оказывает влияние на изменение социальной действительности.

По сути, заказ образованию существовал всегда, несмотря на то что в качестве ключевого заказчика выступали разные социаль-

ные субъекты: семья, государство или общество. В современном обществе преобладающее право на формирование заказа образованию пока еще принадлежит государству, которое регулирует все процессы его функционирования, начиная с финансирования и заканчивая определением содержания учебных программ. Однако постепенно этот вектор смещается в сторону общества, которое осознает свою роль в артикулировании заказа образованию, и самое главное — осознает потребность в его формировании. Социальный заказ как некое общее отображение эмпирической реальности воплощает потребности разных субъектов образования, поэтому теоретический смысл социального заказа заключается в осознанной и четко сформулированной потребности общества, которую образование должно удовлетворить в процессе своего функционирования. Фактически, целью образования является удовлетворение запросов всех социальных субъектов.

По мнению Э. Дюркгейма, общество с каждым новым поколением оказывается почти перед tabula rasa, на которой ему предстоит писать все заново. Поэтому целью воспитания он видит формирование социального существа, т.е. системы взглядов, чувств, привычек, которые выражают в нас не нашу личность, но группу или различные группы, частью которых мы являемся; таковы религиозные верования, нравственные верования и практики, национальные и профессиональные традиции, всевозможные коллективные воззрения [8, с. 46]. Выходит, что, с одной стороны, функция образования состоит в том, чтобы наделить человека определенными знаниями, которые помогут ему успешно адаптироваться в обществе, но с другой стороны, общество может формулировать свои запросы, которые образование должно удовлетворить.

В концепции Э. Дюркгейма прослеживается взаимообусловленная зависимость. Цель воспитания, согласно ученому, связана с формированием социального существа, ведь только социальный человек может привести общество к социальному порядку. И

если цели воспитания социальны, то и средства их достижения должны быть социальными. Средством достижения такой цели является четко сформулированный социальный заказ образованию. В свою очередь социальный заказ как средство достижения цели способствует развитию и совершенствованию индивида, и, следовательно, развитию в нем именно социального существа, которое является гарантом социального порядка в обществе.

П. Бурдье полагал, что образование стремится удовлетворить потребности не только привилегированных слоев общества, но и тех, для кого образование может стать каналом социальной мобильности. Ученый считает, что образовательная система все в большей степени стремится лишить семью [domestic group] монополии на передачу власти и привилегий, а также, помимо прочего, и возможности выбора своих законных наследников из числа детей разного пола и данного при рождении статуса [9, с. 73]. Другими словами, система образования пытается разрушить «сословность» современного общества путем генерации культурного капитала. Согласно П. Бурдье, культурный капитал может выступать в форме диспозиций ума и тела; в форме культурных товаров и в форме академических квалификаций [9, с. 60]. Система образования как институционализированное поле естественно оказывает влияние на накопление культурного капитала в форме академических квалификаций.

Безусловно, генерация культурного капитала зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Особую роль в этом процессе играют мотивация самого актора, его стремление к получению образования, но не меньшее значение имеет социальное происхождение, которое, как правило, сочетается с высоким экономическим капиталом, облегчающим прохождение всех ступеней образования и получение образовательного ценза. По сути, социальный заказ современного общества должен быть направлен на формирование именно культурного капитала, который способен нивелировать «сословные»

Развитие образования

рамки общества и предоставить социальным акторам относительно равные возможности.

Однако проблема формулирования социального заказа образованию связана с тем, что помимо него существует еще государственный заказ, который не всегда совпадает с содержанием социального заказа. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее Концепция) прописаны государственные требования — это государственные запросы в области общего образования, которые представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей [10, с. 9]. Основная задача государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию всех слоев общества. Однако в условиях современного поляризованного общества, соединить воедино потребности и нужды низших и высших слоев становится практически невозможным, учитывая при этом еще наличие государственных интересов и потребностей.

По мнению разработчиков Концепции, государственный заказ направлен на формирование ценностей гражданского общества, гражданской идентичности, на подготовку духовно зрелых и компетентных граждан, а также на общекультурную подготовку [10, с. 10]. С одной стороны, государственный заказ ориентирован на формирование общества в целом, нежели на индивидуальные потребности отдельных слоев или социальных групп. Но, с другой стороны, государство также является частью общества (как социальный институт), поэтому потребности и интересы государства и общества следует рассматривать не отдельно, а вместе. По мнению некоторых исследователей, государственный заказ можно считать частью социального заказа, поэтому более подходящим кажется подход, основывающийся на принципе дополнительности [1, с. 5].

