Научная статья на тему 'Социальный статус органов самоуправления'

Социальный статус органов самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный статус органов самоуправления»

ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А.Н. Смирнов

Примечания

1 Розенталь Э. Лабиринтами сознания. - М., 1982. - С. 64.

2 Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003. -С. 13.

3 Там же. - С. 14.

4 Там же. - С. 22.

5 Там же. - С. 24.

6 Там же. - С. 29.

7 Там же. - С. 30.

8 Там же. - С. 88.

9 Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М., 2006. - С. 134.

10 Там же. - С. 133.

11 Там же. - С. 135.

12 Фромм Э. Иметь или быть. См.: Введение. Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Origin: http: // ihik.lib.Ru/philbook/22dek2006/ philosbook/6935.

13 Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. - М., 1991. - С. 110.

А.Н. Смирнов

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Анализируемая проблема является безусловно актуальной, ибо в стране на. чаты активные процессы развития местного самоуправления, регионального и даже федерального (создание Общественной палаты РФ). Все эти процессы носят организационно-практический характер, но для своего эффективного осуществления они нуждаются в серьезном научном анализе и обосновании, чтобы исключить опасность волюнтаризма и субъективизма (вспомним времена правления Н.С. Хрущева).

Проводимая в стране административная реформа, касается не только федеральных, но и региональных, и местных органов власти. Реформа местных органов власти должна осуществляться по двум принципиальным направлениям:

1) совершенствование системы местного управления;

2) совершенствование системы местного самоуправления.

Именно такое единство обеспечивает становление гражданского общества в России, ибо гражданское общество - это общество регулируемое правовыми и нравственными нормами.

Правовые регуляторы исходят от власти, от государства и охраняются законом. Нравственные регуляторы исходят от общества, от общественных объединений и охраняются общественным мнением.

Особое место в системе гражданского общества занимает бизнес, который исходит от общественных объединений и в то же время опирается на государственно-правовые нормы.

Прошедшие в стране Российские форумы и продемонстрировали общую тенденцию становления единства трех социальных сил общества:

1) государство - сила права, законов;

2) бизнес - сила финансов;

3) общество - сила интеллекта и морали.

Очевидно, что развитие системы местного

управления и самоуправления и должно ориентироваться на использование и укрепление единства этих трех сил.

В современных условиях России необходима разработка системы местного управления и самоуправления в рамках административной реформы и в условиях становления гражданского общества. Такая система может быть экспериментально апробирована на любом уровне местного управления и самоуправления.

Сформулированная идея может быть содержательно развернута в концепцию:

1. Местное управление - это система административно-правовой управленческой деятельности на любом уровне, кроме федерального и окружного. Эта система включает в себя взаимодействие всех базовых компонентов управленческой деятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, среда.

2. Местное самоуправление - это система управленческой самодеятельности всех видов общественных объединений граждан. Она тоже включает в себя все компоненты управленческой самодеятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, результаты, среда.

3. Гражданское общество - это управленческий социальный институт, который базируется на системе управления (власть) и на системе самоуправления (общество).

4. Объектом управления со стороны гражданского общества, являются все сферы социума:

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© А.Н. Смирнов, 2006

Социальный статус органов самоуправления

экономическая, экологическая, научная, художественная, педагогическая, управленческая, медицинская, физкультурная.

Создание Общественной палаты Федерального уровня - знаменательное событие в истории современной России. Впечатляет и то, что палата создана по инициативе высших органов власти. Не будем забывать и того, что этой инициативе властей способствовали 4 Всероссийских форума, посвященных по существу одной проблеме: единство власти, общества и бизнеса. Грубо говоря, эти три силы сегодня в России представляют 3 социальных субъекта, деятельность которых определяет становление Гражданского общества в стране. Отрицательное отношение к командно-директивному и охлократическому режимам существует у всех слоев населения. Преодоление автократии на основе естественного права и преодоление охлократии на основе позитивного права -это и тенденция, и перспектива развития России.

Необходимо учитывать, что в современной России существует более 650 тысяч общественных объединений, т.е. организаций, фондов, союзов, партий, ассоциаций и пр. внегосударствен-ного характера. Они все очень многообразны и типологически трудно определяемы: религиозные, художественные, научные, политические, медицинские, спортивные, образовательные, экологические и т.д. Все это формы проявления самодеятельности народа. Если власть со всеми се органами не справляется с регуляцией общественной жизни, то нужна помощь общества, общественных объединений. Достаточно вспомнить известные добровольные народные дружины (ДНД).

С теоретической точки зрения создание общественных объединений разного типа вполне согласуется с философским учением о праве, согласно которому в обществе существует наряду с позитивным, государственным правом и естественное право народа, право, на страже которого стоит общественное мнение, общество. Вероятно, закономерно говорить о том, что гражданское общество и может существовать на основе двух названных регуляторов: правовые нормы и общественные правила. Союз государства и общества, власти и народа, права и морали -основа движения к гражданскому обществу.

