1. Задания с более или менее одинаковой трудностью.
2. Задания с различной степенью трудности.
Второй вид способствует индивидуализации обучения, помимо прочих активизирующих факторов ставит студентов перед такой ситуацией, когда они должны оценивать свои возможности: студентов провоцируют оценивать свои силы. Исследования М. М. Левиной и Е. Ю. Кирилловой показали, что с помощью выборочных заданий можно сделать самооценку ученика более адекватной (М. М. Левина, Е. Ю. Кириллова, 1973; Е. Ю. Кириллова, 1974).
Таким образом, для дидактической подготовки студентов в процессе индивидуализации обучения необходимо практиковать использование более оптимальных методов обучения: проблемное обучение, программированное, эвристический и исследовательские методы, чаще всего эти методы применяются в профилирующих дисциплинах, проведении практических занятий, также введение в процесс обучения учебно-дидактических, познавательных заданий, формулирующих педагогические способности к будущей профессиональной деятельности, поскольку в ходе решения задач происходит индивидуализация обучения решения данных задач, происходит индивидуализация обучения студентов.
Дидактическая подготовка, по существу, охватывает всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и проведением
УДК 81'27
учебного процесса, т.е. определяет процессуальный аппарат дидактической подготовки будущего специалиста.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190 с.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. -96 с.
3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1956. - 239 с.
4. Загвязинский В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе. Интенсификация учебного процесса. - Челябинск, 1982. - 16 с.
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
6. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: ЛТУ, 1980. -172 с.
7. Лернер И.Л. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
8. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 186 с.
9. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань, 1972. - 551 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЯЗЫКОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Лоова Э.С., кандидат филологических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова»
SOCIAL STATUS AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON AND LANGUAGE CATEGORY
Loova E.S., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M.Kokov»
Статья посвящена проблемам анализа социального статуса как социокультурного феномена и языковой категории. В ней делается попытка анализа социального статуса и социальной роли с точки зрения социолингвистики, социологии, социальной психологии. Понятие социального статуса человека рассматривается в нескольких
планах: социально - экономическом, ролевом, нормативном, этнокультурном и т.д.
This article is devoted to the problems of analysis of the social status as sociocultural phenomenon and language category. An attempt is made to analyze the social status and social role from the point of view of sociolinguistics, sociology, social psychology. The
notion of social status of a man is investigated on different plans - economic, role-status, normative, eth-Ключевые слова: социальный статус, общество, стиль жизни, социальная роль, культурные традиции, социолингвистика, общественная жизнь.
Социальные номинации человека составляют ядро социальной лингвистики. Основные термины и понятия социолингвистика заимствовала из социальной психологии и социологии. Важнейшие из них - социальный статус и социальная роль.
Социальный статус - это системное образование в том смысле, что его составляющие имеют структурную организацию, взаимосвязаны и взаимообусловлены иерархически; статус детерминирован внешними и внутренними факторами. ^ово «статус» восходит к латинскому слову «status»- "положение" и означает чью-то позицию в обществе, возлагающую на личность как гражданина права и обязанности в пределах политического сообщества [1].
Социальный статус человека имеет субстанциональное и реляционное измерение. В первом случае имеются в виду независимые и усвоенные характеристики человека - пол, возраст, национальность, культурное и социальное происхождение, с одной стороны, и образование, профессия, степень владения языком - с другой стороны. Во втором случае рассматривается соотносительное положение в социальных структурах, выражаемое в терминах социального и ситуативного неравенства -
отношения между вышестоящим и нижестоя-
[2]
щим .
Во-первых, принято различать "предписанный статус" и "достигаемый статус". Предписанный или врожденный статус обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Достигаемый статус относится к позиции, которая может быть достигнута собственными усилиями личности, например, через саморазвитие, получение образования, достижение успехов в профессиональной деятельности, изменение социальной принадлежности.
Во-вторых, проводится различие между субъективным и объективным статусом или между самоощущением статуса и извне определяемой статусной позицией. Статусные раз-
1 Turner R.E., Edgley C. Funerals in America // Hare A.P., Blumberg H.H. Dramaturgical Analysis of Social Interaction. - New York: Praeger, 1988.