Помимо социального и государственного заказов выделяют гражданский заказ, который определяется как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому учащемуся,

Development of educaton

независимо от места его проживания [2, с. 117]. Этот заказ, так же как и государственный, нацелен на предоставление возможности равного доступа к качественному образованию. Особенность гражданского заказа состоит в том, что главными потребителями образовательных услуг являются учащиеся и их родители, которые имеют более или менее оформленное представление о том, что они хотят получить от образования. Естественно полагать, что гражданский заказ, так же как и государственный, является частью социального заказа, поэтому и в этом случае при исследовании гражданского заказа мы будем руководствоваться принципом дополнительности.

Содержание социального заказа обусловлено тем, что потребителями образовательных услуг являются совершенно различные социальные субъекты, имеющие порой противоположные интересы и запросы, поэтому для каждого субъекта это понятие наполняется особым, конкретным смыслом. Этим, в частности, и объясняется проблема формулирования социального заказа образованию.

В содержании социального заказа выделяют объективную и субъективную стороны [1, с. 77]. Объективная сторона выражает необходимость общества или государства, связанную с объективными условиями (например с состоянием экономики). Субъективная сторона связана с непосредственными заказчиками, т.е. субъектами, каждый из которых имеет свои запросы и потребности. Чтобы понять и попытаться артикулировать социальный заказ, рассмотрим основных субъектов социального заказа и их запросы по отношению к образованию.

Принимая во внимание, что государственный заказ является частью социального заказа, первым заказчиком выступает государство как таковое. Интересы государства в определении образовательной политики обусловлены несколькими факторами. Во-первых, государство заинтересовано в формировании кадрового потенциала страны, поэтому именно оно определяет перспективные направления по подготовке специалистов в тех или иных отраслях.

Государство тем самым регулирует оптимальное соотношение кадрового потенциала с учетом объективной потребности в нехватке каких-либо специалистов. Направленность подготовки научно-технического потенциала зависит от социально-экономического состояния как страны в целом, так и отдельных регионов. Помимо этого, необходимо учитывать приоритетные, быстро развивающиеся направления развития экономики, которые требуют вложения как материальных, так и кадровых ресурсов.

Во-вторых, государство заинтересовано в образованных людях с высоким уровнем гражданского самосознания, способных отстаивать свои права. Поэтому оно ориентирует образование на формирование правовой культуры общества, активной политической позиции, а также на воспитание чувства патриотизма в условиях современного глобального общества. И в-третьих, государство нацелено не просто на образованных людей, на людей с высоким уровнем духовной культуры, нравственности и морали. Только такое общество способно обеспечить национальную безопасность страны, стабильность и благополучие государства. Подытоживая, государственный заказ можно сформулировать следующим образом — это обобщенная потребность государства в комплектовании кадрового потенциала страны с учетом объективных социально-экономических условий, а также ориентация государства на патриотическое воспитание духовно-нравственных граждан с активной гражданской позицией.

Следующим заказчиком выступает общество как таковое, в структуре которого можно выделить несколько субъектов. Основными потребителями образования выступают семья, в лице учащихся и родителей, институты гражданского общества, система профессионального образования, рынок труда в целом, а также местное сообщество.

Говоря о семье как о главном потребителе школьного образования целесообразным будет выделение отдельно учащегося и родителей, т.к. их интересы в отношении школы не во всем и не всегда совпадают. Учащийся

как главный участник образовательного процесса выступает ключевым субъектом социального заказа школьному образованию. Социальный заказ учащегося можно представить в виде заказа на результат и заказа на процесс образования. Заказ на результат непосредственно связан с образовательной функцией школы, которая как учреждение образования должна давать знания. Интерес учащегося в повышении качества предоставляемых знаний, в изменении содержательной стороны образования обусловлен стремлением получить те знания, умения и навыки, которые позволят ему реализовать свои способности и достичь своих целей, например поступить в высшее учебное заведение. Только школа дает знания, с одной стороны, широкие и всеохватывающие, с другой, глубокие и прочные, которые позволят ученику поступить в выбранное учебное заведение на выбранную специальность. Таким образом, становится понятным заказ на результат образования, представленный как заказ на получение определенных знаний, умений и навыков, которые в состоянии дать школа. Во-вторых, заказ учащегося может быть представлен как заказ на процесс образования — на определенные условия, в которых

Развитие образования

он протекает (материально-техническая база, психологический климат и т.д.).