Следует отметить и специфику этих двух социальных сил: на стороне государства - власть, на стороне общества - интеллект. Особое место в этой системе занимает бизнес. Сила бизнеса -

финансовая. Но при этом необходимо различать бизнес и предпринимательство. Если цель бизнеса - финансовая, деньги и т.п., то цель предпринимательства - благо страны, ее развитие. Государство со всеми его органами и инструментами и должно поддерживать предпринимательство, а не бизнес по американскому образцу.

Общественная палата России и создана с целью поощрения, стимулирования отечественного предпринимательства с его социально-гуманитарными целями. Эти цели и ориентированы на развитие науки, образования, здравоохранения, искусства, спорта и т.д. Уже первые шаги деятельности Общественной палаты говорят об этом.

Разумеется, существует множество вопросов по данной проблеме: способ формирования общественной палаты, социальный статус палаты, типология ее комитетов, функции палаты, возможности ее трансформации. В частности, возникает вопрос об аналогичном создании общественных палат регионального характера. Полезно здесь учесть и опыт вечевых республик Руси, и опыт Земств и другие исторические примеры собственного развития.

В целом, надо положительно оценить становление подобных общественных органов самоуправления, именно самоуправления, поскольку это организации, руководствующиеся внутренними мотивами и творческим, нестандартным отношением к делу. Будущее за ними.

Самоуправление в самом широком смысле слова мы рассматриваем как противоположность управлению. И это основано на диалектической поляризации деятельности и самодеятельности в любой сфере общественной жизни. Мы уже привыкли к противопоставлению художественной деятельности и художественной самодеятельности, медицинской деятельности и медицинской самодеятельности (самолечение) и т.д. На наших глазах, особенно в системе России происходит процесс становления управленческой самодеятельности в форме самоуправления и на региональном, и на федеральном уровне. Самоуправление мы и рассматриваем как форму управленческой самодеятельности народа, общества, общественных объединений и организаций. Органы управления (государственные институты власти) должны и в правовых, и в общественных актах создавать возможности становления и развития органов самоуправления.

Реально в современной России под воздействием общественного мнения и самих органов

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

151

ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В.П. Полозова

власти происходит формирование самых различных органов самоуправления: это и федеральная Общественная палата, множество Палат старейшин, Молодежных парламентов, Общественных академий, Спортивных обществ, Экологических движений и т.д. Важно подчеркнуть, что эти органы самоуправления в любой сфере общества действуют в рамках Конституции РФ, а значит, могут формировать каналы взаимодействия с соответствующими органами власти. То есть создается реальное социальное поле взаимосвязи управления и самоуправления, что важно для становления гражданского общества.

Функциональный подход к характеристике органов самоуправления не может не опираться на общую концепцию функций управления: планирование, организация, руководство, контроль, регулирование. Эти функции, характеризующие разные задачи упорядочения социальных процессов, представлены и в системе самоуправления.

Только в каждом случае функция обретает самодеятельную форму: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование. Эффективность решения этих задач и определяет эффективность всей системы органов самоуправления. Это предполагает, разумеется, наличие управленческой культуры у субъектов самоуправления.

Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.

Это, прежде всего, необходимость исследования диалектической связи управления и самоуправления. Далее, это содержательный анализ структуры и функций самодеятельных органов управления и их правовой статус.

Наконец, нуждается в систематической обработке огромный опыт становления, часто совершенно новых для страны органов федерального, регионального и местного самоуправления.

В.П. Полозова

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО ОДНОВРЕМЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СВОБОДНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЕННОМ МИРЕ

Собственно исторические способности и потребности человека как его сущностные силы неотделимы друг от друга. Человек как существо разумное имеет способность и потребность превращать в условие и средство своего существования любое образование мира и, следовательно, неограниченно создавать адекватную среду обитания. Как пишет, например, В.И. Табаков, благодаря своему разуму человек раз и навсегда выбрался за пределы экологической ниши, т.е. за пределы животного способа существования и развития. Он ставит себе на службу определенные внешние природные силы (средства освобождения) и тем самым одновременно попадает в зависимость от них, освобождается при помощи новых средств, опять же попадая в зависимость от них, и вынужден искать новые средства для освобождения от этой зависимости... И этому процессу нет конца. Человек как вечный творец созидает своими силами вечно не завершаемую экологическую нишу. При этом любая внечеловеческая природная сила, использованная им для освобождения от

любой обреченности, является для него не только средством освобождения, но одновременно и средством новой зависимости [2, с. 363]. Например, когда на нашей планете около 3,5 миллиона лет назад произошло резкое похолодание климата, и, как следствие, площади тропических лесов стали стремительно сокращаться, ужесточилась борьба за ресурсы между близкими видами животных, употреблявшими растительную пищу, и наши предки австралопитеки проиграли эту борьбу, в результате чего оказались вытесненными за пределы тропических лесов в саванну. По идее, они должны были бы погибнуть, поскольку не были приспособлены к условиям жизни в новой экологической и весьма опасной нише. И кто бы мог предсказать, что эти слабые существа, находившиеся на пороге гибели, через относительно небольшое геологическое время станут властителями планеты! Оказавшись в неприветливой и опасной саванне, лишенные деревьев, способных спасти их от хищников, наши далекие предки вынуждены были научиться передвижению на задних конечностях, при котором передние -

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© В.П. Полозова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.