2 Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК
«Гнозис», 2002.
nocultural etc.
Key words: social status, society, lifestyle, social role, cultural traditions, sociolinguistics, public life.
личия зависят также от осознания ранжирования по престижу[3].
Большинства присущих ему статусов человек добивается сам; такие статусы называются приобретенными. Статус студента приобретается путем успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз, статус чемпиона - путем победы в соревновании, статус мужа - путем вступления в брак. Другие статусы - такие, как пол, этническая или расовая принадлежность, мы получаем при рождении; социологи называют их приписанными статусами. Некоторые приписанные статусы человек получает позже (статус старшей дочери - при рождении в семье второй дочери, статус совершеннолетнего - по достижении определенного возраста). Суть приписанных статусов заключается в том, что они достаются человеку автоматически, помимо его воли и желания и, будучи полученными, как правило, сопровождают его на протяжении всей жизни. Если возможна утрата приписанного статуса, то она происходит по определенным правилам и также помимо воли индивида (таков, например, статус военнообязанного).
Некоторые статусы совмещают в себе свойства приобретенных и предписанных: человек вкладывает значительные усилия в подготовку и защиту диссертации, но полученная в результате ученая степень остается на всю жизнь. Такими же являются статусы мастера, талантливого человека. Другой пример - статус преступника: приписывается он по решению суда, но приобретается противоправным поведением индивида. Статус лентяя или безответственного человека приписывается благодаря образу жизни, который ведет человек. Некоторые статусы ситуативны, имеют кратковременный характер: пассажир трамвая, покупатель в булочной, человек, выступающий на профсоюзном собрании или научной конференции. Значимость большинства таких статусов подкрепляется их периодической возоб-новляемостью.
Всякий статус подразумевает права, обязанности и соответствующее ему нормативное
3 Turner R.E., Edgley C. Funerals in America // Hare A.P., Blumberg H.H. Dramaturgical Analysis of Social Interaction. - New York: Praeger, 1988.
поведение. Статус студента подразумевает посещение занятий, прохождение практики, право пользования библиотекой своего вуза, сдачу экзаменов и многое другое. Статус преподавателя - компетенцию в соответствующей дисциплине, исследовательскую деятельность, определенные педагогические навыки, посещение заседаний кафедры и т.п. От человека, обладающего тем или иным социальным статусом, окружающие ожидают определенного
[41
поведения, соответствующего этому статусу .
Поведение человека в обществе обусловлено его социальным статусом по аналогии с поведением других людей, занимающих такую же социальную позицию. Социально ожидаемое поведение, которое обусловлено статусом человека в обществе, - это социальная роль. Роли могут определяться еще как "совокупность социально детерминированных атрибутов и ожиданий, ассоциирующихся с социальными позициями". Роль - это набор ожиданий, характеризующих позицию личности в обществе.
В пределах такой терминологии социальный статус является как бы статической стороной роли. Одному статусу может соответствовать несколько ролей: например, ожидания в отношении человека со стороны членов семьи, коллег, руководителя учреждения, в котором этот человек работает. Комплекс ролей, «привязанных» к одному статусу, называется ролевым набором.
Многие роли, характерные для данного общества, имеют специальные обозначения в языке: отец, жена, сын, одноклассник, сосед, учитель, покупатель, пациент, пассажир, клиент, председатель собрания и т.п. Все взрослые члены общества более или менее хорошо знают, чего ожидать от поведения человека при исполнении им каждой из подобных ролей, так что даже простое произнесение названия роли обычно вызывает в сознании говорящего и слушающего представление о комплексе свойственных этой роли прав и обязанностей.
Ролевые ожидания не зависят от конкретного человека, а формируются вместе с тем типом социальной системы, в рамках которой эта роль существует; однако это верно лишь при абстрактном рассмотрении статусов и связанных с ними ролей. Реальный индивид, получив определенный статус, начинает осваивать соответствующие роли; социологи называют этот процесс интернализацией роли (от лат.