Выводы

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить все возрастающую роль общества во всех сферах социальной жизни, и в том числе и в образовании. Это обусловлено процессами глобализации — тенденциями встраивания в мировое сообщество, в котором действуют особые правила игры, поэтому современная система образования должна отвечать этим правилам и требованиям.

Уже сейчас наблюдается смещение догмата государственного заказа образованию на заказ общества, которое начинает не только осознавать свои потребности и нужды, но и формулировать в виде конкретных запросов. Сложность артикулирования социального заказа связана с тем, что в качестве субъектов выступает не один социальный актор, а несколько. Каждый заказчик имеет свои интересы и потребности, которые иногда идут вразрез с запросами других субъектов. Вот почему актуальной является задача общества и органов государственной власти — «услышать» каждого и максимально соединить заказ всех субъектов, заинтересованных в образовании.

Список литературы

1. Агафонова Н.Н., Брехач Р. А., Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом // Материалы социологического исследования. Пермь: ПГПУ, 2009. 114 с.

2. Губанова Е.В., Суркова А.В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формулируем заказ // Народное образование. 2011. № 7. С. 116-122.

3. Лаврухина Е.А. Социальный заказ и спрос в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы*р//^исайоп.гесот.т.

4. Лекомцева Е.Н., Суханова Ю.В. Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Т. 2. С. 244-248.

5. Маврин А.С. Социальный заказ: настоящее и будущее // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2008. № 10.

6. Скударева Г.Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 11-17.

7. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Development of educaton

8. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. / Пер. Т.Г. Астаховой; науч. ред.

B.С. Собкин, В.Я. Нечаев; вступительная статья В.С. Собкина. М.: ИНТОР, 1996. 80 с.

9. Бурдье П. Формы капитала: Пер. М.С. Добряковой / Науч. ред. В.В. Радаев // Экономическая социология. 2002. № 5.

C. 60-74.

10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.

References

1. Agafonova N.N., Brekhach R.A., Jadaev

D.N. The Content of Social Order to Educational System: Effective Mechanisms of Ways of Figuration Professional Area and Mechanisms of Presentation Results of Implementation the Social Order by Professional Society: Materials of Sociological Investigation. Perm: PGPU, 2009. 114 p.

2. Gubanova E.V., Surkova A.V. The Federal State Educational Standard: Formulation the Order // Public Education. 2011. № 7. P. 116-122.

3. Lavrukhina E.A. The Social Order and the Demand in Education [Electronic Resource]. Available at: URL: http//:education.recom.ru.

4. Lekomtceva E.N., Sukhanova Y.V. The Experience of Studying the Social Order of Additional Education of Children // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012. № 2. Vol. 2. P. 244248.

5. Mavrin A.S. The Social Order: the Present and the Future // Social Pedagogy and Social Work in Siberia. 2008. № 10.

6. Skudareva G.N. Individual, Society and the State as Actors of the Social Order to Education // Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sotsiogenetika. 2015. № 3. P. 11-17.

7. Weber M. Selected Works: Transl. from German / Preparation, Common Edition and Epilogue by. Y. N. Davidiv; preamble P.P. Gaidenko. M.: Progress, 1990. 808 p.

8. Durkheim E. Sociology of Education: Transl. from French / Transl. by T.G. Astakhova; Scientific Editor V.S. Sobkin, V.Y. Nechaev: Introduction by V.S. Sobkin. M.: INTOR, 1996. 80 p.

9. Bourdieu P. Forms of Capital: Transl. by M.S. Dobryakova / Scientific editor V.V. Radaev // Economic Sociology. 2002. № 5. P. 60-74.

10. The Concept of the Federal State Educational Standards of General Education: the Project / Russian Federation Academy of Education; Editor A.M. Kondakova, A.A. Kuznetcova. M.: Prosveschenie, 2008. 39 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.