4 Turner R.E., Edgley C. Funerals in America // Hare A.P., Blumberg H.H. Dramaturgical Analysis of Social Interaction. - New York: Praeger, 1988.
internus 'внутренний'). Несмотря на то, что совокупность ожиданий, присущая той или иной роли, состоит из набора констант, предписывающих индивиду определенное поведение, интернализация ролей каждым человеком происходит через призму его личного опыта и под влиянием той микро- и макросреды, к которой он принадлежит. Поэтому и исполнение ролей, как обусловленных постоянными и долговременными социальными характеристиками индивида, так и проигрываемыми в той или иной стандартной ситуации, варьирует от личности к личности, от одной социальной группы к другой. Важно, однако, что эта вариативность находится в определенных пределах - пока она не противоречит ожиданиям, присущим данной роли, и не нарушает некоторых социальных норм [5].
Социальная система навязывает носителю статуса принятые в ней нормативные понимания его ролевого набора. Однако человек обладает известной свободой переработки стандартных ролей «под себя», в соответствии с собственным толкованием типового поведения, в соответствии с вновь приобретенным им статусом. Представления о типичном исполнении той или иной социальной роли складываются в стереотипы; они составляют неотъемлемую часть ролевого поведения. Стереотипы формируются на основе опыта, частой повторяемости ролевых признаков, характеризующих поведение, манеру говорить, двигаться, одеваться и т.п. В языке существуют даже устойчивые выражения, отражающие наши представления о типичном речевом поведении человека в той или иной социальной роли: оставь свой прокурорский тон; кричит, как базарная торговка; говорит, как учитель; тоном провинившегося школьника и т.п. Если интернали-зация роли становится чересчур радикальной, ее носитель подвергается в обществе непониманию и осуждению. Таким образом, социальная система способствует устойчивости социальных стереотипов.
Статусные позиции в обществе обычно иерархически ранжированы с точки зрения объема привилегий и престижа. Более того, измерения, с помощью которых определяется чей-то статус в обществе, многомерны, а отношения между самими измерениями могут быть изменчивы и сложны.
Собрав и проанализировав данные социологии, социальной психологии и социолингви-
5 Turner R.E., Edgley C. Funerals in America // Hare A.P., Blumberg H.H. Dramaturgical Analysis of Social Interaction. - New York: Praeger, 1988.
стики, понятие социального статуса человека В.И.Карасик рассматривает в нескольких планах: социально-экономический, социометрический, ролевой, дистанционный, нормативный
(оценочный), этнокультурный, динамический,
- [6]
типологический .
Социально-экономический план статуса отражается в жизненных стилях людей. Социально-экономические параметры стиля жизни включают: центральные ценности жизни; тип семьи (семья-клан, ядерная семья -супруги и несовершеннолетние дети, сообщество родственников и соседей); доминирующая роль в семье; лучший возраст; отношения между поколениями; отношение к образованию; отношение к общению, месту жительства, досугу; яркие характеристики бытия.
Социометрический план статуса - это шкалирование общественных групп и слоев населения на основании ряда критериев, к которым обычно относят род занятий и источник дохода, происхождение, образование, тип жилища и др.
Ролевой план статуса проявляется в том, что статус обобщает множество социальных ролей. Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека. Ролевое поведение есть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. Ролевое поведение строится по образцу и имеет границы: исполнитель роли наделен определенной степенью свободы действий. Исполнители ролей должны следовать определенным нормам поведения.
Выделяются социальные, межличностные и внутригрупповые роли (командир, раб, отец -друг, подопечный, партнер - лидер, чудак, подозрительный), статусные, позиционные и ситуационные роли (пол, возраст, класс; "пассажир", "порядочный человек", "гость"), микросоциальные и макросоциальные роли. Сопоставление роли и статуса позволяет выделить стабильность и векторную направленность ("выше - ниже") в качестве основных характеристик статуса.
Дистанционный план статуса выражается в актуализации отношений неравноправия между участниками общения. Дистанцирован-ность как показатель статуса может также выражаться в особом отношении человека к своей роли и статусу. Существуют различные показатели дистанцированности: территория, ритуалы, церемониальное поведение, объяснение
6 Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК
«Гнозис», 2002.
очевидных вещей, намеренно грубое или провокационное поведение и др. Дистанционный аспект статуса выражается также в субъективной оценке своего статуса и статуса партнера. В общении пересекаются субъективные и объективные статусные оценки и самооценки. Отмечено, что в субъективной статусной оценке (и самооценке) на первый план выдвигается чувство принадлежности к определенному сообществу. Усвоенные характеристики статуса (образование, профессия, экономический уровень жизни) не меняют статусную оценку людей с низким статусом по независимым характеристикам (раса, национальность, возраст).
Нормативный (оценочный) план статуса раскрывается в понятиях привилегий, престижа и уважения. Престижное поведение - это поведение, которое считается положительным образцом для той или иной общественной группы или общества в целом.
Распределение различных социальных вознаграждений среди людей, занимающих различное общественное положение, является универсальным фактом общественной жизни. Эти социальные вознаграждения сводятся к трем типам - власть, богатство и престиж, и проявляются в трех способах - непосредственное потребление, символическое потребление и обмен. Престиж является базовым символом социального статуса.
Престиж - это, с одной стороны, субъективная оценка и субъективное переживание своего статуса индивидом и, с другой стороны, это - социальная величина, структурирующая общество. Престиж - это социально-психологическая категория: индивид или социальная группа могут пользоваться им до тех пор, пока их требования престижа признаются другими, желающими выразить им почтение. Следовательно, статусные различия зависят от осознания ранжирования по престижу.
Оценочный аспект статуса выражается и как уважение. Уважение связано с такими понятиями, как престиж, честь, слава, достоинство, стыд, бесчестье, бесславье. Уважение определяется характеристиками, которые являются социальными правами на уважение: 1) занятием; 2) богатством и его типом; 3) доходом и способом его получения; 4) стилем жизни; 5) уровнем образования; 6) политической или корпоративной властью; 7) близостью к лицам или позициям, пользующимся политической или корпоративной властью; 8) родственными отношениями; 9) представительскими функциями от имени своего сообщества по отношению к внешним сообществам; 10) владением
"объективными свидетельствами" уважения,
[7]
такими, как титул или ранг .
Наиболее почитаемы в обществе: богатство (если оно связано с определенным стилем жизни), стиль жизни (если он является проявлением символических ценностей общества), образование (в силу того, что оно позволяет занять престижное положение в обществе).
Этнокультурный план социального статуса активно разрабатывается в этнографии, антропологии и культурологии. Выражение статусных отношений весьма специфично в различных культурах и языках. Специфика статусных отношений базируется на нормативной системе общества. Так, нищета является осуждаемой и презираемой во многих социумах, однако в определенных религиозных сообществах статус нищего внушает уважение. Статусные отношения своеобразны в различных субкультурах одной культуры, в разных социолектах одного языка.
Динамический план социального статуса объединяет две проблемы, связанные с изменением статуса человека. Филогенетический (диахронический) анализ статусных отношений в том или ином обществе позволяет увидеть изменение общественных норм и правил поведения применительно к социальной иерархии.
Онтогенетический анализ социального статуса - это анализ социализации человека как подрастающего члена общества.
Типологический план социального статуса человека: выделение системы статусных констант, свойственных любому человеческому сообществу определенной ступени развития, определение необходимых и случайных, первичных и вторичных, явных и опосредованных признаков статуса, освещение вариативности статусных признаков, их нейтрализации и усиления.
Таким образом, статус - это позиция в социальной структуре, по которой индивид в соответствии с приписываемым или достигаемым критерием оценивается с точки зрения престижа или знатности (honour) . Эта оценка будет как личностной, так и объективной, поскольку самооценка тесно связана с внешней оценкой, которую индивид получает в соответствии со своим местоположением в общественной иерархии.
Статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности. Исходя из этого, можно выделить два соответст-
7 Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
вующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-социальных прав (гражданский компонент статуса). По его мнению, статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающими из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Следовательно, статус человека в обществе имеет культурное основание, воспроизводится через культуру, поддерживается через культурные традиции.
В современном понимании социальный статус - это позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями [8]. Ожидаемое поведение человека, обусловленное социальным статусом, называется социальной ролью. То есть статус -это комплекс постоянных социальных и социально-демографических признаков, характеризующих индивида. Статус в отличие от роли, ориентированной на ситуацию, связан со стратификационной вариативностью. Языковыми коррелятами этих признаков могут быть как литературный язык, так и социальные, социально-профессиональные, территориальные диалекты, групповые и корпоративные жаргоны, арго и др.
Между статусом и ролью существует двусторонняя связь. Статус является одним из важнейших детерминантов ролевых отношений. Однако ролевые отношения могут, в свою очередь, служить импульсом, приводящим в действие механизм актуализации фразеологизмов и так называемой модернизации известных идиом.
Итак, являясь одним из основных понятий социолингвистики, социальный статус человека обусловлен социально-экономическими и культурно-этическими характеристиками общества, с одной стороны, и ролевыми, дистанционными, нормативными характеристиками социальной стратификации, с другой стороны.
Литература
8 Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001.
1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика/ Под общ. ред. М.А. Галагу-зовой. М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
3. Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национально- культурная специфика речевого и нерече-УДК 617.7-007.681
вого поведения //Национально-культурная специфика речевого поведения М.: Наука, 1977.
4. Turner R.E., Edgley C. Funerals in America // Hare A.P., Blumberg H.H. Dramaturgical Analysis of Social Interaction. - New York: Praeger, 1988.
ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГЛАУКОМЫ ПРИ ПАТОЛОГИИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
Хацуков Б. Х., доктор медицинских наук, народный врач КБР Рубаев А. Ю., кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории
Институт Информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН
PATHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF GLAUCOMA IN THE PATHOLOGY OF THE CERVICAL SPINE
Hatsukov V.H., Doctor of Medical Sciences, People's Doctor of KBR Rubaev A.U., Candidate of Medical Sciences ,doctor of the highest qualification category
Institute of Informatics and problems of regional control of Kabardino-Balkarian Scientific Centre RAS
Проведен анализ показателей гидродинамики глаза и головного мозга у больных глаукомой.
Ключевые слова: глаукома (ПОУГ), внутриглазное давление.
Патогенез первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ) является многофакторным сложным процессом. В её развитии определенную роль играют нейроциркуляторные нарушения, запускаемые дисфункцией вегетативной нервной системы. Было показано, что у пациентов с ПОУГ тонус парасимпатической нервной системы преобладает над тонусом симпатической. Одним из возможных вариантов является угнетение симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС)при патологии шейного отдела позвоночника. Учитывая близость к позвоночному столбу симпатических нервных образований, можно предположить, что деформации позвоночника, различные структурные изменения позвоночных дисков, оказывая компрессию в проекции симпатических центров, могут вызвать нарушение проведения импульсов [1-9].
Гипокинезия является отличительной чертой жизни современного человека. Уменьшение мышечных нагрузок, длительное вынужденное положение тела и головы приводят к детренированности мышц шейного отдела, ослаблению их рессорной функции, усилению
The analysis of the performance of hydrodynamics eyes and brain in patients with glaucoma
Key words: glaucoma (PОAG), intraocular pressure.
нагрузки на межпозвоночные диски, суставы и связки. Заболевания центральной нервной системы вертеброгенного характера по распространенности среди населения в настоящее время уступают лишь острым респираторным заболеваниям. Болезни позвоночника встречаются у 65-80% населения старше 50 лет.
Возникновению глазной симптоматики способствуют анатомические особенности церви-кального отдела. Это самая подвижная и наиболее уязвимая часть позвоночника, в норме описывает правильную дугу выпуклостью вперед — лордоз. Два верхних (вращательных) позвонка существенно отличаются от остальных (сгибательных). I шейный позвонок — атлант соединен с затылочной костью двумя суставами и удерживает на себе череп. II шейный позвонок имеет зубовидный отросток, направленный вверх, на него как бы нанизан атлант. Благодаря этому непарному суставу между атлантом и зубом II позвонка голова поворачивается в стороны. Остальные 5 шейных позвонков соединены между собой дисками и отростками. В обеспечении двигательной функции этой части позвоночника огромную